Риторика что дает подростку. Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила

С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Обычно задания по технике речи сводятся к требованиям типа прочитайте текст выразительно или прочитайте правильно слова , в то время как понятие “техника речи” более широкое и включает в себя практические навыки, приобретенные в процессе тренировок в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки и развития голоса и т.д.

Безусловно, вопросом постановки и развития голоса должен заниматься квалифицированный специалист, однако основы правильного произношения должны закладываться учителем-словесником.

Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.

1. Отработка произношения звуков и звукосочетаний

Упражнение 1

Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем темп чтения убыстряется. Необходимо следить за четкостью произношения:

  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.
  • Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
  • Бьет Пашка шапкой Трошкину шавку.
  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  • Во мраке раки шумят в драке.
  • У ежа ежата, у ужа ужата; не живут ежи, где живут ужи.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • Павка на лавке плетет лапти Клавке.
  • Сидит тетерев на дереве, тетерка с тетеревятами.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Упражнение 2

Усвоение смыслоразличительной функции звука. В каждой загадке спрятались два слова, разных по смыслу, но близких по звучанию. Нужно только один звук (букву) заменить другим. Найдите разгадку:

С “к” я в школе на стене –
Горы, реки есть на мне.
С “п” - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (карта – парта)

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но “к” на “ц” перемени –
И по болоту зашагаю. (капля – цапля)

С “п” я в доме, с “в” я в поле,
С “м” я в море, с “г” - в футболе,
С “к” вбивают, с “т” взрывают,
С “д” долину называют. (пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол)

С “б” мучительной бываю,
С “м” одежду пожираю,
С “р” актеру я нужна,
С “с” для повара важна. (боль-моль-роль-соль)

Конечно же, загадка эта
На первый только взгляд сложна:
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна. (Уран – Иран)

В заключение следует сделать вывод, так ли уж важна четкая артикуляция звуков.

Упражнение 3

А) Отработка звука Р:

Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит,
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко!
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил!

Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков

(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?)

Попробуем “картавить”: произнесем вместо звука Р звук Л. Сохранится ли звуковой образ грозы?

Почему в конце стихотворения звук Р встречается меньше, а звук Л – чаще?

Б) Отработка звука Л:

Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: “Ура! Вперед!”
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой.
Что мне волны! Самый полный! –
Не сдается рулевой.

Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков.

(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?) Выписать слова с этими звуками в две группы:

Где этот звук произносится твердо

Где этот звук произносится мягко

Есть ли взаимосвязь между артикуляцией и образностью речи?

В) Отработка звуков С и Ш:

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим, кружась, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Случайно ли, что в этом стихотворении так много звуков С и Ш? Какой звуковой образ создают эти звуки? Усиливает ли этот звуковой образ многократно повторяющийся звук Х?

Г) Отработка звука В:

Приятно было Ване в ванне,
Но сломался кран у ванны.
Чтобы новый кран ввернуть,
Мастера пришлось вернуть.
Долго кран пришлось винтить
Чтобы намертво ввинтить.

Обратите внимание на долгий и короткий звук В. Как на письме изобразить долгий звук В? Записать слова с одной и удвоенной буквой В.

Д) Отработка парных звуков: Ш - Ж, З – С, Г – К:

Пешком шагали мышки по узенькой дорож ке
От деревушки Пешки до деревушки Лож ки.
А в деревушке Лож ки у них устали нож ки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорож ке, и щелкали орешки –
От деревушки Лож ки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близ ко, когда идешь обратно.
А на пушистой киске и мяг ко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвез ти?!

Обратить внимание на подчеркнутые буквы. Какие звуки мы произносим? Какой орфоэпический закон “заставляет” нас делать это? Сколько звуков Ш в этом тексте? Сколько звуков С в этом тексте?

Попробуем говорить “по писаному”: лоЖки, ноЖки…

Самостоятельная работа

Наблюдение над гласными и согласными звуками в стихотворном отрывке:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Какие гласные и согласные звуки рисуют картину бури? Как нужно читать это стихотворение? Какое настроение возникает?

Примечание: эти задания могут быть предложены для индивидуальной работы тем учащимся, у которых есть недостатки в произношении того или иного звука.

Работа над интонацией

Упражнение 1

Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

  • Правда дороже золота.
  • Веселье делу не помеха.
  • Смерти бояться – на свете не жить.
  • Без труда нет добра.
  • Старинная пословица не мимо молвится.
  • Родина краше солнца, дороже золота.

Упражнение 2

Произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания? Какова роль интонации в нашей речи?

  • Не ищи красоты – ищи добра.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Умный молчит, когда дурак кричит.
  • Голова без ума что фонарь без огня.
  • Была бы голова, будет и борода.
  • Без крыльев и птица – ком.

Упражнение 3

Изменить логическое ударение, т.е. выделить голосом различные слова в предложении.

Люблю грозу в начале мая.

Как меняется смысл высказывания?

Люблю (не люблю)

Грозу (дождь, солнце)

В начале (в середине, в конце)

Мая (апреля, июня, сентября)

Упражнение 4

Белая береза под моим окном.

Построить вопросительное предложение так, чтобы на него можно было ответить:

-) да, белая. -) да, береза. -) да, под моим. -) да, под окном.

Определить роль интонации в речи.

Упражнение 5

Произнести фразу с разной интонацией: с восторгом, сомнением, презрением, гневом, равнодушием.

Ни слова не меняя в этой фразе, меняем ли мы смысл сказанного? При помощи чего мы этого добиваемся?

Какой ты молодец.

Упражнение 6

Сочинить небольшой рассказ, в основе которого была бы использована пословица или скороговорка. В тексте пословица (скороговорка) должна прозвучать трижды с разными интонациями: вопросительной, восклицательной, утвердительной. Подготовить рассказ для чтения в классе.

Примечание: это упражнение может быть предложено учащимся при изучении типов речи (описания, повествования, рассуждения).

Упражнение 7

Отработка фразового ударения. Выделением того или иного слова изменить смысл высказывания. Дано предложение:

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести это предложение как утверждение. Какое слово мы при этом выделим голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если мне нужно подчеркнуть, что это мое мнение, а не чье-либо, то какое слово я выделяю голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если важно подчеркнуть, что другом является именно этот человек, а не какой-либо другой?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести эту фразу так, чтобы не возникло сомнений, кому именно этот человек является другом.

Я думаю, что ты мне друг

Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы учащимся предлагается ролевая игра. Модулируется ситуация. Например, разговаривают два доброжелательно настроенных приятеля. Или: один провинился перед другим и старается загладить вину. Или: один из них относится к другому свысока. Или: первый старается заинтересовать другого.

Вариант самостоятельной работы:

У Экзюпери Маленький Принц произносит слова: “Нарисуй мне барашка!”

Фразу произнести как:

  • Нейтральную просьбу
  • Настоятельную просьбу
  • Настоятельное требование
  • Мягкую просьбу

Попробуйте произнести эти слова как приказ, как угрозу. Почему Маленький Принц не произносил эту фразу как приказ или как угрозу?

Упражнение 8

Обнаружение интонационного рисунка поэтического произведения. Используя произвольное сочетание звуков (бормотание), воспроизвести интонацию стиха. Для чтения и анализа может быть использовано стихотворение из учебника “Литература” (5 класс).

После того как учащиеся увидели интонационный рисунок произведения, текст читается выразительно вслух (можно предложить выучить наизусть).

Упражнение 9

Обработка темпа речи.

“В понятие темпа речи входят:

  1. быстрота речи в целом;
  2. длительность звучания отдельных слов;
  3. интервал и длительность пауз” (Поль Сопер, с.155)

Темпы речи зависят от ситуации общения, от жанра выступления. “Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет более быстрая речь в напряженных или связанных душевным волнением положениях. Никто не скажет: “Ваш дом в огне!” - медленно, если говорит об этом всерьез. Но даже здесь соответствующая выразительность замедляет темп по сравнению с беседой на случайные темы” (Поль Сопер, с. 159) Среди нарушений темпа речи П. Сопер называет торопливость речи, вялость речи, неуверенную, вымученную речь. (Поль Сопер, с.170 – 171)

Познакомив учащихся с этими наблюдениями, можно предложить им принять участие в конкурсе дикторов. Для этого необходимо отработать правильный темп речи. По требованию русского языка дикторская речь должна быть четкой, выразительной и протекать в определенном ритме.

(70 – 80 слов в минуту)

Текст для чтения

Вы, конечно же, знаете, что выражение ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ означает “прочитать от начала и до конца”. А знаете ли вы, как возникло это выражение?

У старых книг переплеты были массивные. Их делали их целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность. После чтения такая книга запиралась на застежки.

А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко – кричал во всю Ивановскую.

3. Работа над коррекцией диалектного произношения

При работе над правильным произношением учитель-словесник не должен забывать о том, что “ литературный язык, ведущая форма национального русского языка, не изолирован от территориальных разновидностей последнего – местных говоров. Языковая интуиция множества людей и конкретные исследования литературной речи отдельных территорий позволяют с уверенностью утверждать, что носители литературного языка из Москвы и Екатеринбурга, Красноярска и Воронежа говорят неодинаково.

(Кржижановская, Матвеева, с 55 – 56) Поэтому, как утверждают ученые, можно говорить о региональном варьировании литературного языка – это явление, ослабляющее, расшатывающее единую литературную норму, но не разрушающее статус литературности. Диалектный вариант литературного языка создается незначительными отклонениями от образцовой нормы, обусловленными речевой средой определенной территории, но качественно или фундаментально отличными от просторечных явлений”. (Там же с.56) Далее авторы статьи перечисляют наиболее характерные фонетические регионализмы на Урале, к числу которых относятся:

  1. неполное оканье, или стертое оканье – общеуральская произносительная черта. “Призвук 1о1, создающийся за счет лабилизации безударного гласного непереднего ряда после твердых согласных, в уральской литературной речи очень распространен как в первом безударном слоге, так и в других безударных позициях (там же, с. 58);
  2. Неполное еканье, т.е. “ преобладание качественных характеристик фонемы 1е1 в безударном положении после мягких согласных на месте 1и1 (там же, с. 58);
  3. “особенно яркая региональная черта – это растяжка заударных гласных. В абсолютном конце словоформы безударный гласный нередко не уступает по длительности ударному. За счет явления многоударности создается нерельефное, однообразное слово, в котором ударный слог теряется среди безударных и общий ритмический рисунок отклоняется от образцово-литературного. Многоударность сказывается и на синтагменном уровне, лишая фразу цельного интонационного рисунка, затушевывая синтагматическое ударение, сообщая отрезку речи однородность и тяжеловесность” (там же, с.59).

Из изложенного выше вытекает задача, которую учитель русского языка уральской школы должен постоянно держать в центре внимания, работая над искоренением фонетических регионализмов.

Можно выделить два направления в интересующей нас проблеме:

  • во-первых, развитие фонетического слуха учащихся,
  • во-вторых, индивидуальная система упражнений по устранению фонетических регионализмов.

Упражнение 1

Целью данного упражнения является наблюдение учащихся за проявлением региональной окраски в речи уральцев.

Для этого нужно познакомить пятиклассников с особенностями уральского произношения и предложить долговременное задание: выделить в речи товарищей, а также окружающих особенности произношения (без учета дефектов речи: заикания, нечеткой модуляции звуков, немотивированного непроговаривания отдельных слогов и т.п.), отличные от произношения дикторов центрального радио и телевидения. Наиболее яркие примеры записать на карточку.

Упражнение 2

Работа над устранением неполного оканья.

Для этого необходимо снять излишнее огубление безударного гласного 1о1. Растянуть губы в улыбке и в среднем темпе прочитать слова:

ВОДА, ХОРОШО, ПОМОГАТЬ, ПОЕЗДКА, ПОТОМ, ВОДОРОСЛЬ,

ДОРОГА, ВОРОТА, ПОХОД, МНОГО, ВОЗМОЖНОСТЬ, МОРОЗНЫЙ, КОЛОСОК, ГОЛОВА, ГОЛОСОК, ПОРОШОК, ГОРОШЕК, МОЛОТОК, КОЛОБОК, КОРОНА, КОРОБКА.

Для чтения предлагаются слова, при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы:

ДосУг, звонЯт, договОр, приговОр, зАговор, благоволИть и т.д.

Упражнение 3

Работа над устранением многоударности.

  1. двусложные слова: долго, поле, зелень, небо, мама, возраст, тени -
  2. слова с ударение на первом слоге;
  3. играть, клубок, поход, земля, читать, пятак, листок – слова с ударением на втором слоге;
  4. газета, малина, крапива, ударный, возможность, веточка, крупные – трехсложные слова;
  5. характерно, многократно водоросли, непременно, понедельник, запятая, засмеяться – четырехсложные слова;
  6. чередование, выражение, государственное, литературная – многосложные слова.

Следует оговориться, что работа над устранением фонетических регионализмов представляет определенную сложность в связи с тем, что тема недостаточно исследована в теоретическом и практическом аспектах, не выработано достаточное количество апробированных и надежных методик, позволяющих устранить недостатки произношения.

4. Работа над акцентированием

В литературной речи “важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали”. (Голуб, Розенталь, с.176)

Задания по нормативному произношению пронизывают весь курс русского языка. В своих занятиях мы стремимся упорядочить, систематизировать знания орфоэпических норм учащихся. С этой целью нами использовались так называемые “орфоэпические разминки”.

Упражнение 1.

Каждый урок начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы.

  1. Вечерами мы с мамой любим домовничать.
  2. Звонят – откройте дверь.
  3. Медальон на тоненькой цепочке.
  4. Мы разговаривали до самого аэропорта.
  5. Я бегло посмотрел каталог.
  6. Большой урожай свеклы.

Упражнение 2

Объяснить, какую роль играет ударение в приведенных парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям.

рУки – рукИ, языкОвая – языковАя, пОлки – полкИ,

прОпасть – пропАсть, стрУны – струнЫ, парИть – пАрить,

моЮ – мОю, крУжки – кружкИ, хлОпок – хлопОк.

Упражнение 3

Самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения. Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чес вызваны эти отклонения от норм.

Упражнение 4

Это упражнение направлено на развитие внимания к произносимому слову. Сколько слов записано?

ПозднЕе (пОзднее), глазки, плачу, города, острота, дела, стрелка, слова, косы, пяток, свечи, сорок, паром, синее, рассыпать.

Упражнение 5

Игра “Четвертый лишний”

Можно предложить учащимся самостоятельно составить подобную цепочку слов.

  • монолог, диалог, каталог, филолог
  • связала , взяла, приняла, начала.
  • баловать, нефтепровод, недуг, средства.

Упражнение 6

Из орфоэпического словаря выбрать 10 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе.

Упражнение 7

Из орфоэпического словаря учащиеся самостоятельно выбирают

10-15 слов, выписывают их на курточку и предлагают классу:

  • списать (предварительно эти слова записываются на доске) и расставить ударения;
  • прочитать записанные на доске слова и составить с ними словосочетания или предложения.

Упражнение 8

Провести конкурс дикторов. Каждому выступающему предлагается прочитать текст на 1-2 минуты. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.

Система упражнений по речевому тренингу может быть дополнена сообщениями учащихся о великих ораторах человечества, об их работе над исправлением недостатков речи, дикции.

Заключение

Учить выразительной, убеждающей речи, учить искусству общения надо постепенно и методично, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы.

В своей работе мы попытались представить один аспект, одну техническую разработку, затрагивающую правильное произношение. Как нам кажется, именно такой ступенчатый, дифференцированный к одному из разделов курса русского языка дает возможность сформировать навыки чистой, корректной речи. В дальнейшем же необходимо затрагивать уже другие аспекты работы над правильностью, богатством речи, логичностью изложения, смысловой нагрузкой речи, мотивированностью лексики и интонации речевого построения.

Список использованной литературы

  1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М.: Наука, 1991.
  2. Брезгина М.П. Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 1993.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  4. Голуб И.Э., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.: Наука, 1989.
  6. Ерофеева Т.И. Опыт исследования речи горожан (территориальный, социальный и психологический аспекты). – Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1991.
  7. Иртлач С. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. – Л.: 1978.
  8. Кохтеев Н.Н. Основы ораторской речи. – М.: Издательство МГУ, 1992.
  9. Кохтеев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994.
  10. Крыжановская О.Д., Матвеева Т.В. Фонетические регионализмы в литературной речи на Урале и пути их устранения при подготовке актеров (Живая речь уральского города). – Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1988.
  11. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). – М.: 1994.
  12. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.
  13. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М.: Наука, 1988.
  14. Стернин И.А. Культура общения. Программа для учащихся 8 – 11 классов средних учебных заведений. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1993.
  15. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.
  16. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу “Основы речевой культуры и стилистики”. – Симферополь: Таврия, 1993.
  17. Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык. – М.: Молодая гвардия, 1976.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства - предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike ), и означает дословно «ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое . Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь » - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Дикция, часть первая.

Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Найдите пробку, она вам сейчас понадобится.

Ниже даны строки, каждую из которых следует произносить вслух на одном дыхании. Первый раз строчку надо прочитать медленно, второй раз шёпотом, третий раз с пробкой, четвертый раз без пробки с нормальной скоростью, пятый раз быстро.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ
3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ
4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫ, ГБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ
7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ
9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ
10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫ,РЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ
12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ
13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ
15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ
16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ
18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫ, ТФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮ
19. ТКПИ, ТКПЭ, ТКПА, ТКПО, ТКПУ, ТКПЫ, ТКПЕ, ТКПЯ, ТКПЁ, ТКПЮ
20. КПТИ, КПТЭ, КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЫ, КПТЕ, КПТЯ, КПТЁ, КПТЮ
21. КТПИ, КТПЭ, КТПА, КТПО, КТПУ, КТПЫ, КТПЕ, КТПЯ, КТПЁ, КТПЮ
22. ГДБИ, ГДБЭ, ГДБА, ГДБО, ГДБУ, ГДБЫ, ГДБЕ, ГДБЯ, ГДБЁ, ГДБЮ
23. ДБГИ, ДБГЭ, ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЫ, ДБГЕ, ДБГЯ, ДБГЁ, ДБГЮ
24. ДГБИ, ДГБЭ, ДГБА, ДГБО, ДГБУ, ДГБЫ, ДГБЕ, ДГБЯ, ДГБЁ, ДГБЮ
25. РЛМИ, РЛМЭ, РЛМА, РЛМО, РЛМУ, РЛМЫ, РЛМЕ, РЛМЯ, РЛМЁ, РЛМЮ
26. ЛМРИ, ЛМРЭ, ЛМРА, ЛМРО, ЛМРУ, ЛМРЫ, ЛМРЕ, ЛМРЯ, ЛМРЁ, ЛМРЮ
27. ЛРМИ, ЛРМЭ, ЛРМА, ЛРМО, ЛРМУ, ЛРМЫ, ЛРМЕ, ЛРМЯ, ЛРМЁ, ЛРМЮ
28. ЖЛРИ, ЖЛРЭ, ЖЛРА, ЖЛРО, ЖЛРУ, ЖЛРЫ, ЖЛРЕ, ЖЛРЯ, ЖЛРЁ, ЖЛРЮ
29. ЛРЖИ, ЛРЖЭ, ЛРЖА, ЛРЖО, ЛРЖУ, ЛРЖЫ, ЛРЖЕ, ЛРЖЯ, ЛРЖЁ, ЛРЖЮ
30. ЛЖРИ, ЛЖРЭ, ЛЖРА, ЛЖРО, ЛЖРУ, ЛЖРЫ, ЛЖРЕ, ЛЖРЯ, ЛЖРЁ, ЛЖРЮ
31. МНЛИ, МНЛЭ, МНЛА, МНЛО, МНЛУ, МНЛЫ, МНЛЕ, МНЛЯ, МНЛЁ, МНЛЮ
32. НЛМИ, НЛМЭ, НЛМА, НЛМО, НЛМУ, НЛМЫ, НЛМЕ, НЛМЯ, НЛМЁ, НЛМЮ
33. НМЛИ, НМЛЭ, НМЛА, НМЛО, НМЛУ, НМЛЫ, НМЛЕ, НМЛЯ, НМЛЁ, НМЛЮ
34. ТЧФИ, ТЧФЭ, ТЧФА, ТЧФО, ТЧФУ, ТЧФЫ, ТЧФЕ, ТЧФЯ, ТЧФЁ, ТЧФЮ
35. ЧФТИ, ЧФТЭ, ЧФТА, ЧФТО, ЧФТУ, ЧФТЫ, ЧФТЕ, ЧФТЯ, ЧФТЁ, ЧФТЮ
36. ЧТФИ, ЧТФЭ, ЧТФА, ЧТФО, ЧТФУ, ЧТФЫ, ЧТФЕ, ЧТФЯ, ЧТФЁ, ЧТФЮ

Если вы думаете, что этим упражнением над вами издеваются – вы думаете правильно. Но если вы думаете, что только в этом и заключается смысл этого упражнения – вы заблуждаетесь. Оно по-настоящему и очень эффективно. ЧТФЁ, ЧТФЮ.

Желательно делать его каждый день месяца два подряд.

Дикция, часть вторая.

Отчётливо и ясно произносим вслух всё то безобразие, что напечатано ниже.

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг

ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд

фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды

си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды

ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу

хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Дикция, часть третья.

Скороговорки. Можно произносить их с пробкой во рту, можно без. Хоть они и скороговорки, но читать их следует медленно, выговаривая каждый звук максимально чётко. Не забывайте открывать рот на гласных и обращать внимание на конечные слоги слов.

Скороговорки на отработку звуков б, п, в, ф, г, к, д, т, х:

Добыл бобов бобыль. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. Ткёт ткач ткани на платке Тани. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. В один, Клим, клин колоти. Стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У ёлки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. У нас гость унёс трость. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. К Габсбургам из Страсбурга. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хвалю халву.

Скороговорки на отработку звуков р, л, м, н:

Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Король – орёл. Курьера курьер обгоняет в карьер. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Гонец с галер сгорел. Идти на рать, так бердыш брать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Во мраке раки шумят в драке. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Город Нерль на Нерли-реке. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. А мне не до недомогания.

Скороговорки на отработку звуков с, з, ш, ж, ч, щ, ц:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. Но семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Четверть четверика гороха без червоточинки. Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом. Константин констатировал. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Яшма в замше замшела.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три-буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается.

Хейнц Кюн

Есть ораторы выдающиеся, а есть - посредственные. Можно быть компетентным и талантливым оратором, но при недостаточной подготовке к докладу, все способности сводятся на нет, а выступление может оказаться серым, вялым и никого не впечатлит.

Поэтому никогда менеджеру или торговому агенту не стоит сбрасывать со счетов практические упражнения по риторике. Хорошая речь и впечатляющее выступление — это не продукт хаотичного вдохновения или спонтанной импровизации.

Это плод кропотливой подготовки. Только так менеджер может стать гениальным оратором, поднявшимся над уровнем рутины и посредственности. Из всего вышесказанного вытекает замечательное правило: работе над докладом нужно выделять время. Второе же правило подразумевает систематичность.

Выдающаяся речь — это не результат некого озарения, вспышки чувств, эмоций и мыслей, вылитых в слова и предложения. Без систематического и регулярного труда над речью, докладами и выступлениями — менеджер или торговый агент рискует потерять впустую массу драгоценного времени. А время в нынешний век - это деньги.

Поэтому необходимо постоянно тщательно прорабатывать материал, оттачивать готовый текст, внимательно относиться к деталям, подмечая каждую мелочь. Именно такой подход предполагает серьезная наука риторика, задания и упражнения по развитию памяти, речи при подготовке доклада должны быть регулярными и постоянными. Только так можно взойти на вершину ораторского олимпа.

Сама по себе подготовка доклада или выступления — труд творческий. А всякое творчество подразумевает и некоторые муки рождения в поисках вдохновения и нужного слова. Но чем большие муки творчества проходит автор, тем большую радость созидания получает.

Недаром известный ученый Эдисон полагал, что изобретение состоит из 99 процентов пота и всего лишь из 1 процента вдохновения. В риторике это суждение полностью справедливо для работы над ораторской речью.

Практикой выработаны некоторые общие ключевые моменты подготовки выступления, которые можно изложить в десяти поэтапных шагах.

Сбор материала

Материал всегда собирается с учетом перспективы. То есть, не нужно ограничиваться одной ближайшей темой выступления. Может так случиться, что встретившийся факт или ожившая фраза пригодятся в каком-нибудь, пусть не ближайшем, но далеком будущем.

Поэтому расширение знаний и сбор информации — неотъемлемая часть деятельности менеджера, как оратора. Изучение справочной и специальной литературы, книг, газет и журналов, энциклопедических словарей и словарей по различным областям, будь то философия, экономика, политика, техника, толковых словарей и пополнение словарного запаса иностранных слов. В источниках материала в сегодняшний век недостатка нет.

При сборе материала следует сразу делать разграничение между чужим и собственным. Например, собственные мысли менеджер может помечать особым образом: подчеркивание, скобки, квадратные скобки, выделение. Есть полезная практика фиксировать собранный материал в каталожных карточках.

Оформляя материал, обязательно следует оставлять место для того, чтобы потом можно было вносить изменения и дополнять текст. Различными цветами (цветными маркерами) можно выделять главное и важное в тексте речи.

Собственные мысли, суждения, озарения, заметки занимают немалое место в общем процессе сбора материала. Но есть одно но... они всегда приходят внезапно. Они не стучатся, не просят войти, они просто врываются и все, и что самое печальное, так же быстро и внезапно исчезают. Поэтому важно ловить момент.

А инструментами, которые позволяют ловить эти самые полезные, но «шустрые», мысли являются блокнот и ручка. Все очень просто. Важная рекомендация для менеджера: всегда иметь при себе ручку и блокнот для заметок, куда будут вноситься важные и интересные моменты наблюдений и размышлений. Впоследствии записи сослужат неоценимую службу, помогут из сырого материала сформировать рукопись.

Сформировать последовательный и логичный текст из хаотичного набора различных заметок поможет еще и такая важная деталь как идея. Иными словами, у текста речи или доклада должна быть центральная мысль, идея, цель, которую автор желает донести до слушателя. Именно ею нужно руководствоваться при отборе материала для доклада. Здесь настает время поговорить о втором шаге подготовки.

Отбор материала

Отбор и последующая организация собранного материала в стройную, ясную, четкую структуру — важная часть работы над выступлением. Для этого менеджеру стоит вновь и вновь просматривать свои заметки, записи, выделять главное, вычеркивать второстепенное. Надо отметить, что последнее сделать довольно трудно. Уметь выбрасывать — это, пожалуй, настоящее искусство и одна из сложнейших частей в организации текста.

Избыток материала никогда не будет полезным для речи. Менеджер постоянно должен задаваться вопросом: «Какова главная цель выступления? Что нужно достичь? На что направлена речь? К какому итогу должна привести? На данном этапе отбор становится еще строже. Так как постоянно идентифицируется с темой речи. И при малейшем несоответствии — лишнее убирается.

«Инкубационный период» или время обдумать материал

Теперь материал упорядочивается, уточняются данные, проверяются факты. И не только. Это время, когда менеджер, как автор речи, «живет» ею, пропитывается ею. Он находится в постоянном размышлении о ней и о будущих слушателях, все время, спрашивая себя: «Для чего эта речь? Что я должен сказать? К чему направить?»

Главная мысль прогоняется в разуме менеджера, как спектакль на сцене. Так происходит осознание. При этом для более плодотворного рабочего процесса и достижения результата нужно выделять для работы то время, в которое работается легче и лучше всего. Надо отметить, что у каждого человека это время индивидуально и зависит от климатических условий, особенностей организма и т. д.

Очень хорошим упражнением для осознания является чередование состояний. Текст прочитывается, потом автор размышляет над ним «про себя», слушает молча, сосредотачиваясь на прочитанном. А затем произносит вполголоса основные мысли. Таким образом, ключевые моменты речи падают внутрь оратора.

Вдобавок полезно вновь и вновь кратко формулировать главные мысли выступления в кратких законченных фразах. Таким образом, менеджер добивается оттачивания деталей, выделения ключевых слов и появления связок в речи.

Первичная редакция речи

На начальном этапе она подразумевает выделение всех ключевых элементов, фраз, начало работы над стилистическим оформлением текста, вступлением и заключением.

Словесное стилистическое оформление

Ориентируясь на ключевые слова, менеджер вновь и вновь находит новые формулировки, проговаривает их, выращивая «мясо» на каркасе конспекта.

Работа над вступлением и заключением, шлифовка

Следует доводить до совершенства все детали и мелочи, шлифовать, наводить глянец в речи. Взвешиваются факты, проверяются аргументация, связки и основные положения.

Окончательная правка риторической речи

Такая редакция предполагает сокращение фраз. Менеджеру необходимо постараться «уместить» слишком длинные предложения в одну строку. Порой, у ораторов в речи настолько длинные предложения, что они забывают о том, что было в начале, когда доходят до конца предложения. Таким образом, менеджеру нужно еще раз пробежаться по речи и сделать ее упорядоченной, легко читаемой и, самое важное, — лаконичной.

Мысленное освоение

Необходимо стараться усвоить доклад в памяти, взяв в качестве опоры ключевые слова. Здесь можно использовать два момента:

  • запоминание основных мыслей и высказываний;
  • воспроизведение структуры или плана выступления.

Запомнить конспект доклада поможет многократное его чтение и пересказ, т. е. словесное формулирование. В свободное время в любом месте: в очереди, в автобусе, в дорожной пробке необходимо мысленно проговаривать речь, придерживаясь ее плана.

Пробное произнесение речи

Чтобы текст речи усвоился более полноценно, менеджер может:

  • мысленно прокрутить конспект в обратном направлении, отслеживая связи между главными частями;
  • произнести речь без слов, молча, про себя, в голове.

В риторике речь должна быть естественной, она не должна «застывать» на устах говорящего. Поэтому еще и еще раз менеджеру следует выполнять упражнения по риторике, пока он не добьется совершенства.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.