Весенние заботы садовода. Весенние заботы о цветах

Санитарные обрезки способствуют значительному снижению запаса инфекции в саду, однако не могут полностью освободить растения от вредителей и болезней. Если в прошлом вегетационном сезоне вы наблюдали массовое повреждение и поражение деревьев вредными организмами, возможно, что придется проводить раннее весеннее искореняющее опрыскивание. Сигналом для проведения обработки служит только достаточно высокая численность вредителей.

Оценивают необходимость опрыскивания следующим образом. Берут восемь 2-4-летних веточек длиной 25 см с четырех сторон дерева. Если на них обнаружено более 2000 зимующих яиц плодовых клещей и 250 яиц яблонной медяницы, более 30 яиц зеленой яблонной тли (на однолетних участках ветвей) или более 100-200 щитков и личинок лопатовидной щитовки и акациевой ложнощитовки на ветвях разного возраста, то проводят обработку. Опрыскивают растения при температуре воздуха не ниже 40, применяют разрешенные препараты в рекомендуемой дозировке («Фуфанон», «Кемифос», «Искра М»).


В насаждениях смородины и крыжовника до распускания почек срезают все от плодоносившие ветви. У черной смородины удалению подлежат побеги старше 5-6 лет, у красной и - старше 6-8, крыжовника - старше 8-10. Вырезают на уровне почвы, не оставляя пеньков, также сухие, ослабленные, поврежденные и пораженные вредителями и болезнями ветки.


Если обнаружены ходы смородинной стеклянницы и златок, срезают ветви до здоровой ткани, поскольку зимующие гусеницы и личинки способны проникнуть глубоко, иногда вплоть до корней. Срезают пораженные мучнистой росой верхушки побегов (однолетних приростов) с захватом здоровой ткани. Сгребают и уничтожают опавшие листья (источник инфекции антракноза, септаккорда, частично мучнистой росы) с остальными растительными остатками.


Почву под кустами перекапывают, мульчируют торфом, перегноем высотой 8-10 см или окучивают землей по проекции кроны. Однако окучивание лучше проводить осенью с обязательным окучиванием кустов после вылета бабочек огневки. Это затрудняет выход из почвы весенних генераций галлиц, крыжовниковой огневки и первых поколений пилильщиков. Если почковым клещом заселены отдельные ветки, их срезают, не оставляя пеньков. В случае, когда кусты сильно повреждены, наземную часть удаляют целиком. Данный прием полностью освобождает растения от почкового клеща.


Во время миграции клещей (особенно в период их массовой миграции, совпадающий с периодом цветения, завязыванием и формированием плодов) необходимо периодически обрабатывать акарицидами отрастающие после срезки побеги. Молодые побеги в год срезки не плодоносят, поэтому их можно обрабатывать без ограничения разрешенными для применения препаратами. Однако, если кусты, заселенные почковым клещом, заражены махровостью (реверсия - вирусная болезнь, приводящая к частичной или полной потере урожая), переносчиком которой он является, то растения надо уничтожить. Иначе они инфицируют здоровые экземпляры. Срезка не освобождает растения от реверсии.


Метод сбора галловых почек , рекомендуемый некоторыми авторами, малоэффективен в борьбе с этими вредителями. Он поможет лишь снизить степень поврежденный растений в той или иной степени. Как бы тщательно ни собирали галловые почки, часть их остается незамеченной. К тому же существует несколько видов клещей, повреждающих почки смородины и крыжовника, в том числе минералообразующий крыжовниковый почковый клещ. Да и заселенные клещами почки по форме и размеру не всегда заметно отличаются от здоровых, особенно если они повреждены малым галловым клещом.


Весной после схода снега, но до отрастания новых листьев или в самом начале роста растений второго-четвертого года жизни очищают от сухих листьев и других растительных остатков. Этот прием позволяет существенно снизить запас инфекции возбудителей бурой и белой пятнистости, серой гнили, мучнистой росы, улучшает аэрацию растений и верхних слоев почвы.




Если осенью не срезали от плодоносившие стебли малины, их срезают весной после схода снега, не оставляя пеньков, чтобы удалить места зимовки малинной почковой моли. Срезают ветви, поврежденные вредителями (малинная стеклянница, малинная златка, малинная орехотворка, малинная стеблевания галлица). Удаляют ветви, пораженные болезнями (дидимелла, антракноз, септориоз), а также слабые, засыхающие побеги, часто заселенные по беговой галлицей и зараженные патогенными грибами. С растительными остатками сгребают и уничтожают опавшие листья, перекапывают почву под кустами. Итак, выполнены все необходимые работы по подготовке сада к новому сезону. Что делать дальше, зависит от антисанитарной обстановки в каждой конкретной посадке плодовых и ягодных культур.

В июне во время цветения или че­рез 2 недели после него делят корне­вища ирисов. На юге эту процедуру лучше выполнять не через 3 года, как рекомендуется, а ежегодно. Деленку отсекают на месте перетяжки корневи­ща. Боковые части легко отделяются руками, так как имеют самостоятель­ные корни. Каждая деленка вместе с корнями называется “лопаточкой”.

Деленки 2 часа выдерживают на солнышке, что оздоравливает расте­ние и избавляет от бактерий (наиболее распространенное и опасное заболе­вание ирисов — корневая гниль — вызы­вается несколькими видами бактерий). Лист при посадке надо обязательно обрезать на две трети первоначальной длины. Деленки высаживают так, что­бы верхний уровень корневища был вровень с землей, а корень тщательно расправляют. Деленка должна стоять прочно, не падать от ветра.

Делают санитарную обрезку ветвей роз. Иначе молодые побеги пойдут в рост, куст не успеет одревеснеть, что угрожает вымерзанием куста зимой. Для черенкования роз берут цветущие или только отцветшие полуодревес- невшие побеги, которые нарезают из средней части побегов. Нижний срез лучше делать косо, непосредственно под почкой, а верхний - над почкой в 0,5 см. Черенки 14 часов держат в гетероауксине (100 мг препарата на 1 л воды), окунув в раствор нижние концы. Высаживают наклонно через 5 см в ря­ду и 10 см между рядами. В тепличке или под колпачком, в притенении каллюс образуется через 2 недели, а еще через такое же время - корни но это при условии частого, 3-4 раза в день, опрыскивания.

Фосфором и калием подкармлива­ем гладиолусы, монтбреции, исмены, шпрекелии, другие клубнелукович­ные, которые не зимуют в открытом грунте. Через 2 недели подкормку пов­торяют. При пожелтении листьев клемати­сов, гибискусов, лилейников прово­дят опрыскивание хелатом железа по норме, указанной в аннотации. Проце­дуру лучше выполнять рано утром или вечером, в сухую погоду, при необхо­димости через 8-10 дней повторить.

Последний раз в сезоне нужно под­кормить продолжительно цветущие однолетники - вербену, агератум, астру, петунию, санвиталию. Для этого используют настой коровяка с добавлением 20 г суперфосфата и 15 г сульфата калия на ведро воды. По причине жаркой погоды, дефи­цита воды для полива розы, георгины, гибискусы, другие кустарники поли­вать лучше по принципу: редко, но мет­ко. Вокруг кустов делают бороздки глу­биной 5-8 см, вносят достаточное ко­личество воды (хоро­шо, когда полив соче­тается с 1 подкормкой), дают воде впитаться, затем бороздки засыпают почвой, мульчируют сухой травой, соломой.

В период подготовки к цветению флоксы, гайлардию, лихнис, астильбу, волжанку, рудбекию, другие корне­вищные многолетники подкармлива­ют суперфосфатом и сульфатом калия. В конце месяца такое же удобрение вносят под ирисы, которые не подле­жали делению в текущем году.

Растущая в неглубоком, но широ­ком горшке глориоза требует посто­янного поддержания влажности и много перегноясыпца. Два раза в месяц ее подкармливают калийно-фосфор­ным удобрением. Еще не поздно обработать по листу мочевиной из расчета 1 г на 1 л воды вынесенные в сад фикусы, филоде­ндроны, пальмы. Когда пожелтели и увяли листья тюльпанов, нарциссов, гиацинтов, их пора выкапывать: Чтобы не повре­дить луковицы, пользуются штыковой лопатой с плоским краем. Землю под­девают немного глубже, чем сидят лу­ковицы. Тщательная выборка деток не позволит засорять участок. С годами они все глубже входят в почву.

Просушка выкопанных луковиц за­нимает 3-4 дня, после чего их очищают от лишних чешуй, старых корней и ос­татков земли, рассыпают тонким сло­ем в ящики и хранят в подвале, осмат­ривая раз в неделю и ощупывая для выявления зараженных вредителями и болезнями.

За две недели дает корешки в воде бругмансия. Затем ее сажают в поч­восмесь с добавлением торфа или гли­ны, а горшки закапывают в слегка зате­ненном месте сада, поливают ежед­невно, при необходимости перевали­вают в горшки большей емкости. Под кустики синюхи, в том числе и перстролистной, зверобоя чашечко- вого надо постоянно подсыпать песок. Песок, перегной с добавлением золы или гашеной извести, торфа поддер­жат в форме гейхеру с тиареллой, а вместе с регулярными поливами прев­ратят маленькие сегодня кустики в роскошные куртинки осенью. Перегной в почве не очень нравится санто­лине, а вот подсыпать золы или извес­ти к кустикам — только на пользу.

Растения в подвесных корзинах то­же требуют ухода. Их корневая систе­ма под лучами солнца перегревается, что негативно сказывается на состоя­нии. Попробуйте горшок с цветком поставить в более просторный горшок, а пространство между ними засыпьте опилками или проложите кусочками старого спанбонда, картона.

Регулярная подрезка горшечных, удаление отцветших цветков, фикси­рование свисающих побегов шпилька­ми для волос, ПОЛИВ И подкормках что требуется ампельным петунии, сундавилле, вербене, бальзамину.

В редком поливе нуждается марга­ритка капская (остеоспермум), расту­щие летом в грунте кактусы. А вот аир, осоку, овсец и императу цили­ндрическую, как и лобелии много­летние, надо поливать как можно чаще и обильнее.

Созревшие семена морозника на­до сеять сразу, а всходы появятся толь­ко весной следующего года. Всем декоративноцветущим рас­тениям требуются регулярные подко­рмки. Комплексные удобрения, содер­жащие азот, фосфор и калий, удовлет­воряют все потребности. Микроэле­менты дают 2-3 раза за сезон.

Жидкие удобрения сразу впитыва­ются растениями. Медленно действу­ющие гранулированные удобрения оказывают более продолжительное действие, они покрыты смолистой оболочкой, которая растворяется пос­тепенно. Их используют 2-3 раза за се­зон, но чаще всего - один раз вес­ной.

Из всего годового цикла ранневесснний период самый сложный для пчел. В это время их сила (количество пчел в семье) минимальна, ведь за зиму был только отход особей. Но в последние годы еще больший, чем зимовка, урон приносит ослабление семей в весенний период, после чего их медовая продуктивность в течение сезона так и недотягивает до возможного уровня. Поэтому задача хозяина пасеки весной - создать благоприятные условия для развития пчел, увеличения их силы.

Активная жизнедеятельность пчел начинается с первого очистительного облета. Если пчелы зимовали в помещении, важно определить сроки их выставки. А делать это надо, когда температура на солнце в дневные часы поднимается до плюс 7-8°. Пусть в тени она значительно ниже, это не помешает пчелам сделать облет В разных регионах такой момент наступает с середины марта до середины апреля.

Место для ульев должно быть сухим, хорошо прогреваемым солнцем и защищенным от ветров. Важно, чтобы пасека располагалась подальше от жилых и животноводческих построек, проезжих дорог. Желагелыю огородить это место забором или живой изгородью из медоносных кустарников. Территорию заранее надо очистить от снега, установить подставки для ульев.

Расстояние между ульями должно быть таким, чтобы и пчеловоду было удобно работать, и были учтены биологические особенности пчел. Ульи ставят рядами в шахматном порядке, между ульями одного ряда оставляют 1-1,5 м, между рядами - 2-3 м, Если же места мало, и то и другое расстояние можно сократить в 2-3 раза. Но чем ближе друг к другу поставлены ульи, тем труднее пчелам ориентироваться.

Хорошее место для пасеки - сад, деревья здесь служат дополнительным ориентиром, с первой половины весны ульи хорошо согреваются на солнце, а в дальнейшем листва и стебли, не затрудняя лёт пчел, защищают их от перегрева.

Ульи выносят из зимовника утром с закрытыми летками. После того как пчелы успокоятся, летки открывают. Днем, когда потеплеет, пчелы начинают облетываться.

Если пчелы зимовали на улице, то при установлении положительных для облета температур (7-8°) территорию пасеки и ульи очищают от снега, снимают наружное утепление с ульев, дают возможность пчелам вылетать из гнезда. Советую располагать перед ульем наклонно от прилетной доски фанерные листы, рубероид, соломенные маты: coгреваясь, они повышают температурy воздуха перед ульем и на них садятся ослабевшие за зиму пчелы.

Понаблюдайте за облетом, чтобы сделать предварительный вывод о состоянии пчелиных семей. Пчелы из хорошо перезимовавших сильных семей облетываются дружно, при выходе из лотка сразу же поднимаются в воздух, а освободив кишечник, так же дружно возвращаются в улей. И напротив, у семей, плохо перезимовавших и ослабленных, пчелы появляются на летке реже, иногда не могут подняться в воздух, испражняются на прилетной доске или на передней стенке улья.

Случается и так, что пчелы совсем не выходят из улья. Такое бывает из-за гибели семьи или когда леток закрыт умершими во время зимовки пчелами (подмором). Подмор надо раздвинуть в стороны тонкой палочкой, освободив выход.

Осмотр всех пчелиных семей начинают сразу же после облета пчел в день выставки или в ближайшие дни. Погода при осмотре должна быть безветренной, ясной, желательно, чтобы ульи прогревались солнцем, а температура была не ниже 8-10°.

Цель весеннего осмотра семей не только определить их состояние, но и создать внутри улья благоприятные условия для развития пчел. Итак, проверьте: силу семей, наличие матки, количество и качество кормовых запасов, санитарное состояние гнезда. Сразу же при осмотре можно очистить дно, сократить и утеплить гнездо, установить поилку. Неблагополучные семьи осматривайте в первую очередь. Плохая зимовка может быть вызвана слабостью семьи и изношенностью пчел в осенний период, их гибелью во время зимовки, потерей матки, плохим качеством или недостаточным количеством корма.

Силу семьи определяют в улочках (количество полностью обсиживаемых пчелами рамок). Как правило, семьи силой меньше 4-5 улочек считаются нежизнеспособными на этот период. Слабые семьи объединяют между собой или присоединяют к средним по силе. Их можно спасти также в случае содержания в одном улье с сильной семьей через сплошную перегородку, когда идет взаимный обогрев (например, в многокорпусных ульях или ульях-лежаках). "Подсинивать" слабые семьи (ставить рамки с печатным расплодом) нет смысла, так как пчелы не смогут обогреть его, и он погибнет.

Наличие матки в семье устанавливают по печатному или открытому расплоду, который уже должен быть. Отыскивать матку в семье, имеющей расплод, нет необходимости. Кроме того, если гнездо долго держать открытым, это может привести к переохлаждению расплода и его гибели. В безматочные семьи (где расплода нет) подсаживают запасных маток или объединяют "осиротевших" пчел с благополучными семьями. Дело в том, что ранней весной пчелы не могут сами себе вывести плодную матку, поскольку нет трутней. Замечено, что в это время пчелы значительно миролюбивее относятся к объединению и к приему маток, чем летом.

Важно учесть также качество матки. Если ее расплод малочисленный, не сплошной, пестрый (с пропусками) или горбатый (трутневый), то семья погибнет или будет развиваться очень плохо.

Количество и качество кормовых запасов определяют визуально, исходя из того что в стандартной рамке размером 435x300 мм помещается 4 кг меда, а в рамке размером 435x230 мм - 3 кг. При недостатке корма пчелы его экономят, сокращают яйценоскость матки и выращивают меньше расплода. Надо оставить им не меньше 8-10 кг меда. Непригодный для скармливания мед (закристаллизовавшийся или закисший) заменяют на доброкачественный (в рамках). Давать сахарный сироп в этот период крайне нежелательно, так как на его переработку пчелы расходуют много энергии.

Устанавливают, сколько осталось перги, так как в первое время после очистительного облета (10-15 дней) во многих местах пыльценосы еще не цветут и пчелы для воспитания расплода используют только пергу. На весеннее развитие пчелам необходимо 2-3 рамки перги. Заплесневевший корм заменяют хорошими перголыми рамками.

Рамки, вставляемые в гнездо, должны быть вынесены из теплого помещения.

Санитарное состояние гнезда определяют по количеству следов поноса, плесени и сырости на рамках и стенках гнезда. Небольшие следы поноса счищают стамеской, а заплесневевшие рамки удаляют. При неплохом санитарном состоянии и следах присутствия грызунов в гнезде пчел пересаживают в запасные продезинфицированные ульи. Для этого улей с облетевшими пчелами ставят сзади подставки, а на нее ycтанавливают новый и пчел вместе с сотами осторожно переносят в него. Новый улей должен быть теплым, чтобы пчелы смогли быстрее восстановить микроклимат в гнезде. После очистки освободившегося улья его дезинфицируют паяльной лампой до слабого побурей ия стенок.

Испорченные за зиму соты необходимо в короткие сроки перетопить на воск, иначе качество воска в дальнейшем будет ухудшаться.

Очищают дно улья от подмора при первом весеннем осмотре. Умерших за зиму пчел и скопившийся мусор собирают в ведро, затем сжигают или закапывают, так как они могут стать источником болезней. Кроме того, на самостоятельную очистку гнезда пчелы затрачивают много энергии, которая необходима им для развития. Очистку дна можно сочетать с пересадкой пчел в чистые ульи.

При сокращении гнезда убирают лишние соторамки, не занятые пчелами. Оставляют в семье столько рамок, сколько требуется для того, чтобы их плотно обсиживали пчелы (количество рамок должно соответствовать числу улочек пчел). Можно оставить даже меньше соторамок, чем число улочек, это обеспечит еще большую плотность пчел на сотах. Если не сократить гнезда, пчелиные семьи будут развиваться медленнее из-за большей потери тепла и большого пространства, которое надо обживать. Особенно трудно в таких условиях слабым семьям.

Сокращение гнезд создает благоприятные возможности для выращивания расплода, развития и роста пчелиных семей. При ограниченном пространстве улья пчелы покрывают плотно все оставленные им соты. Матка откладывает яйца, а пчелы воспитывают расплод на всей площади сотов. Расплода в сокращенных семьях воспитывается больше.

Сильные, хорошо перезимовавшие семьи, занимающие большую часть сотов в улье, не нуждаются в сокращении гнезд в такой степени, как средние и слабые семьи. Многое тут зависит и от объема улья. Например, средняя по силе семья, оставленная в одном корпусе многокорпусного улья, не требует сокращения, а такую же семью в двенадцати рамочном стандартном улье или тем более в улье-лежаке следует потеснить. При зимовке пчел в двух корпусах многокорпусных ульев, как правило, не сокращают число соторамок. а убирают один корпус.

Утепление гнезда необходимо после сокращения. При наличии расплода температура в улье должна быть примерно 34-35°. Для утепления используют пчеловодные подушки. Отсыревшие за зиму подушки надо заменить на теплые и сухие. Их располагают сверху и с боков. В средних по силе семьях обычно утепляют одну боковую сторону гнезда, вторую же, которая примыкает к стенке ульи, желательно повернуть в южную сторону. В слабых семьях лучше поставить боковое утепление с двух сторон, собрав гнездо в центре улья напротив летка. Это обеспечит более надежную защиту семьи в безвзяточное время от пчел-воровок.

Хороший эффект дает использование для утепления пленки или газет, которые в несколько слоев прокладывают между подушкой и холстиком. При этом накрывают не только потолок, но и боковые стенки гнезда. Во время возвратных холодов иногда сокращают летки до 2-5 см. Все эти меры к тому же позволяют сократить расход корма на поддержание нужной температуры.

Установка поилок в начале активного периода, когда часто наблюдаются возвратные похолодания, необходима, чтобы пчелы не приносили воду из других источников. Ведь набирая холодную воду, они могут застыть и погибнуть. Общая поилка на пасеке в холодное время от этих неприятностей не избавляет, рассчитывать на нее можно лишь после того, как установится теплая погода.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель : Продолжать расширять и обогащать знание детей об овощах.

Задачи : Учить различать по цвету, форме; расширять представление детей о сезонных работах в саду и огороде; уточнить представление детей о том, что из чего можно вырастить растение; продолжать учить детей приемам посева семян, подвести детей к пониманию условий необходимых для роста растений: солнце, вода, тепло; воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться;

Предварительная работа : наблюдение за комнатными растениями, рассматривание иллюстраций, загадки об овощах, беседа «В каком виде едят помидоры», дидактическая игра «Вершки и корешки».

Материал : стаканчики с землей, розетки с семенами, лейки с водой, деревянные палочки.

Словарная работа : лунка, рассада, садовод, цветовод, овощевод.

Планируемые результаты : с интересом разгадывание загадок об овощах, доброжелательное взаимодействие с воспитателем и сверстниками во время игры, проявление самостоятельности при работе.

Ход НОД :

Вводное слово воспитателя:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

Дети: весной.

Воспитатель: правильно, это весна. Сегодня мы с вами поговорим о весне, о весенних заботах людей. Ребята, а кто из вас может мне назвать весенние месяцы?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель : правильно это март, апрель, май, а как вы думаете солнце светит ярче или нет?

Дети: да.

Воспитатель : правильно, весной дни становятся длиннее, солнце греет ярче, теплее. Сегодня мы с вами поговорим о весенних заботах в саду и на огороде.

Скажите пожалуйста где выращивают фрукты?

Дети : в саду.

Воспитатель : как называют людей работающих в саду?

Дети : садовод.

Воспитатель : а где выращивают овощи?

Дети : на огороде, на полях.

Воспитатель : как называют людей которые выращивают овощи?

Дети : овощеводы.

Воспитатель : сегодня мы с вами будем маленькими овощеводами подготовим рассаду, а какую вы узнаете, отгадав загадку:

Как на нашей грядке,

выросли загадки.

Сочные да крупные,

вот такие круглые.

Летом зеленеют,

к осени краснеют.

Дети : помидор.

Правильно, а в мае ребята высадим нашу рассаду в грунт на огороде.

Воспитатель : помидоры начали выращивать в Перу и Мексике, после открытия Америки, помидоры, как комнатные растения привезли в Европу. Но вот уже 180 лет все знают, что спелые, красивые ягоды-так его называли в начале, очень вкусны. Они богаты витаминами «А», «С». Поэтому в конце марта начале в апреля семена высаживают в специальные теплицы-так они успевают вызреть до конца лета. Томаты-однолетние растения. Для прорастания семян необходима температура плюс 22, 23 градуса. Томаты хорошо развиваются в рыхлой почве. Мы уже отметили, что помидорам нужен теплый климат, хорошую почву, тепло. Ребята, скажите, у нас в группе тепло?

Дети: да.

Воспитатель : Скажите, а что еще необходимо, чтобы наши семена взошли?

Дети : вода.

Воспитатель: Да, правильно, все необходимые условия у нас с вами имеются: вода, земля, теплое помещение. Давайте мы с вами ребята немножко отдохнем. Подвижная игра с мячом «Бывает не бывает.»

Иней летом - нет

Снег зимой - да

Мороз летом - нет

Листопад весной

Метель осенью

Заморозки весной

Дождь летом

Гроза весной

Роса зимой

Летом почки-

(На фланелеграфе выкладывается алгоритм последовательности работы посадки семян. Все действия проговариваются, затем ребенок повторяет и дети самостоятельно выполняют работу.)

Воспитатель : ребята, на ваших столах есть все необходимое, давайте подойдем к столам и самостоятельно выполним работу. Мы с вами говорили, что семена высаживаются в специальные теплицы, а такую тепличку, которая будет давать нашим семенам, мы приготовим сами, ящик прикроем пленкой, будет дополнительное тепло и влага.

Вот в руке у меня календарь наблюдений за посадкой томатов, где мы с вами будем отмечать всходы и рост нашей рассады. А когда температура воздуха на улице будет плюс 15, плюс 20 высадим на улицу, где в течение лета будем ухаживать за ними, а осенью соберем урожай. На этом наше занятие закончилось, все сегодня хорошо поработали.

Итог:

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии, было ли вам трудно сажать семена томатов? (ответы детей)

Позади суровая зима и для садовода-огородника наступают горячие деньки. Лениться не приходится, ведь от того, насколько правильно пройдёт подготовка к новому вегетационному периоду, зависит летне-осенний отдых и будущий урожай. Итак, какие же основные работы ожидают дачника весной?

В начале марта вилами аккуратно снимают снеговую корку, образовавшуюся вокруг кроны плодовых деревьев и кустарников, так как она может поломать их ветки. Тропинки и междурядья лучше освободить от снега, а вот там, где будут располагаться будущие грядки – снега лучше накидать побольше, чтобы растаявший снег максимально напитал почву талыми водами. В первой половине марта в прогреваемых теплицах и на подоконниках высевают на рассаду помидоры и ранние сорта капусты.

Март месяц опасен для садовых деревьев солнечными ожогами, поэтому, как только весеннее солнце прогреет воздух до плюсовой температуры, необходимо побелить стволы деревьев и развилки ветвей побелкой . В марте же обрабатывают деревья против вредителей . На стволы надевают ловчие пояса . На проращивание выкладывают семенной картофель.

В апреле , до набухания почек проводят обрезку деревьев и кустарников, вырезают все подмёрзшие ветви, зачищают повреждённую кору до здоровой древесины. Места среза и зачисток обязательно обрабатывают медным купоросом и замазывают садовым варом. В это же время заготавливают черенки для прививок и весенней посадки.

В конце апреля , после схода снежного покрова, основная работа приходится на уборку. Сгребают и сжигают прошлогоднюю листву, ремонтируют парники и теплицы. Проводится ревизия садового газона . Проплешины и ямки засыпают грунтом и засевают семенами. Также необходимо провести подкормку газона удобрениями и удалить сорняки.

В начале мая проводят прививку . В это же время можно внести в почву под деревья и кустарники удобрения и компост . На гряды, подготовленные ещё с осени высеваются первые ранние культуры. Цветник убирают от сухих остатков прошлогодних растений, почву аккуратно взрыхляют, чтобы не повредить корневую систему многолетников. Розы и клематисы окончательно освобождают от укрывавшего их зимой материала и подкармливают жидкими удобрениями.

Май – это время подготовки почвы и посадочных работ. Перекапывается и удобряется почва под гряды. Высаживается картофель, рассаживаются кустики клубники и земляники. В середине мая в парники и теплицы высаживают рассаду помидоров и огурцов, а в конце мая, когда пройдёт угроза весенних заморозков, возможна их посадка в открытый грунт. К концу мая обычно высаживаются и все основные огородные культуры. В цветнике заканчивается посадка однолетников, а первоцветы уже радуют взгляд богатством весенних красок.

Весенние хлопоты на даче не превратятся в трудовую повинность, если всё грамотно спланировать , а совместив их с первыми выездами на природу с шашлыками и дружескими посиделками, и вовсе превратятся в полноценный отдых на свежем воздухе.