Сочинение по тексту Соловейчика. Истинная духовность (По тексту С. Соловейчика) (Аргументы ЕГЭ) Даже самые развитые люди проблема

Что такое истинная духовность? Что значит «жить духовной жизнью» в современную эпоху? Эти вопросы волнуют многих, в том числе и автора данного текста.

С. Соловейчик повествуют о том, что зачастую, не зная, что же такое духовность, люди путаю данное понятие с другими – с интеллигентностью, образованностью, воспитанностью. Он рассказывает о том, как люди ограничивают понятие духовности, сводя его «к посещению театра, чтению книг и спорам о смысле жизни».

По мнению автора, истинная духовность – это «бесконечное стремление человека к высокому, к доброму, это неутомимая жажда правды, ненасытный голод по красоте». Для таких людей образование и искусство – это лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, в то время как люди, лишённые силы духа, находят в них лишь развлечение и времяпрепровождение.

Автор приходит к следующему выводу: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление человека к чему-то прекрасному, возвышенному, истинному, выходящему за рамки обыденной жизни.

Бесспорно, я согласна с мнением автора: приобщение к культуре не делает человека духовно развитым, а лишь показывает его как ценителя искусства. «Жить духовной жизнью» значитстремиться к поискам истины, правды, справедливости, красоты. В качестве аргумента к данной проблеме вспоминается главная героиня рассказа Антона Павловича Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна помешана на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде. Страсть к людям искусства подогревается тем, что она сама занимается живописью, музыкой, посещает всевозможные концерты и выставки, однако это совершенно не прибавляет героини духовности. Женщина не видит красоту души своего мужа, который готов работать ради неёдо изнеможения, забыв обо всём на свете. Ольга Ивановна ценит людей не за их человеческие качества, а только за их достижения, именно поэтому она так и не смогла оценить и познать удивительную душу своего супруга. На данном примере мы убеждаем, что причастность к культуре не делает человека духовно развитым, ведь находясь так близко к атмосфере искусства, главная героиня продолжала оставаться поверхностной, легкомысленной, невоспитанной личностью, лишённой духовного начала.

Ещё одним примером является рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч». Автор знакомит нас с «самой образованной, культурной и талантливой» семьёй города – семьёй Туркиных. Отец семейства без устали демонстрирует провинциальное остроумие, дочь Туркиных, Котик, мнит себя великой пианисткой, мать семейства, Вера Иосифовна, пишет романы. Однако, они делают всё это не ради высших ценностей, искусства или развития собственной души, а ради славы, успеха, карьеры. Все это говорит о мнимой духовности этих людей, а также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания. Благодаря данному примеру, я вновь убеждаюсь, что приобщение к искусству и культуре не влияет на духовный облик человека, ведь для истинной духовности необходимы добрые помыслы, которые отсутствовали у каждого члена семьи Туркиных.

Таким образом, духовность человека не определяется уровнем его образования или воспитанностью, количеством прочитанных книг и походов в театр. Она заключается в прекрасных стремлениях человека, в его жажде высокого, бесконечного, нравственного.

Сочинение ЕГЭ

«Величие души должно быть свойством всех людей», - утверждал римский философ-стоик Сенека. В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот. Это заметил и С. Соловейчик, который в своей статье поднимает проблему истинного содержания понятия духовности.
Соловейчик, рассуждая над этой проблемой, использует вопросно-ответную форму изложения, тем самым прямо обозначая свою позицию.
По мнению автора, духовность – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер. В первую очередь, духовность должна проявляться в стремлении к прекрасному, поиске истины, постоянной работе над своим внутренним миром. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что подлинное духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни. «Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике.
Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.
Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры. Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.

Текст по С. Соловейчику:

(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4) Что это значит - духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С.Соловейчик)

Я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.

(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди , которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…(С. Соловейчик)
Задание 24.

«Тон размышлениям автора задаёт _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит _____ («духоподъёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложения 18, 19).»

Список терминов:


1)

литота

2)

сравнение

3)

ирония

4)

синтаксический параллелизм

5)

эпитеты

6)

цитирование

7)

индивидуально-авторское слово

8)

вопросно-ответная форма изложения

9)

противопоставление

10)

риторическое восклицание

Ответ: 6, 7, 8, 9
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, па месте которых пишется НН?

В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.

1) 1
2) 2
3) 1, 3
4) 1, 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пом_гать, д_кумент, безотл_гательный
2) изл_жение, д_рижировать, д_лёкая
3) в_новатый, пов_р, вбл_зи
4) акв_рельный, з_ря, ук_ротить
А14.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) от_грали, без_скусный, транс_ранский
2) пр_мечать, пр_ободрился, пр_вратить
3) из_ян, необ_езженный, раз_ярённый
4) и_черпать, бе_ропотно, во_требовать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво_шь, независ_мый
2) брос_шь, подозрева_мый
3) встрет_шь, расходу_мые
4) постав_шь, пригрева_мое
А16.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. приветл_вый
Б. обид_ться
В. ноздр_ватый
Г. благоустра_вать

1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ляпишев н(1) во что н(2) верил, н(3) признавал н(4)каких авторитетов и при этом н(5) только не был мрачным и скучающим человеком, но легко увлекался новыми идеями.

1) 1, 4
2) 1, 2, 5
3) 2, 3
4) 4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений(НА)СЧЁТ условий поединка.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
4) Нет возможности , лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски () и он остаётся один со своим благополучием.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20.

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

1) 2, 3
2) 1, 2, 4
3) 2, 4
4) 1, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Федорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

1) 1
2) 1, 2
3) 1, 4
4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 3
4) 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.
3) Основным , которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.
4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
А27. Прочитайте текст.

Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. Такое явление называется обвалом. Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту - по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Обвал - это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.
2) К обвалу - обрушению скал и загромождению их обломками долин - обычно приводит появление трещит по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.
3) Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.
4) Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.

А28.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Духовность - это воспитанность и образованность.
2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.
3) Нельзя считать духовным человека , который не хочет выйти за круг бытовых забот.
4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 6-8 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 содержится определение понятия.
3) Предложение 13 содержит описательный фрагмент.
4) В предложениях 20-22 объясняется суждение, высказанное в предложении 19 текста.
А30.Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.

1) 5
2) 9
3) 10
4) 12
В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 5-10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.
В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (предложение 14).
В4. Среди предложений 14-22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 3-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 14-22 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх частей. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.
Ответы:

А12. 4
А13. 3
А14. 3
А15. 1
А16. 4
А17. 1
А18. 1
А19. 3
А20. 2
А21. 1
А22. 1
А23. 2
А24. 3
А25. 4
А26. 2
А27. 2

А28. 1
А29. 3
А30. 4

В1. собеседника // собеседник
В2. высочайшей // высочайшая
В3. примыкание
В4. 19
А5. 13
В6. 22
В7. 21
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку


1

Вступление

В последнее время в нашем обществе особенно много говорится о духовности. При этом очень часто в это понятие вкладывается разный смысл. Что же такое духовность на самом деле, какова ее роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом? На чем основывается она и как созидается, необходимо ли опираться на духовные ценности в образовательном процессе? Что, вообще, духовность дает человеку?

2

Постановка проблемы

1.Проблема духовности. // Необходимо ли современному человеку такое понятие? // Что значит "жить духовной жизнью" в современную эпоху?
2. Проблема истинного содержания понятия духовности. // Не подменяется ли сегодня это понятие другими?
3. Проблема духовности в искусстве. // Можно ли говорить о духовности / бездуховности искусства?

3

Комментарий к поставленной проблеме

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

4

Позиция автора

1 . Духовность - то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность - это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, поиски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека.
2. Не зная, в чем проявляется духовность, многие зачастую путают это понятие с другими - с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью; однако в каждом из них - собственное содержание.
3. Искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нем собеседника, а также источник высоких стремлений.

5

Собственная позиция

По 3 проблеме:

  1. Подлинное искусство облагораживает человека.

  2. Искусство учит человека любить жизнь.
3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу , чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.


6

Аргумент

14 февраля 2009 г. Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам III Сретенских встреч православной молодежи, которые представляли около сорока православных молодежных организаций России: «Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром».

Вспомним фильм П.Лунгина «Остров». Герой его, будучи совсем юным, необстрелянным солдатом, ещё не нюхавшим пороха, был захвачен фашистами. По их приказу он стреляет в пленного моряка. Кто он - этот герой в исполнении П.Мамонова? Что движет им? Растерянность? Внезапность захвата? Страх? Да. И он переступает нравственный закон совести ради сохранения своей жизни. А что дальше? А дальше мучительные годы искупления вины перед Богом и людьми. Не передать словами эти душевные терзания человека: здесь и самоистязание, и полная отрешённость от каких бы то ни было благ, и самая чёрная физическая работа, и бескорыстное излечение больных. Долгий и страшный путь покаяния, который проходит герой. Но всё это не может сравниться, по мнению автора фильма, с тем грехом, который совершил неопытный солдат. И нет ему никакой пощады. И только в конце жизни он узнаёт, что тот моряк выжил, прошёл боевой путь; служил на флоте и после войны, дослужился до адмиральского чина. Эта "случайная встреча” явилась своеобразным отпущением греха.

Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.

Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.


7

Литературный аргумент

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского - это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики , порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Гончаров «Обломов» (Обломов говорит литератору Пенкину, что литература должна не бичевать недостатки человека, а духовно возвышать его )

Чехов «Ионыч». Туркины считались самой талантливой семьей в городе, но на самом деле были бездарны и пошлы.

Будет день - и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души. (А.Блок)

Да скажешь «встань!» душе моей..(Русский поэт Алексей Хомяков «Воскрешение Лазаря»)

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!(Николай Заболоцкий)

И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.(С.Есенин)


8

Заключение

В связи с этим мне вспомнилось выражение…

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям

Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).

Бездуховность - это равнодушие, ленность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить…
Бондарев Юрий

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Достоевский Ф.М.

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Лессинг - знаменитый немецкий писатель)

Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она - щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной. (Грасиан-и-Моралес - испанский писатель)

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны , как обычные упражнения для тела. (Суворов А. В.)


Сочинение-рассуждение

Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С.Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».

Автор считает, что синонимом духовности является в некоторой степени интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.

Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, Тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?

В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е.Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…
Сочинение

Проблема духовности - из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов , что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.

Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера - с другой. Критерием духовности для С. Соловейчика является не посещение театров или музеев, даже не соблюдение моральных норм и не желание работать, а то, что человека к этому побуждает. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.

Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.

Одно из доказательств верности данного суждения можно обнаружить в «вечной книге» - Библии. У Екклесиаста написано: «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных стремлений» в духовной жизни.

Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста С. Соловейчика, - легенда о Шартрском соборе. Как известно, трем строителям этого удивительного архитектурного сооружения задали один и тот же вопрос: что они делают? Ответы были разными: один считал, что таскает «проклятые камни», другой - что зарабатывает на жизнь себе и своей семье, третий - что строит прекрасный собор. Только последнего можно, на мой взгляд, назвать духовным человеком.

И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в концлагерях - врачи и медсестры , а среди нацистов было немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа их стремлений.

Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя многовековую мудрость человечества.

Задания

1. Определите коммуникативный замысел данного сочинения и его композиционные части. Найдите в сочинении фрагменты, в которых: а) определяется, формулируется и комментируется основная проблема текста; б) рассматривается позиция автора по данной проблеме; в) выражается позиция пишущего и приводится ее аргументация.
2. Определите, к какому типу вступлений и заключений относятся части сочинения, соответствующие первому и последнему абзацам.

Текст
(1)Даже самые раз­ви­тые люди, я за­ме­тил, глу­бо­ко убеж­де­ны в том, что жить ду­хов­ной жиз­нью – зна­чит хо­дить в те­ат­ры, чи­тать книги, спо­рить о смыс­ле жизни. (2)Но вот в «Про­ро­ке»:
    Ду­хов­ной жаж­дою томим,

В пу­сты­не мрач­ной я вла­чил­ся…

  (3)Чего же не хва­та­ло пуш­кин­ско­му герою – спо­ров, те­ат­ров и вы­ста­вок? (4)Что это зна­чит – ду­хов­ная жажда?

  (5)Ду­хов­ность не то, что куль­ту­ра по­ве­де­ния или об­ра­зо­ван­ность. (6)Огром­ное ко­ли­че­ство людей, не имея об­ра­зо­ва­ния, об­ла­да­ет вы­со­чай­шей силой духа. (7)Ин­тел­ли­гент­ность – не об­ра­зо­ван­ность, а ду­хов­ность. (8)От­че­го самые тон­кие це­ни­те­ли ис­кус­ства бы­ва­ют порой не­год­ны­ми лю­дь­ми? (9)Да по­то­му, что чте­ние книг, по­се­ще­ние те­ат­ров и му­зеев не есть ду­хов­ная жизнь. (10)Ду­хов­ная жизнь че­ло­ве­ка – это его соб­ствен­ное стрем­ле­ние к вы­со­ко­му, и тогда книга или театр вол­ну­ют его, по­то­му что от­ве­ча­ют его стрем­ле­ни­ям. (11)В про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства ду­хов­ный че­ло­век ищет со­бе­сед­ни­ка, со­юз­ни­ка – ему ис­кус­ство нужно для под­дер­жа­ния соб­ствен­но­го духа, для укреп­ле­ния соб­ствен­ной веры в добро, прав­ду, кра­со­ту. (12)Когда же дух че­ло­ве­ка низок, то в те­ат­ре и кино он лишь раз­вле­ка­ет­ся, уби­ва­ет время, даже если он яв­ля­ет­ся це­ни­те­лем ис­кус­ства. (13)Точно так же может быть без­ду­хов­ным и само ис­кус­ство – все при­зна­ки та­лан­та на­ли­цо, но нет стрем­ле­ния к прав­де и добру и, зна­чит, нет ис­кус­ства, по­то­му что ис­кус­ство все­гда ду­хо­подъёмно, в этом его на­зна­че­ние.

  (14)Бы­ва­ет и об­рат­ное: есть доб­рые, спо­соб­ные лю­бить и на­де­ять­ся люди, ко­то­рые не знали в дет­стве и в юно­сти выс­ших ду­хов­ных стрем­ле­ний, не встре­ча­лись с ними. (15)Такие

Люди не на­ру­ша­ют мо­раль­ных за­ко­нов, но без­ду­хов­ность их сразу видна. (16)Доб­рый и ра­бо­тя­щий че­ло­век, но не му­ча­ет­ся его душа, не может, не хочет он выйти за круг бы­то­вых забот.

  (17)Чего жаж­дет че­ло­век, когда у него ду­хов­ное том­ле­ние? (18)Обыч­но же­ла­ния делят на вы­со­кие и низ­кие, доб­рые и дур­ные. (19)Но раз­де­лим их по иному прин­ци­пу: на ко­неч­ные и бес­ко­неч­ные. (20)Ко­неч­ные же­ла­ния могут быть осу­ществ­ле­ны к та­ко­му-то числу; это же­ла­ния при­об­ре­сти, по­лу­чить, до­стичь, стать… (21)Но ни­ко­гда не ис­пол­нят­ся пол­но­стью, не ис­чер­па­ют себя же­ла­ния бес­ко­неч­ные – назовём их стрем­ле­ни­я­ми: «свя­щен­ный сéрдца жар, к вы­со­ко­му стрем­ле­нье» (Пуш­кин). (22)Бес­ко­неч­но стрем­ле­ние к добру, не­уто­ли­ма жажда прав­ды, не­на­сы­тен голод по кра­со­те…

  (С. Со­ло­вей­чик)

Сочинение:

Что такое духовная жизнь человека? В чем проявляется духовность человека? Каким должен быть духовный человек? Именно эти вопросы поднимает в своем тексте С. Соловейчик.

Повествователь рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Автор заметил, что даже развитые люди убеждены в том, что «жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни». По всей видимости, это противоречит его представлениям о духовной жизни, и он включает в свой текст отрывок из «Пророка». В наше время, если человек не имеет образования, то его считают необразованным и некультурным, но писатель утверждает обратное, что огромное количество таких людей обладают «высочайшей силой духа». Проблема, выдвинутая автором, может заставить читателя лучше понять себя и окружающих.

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: «Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям».

Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.

Данная проблема волновала многих великих русских писателей. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский наделен не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Ему пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому до этого он испытывал только ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

Другой пример можно привести из произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Герой рассказа Алёшка как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных.

Таким образом, С. Соловейчик поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает нас не судить человека только по его культуре или образованности. Действительно, духовность человека заключается в его силе духа, убеждениях, поступках и стремлениях.



(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)

СОЧИНЕНИЕ

1. Проблема

Что такое духовность? Что значит "жить духовной жизнью"? Над этой серьёзной проблемой заставляет нас задуматься С.Соловейчик.
2. Комментарий к проблеме
Рассуждая над этими вопросами, автор делает акцент на том, что культура поведения, образованность, увлечённость искусством - это ещё не показатели духовности. Человек высокообразованный, воспитанный, ценящий искусство, может быть духовно бедным, низким, негодным. Но и добрые люди, не нарушающие моральных законов, тоже могут быть бездуховными, если не развивается их душа, если она сосредоточена только на бытовых заботах и проблемах.
3. Позиция автора
По мнению писателя, "духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому", к добру, это неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.
4. Собственная позиция

Я абсолютно согласна с позицией автора. Постоянное стремление к высшим ценностям, совершенствование внутреннего мира - вот что движит высоконравственными людьми.

5. Аргумент №1

Примером этого может служить роман Л.Толстого "Война и мир", герои которого - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова - озабочены духовными исканиями.