Растительный и животный мир земли. Растительный мир, или флора земли

Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) - одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения. Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа - учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой. Как выразился сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке Джоэл Кракрафт (англ. Joel Cracraft), «мы выполнили великолепную работу по классификации организмов размером с муху и крупнее, однако более мелкие формы до сих пор остаются малоизученными». Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287 655 различных видов растений, среди них около 258 650 цветковых, 16 000 мхов, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей Растения являются объектом исследования ботаники.

Фитоценоз - растительное сообщество, характеризующееся относительной однородностью видового состава, определяемого преимущественно условиями местообитания, и относительной обособленностью от других сообществ, состоящее из ценопопуляций, связанных отношениями дифференциации экологических ниш и интерференцией, находящееся в условиях относительно однородных условий местообитания и способное к самостоятельному существованию.

Фитоценоз - устойчивая естественная группировка видов растений в пределах одного биоценоза.

Фитоценоз отграничен от других подобных группировок условно самостоятельным круговоротом веществ.

Фитоценоз образует собственную внутреннюю среду: фитоклимат и др.

Фитоценоз характеризуют определенный видовой состав, жизненные формы, ярусность, частота встречаемости видов, размещение, внешний вид, жизненность, сезонные изменения, развитие.

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы CO2 и выделяют O2. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая O2, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растения - основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

70. Животный мир Земли. Ареалы. Эндемики и космополиты, интродуценты.

Живо́тные (лат. Animalia или Metazoa) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

Животный мир - исторически сложившаяся совокупность животных всей Земли или ее произвольно выбранной части. Животный мир составляют сообщества диких животных, обитающих в естественных условиях на суше, в воде, почве и постоянно или временно населяющих определенную территорию или акваторию.

Ареал вида - область географического распространения особей определенного вида вне зависимости от степени постоянства их обитания.

Ареал вида - зона, ограниченная географическими точками более или менее постоянной регистрации его особей.

Эндемик - систематическая категория живых организмов, относительно ограниченных в своем распространении небольшой географической областью. Эндемик может иметь виды, роды, семейства, отряды и классы. Особенно богаты эндемиком изолированные географические и экологические участки земного шара: озера, острова, горные страны.

Космополит - для морских растений и животных космополит - вид, обитающий во всех океанах.

Космополит - для сухопутных растений и животных космополит - вид, обитающий на всех жизнепригодных континентах.

Растительный мир Земли разнообразен и удивителен, а флора встречается повсюду – как на морском дне, так и на суше, как под землёй, так и высоко в горах, начиная от экватора и заканчивая Арктикой или Антарктидой. Растения являются чрезвычайно живучими организмами, способными приноровиться выживать практически в любых условиях (например, среди водорослей есть виды, которые великолепно себя чувствуют среди льдов, а есть, которые можно встретить только возле кипящих фонтанов).

При этом растительный мир на окружающую среду влияет настолько сильно, что если бы флора не существовала, то жизни на Земле попросту не было бы. Во-первых, учёные уже давно доказали, что если бы не фотосинтез растений, на Земле никогда бы не появился кислород.

Кроме того, именно растительный мир является естественной средой обитания как животных, так и человека, обеспечивая их не только пищей, но и сырьем, из которого изготавливают разные технологические и строительные материалы, топливо, лекарства. Флора не только напрямую, но ещё и косвенно, принимает активное участие в образовании почвы.

Растения нашей планеты

Разнообразие растительного мира, без сомнения, дало возможность использовать флору повсеместно. Никто не может точно сказать, сколько именно видов растений существует на нашей планете, поскольку с каждым годом их количество увеличивается. Вместе с тем, кое-какие данные есть – ботаниками Международного союза охраны природы в начале 2010 года в мире растений было зафиксировано более 320 тыс. видов, среди которых:

  • 280 тыс. цветковых – к ним относят деревья, кустарники и травы, при чем каждый представитель растительного мира этого вида имеет свои органы: корень, стебель, лист (благодаря им флора получает питательные элементы), цветок и плод (с их помощью происходит размножение).
  • 1 тыс. голосеменных – это вечнозелёные растения (в основном – хвойные, а также гинкговые, гнетовые и саговниковые). Флора этого вида имеет семязачатки, в которых развиваются семена, вместе с тем, цветки или плоды они не образуют. Значение голосеменных на окружающую среду трудно переоценить, ведь благодаря им образовываются хвойные и смешанные леса, активно обогащающие воздух нашей планеты кислородом, контролируется таяние снегов и уровень воды в водоемах, укрепляется песчаный грунт.
  • 16 тыс. мохообразных – ученые убеждены, что растительный мир мохообразных является отдельной ветвью эволюции высших растений, при этом их предками, скорее всего, были зелёные водоросли. Флора этого вида лишена проводящей системы, цветков и корней. К почве они крепятся ризоидами, что является аналогами корней высших растений.

Мохообразные довольно живучие, поскольку размножаются как бесполым, так и вегетативным и половым путями. По этой же причине они способны быстро распространяться по территории – флора этого вида встречается практически повсюду, в т.ч. их можно увидеть и в Антарктиде (исключение составляют только моря, участки с высоким количеством соли и места, которые подвергаются интенсивной эрозии).

Мохообразные, как и любая другая флора, активно влияют на окружающий их мир. Они регулируют водный баланс ландшафтов, поскольку способны впитывать и удерживать в себе огромное количество воды.

  • 12 тыс. высших споровых – водоросли (а именно они являются первыми настоящими растениями), грибы, лишайники, папоротники, хвощи, мхи. К этому виду относится флора, размножающаяся и распространяющаяся по территории земли посредством спор (как бесполым, так и половым путями).

сайт: самое интересное о растениях

Мир растений настолько богат и разнообразен, что мы не может рассказать вам абсолютно обо всех представителях растительного мира Земли. На нашем сайте вы сможете ознакомиться с самыми интересными представителями флоры.

Здесь вы сможете прочитать о самом высоком растении в мире, узнать какое живет на самой большой высоте, а какое великолепно себя чувствует на самой большой глубине. Кроме того, вас вряд ли оставят равнодушными растения-хищники, заманивающие своих жертв в ловушки и успешно переваривающие их после этого, получая таким образом, необходимые для своего организма питательные вещества.

Также интересно будет узнать о растениях, способных выживать при очень высокой температуре (например, вы познакомитесь с представителями флоры, которые способны не только выжить в кипящих водах гейзеров, но и активно функционировать при этом диктуя свои условия окружающему их миру). И это ещё не все, поскольку мир растений либо же флора однозначно удивят вас не раз.

Открытый урок по географии для 7 класса

Тема: " "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Урок географии в 7-м классе.

Тема: " Растительный и животный мир Земли "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Цели урока.

1. Учебно–познавательная – Выяснить разнообразие видов растений и животных, выявить связь природных условий с растениямии животными.

2. Развивающая – формировать творческое и аналитическое мышление, развитие умений работать с географической информацией – атласами, картами, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.

3. Воспитывающая – понимание необходимости сохранения видов, умение задавать вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Оборудование : учебник, атлас, карта растительного и животного мира, природных зон.

Основное содержание: флора и фауна Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Закономерности распространения животных и растений.

Метод урока: иллюстративно- объяснительный.

Тип урока: изучение новой темы.

Структура урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Приготовьте все необходимое, что может понадобиться нам сегодня на уроке: дневник, атлас, учебник и тетрадь. 2.Изучение нового материала.

Идет положительный настрой учащихся на разговор. Объясняются цели и задачи урока, записывается тема урока на доске.

На какие вопросы мы должны ответить в конце урока:1.Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?

3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?

Поговорим о значенииживотных и растений для человека и планеты в целом. Рассмотрим, какое влияние оказываетчеловек на растительный и животный мир.

Ученики высказывают свое мнение, отвечают на поставленные вопросы учителя. Вместе обсуждают ответы.

Учитель: Мы в разговоре столкнулись с новыми понятиями «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие». Давайте посмотрим, что означают эти понятия на стр.66 учебника и запишем их в рабочую тетрадь.

«флора» - это совокупность видов растений.

«фауна» - это совокупность видов животных.

«биоразнообразие» - разнообразие видов живых организмов в биосфере.

«биомасса» - общая масса живых организмов.Биомасса - это количество живого органического вещества (растений, животных, грибов, бактерий) , который разделяется на фитомассу (массу растений) , зоомассу (массу животных) , микробную массу. Средняя величина биомассы на единице поверхности суши составляет 0,5 кг/га.Биомасса Мирового океана в 1000 раз меньше, чем биомасса обитателей суши, и составляет 3.9109 т,

Организмы континентальной части

· Зеленые растения - 2400 млрд тонн (99,2 %)

· Животные и микроорганизмы - 20 млрд тонн (0,8 %)

Организмы океанов

· Зеленые растения - 0,2 млрд тонн (6,3 %)

· Животные и микроорганизмы - 3 млрд тонн (93,7 %)

Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах. На Земле существует от 100 до 250 тысяч видов грибов.

Растений - 300 тыс. видов.Животных- 1,5 млн. видов. Учитель: А теперьвспомним, что такое природная зона, как связаны животные и растения с природными условиями. На этом этапе урока идет работа с картами атласа: климатической, картой природных зон.

На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Вместе с тем возрастает и количество видов растений. Тундра с лишайниками и мхами (до 500 видов) сменяется хвойными и широколиственными лесами, затем степями (до 2000 видов) и субтропической растительностью (свыше 3000 видов). Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах (свыше 8000 видов). Высота деревьев достигает 110-120 м. Растения растут в несколько ярусов, эпифиты покрывают деревья. Количество и разнообразие видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору. В лесах животные расселены в различных ярусах. Наивысшей плотности жизнь достигает при большом разнообразии строения организмов, т. е. при различной приспособленности видов к условиям совместного существования. Поэтому наибольшая плотность жизни наблюдается в биогеоценозах, где виды связаны цепями питания. Между организмами идет жесточайшее состязание за обладание пространством, пищей, светом, кислородом.

Биомасса Мирового океана. Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Объем воды в Мировом океане в 15 раз больше возвышающейся над уровнем моря суши. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Теплопроводность воды больше теплопроводности воздуха в 20 раз. Океан замерзает только у полюсов, но и подо льдом существуют живые организмы Вода – хороший растворитель. В состав воды океана входят минеральные соли, содержащие около 60 химических элементов. И, что особенно важно для жизни растений и животных, в ней растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Водные животные также выделяют при дыхании углекислый газ, а водоросли в процессе фотосинтеза обогащают воду кислородом.Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды – до 100 м. Поверхность океана в этой толще заполнена микроскопическими одноклеточными водорослями, образующими микропланктон (греч. «планктос» -- блуждающий). На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.

В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Океан не так богат жизнью, как недавно еще предполагали.

Воздействие человека на биомассу планеты. Человечество представляет собой небольшую биомассу в биосфере, но оно оказывает на нее грандиозное воздействие. Масштабы деятельности человечества расширяются благодаря постоянно растущей численности людей, стремительному ускорению научно-технического воздействия на природную среду.В развитии биосферы наступил такой период, когда человек должен планировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она не нарушала сложившиеся в этой гигантской экосистеме закономерности, не способствовала сокращению биомассы.Биомасса Земли-1800 млрд т.

Давайте выявим особенности живых организмов в разных природных зонах: Сообщение 1: Влажныеэкваториальные леса.

Во время каждого сообщения учащиеся работают с картой, показывая на ней объекты, и идет показ слайдов.

Сообщение: саванны.

Сообщение: пустыни.

Сообщение: степи.

Сообщение: смешанные и широколиственные леса.

Сообщение: тундры.

Учитель: Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные.

Ученики выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том,что эти животные живут на разных материках.

На данном этапе урока идет работа с картами атласа: картой природных зон, климатической, картой строения земной коры.

Далее ребята вместе с учителем делают вывод, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека. Вывод можно записать в тетрадь.

Учитель: Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. Перечислите мне растения и животных, которые исчезли или их мало осталось. Скажите, а что делают люди для того, чтобы эти животные и растения выжили?

Ученики называют представителей растительного и животного мира, которые оказались на грани вымирания, ведется разговор о Красной книге.

1. Охарактеризуйте биомассу суши. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Какое влияние оказывает деятельность человечества на биомассу Земли?

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте заполним таблицу, разделите тетрадь на две колонки. Запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю о растительном и животном мире», а во вторую колонку « Что я узнал сегодня нового о растительном и животном мире».

Учащиеся заполняют таблицу, вместе с учителем сравнивают ответы.

4.Домашнее задание .1) & 18. Составить кроссворд по природным зонам.

2) Можно написать творческое сочинение о природной зоне.

Cовременная растительность Новой земли довольно разнообразна. Наиболее ярко флора островов представлена на полуострове Гусиный нос - такого разнообразия растений нет ни в одном другом районе архипелага.

Суша этого района архипелага занята южными арктическими тундрами. По составу и характеру наземной растительности вся его территория отнесена к особой категории - тундрам низменных заболоченных приморских участков западного побережья. Только в этой области Новой Земли выявлена самая богатая флора наземных сосудистых растений (197 видов и подвидов). Здесь в естественных ландшафтах известны три вида растений (дифазиаструм альпийский, ситник трехнадрезный и щавель арктический), не отмеченных более нигде на Новой Земле.

Со времен благоприятных для существования биоты климатических периодов сохранились такие "южные" для Новой Земли, теплолюбивые виды растений, как сабельник болотный, береза карликовая, морошка, голубика, брусника, некоторые виды щавеля (например, альпийский, воробьиный), калужница болотная, лютики ползучий и золотистый, иван-чай длиннолистый и широколистный, примула мучнистая, гpyшапка круглолистная, незабудка болотная. По данным споро-пыльцевого анализа в периоды потеплений климата эти растения были широко распространены на островах архипелага. Ныне они известны всего из нескольких точек.

Аналогичных примеров среди представителей животного мира меньше. В мелких водоемах встречается пресноводный рачок - голый жаброног, полиартемия клешеносная (размер взрослых особей до 1,2-2,2 мм). Это представитель более южной фауны субарктических тундр.

На полуострове хорошо заметны естественные различия в растительном покрове.
В понижениях рельефа между невысокими грядами и в углублениях на ровной поверхности, где в избытке скапливается и почти все лето стоит дождевая и талая снеговая вода, развиваются болотные ассоциации с участием осок, пушиц, ежик, крупок, сердечника, мытников, синюхи, и некоторых других растений. Здесь обычны моховые дернины и ивняковые разрастания. Именно на сырых местах в массе встречается такой редкий вид растений флоры архипелага Новая Земля, как морошка. На защищенных от ветра участках формируются небольшие заросли из ив Мелкие озера и лужи окаймлены узким бордюром из осок, ежик, пушиц с мхами; его ширина до 1,0-1,5 м.

На обрывистых склонах доминируют маки, родиола розовая, камнеломки, крупки, копеечник, мятлики, луговик, смолевка бесстебельная, звездчатка, и другие растения. На самом перегибе склонов встречаются многие красиво цветущие и самые яркие в тундре растения (мытники, крупки, копеечник, камнеломки, синюха, незабудочник, лапчатки, звездчатки, валериана, некоторые виды лютиков). На щебнистых участках, кроме них обычны накипные лишайники, образующие причудливые узоры-разрастания на камнях; листоватые и кустистые лишайники занимает здесь участки оголенного грунта между камнями. Вдоль небольших ручьев и речек узкой полосой идет пояс околоводной растительности из осок и ожик. На склонах сухих гряд развиваются ассоциации с доминированием лишайников, камнеломок, ивы и других растений; здесь же произрастает и еще один редкий вид новоземельской флоры - брусника.

По берегу моря на песчано-галечниковых и чистых песках развиваются галофильные (солелюбивые) растительные группировки с доминированием в них бескильниц, некоторых видов осок, мятликов, хонкении бутерлаковидной и других растений. Они тянутся вдоль уреза воды, выше прибойной полосы, шириной до нескольких метров.

В природном отношении полуостров интересен тем, что только здесь в пределах всего архипелага были обнаружены 35 видов заносных растений, нехарактерных для естественных ландшафтов или других поселений человека (становищ, факторий, становых и разведочных изб промысловиков).

Один из них, самый обширный по плошади, - это наиболее старая часть поселка Белушья губа, протянувшаяся узкой полосой (около 300-400 м) вдоль бетонной дороги от нынешних пирсов и деревянного здания бывшей церкви до моста через Гавриловский залив. Здесь отмечены 16 видов заносных растений (мятлик луговой, луговик дернистый, овсяница луговая, лютик едкий, лютик ползучий, купальница европейская, сурепка, жерушник болотный, звездчатка ланцетовидная, клевер ползучий, тмин обыкновенный, пижма обыкновенная, одуванчик обыкновенный, гравилат речной, тысячелистник обыкновенный, манжетка горолковатая).

На территории Белушьей Губы заносима растения поселяются преимущественно на искусственных субстратах, нарезанных и привезенных из окрестной тундры злаковых дернинах, поскольку при строительных работах первичный почвенно-растительный покров был уничтожен. Вместе с растениями местной флоры они образовали своеобразные вторичные сообщества на искусственных грунтах.

На газонах, разбитых для озеленения улиц поселка с использованием нарезанной дернины из лугоподобных биотопов и пойм рек с доминированием среди обычных в тундре растений обычны одуванчик обыкновенный и лютик ползучий. Их густые разрастания, например, особенно хорошо заметны на склоне у канавы близ деревянного здания бывшей церкви. Большинство же других заносных растений на территории поселка заселили 1-10-метровые полосы по склонам насыпей шоссе, их подножья, засыпанные шлаком, гравием, грунтом и мусором пространства между дорогами и коробами теплотрасс, насыпи теплотрасс и построек, днища высохших канав и луж. Нередко на застроенной территории из-за уничтожения первичных грунтов заносимо растения поселяются на коренных породах (сланцах, песчаниках, алевролитах), сверху ничем не покрытых.

Другой очаг концентрации заносных видов удален к северу на 1,5 км от поселка Белушья Губа и расположен на склоне южной экспозициии, на правом берегу ручья, впадающего в Гавриловский залив. Здесь обнаружено самое высокое разнообразие заносных видов на территории поселка Белушья Губа }