Зеленая нить развивающаяся из споры мха. Из спор зеленого мха

Ч. 1

Урок 37 Мхи.

Отдел мохообразные представляет собой своеобразную группу растений, занимающих промежуточное положение между водорослями и собственно наземными растениями. Отдел мохообразных объединяет около 35 000 видов на всем земном шаре. Издали мхи напоминают ковёр или мех зеленоватого, красного или бурого цвета. Вблизи можно увидеть, что ворсинки ковра – это стебельки с листочками. Листочки мхов состоят обычно из одного слоя клеток. Стебли мхов выносят листья к свету. У многих мхов на стеблях есть тонкие выросты – ризоиды, которыми они цепляются за грунт.

Название «мох» ошибочно применяют к ряду растений, не относящихся к мохообразным. Мох, растущий на коре деревьев с северной стороны, - это в действительности водоросль, «олений мох» - лишайник, а «испанский мох», свисающий с деревьев на юге США, - семенное растение, близкое к ананасу.

Мохообразные, или бриофиты - очень древние наземные растения. Они появились почти одновременно с риниофитами, но дожили до наших дней. Это наиболее примитивные современные высшие споровые растения .


  • Все представители мохообразных - многолетние .

  • Достаточно мелкие растения , высота которых обычно составляет 10-20 см.

  • Тело мхов состоит из тканей, но настоящих сосудов не имеет .

  • Тело мхов - в виде слоевища либо расчлененное на стебли и листья .

  • Настоящих типичных корней мхи не имеют .

  • Роль корней у них выполняют тонкие волоски, называемые ризоидами , поглощающими из почвы йод и соли.

  • Мхи имеют хлорофилл, фотосинтезируют .

  • Живут на суше, в сырых местах, реже - в воде .

  • Размножение у мхов происходит тремя способами: бесполым (спорами), половым и вегетативным .

  • Бесполый и половой способы развития чередуются .

Строение мха кукушкин лен.

Зелёный мох кукушкин лён – небольшое растение, обычно не более 20 см. У кукушкина льна стебли буровато-зелёные, неветвящиеся, густо покрыты узкими листьями. Мхи растут густыми дернинками.

Строение мха сфагнума

Издревле на Руси срубы собирали «на мох». Благодаря гигроскопичности (способности впитывать и отдавать влагу из окружающего пространства) мха создается естественная вентиляция пазов, дерево внутри сруба не разрушается.

Сфагнум является образующим растением сфагновых болот. Сфагнум растет очень медленно, до 3 см за год.

Рассмотрим зелёный мох сфагнум. Обратите внимание на стебель . Он обильно ветвиться, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны горизонтально – торчащие; другие свисают – свисающие, третьи – образуют подобие головки – верхушечные. На концах верхних ветвей образуются маленькие коробочки. В них образуются споры . Ризоидов нет .



Сфагнум поселяется на влажных местах, способствует быстрому заболачиванию территории, так как способен активно поглощать и удерживать влагу. Благодаря чему? Рассмотрим строение листа сфагнума. Найдем узкие хлорофиллоносные клетки. Между ними находятся широкие бесцветные водоносные клетки, в которых находятся поры. Сфагнум поглощает воду специальными водоносными клетками, которые способны накапливать в 20-30 раз больше массы самого мха.

Водоносные клетки называют мертвыми. От них зависит цвет сфагнума, поэтому его часто называют белым мхом.

Строение мха маршанция


  • Это многолетнее растение

  • имеет зеленое лентовидное с лопастями слоевище , которое стелится по земле.

  • В длину таллом может достигать 10 см, ширина составляет 1-2 см. Внутри слоевища имеются особые воздушные камеры, которые наполнены ассимиляционной тканью. Эти камеры сообщаются с внешней средой через боченковидные устьица.

  • На верхней ромбически-испещренной поверхности заметны корзиночки с выводковыми почками, предназначенными для вегетативного размножения .

  • На нижней стороне слоевища расположены чешуйки и ризоиды, служащие для прикрепления растения к почве .
Рассмотрим размножение мха кукушкин лен.

В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит, растение на котором образуются половые клетки. Когда рост гаметофита заканчивается и он оказывается подготовленным к размножению, на верхушке стебля - в середине розетки листьев - развиваются половые органы: антеридии (от греч. «антерос» - цветущий) - мужские половые органы, в которых развиваются подвижные гаметы - сперматозоиды и архегонии (от греч. «архе» - начало и «гоне» - рождение) - женские половые органы, в которых образуется неподвижная женская гамета - яйцеклетка .

В период половодья или обильных дождей мужские клетки - сперматозоиды подплывают к яйцеклетке , где и происходит их слияние . После оплодотворения образуется зигота (от греч. «зиготос» - соединенный вместе) начальная стадия развития зародыша. Из оплодотворенной зиготы на следующий год развивается спорофит, растение на котором образуются споры. Он состоит из коробочки, покрытой колпачком, на длинной безлистной ножке - спорогоне (спорофоре).

Когда колпачок спадает, из созревшей коробочки выпадают споры и, попав в благоприятные условия, прорастают в зеленую разветвленную нить - предросток (протонему). На нем образуются почки, а из них вырастают мужские и женские экземпляры кукушкина льна. Таким образом, в жизненном цикле развития мхов происходит чередование полового и бесполого поколений.

Бесполое поколение (спорофит) вырастает на гаметофите (растении полового поколения) и питается за его счет.

Сфагновые мхи - источник образования торфа. Окаменевшие остатки сфагновых мхов найдены в отложениях уже раннего Пермского периода. На территории России распространено более 400 видов мхов, из которых сфагнум имеет наибольшее экологическое значение.

Значение мхов


Положительное значение

Отрицательное значение

  • Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии (растения - пионеры).

  • Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

  • Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

  • Мхи (сфагнум) используются в строительстве.

  • Сфагновые мхи выделяют вещества, губительно действующие на бактерии, и поэтому задерживают процессы гниения всех отмерших остатков.

  • Высушенные сфагновые мхи во время Первой и Второй мировой войн использовали как перевязочный материал вместо ваты, так как они обладают антибактериальными свойствами и очень гигроскопичны (способны поглощать влагу).

  • Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.

  • Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Домашнее задание


  1. Выучить конспект.

  2. Выполнить тест.
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите цифровые обозначения правильных суждений.

1. Мхи - споровые растения.

2. У большинства мхов имеются ризоиды.

3. Ризоиды у мха-сфагнума образуются весной.

4. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается отдельно от полового

поколения (гаметофит).

5. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.

6. Из спор у мхов развивается бесполое поколение (спорофит).

7. Зеленые мхи, к которым относится кукушкин лен, - листостебельные

растения.

8. Мох-сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.

9. Дернины сфагнума ежегодно отмирают в их нижней части.

10. Водоносные клетки в листьях сфагнума защищают хлорофиллоносные клетки

от механических повреждений.

11. Быстрое развитие болота в местах, где произрастает сфагнум, связано с

его высокой способностью поглощать и удерживать воду.

12. Воду сфагнум всасывает непосредственно стеблем и листьями.

13. У сфагнума зеленые клетки составляют 2/3 поверхности листа.

14. Листья у мха-сфагнума состоят из одного слоя клеток.

15. На женских растениях сфагнума развивается по одной коробочке со

16. Обыкновенный кукушкин лен достигает в длину 30-40 см.

17. В листьях кукушкина льна водоносных клеток меньше, чем в листьях у

сфагнума.

18. Листья у кукушкина льна состоят из двух слоев клеток.

19. В листьях кукушкина льна имеются средние жилки.

20. Кукушкин лен - двудомное растение.

21. У кукушкина льна коробочка со спорами покрыта войлочным колпачком.

22. Молодые растения кукушкина льна развиваются из почек, образующихся на

разветвленной нити (протонемы), которая в свою очередь развивается из споры.

Вопрос 1. Что такое ризоиды?

Ризоиды - нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов.

Вопрос 2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Водоросли относятся к низшим растениям, т.к они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Вопрос 3. Что такое спора?

Споры – микроскопические зачатки низших и высших растений, имеющие разное происхождение и служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях. В биологии понятие «спора» подразделяется на:

* споры бактерий, служащие для пережидания неблагоприятных условий;

* споры растений, споровиков и грибов, служащие для размножения.

Лабораторная работа № 10. Строение мха.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Стебель прямостоячий не разветвленный. Длина стебля составляет 12см, но может достигать 30-40 см. Стебли густо покрыты листьями. На верхушке есть коробочка со спорами. В низу стебля есть выросты – ризоиды.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья ввогнутые тёмно-зелёные, имеют обхватываюий стебель черешок. Каждый лист на верхней своей поверхности имеет ассимиляционные пластиночки и крупную основную жилку. Лист похож на толстоватую иголочку и на миниатюрные растения льна. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек.

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

У мха неветвистый стебель.

На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?


Растение образует многочисленные споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха. Из каждой споры при благоприятных условиях развивается побег с небольшой продолжительностью жизни, который выглядит как коробочка (спорангий) на ножке.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Различия: у водорослей нет корней, их тело представлено слоевищем. У мхов появляются ризоиды. Водоросли живут только в водной среде, мхи живут только во влажной среде. У мхов есть стебли и листья, но их нет у водорослей.

Сходства: в клетках есть пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), поэтому могут осуществлять фотосинтез. Неограниченно растут в течении всей жизни. Неподвижны.

7. Запишите свои ответы на Вопросы.

Вывод: мхи по сравнению с водорослями более развиты. Они уже могут находиться не в воде, а во влажной среде. Уже появляются стебли и листья.

Вопрос 1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

Вопрос 2. Каково строение кукушкина льна?

Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды (от греческих слов «сперма» - семя, «зоон» - живое существо и «эйдос» - вид). У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха - кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

Вопрос 3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Кукушкин лен – зеленый мох, сфагнум - светло-зеленый мох, торфяной. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума - есть ветви трех видов, в листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачок и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума – обоеполые. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5.

Вопрос 4. Чем мох отличается от водоросли?

Мхи более сложно организованы, чем водоросли. Среди водорослей есть большая группа одноклеточных, все мхи – многоклеточные организмы. Большинство водорослей живет в водной среде, большинство мхов – на суше, но с высоким процентом влажности. Тело мха дифференцированно на органы, лишь у самых развитых водорослей можно наблюдать что-то похожее на ткани. У мхов есть внешние отличия между мужскими, женскими особями, между половым и бесполым поколением. У водорослей все особи одного вида одинаковы. Мхи не могут размножаться вегетативно, а водоросли могут. Мхи имеют стебли и листья, как все высшие растения, а у водорослей таллом.

Вопрос 5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы. Некоторые животные питаются мхом.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не бывают высокими потому что в местах, где они произрастают очень "бедная" почва. Морозы и сильный ветер - довольно неблагоприятные условия для существования. У мхов нету проводящей системы и, как следствие, ограниченный рост в высоту.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.


В клетках листа присутствуют два вида клеток. Узкие зеленые клетки, в которых происходит фотосинтез (есть хлорофилл), соединены концами и образуют сетчатую структуру, в которой происходит движение органических веществ. Между ними находятся крупные прозрачные мертвые клетки, от которых остались только оболочки (в них вода).

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

Риччия начнет развиваться, т.к. условия благоприятные (от влажного и теплого воздуха, света). У плавающей риччии ризоидов нет, но на сырой почве она может их образовать.

Если растить риччию в воде, то если температура ниже, чем 20°С, рост риччии замедляется, но внешний вид остается привлекательным. Также надо знать, что оптимальной для этого растения считается мягкая вода, жесткость которой не должна превышать 15 единиц, но если этот показатель выше 8, это уже негативным образом сказывается на росте. Допустимый уровень pH – 4-8.

Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства: 1) морфология; систематика; 3) экология; 4) ботаника. Способность

растений скрещиваться и давать плодовитое потомство – это основной признак: 1) рода; 2) отдела; 3) класса; 4) вида. Если на гаметофите развиваются только архегонии, то он называется: 1) обоеполым; 2) мужским; 3) женским; 4) спорофитом. Что представляет взрослое растение у голосеменных: 1) спорофит; 2) гаметофит; 3) слоевище; 4) архегоний. Назовите структурные компоненты клеток зелёных водорослей, в которых происходит фотосинтез: 1) вакуоли; 2) хлоропласты; 3) хромотафоры; ; 4) ядра. Назовите зелёную водоросль, у которой имеется красный «глазок» для восприятия света: 1) хлорелла; 2) хламидомонада; 3) спирогира; 4) улотрикс. Что можно сказать о наличии жгутиков у хламидомонады: 1) отсутствуют; 2) есть 2 жгутика; 3) есть 4 жгутика; 4) имеются реснички. Как называется тело ламинарии: 1) корпус; 2) хроматофор; 3) слоевище; 4)эндосперм. Назовите способ размножения хламидомоныды, при котором образуются зигота: 1) бесполое; 2) половое. Что из перечисленного характерно для кукушкина льна: 1) имеет корни; 2) многолетнее растение; 3) однодомное растение; 4) относится к покрытосеменным. Назовите особенность, характерную для сфагнума: 1) каждый лист состоит из клеток двух разных типов – зелёных живых и бесцветных мертвых; 2) хорошо развиты ризоиды; 3) крупные широкие листья; 4) споры не образуются. Что образуется из проросшей споры у кукушкина льна: 1) зигота; 2) зародыш; 3) протонема; 4) зрелое растение. Какие растения относят к семенным: 1) моховидные; 2) плауновидные; 3) хвощевидные; 4) папоротниковидные; 5)хвойные. Назовите стадию развития папоротника, из которой формируется заросток: 1) спора; 2) зигота; 3) зародыш; 4) яйцеклетка. Назовите растение, у которого развиваются весенние спороносные и летние фотосинтезирующие побеги: 1) папоротник щитовник мужской; 2) плаун булавовидный; 3) хвощ полевой; 4) кукушкин лён. Как называют орган, в котором у папоротника развиваются сперматозоиды: 1) архегоний; 2) антеридий; 3) спорангий; 4) семенник. Где у хвоща полевого в основном происходит фотосинтез: 1) в стеблях; 2) в листьях; 3) в корневище; 4) в спороносных колосках. Назовите особенность расположения хвоинок сосны обыкновенной: 1) отходят непосредственно от молодых ветвей; 2) отходят от мелких чешуйчатых бурых листочков; 3) отходят от укороченных побегов; 4) отходят крупным пучком. Где у сосны образуются яйцеклетки и питательная ткань – эндосперм: 1) на чешуйках мужских шишек; 2) в спорангиях; 3) в семязачатках; 4) на заростке. Сколько лет живут хвоинки лиственницы: 1) менее 1 года; 2) 2-3 года; 3) 4-5 лет; 4) 5-7 лет. Назовите значение хвоинок сосны: 1) увеличивают фотосинтезирующую поверхность; 2) защищают от поедания животными; 3) позволяют экономить воду и легко переносить засуху; 4) не затеняют ближайшие хвоинки. Назовите структуру у сосны обыкновенной, оболочка которой формирует два пузырька, наполненные воздухом: 1) семязачаток; 2) пылинка; 3) чешуя женских шишек; 4) семя.

Что из перечисленного ниже для хвойных не характерно: 1) образование семян; 2) образование смолы; 3) образование мужских и женских шишек; 4) настоящие сосуды, обеспечивающие быстрое перемещение воды.

1931. Какую функцию в клетке выполняет клеточный центр?
А) формирует большую и малую субъединицы рибосом
Б) формирует нити веретена деления
В) синтезирует гидролитические ферменты
Г) накапливает АТФ в интерфазе

1932. Для определения влияния условий жизни на фенотип человека проводят наблюдения за однояйцевыми близнецами, так как
А) они гомозиготны по всем аллелям
Б) они имеют внешнее сходство с родителями
В) у них одинаковый набор хромосом
Г) они имеют одинаковый генотип

1933. Какое явление наблюдается при скрещивании двух чистых линий между собой и получения в результате высокоурожайного гибрида?
А) полиплоидия
Б) гетерозис
В) экспериментальный мутагенез
Г) отдаленная гибридизация

1934. Преобразование квантов света в нервные импульсы происходит в
А) роговице
Б) сосудистой оболочке
В) сетчатке
Г) стекловидном теле

1935. Зеленая нить, развивающаяся из споры мха, свидетельствует о
А) наличии полового размножения у мхов
Б) клеточном строении мхов
В) появлении у мхов хлорофиллакласс
Г) родстве мхов и водорослей

1936. Биосфера — открытая система, так как в ней
А) используется энергия Солнца
Б) однородные условия существования организмов
В) организмы объединены биотическими связями
Г) биогеоценозы не имеют четких границ

1937. У папоротников, в отличие от мхов,
А) из проросшей споры развивается заросток
Б) происходит чередование полового и бесполого поколений
В) бесполое размножение происходит с помощью спор
Г) оплодотворение невозможно без воды

1938. У взрослого человека эритроциты образуются в
А) полости трубчатых костей
Б) клетках печени
В) красном костном мозге
Г) лимфатических узлах

1939. К систематическому признаку классов цветковых растений относят
А) форму стебля
Б) количество хромосом в клетках
В) строение корневой системы
Г) длину листьев

1940. Для изучения тонкого строения митохондрий используют метод
А) гибридизации
Б) световой микроскопии
В) электронной микроскопии
Г) экспериментальный

Зеленая нить развивающаяся из споры мха

Тра-ля-ля :
74. Чем меньше диаметр кровеносных сосудов в организме, тем больше в них линейная скорость кровотока. (Нет.)

75. Некоторые физиологические регуляторы могут быть и гормонами, и медиаторами. (Да.)

76. Теплокровные животные появились в кайнозое. (Нет.)

77. Женский гаметофит покрытосеменных растений имеет архегоний. (Нет.)

78. Из споры высшего растения вырастает спорофит. (Нет.)

79. Все грибы – гетеротрофные организмы. (Да.)


1. Нитевидные корнеподобные образования у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов – . (Ризоиды.)

2. Раздел науки, изучающий рыб, – . (Ихтиология.)

3. Зеленая ветвящаяся нить, развивающаяся из споры мха, – . (Протонема.)

4. Половое поколение в жизненном цикле растений – . (Гаметофит.)

5. Нарушение или отсутствие ритма сердца – . (Аритмия.)

6. Местный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения, – . (Торможение.)

7. Организм, синтезирующий органическое вещество из неорганических соединений с использованием внешних источников энергии, – . (Автотроф.)

8. Взаимосвязанный природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, – . (Биогеоценоз, экосистема.)

9. Одна из основных таксономических категорий, занимающая в царстве растений самое высокое положение, – . (Отдел.)

10. Тяж, соединяющий у всех плацентарных животных и у человека плод с плацентой и через нее – с организмом матери, – . (Пуповина.)

11. Измерение жизненной емкости легкого – . (Спирометрия.)

12. Состояние организма, возникающее в результате передозировки различных витаминов, – . (Гипервитаминоз.)

13. Наука о старении организма – . (Геронтология.)

Тра-ля-ля :
14. Наука, изучающая вымерших, ископаемых животных, – . (Палеонтология.)

15. Небольшая кольцевая ДНК, реплицирующаяся независимо от хромосомы, – . (Плазмида.)

16. Фермент, осуществляющий синтез ДНК на матрице РНК, – . (Ревертаза, обратная транскриптаза.)

17. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных или самоопыление растений – . (Инбридинг, инцухт.)

18. Вторичная полость тела – . (Целом.)

19. Тип межвидовых отношений, при котором один из партнеров безразличен к присутствию другого, а тот получает какие-либо преимущества, – . (Комменсализм.)

Тра-ля-ля :
Задания наней районной олимпиады (Харьковской).

Тра-ля-ля :
9 КЛАСС
ЗАДАНИЯ С ОДНИМ ВЕРНЫМ ОТВЕТОМ

1. Корень растет в длину благодаря деятельности образовательной ткани. Эта ткань расположена:
а) вдоль корня б) на основании корня
в) на верхушке корня г) на верхушке корня и в его ос-новании

2. Одна из основных функций листа это:
а) поглощение воды из воздуха б) газообмен
в) опорная г) запасающая

4. Отряд насекомых недоразвитыми первыми парами крыльев:
а) стрекозы б) полужесткокрылые
в) чешуекрылые г) двукрылые

5. Наука о зверях:
а) герпетология б) арахнология
в) орнитология г) териология

6. Железа внутренней секреции – это
а) сальная б) поджелудочная
в) печень г) щитовидная

7. Кроветворный орган
а) красный костный мозг б) желтый костный мозг
в) суставный хрящ г) надкостница

8. На клеточном уровне биологической организации находится:
а) хромосома б) эндоплазматическая сеть ка-нальцев
в) эритроциты г) хрящ

Тра-ля-ля :
ЗАДАНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ВАРИАНТАМИ ОТВЕТА

9. Заболевания вызываемые грибами:
а) бородавки б) туберкулёз
в) микозы г) стригущий лишай
д) парша е) злокачественные опухоли

10. Насекомые с колюще-сосущим типом ротового аппарата:
а) пчела медоносная б) комары
в) мухи г) клопы
д) жуки е) тли

11. Общие признаки для рептилий и птиц:
а) эмбрион защищен зародыше-выми оболочками б) на коже есть роговые чешуи
в) продуктом выделения является мочевая кислота г) имеют постоянную температу-ру тела
д) дышат только легкими

12. К соединительной ткани относится:
а) жировая ткань б) костная ткань
в) железистый эпителий г) нервная ткань
д) гладкая мышечная ткань е) кровь

13.Фукции дыхательных путей:
а) обогрев воздуха б) увлажнение воздуха
в) газообмен г) защита от пыли
д) окисление органических ве-ществ е) защита от инфекции

14. В среднем ухе расположены:
а) овальное окно б) улитка
в) молоточек г) вестибулярный аппарат
д) наковальня е) стремечко

15.Определите систематическое положение данного вида, приведя в соответствие правую и левую колонки в нужном порядке:

Систематические единицы Названия
Род Клеточные
Класс Животные
Семейство Млекопитающие
Подтип Хищные
Царство Лисьи
Тип Хордовые
Вид Собачьи
Отряд Лиса обыкновенная
Империя Позвоночные

16. Признаки ветроопыляемых растений.

18. В трех озерах расположенных на расстоянии в нескольких км друг от друга, живут плотва обыкновенная, карась обыкновенный, линь обыкновенный. Сколько видов рыб и сколько популяций живут во всех этих озерах?

rg-zigzag.com.ua

Задания Всероссийских олимпиад по биологии

Раздел II. Задания второго уровня сложности

3. Задания на определение правильности суждения

8. Спиртовое брожение протекает только в бескислородной среде. (Нет .)

9. Уменьшение числа хромосом происходит в результате второго деления мейоза. (Нет .)

10. Митохондрии отсутствуют в клетках некоторых анаэробных организмов. (Да .)

11. Тромбоциты образуются в селезенке. (Нет .)

12. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. (Да .)

13. Аккомодация глаза у головоногих моллюсков достигается изменением кривизны хрусталика. (Нет .)

15. Сыворотка – это безбелковая плазма крови. (Нет .)

16. Все отростки нейронов выполняют одинаковые функции. (Нет .)

17. Тела нейронов образуют серое вещество коры и ядра в белом веществе. (Да .)

18. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни. (Да .)

19. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь. (Нет .)

20. Слуховые косточки млекопитающих, лежащие в полости среднего уха, гомологичны хрящам подъязычной дуги у хрящевых рыб. (Да .)

22. Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением их уровня организации. (Да .)

23. Эволюция во всех группах живых организмов протекает примерно с одинаковой скоростью. (Нет .)

24. Вселение крыс и мышей в дома было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком. (Нет .)

25. При переходе из горизонтального положения в вертикальное у человека артерии ног сужаются. (Да .)

26. При гидролизе белков всегда получается 20 различных аминокислот. (Нет.)

27. В процессе сплайсинга из РНК вырезаются интроны, а экзоны соединяются друг с другом. (Да .)

28. Глицин – единственная аминокислота, не имеющая оптических изомеров. (Да .)

29. Связи аденина с тимином прочнее, чем гуанина с цитозином. (Нет. )

30. Обе фотосистемы (I и II) есть только у растений-эукариот. (Нет. )

31. Человек не может синтезировать пурины и пиримидины и должен получать их с пищей. (Нет. )

32. Химические канцерогены индуцируют рак, вызывая мутации в ДНК. (Да. )

33. В митохондриях АТФ синтезируется из АМФ и двух фосфатов. (Нет .)

34. Вирус СПИДа поражает Т-хелперы. (Да .)

35. Миоглобин связывает кислород сильнее, чем гемоглобин. (Да .)

36. Градиент ионов Н+ используется в хлоропластах для синтеза АТФ. (Да .)

37. Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом. (Да .)

38. Соцветие одуванчика состоит из язычковых цветков. (Да.)

39. ДНК содержится только в ядре клетки, входя в состав хромосом. (Нет .)

40. Когда в замыкающих клетках повышен тургор, устьичная щель закрыта. (Нет .)

41. Лизосомы отшнуровываются от аппарата Гольджи. (Да .)

42. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют плазматическую мембрану и рибосомы. (Да .)

43. У каждого взрослого насекомого 6 ног. (Да.)

44. В предсердии у рыб находится венозная кровь, в желудочке – артериальная. (Нет .)

45. У всех рыб имеется плавательный пузырь. (Нет .)

46. У летучих мышей на грудине имеется киль. (Да .)

47. Прудовик может на короткое время покидать свою раковину. (Нет .)

48. Морские гребешки передвигаются реактивным способом. (Да .)

49. Естественный отбор всегда ведет к повышению уровня организации тех или иных организмов. (Нет .)

50. Видообразование к нашему времени уже закончилось. (Нет .)

51. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения. (Нет .)

52. Растения составляют более 90% биомассы нашей планеты. (Да .)

53. Все высшие растения (сосудистые) – обитатели суши. (Нет .)

54. Семя – видоизмененный спорангий. (Нет .)

56. Клон является генетической копией родительского организма. (Да .)

57. Дыхание у всех насекомых на всех стадиях развития осуществляется при помощи трахей. (Нет .)

58. В системе кровообращения наименьшее давление в капиллярах. (Нет .)

59. Скорость кровотока в мелких артериях больше, чем в крупных, так как их диаметр меньше. (Нет .)

60. Работа сердца регулируется симпатическими и парасимпатическими отделами вегетативной нервной системы. (Да .)

61. Синапс – это контакт только между окончанием аксона и дендритом. (Нет .)

62 . Сумчатые млекопитающие встречаются не только в Австралии, но и в Америке. (Да .)

63. У пингвинов на груди есть киль. (Да .)

64. Евстахиева труба предохраняет барабанную перепонку от повреждения при перепадах атмосферного давления. (Да .)

65. Транспозоны и плазмиды часто несут гены устойчивости к антибиотикам. (Да .)

66. Поскольку цикл Кребса протекает в митохондриях, его ферменты закодированы в митохондриальном геноме. (Нет .)

67. Актин и миозин обладают способностью связывать АТФ. (Да .)

68. С4-растения способны к фотосинтезу при меньшей концентрации CO2 в окружающем воздухе, чем С3-растения. (Да .)

69. Обратная транскриптаза необходима для жизненного цикла ретровирусов. (Да .)

70. Вироиды, в отличие от вирусов, имеют собственные рибосомы. (Нет .)

71. Репликация ДНК у прокариот начинается в любом случайном месте генома. (Нет .)

72. Атом кобальта входит в состав витамина B12. (Да .)

73. Трийодтиронин по физиологическому действию активнее тироксина. (Да .)

74. Чем меньше диаметр кровеносных сосудов в организме, тем больше в них линейная скорость кровотока. (Нет .)

75. Некоторые физиологические регуляторы могут быть и гормонами, и медиаторами. (Да .)

76. Теплокровные животные появились в кайнозое. (Нет .)

77. Женский гаметофит покрытосеменных растений имеет архегоний. (Нет .)

78. Из споры высшего растения вырастает спорофит. (Нет .)

79. Все грибы – гетеротрофные организмы. (Да .)

4. Задания с подбором терминов к соответствующим определениям

1. Нитевидные корнеподобные образования у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов – . (Ризоиды .)

2. Раздел науки, изучающий рыб, – . (Ихтиология .)

3. Зеленая ветвящаяся нить, развивающаяся из споры мха, – . (Протонема .)

4. Половое поколение в жизненном цикле растений – . (Гаметофит .)

5. Нарушение или отсутствие ритма сердца – . (Аритмия .)

6. Местный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения, – . (Торможение .)

7. Организм, синтезирующий органическое вещество из неорганических соединений с использованием внешних источников энергии, – . (Автотроф .)

8. Взаимосвязанный природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, – . (Биогеоценоз, экосистема .)

9. Одна из основных таксономических категорий, занимающая в царстве растений самое высокое положение, – . (Отдел .)

10. Тяж, соединяющий у всех плацентарных животных и у человека плод с плацентой и через нее – с организмом матери, – . (Пуповина .)

11. Измерение жизненной емкости легкого – . (Спирометрия .)

12. Состояние организма, возникающее в результате передозировки различных витаминов, – . (Гипервитаминоз .)

13. Наука о старении организма – . (Геронтология .)

14. Наука, изучающая вымерших, ископаемых животных, – . (Палеонтология .)

15. Небольшая кольцевая ДНК, реплицирующаяся независимо от хромосомы, – . (Плазмида .)

16. Фермент, осуществляющий синтез ДНК на матрице РНК, – . (Ревертаза, обратная транскриптаза .)

17. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных или самоопыление растений – . (Инбридинг, инцухт .)

18. Вторичная полость тела – . (Целом .)

19. Тип межвидовых отношений, при котором один из партнеров безразличен к присутствию другого, а тот получает какие-либо преимущества, – . (Комменсализм .)

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Общая характеристика мхов

Моховидные - обширная группа высших растений, очень различающихся по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 25 тыс. видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.

Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения. Обычно мхи низкорослы: их высота колеблется от нескольких миллиметров до 20 см. Они всегда растут в местах повышенной влажности.

Среди моховидных выделяют два больших класса - Печеночники и Листостебельные мхи .

У печеночников тело представлено разветвленным зеленым плоским слоевищем. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т. е. имеются побеги. Те и другие имеют ризоиды , которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения. Все моховидные характеризуются значительной простотой внутреннего строения. В их теле имеются основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.

Печеночники - очень древние мхи. Они особенно богато представлены в тропиках. Один из распространенных видов печеночников - маршанция , обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела). К маршанциевым относится теплолюбивая риччия водная, разводимая аквариумистами.

Маршанция

Листостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники. Один из наиболее известных зеленых листостебельных мхов - кукушкин лен , или политрихум обыкновенный , часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-17 см. в длину), растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре.

Кукушкин лен: 1 - колпачок; 2 - коробочка; 3 - листья; 4 - стебель; 5 - ризоиды

Размножение моховидных

Моховидные размножаются бесполым и половым путем. Бесполое размножение осуществляется спорами (поэтому их относят к споровым растениям) и вегетативным путем (частями слоевища, стеблей, листьев), а половое - с помощью гамет.

Для полового размножения у мхов развиваются специальные органы, в которых образуются гаметы: мужские - сперматозоиды и женские - яйцеклетки. У слоевищных мхов половые органы располагаются на верхней поверхности слоевища, а у листостебельных - в верхушечной части побегов.

В водной среде с помощью жгутиков сперматозоиды передвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Без воды сперматозоиды не могут достигнуть яйцеклетки. После оплодотворения из появившейся зиготы развивается особый орган - коробочка , в которой формируются споры. С помощью спор моховидные размножаются и расселяются. Из споры вначале развивается многоклеточная тонкая зеленая нить - протонема . На ней вскоре из почек формируются пластинчатые талломы или облиственные побеги.

У кукушкина льна образующаяся из зиготы коробочка расположена на длинной жесткой ножке, имеет крышечку и покрыта колпачком. При созревании спор крышечка коробочки открывается и споры высыпаются. Они очень мелкие и легкие, поэтому далеко разносятся. Чем длиннее ножка, тем дальше могут рассыпаться споры. Попав в благоприятные условия, споры прорастают, формируют протонемы, и весь цикл развития этого мха повторяется вновь.

Зеленое растение, развившееся из споры, у моховидных называют гаметофитом , потому что на нем в верхушечной части, в особых органах, образуются гаметы. А образующуюся из зиготы коробочку называют спорофитом , так как в ней формируются споры.

В цикле развития моховидных происходит чередование полового и бесполого размножения.

Значение мхов

Появление на почве кукушкина льна - сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. Как мощный накопитель влаги он способствует возникновению болот. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться сфагнум.
В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум иногда называют в народе белым мхом. В листьях сфагнума хлорофиллоносные клетки чередуются с большими мешковидными клетками, заполненными воздухом или водой.

Белый мох сфагнум

Сфагнум способен быстро накапливать в теле много капельно-жидкой воды и тем способствовать заболачиванию почвы.

Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побега также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Сфагнум обладает бактерицидными свойствами, поэтому разложения отмерших тканей сфагнового мха почти не происходит. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные слои отмерших побегов, в которых накапливается и удерживается вода. Толстые слои сфагнума входят в состав торфа.

Моховидные - очень древние представители царства растений. Тело листостебельных мхов имеет стебель и листья, но еще не имеет корней. В цикле развития моховидных чередуются половое и бесполое размножение. Бесполое размножение осуществляется спорами, частями таллома, побега, а половое - с помощью гамет. Растут мхи всегда лишь в местах повышенного увлажнения. Половое размножение происходит только в водной среде. Роль моховидных в природе огромна. Они участвуют в образовании болот, создании торфа, влияют на общую обеспеченность суши влагой.

ПРЕДРОСТОК

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «ПРЕДРОСТОК» в других словарях:

Предросток - нитчатое или пластинчатое образование у мхов, на котором возникают побеги гаметофоры, несущие половые органы; то же, что Протонема … Большая советская энциклопедия

Предросток - (protonema) развивающееся из споры у лучиц (Characeae; см.) мхов (см. Лиственные мхи и Мхи печеночные) зачаточное растение, из боковых почек которого вырастает поколение, несущее половые органы. Иногда П. называют также заросток (prothallium;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Предросток - м. Нитчатое разветвленное образование, похожее на водоросль, развивающееся из споры мха и снова дающее из почек мох. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

предросток - предросток, предростки, предростка, предростков, предростку, предросткам, предросток, предростки, предростком, предростками, предростке, предростках (

Моховидные — очень обширная группа высших растений, занимающая по количеству видов второе место после цветковых растений. Мхи существуют с глубокой древности.

Почти все мхи — многолетние низкорослые — до 5-7 см — травянистые растения, проживающие в местах повышенной влажности, так как для их оплодотворения требуется вода. Устроены мхи очень просто. Они состоят из стебля и листьев, корня у мхов нет. Иногда функцию корней выполняют выросты клеток стебля, называемые ризоидами (кукушкин лен, маршанция), иногда нет и ризоидов (сфагнум).

Изнутри мхи состоят из основной и фотосинтезирующей тканей. Никаких других тканей — механических, проводящих, запасающих, покровных — у мхов нет.

Для жизненного цикла мхов характерно чередование поколений, то есть половая (гаметофит) и бесполая (спорофит) стадии сменяют друг друга. Однако, в отличие от высших растений, стадия гаметофита у них преобладающая. Спорофитная форма самостоятельно существовать у мхов не может, она развивается на гаметофите, питается за счет него, и имеет вид коробочки со спорами на тонкой ножке.

Мхи являются двудомными растениями, женские и мужские половые клетки у них образуются на разных особях.

Таким образом, жизненный цикл мхов можно представить следующим образом: Женские и мужские гаплоидные гаметофиты — многолетние зеленые стебли с листьями и иногда ризоидами, периодически образуют на своих верхушках (кукушкин лен) или боковых веточках (сфагнум) половые органы — антеридии (мужские) и архегонии (женские). В антеридиях образуются сперматозоиды со жгутиками, в архегониях — яйцеклетки. Во время дождя или обильной росы сперматозоиды подплывают к архегониям и оплодотворяют яйцеклетки. (Без воды оплодотворение у мхов невозможно.) Прямо здесь же, в архегонии на женском растении образуется диплоидная зигота. Из нее путем деления клеток образуется спорофит — коробочка со спорами на тонкой ножке. Внутри коробочки находится спорангий — орган, производящий споры (делением клеток путем мейоза). Когда споры созревают, коробочка раскрывается, споры высыпаются наружу и разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, споры прорастают. Сначала из споры появляется зеленая нить — протонема. На ней образуются почки, из которых вырастают новые растения, и весь цикл повторяется.

Различают два класса мхов — листостебельные мхи и печеночники.

К листостебельным относятся, в частности, кукушкин лен и сфагнум.

Мох Кукушкин лен

Кукушкин лен живет в сырых хвойных лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Его стебли, 15-20 см высотой, покрыты жесткими острыми листочками, и не ветвятся. Под землей стебли заканчиваются ризоидами, через которые растения всасывают воду и минеральные вещества.

На верхушке мужских особей развивается антеридий, окруженный красно-бурыми листьями. На верхушке женских особей — архегонии. После дождя или росы, подвижные двухжгутиковые сперматозоиды выплывают из антеридий и оплодотворяют яйцеклетки на женских растениях. Из зиготы вырастает спорофит — коробочка на длинной ножке, прикрытая крышечкой — остатком архегония, где развиваются споры. После созревания споры высыпаются и из них вырастают новые растения. Под зеленым ковром кукушкиного льна накапливается вода, и происходит быстрое заболачивание местности.

Мох сфагнум

Сфагнум не имеет ризоидов. Он поглощает влагу всей поверхностью тела. От его стебля отходят тонкие веточки, усыпанные мелкими листьями, которые свисают по бокам, и образуют как бы фитиль, по которому поднимается вода. В народе сфагнум называют белым мхом из-за того, что его стебель покрыт крупными мертвыми пустыми клетками, заполненными воздухом или водой. Эти клетки — бочки придают сухому сфагнуму беловатый цвет.

Архегонии и антеридии у сфагнума образуются на боковых веточках. После оплодотворения на архегонии образуется шаровидный спорофит на короткой ножке.

Сфагнум постоянно растет верхушкой, а нижние его части отмирают, но разлагаются очень медленно, так как в слое мха создается кислая среда и постоянно низкая температура. Залежи сфагнума образуют торф.

Печеночники

В тропиках часто встречается еще одна разновидность мха — печеночники. Примером является маршанция . У нее имеется стелющееся листовидное слоевище, разделенное на две части — нижнюю — основную, и верхнюю, фотосинтезирующую. К почве маршанция прикрепляется ризоидами.