Тесты для определения физических качеств. Тесты для определения уровня физического развития воспитанников доу

    Что же такое тест? Тест - это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение - результатом тестирования.

    1. Шестиминутный тест.
    2. Бег на 600; 800; 1000 м.
    3. Марш-бросок - 3000-5000 м.

    Бег на 200; 300; 400 м.

    1. Подтягивание на перекладине.
    2. Отжимание от пола.
    3. Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища.
    4. Лазанье по канату.
    1. Прыжок вверх с места.
    2. Прыжок в длину с места.
    3. Тройной прыжок с места.
    4. Пятерной прыжок с места.
    5. Прыжок в глубину.

    а) из-за головы;

    б) из-за спины;

    в) снизу-вверх.

    1. Толкание ядра.
    2. Метание гранаты с разбега.
    1. Челночный бег 330 м; 510 м.
    2. Бег по зигзагу.

Просмотр содержимого документа
«"Тестирование для определения двигательных способностей учащихся" »

Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии

на уроках физической культуры

В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.

Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.

Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.

Для получения достоверной информации мне необходимо знать:

    что и когда измерять;

    какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.

Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.

Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.

Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.

В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.

Тесты для определения выносливости

    Шестиминутный тест.

    Бег на 600; 800; 1000 м.

    Марш-бросок – 3000-5000 м.

    Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.

Для определения скоростной выносливости.

Бег на 200; 300; 400 м.

Тесты для определения быстроты

    Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.

    Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.

    Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.

    Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.

    Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.

С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.

Тесты для определения силовых способностей

    Динамометрия (определение силы кисти).

    Подтягивание на перекладине.

    Отжимание от пола.

    Из положения в висе поднимание прямых ног.

    Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.

    Лазанье по канату.

    Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).

    Рывок штанги (50-90% от максимального веса).

    приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).

Тесты для определения скоростно-силовых способностей

    Прыжок вверх с места.

    Прыжок в длину с места.

    Тройной прыжок с места.

    Пятерной прыжок с места.

    Прыжок в глубину.

    Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:

а) из-за головы;

б) из-за спины;

в) снизу-вверх.

    Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.

    Толкание ядра.

    Метание гранаты с разбега.

    Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).

Тесты для определения гибкости

    Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.

    Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.

    Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.

    Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.

Тесты для оценки координационных способностей

    Челночный бег 330 м; 510 м.

    Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

    Бег по зигзагу.

    Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).

    Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).

    Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.

    Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»

Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся гимназии.

Елохина Галина Петровна

Ивченко Игорь Владимирович

МАОУ «Гимназия имени А. С. Пушкина»

Учителя физической культуры

г. Сыктывкар

Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся, а так же поиска путей оптимизации учебного процесса и сохранения здоровья каждого.

Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. Оценивание результатов физической подготовки учащихся является важным инструментом диагностирование уровня физического развития и физической подготовленности. Применение тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:

1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить каждого ученика;

2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаний учащихся;

3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;

4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.

При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

На основе результатов тестирования можно:

– сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах страны;

– проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

– осуществлять достаточно объективный контроль в процессе обучения (тренировки) школьников и юных спортсменов;

– выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

– обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей школьного возраста.

Использование в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Наряду с научно-педагогическими задачами в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Научить самих школьников определять уровень физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

Стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (физической формы);

Знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенный период времени;

Стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленности, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.

Тестирование физической подготовленности учащихся.

Тестирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесы, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.

На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:

Бег 30м., 60 м., 100 м.,

Бег 1000 м.,

Прыжки в длину с места,

- «Челночный» бег 3*10 м.,

Подъём туловища за 30 сек.,

Подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).

Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.

Определение уровня физического развития детей.

Физическое развитие– это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.

По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:

    Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

    Физиометрических - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти рук, становая сила;

    Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..

Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.

Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:

1 балл - очень плохо (низкий уровень),

2 балла - плохо (ниже среднего уровня),

3 балла - среднее (средний уровень),

4 балла - хорошо (выше среднего),

5 баллов - отлично (высокий уровень).

Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции.

Мониторинг физического здоровья учащихся.

В настоящее время в учебно-воспитательном процесс выделена группа факторов риска, оказывающая наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

    недостаточная двигательная активность;

    нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

    нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

    нарушение организации питания;

    отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

    неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведение различного рода профилактических мероприятий.

В практике физического воспитания существует множество методов и различных тестов, позволяющих объективно оценить состояние физического здоровья каждого школьника. При этом используются как медицинские, физиологические, психолого-педагогические, так и антропометрические подходы. Диагностика физического здоровья включает следующие показатели: антропометрические, физического развития, физической и функциональной подготовленности школьника.

Один из методов «Экспресс-оценка физического здоровья школьника».

На основе интегрированной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьников.

Характеристика кондиционные и координационные способности.

По существующей классификации физические качества подразделяются на кондиционные и координационные качества или способности.

Кондиционные (энергетические) способности обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная деятельность. К ним относятся такие качества, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость.

Координационные (информационные) способности обусловливаются не морфофункциональными возможностями организма, а, в первую очередь, свойствами центральной нервной системы, особенностями сенсомоторных процессов человека. Немаловажное значение при проявлении координационных способностей имеет и интеллект. Таким образом, очевидно, что не все физические качества являются показателями физического развития человека. К специфическим координационным способностям относятся: способности к равновесию, к ориентированию, к реагированию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к перестроению двигательных действий, к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц, к согласованию (связи)

Следует заметить, что между кондиционными и координационными способностями существует определенная связь. Так, успешность овладения двигательными действиями, совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков зависят, в первую очередь, от координационных способностей человека. В то же время, чем больше освоенных человеком двигательных действий, чем они разнообразнее, тем выше возможности совершенствования физических качеств. Таким образом,

с одной стороны, морфофункциональное состояние организма человека – основа для проявления кондиционных способностей, с другой, – высокий уровень развития этих качеств является предпосылкой для улучшения морфофункциональных показателей.

Характеристика физических качеств.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий. Собственно силовые способности проявляются в движении (динамическая сила) и в напряжении изометрического типа (статическая сила). Статическая сила характеризуется двумя его особенностями: активная статическая сила и пассивная статическая сила. Соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

К скоростно-силовым способностям относятся быстрая сила и взрывная, которая проявляется как стартовая сила и ускоряющая сила.

Силовая ловкость проявляется в циклической работе и ациклической работе.

Силовая выносливость -способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. И они проявляются в быстроте простой и сложной реакции, в скорости одиночного движения, в максимальной частоте движений в различных суставах и в скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (бег на короткие дистанции).

Выносливость способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Гибкость способность выполнять движения с большей амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную . По способу проявления гибкости подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая - в позах.

Двигательно-координационные способности в физическом воспитании связывают с понятием ловкости – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи, в изменяющихся условиях.

Контрольные тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств.

Развитие выносливости

В практике физического воспитания для определения уровня выносливости применяется косвенный способ, когда выносливость у занимающихся определят по времени преодоления дистанций: 600,800,1000, 1500, 2000 и 3000 метров.

Используется также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 и 12 мин. Определяется расстояние, которое пробежал учащийся за определённое время.

К неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, педалирование на велоэргометре, степ-тест.

Специфическими считаются тесты, которые приближены по структуре к соревновательным (плавание, лыжные гонки, гимнастика, единоборства и т.д.).

Развитие силовых способностей

Для измерения статической максимальной силы применяются динамометры (кистевой и становой), для измерения силы кисти и спины. Для определения динамической максимальной силы используют отдельные упражнения с предельным отягощением (жим штанги лежа, приседание). Применение данных тестов требует особой осторожности и обязательной страховки учителем. Косвенными показателями взрывной силы ног являются результаты максимальных прыжков с места (в длину и вверх). Для оценки силовой динамической выносливости используют многократное (до отказа или за определенное время) выполнение тестовых упражнений:

Подтягивание на перекладине;

Сгибание - разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа;

Приседание типа «пистолет»;

Поднимание опускание туловища, в положении лежа;

Сгибание ног до определенного угла в висе на гимнастической стенке или перекладине и др.

Развитие быстроты

Для оценки быстроты двигательной реакции испытуемому предлагают в ответ на определенный световой или звуковой сигнал как можно быстрее выполнить простое движение, например нажать на кнопку, размыкающую электрическую цепь хронорефлексометра Время, прошедшее от начала сигнала до моторной реакции (латентный период). В силу разной чувствительности зрительного и слухового анализаторов, время реакции на световой раздражитель меньше, чем на звуковой.

Более простой метод измерения быстроты одиночного движения выполнение 5 выпрыгивания или 5 приседаний с заданной амплитудой с максимально возможной скоростью. С помощью секундомера регистрируется время, с последующим расчетом времени одиночного движения.

Для определения частоты движений кисти применяют теппинг - тест. Проставление карандашом на бумаге размером 10 см. на 10 см. максимально возможного количества точек за 10 с. Затем число точек подсчитывают и делают перерасчет движений за 1 мин.

При определении частоты движении ног испытуемый выполняет бег на месте с высоким подниманием бедра (параллельно опоре) в максимальном темпе в течение 10 с. Число шагов подсчитывается, и затем рассчитывают количество шагов за 1 мин.

Оценка скоростных возможностей человека определяется по времени про бегания коротких дистанций (бега 30, 60 и 100 м.). В таких тестах учитывается вариант старта (низкий, высокий) и правила соревнований по легкой атлетике.

Развитие гибкости

Гибкость измеряют в линейных (см) или угловых (градус) единицах. Подвижность в плечевом суставе с гимнастической палкой, выполняется вы крут прямых рук назад. Степень подвижности оценивается по расстоянию между кистями рук.

Подвижность в коленных суставах выполнение полного приседания, руки вперёд или за голову.

Подвижность в голеностопном суставе измеряются параметры сгибания и разгибания в суставе.

Гибкость позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед, назад и в стороны. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Зафиксировав крайнее положение на 1-2 сек., измеряется расстояние с помощью линейки или ленты от нулевой отметки до кончиков средних пальцев рук (в см). Если пальцы не достают до нулевой отметки, то результат с минусом, а если дальше, то со знаком плюс.

Гибкость в тазобедренном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика) в положении стоя ноги врозь в сторону и вперёд-назад с опорой на руки. Чем меньше расстояние, тем выше результат.

Развитие ловкости

Ловкость – сложное, комплексное качество, во многом связанное с координационными способностями, точностью движений и функцией равновесия.

При оценке точности движений предлагается выполнить движение, строго регламентированное в пространстве, во времени и степени мышечного усилия. Регистрируются ошибки при воспроизведении заданного параметра движения. Чем меньше величина ошибок, тем совершеннее точность движений. В качестве контрольных упражнений могут быть:

Отведение или сгибание конечностей до заданного угла без контроля зрения;

Ходьба по периметру размеченного квадрата с завязанными глазами;

Выполнение движений (приседаний, махов руками, ходьбы, бега) в течение точно заданного интервала времени по собственному «ощущению» времени;

Не глядя воспроизвести на динамометре усилие в половину максимальной силы кисти;

Выполнение без разметки прыжка в длину с места на расстояние, равное половине личного максимального результата.

Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела (статическое – удержание принятой позы, динамическое – в движении). Для оценки статического равновесия , рассматривают время сохранения позы – стойка на одной ноге, другая согнута и подошвой упирается в колено опорной ноги, руки вытянуты.

Развитие координация движений

Наиболее часто применяется «Челночный» бег 3 * 10 м., бег «змейкой», «Челночный» бег 4 * 10 м. с переноской двух кубиков за линию старта, метание в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Вывод:

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Объективное оценивание по предмету «физическая культура» должна осуществляться с учётом индивидуального темпам прироста в развитии физических качеств, качеству и объему приобретенных знаний, прочности освоения двигательных умений и навыков, уровню выполнения учебных нормативов.

Исходя из реальных возможностей и минимально необходимой объективной информации в условиях школы представляется целесообразным использовать простейшие методы оценки, не требующие сложной аппаратуры и расчетов, а также больших затрат сил и времени.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности каждого учащегося, что поможет составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Тесты для определения силы

а) Стоя на расстоянии двух шагов от стула и опираясь руками о его сиденье, сгибайте и разгибайте руки, сколько можете. «Отжимаясь» не прогибайтесь.

Оценка: «отлично» – 30 раз, «хорошо» – 20 раз, «удовлетворительно» – 15 раз.

б) Лежа на спине, вытянув руки вдоль туловища, поднимайте ноги, не сгибая в коленях, до прямого угла, а затем опускайте их.

Оценка: «отлично» – 50 раз, «хорошо» – 40 раз, «удовлетворительно» – 20 раз.

в) Выполните максимальное количество приседаний, отрывая пятки от пола и вытянув руки вперед.

Оценка за одну минуту: «отлично» – 60 раз, «хорошо» – 55 раз, «удовлетворительно» – 40 раз.

Тесты для определения гибкости

а) Наклон вперед, стоя на тумбе. И. п. – сомкнутая стойка, пальцы ног на уровне края тумбы. Максимально наклониться вперед, не сгибая ног, фиксируя положение пальцев рук на шкале тумбы (или измеряется линейкой, сантиметровой лентой). Задержаться в этом положении 3 секунды, затем отметить результат.

Оценка: от края тумбы вниз: «отлично» – 15см, «хорошо» – 10см, «удовлетворительно» – 5см.

б) Стоя, ноги вместе, руки опущены. Наклонитесь влево, скользя левой рукой по бедру и согнув правую. Задержитесь в таком положении 3 секунды. Чем меньше расстояние от кончиков пальцев левой руки до пола, тем лучше. То же в другую сторону.

в). Боком к стене, руки опущены. Махом максимально поднимите правую ногу вперед - вверх. На стене отметьте место, к которому вы прикоснулись носком. Чем больше расстояние от места касания до пола, тем лучше результат. То же другой ногой. Ноги не сгибать, туловище не наклонять.

Оценка: «отлично» – мах выше головы, «хорошо» – мах до головы, «удовлетворительно» – мах до груди.

Тесты для определения быстроты

а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.

б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.

в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.

Тест для определения выносливости

Беговой тест 6 минут, по результатам которого определяют функциональный класс аэробной способности.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие - по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы, по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам : скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования :

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2) . В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка, подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов :

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
  2. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
  3. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
  4. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
  5. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
  6. Журналы “Спорт в школе”, 1996.

Как проверить уровень спортивной подготовки самостоятельно – 5 самых лучших тестов

Термин «спортивная подготовка» предполагает грамотное использование всех знаний, условий и методов для направленного воздействия на развитие спортсмена. Тестами называют неспецифические упражнения с численным результатом, полученным в ходе измерений. Они нужны для понимания своего текущего состояния здоровья и определения готовности к физическим нагрузкам. Итак, определяем уровень спортивной подготовки.

Тест на выносливость (приседания)

Стопы поставить шире плеч и, выровняв спину, сделать вдох и присесть. Вверх поднимаемся на выдохе. Без остановок и отдыха делаем столько приседаний, насколько хватает сил. Далее записываем результат и сверяем с таблицей:

  • Менее 17 раз – самый низкий уровень.
  • 28-35 раз – средний уровень.
  • Более 41 раза – высокий уровень.

Тест на выносливость/силу мышц плечевого пояса

Мужчины отжимаются с носков, прекрасные дамы – с колен. Важный момент – пресс нужно держать в напряжении, в лопатках и пояснице не проваливаться, корпус держать в ровном положении (бедра с корпусом должны быть на одной линии). При отжимании опускаемся таким образом, чтобы голова находилась в 5 см от пола. Считаем результаты:

  • Менее 5 отжиманий – слабый уровень.
  • 14-23 отжимания – средний уровень.
  • Более 23 отжиманий – высокий уровень.

Индекс Руфье

Определяем реакцию сердечнососудистой системы. Измеряем свой пульс за 15 секунд (1Р). Далее приседаем 30 раз в течение 45 секунд (средний темп). Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала за 15 секунд (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).

Сам индекс Руфье определяется следующей формулой:

ИР = (4*(1Р+2Р+3Р)-200)-200/10.

Считаем результат:

  • Индекс менее 0 – отлично.
  • 0-3 – выше среднего.
  • 3-6 – удовлетворительно.
  • 6-10 – ниже среднего.
  • Выше 10 – неудовлетворительно.

Говоря кратко, отличным считается результат, при котором сумма сердечных ударов – менее 50 за все три 15-секундных промежутка.

Реакция вегетативной нервной системы на физическую нагрузку – ортостатическая проба

Тест проводят следующим образом:

Утром (до зарядки) или же через 15 минут (до еды), проведенных в спокойном состоянии и горизонтальном положении, измеряем пульс в горизонтальном положении. Пульс считаем в течение 1 минуты. После чего встаем и отдыхаем в вертикальном положении. Снова считаем пульс в течение 1 минуты в вертикальном положении. Разница в полученных величинах говорит о реакции сердца на физическую нагрузку при условии смены положения тела, благодаря чему можно судить о тренированности организма и «рабочем» состоянии регуляторных механизмов.

Результаты:

  • Разница в 0-10 ударов – хороший результат.
  • Разница в 13-18 ударов – показатель здорового нетренированного человека. Оценка — удовлетворительно.
  • Разница в 18-25 ударов – неудовлетворительно. Отсутствие физической тренированности.
  • Выше 25 ударов – признак переутомления или какого-либо заболевания.

Если обычная для вас, средняя разница в ударах – 8-10, значит организм способен быстро восстанавливаться. При возросшей разнице, например, до 20 ударов, стоит задуматься – где вы перегружаете организм.

Оцениваем энергетический потенциал организма — индекс Робинсона

Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.

Как проводят тест?
Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).

Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой:

ИР = Х1*Х2/100.

Оцениваем результаты:

  • ИР равен 69 и ниже — оценка «отлично». Рабочие резервы сердечносудистой системы в отличной форме.
  • ИР равен 70-84 – хорошо. Рабочие резервы сердца в норме.
  • ИР равен 85-94 – средний результат. Свидетельствует о вероятной недостаточности резервных возможностей сердца.
  • ИР равен 95-110 – оценка «плохо». Результат сигнализирует о нарушениях в работе сердца.
  • ИР выше 111 – очень плохо. Нарушена регуляция работы сердца.