Шахты лифтов. Классификация лифтов. Какие бывают лифты Различают системы управления, обеспечивающие

При выборе системы лифтового оборудования необходимо учитывать несколько моментов.

Тип привода

Электрический лифт - классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем. Подробнее - в «электроприводных лифтах».

Гидравлический лифт - “выталкивается” выжимным штоком за счет давления масла. И электрические, и гидравлические лифты одного класса очень близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т. д. Заметных внешних различий так же может и не быть. Однако, имеются эксплуатационные различия. Так, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема. Гидравлические, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания, а машинное отделение может быть удалено от шахты на сколь угодно большое расстояние. Описание гидравлических лифтов ищите здесь.

Пневматические лифты - приводятся в движение при помощи воздушного давления, без использования кабелей, блоков и поршней. Они легче в установке и идеальны для существующих домов благодаря, их компактной конструкции. Подробнее можете прочитать в разделе «Пневматические лифты для коттеджа».

Автоматический пассажирский лифт (схема):
1 – компьютер, управляющий работой лифта; 2 – двигатель; 3 – исполнительная система управления лифтом; 4 – тросы подвески кабины; 5 – направляющие ролики; 6 – направляющие рельсы противовеса; 7 – противовес; 8 – направляющие рельсы кабины лифта; 9 – кабина; 10 – механизм открывания дверей кабины; 11 – банк памяти поэтажных данных.

Вид транспортируемого груза

По виду транспортируемых грузов лифты подразделяются:

По предназначению:

  • для жилых зданий;
  • общественных зданий;
  • зданий промышленных предприятий.
  • для малоэтажных жилых зданий (коттеджей) электрические или гидравлические с этажностью до 5 этажей и со скоростью до 0,63 мс;
  • для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах и с сопровождающим персоналом; этими лифтами управляет лифтер — больничные лифты;
  • инвалидные, представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска пассажиров с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на инвалидных колясках.

В пассажирском лифте допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта. Перевозка взрывоопасных и легко-воспламеняемых предметов запрещено.

Грузовые (см. также раздел “Грузовые лифты ”)

  • обычные грузовые (грузоподъемность 250 – 5000 кг);
  • грузовые малые, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов. Для исключения транспортировки в них людей кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм;
  • тротуарные, у которых кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк. Эти лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.

По способу обслуживания различают лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир, и лифты, управляемые проводником и всегда сопровождающие груз.

По скорости движения кабины лифты подразделяют на тихо-ходные (до 1,0 м/с), быстроходные (от 1,0 до 2,0 м/с), скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростные (свыше 4,0 м/с).

В соответствии с типом привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока) и гидравлическими (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа).

Дизайн

В зависимости от дизайна:

Видовые лифты

  • в панорамной шахте
  • в остекленной шахте;

Невидовые лифты - в глухой шахте (кирпичная, железобетонная, блочная и пр.) ;

Машинное помещение

Машинное помещение лифта может быть выполнено:

  • с верхним машинным помещением (над шахтой);
  • с нижним машинным помещением (под шахтой или сбоку от нее)
  • без машинного помещения (машинное помещение расположено в габаритах шахты, обычно наверху).

Двери шахты и кабины лифта

По конструкции дверей шахты и кабины различают лифты:

  • с распашными дверями;
  • вертикально– или горизонтально–раздвижными дверями (обычно для малых грузовых лифтов).

По виду привода дверей существуют лифты:

  • с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);
  • полуавтоматический привод шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика);
  • автоматическим приводом;
  • комбинированным приводом (двери кабины - автоматический привод, двери шахты — ручные).

Лебедка лифта

Лебедка электрического лифта может быть выполнена с редуктором или без него (безредукторная лебедка).

Лифты с гидроцилиндром подразделяются на следующие виды:

Конструкция гидроцилиндра

  • лифты с одноступенчатым гидроцилиндром;
  • лифты с телескопическим гидроцилиндром.

По способу передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине:

  • лифты с гидроцилиндром прямого действия;
  • лифты не прямого действия, с канатным мультипликатором.

Расположение гидроцилиндра

По характеру расположения гидроцилиндра относительно кабины:

  • лифты с центральным расположением;
  • лифты с боковым расположением.

Типы управления

Лифты имеют следующие виды управления:

  • внутреннее, при котором им управляют из купе кабины;
  • наружное - осуществляется с остановочных площадок;
  • смешанное - из купе кабины и с остановочных площадок.

Различают системы управления, обеспечивающие:

  • простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);
  • собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях — в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;
  • одиночное управление (управление одним лифтом);
  • групповое - управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.

Классификация лифтов. Какие бывают лифты

Существует множество признаков, по которым классифицируют лифты. Единой классификации лифтов не существует. Ниже приведены основные признаки, по которым можно классифицировать лифты.

Тип привода

    Электрический лифт - классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем.

    • Электрическим лифтом считается лифт, лебедка которого приводится в действие электродвигателем.

    Гидравлический лифт - “выталкивается” выжимным штоком за счет давления масла.

    • И электрические, и гидравлические лифты одного класса близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т. д. Заметных внешних различий может и не быть, но имеются эксплуатационные различия. Например, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема.

      Гидравлические лифты, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания. Машинное отделение может быть удалено от шахты на любое расстояние.

    Пневматические лифты - приводятся в движение при помощи воздушного давления, без использования кабелей, блоков и поршней. Пневматические лифты легче в установке и подходят для существующих домов, благодаря их компактной конструкции.

    • Работают за счёт воздуха, который выкачивается внутри цилиндра в секции выше кабины. Последняя начинает подниматься под действием атмосферного давления снизу кабины. Подъём осуществляется за счёт разницы в давлении снизу и сверху кабины.

Вид транспортируемого груза

    Пассажирские

    • По предназначению:

      • для жилых зданий;

        общественных зданий;

        зданий промышленных предприятий.

        для малоэтажных жилых зданий (коттеджей) электрические или гидравлические с этажностью до 5 этажей и со скоростью до 0,63 м/с;
        В пассажирском лифте допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта. Перевозка взрывоопасных и легко-воспламеняемых предметов запрещена.

        больничные лифты - для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах, и с сопровождающим персоналом на больничных транспортных средствах (каталках, инвалидных колясках). Этими лифтами управляет лифтер;

        инвалидные лифты - представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска пассажиров с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на инвалидных колясках;

    Грузовые

    • Обычные грузовые лифты (грузоподъемность 250 – 5000 кг);

      Грузовые малые лифты, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов. Для исключения транспортировки в них людей кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250-300 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм. Площадь пола кабины до 0,9 м.кв.;

      • Используются, как правило, в ресторанах и кафе - для подъёма продуктов питания; в библиотеках; складах и т. д. Подъём людей на них категорически запрещён.

    • Тротуарные лифты - в таких лифтах кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк на уровень тротуара. Тротуарные лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.;

      Грузопассажирские лифты - для транспортировки людей и грузов;

      Грузовые лифты с проводником - для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц;

      Грузовые лифты без проводника - для транспортировки только грузов.

Способ обслуживания

    лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир;

    Лифты, управляемые проводником и всегда сопровождающие груз.

Скорость движения кабины

    лифты тихоходные (до 1,0 м/с);

    лифты быстроходные (от 1,0 до 2,0 м/с);

    лифты скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с);

    лифты высокоскоростные (свыше 4,0 м/с).

Тип привода подъемного механизма

    лифты электрические (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока);

    лифты гидравлические (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа).

    • Отличительными особенностями лифтов с гидравлическим приводом являются бесшумность работы, плавность хода, точность остановки, возможность прямого воздействия на кабину цилиндра при небольшой высоте подъема, и возможность установки лифта при наличии только одной капитальной (несущей) стены;

      Отсутствие машинного помещения, непосредственно примыкающего к шахте лифта, делает гидравлические лифты популярными для установки в частные коттеджи.

      Гидравлические лифты оснащены системой аварийного опускания и открывания дверей при внезапном отключении электроэнергии, что важно при их использовании в коттеджах.

Дизайн

    Видовые лифты;

    • в панорамной шахте;

      в остекленной шахте.

    Невидовые лифты - в глухой шахте (блочная, железобетонная, кирпичная и пр.).

Машинное помещение лифта

    Машинное отделение с верхним машинным помещением (над шахтой);

    Машинное отделение с нижним машинным помещением (под шахтой или сбоку от нее);

    без машинного помещения (машинное помещение расположено в габаритах шахты, обычно наверху).

Конструкция привода

    лифты с лебедкой барабанного типа ;

    • Канаты, на которых подвешена кабина лифта, жестко закреплены на барабане и при подъеме кабины лифта ее канаты наматываются на барабан. Основной недостатком барабанных лебедок - значительные размеры барабанов по длине, возрастающие с увеличением высоты обслуживаемого здания. Поэтому данный привод используется в зданиях с малой высотой подъема кабины лифта.

    лебедки с канатоведущим шкивом ;

    • Характеризуются отсутствием жесткого крепления канатов на ведущем органе лебедки (канатоведущем шкиве). Тяговое усилие в канатах необходимое для поднятия кабины лифта создается за счет трения канатов об рабочую поверхность канатоведущего шкива. Такая лебедка позволяет подвешивать кабину и противовес на нескольких канатах, существенно не усложняя ее конструкцию. Это важно для лифтов повышенной грузоподъемности в многоэтажных зданиях. Высота подъема незначительно влияет на конструкцию лебедки. Поэтому в лифтостроении предпочтение отдается лебедкам с канатоведущим шкивом.

Двери шахты и кабины лифта

    с распашными дверями;

    • Пример: лифты КМЗ-58, установленные в нашем доме.

    Вертикально - или горизонтально-раздвижными дверями (обычно для малых грузовых лифтов).

Вид привода дверей

    лифты с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);

    лифты с полуавтоматическим приводом шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика);

    лифты автоматическим приводом;

    лифты с комбинированным приводом (двери кабины - автоматический привод, двери шахты - ручные).

Лебедка лифта

    Лебедка электрического лифта с редуктором;

    Лебедка электрического лифта без редуктора (безредукторная лебедка).

Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями.

Верхнее расположение привода позволяет упростить механическую часть лифта, уменьшить нагрузку на шахту, снизить число перегибов канатов, а следовательно увеличить его срок службы.
Нижнее расположение привода, позволяет установить его на самостоятельный фундамент, что снижает шум от привода. Ремонт привода более удобен, так как исключает подъем тяжелых деталей и механизмов на значительную высоту. Но при таком расположении привода увеличивается длинна тяговых канатов, увеличивается нагрузка на шахту лифта, усложняется строительная часть лифта, вызванная установкой дополнительных отклоняющих блоков.

Типы управления

    внутреннее управление, при котором лифтом управляют из купе кабины;

    наружное управление с остановочных площадок;

    смешанное управление из купе кабины лифта и с остановочных площадок.

Системы управления лифтом

    Простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);

    Собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях - в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;

    Одиночное управление (управление одним лифтом);

    Групповое - управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.

Лифты с гидроцилиндром

    лифты с одноступенчатым гидроцилиндром;

    лифты с телескопическим гидроцилиндром.

Способ передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине

    лифты с гидроцилиндром прямого действия;

    лифты не прямого действия, с канатным мультипликатором.

Расположение гидроцилиндра относительно кабины

    лифты с центральным расположением гидроцилиндра;

    лифты с боковым расположением гидроцилиндра.

Для справки

Лифт представляет собой разновидность подъемников.

Определение лифта:

    лифт - это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и /или/ грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 град.;

    Согласно "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ) лифт - это транспортное устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой, кабина (платформа) которого перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями.

В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, по назначению лифты подразделяют на:

    Пассажирские лифты обычные грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг, скоростью 0,71; 1,0 и 1,4 м/с;

    Пассажирские скоростные лифты грузоподъемностью 1000 и 1600 кг, скоростью 2 и 4 м/с;

    Грузовые лифты общего назначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000, 3200 и 5000 кг, скоростью 0,5 и 0,25 м/с, (последняя скорость распространяется на грузоподъемность 5000 кг);

    Грузовые лифты с монорельсом грузоподъемностью 1000, 2000 и 3200 кг, скоростью 0,5 м/с;

    Грузовые выжимные лифты (кабина или платформа приводится в движение силой, действующей снизу) грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг, скоростью 0,5 м/с;

    Грузовые тротуарные лифты (выжимные, кабина или платформа которых выходит на верхнем останова из шахты лифта) со скоростью 0,18 м/с и грузоподъемностью 500 кг; грузовые малые общего назначения грузоподъемностью 100 и 160 кг, со скоростью 0,5 м/с;

    Грузовые малые магазинные лифты грузоподъемностью 100 кг и скоростью 025 м/с;

    Грузовые больничные лифты грузоподъемностью 500 кг и скоростью 0,5 м/с.


Существует большое число лифтов специального назначения: пожарные лифты, вокзальные лифты, автомобильные лифты, театральные лифты, лифты мясокомбинатов, судовые лифты, лифты специальных высотных сооружений и т.д. Эти лифты проектируют и изготавливают по специальным техническим заданиям.


Все лифты, без каких-либо исключений, должны быть оборудованы ловителями, которые по принципу действия могут быть мгновенного и плавного (скользящего) действия.

Лифт с монорельсом - лифт, в кабине которого закреплен подвесной путь (монорельс).

Автоматическое управление лифта - это пуск кабины лифта, который осуществляется за счет кратковременного воздействия на управляющие устройства лифта, находящиеся на посадочной площадке и/или в кабине лифта. После срабатывания устройства происходит автоматическая остановка кабины лифта на заданной посадочной площадке. Если двери лифта имеют привод, то они открываются автоматически. На пассажирских лифтах каждый следующий вызов влечет за собой автоматическое закрыванию дверей лифта, в результате чего кабина лифта перемещается в соответствии с этим конкретным вызовом.

Башмак кабины лифты (противовеса лифта) - это устройство лифта, которое позволяет обеспечивать положение узлов лифта относительно направляющих.

Блок отклоняющий (отводной, направляющий) - это устройство лифта, позволяющее отклонять канат в нужном направлении.

Блочное помещение - это отдельное помещение, которое необходимо для установки блоков.

Буфер – это устройство лифта, предназначенное для амортизации, а также для остановки движущейся кабины лифта (противовеса) при переходе крайних рабочих положений.

Ввод лифта в эксплуатацию – это мероприятие, которое свидетельствует о готовности лифта к его использованию по непосредственному назначению, а также документально оформленное в установленном порядке.

Вводное устройство лифта - это электротехническое устройство лифта, предназначенное для подачи и снятия напряжения с питающих линий на вводе в лифт.

Вид управления лифта - это совокупность всех способов подачи команд управления при использовании лифта по его непосредственному назначению.

Винт - это нагруженный элемент, принадлежащий винтовому приводу лифта и имеющий наружную резьбу.

Вместимость кабины лифта - это расчетное количество пассажиров, которые размещаются в каине лифта, а также зависящее от полезной площади кабины лифта и/или номинальной грузоподъемности лифта.

Внутренне управление лифтом – это вид управления лифтом, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из кабины лифта.

Вызывной пост лифта – это кнопка, расположенная на каждом конкретном этаже здания и предназначенная для вызова лифтовой кабины.

Выключатель кабины лифта «СТОП» - это выключатель кабины лифта, который отключает электродвигатель лифта при нажатии на выключатель пассажиром или обслуживающим персоналом лифта.

Выравнивание – это операция, которая повышает точность остановок лифтовой кабины на каждом конкретном этаже.

Высота верхнего этажа – это часть лифтовой шахты, которая расположена между самой верхней посадочной площадкой, а также перекрытием шахты лифта.

Высота подъема лифта – это расстояние между уровнями нижней и верхней посадочных или погрузочных площадок лифта по вертикали.

Габариты шахты лифта (внутренние) – это внутренние размеры лифтовой шахты, в миллиметрах. Ширина шахты лифта х Глубину шахты лифта. Ширина лифтовой шахты определяется со стороны входа в кабину лифта.

Гайка рабочая – это нагруженный элемент винтового привода лифта, который имеет внутреннюю резьбу.

Гибкий тяговый элемент – элемент, представленный канатом, цепью или ремнем, на котором подвешена кабина лифта (противовес лифта) и который предназначен для передачи тягового усилия.

Гидравлический лифт – это лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.

Гидроагрегат лифта – это блок гидроустройств, который предназначен для создания потока рабочей жидкости под давлением, для регулирования потока, а также для контроля давления.

Гидроцилиндр лифта - это сборочный узел гидравлического лифта, который состоит из плунжера и цилиндра и приводимый в действие при помощи гидравлической жидкостью.

Грузовзвешивающее устройство лифта – это устройство лифта, которое необходимо для определения величины загрузки кабины лифта и значение которой подается в систему управления лифтом.

Грузоподъемность лифта - это наибольшая масса груза, которую сможет транспортировать лифт.

Грузоподъемность лифта номинальная – это наибольшая масса груза, для транспортирования которого рассчитано лифтовое оборудование.

Группа лифтов – это два или более лифтов, которые объединены системой группового управления и которые имеют общие этажные площадки или общие лифтовые холлы.

Групповое автоматическое управление лифтами – это автоматическое управление двумя и/или более лифтами, которое координируется при помощью системы диспетчерского управления лифтами и обеспечивает автоматическую отправку кабин лифтов.

Групповое управление лифтами - это система управления совместной работой двух и/или более лифтов.

Давление рабочее - это давление, которое измерено в цилиндре гидравлического лифта при подъеме лифтовой кабины с номинальной нагрузкой лифта и при номинальной скорости лифта.

Датчик пожарной опасности – это устройство безопасности лифта, которое позволяет исключить пользование лифтом во время пожара. Если поступает сигнал с этого датчика, то кабина лифта приезжает на самый нижний этаж и остается на нем, двери кабины лифта открываются.

Двери кабины (шахты) лифта телескопического открывания – это раздвижные двери кабины (шахты) лифта, створки которых движутся в одну стороны в параллельных плоскостях, при этом заходя одна за другую.

Двери кабины (шахты) лифта центрального открывания - это раздвижные двери кабины (шахты) лифта, створки которых движутся в разные стороны, при это движение их происходит в параллельных плоскостях.

Дверь кабины (шахты) лифта горизонтально-раздвижная - это дверь кабины (шахты) лифта, створки которой перемещаются в горизонтальном направлении.

Дверь кабины (шахты) лифта комбинированного открывания – это четырехпанельная или шестипанельная горизонтально-раздвижная дверь кабины лифта, которая объединена в пару из двухпанельных или трехпанельных телескопических створок дверей шахты лифта, при этом каждая их пар перемещается в противоположные направления от центра.

Дверь кабины (шахты) лифта – это часть конструкции, которая состоит из сплошных панелей, механизма открывания дверей и автоматического замка.

Доступность лифта для инвалидов – это доступность лифта, которая дает возможность для инвалидов перемещаться в пределах посадочных площадок перед лифтами, а также вызвать лифт, размещаться в нем и беспрепятственно перемещаться на необходимый этаж.

Заземление защитное лифтовой установки – это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Зануление лифтовой установки - это преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Заполнение кабины лифта – это количество пассажиров, находящихся в кабине лифта.

Зона выравнивания - это ограниченное расстояние ниже и/или выше посадочной площадки, в результате чего в пределах этого расстояния выравнивающее устройство может перемещать кабину лифта в направлении площадки.

Инженерный центр по лифтам – это экспертная организация, которая имеет все необходимые лицензии органов Госгортехнадзора России, а в список ее основных видов деятельности входят техническое освидетельствование, диагностирование, экспертное обследование, неразрушающие методы контроля металлоконструкций и другие виды деятельности по лифтам, за исключением технического обслуживания лифтов и ремонта лифтов.

Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия - это документ, который содержит сведения, необходимые для монтажа лифта, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи лифта и его составных частей в эксплуатацию.

Кабель подвесной лифтовой - это гибкий кабель между кабиной лифта и фиксированной точкой, который используется для подачи электропитания и сигналов, а также для обеспечения связи между кабиной лифта и шахтой лифта.

Кабина лифта – это часть лифта, которая несет нагрузку и состоит из платформы, рамы и ограждения, а также дверей и которая служит для размещения и подъема пассажиров и/или груза.

Канат безопасности лифтовой - это дополнительный лифтовой канат, который прикреплен к кабине лифта и который вызывает срабатывание ловителя, если происходит повреждении подвески.

Канат лифтовой - это гибкое изделие из стальной проволоки и волокон (синтетических или растительных) на котором подвешены противовес и кабина лифта и которое предназначено для передачи тягового усилия.

Капитальный ремонт лифта – это ремонт, который производится для того, чтобы устранить неисправности лифта при помощи замены или восстановления любых его частей, в том числе базовых.

Клапан «Запорный» - это двухходовой клапан, который управляется вручную, а также который пропускает или перекрывает поток жидкости в двух направлениях.

Клапан от разрыва – это клапан, который сконструированный для того, чтобы автоматически перекрывать поток жидкости, когда происходит снижение давления.

Команда управления - это команда, подаваемая пассажиром лифта или персоналом обслуживающим лифт в систему управления.

Комплект ЗИП лифта – это комплект запасных частей, инструментов, материалов, необходимых для ремонта и технического обслуживания изделий и скомплектованные с учетом предназначения и особенности использования лифта.

Концевой выключатель – это электрический выключатель, который устанавливается в лифтовой шахте и предназначается для управления движением лифтовой кабины или дверей лифта.

Лебедка лифта – это тяговый элемент лифтового оборудования, который состоит из электродвигателя и устройства, передающего механическую энергию от электродвигателя к канатоведущему шкиву и который обеспечивает движение лифтовой кабины.

Лебедка лифта барабанная – это редукторная приводная лебедка лифтового оборудования, у которой тяговое усилие создается при помощи жесткого крепления одного конца тягового элемента к барабану и наматывание его вокруг барабана при подъеме лифтовой кабины.

Лебедка лифта безредукторная – это тяговый элемент лифтового оборудования, который состоит из электродвигателя, при этом шкив привода и тормоз находятся на общем валу.

Лебедка лифта редукторная - это приводной механизм, в котором между электродвигателем и шкивом привода используется редуктор или иные устройства, которые обеспечивают передачу усилия на ведомое устройство.

Лебедка лифта с канатоведущим шкивом – это лифтовая лебедка, тяговое усилие которой создается при помощи трения тяговых элементов со шкивом.

Лебедка лифта со звездочкой – это лифтовая лебедка, тяговое усилие которой создается при помощи зацепления звездочки с тяговой цепью.

Лебедка лифта со шкивом или барабаном трения – это лифтовая лебедка, тяговое усилие которой создается при помощи трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

Лифт - это стационарный грузоподъемный агрегат периодического типа действия, который предназначается для подъема и спуска пассажиров и/или грузов в кабине лифта, которая движется по прямолинейным направляющим между двумя либо более посадочными площадкам и у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

Лифт больничный (пассажирский для зданий лечебно-профилактических учреждений) - это пассажирский лифт, конструкция которого предусмотрена для перевозки пациентов, обслуживающего персонала и медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях.

Лифт гидравлический – это лифт, который имеет электронасосный гидропривод поступательного движения.

Лифт грузовой без проводника – это лифт, который предназначен для подъема и спуска грузов без сопровождающего лица. Управление этих лифтов производится с этажных площадок. Находиться в кабине данного лифта могут только те лица, которые производят погрузочные и/или разгрузочные работы.

Лифт грузовой малый – это грузовой лифт без проводника, который предназначен для подъема и спуска грузов, у которого при ограниченных грузоподъемности, высоты и площади кабины исключается возможность входа человека в кабину при загрузке и/или разгрузке.

Лифт грузовой с проводником - это лифт, который предназначен для подъема и спуска грузов с сопровождающим лицом.

Лифт грузовой тротуарный – это лифт, у которого лифтовая кабина выходит из шахты лифта через специальный люк, расположенный в ее верхней части.

Лифт для транспортирования пожарных подразделений - это лифт, который оснащен системами управления, системами защиты и связи, которые обеспечивают перемещение пожарных подразделений на этажи зданий

/сооружений во время пожара.

Лифтер – это работник, который обслуживает лифтовое оборудование.

Лифтовое оборудование - это отдельные узлы, устройства и механизмы, которые входят в состав лифта.

Лифтовой холл – это помещение, на которое выходят двери лифта.

Лифт пассажирский - это лифт, основным назначением которого является подъем и спуск пассажиров.

Лифт скоростной – это лифт, скорость движения которого превышает средние величины.

Лифт электрический - это лифт, который имеет электрический привод.

Лицензия - это специальный документ, дающий разрешение на осуществление определенного вида деятельности с обязательным соблюдением всех требований и условий. Лицензии выдаются лицензирующим органом юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Ловители – это специальное устройство лифта, которое способствует торможению, остановке и удержанию кабины лифта (противовеса) на направляющих.

Ловители плавного торможения – это ловители, которые содержат упругий элемент (пружина), деформация которого определяет величину усилия, действующего на тормозной орган (клин, колодка).

Ловители резкого торможения – это ловители, которые не содержат упругий элемент.

Машинное помещение лифта – это специальное помещение для установки привода лифта (приводов лифтов) и другого, связанного с ним оборудования.

Модернизация лифта – это обновление и/или усовершенствование узлов и деталей лифта, которое проводится для восстановления полный или частичный срок работы лифта.

Монорельс – это устройство лифта, необходимое для подъема и перемещения подвешенного груза на крюке груза.

Монтаж лифта – это установка самого лифта и его конструкции на месте эксплуатации.

Надежность лифта – это способность лифта выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени.

Надзор федеральный в области безопасности промышленной - федеральный надзор, организуемый и осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

Направляющие кабины лифта (противовеса) – это устройство, которое определяет положение кабины лифта (противовеса) в шахте.

Наружное управление лифта – это разновидность управления, в результате которого команда управления на пуск лифта подается с этажных

площадок.

Номинальная грузоподъемность лифтового оборудования – это наибольшая масса груза, для транспортировки которого рассчитано лифтовое оборудование.

Номинальная скорость лифта - это скорость движения кабины лифта, на которую рассчитано лифтовое оборудование.

Ограничитель скорости лифта – это специальное устройство, которое служит для контроля над скоростью движения лифта и для приведения в действие ловителей в том случае, если скорость движения лифта превышает допустимой величину скорости движения лифта.

Ограниченный доступ в лифт – это доступ в лифт, который ограничивает движение кабины только теми вызовами, на подачу которых получено разрешение. В качестве средств для ограниченного доступа могут выступать кнопочные выключатели, устройство считывания карт, цифровой код и др.

Одиночное управление лифтом - это система управления работой одного лифта.

Основной посадочный этаж – это этаж, с которого отправляется и на который прибывает большая часть перевозимых лифтом пассажиров.

Панель управления кабиной лифта (пост управления лифтом) – это специальное устройство, которое расположено внутри кабины лифта и которое предназначено для управления и контроля движения кабины лифта. Это устройство состоит из кнопок, световых индикаторов, переключателей и информационных указателей.

Пассажир лифта – это лицо, которое совершает передвижения в лифте.

Пассажирский поток лифтовой – это численность людей, которые перемещаются между этажами в лифте за определенный промежуток времени.

Переговорные устройства лифтовые – это специальные устройства в лифте, которые обеспечивают двустороннюю связь между диспетчером и пассажиром лифта.

Плунжер гидроцилиндра лифта – это подвижная часть гидроцилиндра лифта, которая имеет длину, значительно превышающую диаметр и используется для перемещения кабины гидравлического лифта.

Подъемник - это грузоподъемный агрегат, предназначенный для подъема и спуска пассажиров и/или груза по вертикальной или наклонной траектории.

Подъемник (лифт) винтовой - это подъемник, у которого движение платформы (кабины) происходит при помощи перемещения вращающейся гайки относительно неподвижного винта или при помощи перемещения вращающегося винта относительно неподвижной гайки (передачи «винт-гайка»).

Подъемник (лифт) непрямого действия (канатно-гидравлический) – это гидравлически лифт, у которого плунжер или цилиндр соединяется с кабиной лифта или с каркасом кабины лифта при помощи подвесок (например, канатов или цепей).

Подъемник (лифт) прямого действия – это гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр напрямую соединяются с лифтовой кабиной или ее каркасом.

Подъемник (лифт) цепной - это подъемник, у которого движение платформы (кабины) происходит при помощи перемещения цепи вращающейся звездочкой.

Полезная площадь пола кабины лифта - это площадь пола кабины лифта, которая ограничена внутренними поверхностями стен и дверью или дверями кабины лифта.

Привод дверей лифта – это специальное устройство лифта, которое служит для открывания и закрывания дверей лифта.

Привод лифта – это специальное устройство, которое приводит лифт в движение.

Приказной пост лифта (приказная панель лифта) – это панель с кнопками, которая расположена в кабине лифта и при помощи которой происходит отправка пассажиров лифта на необходимый им этаж.

Приямок шахты лифта – это часть шахты лифта, которая расположена ниже уровня нижней посадочной (погрузочной) площадки.

Проектирование лифта - это разработка конструкторских документов, которые отдельно или в совокупности содержат все необходимые данные для изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта лифтового оборудования.

Противовес лифта – это специальное устройство лифта, которое уравновешивает массу кабины лифта и части полезного груза.

Рабочая скорость лифта - это фактическая скорость движения кабины лифта, значение которой может колебаться от номинальной скорости лифта в пределах 15%.

Рабочее освещение кабины лифта - это электрическое стационарное освещение лифтовой кабины, которое обеспечивает нормированную освещенность кабины лифта.

Рабочий режим работы лифта – это режим работы лифта, при котором подъем и спуск пустой кабины или кабины с грузом, масса которого не превышает грузоподъемности лифта, осуществляется с рабочей скоростью.

Рама кабины лифта - это металлический каркас, который несет кабину лифта и прикреплен к подвеске, на которую крепятся верхние и нижние башмаки и предохранительное устройство кабины лифта (ловитель), а также канаты подвески или плунжер гидропривода лифта. Этот металлический каркас может составлять единое целое со стенами лифтовой кабины.

Реечный привод лифта – это специальная силовая установка, которая осуществляет перемещение лифта при помощи ведущей шестерни кабины лифта, находящейся в зацепление с рейкой, установленной в шахте лифта (или на строительной конструкции).

Режим «перевозка пожарных подразделений» лифта - это установленная последовательность действий системы управления лифтом, которая предусматривает его работу под контролем и управлением пожарных.

Режим «пожарная опасность» лифта - это установленная последовательность действий системы управления лифтом, которая предусматривает принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание.

Режим «ревизия» (управление при инспекционном контроле) лифта - это управление, которое требует непрерывного нажатия на кнопку поста ревизии и которое используется при проведении монтажа лифта, диагностики лифтового оборудования, техническом обслуживании лифта, ремонте лифта, регулировки, инспекции и высвобождении пассажиров. При таком управлении лифт работает на скоростях не превышающих 0,75 м/с.

Режимы управления лифта - это совокупность функциональных возможностей работы лифта, которые обеспечиваются системой управления лифта.

Ремонт лифтового оборудования – это комплекс операций по восстановлению исправности и/или работоспособности лифта, а также восстановлению ресурсов лифта или его составных частей.

Сертификат соответствия - это документ, который удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, а также положениям стандартов или условиям договоров.

Система управления лифтом – это совокупность устройств управления лифтом, которые обеспечивают работу лифта в соответствии с заданной программой.

Скоростной лифт – это лифт, который движется с большой скоростью.

Скорость лифта номинальная - это скорость движения кабины лифта (м/с), на которую рассчитано оборудование лифта.

Скорость лифта рабочая - это фактическая скорость движения кабины лифта, которая может отличаться от номинальной скорости лифта не более чем на 15%.

Смешанное управление лифтом – это разновидность управления лифтом, при котором команда управления на пуск лифта подается не только из кабины лифта, но и с этажных площадок.

Собирательное управление лифтом - это смешанное управление лифтовым оборудованием, при котором после регистрации одной команды управления могут быть зарегистрированы и другие последующие команды, выполнение команд управления при этом происходит в соответствии с заданной программой.

Специализированная организация по лифтам - это организация, которая имеет технические средства и квалифицированных специалистов для осуществления соответствующего вида деятельности.

Специализированное предприятие по техническому обслуживанию и ремонту лифтов – это специализированная организация по лифтам, которая имеет в составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал и соответствующую материально-техническую базу.

Станция управления лифтом (контроллер) – это специальное устройство лифта, обрабатывающее вызовы с этажей и приказы из кабины лифта, перемещая тем самым кабину при помощи лебедки и останавливая ее на нужном этаже.

Стопорное устройство лифта - это специальное механическое устройство лифта, которое включается при остановке движущейся кабины вниз и которое удерживает ее в неподвижном положении в любой точке передвижения, чтобы исключить сползание лифтовой кабины.

Текущий ремонт лифта – это ремонт лифта, который проводится для устранения его неисправности, а также для поддержания эксплуатационных показателей.

Техническое обслуживание лифтов - это комплекс работ, которые выполняются для поддержанию исправности и работоспособности лифтового оборудования.

Точное выравнивание кабины лифта - это операция, которая выполняется после полной остановки лифта для того, чтобы произвести корректировку местоположения остановленной кабины при ее разгрузке и загрузке.

Точность остановки кабины лифта (точность остановки лифта) - это расстояние по вертикали, которое находится между уровнем пола кабины и между уровнем этажной площадки после того, как кабина лифта автоматически остановилась.

Указатели направления движения кабины лифта – это специальные лифтовые указатели, которые предназначены для индикации расположения лифтовой кабины, а также для наглядного наблюдения за движением кабины лифта.

Упор лифта – это специальное устройство лифта, которое служит для остановки непроизвольно снижающей кабины лифта и для ее удержания в стационарном положении на фиксированных упорах.

Установочный чертеж лифта – это специальный чертеж, согласно которому происходит установка и монтаж лифта.

Устройство безопасности лифта – это специальное устройство, которое служит для обеспечения безопасного пользования лифтом.

Устройство контроля слабины канатов лифта – это специальное устройство безопасности лифта, благодаря которому исключается пуск и движение кабины лифта при ослаблении или обрыве одного из несущих канатов (тросов) лифтового оборудования.

Устройство повторного открывания лифтовых дверей – это специальное электронно-механическое устройство на автоматических дверях, которое позволяет определить наличие препятствия и, соответственно, изменить движение лифтовых дверей путем их реверса.

Фартук лифта - это вертикально расположенная деталь лифта, вытянутая вниз от порога этажной площадки или входного проема лифтовой кабины.

Цепь безопасности лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит электрические устройства безопасности.

Цепь главного тока электродвигателя лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит элементы, необходимые для передачи электроэнергии электродвигателю.

Цепь силовая лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит элементы, предназначенные для производства или передачи части электрической энергии, а также ее распределения, преобразования в электрическую энергию с другими значениями основных параметров.

Цепь управления лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит элементы, предназначенные для приведения в действие электрооборудования и/или отдельных электрических устройств.

Шахта лифта – это пространство, внутри которого перемещается лифтовая кабина, и которое ограничено, чаще всего, дном приямка, потолком и стенами шахты лифта.

Ширина лифтового холла - это расстояние от передней стены лифтовых шахт до противоположной стены при однорядном расположении лифтов или расстояние между передними стенами шахт лифтов при двухрядном расположении лифтового оборудования.

Шкив лебедки лифта – это специальное колесо с канавками для каната или ремня, которое приводится в движение приводом - электродвигателем или редуктором, и которое осуществляет перемещение лифтовой кабины при помощи силы трения, которая возникает между его канавками и канатами подвески.

Шкив отводной лебедки лифта – это шкив лебедки лифта, который используется для отклонения канатов с целью их выравнивания с противовесом или в отдельных случаях с кабиной лифта.

Шкив двойной лебедки лифта – это шкив лебедки лифта, который используется для выполнения двойного обхвата шкива канатами подвески.

Экспертная организация – это организация, которая имеет лицензию Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Эксплуатация лифта – это стадия использования лифта, на которой происходит поддержание и восстановление качества лифта.

Электрический лифт – это лифт, который имеет электрический привод.

Электрическое устройство безопасности лифта – это специальное устройство лифта, которое обеспечивает безопасное пользование лифтом.

Лифт - разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.


История хранит первые упоминания о подъемных машинах еще со времен Архимеда, который изобретал устройства, позволяющие перемещать тяжелые грузы. Но свою практическую состоятельность и необходимость лифт приобрел в 1854 году на выставке в Нью-Йорке, когда американский инженер Э.Г. Отис продемонстрировал собственное изобретение устройства безопасности – ловители, позволяющие останавливать и удерживать подвижные элементы лифта при возникновении внештатных ситуаций. И, начиная с 1857 года, в Нью-Йорке появились первые пассажирские лифты-подъемники. В 1878 году был изобретен ограничитель скорости, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости. Благодаря изобретению Отиса появилась возможность строить небоскребы, что в те годы, когда численность населения нашей планеты неуклонно и быстро росла, было весьма актуально. Актуально это и сейчас.


По виду транспортируемых грузов лифты и шахты лифтов подразделяются:

  • Пассажирские. Допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта.
  • Грузовые. Для перевозки грузов с сопровождающим персоналом и только грузов, перевозка людей запрещена регламентом.
  • Грузопассажирские. Для транспортировки людей и грузов. Имеет увеличенную площадь пола и размер дверей.
  • Грузовые платформы. Для транспортировки грузов, материалов и оборудования.
  • Промышленные. Для установки в зданиях с запылённой, содержащей агрессивные газы, взрыво- и пожароопасной окружающей средой и для опасных производств.

По конструкции привода шахты лифтов подразделяются на следующие:

  • с электрическим приводом;
  • с гидравлическим приводом;
  • с пневматическим приводом.

В состав лифтовой системы входит непосредственно сама кабина лифта, а также противовес, гидроцилиндр и шахта лифта.


Кабина - часть лифта, несущая полезную нагрузку, служащая для размещения и подъема людей и/или груза. Состоит из платформы, рамы, ограждения и дверей.


Противовес - устройство для уравновешивания массы кабины и части полезного груза, а также обеспечивает тяговую способность.


Гидроцилиндр - сборочный узел гидравлического лифта, состоящий из цилиндра и плунжера и приводимый в действие гидравлической жидкостью.


В целях безопасности пользования лифтом, кабину лифта, противовес и гидроцилиндр помещают в шахту.


Шахты лифтов - полностью или частично огороженные места, простирающиеся от пола приямка (часть шахты лифта, расположенная ниже уровня крайней нижней этажной площадки) до перекрытия (часть шахты лифта, расположенная выше уровня крайней верхней этажной площадки, в которой размещаются электрические устройства, включающие механизмы безопасности и освещения, и контроллер). В ней перемещается кабина и, если есть, противовес. Она оборудована направляющими кабины и противовесами, дверями посадочных площадок, буферами или упорами в приямке. Буфера - устройства плавного замедления кабины за пределами нижнего расчётного положения кабины или противовеса. Устанавливаются в приямок на дне шахты.


По конструкции шахты лифтов подразделяют на глухие и приставные. В глухих шахтах ограждение выполняют со всех сторон; возводятся они, как правило, внутри здания. Шахты приставных лифтов возводятся снаружи здания и имеют сплошное ограждение, возможно и остекление, на всю высоту. Они относятся к металлокаркасным шахтам. Несущие конструкции каркаса крепятся к стене здания с помощью установленных в ней кронштейнов. Такие шахты применяются при реконструкции старых зданий малой этажности; также их возводят и во вновь строящихся зданиях.


Кроме того, шахты лифтов подразделяют на несущие, конструкции которых воспринимают все возникающие при работе лифтового оборудования нагрузки, и ненесущие, которые выполняют функции ограждения, а нагрузки полностью или частично передаются на элементы зданий.


В качестве строительных материалов для производства стен лифтовых шахт применяют полнотелый кирпич, бетон и железобетон.


В настоящее время в практике монтажа лифтовых установок используются три основных метода: поэлементный, укрупненными блоками и тюбинговый.


Поэлементный монтаж - это монтаж из отдельных деталей и сборочных единиц, собираемых в лифтовую установку непосредственно на месте монтажа. Поэлементный монтаж чаще всего применяется при перекрытой лифтовой шахте и машинном помещении, при замене или реконструкции старых лифтов, а также монтаже лифтов в малоэтажные здания.


Сборка укрупненными блоками - метод, при котором на заводе-изготовителе детали и сборочные единицы лифта предварительно собираются в укрупненные блоки, из которых монтируется лифтовая установка. Монтаж укрупненными блоками осуществляется строительным краном при неперекрытом проеме шахты лифта и неперекрытом машинном помещении.


Тюбинговый метод - это метод сборки отдельных частей лифтовой шахты из предварительно изготовленных объемных железобетонных элементов - тюбингов, в которых устанавливают часть оборудования лифта (как правило, это отрезок высотой в один проектируемый этаж). В тюбинге могут быть установлены: двери шахты лифтов, кронштейны крепления направляющих кабины и противовеса, некоторые элементы электрического оборудования шахты и др. Кроме шахтных тюбингов, могут быть изготовлены и заполнены лифтовым оборудованием тюбинги приямка и машинного помещения. Монтаж лифта тюбинговым методом осуществляется непосредствен¬но во время строительства здания с использованием строительного крана.

Шахты лифтов подразделяются на следующие типы конструкций:

  • ШЛ – шахта лифта;
  • П – пассажирский лифт;
  • ГП - грузопассажирский лифт;
  • 40 – грузоподъемность лифта 400 кг;
  • 63 – грузоподъемность лифта 630 кг;
  • С – противовес сзади;
  • П – противовес справа;
  • ШЛН - объемные блоки шахт лифтов (далее - блоки) нижние;
  • ШЛС - блоки средние (основные);
  • ШЛВ - блоки верхние;
  • ПЛ - плиты перекрытия над шахтами лифтов;
  • ПП - плиты пола приямка шахт лифтов;
  • ТЛ - тумбы под буферы кабин лифтов.