Средневековые замки. Средневековые замки и крепости в горах европы

В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем - писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.

Как родилась идея

Весьма неспокойное время - помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель - сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды - вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, - узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может - ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье - это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет - не спрятаться. Первое препятствие - ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные - ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении - вертикально - это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась "волчья яма" - сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Ворота и надворотная башня

Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.

Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену - всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!

Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством - колодец, пекарня, баня, кухня и донжон - центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Центральная башня

Донжон - самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня - последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное - знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка - капеллан. Часто он же - и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Первые укрепления в виде средневековых замков появились в IX - X вв . в то время, когда странам Центральной Европы (Франции, Германии и Северной Италии ) начала угрожать агрессия и вторжение варварских племён, и викингов. Это сильно мешало развитию империи, cозданной Карлом Великим . Для защиты земель начинали возводить укрепления из деревянных построек. Такая архитектура "прочного дерева " для более надёжной защиты добавлялась окружением землянного рва и вала. Через ров на цепочках или прочных верёвках опрокидывался навесной мост, по которому попадали в жилой посёлок. На гребне вала устанавливали частокол. Верхушка его ствола остро натачивалась орудиями труда и вкапывалась в землю на достаточно большой высоте, безопасной от проникновения вовнутрь укрепления. В XI веке замки стали строить на искусственных холмах. Такие холмы насыпали рядом с двором, ограждённым высоким частоколом.
Иногда имелась и бревенчатая надвратная башня. Внутри деревянного укрепления располагались ремесленные мастерские, хлев, колодец, часовня и само жилище предводителя с его дружиной. Для ещё более надёжной и дополнительной обороны возвышали высокий холм (примерно на 5 м), на котором строили дополнительное защитное укрепление. Возвышенность могли сооружать искусственным методом, путём насыпания земли на данную поверхность. Материал для постройки выбирали всегда из дерева, т.к. камень был слишком тяжёл, а значит мог рухнуть вниз из-за более огромного веса.

Рыцарские замки

Замки - это каменные постройки, которые защищали от врагов и служили домашним жилищем того или другого владельца поместья. В наиболее распространённом значении слова - укреплённое жилище феодала в средневековой Европе.
На архитектуру средневековых замков значительно повлияли Древнеримские Укрепления и Византийские сооружения, откуда к IX веку проникли в Западную Европу. Замки знатных феодалов помимо как жилищных, выполняли ещё и оборонительные функции. Их старались строить на труднодоступных для человека местностях (скальных уступах,возвышенностях,островах). Внутри замков и крепостей находилась главная башня под названием донжон, в которой укрывались самые главные её жители (в основном феодальная знать). Стены замков старались делать достаточно крепкими и высокими, чтобы обезопасить здания от штурма врагов (осадных сооружений,артиллерии и лестниц). Типичная стена была 3 метра в толщину и 12 метров в высоту. Различные выимки на вершинах стен позволяли вести менее безопасный обстрел по врагу, который находился внизу, и даже бросать к штурмующим воротам тяжёлые предметы и лить смолу. Для труднопроходимости замков вырывали рвы,которые блокировали доступ к стенам замков и к воротам (ворота опускались на цепях через ров как мост, а на вход иногда конструировали герсу - опускающуюся деревянно-металлическую решётку). Рвы представляли собой глубокие ямы, наполненные водой (иногда кольями), для предотвращения преодоления врагов вплавь и проделывания подкопов.

Донжон

Донжон являлся основным зданием при обороне и представлял из себя высокую каменную башню, где укрывались самые важные люди замка в случае его штурма врагами. К строительству такой постройки относились очень серьёзно. Для этого нужны были опытные ремесленники, которые очень хорошо умели воздвигать и строить надёжные каменные сооружения. Особое серьёзное отношение к такому строительству у владельцев поместий начало появляться к XI веку , где было предпринято построить такие вот оборонительные башни.
Самые толстые и неподступные донжоны впервые появились у норманцев . В более поздний период практически все высокие башни строились из камня, которые заменили строения из дерева. Чтобы полностью и целиком захватить донжон, его врагам требовалось разрушать камни специальными штурмующими установками, либо рыть подкоп под здание, для того чтобы пробраться вовнутрь. Cо временем высокие, оборонительные башни при строительстве приобретали круглую и многоугольную форму. Такой внешний дизайн обеспечивал более удобную стрельбу для защитников донжонов.
Внутренняя архитектура высоких, оборонительных башен состояла из гарнизона, главного зала и покоев владельца замка c его семьёй. Стены были покрыты кирпичной и каменной кладкой. Иногда стены облицовывались тесаным камнем. В верхнюю часть донжона возвышалась винтообразная лестница на сторожевую башню, где находился дозорный стражник, а рядом с ним знамя владельца замка с гербовой символикой.

Средневековые замки

Для более надёжной защиты владельцы некоторых замков предпочитали строить дополнительные укрепления для своих стен. В конечном итоге после завершения таких построек получалась двойная преграда, одна из которых была выше другой и находилась в задней части обороны. Данная стратегическая архитектура позволяла вести двойной огонь для стрелков, обороняющих замок. В случае взятия штурмом врагами одну из стен, они натыкались на последующую или вовсе оказывались в ловушке, поскольку постройка стен соединялась воедино с высокой башней - донжона.

Средневековые замки являлись опорной и самой надёжной защитой феодала от врагов. Их внешний облик индивидуален у разных государcтв.

Замки Франции

Замки Франции . Многочисленная постройка архитектурных сооружений Франции начиналась в долине реки Луары. Cамая древняя из них - это крепость-донжон Дуэ-ла-Фонтен . В исторической эпохе короля Филиппа II Августа (1180-1223 ) средневековые замки строились с достаточно надёжными по своей прочности донжонами и ограждениями.
Отличительной чертой французских замков является округлая крыша из шатрового материала конусовидной формы, которая равномерно ложится на башню с аккуратной поверхностью лицевого дизайна. Верхняя часть башен имеет угловатую поверхность вогнутых отверстий бойниц с оконцами, cливающиеся с верхушками "треугольников" и "трапеций". Расположение средних окон для дневного света, имеют достаточно крупную форму для полноценного проникновения солнечного света во внутрь помещения. Иногда большие оконца располагаются в чердачном отсеке крыши, скорей всего для освещения особо важного помещения. В некоторых отсеках строений можно увидеть сплошные, ярко выраженные дыры бойниц, т.к. постоянные договременные войны Франции заставляли стоить данные оборонительные сооружения. В более поздний период времени дизайн замков начинал превращаться в архитектуру, похожую на дворцы.
Вход в замок осуществлялся по каменным ступеням, по бокам которых находились две сливающиеся башни. Над головой поднимающегося гостя, в стене, возвышалось от трёх бойниц в случае осады или штурма здания. В правой части лестниц находились сплошные и плоские наклоны, для удобного подъёма и спуска разнообразных грузов.
Cамым загадочным и обвеянным тайнами легенд являлся замок Сомюр . В средневековые времена он постоянно реставрировался и в конечном итоге приобрёл невообразимо сказочный внешний вид. Данная архитектура так высоко ценилась, что многие части строений были облицованы золотыми материалами.
Во дворе замка Сюмор находился колодец с огромным подземным резервуаром. Над колодцем выстроен домик (вверху), а в нём помещался колодезный ворот, при помощи которого можно было поднять большую бадью с водой. Подъёмный механизм представлял из себя деревянные колёса, cоединяющиеся отдельным зубцом и пазом.
В XVII веке западная часть замка начала обваливаться, что послужило причиной его заброшенности. Здание начали использовать в качестве тюрьмы и казармы, но вскоре архитектуру восстановили и снова "возвысили" на пьедестал почёта.
Главная отличительная особенность замков Франции - это высокие, остроконечные крыши конусовидной внешности.

Замки Бельгии

Замки Бельгии начали воздвигаться в средние века с IX века первого тысячелетия. Cамые выдающиеся замки - это Аренберг , Замок графов Фландрии , Белёй , Вев , Гаасбек , Cтен и Анвенг . По своему внешнему виду они имеют небольшие размеры, но по субъективным данным очень симпатичны и привлекательны. Их главной отличительной особенностью является наличие дугообразного изгиба в области нижних частей крыш и наличие верхних куполов на некоторых видах замков. На конусообразных верхушках располагаются ярко выраженные вертикальные грани, которые также придают своеобразный стиль бельгийским архитектурам. На высоких кончиках острых спиц можно увидеть красующиеся гербы и различные фигуры, придающие дополнительную уникальность. В какой-то степени замки Бельгии очень схожи с внешним дизайном на английские, но у британского королевства подчёркивается более прямоугольная архитектура. Окна высокие и большие, достаточно вытянутого размера. Располагаются чаще всего в замках дворцового типа.
Самые своеобразные по своей красоте являются замки Аренберг и Гравенстен (Графский замок Фландрии ). Первый по внешнему дизайну очень похож на католический храм, который по бокам дополняют 2 чёрных купола. Центр обделан лестничнообразной крышей и остроугольной, маленькой башней, очень красиво вписывающуюся в интерьер. Графский замок тоже выделяется своеобразно необычной формой. Его оборонительная стена имеет выпуклые цилиндрические башни, вверх которых гораздо толще низа. А в стенах проделаны дырчатые выемки и дополнительные ставни для поставленных на них круглых архитектур.

Замки Германии

Замки Германии по своей сути имеют разнообразный дизайн, но большинство из них располагают формы, похожие на заострённые концы верхушек и высокие, продолговатые башни с плоской поверхностью. Cамые выдающиеся из них - это Максбург , Мешпельбрунн , Кохем , Пфальцграфенштейн и Лихтенштейн . Многие постройки очень схожи с французскими, но у немецкой архитектуры гораздо больше многочисленных пристроек на боковых укладках стен. Некоторые верхние крыши замков состоят из лестничнообразных форм спуска боковых покрытий. Острые и вытянутые концы небоскрёбов имеют различные символики, статуи или колокольни,что придаёт ещё больший интерес к немецкой архитектуре. Отверстия бойниц (машикуль ) замков имеют достаточно широкий диаметр. Видимо средневековые германцы любили защищать свои замки не только с помощью лука и арбалета, но и другими методами тяжеловооружённых атрибутов.
В состав пристроек иногда входили жилые, хозяйственные и церковные помещения, которые обкладывались в основном из кирпича и образовывали прямоугольные дворы. Главный вход замков преграждала путь железно-деревянная решётка с опускающимся механизмом. Конструкция передвижения решётки вниз и верх, обеспечивалась при помощи наружной стены по каменным скобам. В некоторых сооружениях других государств, такой подъём при входе реализовывался узким скольжением щели внутри портала.
В Германии все замки старались воздвигать на горной и холмистой местности. Это исключало полноценный, вражеский штурм; удобную стрельбу из осадных орудий и подкоп, которому мешала скалистая порода камня внизу от архитектуры. В некоторых видах построек немцы использовали принцип Вавилонской башни, когда высота стоения устремлялась высоко вверх, а небесная плоскость обделывалась множеством бойниц по округе.

Замки Испании

Замки Испании . Архитектурные постройки Испании изначально строились арабами, поскольку эта земля в ранний, средневековый период находилась под их господством. У них на одном их холмов имелся роскошный, укреплённый дворец - Альгамбра c ажурными арками внутреннего двора. Но в 1492 году европейцы отбили у мусульман Южную Испанию и вместе с ней - последний город Гренада. Первоначально мусульмане возводили постройки, очень похожие на гарнизонные крепости (алькасабы) с квадратными и остроугольными башнями. Позднее, европейцы начали строить высокие, круглые донжоны c чередующимися строениями.
Внешний вид испанских замков имеет повторяющееся сочетание множественных, высоких, вытянутых башен с плоской поверхностью, напоминающие многочисленные шахматные фигуры и очень похожие на ладью. На верхних кончиках небоскрёбов располагаются восьмиугольные, малые башенки. Издалека они больше похожи на прямоугольные, зубчатые плиты. Боковая поверхность стен имеет волнообразный рельеф, который придаёт дополнительное своеобразие замков. Cредняя часть каменного покрытия высоких башен иногда покрывалась дополнительным слоем выпуклых чередований огромных булыжников. Такое хитрое расположение построек служила для препятственного проникновения вражеских установок и лестниц. В качестве украшения в каменную стену вбивали образ щита с гербом. Чуть выше середины, находились проходные коридоры стражников, которые украшались изогнутыми узорами и различными изгибами, включая широкие, аркообразные окна.
Примером описанного внешнего образа мавританского стиля служит замок-дворец Эль Реаль де Мансанарес, выстроенного к северу от Мадрида в 1475 году первым герцогом Инфантадо. Данная, своеобразная архитектура имело квадратную форму строения, которое окружали 2 ряда стен с круглыми башнями по углам. Позднее, наследник герцога в 1480 году, дополнил выдающуюся галерею и украсил дворец башенками и каменными полусферами.

Замки Чехии

Замки Чехии . Строительство чешских замков было широко распространено в XIII-XIV вв . Cамые известные из них - это Глубока, Бездез , Боузов , Бухлов , Звиков , Кост , Карлштейн и Кршивоклат . Их архитектурная внешность больше напоминают дворцы, нежели серьёзно укреплённую защиту от вражеского натиска. Зубчато-прямоугольных плит и преграждающих, высоких стен практически не имеются в оборонных функциях былых построек замков. Главной отличительной особенностью чешской архитектуры являются большие треугольные и многоугольные крыши, с уткнутыми в них остроконечными башнями и каменными трубами. На чердаках имеются дугообразные окна для дневного света и входа наверх крыши. В центральные вышки замков иногда конструировали большие, циферблатные часы-куранты. Многие дворцы строились в стиле ренессанса, классицизма и готики. Некоторые виды перестраивались и подвергались реставрации, после чего они становились живописными, изящными и ещё более красивыми.

Но существуют некоторые виды замков, которые совсем не похожи на стандартный дизайн здешних средневековых построек. К примеру замок Глубока (ранее Фрауенберг ) имеет внешность, больше напоминающую испанский стиль архитектуры. Поскольку в нём расположено большое количество таких же высоких башен, напоминающих донжоны и шахматную фигуру ладья с многочисленными зубчато-прямоугольными плитами. Да вдобавок ко всему в таких вытянутых постройках имеются окна. Это один из самых красивых замков Европы, хоть и не особо крупного размера. Он больше напоминает огромный особняк, чем большой дворец. Изнутри архитектура вмещает 140 помещений, 11 башен и 2 прямоугольных двора. Снаружи белый замок украшен искусной резьбой разнообразных фигур, головами оленей и обвешенными, старинными фонарями.

Замки Словакии

Замки Словакии . Cтроительство словацких замков положило своё начало в XI веке , но большая их часть строилась в XIII в . Cамые выдающиеся из них - это Битчьянский Град , Бойницкий , Братиславский Град , Будатинский , Зволенский , Оравский Град , Cмоленицкий , Cпишский Град и Тренчьянский Град замки. Архитектуры по своей сути имеют разнообразный дизайн. Размер также различается в больших и малых формах. Крыши крупных замков растягивают огромные размеры с многоугольными формами. Башни имеют вытянутые, остроугольные концы с тонкими, длинными, шаровидными спицами. Окна располагаются достаточно реже чем у других государственных замков, но чаще всего многочисленно встречаются у небольших постройках. У некоторых архитектур можно встретить выпуклые, дырчатые прорези полос, которые являются дополнительным украшением, подчёркивая ярко выраженный дизайн. В основном их можно заметить на закруглённых концах вытянутых цилиндров. В кое-каких замках Словакии виднеются маленькие балконы. В них сосредоточены аркообразные окна и вертикальные перила. Защитные, оборонительные стены у построек практически отсутствуют. Их можно встретить только лишь у горных построек возвышенностей.

Самые впечатляющие и уникальные по своей структуре замки Словакии - это Братиславский Град (квадратной формы и расположенными на каждом углу башнями ), Оравский Град (построенный с постепенно поднимающимся фундаментом ) , Тречьянский Град (имеющий в центре огромную, мощную башню ), Зволенский (с располагающими на своей крыше зубчато-квадратные плиты ) и Cмоленицкий (владеющий тремя заметными крышами посередине, зелёного и красного цветов ) замки.

Замки Англии

Замки Англии . Множество замков Англии строилось в XI веке , но большинство из них на сегодняшний день имеют полуразрушенное состояние. Главная отличительная особенность - это сплошные прямоугольные башни, состоявшие из узких, вытянутых построек. Их крыши покрыты зубчато-квадратными плитами, которые могут простираться по всему периметру, окружающему данную архитектуру. Лишь немногие строения имеют треугольные и конусообразные верхушки. Если таковые и имеются, то такие кончики образуют сплошной ряд остроугольных конечностей в каком-нибудь приподнятом ряду. Для красоты многие архитектуры обрабатывались длинными, вытянутыми ямками по всей окружности башен. такой внешний вид подчёркивает необычное своеобразие Английским замкам. Ещё одной необычной особенностью является наличие больших и крупных окон в стенах больше похожих на полудворцовые строения. Иногда вытянутые оконца располагаются в широких дугообразных арках, которые подчёркивают дополнительно необычайный стиль. Во многих, даже в небольших, квадратных замках англичане конструировали и укрепляли циферблатные часы с мелодичными курантами. Точному времени они и по сей день уделяют огромное значение в своём воспитании и культуре.

Англия представляет из себя огромный остров, а значит она в первую очередь нуждалась в обороне прибрежных территорий и в могущественном флоте. Может быть поэтому её замки имели не особо надёжную и защищённую архитектуру строения от врагов.

Замки Австрии

Замки Австрии положили начало своего cтроения в VIII-IX века прошлого тысячелетия. Cамые известные из них - это Артштеттен , Гохостервиц , Грац , Ландскрон , Розенбург , Шаттенбург , Хоэнверфен и Эренберг . Их главной характерной особенностью являются высокие и очень толстые, прямоугольные башни с огромными треугольными и многоугольными куполами крыш. Слишком широкие боковые поверхности обусловлены тем, что здания высоких замков имеют много этажей, а значит для этого необходимо полноценное взбирание по просторной винтообразной лестнице. На самой большой высоте, у основания острых штырей, строители размещали искусственные скульптуры различных фигур в виде ангелов с крыльями. Около высоких оснований в архитектурных постройках иногда добавляются дополнительные выпуклые строения в виде узоров и ямочек, пролегающих по периметру или окружности. У некоторых видов замков наверху располагаются перила с разнообразно вертикальным строением. Архитектура огромных крыш добавляется маленькими остроугольными башенками, сконструированные не так далеко друг от друга. На них же можно заметить чердачные оконца и выход в верхнюю часть потолка. Окна имеют овальную и квадратную форму небольшого размера. В некоторых местах боковые стены башен украшены здоровыми, аркообразными стёклами с узорами.
Некоторые замки служили не только жилищем и обороной знатного общества, но в скором времени превратились в тюрьму, казарму, музей и даже ресторан. К такому примеру относится замок Шаттенбург.

Замки Италии

Замки Италии . Большинство замков Италии начали возводиться в X-XI веке второго тысячелетия. Самые знаменитые из них - это Арагонский (Искья ), Бальсильяно , Бари , Карбонара , Кастелло-Маниаче , Корильяно , Cвятого Ангела , Cан-Лео , Cфорца , Отранто ,Урсино и Эстенсе .

Огромная, толстая ширина стен и здоровая окружность башен - главная отличительная особенность итальянских замков. Они примитивны и абсолютно просты на анализирующий взгляд путешественника или туриста. Судя по внешнего виду многие их виды очень хорошо приспособлены для защитной обороны от врагов. Дозорные вышки достаточно высоко расположены в центральных частях архитектуры замков. Они имеют множество окон и значительно выпуклый выступ по отношению с нижней частью каменной башни.
Квадратные верхушки стен имеют разрезы в виде усиков, тем самым значительно подчёркивая своеобразие от других государственных замков. Под зубчато-прямоугольными плитами итальянских замков расположены многочисленные, ярко выраженные овальные углубления, которые растянуты по всей ширине прямоугольных и круглых каменных вышек. На некоторых архитектурах можно также заметить наличие балконов с вертикальными, белыми перилами на них. Дверные проёмы в нижних частях замка имеют огромные, аркообразные формы. Это обусловлено скорей всего тем, чтобы в случае тревоги, обороняющие замка не теснились, а полноценно выбегали большими отрядами из своих казарм. К похожим факторам можно отнести наличие сигнальных колоколен в верхних частях башен. Постройка замков и крепостей Италии была задумана военизированным замыслом знатных правителей и их архитекторов.

Замки Польши

Замки Польши . Cамый интенсивный рост строительства польских замков относится к 1200-1700 гг . второго тысячелетия. Cамые выдающиеся из них - это Гродно, Кщёнж, Курницкий, Красицких, Ленчицкий, Люблинский, Мариенбург, Штеттинский и Хенцинский. По своей структуре они имеют разнообразный дизайн больших и малых размеров. Большинство замков имеют дворцовый внешний вид и лишь небольшая их часть располагают серьёзной оборонительной архитектурой. Польским замкам характерны длинные, фигуристые купола, по форме напоминающие шахматную фигуру слона или зонтообразную проекцию. К ним также относятся огромные крыши, похожие на трапеции, которые простираются по всей ширине архитектурного верха. В маленьких, остроугольных башнях содержатся колокольни, в крупных - прямоугольные окна для дозорного наблюдения. Окна в боковых частях стен имеют разнообразную форму, но большинство их них прямоугольные и аркообразные, как и их дугообразные рамки, подчёркивающие своеобразный внешний вид.

Архитектурный стиль Польши достаточно уникален. Постройки воздвигнуты от стиля донжона до неоготики. К такому достаточно изящному виду строительного сооружения можно отнести Курницкий замок , очень симпатичного внешнего дизайна.
Некоторые виды замков имеют до того крохотный вид, что скорее больше напоминают особняк маленького размера, нежели тяжело оборонительную крепость. Таким примером может служить Шимбаркский замок . И если его сравнить с таким великаном как Мариенбург , то первый покажется абсолютной изюминкой по сравнению с громилой.

Внешний вид архитектур представлял из себя стиль готики и ренессанса. Но все белорусские замки имеют разный дизайн, своеобразно отличающийся друг от друга. Самый крупный из них - это Мирский замок . Его главной отличительной особенностью является крупный размер и наличие оборонительных стен. В них находится ряд маленький окошек (бойниц), предназначенных для маскированного наблюдения и защиты замка. Вся архитектура состоит в основном из красного кирпича, охватывающую весь периметр здания. Прямоугольные окна и бойницы обведены в белые, дугообразные рамки. Крыши имеют треугольную форму на кончиках спиц которых, располагаются узоры шаров и флагов. Вход вовнутрь осуществляется при помощи овальных арок, находящихся в нескольких частях замка.
Гомельский замок тоже был достаточно большой по площади, но состоял из отдельных построек и очень низкой оборонительной стены. На ней располагались маленькие башни с надетыми овальными куполами. Cкорее данная архитектура напоминала больше монастырь из отдельно стоячих сооружений, нежели замок для защиты. Высокие башни имели заострённые, чёрные крыши с разнообразными очертаниями фигур. Даже отдельно взятая труба на крыше имела своеобразный, красочный узор.

Поначалу постройки возводились из дерева, но с появлением огнестрельного оружия нужен был гораздо прочный материал такой как камень. Твёрдые укрепления намного лучше сдерживали натиск пуль и поджог огня.
Замки строили на возвышенностях, насыпая искусственные холмы и обкладывали их тесаным камнем. Для надёжности укреплений выбирали стратегически хитрые местности с морями и озёрами. Иногда оборону дополняли глубокими рвами с водой, для ещё большей изоляции сухопутного проникновения вовнутрь зданий. Множество внутренних дворов в замке затрудняли врагу путь к главной башне. Чтобы подобраться к ней, нападающим приходилось долго блуждать по ним, как по лабиринту, в поисках выхода. Легко было заблудиться. Некоторые замки служили казармами для воинов-самураев, возведённых даймё - владельцами провинций на месте небольших крепостей. Такие постройки могли конструироваться в городах и служить укреплёнными, административными центрами.
Внешний вид японских замков напоминал сплошные, изогнутые вверх слоёные глыбы крыш, наложенные одна на другую. Снаружи они выглядели достаточно примитивно и были очень похожими друг на друга. Но внутренняя часть помещений являлась привлекательной и разнообразной. На самой вершине башен красовался высокий, резной фронтон замка - знак могущества его владельца. Крыши были многоярусными как у пагоды, c широкими скатами. Их поверхности облицовывались деревянной дранкой. Внешние стены отштукатуривались и покрывались белым цветом. Их боковые покрытия имели щелевидные окна и бойницы. Нижние этажи облицовывались каменными плитами.
Иногда в замке бывало несколько башен, и защитники стреляли по врагу с разных сторон. Часто над воротами ставили одноэтажную башню. А в самом центре замка возвышалась многоярусная главная башня, воздвигнутая на насыпном холме. Позже основание башни стали обкладывать камнем, другие же части оставались деревянными. Чтобы уменьшить опасность пожара, стены покрывали толстым слоем штукатурки, а ворота оковывали железными пластинами. Башни служили одновременно штабом, наблюдательной вышкой и огромными складами. Покои владельца располагались в верхних этажах. Деревянные строения, могли составлять совокупность из вместе взятых сеней, горниц, изб, коридоров и башен c многочисленными комнатами. Чаще всего такие шикарные жилища могли себе позволить только знатные князья, дворяне и бояре. Их комнаты располагались на самых верхних этажах. Внизу, находились помещения для слуг и подданных.
Хоромы подразделялись на покоевые , непокоевые и хозяйственные постройки . Помещения покоевых архитектур имели раздельное жилище, в одном из которых проживал хозяин, а в другом его супруга с детьми. Их комнаты соединялись общими коридорами, с помощью которых можно было пройти в нужное помещение. Непокоевые хоромы служили для собраний, торжественных событий и праздников. В них строили огромные залы для большого количества народу. Хозяйственные хоромы использовали для повседневных нужд в ремесле и хозяйстве. Они были похожи на конюшни, амбары, прачечные и мастерские.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы «Средневековый замок: секреты фортификации» был неслучайным.

Средневековье - это величественная тайна, во многом не разгаданная учеными-медиевистами. Одна из составляющих Тайны - средневековые замки: великолепные памятники зодчества и фортификационного искусства.

Эти цитадели, возникшие как убежище феодала, его семьи и одновременно показатели богатства и силы владельца, получившие распространение с первой половины эпохи, постепенно превращались в крепости и во время многочисленных войн большей частью были разрушены.

Нам очень хотелось узнать об этих неприступных сооружениях больше, чем написано в учебниках, и ответить на вопрос: что позволяло защитникам замков выдерживать длительную осаду и какие секреты замковой архитектуры помогали им в этом.

Актуальность: с егодня средневековые замки и их фортификационная архитектура становятся объектами пристального внимания не только ученых и туристов, но и авторов компьютерных игр, стратегий, книг и фильмов в стиле «фэнтези», где события развиваются в старинных укрепленных дворцах-крепостях. Это развивает наш интерес и любознательность, стремление узнать больше, чем написано в учебной литературе об окруженных тайной замках Средневековья.

Вместе с тем замок становится для нас не только местом увлекательных приключений и сражений вместе с героями Warhammer Fantasy Battles, Warmachine, Kings of War, Confrontation, «Игр престолов», «Робин Гуда», «Властелина колец» и других фэнтезийных романов, фильмов и варгеймов, но и той визитной карточкой Средневековья, которая помогает постигнуть его содержание, открывая одну из интереснейших страниц истории.

Это суждение оправдано, поскольку средние века вошли в историю как период нескончаемых войн не только межгосударственных, но и междоусобных, феодальных. В этих условиях рыцарский (феодальный) замок становился надежным укреплением, а особенности его фортификационной структуры помогали владельцу и гарнизону выдержать длительную осаду неприятеля.

Как видим, с точки зрения актуальности исследование приобретает особый смысл. И если прежде исследователи и авторы проектов рассуждали в основном о замке - шедевре средневекового зодчества, то сегодня - о секретах зодчества специального, военного назначения, превращающем жилище, центр цивилизации отдельно взятого феодального владения в цитадель.

Объект исследования

Средневековый замок как жилище, убежище и дворец феодала.

Предмет исследования

Элементы замковой фортификационной архитектуры и секреты, заложенные в них.

Цель исследования

Выяснить устройство важнейших частей средневекового замка-крепости и их особенное назначение в обороне от неприятеля.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу, содержащую информацию о средневековых замках, истории их сооружения, назначении.

Выяснить особенности фортификационного назначения элементов рыцарского замка.

Учебный (проблемный) вопрос

1. Какие фортификационные секреты позволяли защитникам замков выдерживать длительную осаду?

Методы исследования: сбор и изучение информации; обобщение и описание фортификационный особенностей средневекового замка.

Продукты исследования

1. Макет средневекового замка.

2. Книга - пособие «Средневековый замок: секреты фортификации».

3. Средневековый замок (кроссворд «наоборот»).

Работа состоит из Введения, трех разделов, Заключения, списка литературы и Приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

В 1 разделе «Рыцарский замок Средневековья: немного истории» рассмотрено общее представление о времени и необходимости появления рыцарских замков в Европе, общие принципы расположения на местности и обустройства.

Во 2 разделе «Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля» рассмотрены фортификационные детали, хитрости и их назначение.

В 3 разделе «Апробация материалов исследования и выводы» представлены диаграммы, иллюстрирующие показатели знаний учащихся до и после знакомства с подготовленными нами материалами исследования (Книга-пособие «Средневековый замок: секреты фортификации»).

В «Заключении» подведены общие итоги работы, изложены выводы, обоснованы практическое применение и значимость работы.

В «Списке литературы» отражены те источники, которыми мы воспользовались при проведении своего исследования.

«Приложение» содержит материалы тестирования, отдельно - книгу -пособие «Средневековый замок: секреты фортификации», диаграммы, отражающие уровень знания учащихся ДО и ПОСЛЕ знакомства с нашим трудом, а также «кроссворд наоборот» как материал для рефлексии.

РАЗДЕЛ 1. Средневековый рыцарский замок: секреты фортификации

Средневековый замок: немного истории

Наш учитель истории часто повторяет, что причины явлений и событий надо искать не только в эпохе, современной событию, но в том, что предшествовало ей, даже если такая связь скрыта под занавесом долгих лет…

Действительно, рабовладение и Античность родились из первобытности, переросшей себя, а далекие средние века - из греко-римской цивилизации, когда она исчерпала свои возможности…

Но, казалось бы, найти схожие черты между римскими временами и европейским Средневековьем в частностях, деталях или невозможно, или очень трудно. А если присмотреться?

А если присмотреться, то тема нашей работы «Средневековый замок и его фортификационные особенности» в главной детали - «назначение замка» - возвращает нас к устройству римского лагеря, прямое назначение которого - защита его обитателей.

Судите сами, стоянка римских легионеров - огороженная территория, внутри которой - палаточный лагерь. А средневековая фортеция - усложненный вариант такого укрытия.

Основываясь на опыте оборонительных сооружений прошлого, сознавая опасность норманнского нашествия, человек начала XII века начинает строить убежища, способные защитить его от внешнего вторжения. Поначалу он огораживает дом-крепость на холме частоколом, копает ров вокруг него и подводит к нему воду, а затем, поняв что дерево и известняк - материалы ненадежные, начинает строить крепость из камня и обносить ее не просто забором - стеной, высота и толщина которой измеряется теперь метрами.

С каждым новым замком на карте Европы появляется новая конструкция его сооружения, главное назначение которой - не только воспрепятствовать неприятельским замыслам, но и остановить врага, разгромить если не на подступах к цитадели, то внутри ее, используя хитрости фортификационного зодчества.

Сегодня мы, играя в компьютерные игры, сопереживая героям фильмов в стиле фэнтези, собирая пазлы, частично вникаем в смысл сооружения огромных защитных сооружений, анализируем внутреннюю структуру и систему фортеций, часто спрашивая себя: что там, за каменной преградой, стоящей на пути завоевателей, зачем рыцари строили не просто красивые и добротные дома, а убежища, крепости?

Вывод напрашивается сам по себе: к этому их побуждали войны! С кем? Со всеми! В частности, и между собой за землю, крестьян, богатства, престиж, честь…

XII век пришел в Европу временем бедствий и большой крови и заставил задуматься о том, не нагрянет ли превосходящий по силе соперник, которому приглянутся твое жилище, лес, река, поля?

И тогда появляются, как грибы после хорошего теплого дождя, такие замки, которые и сегодня внушают трепет, уважение, а иногда и серьезное опасение: не вынырнет ли из стены призрак в доспехах со ржавым мечом в руках?..

Хозяин цитадели четко знал, чего хочет: замок должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и показывать мощь, богатство феодала.

Место выбиралось исходя из этих требований: гора, высокая скала, на крайний случай пригорок, хорошо бы недалеко от воды. Начиналось сооружение главного жилища - донжона. Дело хлопотное, небыстрое, тщательно спланированное. Пока строители возводили стены и копали колодец (источник воды, а значит, жизни!), местный люд (из хозяйских ремесленников, воинов, крестьян) сторожил подходы к будущему укреплению и прокладывал дороги к нему. Дорога обязательно содержала многочисленные препятствия, преодолеть которые мог только знающий человек (замаскированные ямы, ложные переправы через реки и большие ручьи, засады с расчищенными секторами для обстрела неприятеля…). Обязательное условие - дорога должна закручиваться так, чтоб всадник или пеший воин непременно оказывался правым, незащищенным, боком к цитадели.

Завершив возведение донжона, приступали к строительству оборонительных стен. Владельцы побогаче выстраивали несколько стен-препятствий, победнее - обходились одной, но обязательно мощной, высокой, с башнями и бойницами, прочными воротами, выступающим вперед барбаканом, подъемным мостом через ров, наполненный водой.

Бывало и наоборот: начинали со рва и стен, а завершали донжоном. Но, главное, исход был всегда один: появлялась еще одна крепость, неприступная цитадель, поражающая мощью, красотой или архитектурной выдумкой. Взгляните на эти европейские замки.

Поразительно, не правда ли?

РАЗДЕЛ 2.«Важнейшие элементы замка и «ловушки» для неприятеля»

Бойницы, их виды и назначение

Замок Средневековья с его укреплениями, имеющими определенное оборонительное назначение, - это не сегодняшний богатый дом «под старину». Средневековый замок - это грозная, часто мрачная крепость с башнями и часовыми, настороженно озирающими окрестности из глазниц.

Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку. Через них проходил канат, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты замка.

Лестницы же скрывались за перегородками в стене. Взгляните: каждый этаж -это отдельное помещение, в котором располагались воины. Для обогрева в толще стены часто устраивали камин, в котором, кстати, можно было приготовить дичь на вертеле…

Единственные отверстия в башне, связывавшие с внешним миром, - это бойницы для стрельбы из лука. Длинные и узкие проемы, они расширялись внутрь помещения. Обычно высота таких бойниц 1 метр, а ширина - 30 см снаружи и 1 метр и 30 сантиметров внутри. Такая конструкция предохраняла от попадания вражеских стрел внутрь, а защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Для лучников бойницы были длинными узкими прорезями в стене, а для арбалетчика предназначались короткие бойницы, расширявшиеся в стороны. Их часто называли замочными скважинами.

Существовали и бойницы особой формы - шаровые. Это были закрепленные в стене, свободно поворачивающиеся деревянный шары с прорезью. Они обеспечивали стрелку максимальную защиту.

Количество бойниц должно было напугать врага, который понимал, что, чем больше бойниц, тем больше защитников, тем, конечно же, сильнее оборона.

Как пишут современники событий Средневековья, историки и даже туристы, наличие бойниц становилось особенно актуальным во время войны или осады, поскольку в узком вертикальном отверстии не было видно, находится за ним стрелок или нет. Высота некоторых бойниц даже рассчитывалась с учетом данного обстоятельства.

Для нас же интересен тот факт, что бойницы в стенах не были распространены в Европе до XIII века, так как считалось, что они могут ослабить их прочность. Но, независимо от своего назначения, бойницы стали обязательным атрибутом средневековых замков начиная с XIII века.

Тайны винтовой лестницы. Рыцарские мечи*.

Тайны винтовой лестницы.

Временем появления, а затем и расцвета техники сооружения винтовой лестницы считается Средневековье. Стараясь всячески осложнить жизнь своим врагам, рыцари приспосабливали винтовые лестницы ко всем сооружениям, причем винт всегда закручивался по часовой стрелке .

Атакующих при продвижении на вершину башни по такой лестнице ждало большое количество неприятностей: поворачивавшиеся вокруг своей оси ступени, узкий проход, отсутствие места для замаха мечом, открытое пространство для нападения сверху, повторяющееся на каждом изгибе. В таких условиях даже очень скромный гарнизон в состоянии удержать свои позиции без потерь, что на обычной лестнице было бы невозможно. Из арбалета, лука не прострелишь, копьём, мечом ступени лестницы не пробьёшь, а отверстия в ступенях позволяли оценить обстановку, наблюдать за осаждающими врагами, пробивающимися наверх, и перебить им ноги, наконец.

Впрочем, есть в Европе замок, в котором лестница закручена против часовой стрелки. Это родовое гнездо графа Валленштейна в Богемии. Дело в том, что этот древний и воинственный род прославился не только громкими победами и полководцами, но и своими воинами-левшами...

В Средние века строить винтовую лестницу имели право только привилегированные гильдии мастеровых. Чертежи, эскизы лестниц и даже косвенные указания на то, кто и где соорудил «хитрую» конструкцию, хранились ремесленниками в строжайшей тайне.

*Рыцарские мечи (для самых любознательных). С XII в. опоясывание мечом и благословение этого оружия стали обязательной частью обряда посвящения в рыцари. Подобно королю, на рыцаря возлагалась обязанность защиты мира от иноземных завоевателей, защиты церкви от язычников и врагов христианской веры. Не случайно на клинках средневековых мечей появились священные надписи и религиозная символика, напоминавшая о высоком служении христианского воина, его долге перед Богом и мирными жителями, а рукоять меча нередко становилась ковчегом для мощей и реликвий. На протяжении почти всего средневековья общая форма меча изменялась мало: она неизменно напоминала один из основных символов христианства - крест. Очень важным по своей сути являлся вопрос о геометрии, профиле клинка и его балансировке: мечи бывают приспособлены для колющей или рубящей техники боя. Форма сечения клинка также зависела от применения в бою данного меча.

Донжон. Тайные ходы и камеры в средневековых замках

Донжон. Несмотря на внешнее многообразие, все замки построены по одинаковому плану. Чаще всего их опоясывает крепкая стена с массивными квадратными башнями на каждом углу. Ну а внутри находится башня - донжон . Изначально эти башни имели четырехугольную форму, однако со временем стали появляться многоугольные или круглые сооружения, для того чтобы повысить их устойчивость. Ведь одним из немногих способов взять неприступную крепость был подкоп с последующим подрывом фундамента на углу здания. Некоторые башни имели разделительную стену посередине.

Дополнительным уровнем защиты были решетки, мощные двери и крепкие замки. Донжоны были очень тщательно продуманы.

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати: появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды и неприятеля.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для осадных лестниц.

Вход в башню был только один. Его поднимали над уровнем земли и устраивали лестницу или даже ров с подъемным мостом, чтобы нападающие не могли использовать таран. Комната сразу после входа иногда использовалась для разоружения посетителей. Здесь же располагалась стража. В подвале башни хранили продукты, а также это было одно из самых безопасных мест для хранения сокровищ знати.

На втором этаже находилось помещение для встреч и пиров.

Этажей могло быть и больше, но это всегда зависело от достатка хозяина замка и от возможности так отделить один этаж от другого, чтоб сделать долгим и отнюдь небезопасным продвижение вверх нежелательных гостей. Кроме этого, некоторые владельцы цитадели приказывали сооружать целые подземные ходы, выводящие далеко за пределы замка… И тогда грозные и неприступные сооружения обрастали новыми жуткими историями, леденящими кровь…

Тайные ходы в средневековых замках. Средневековые замки гениально разработанными укреплениями, в которых использовалось множество остроумных и творческих способов защитить жителей замка от нападения врагов. Буквально все - от наружных стен до формы и расположения лестниц - было очень тщательно спланировано, чтобы обеспечить максимальную защиту обитателей замка.

Практически в каждом замке были тайные ходы, про которые знали только хозяева. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а некоторые, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия. Секретные проходы также вели к тайным камерам, где могли скрываться люди или храниться продовольствие и был вырыт дополнительный колодец для воды.

Одним из ярких примеров замка с множеством потайных комнат и ходов является замок Бенрат в Германии. В стенах здания спрятаны целых семь невидимых ходов!

Да, средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих маленьких секретов.

Ров и цвингер

Ров. Первая преграда, охранявшая замок, - глубокий ров. Его часто соединяли с рекой, чтобы заполнить водой. Ров затруднял доступ к крепостным стенам, осадным орудиям. Он мог быть поперечным (отделять стену замка от плато) либо серповидным (выгнутым вперед). Мог опоясывать весь замок по кругу. Очень редко рвы выкапывались внутри замка, чтобы затруднить врагу передвижение по его территории. Если же почва под замком была скалистая, то ров не делали вообще. Перейти через ров можно было лишь по подъемному мосту, висевшему на железных цепях.

Цвингер. Нередко замок окружали двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое пространство, получившее немецкое название цвингер. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления. И, оказавшись в цвингере, становились легкой мишенью для стрелков (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы). В стенах цвингера, который одновременно являлся внутренней стеной рва, часто строились полукруглые башни или бастионы, облегчающие наблюдение за рвом.

Главная оборонительная стена замка

… В предшествующие благословенные времена, когда соседи за одним столом мирно пили вино, охотились и состязались в силе и ловкости, все было проще: небольшой дом, обнесенный частоколом. Потом дом побольше и стена из глиняных и известковых блоков. А потом, когда к нам постучалась война каждого против всех, дома превратились в крепости, а заборы - в стены из камня!

И замок, и стена теперь сооружались так, чтоб выдержать долгую осаду, спасти от плена и позора, остановить неприятеля! И каждый элемент играл свою важную роль. Это касалось и главной стены крепости.

Она должна быть такой высоты, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, и, конечно же, очень широкой, толстой. Тогда можно оставить попытки быстро пробить в ней брешь - время будет потрачено не то чтобы зря, но очень много без очевидного результата. Мощные требюшеты могут, конечно, обрушить кровлю башен или разбить крепостные зубцы. Скорее всего, противник использует солдат с кирками, но тут защитникам замка помогут бойницы, в которых спрятались стрелки, и машикули, из которых на противника польются и кипяток, и раскаленная смола…

На вершине стены проложен боевой ход. Все возможное оружие будет использовано здесь защитниками крепости, укрывающимися за зубцами стены, чтоб не дать врагу приставить штурмовые лестницы, сделать подкоп, пробить нишу для взрыва.

Строители настоятельно рекомендовали вписывать в стену выступающие вперед башни с бойницами и мостками. Башни служили и для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны.

Барбакан и волчьи ямы

Барбакан. Какими бы прочными не были ворота замка, они все равно оставались слабым звеном. Поэтому строители славного Средневековья придумали, как защитить вход в цитадель. И этим сооружением, охраняющим ворота, был барбакан - внешнее укрепление города или крепости.

В чем тайна барбакана? В том, что его нельзя миновать, собираясь взломать ворота цитадели, необходимо пройти сквозь него!

А вот тут-то таилась хитрость барбакана - надвратной башни: это мощнейшее каменное сооружение имело наверху площадку, на которой размещались метательные орудия. Мало того, барбакан имел два этажа. На первом - сквозной проход шириной чуть больше размеров повозки. Малый отряд, попав сюда, оказывался отрезанным от основного железной решеткой, падающей сверху, с внешней стороны и крепкими воротами, запирающимися на мощный засов, - с внутренней!

Стражники, несущие службу на втором этаже, открыв люки в полу, могли поливать (и поливали!) горячей смолой или кипятком врагов, рвущихся к главным воротам.

Фактически барбакан был единственным путем в замок и, конечно же, прекрасно охраняемым.

Волчьи ямы. Другим страшным препятствием на пути в замок были волчьи ямы - хитрые и жестокие сооружения, которые придумали еще древние римляне. Яма устраивалась так, что, во-первых, имела наклонные (внутрь) стены. Следовательно, выбраться из нее было не так просто. Во-вторых, в дно ее были вбиты короткие заостренные колья в несколько рядов. Провалившись в эту замаскированную ловушку, человек почти всегда терял возможность остаться в живых, и его душа отлетала к Богу после тяжких мучений тела.

Вражеская пехота была обречена, если попадала в места расположения волчьих ям. А поджидали они жертву и на подходах к замку, и у его стен, и у ворот барбакана и самой крепости, и даже на подходах к донжону.

Средневековый замок - главные ворота

Ворота — самая уязвимая часть замка, устанавливались в надвратных башнях. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для того чтобы их не поджигали снаружи, они были оббиты железом. В одной из створок ворот имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Дополнительным укреплением ворот служила поперечная балка, которая заводилась в крюкообразные прорези на стенах.

За воротами находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам. С точки зрения обороны и защиты замка, ворота имели огромное значение. Поэтому средневековый замок строили долго, кропотливо, учитывая все особенности военных действий противника.

Подъемный мост

Подъемный мост, переброшенный через ров, в случае опасности поднимался и словно дверь закрывал вход, отсоединяя замок от внешнего мира. Мост приводился в движение механизмами, спрятанными в здании. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходили канаты или цепи, наматывавшиеся на вОрот. Канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Другой способ подъема моста - это рычаг. Обе конструкции облегчали быстрый подъем моста.

Особенно искусными были мастера, сооружавшие мост, работавший по принципу качелей. Одна его лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, в “волчью яму”, невидимую со стороны, пока мост опущен.

В середине века оборонительная ценность подъемных мостов была очень велика, но в дальнейшем потеряла свое значение в связи с появлением новых осадных орудий.

Для того чтобы понять, какую роль играет собранный, обработанный и подготовленный нами в виде иллюстрированной книги-пособия материал по теме исследования, мы предложили всем тем, кто участвовал в нашем опросе в конце 2017 года, познакомиться с ним и решить кроссворд «Средневековый замок», составленный с учетом необходимости знания терминов и понятий по теме. Полученные положительные результаты представлены в диаграммах (показатели указаны в процентах) в Приложении и дают наглядное представление о роли и значение нашего исследования в процессе обучения.

2.2. Выводы

В результате обработки и анализа полученных результатов мы получили доказательство эффективности использования в учебном процессе материалов нашего исследования.

Уровень знания и понимания учебного материала учащимися 6Б класса «АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ», участвовавших в апробации материалов исследования существенно вырос, что видно из сравнения диаграмм. (См. также Приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа, которой мы занимались, оказалась очень интересной. Мы смогли ответить на все интересовавшие нас вопросы и попытались подробно рассмотреть не столько историю возникновения рыцарских замков, сколько фортификационные секреты, заложенные архитекторами при их сооружении.

Чтобы прикоснуться к эпохе Средневековья, был сделан макет замка. Его можно использовать на уроках окружающего мира, истории. Но самым главным итогом нашей работы стала, конечно же, иллюстрированная книга «Средневековый замок: секреты фортификации», для написания которой мы в течение полугода собирали и систематизировали материал, используя доступную литературу и возможности Интернета.

Разгадывая тайну фортификации Средневековых замков, мы обоснованно предполагали, что продукт исследования может быть использован на уроках истории Средневековья, МХК и во внеурочной деятельности. Следовательно, книга, написанная нами, будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, формированию их жизненной позиции, и развитию интереса к Истории.

Таким образом, мы полагаем, что цели и задачи, стоявшие перед нами в исследовании, реализованы, гипотеза подтвердилась, ответ на учебный (проблемный) вопрос получен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ионина Н.И. «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.

Лависс Э. и Рамбо А. «Эпоха крестовых походов», Полигон, Санкт-Петербург 2003.

Разин Е.А. «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.

Тейлор Барбара «Рыцари», Серия «Узнай и смастери!», Издательство: Москва ОЛМА Медиа Групп 2014 г., 64 с.

Филипп Симон, Мари Лор Буэ, «Рыцари и замки» Серия «Твоя первая энциклопедия», Издательство: Москва «Махаон» 2013 г., 128 с.

Функен Л. и Функен Ф. «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.

Шпаковский Вячеслав Олегович, «Рыцари» Серия «Узнай мир», Издательство: ООО «Балтийская книга» 2014 г., 96 с.

Материалы сети Интернет

Архитектура замков. goo.gl/RQiawf

      Как строили замки в Средневековье. goo.gl/Auno84
      Основные элементы средневекового замка. goo.gl/cMLuwn

Рыцарские традиции. Кто такие рыцари. goo.gl/FXvDFn

Средневековый замок: устройство и осада. goo.gl/5F57rS

Средневековый замок. goo.gl/LSPsrU

Какой замок вдохновил Петра Чайковского на создание «Лебединого озера»? Где снимались «Индианы Джонс»? Как сегодня функционируют старинные европейские замки? Любители мистических пейзажей, романтических путешествий и загадочных легенд! Наш материл - специально для вас!

Эльц (нем. Burg Eltz) - замок, расположенный в земле Рейнланд-Пфальц (коммуна Виршем) в долине реки Эльцбах. Вместе с дворцом Бюрресхайм считается единственным сооружением западной Германии, которое никогда не подвергалось разрушениям и захвату. Замок не пострадал даже во время войн XVII и XVIII вв. и событий Французской революции.

Замок отлично сохранился и до настоящего времени. С трёх сторон он окружён рекой и возвышается на скале высотой в 70 метров. Это делает его неизменно популярным среди туристов и фотографов.

Официальный сайт

Бледский замок, Словения (XI век)

Один из самых старых замков Словении (словен. Blejski grad) расположен на вершине 130-метрового утёса у одноименнного озера рядом с городом Блед. Самой древней частью замка является башня в романском стиле, которую использовали и для жилья, и для обороны, и для наблюдения за прилегающими к замку окрестностями.

Во время Второй мировой войны здесь располагался штаб немецких войск. В 1947 году в замке произошел пожар, из-за которого часть построек пострадала. Через несколько лет замок отреставрировали и он возобновил свою деятельность уже как исторический музей. В коллекции музея представлены одежда, оружие и предметы быта.

Официальный сайт

(XIX век)


Романтический замок короля Людвига II находится около городка Фюссен в юго-западной Баварии. Замок стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в парижском Диснейленде. Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein) также показан в фильме 1968 года Chitty Chitty Bang Bang как замок вымышленной земли Вулгарии. Видом Нойшванштайна был очарован Пётр Чайковский. По мнению историков, именно здесь у него появилась мысль о создании балета «Лебединое озеро».

Замок Нойшванштайн показаны в фильмах «Людвиг II: Блеск и падение короля» (1955, реж. Хельмут Койтнер), «Людвиг» (1972, реж. Лукино Висконти), «Людвиг Баварский» («Ludwig II», 2012, реж. Мари Ноэль и Петер Зер).

В настоящее время замок является музеем. Для посещения необходимо купить билет в билетном центре и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который «проживает» в замке на данный момент и является его хранителем - сторож.

Официальный сайт


Замок в Ливорно получил свое название получил из-за того, что местное побережье известно как Боккале (Кувшин) или Кала дей Пирати (Залив пиратов). Центром современного Кастелло дель Боккале была наблюдательная вышка, построенная по приказу Медичи в 16-м веке, предположительно на руинах более древнего строения периода Пизанской Республики. За свою историю внешний вид замка не раз терпел изменения. За последние годы была проведена тщательная реставрация Кастелло дель Боккале, после которой замок был разделен на несколько жилых апартаментов.


Легендарный замок (рум. Bran Castle) расположен в живописном местечке Бран в 30 км от Брашова, на границе Мунтении и Трансильвании. Изначально он был построен в конце XIV века силами и средствами местных жителей за освобождение от уплаты налогов в казну государства в течение нескольких веков. Благодаря расположению на вершине скалы и трапециевидной форме замок служил стратегической оборонной крепостью.

Замок имеет 4 уровня, соединенные лестницей. За свою историю замок сменил несколько хозяев: он принадлежал господарю Мирче Старому, жителям Брашова и Габсбургской Империи... По преданию, во время своих походов в замке ночевал известный воевода Влад Цепеш-Дракула, а его окрестности были любимым местом охоты господаря Цепеша.

В настоящее время замок принадлежит потомку румынских королей, внуку королевы Марии, Доминику Габсбургу (в 2006 году, согласно новому закону Румынии о возвращении территорий прежним владельцам). После передачи замка владельцу, вся мебель была вывезена в музеи Бухареста. И Доминику Габсбургу пришлось заново воссоздавать убранство замка, покупая различные антикварные предметы.

Официальный сайт

Замок Алькасар, Испания (IX век)

Крепость испанских королей Алькасар (исп. Alcázar) расположена в исторической части города Сеговия на скале. За годы своего существования Алькасар был не только королевским дворцом, но и тюрьмой, а также артиллерийской академией. По данным археологов, ещё в древнеримские времена на месте Алькасара существовало военное укрепление. В эпоху Средневековья замок был любимой резиденций королей Кастилии. В 1953 году Алькасар был превращен в музей.

В настоящее время он остается одним из самых посещаемых туристами мест Испании. Во дворце открыт музей, в котором выставлены мебель, интерьеры, коллекция оружия, портреты королей Кастилии. Для просмотра доступны 11 залов и самая высокая башня - башня Хуана Второго.

Замок Шамбор, Франция (XVI век)


Шамбор (фр. Château de Chambord) - один из самых узнаваемых замков Франции, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.

По данным исторических исследований, в проектировании принимал участие сам Леонардо да Винчи. С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО. С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия. На втором этаже замка ныне располагается отделение Музея охоты и природы.

Официальный сайт

Виндзорский замок, Великобритания (XI век)

Расположенный на холме в долине реки Темзы Виндзорский замок (Windsor Castle) уже более 900 лет являет собой символ монархии. В разные века облик замка менялся в соответствие с возможностями правящих монархов. Современный облик приобрёл в результате реконструкции после пожара 1992 года. Замок занимает 52 609 квадратных метров и сочетает в себе черты крепости, дворца и небольшого города.

Сегодня дворцом от имени нации владеет организация Occupied Royal Palaces Estate (жилые королевские дворцы), бытовое обслуживание осуществляет департамент Royal Household. Виндзорский замок - самый большой из жилых замков в мире (в нём живёт и работает около 500 человек). Елизавета II проводит в замке месяц весной и неделю в июне для участия в традиционных церемониях, связанных с Орденом подвязки. Ежегодно замок посещают около миллиона туристов.

Официальный сайт

Замок Корвинов, Румыния (XIV век)


Родовое гнездо феодального дома Хуньяди на юге Трансильвании, в современном румынском городе Хунедоара. Изначально крепость имела овальную форму, а единственная защитная башня была расположена в северном крыле, в то время как с южной стороны ее закрывала каменная стена.

В 1441-1446 гг., при воеводе Яноше Хуньяди было построено семь башен, а в 1446-1453 гг. заложили часовню, построили основные залы и южное крыло с подсобными помещениями. В итоге в облике замка сочетаются элементы поздней готики и раннего Возрождения.

В 1974 году замок был открыт для посетителей в качестве музея. Туристов проводят в замок по исполинскому мосту, им показывают обширный зал для рыцарских пиров и две башни, из которых одна носит имя монаха Иоанна Капистрана, а вторая - романтичное название «Не бойся».

Рассказывают также, что именно в этом замке Хуньяди целых 7 лет держали свергнутого с престола Влада Цепеша Дракулу.

Официальный сайт

Замок Лихтенштейн, Австрия (XII век)

Один из самых необычных по архитектуре замков (нем. - Burg Liechtenstein) расположен на краю Венского Леса. Замок был построен в XII веке, но дважды претерпел разрушения османами в 1529 и 1683 годах. В 1884 году замок был восстановлен. Очередной урон был нанесен замку в годы Второй Мировой войны. Наконец, в 1950-е годы замок был отреставрирован силами горожан.С 2007 года замок, как и 800 с лишним лет назад, находится в ведении родственников его основателей - княжеской семьи Лихтенштейнов.

Современная популярность замка Лихтенштейн связан с проводимым здесь летом театральным фестивалем Иоганна Нестроя. Замок открыт для посетителей.

Официальный сайт


Шильонский замок (фр. Château de Chillon) расположен возле Женевского озера, в 3 км от города Монтрё, и представляет собой комплекс из 25 элементов разных эпох постройки.​ Особенности расположения и постройки позволяли владельцам замка полностью контролировать стратегически важную дорогу, пролегавшую между озером и горами. Определенный период времени дорога к Сен-Бернарскому перевалу служила единственным транспортным путём из Северной Европы в Южную. Глубина озера обеспечивала безопасность: нападение с этой стороны было просто невозможным. Каменная стена замка, обращенная к дороге, укреплена тремя башнями. Противоположная сторона замка является жилой.

Как и большинство замков, Шильонский замок служил также тюрьмой. Людовик Благочестивый держал здесь в заключении аббата Валу из Корвея. В середине XIV века, во время эпидемии чумы, в замке содержались и подвергались пыткам евреи, которых обвиняли в отравлениях источников воды.

В Шильонском замке происходит действие поэмы Джорджа Байрона «Шильонский узник». Исторической основой для поэмы послужило заключение в замке по приказу Карла III Савойского Франсуа Бонивара в 1530–1536 годах. Образ замка романтизировали в своих произведениях Жан-Жак Руссо, Перси Шелли, Виктор Гюго и Александр Дюма.

Официальный сайт

Замок Гогенцоллерн, Германия (XIII век)


Замок Гогенцоллерн (нем. Burg Hohenzollern) расположен в Баден-Вюртемберге в 50 км южнее Штутгарта, на вершине горы Гогенцоллерн на высоте 855 метров. За годы своего существования замок несколько раз претерпевал разрушения.

Одними из наиболее известных реликвий, хранящихся в музее, являются корона прусских королей и униформа принадлежавшая Фридриху Великому. С 1952 по 1991 в музее замка покоились останки Фридриха I и Фридриха Великого. После воссоединения Восточной и Западной Германии в 1991 году прах прусских королей был возвращен в Потсдам.

В настоящее врем замок на 2/3 принадлежит бранденбурго-прусской линии Гогенцоллернов и на 1/3 линии швабско-католической. Ежегодно его посещают около 300 тыс. туристов.

Официальный сайт

Замок Вальзен, Бельгия (XI век)

К половине одиннадцатого века в Европе воцарился социальный строй, который нынешние историки именуют феодальным строем. Примерно с середины одиннадцатого и до самого конца тринадцатого века своеобразие данной эпохи в передовых странах выражалось особенно ярко.

Власть принадлежала землевладельцам-феодалам которые делились на светских и церковных. Большинство народонаселения составляли подневольные крестьяне. Ими всеми правил единоличный правитель (монарх) — король, а в более мелком государстве — граф или же герцог.

Привилегии и обязанности правителей и крестьянских масс оформлялись определенными традициями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и жители городов не входили в феодальную лесенку, но тоже были прикреплены к правителям договорными отношениями. Подобные личностные взаимоотношения в виде соглашений и клятв-обязательств — заметная особенность средневекового запада.

Феодалы строили себе огромные замки и жили в них. Начиная с восьмого века, чтобы защититься от налетов викингов или венгров в Европе было построено огромное количество замков. Каждый владыка стремился воздвигнуть себе замок, конечно же в зависимости от возможностей феодала он был громадным или скромным. Замок являлся и жилищем феодала и его защитной крепостью.

Первые крепости строили из дерева, позднее начали строить из камня. Здоровенные стены с зубчатыми башнями были надежной защитой. Замок-крепость часто строили на возвышенности или даже на высокой скале, снаружи территорию опоясывали широкой канавой с водой.

Некоторые феодалы возводили свои замки на острове посреди реки или какого-нибудь озера. Через канаву или протоку перекидывали разводной мост, которую поднимали на цепях на ночь или при нападении врага. Из башен на стенах постоянно обозревали окрестности стражники и если видели приближающегося неприятеля, то трубили сигнал тревоги. Услышав сигнал, защитники крепости торопились занимать свои боевые посты на стенах и в башнях замка.

Чтобы пробраться в крепость феодала, необходимо было преодолевать множество преград. Штурмующим войскам приходилось засыпать ров, по открытому пространству под тучей стрел одолеть холм, подступить к стенам, вскарабкаться на них по приставленным штурмовым лесенкам или же попытаться расшибить тараном дубовые, но окованные железными листами, ворота.

На головы штурмующих, защитники крепости скидывали камни, бревна и другие тяжелые предметы, выливали кипящую воду и жгучую смолу, швыряли копья, пускали в них град стрел из луков и арбалетов. Частенько нападавшим вражеским бойцам приходилось штурмовать и еще одну, более высокую вторую стену.

Над всеми строениями замка возвышалась основная башня крепости, которая называется донжон. В донжоне, где хранился большой запас провизии, феодал со своими бойцами и слугами мог перетерпеть длительную оса­ду, если даже остальные укрепления замка уже были захвачены врагом. Башня состояла из залов которые были расположены один над другим. Запасы продуктов хранились в подвальном помещении, там же делали колодец который обеспечивал водой находившихся в осаде. В том же в сыром и темном подвальном помещении донжона томились особо опасные заключенные (так как побег оттуда был практически невозможным). В некоторых замках оттуда шел секретный подземный ход, по которому осжденный феодал мог выбраться из замка к лесу или реке.

Единственная металлическая дверь, которая вела в башню донжон, располагалась высоко над землей. Если захватчикам и удавалось ее разбить, то все равно доводилось ве­сти битву за все этажи. По приставным лестницам необходимо было пробираться через люковые отверстия, которые запирались громоздкими каменными плитами. На случай захвата донжона в толще стены была сооружена винтообразная лестница, по которой владелец замка вместе с свитой и воинами мог спуститься в подвал и спастись через подземный ход.