Профессии ржд для девушек. Главные выгоды работы в данной сфере
В этом году Детская железная дорога в Екатеринбурге первый раз не закроется на зиму. Поезда по узкоколейке будут курсировать по пятницам, субботам и воскресеньям. Зимой обслуживать пассажиров будут взрослые, а с наступлением лета на станцию опять вернутся школьники.
Детская железная дорогая - это филиал РЖД, где дети с 12 лет могут осваивать железнодорожные профессии. Чтобы попробовать себя в качестве машиниста, диктора или дежурного по станции, они во время учебного года раз в неделю ходят на бесплатные занятия. Там инструкторы и сотрудники РЖД рассказывают об основах работы и технике безопасности. А летом дети приходят в парк имени Маяковского, надевают форму и работают по три часа в день на разных должностях. Учиться здесь можно три года, после чего получить диплом. Если ребенок хочет учиться дальше - ему дают целевое направление в вуз или техникум.
Сотрудники Детской железной дороги рассказали The Village, чем отличается большая железная дорога от детской, какие комплексы есть у нынешних пятиклассников и как работа здесь помогает справиться с проблемами взрослой жизни.
Свердловская детская железная дорога имени Николая Островского
Дата основания: 1960 год
Место: ЦПКиО имени Маяковского в Екатеринбурге
Протяженность: 3 километра 110 метров
Ширина колеи: 750 миллиметров
Станции: 4
Профессий для детей: 18
Работает детей: 1 500
Работает взрослых: 24
Рейсов в день: 18
Проезд: 150 рублей
Если собрать всех моих родственников, можно запустить отдельную железную дорогу: в семье есть и кассиры, и проводники, и начальники станций, и поездные диспетчеры, и машинисты. Когда я закончила железнодорожный техникум, меня хотели отправить работать на станцию в Свердловской области. Но в отделе кадров начальник смерил меня взглядом - а я выглядела как десятиклассница - и спросил, была ли я пионервожатой. Он посчитал, что мне лучше пойти на Детскую железную дорогу, и предложил мне сходить в парк Маяковского и посмотреть на то, как там все утроено.
А я даже и не знала, что у нас в парке есть какая-то железная дорога. Пришла туда, увидела толпу детей, все бегают, кричат. Я испугалась и не могла понять, то ли это игра, то ли серьезная работа, где надо следить за безопасностью и отправлять поезда. Три месяца я была дежурной по станции, а потом стала инструктором. Я уже 40 лет работаю на железной дороге и не замечаю, как летит время.
Ольга Шагина
инструктор
Каждый год осенью я хожу по школам и набираю детей. Я говорю себе, что я - рыбак и сейчас мне надо сетью выловить детей. Сначала прихожу к завучам и прошу разрешения выступить перед пятыми и шестыми классами. Если удается заинтересовать педагогов, они разрешают провести не пятиминутное выступление, а целый классный час. Я объясняю ребятам, что такое Детская железная дорога, что это не аттракцион, а площадка РЖД, где можно научиться всем профессиям. Школы не всегда идут навстречу. Например, я четыре года не могу встретиться учениками 104-й гимназии. Завучи считают, что у учеников другие планы на жизнь, и разрешают мне только повесить небольшое объявление на скотч.
Осенью, зимой и весной мы встречаемся с ребятами раз в неделю. Я объясняю, какие пути есть, как называются станции, почему дорога называется узкоколейной и однопутной. В первый год я учу профессиям диктора, кассира, проводника, стрелочника, дежурного по переезду и путевого обходчика. На второй год мы изучаем работу осмотрщика вагонов, начальника поезда, помощника машиниста, бригадира пути. А на третий год ребята узнают, что значит быть машинистом, диспетчером поезда, дежурным по станции, главным кондуктором. Через три года ребята получают диплом и тем, кто хочет, дают направление в железнодорожный вуз или техникум.
Летом начинается практика. Ребята приходят в парк, где им выдают форму, табель и пропуска. Они пробуют делать то, что изучали в течение года в теории. Я в это время слежу за тем, чтобы все было в порядке. Несчастных случаев не было, ребята могут забыть профессию, но не технику безопасности. Потому что нарушить правила - это табу. Я всем ребятам говорю, что на железной дороге главное - дисциплина и ответственность. Это многих отпугивает.
В школах я вижу очень закомплексованных ребят, которым сложно выйти из своего замкнутого мира. Почти все они кнопкодавы. Общаются между собой только сообщениями, а если и говорят - то перебрасываются двумя-тремя фразами. Самая большая сложность - подойти к пассажиру и попросить билет для проверки. Иногда мне кажется, будто они в упаковке, а моя задача - развязать бантик, чтобы они выбрались из своей коробки.
Когда в моей жизни случались трагедии, работа меня спасала. Я как артист на сцене - мне нельзя показывать свои слабости. Хотя, как бы ты ни старалась быть сильной, ребята видят и чувствуют, что тебе плохо. Меня работа всегда держала в тонусе.
Моим кумиром был отец - военный железнодорожник. После школы мама была против, чтобы я строил военную карьеру. Альтернативной стал железнодорожный вуз. Я начал работать монтером пути, закончил университет, стал бригадиром, мастером… Так дослужился замначальника отделения по инфраструктуре на Свердловской железной дороге.
Пять лет назад я решил изменить всю свою жизнь. Я работал 24 часа в сутки, всего себя отдавал службе и в семье был только источником дохода. А детям нужно ежедневное внимание папы и мамы. Когда старшая дочь пришла ко мне и сказала, что выходит замуж, я понял, что все пропустил, и решил поменять работу.
Мне было стыдно, что Детская железная дорога в Екатеринбурге была одной из худших в стране. У нас было только одно маленькое желтое здание. Мне очень хотелось ее улучшить, и когда предложили стать здесь начальником и провести реконструкцию, я сразу согласился.
В прошлом году мы построили новое здание. Сейчас у нас стройка не останавливается. Через год мы откроем технопарк, где будут вагоны и поезда, которые ходили по узкоколейке в XIX веке. Мы привезем 70 экспонатов, отремонтируем их, и они у нас будут ездить по дороге.
Виталий Марункевич
начальник дороги
Я работаю и как наставник - рассказываю детям про путевое хозяйство. Не считаю себя педагогом, потому что мы не учим, а именно помогаем сделать профессиональный выбор. В школе есть профориентация, но учителя не могут объяснить, что такое работа железнодорожника, потому что сами не знают.
Когда я пришел, здесь занималось 500 человек, а сейчас - полторы тысячи. Больше половины юных железнодорожников - это дети из бедных семей. У их родителей нет возможности платить за секции хоккея или тенниса. Часто у них нет средств, чтобы просто доехать до парка Маяковского, и они идут с одного конца города на другой пешком. Когда я это узнал, пришел к начальнику и попросил дать нам автобусы. Теперь всех детей из дальних районов бесплатно привозят и увозят. Кроме того, тут детей бесплатно кормят и выдают форму. Мне хочется показать ребятам, которые проводят время на улице и у которых нет возможности куда-то уезжать летом, что они нужны.
В детстве я был юным железнодорожником. Потом пошел в техникум, работал слесарем, помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые поезда и выполнял разные маневры. Проработал семь лет, и меня позвали сюда, сказали, что появилось место в штате.
С детьми я занимаюсь теорией и практикой. Зимой езжу по районам и рассказываю ребятам о том, как управлять поездом. Иногда они приезжают в парк, чтобы позаниматься на тренажере, который полностью копирует пульт управления локомотивом. Они учатся нажимать кнопки, поворачивать рычаги. Отрабатывают все движения до автоматизма, чтобы летом не отвлекаться и следить за дорогой.
Летом дети приходят на смену, мы принимаем тепловоз, осматриваем его и идем за пульт управления. Юный машинист садится в кресло, а я стою сзади и, если нужно, подсказываю. Дети сами решают, где разогнаться, когда притормозить, - я лишь слежу, чтобы все было по правилам.
Сергей Мельников
машинист
Благодаря Детской железной дороге я научился управлять паровозом. Это тот, который пыхтит. Мне нравится паровоз тем, что это живая машина, которая поедет так, как ты ее покормишь углем. Одно время я был единственный машинист в области с такими правами. Конечно, паровозов в России немного - в основном, в Санкт-Петербурге и Москве, на площадках, где снимают кино. Здесь у нас есть один паровоз, но детям запрещено им управлять - можно обжечься.
Сюда приходят дети, которым интересны поезда, которые хотят попробовать себя в профессии. Я их понимаю, потому что сам был таким же. Увлеченных детей заметно сразу - они после смены приходят помогать протереть локомотив, задают вопросы.
Со стороны может показаться, что машинист просто стоит за пультом, жмет кнопки и старается не заснуть. А на самом деле это творческая профессия. Поезд, как и машину, можно вести по-разному. Одинаковых рейсов не бывает. Ты следишь за локомотивом, за движением на соседних путях, за дорогой, ведешь переговоры, постоянно шумит двигатель - это очень напряженная работа.
На Детскую железную дорогу меня привела мама. Я пришла сюда летом, когда уже началась практика. Первый день очень хорошо запомнила, потому что я опоздала. Прибежала на планерку, а там сидели 50 незнакомых человек, и я очень испугалась - я же не знаю, что делать. Мне инструкторы помогли, все показали. В первый день меня посадили за дикторское кресло. Я читала текст по технике безопасности, объявляла отправление поездов. Мне очень понравилось быть диктором, и в конце лета я стала лучшим диктором среди всех.
Самое сложное было работать в 2016 году, когда дорога обновилась. Вагоны были набиты, и многим пассажирам не хватало мест. Они ругались на юных железнодорожников и приходилось за детей заступаться. Честно говоря, я скучаю по нашей маленькой уютной станции, которая была раньше.
Полина Пермина
юная железнодорожница
На карте России почти нет тех мест, куда было бы невозможно добраться на поезде. Но одно дело быть пассажиром, а совсем другое - сотрудником РЖД. Обслуживать такую сложную и разветвленную по всей стране систему не просто сложно, а практически невозможно. И справедливости ради, хоть и не без сложностей, но специалисты с этой задачей все же справляются. Поэтому и учиться на железнодорожную профессию не только не зазорно, но и престижно.
Какие есть железнодорожные специальности?
Профессий в РЖД хватает. Это кажется, что устроиться можно только на машиниста или проводника. В действительности же профессия железнодорожного работника может быть предназначена для самых разных мест в РЖД. Есть вокзальные, станционные и путевые направления железнодорожных специальностей. Каждая из них важна и нужна. Какие-то из них осваиваются в стенах колледжей и техникумов, на какие-то придется учиться в высшем учебном заведении, а есть и такие профессии железнодорожных работников, которые не требуют наличия образования. Иначе говоря, работы здесь хватает всем и всегда.
Вокзальные профессии РЖД
Дежурный по станции – одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Именно дежурный составляет расписание движения поездов, именно он буквально посекундно составляет время прибытия и отправления составов, контролируя вверенную ему станцию.
Диспетчер – непосредственный координатор всех действий машинистов и их уши. Работа диспетчера изнуряющая и малооплачиваемая, но очень и очень нужная.
Сервисный и обслуживающий персонал – это самый распространённый и масштабный по своему количеству список железнодорожных специальностей. И сюда можно отнести всех тех, кто занимается приготовлением пищи, стиркой, продажей билетов, безопасностью, медицинским обслуживанием, уборкой и упаковкой багажа.
Станционные профессии в РЖД
Путевые специалисты – обходчики и мастера – от этих железнодорожных работников зависит целостность полотен железной дороги, починка обнаруженных неисправностей. Если поезд движется по расписанию, то в этом есть вклад не только машиниста, но и путевых специалистов.
Электромонтер – этот специалист отвечает за работоспособность светофоров, стрелки, автостопы и работоспособность линий высокого напряжения. В списке железнодорожных специальностей РЖД - это не только одна из самых рисковых, но еще и одна из самых ответственных.
Электромеханики сигнализации, централизации и блокировки - занимаются обслуживанием системы СЦБ. В их ведомстве поиск причин неполадок и устранение поломок и неисправностей систем СЦБ. Это менее опасная профессия работника железнодорожного транспорта, но не менее ответственная.
Вагонники – обобщенное название тех, кто занимается осмотром и ремонтом составов. Именно эти работники осуществляют внешний и внутренний контроль состояния вагонов, и в случае обнаружения неполадок выдают задания по устранению неисправностей ремонтникам.
Путевые специальности в РЖД
Машинист – в будущем эта работа может и будет полностью передана во власть компьютеров, но это будущее наступит еще не скоро. А на сегодняшний день именно работа машиниста считается самой престижной среди списка всех железнодорожных профессий РЖД. Стать машинистом может только мужчина, женщинам в нашей стране данная профессия недоступна.
Помощник машиниста – дополнительные глаза, уши и руки машиниста. Именно помощники машиниста являются прямыми кандидатами на должность машиниста, а пока ждут своего часа, являются готовыми и умелыми заместителями.
Начальник поезда – важная по значению железнодорожная профессия, о которой, ввиду незнания, мало говорят среди пассажиров. На самом же деле, эта специальность в РЖД почти никогда не бывает вакантна. Отвечает начальник поезда за состояние и работу поезда, начиная от работы всей команды состава и заканчивая состоянием каждого купе каждого вагона поезда.
Проводник – самая летняя профессия у мечтающих о подработке в РЖД юношей и девушек. Проводник – визитная карточка каждого вагона, это ответственное лицо и среди всех профессий работников железнодорожного транспорта – главное связующее звено между пассажирами и РЖД.
Стоит сказать, что это лишь базис железнодорожных профессий, который явно имеет отношение к поездам. Но если подумать о том, насколько сложна сама по себе система РЖД, то становится понятно, что она не обходится практически без любого специалиста и почти любой специальности, которой обучают в вузах, колледжах и техникумах нашей страны.