Вставная конструкция. Вводная конструкция: примеры. Предложения с вводными конструкциями


Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения) комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения, попутные указания. Они резко выпадают из синтаксической структуры целого, интонационно выделяются, разрывая и нарушая интонационное единство предложения.
В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т. д., не могут стоять в начале основного предложения.
Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или предикативные части сложного предложения, но могут в синтаксическом отношении выступать как «чужеродное» тело в составе основного предложения; могут быть включены с помощью союзов и союзных слов или же без их посредства: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу (А. Пушкин); В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной, комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (JI. Толстой); В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (В. Короленко).
Вставные конструкции выделяются паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа речи.
Вставные конструкции различаются по структуре. Они могут быть выражены минимальной и простейшей единицей (например, восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли), словом, словосочетанием, предложением (в том числе и сложным) и даже целым абзацем: Это было великолепное (/) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело (А. Чехов); Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (А. Чехов); Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (В. Короленко); Из всех районов Москвы район Каланчевки и Комсомольской площади (ее еще называют площадью трех вокзалов) менее всего был знаком ему (А. Ананьев); Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... (JI. Толстой).
По способу включения вставной конструкции в основное предложение бывают вставные конструкции бессоюзные, с сочинительным союзом, с подчинительным союзом или союзным словом: Лукин все еще не мог до конца отключиться от своих дел и после обеда (обедали в ресторане при гостинице) поехал к Воскобойникову (А. Ананьев); Исключение - это первый звонок завтрашнего (или вчерашнего) правила (М. Анчаров); Я долго простаивал у ворот, чтобы поглядеть, как Житков наклонится над ученой собакой, возьмет у нее скрипку, которую она несла за ним, скажет ей (будто по секрету) какое-то слово, и она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской (К. Чуковский).
По значению различаются:
  1. Вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: И только много позже (я уже не первый год ходил в школу) сказка эта стала меня преследовать, я стал ее разгадывать (С. Залыгин); Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (JI. Толстой).
  2. Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин); Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (В. Гаршин).
  3. Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении: Он еще не успел присмотреться и радовался всему, что было для него новым (хорошо забытым старым, как он скажет потом Павлу) и волновало его (А. Ананьев); А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)! (Н. Гоголь).
  4. Вставные вопросительные и восклицательные конструкции, выражающие эмоции автора или его отношение к высказываниям, словам, цитатам: И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей... (читатель ждет уж рифмы розы; на вот, возьми ее скорей!) (А. Пушкин); Мы узнали от него самого, что он, г. Савельев, решился посвятить все способности (чьи?) разра- ботанию (разрабатыванию?) отечественной истории (В. Белинский).

Вставная конструкция

Вставна́я констру́кция

Часть предложения , не связанная грамматически с его членами, выделенная скобками (тире). Вносит дополнительную информацию: Дятел своё дупло (да ещё парочку запасных) использует постоянно (В. Песков); В таком настроении (буду откровенен) учитель порой бывает придирчив (Е. Ильин).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "вставная конструкция" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 вставка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    вставная конструкция - и (внесение, я, парентеза, ы). То же, что и конструкция синтаксическая вставная. [Мария:] ...Семью Стараюсь я забыть мою. Я стала ей в позор; быть может (Какая страшная мечта!), Моим отцом я проклята, А за кого? (А. Пушкин) …

    конструкция, -и синтаксическая - В синтаксической стилистике: сочетание словоформ (или одна словоформа, например, *Темнеет. Вечер.), представляющее собой синтаксическую единицу (словосочетание, предложение), а также вообще любое относительно законченное высказывание. К. с.… … Учебный словарь стилистических терминов

    Вставление, вложение, помещение, включение, заполнение; лупинг, интерполяция, комментарий, термовставка, вписка, инклей, инородное тело, приложение, подверстка, вкрапина, ввертка, вкладыш, инородная частица, отступление, примечание, вноска,… … Словарь синонимов

    парентеза - ы. То же, что и конструкция синтаксическая вставная. (вставная конструкция) … Учебный словарь стилистических терминов

    Вводные и вставные предложения - 1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой); …В этот день не то… … Справочник по правописанию и стилистике

    Советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки элементов (модулей) и персонала для сборки на орбите крупногабаритных … Энциклопедия техники

    «Буран» - Рис. 1. Компоновка орбитального корабля «Буран». «Буран» — советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Пред … Энциклопедия «Авиация»

    «Буран» - Рис. 1. Компоновка орбитального корабля «Буран». «Буран» — советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Пре … Энциклопедия «Авиация»

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. Их называют вводными и вставными конструкциями.

А.М.Пешковский считал такие конструкции инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированной позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают авторское отношение к собеседнику, дают общую оценку сообщаемого, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Ведущим значением вводных слов и конструкций является значение оценочности – модальной, эмоциональной, экспрессивной.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, комментируют содержание основного предложения в разных отношениях.

И вводные, и вставные конструкции довольно резко выделяются в предложении интонационно. На письме они выделяются знаками препинания. Для вводных и вставных конструкций характерна так называемая интонация водности, которая конкретизируется как интонация включения или выключения из предложения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и более быстрым темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вводные конструкции

Вводные конструкции – слова, сочетания слов и предложения – делятся по семантике на несколько разрядов:

1. Вводные конструкции с модальным значением . Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и др.: конечно, несомненно, безусловно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности, само собой, очевидно, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, надо полагать и др. Например: Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?

2. Вводные конструкции могут указывать на обычность совершаемого : как водится, по обыкновению, случается, бывает, как всегда, по обычаю и др. Например: Муму, по обыкновению , осталась его дожидаться.

3. Вводные конструкции указывают на источник сообщения : по преданию, по слухам, по словам, по сообщению, по сведениям, по-моему, по-вашему, говорят, дескать и др. Например: Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском.

4. Вводные конструкции могут характеризовать отношение к способу выражения мысли : иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, честно говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать, словом, короче и др. Например: Словом , стал дед Щукарь кучером.

5. Вводные конструкции представляют собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному : послушайте, знаете (ли), понимаешь (ли), простите, согласитесь, не поверишь (ли), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе и др. Например: Вообразите , наши молодые люди уже скучают.

6. Вводные конструкции указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, значит, наоборот, кроме того, вместе с тем, к тому же, при этом, сверх того, в общем, главное, кстати, наконец, к примеру, с одной стороны, между прочим, в конце концов, в довершение всего, следовательно, таким образом и др. Например: Между прочим , хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется , один и ваш мост взорвал.

7. Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, к сожалению, к изумлению, на беду, чего доброго, не ровен час и др. Например: К нашему счастью , взошло наконец прекрасное солнце.

8. Вводные конструкции могут указывать на экспрессивный характер высказывания : кроме шуток, по-настоящему, между нами, прямо скажем и др. Например: Сказать правду , спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.

Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы – модальных слов : это наречные по происхождению слова типа очевидно, конечно, вероятно ; некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

Вводные конструкции могут находиться в препозиции, интерпозиции и постпозиции. В препозиции и, редко, в постпозиции такие конструкции относятся к содержанию всего предложения. Например: К счастью , никто меня не заметил. Ничего и не скажешь, видно . В интерпозиции вводные конструкции, как правило, относятся к содержанию отдельных частей предложения. Например: Вечер провел я, по обыкновению своему , у коменданта.

Помимо вводных слов и словосочетаний, нередко встречаются и вводные предложения. Они выполняют те же функции, но отличаются своей структурой, являясь двусоставными, а чаще односоставными предложениями. Например: Но в этот день не то, что курочке негде было напиться, на даже, говорила мамаша , воробьи на лету замерзали.

Вводные предложения, в отличие от вводные сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений; они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Вставные конструкции

Вставными конструкциями называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и резко разрывают, размыкают все предложение, его синтаксические связи. Как и вводные, вставные конструкции синтаксически не связаны с основным предложением, они сопровождаются значительными паузами.

Общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставные конструкции могут стоять только в середине высказывания и, реже, в конце, но не в начале; они заключаются в скобки или выделяются знаком тире. Например:

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело. Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. Приблизительно в середине улицы (более версты длиной ) стояла большая деревянная церковь.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования.

Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций

Большинство вводных слов и конструкций стилистически нейтральны. Однако часть их стилистически маркирована. Так, книжный оттенок имеют: без всякого сомнения, к глубокому прискорбию, по всей вероятности, само собой разумеется и др.: Всякий, без всякого сомнения , заметил, как пустеют нынче усадьбы. Разговорно-просторечный характер имеют, например: видать, видно, знать, не иначе, чай и др.: У тебя женушка хоть еще и молода, а тоже, видать , смелая.

В стилистическом плане интересны те из них, которые выражают эмоциональную оценку содержания: к удивлению, на радость, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить и др. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и нередки в живом общении людей, в художественном и публицистическом произведении.

Вводные слова могут использоваться и для речевой характеристики персонажей. Так, жена главного героя рассказа В.Шукшина «Микроскоп»во всем сомневалась, а потому любила употреблять слово «может ». Пришел муж и объявил супруге, что потерял деньги, получку;

М-хх, скважина! Где ты был? Может , вспомнишь? Может , на работе забыл где-нибудь? Может , под верстак положил да забыл?

Вводные предложения стилистически более независимы. Их основная сфера употребления – устная речь, которую вводные предложения обогащают интонационно; широко используются они и в художественной речи.

Предложения с обращениями

Обращениями называются слова и сочетания слов, называющие лицо или предмет, к которому обращена речь.

Обращение произносится с особой звательной интонацией. Основная функция обращения – побудить собеседника к какому-либо действию, ответу, привлечь внимание к сообщаемой информации. В роли обращения обычно выступают личные имена, реже – названия неодушевленных предметов, клички животных.

Самая естественная форма выражения обращения – имя существительное в именительном падеже. Однако в художественной литературе, разговорной речи встречается звательный падеж (звательная форма), которая функционировала в древнерусском языке. Например: Чего тебе надобно, старче. (См. также господи, господи боже мой, боже, батюшки светы и др.)

В современной разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений: усеченные Тань, Петь , повторение обращений с частицей а Иван, а Иван и др.

Сравнительно редко и только в экспрессивной функции в разговорной речи обращения выражаются и формами других падежей существительных: Эй, в шляпе , отойдите в сторону!

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте – в начале, середине или конце предложения. Включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: Дай, Джим , на счастье лапу мне. Край мой ! Любимая Русь и Мордва ! Притчею мглы ты, как прежде, жива.

При постановке обращений в начало предложений наблюдается тенденция к значительной его изоляции. Это обусловливает разнообразие знаков препинания (запятой, восклицательного знака). В ряде случаев обращение в начальной позиции может быть осложнено функционально; оно не только называет лицо, но и передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение, т.е. субъективную модальность. Например: - Лиза , – произнес Лаврецкий, - Лиза , - повторил он и склонился к ее ногам… Такие предложения называют вокативными .

От обращений следует отличать и именительный темы (именительный представления), и номинативные предложения, например: Москва ! Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Ср.: Москва ! Как много о тебе я думал (обращение); Москва . Ноябрь восемнадцатого. Первая годовщина революции (номинативные предложения).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они – характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-оценочного значения; как правило, они метафоричны: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь .

Стилистическое использование обращений

Обращения выделяются особым разнообразием эмоциональных оттенков в сравнении с другими средствами экспрессивности речи. Наибольший интерес представляет использование обращений писателями, вкладывающими в этот синтаксический прием свойственные разговорной речи интонации – нежность, участие: Я помню, любимая , помню; Ты жива еще, моя старушка ? В иных контекстах обращение звучит грубо, фамильярно: Вот и мы. Здорово, старая! ; Ах ты, рыжая бестолочь , что наделал! С помощью обращений речи можно придать высокое патетическое звучание: Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира ! Трепещите!, – или убийственный сарказм: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ . И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ , - или яркую изобразительную силу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый.

Для создания эмоциональности речи могут использоваться как обращения слова с яркой экспрессивной окраской: надменные потомки, самовластительный злодей; образные перифразы: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? При обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они часто являются тропами – метафорами, метонимиями: Ты брось мне, каланча пожарная , пугать людей; Иди сюда, борода!

Усиливают эмоциональность речи и употребляемые при обращении междометия, частицы: Эй, ямщик!; А ну-ка , дружок!; тавтологические сочетания, плеоназмы: Ветер-ветрило! Море-океан! ; наконец, особая интонация – все это усиливает выразительность этого синтаксического приема в речи.

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, значит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельствуют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

Вставные конструкции и их разновидности

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые, оказавшись по тем или иным причинам включенными в его состав, не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. В этом смысле вводные конструкции считают грамматически не связанными с членами предложения.

А.М. Пешковский вводные конструкции считает инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированности позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, толкуют, комментируют в разных отношениях основное предложение.

И вводные и вставные конструкции выделяются интонационно в предложении, отграничиваются от него. Для них характерна особая интонация вводности, которая конкретизируется как интонация включения или интонация выключения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и убыстренным темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вставные конструкции

Вставные конструкции комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения. В любом случае они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.

Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Например:

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело -вставной знак ;

Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Ч.) -вставное слово ;

Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (Кор.) -вставное словосочетание ;

...Рыбаки с вечера выпили, закусили (а было уж темновато), легли спать (Сол.) -вставное простое предложение ;

Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... (Т.) -вставное сложное предложение;

Завтра, когда вы будете открывать глаза и сладко потягиваться в своих теплых постелях, эти чудаки с ящиками будут уже сидеть на льду, на водоеме, встретив зимний рассвет. (Многие, многие тысячи чудаков на всевозможных подмосковных водоемах в радиусе не менее двухсот километров.) (Сол.) -вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция;

«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.

(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое слово.)

Я думаю, что министр рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска» (Л. Т) -вставной абзац ;

Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть. (Кому не хочеться слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?..) (Айтм.) -вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос).

Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.

Вставные конструкции могут оформляться по-разному:

1) как члены предложения , с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава, например:Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу (П.) ;

2) как придаточные части предложения :В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (Л. Т.).

В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением , они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятсяв форме именительного падежа , например:В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (Кор.).

Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.

Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения , но ифункции модально-оценочные , в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество - являются добавочными, включенными в предложение единицами,разрушающими его синтаксическую одноплановость . Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции, например:Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.).

Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию , например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т.п.