Тайна замка кенигсберг. Королевский замок кенигсберг в калининграде


Страницы: 1

Возможно, кто-то сейчас скажет: "фу, новодел", а я скажу, что заново отстроенный Королевский замок в центре Варшавы - это очень круто. И пусть он не вызывает восхищения, но его наличие здесь точно вызывает уважение. Особенно, если вы посмотрите на то, что осталось от него после методичного уничтожения в период с 1939 по 1944 год на фотографии под катом (здесь мне вспомнился калининградский, то есть кёнигсбергский, Королевский замок, но это уже другая история).

Королевский замок в Варшаве, Польша // dorogimira.livejournal.com


А то, что "новодел" - нет в этом ничего ужасающего: пройдет каких-то 100 лет и "новоделом" он быть перестанет.

// dorogimira.livejournal.com


Сначала на насыпном холме над Вислой появилась крепость. Она была сооружена в 1294-1313 годах князем Болеславом II, правителем Мазовии. С этого времени крепость (а в дальнейшем замок) стала резиденцией мазовецких князей, а потом и польских королей. Как это часто бывает, каждый хозяин вносил свою лепту и усердно достраивал, переделывал и укреплял. Но глобальная реконструкция замка состоялась в 1569 году и длилась 13 лет. Перестройкой занимались итальянские архитекторы, и благодаря им Королевский замок приобрел ренессансный вид.

// dorogimira.livejournal.com


В 1596 году Варшава стала фактически резиденцией польских королей и великих князей литовских, а в 1600 году была затеяна очередная перестройка замка. Через 19 лет он был превращен в большой комплекс, очень похожий на тот, что мы можем видеть сейчас. Но во время шведского нашествия в 1655-1656 годах все это великолепие было разграблено и частично разрушено.

Восстановительные работы начались во времена правления короля Августа II (c 1697 года). XVIII век был богат на преобразования - сначала замок вновь пострадал во время Северной войны, потом долго согласовывались проекты его очередной перестройки, но за это время часть замка успела сгореть. Появились новые архитекторы и новые проекты, однако они больше имели отношение к переделке апартаментов, а не внешнего вида.

// dorogimira.livejournal.com


XIX век был непостоянен и крайне разнообразен на хозяев замка. Разбираться с их множеством мы сейчас не будем и сразу перейдем к 1918 году, когда Польша вновь обрела независимость и стала республикой. Замок стал официальным парадным зданием. В 1935 году в Рыцарском зале была подписана Конституция.

// dorogimira.livejournal.com


Первые бомбы упали на Королевский замок в 1939 году. Было принято решения спасать все, что можно было вынести. За три недели искусствоведы, архитекторы и сотрудники Национального музея перевезли из замка 80% произведений искусства. Сейчас они составляют основу интерьеров восстановленного здания. Но люди на этом не остановились. Зимой 1939-1940 годов они демонтировали двери, панели, полы, камины, лепнину, плафоны и даже фрагменты росписей. Прятали все, что можно было унести, потому что уже было объявлено о полном уничтожении замка. Для этого высверливались отверстия в стенах зданий каждые 75 сантиметров в несколько рядов. В сентябре 1944 года в эти отверстия заложили взрывчатку, и на месте замка осталась только груда камней.

// dorogimira.livejournal.com


Строить заново Королевский замок начали в 1971 году, хотя решение об этом было принято еще в 1949-м. Правда, в те времена было что отстраивать и помимо него - Варшава была уничтожена практически полностью. Поляки очень любят своего "восставшего из пепла Феникса" еще и потому, что все строительство велось на средства, собранные народом. При строительстве использовалось все, что удалось спасти и спрятать в подвалах Национального музея.

// dorogimira.livejournal.com


В 1984 году Королевский замок открылся музеем. Многие залы имеют тот вид, в котором они были созданы при самых ярких своих владельцах. Из Рыцарского зала были спасены все предметы искусства, которые сейчас стоят на своих прежних местах. В том числе и Кронос, который продолжает нести свой тяжкий груз и указывать нам острием косы на быстротечность наших земных часов.

// dorogimira.livejournal.com


Большой зал во времена королей был пиршественно-бальным, а также церемониально-приемным.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Мраморная палата мне лично понравилась больше всего. Ее первая версия была сделана в середине XVII века.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Тронный зал замка на редкость лаконичен.

// dorogimira.livejournal.com


Зато находящаяся рядом с ним комнатка для бесед (или Кабинет европейских монархов) расписана сверху донизу.

// dorogimira.livejournal.com


Если честно, здесь мне захотелось снять обувь.

// dorogimira.livejournal.com


Восстановлены также частные королевские комнаты. Всего их шесть. Это самая красивая с официальным названием "опочивальня". Других кроватей в комнате нет, только эта. Вряд ли она раскладная. Поэтому мне хочется думать, что спал король Станислав Август где-то в другом месте, а здесь только опочивал в перерывах между заботами о государстве.

// dorogimira.livejournal.com


В одном из аудиенц-залов нас покорил камин. Геркулес и львы были выписаны из Рима еще в конце XVIII века.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Совершенно удивительный зал Каналетто. Удивителен он тем, что войну пережили все 23 картины известного венецианского художника. Они, правда, были вывезены в Германию, но возвращены в Королевский замок в 1984 году в целости и сохранности.

// dorogimira.livejournal.com


Вход в Малую капеллу.

// dorogimira.livejournal.com


Здесь дважды молился Иоанн Павел II. Сейчас несколько раз в год здесь служат святую обедню.

В продолжение вчерашних "замковых" постов.
Настоящих специалистов по Кёнигсбергу во всём мире - единицы. Я себя к таковым не отношу, хотя вполне мог бы стать таким "настоящим специалистом", если бы не оставил несколько лет назад серьёзное занятие этой темой. Но само увлечение Кёнигсбергом с тех пор не прошло и поэтому всегда очень радуюсь, когда встречаю по-настоящему заинтересованного человека. Вчера нашёл блог, где есть серия весьма обстоятельных статей по истории бывшей столицы Восточной Пруссии, особенно её архитектурному аспекту.
КАРТИНКИ ТАМ КЛИКАБЕЛЬНЫ

Оригинал взят у kleine_furer в Королевский замок Кенигсберга, его внутреннее устройство и убранство

На протяжении некоторого времени меня преследовала мысль собрать и систематизировать материалы про Королевский замок, чтобы еще раз убедиться, насколько это было грандиозное и великолепное строение. Нельзя описать словами тот трепет, который я испытываю, глядя на гравюры и фотографии потерянного замка.
Не претендуя на уникальность, признаюсь, что за основу была взята статья с http://kaliningrad-obl.narod.ru/p96.htm , которая была немного сокращена и разбавлена более подробными фотографиями замка и дополнительным описанием его отдельных частей (ссылок очень много, поэтому сразу прошу прощения за то, что я их не указываю).

Далее рассмотрим это крыло замка согласно нумерации на схеме.
№1. Ahnen saal или Зал предков.
Зал был выполнен в стиле рококо. Роспись потолка относиться к 1701-1750 годам. Под потолком находились выполненные на холсте картины, на которых было изображено генеалогическое древо семьи Гогенцоллернов, написанные учеником Кранаха живописцем Гансом Геннебергом, который работал при прусском дворе в 1593 и 1601. На стенах висели портреты князей Пруссии и Бранденбурга.




№2. Ehemalig kronprinzliche Wohnung (бывшие покои кронпринца)



№3. Fahnen- und Standartenzimmer (комната знамен и штандартов)


№4. Fliesen saal
Флизовый зал находился на втором этаже восточного крыла замка и являлся бывшей столовой герцога Альбрехта Фридриха. Виликолепные резные потолки в зале были украшены картинами приписываемые Габриэлю Витцелю. Напротив входа находился престол Фридриха 1. Зал являлся жилым помещением и использовался членами императорской семьи вплоть до 1918 года.




№5. Комната рождения Фридриха I (Geburtzimmer Friedrich I)



№6 и далее пара комнат на плане (какая из них сказать трудно) Комната кайзерены


№7. Schwarzer Adler Saal (зал Ордена Черного орла)

Также в восточной части замка находились "Московитские палаты" - празднично оформленные покои, в которых Альбрехт I в 1576 году принимал первое русское посольство (про "Московитские палаты" далее).
А в подвалах, почти под "залом Московитов" находился древний винный погребок "Блютгерихт" ("Кровавый суд"). Этот подвальный ресторан в самой древней части северного крыла замка получил своё наименование скорее всего от цвета красного вина и располагался он именно в том месте, где до XVII века находилась тюрьма.


Погребок вызывал интерес не только у жителей Кёнигсберга, но и у всех иностранцев, бывавших в городе. Здесь отмечались разнообразные праздненства, знаменитые писатели собирались тут со своими друзьями и оставляли свои автографы в Книге для гостей.
Замковые ворота всегда находились на востоке. Они имели арочную форму с бочковым сводом. Справа от въезда - проход для пешеходов в виде квадратной ниши, в которой было устройство для подъёма моста. Слева - винтовая лестница, по которой можно было подняться на верхние этажи. Кёнигсбергский замок был первый замок в Пруссии, построенный с элементами «тяжёлой готики».
Западное крыло Замка построил Маркграф Георг Фридрих фон Ансбах, опекун Альбрехта II. В 1584 году он поручил архитекторам Блазису Берварту и Михаэлю и Гансу Висмартам строительство западного крыла замка, задуманного для определённых, особых целей.
Западное крыло снизу до верху использовалось строго по назначению: громадные подвалы для хранения винных запасов, Цойгхаус - для дворцовой охраны, двухнефная дворцовая церковь и огромный праздничный зал, получивший позднее имя "зал Московитов". Строительство этого дорогостоящего громоздкого замкового крыла продолжалось очень долго.

Ради этого грандиозного строения были снесены остатки Конвентсхауса (зала заседаний, обязательного во всех орденских крепостях).
Если говорить про северное крыло замка, то его основные строения относятся ещё к орденским временам.

С западной стороны в одном из помещений выступающей на север башни находилась камера пыток.
Также одна из первых построек замка, сохранившихся вплоть до 40-х годов XX века - это знаменитая восьмиугольня башня Хабертум.Далее, в 1705-1712 годах было построено здание Шлютера, называемое ещё "крыло Унфрида".
Здесь раполагалась комната герцога Альбрехта, которая отличалась редкостной красотой. Крошечная, с огромным - по ее масштабам - камином, она была искусно оформлена придворным столяром Гансом Вагнером резьбой по венгерскому ясеню. На этаже, где жила семья герцога, в эркерной комнате был помещен герб с двадцатью семью цветными полями, в середине которого прусский орел держал в когтях серебряную литеру S - ленный символ короля Польши Сигизмунда. Кстати, жилые покои герцогини позже занимала королева Луиза, и ее более чем скромная мебель стояла там вплоть до уничтожения замка.


В этом же крыле находился Охотничий зал.





В северо-западном углу к северной оборонительной стене до башни Лиделау (Примечание: Башня Лиделау - это выступающая часть стены замковой церкви, о которой речь пойдет позже ), была пристроена фирмарии (приют) для престарелых орденских братьев, которые уже не могли принимать участие в походах. Строительство началось после 1350 г. Фирмарии имела подвалы с бочковым сводом и световыми окнами во двор. На первом этаже имелось два подсобных помещения. Между ними было оборудовано небольшое помещение с печью для подогрева пола второго жилого этажа. Все больные и престарелые орденские братья имели отдельную комнату (всего их было восемь). Каждый больной имел слугу.

Второй этаж имел прихожую, два зала с ребристыми сводами и широкими нишами окон в северной стене, там же располагалась кухня.

Фирмарии на уровне второго этажа соединялась с домом конвента мостовым переходом. Фирмарии имела свой данцкер, установленный на западной стене пархама, проход в него через северо-западную угловую башню. Позже к фирмарии с востока было пристроена капелла Св. Анны. Оборонительная стена с внешней стороны была надстроена на уровне башни Лиделау.

Также к XX веку в этом крыле замка находились помещения отделов Государственного архива и колегии адвокатов при Верховной земельном суде.


Возможно, кто-то сейчас скажет «фу, новодел», а я скажу, что заново отстроенный Королевский замок в центре Варшавы — это очень круто. И пусть он не вызывает восхищения, но его наличие здесь точно вызывает уважение. Особенно, если вы посмотрите на то, что осталось от него после методичного уничтожения в период с 1939 по 1944 годы на фотографии под катом (здесь мне вспомнился калининградский, то есть кёнигсбергский, Королевский замок, но это уже другая история). А то, что «новодел» - нет в этом ничего ужасающего: пройдет каких-то 100 лет и «новоделом» он быть перестанет.


2.

Сначала на насыпном холме над Вислой появилась крепость. Она была сооружена в 1294 — 1313 годах князем Болеславом II, правителем Мазовии. С этого времени крепость (а в дальнейшем замок) стала резиденцией мазовецких князей, а потом и польских королей. Как это часто бывает, каждый хозяин вносил свою лепту и усердно достраивал, переделывал и укреплял. Но глобальная реконструкция замка состоялась в 1569 году и длилась 13 лет. Перестройкой занимались итальянские архитекторы и благодаря им Королевский замок приобрел ренессансный вид.


3.

В 1596 году Варшава стала фактически резиденцией польских королей и великих князей литовских, а в 1600 году была затеяна очередная перестройка замка. Через 19 лет он был превращен в большой комплекс, очень похожий на тот, что мы можем видеть сейчас. Но во время шведского нашествия в 1655 — 1656 годах все это великолепие было разграблено и частично разрушено.


4.

Восстановительные работы начались во времена правления короля Августа II (c 1697 года). 18 век был богат на преобразования — сначала замок вновь пострадал во время Северной войны, потом долго согласовывались проекты его очередной перестройки, но за это время часть замка успела сгореть. Появились новые архитекторы и новые проекты, однако, они больше имели отношение к переделке апартаментов, а не внешнего вида.


5.

19 век был непостоянен и крайне разнообразен на хозяев замка. Разбираться с их множеством мы сейчас не будем и сразу перейдем к 1918 году, когда Польша вновь обрела независимость и стала республикой. Замок стал официальным парадным зданием. В 1935 году в Рыцарском зале была подписана Конституция.


6.

Первые бомбы упали на Королевский замок в 1939 году. Было принято решения спасать все, что можно было вынести. За три недели искусствоведы, архитекторы и сотрудники Национального музея перевезли из замка 80% произведений искусства. Сейчас они составляют основу интерьеров восстановленного здания. Но, люди на этом не остановились. Зимой 1939 — 1940 годов они демонтировали двери, панели, полы, камины, лепнину, плафоны и даже фрагменты росписей. Прятали все, что можно было унести, потому что уже было объявлено о полном уничтожении замка. Для этого высверливались отверстия в стенах зданий каждые 75 сантиметров в несколько рядов. В сентябре 1944 года в эти отверстия заложили взрывчатку и на месте замка осталась только груда камней.


7.

Строить заново Королевский замок начали в 1971 году, хотя решение об этом было принято еще в 1949-ом. Правда, в те времена было что отстраивать и помимо него — Варшава была уничтожена практически полностью. Поляки очень любят своего «восставшего из пепла Феникса» еще и потому, что все строительство велось на средства, собранные народом. При строительстве использовалось все, что удалось спасти и спрятать в подвалах Национального музея.

8.

В 1984 году Королевский замок открылся музеем. Многие залы имеют тот вид, в котором они были созданы при самых ярких своих владельцах. Из Рыцарского зала были спасены все предметы искусства, которые сейчас стоят на своих прежних местах. В том числе и Кронос, который продолжает нести свой тяжкий груз и указывать нам острием косы на быстротечность наших земных часов.

9.

Большой зал во времена королей был пиршественно-бальным, а также церемониально-приемным.


10.


11.

Мраморная палата мне лично понравилась больше всего. Ее первая версия была сделана в середине 17 века.


12.


13.

Тронный зал замка на редкость лаконичен.


14.

Зато находящаяся рядом с ним комнатка для бесед (или Кабинет европейских монархов) расписана сверху донизу.

15.

Если честно, здесь мне захотелось снять обувь.


16.

Восстановлены также частные королевские комнаты. Всего их шесть. Это самая красивая с официальным названием «опочивальня». Других кроватей в комнате нет, только эта. Вряд ли она раскладная. Поэтому мне хочется думать, что спал король Станислав Август где-то в другом месте, а здесь только опочивал в перерывах между заботами о государстве.


17.

В одном из аудиенц-залов нас покорил камин. Геркулес и львы были выписаны из Рима еще в конце 18 века.


18.


19.


20.

Совершенно удивительный Зал Каналетто. Удивителен он тем, что войну пережили все 23 картины известного венецианского художника. Они, правда, были вывезены в Германию, но возвращены в Королевский замок в 1984 году в целости и сохранности.


21.

Вход в Малую капеллу.


22.

Здесь дважды молился Иоанн Павел II. Сейчас несколько раз в год здесь служат святую обедню.

23.

Сенаторская палата. Такое убранство видели члены Сената во время заседаний. А трон даже помнит августейший зад, потому что его удалось сберечь во время войны.


24.

Ну, еще немного сказочных красот и выходим на Замковую площадь. Туда, где гуляют, цокают и призывно улыбаются. Ведь не «замком единым» живет Варшава.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.

Dorogimira.livejournal.com/58805.html

Немного истории…

К концу X века после сформирования польской государственности Вавель становится центром политической и духовной власти. Со второй половины XI века и до начала XVII-го он является резиденцией польских королей. В XIV веке при короле Казимире Великом (1333-1370), когда Краков стал столицей государства, и в дальнейшем, при правлении Ягеллонов, Вавель достигает наибольшего расцвета. После заключения унии между Польшей и Литвой Краков оказывается на окраине огромной Речи Посполитной. И постепенно теряет свое политическое значение, уступая Варшаве, расположенной в центре государства. Наконец, в 1609 году король Сигизмунд III Ваза переносит столицу в Варшаву.

Толчком для переезда явился пожар в Вавельском замке. Король решил его не восстанавливать, а просто переехать в Варшаву.

После третьего раздела Польши в 1795 году Вавель переходит в руки австрийцев. В 1815 году после разгрома Наполеона Краков становится вольным городом. Но в 1846 году на Вавель возвращаются австрийские военные, и размещают там свои казармы. Наконец, в 1905 году замок выкупают у австрийцев, и сразу же на Вавеле начинаются восстановительные и реставрационные работы. А с 1930 года замок вновь становится парадной резиденцией главы государства, а часть его помещений предназначается под музей. Во время второй мировой войны в замке располагалась резиденция немецкого генерал-губернатора.

Зимние фото сделаны в январе 2009 г., летние — в июне 2005 г. Текст был написан в 2005 году. Ночные сделаны с руки и без штатива.

Гордо высится над Вислой замок Вавель неприступный

Как положено в сказках, замок гордо возвышается на Вавельском холме, на изгибе Вислы. Он удивительно похож на замок Тоомпеа в Таллинне! Здесь многие века проходили коронации королей, и здесь же похоронены самые известные деятели польского государства: короли, национальные герои, поэты эпохи романтизма. С западной стороны холма находится вход в «Яму Дракона» где давным-давно жил легендарный вавельский дракон. Говорят, что в хорошую погоду там сидит макет дракона, а ввиду плохой погоды мы его не увидели. Легенда гласит, что в этих краях жил злобный дракон, пожиравший скот (в другой версии – невинных девушек). Очень скоро народу это надоело, и один предприимчивый юноша по имени Скуба накормил дракона барашком, нашпигованным серой и смолой, и тот умер. А из его шкуры сапожник сшил много красивых сапог. Когда я читала легенду о драконе, меня не покидало ощущение, что где-то я это уже видела. Озарение пришло через несколько минут. Ну конечно!

«На пастбища над Голопольем повадился прилетать дракон… Прилетел неожиданно, свалился прямо на отару овец, распугал пастухов… На следующее утро прилетел снова, теперь уже поближе к городку.. народ взял дело в свои руки…, и прикончил дракона – весьма народным способом Местный сапожник, Козоед, придумал, как доконать гадину. Забили овцу, напихали в нее чемерицы, волчьей ягод, собачьей петрушки, серы и сапожного дегтя. Для верности местный аптекарь влил две кварты своей микстуры от чирьяков, а богослужитель из святилища прочитал над всей этой пакостью молитву. Потом поставили приготовленную таким образом овечку посреди стада и подперли колышками… реальность превзошла все ожидания. Не удостоив вниманием живых и блеющих овечек, гад заглотал приманку вместе с колом!»

Анджей Сапковский, «Ведьмак»

Видимо, широко известный в узких кругах польский писатель хорошо знал родного края, и в чудесной книге поиронизировал не только над известными сказками, но и над легендой о вавельском драконе! Правда, в книге драконы все-таки побеждают

Внутри замка…

Итак, вы подошли к замку со стороны Королевской дороги, с улицы Канонича. Пологая вымощенная дорога ведет к главным воротам. Обратите внимание на стену, слева от Вас. На её кирпичах написаны имена людей или названия фирм, которые внесли пожертвования на восстановление замка. Под каждым именем написаны так же год и размер пожертвования (в тогдашних польских злотых). На самом деле королевская дорога огибает замок с левой стороны, но мы войдём в замок здесь — через парадные ворота.

Перед входом вас встречает памятник национальному герою Польши, предводителю восстания 1794 года, Тадеушу Костюшко. С памятником связана забавная история. Во время второй мировой войны, располагавшийся в замке генерал-губернатор приказал снести памятник. Так и было сделано… А после окончания войны в Германии отлили копию уничтоженного памятника, привезли в Вавельский замок и установили на прежнем месте. Однако знатоки отмечают, что Костюшко «сменил коня»: вместо прежнего польского, теперь он сидит на более толстом немецком жеребце.

Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава

Пройдя через королевские ворота на территорию замка, первым слева вы увидите Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Это и коронационный собор, и усыпальница польских королей. Построен он был в XI-XII веках, но сегодня с тех времен сохранились лишь часть башни Серебряных колоколов и крипта Св. Леонарда, где погребен, в частности польский полководец Юзеф Пилсудский.

Сегодняшнее здание в готическом стиле сооружено в XIV веке. В центре собора располагается Алтарь Отчизны, на который короли возлагали военные трофеи. Здесь же находятся королевские каменные саркофаги и гробница Казимира Ягелона созданная Витом Ствошем. В одной из башен помещается самый большой в Польше колокол Сигизмунд. В здании капитула открыт Кафедральный музей.

Обратите внимание на то, что перед входом в собор висят… кости. Это кости мамонта. Дело в том, что по существовавшему поверью кости такого диковинного животного несут процветание мир и процветание той земле, на которой находятся.

Выйдя на площадь, вы увидите две капеллы с зеленым и желтым куполом, это Сигизмундова капелла. Справа — капелла Ягеллонов 1517 — 1533 гг., в которой находятся надгробья королей Сигизмунда Старого, Сигизмунда Августа и Анны Ягелонки, а также серебряный алтарь нюрнбегской работы. Слева — капелла династии Ваза, законченная в 1676 году, и являющаяся мавзолеем этой династии.

Кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава на Вавеле – один из самых почитаемых храмов Польши. Здесь короновали королей с 1320 года, и здесь же их хоронили. Первым здесь был погребен в 1333 г. король Владислав Локетек, и с тех пор всех польских монархов хоронили именно тут. Но тут лежат не только короли, но и национальные герои. Тадеуш Костюшко, Понятовский, Пилсудский, Сикорский (его прах перенесли недавно). Рядом с королями и героями в народной памяти и в усыпальнице остались и поэты – Юлиуш Словацкий, Адам Мицкевич.

Плата за вход в собор и за книжку о соборе составила 23 злотых (с того самого времени все забываю ее отсканировать — для желающих). В кассе, продающей билеты в собор, сидит пожилая монашка, говорящая по-русски. Именно она посоветовала взять нам небольшой путеводитель по собору, склепам и колокольне, иначе нам многое было бы непонятно. Билеты действительны также для осмотра колокольни и склепов.

Сначала мы мельком осмотрели общий план собора, а потом устремились вверх, на колокольню. Ну это и аттракцион, доложу я вам! Колокольня, или звонница представляет собой нагромождение прочных деревянных балок, в узенькие отверстия между которыми нужно просачиваться бочком, проклиная свой лишний вес Кроме этого, нужно подниматься по неудобной узкой, шатающейся и отчаянно скрипящей лестнице, рискуя стукнуться макушкой об очередную балку. В довершение ко всему, над вами все это время нависает огромный колокол (их там 4)! Но вскоре мучения заканчиваются, и вы оказываетесь на вершине колокольни, где висит самый большой колокол Польши – Сигизмунд. Отсюда еще открываются потрясающие виды на Старый город.

Затем мы спускаемся вниз, и начинаем осмотр собора, то есть его усыпальниц. Описывать это я не буду, книжку честно-честно отсканирую.

Из капеллы Чарторыжских – спуск в подземные гробницы. Впервые мы посетили королевские усыпальницы в Вене, в Капуцинеркирхе (Петропавловская крепость не в счет), где хранятся останки всех Габсбургов, и до сих пор помню, как это было жутко – бродить глубоко под землей между усыпальницами! Но, тем не менее, здесь я храбро семеню ножками, крепко держа мужа за руку Мобильный глохнет уже на первых ступенях, воздух становится осязаемо мрачным, и довольно холодно. Внизу – собственно, усыпальницы (то, что наверху – лишь красивые надгробья, а сами гробы здесь). Представляете, какой титанический труд хоронить короля: собор-то построен в 14 веке, и как только умирал король, под землей копали яму – для склепа, а наверху ломали часть стены и строили впритык к собору купол усыпальницы (эти пристройки очень заметны с той стороны собора, где вы будете выходить из усыпальниц).

Пройдя мимо капелл в арку, вы попадаете в аркадный внутренний двор королевского замка. Кстати, в арке находятся кассы музея.

Первым строением, предназначавшимся под княжескую резиденцию, был небольшой палатиум, выстроенный в первой половине XI века. Тогда же появляются и первые каменные укрепления на Вавельском холме. Затем, в начале XII века строится небольшой замок в романском стиле. В XIV веке при королях Владиславе Локетэке и Казимире Великом он перестраивается во внушительное готическое сооружение.

Наконец, в первой половине XVI века при короле Сигизмунде Старом замок отстраивается заново. Строительными работами руководили Франческо Флорентина и Бартоломео Береччи. Над оформлением работали немецкие художники, в частности Ганс Дюрер. В таком виде замок и дошел до наших дней. Его современное здание в готическом стиле хорошо видно с угла улиц Гродской и Св. Гертруды.

Большая часть стен замка, которые вы видите сегодня, построена в XVII веке при короле Владиславе IV Вазе. Частично стены были переделаны австрийцами во время их пребывания в замке. Мощные же укрепления, выходящие на Вислу и имеющие в основании план звезды, построены в 1790-1794 гг. — это были последние фортификации времен независимого государства.

Стены замка увиты плющом, и некоторые здания внутри замка очень похожи на шотландские. Внутри замка также расположен королевский дворец и знаменитый Кафедральный собор. В дворец мы не пошли, ограничились только созерцанием внутреннего дворика (по слухам, там интересная стенная роспись). Кроме того, там хранятся коронационный меч, много рыцарских доспехов и уникальная коллекция средневековых гобеленов.

В средневековой Европе укреплённые резиденции королей и феодалов - замки - положили начало многим современным городам. Кёнигсберг тоже начинался с замка. Первый деревянный форпост тевтонские рыцари построили на холмистом берегу реки Преголя близ острова Кнайпхоф. Датой основания замка Кёнигсберг считается 1255 год.

В XIII веке предпринимались крестовые походы не только в Палестину, но и в Прибалтику. В те времена земли современной Калининградской области и части Литвы населяли балтские племена, объединяемые историками общим названием «пруссы». Все они были язычниками, война с ними считалась у католиков богоугодным делом. Вторжение в земли пруссов с благословения Папы Римского предприняли отряды германских рыцарей, объединённых в Тевтонский орден. Поход возглавил чешский король Оттокар II. Экспансия сопровождалась строительством крепостей на захваченных территориях. При выборе места строительства крестоносцы не проводили каких-либо изысканий, просто ставили укрепления там, где были городища местных племён. Площадкой для замка Кёнигсберг тоже послужило древнее городище Тувангсте на холме, при слиянии двух рукавов реки Преголя. Поскольку пруссы оказали активное сопротивление захватчикам, замок недолго был деревянным. Каменные сооружения стали возводиться спустя два года после основания. Чешский король через несколько лет вернулся к своим монаршим делам на родину, но он по праву считается основателем Кёнигсбергского замка, а, по сути, всего города. Скульптурное изображение Оттокара II можно сегодня видеть на фронтоне Королевских ворот.

Тактика европейских религиозных войн не отличалась разнообразием, население оккупированных земель насильно приводилось к «правильной» вере, непокорные - уничтожались. Так произошло и здесь, часть пруссов, принявшая католичество, постепенно растворилась в немецких колонистах, большинство же было уничтожено. Завоеватели, чтобы навсегда закрепить за собой право на эти земли, взяли себе родовое имя покорённого народа и стали именоваться пруссаками.

В начальный период своего существования замок подвергался постоянным атакам местных племён. Поэтому оборонительная инфраструктура и стены непрерывно совершенствовались, строились новые оборонительные башни. Всего их было 13, четыре по углам крепости и девять башен выступали впереди стен. Колокольную (сторожевую) башню построили в конце XIV века, она завершила замковый ансамбль.

Тевтонский орден начинался как подразделение ордена госпитальеров, поэтому строительство крепостей учитывало духовно-рыцарскую традицию. В крепости находилась больница (госпиталь) для рыцарей и капелла, посвящённая Деве Марии. Приют для ветеранов, трапезная, суд, амбары, погреба, то есть необходимые для функционирования крепости помещения строились или в стенах и башнях, или непосредственно примыкали к стенам по периметру. В центре крепостного двора располагался колодец.

Замок Кёнигсберг на протяжении первых 400 лет своего существования непрерывно достраивался и совершенствовался. В его архитектуре были представлены сменяющие друг друга направления и стили зодчества. Постепенно в нём появились кирха, гофмейстерский флигель, винный ресторан, библиотека. Внутреннее убранство пополнялось предметами роскоши, живописью, скульптурами. Современники отмечали великолепную отделку многочисленных залов барочного флигеля: парадного, зеркального, охотничьего, кожаного и других.

В начале XVI века орденские земли подвергли секуляризации, то есть передали из духовного подчинения под управление светскими властями. Замок стал резиденцией прусских герцогов. В замке проездом в Европу побывал Пётр I, он состоял волонтёром при Великом посольстве и встречался инкогнито с Фридрихом III - герцогом Пруссии и бранденбургским курфюрстом. Пик своего административного значения замок приобрёл в XVIII веке. Здесь короновался первый прусский король Фридрих I и первый император Германской империи Вильгельм I.

Закат истории замка Кёнигсберг в Калининграде

Замок, фактически прекратил своё существование после налёта англо-американской авиации в 1944 году. Такие бомбардировки предусматривали комбинированное использование фугасных и зажигательных боеприпасов. Замок разрушен в результате налёта был только частично, но выгорел дотла. После штурма советскими войсками города в 1945 году остались только руины, да и эти остатки вскоре были разобраны на стройматериалы.

Сегодня на замковом холме периодически ведутся археологические изыскания, есть небольшая экспозиция с обломками стен и башен. Идея воссоздания замка Кёнигсберг в Калининграде, выдвинутая группой энтузиастов-германофилов, по-видимому, обречена. Построить новые стены не так уж сложно, а вот чем их наполнить? Всё внутреннее убранство или утрачено, или сгорело, поэтому восстановление лишено смысла. Некоторые горожане предлагают разбить на замковом холме парк или сквер.