Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. Как проходит аттестация воспитателей Аттестация воспитателей в году последние изменения

Аттестация педагогических работников в 2018 году должна будет несколько измениться. Введенная несколько лет назад аттестация педагогов была призвана повысить качество образования в российских школах. Аттестация регулярно проверяет учителя на предмет того, соответствует ли он своей профессии, умеет ли он работать с детьми, хорошо ли разбирается в предмете и знает ли нормативную базу, которая регулирует его работу. Кроме того, добровольно пройдя аттестацию, учитель может повысить уровень своей квалификации, а значит — автоматически получить право и на более высокую зарплату. Аттестация учителей в 2018 году: о каких изменениях сообщается, как прошла экспериментальная апробация изменений в московских школах в начале 2017-2018 учебного года.

Изменения в процедуре аттестации педагогов с 2018 года

В 2018 году процедура аттестации будет состоять из двух этапов:

  1. На первом этапе будут подтверждаться профессиональные педагогические навыки и соответствие педагога его должности.
  2. На втором этапе учитель будет защищать свою педагогическую квалификацию: члены специальной комиссии будут анализировать, насколько правомерно педагог получил уровень квалификации. Если категория подтверждается, квалификация учителя будет повышена.

Главные моменты, на которые будут обращать внимание члены специальной комиссии:

  • насколько хорошо педагог знает дисциплину;
  • какими навыками преподавания он обладает;
  • уровень коммуникации учителя и умение взаимодействовать с учениками;
  • будет проверяться психологическая подготовка учителя: как он реагирует на разные ситуации, включая стрессовые.

Кого затрагивает аттестация в 2018 году

В отношении периодичности проведения аттестации ничего не изменилось — любой школьный учитель обязан переаттестовываться каждые 5 лет, иначе он лишится права работать в системе школьного образования. Поэтому основная волна аттестуемых учителей в 2018 году — те, кто проходил эту процедуру в 2013 году

Не изменился и список исключений. От аттестации будут освобождены:

  • те учителя, которых в скором времени ожидает декретный отпуск, связанный с рождением ребенка и присмотром за ним (аттестация будет проводиться через год после выхода из декрета),
  • те учителя, которые уже имеют квалификацию,
  • молодые учителя, которые работают в школе меньше двух лет,
  • педагоги, которые долгое время находились на больничном — если учитель болел 4 месяца или дольше, для него существует отсрочка, и аттестацию он будет проходить спустя год после выхода на работу.

Изменятся ли правила добровольной аттестации учителей

Добровольная аттестация для российских педагогов останется в целом неизменной и будет проводиться по тем же, правилам, что и прежде. Если учитель желает повысить свою категорию из соображений карьерного роста и повышения своей зарплаты, он должен сообщить о своем желании директору школы, а тот — передать информацию в органы образования, которые соберут специальную комиссию.

Если учитель имеет ту или иную категорию, то для того, чтобы добровольно подвергнуться аттестации для повышения этой категории, он должен быть обладателем текущего своего квалификационного уровня как минимум два года. Раньше пройти аттестацию добровольно не получится.

Если педагог имеет право пройти аттестацию добровольно, то его заявление будет рассматриваться органами образования сроком до месяца, затем созванная комиссия в течение двух месяцев будет проверять уровень педагога.

Как проходила пробная аттестация по новым правилам в Москве

В начале нового учебного года новые правила проведения аттестации были апробированы на столичных педагогах-добровольцах. Чиновники из органов образования собрали учителей различных возрастных категорий — от совсем молодых дол заслуженных педагогов пенсионного возраста. Перед учителями поставили задачи, которые учитывают изменения в процедуре аттестации учителей с 2018 года. Целью апробации было на практике проверить задумки чиновников и убедиться в их работоспособности и целесообразности.

Учителям было дано три задания:

  • Профессиональная задача (10-12 дней на выполнение),
  • Видеосъемка урока (10-12 дней на выполнение),
  • Диагностическая работа (4 часа).

Профессиональная задача состояла в следующем. Педагогам было представлено 8 различных задач по их профессии, из которых нужно было выбрать на свое усмотрение две. Для каждой из двух этих задач необходимо было описать по 9 шагов по их решению — в соответствии со специальным шаблоном.

Для решения задачи, в частности, нужно было представить конкретный материал: план урока, описание технологии, фрагмент рабочей программы и т.д. Также необходима аргументация найденного решения, формулировка способа оценки его эффективности, указание на другие ситуации, где такое решение может принести пользу и т.д. Также следовало затронуть последствия, которые будет иметь выбранное решение в будущем — на следующем ли уроке, в конце ли четверти или учебного года.

В тот же срок, за две рабочие недели, педагогу нужно было организовать видеосъемку урока, чтобы представить комиссии либо полную запись урока, либо запись 15-30-минутного его фрагмента.

Наконец, для 4-часовой диагностической работы учителю нужно было приехать в образовательные органы. По сути, на этом этапе педагога экзаменовали по следующим направлениям:

  • знание предмета,
  • знание методики преподавания,
  • знание психологии и физиологии детей,
  • знание критериев оценки работы ГИА,
  • умение разработать мероприятие.

Те московские педагоги, на которых опробовали такую схему, отзываются о ней вполне лояльно. Да, новая методика аттестации немного необычна и непривычна, но ничего сверхестественного от учителей не требовалось, и успешно пройти такую аттестацию сможет любой профессиональный педагог.

Какие выводы из московской апробации сделали чиновники министерства образования и будет ли аттестация проходить по той же схеме или в нее внеуст поправки — покажет скорое будущее.

Внеурочная деятельность

Новая модель аттестации учителей

Аттестации педагогических работников в 2018 году являются актуальной темой, от них зависят карьерные перспективы, уровень заработной платы. Аттестация учителей 2018 проходит по правилам, прописанным в законе «Об образовании» и находится в ведении субъектов РФ. В 2020 году будет введена новая модель аттестации учителей, которая поможет создать единое образовательное пространство, устранить избыточную отчетность, унифицировать механизмы и оценочные материалы. Начальник Регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» Нелли Долгоаршинных рассказала о новых правилах прохождения аттестации, а также о форме и этапах апробации новой модели.

Кадровая политика в системе российского образования

Кадровый ресурс РФ признан самым значимым из всех ресурсов, это мощный инструмент преобразовательной деятельности государства. Учительская работа, в свою очередь, рассматривается как основа качества образования и будущего качества жизни.

Кадровая политика ориентирована на повышение престижа профессии педагога, усовершенствование профстандарта, проведение аттестаций, повышение квалификации учителей, развитие педагогического образования – все это элементы НСУР, Национальной системы учительского роста. Изменения аттестации учителей в 2018 году связано с обновлением национальной системы квалификаций. Этот процесс является частью всемирного прогресса: работа по созданию и внедрению национальных квалификационных стандартов, национальных систем квалификаций ведется в течение последних 20 лет более чем в 100 странах.

2017-2020 – годы апробации модели уровневой оценки компетенций учителей. Модель основана на ЕФОМ, единых федеральных оценочных материалах. ЕФОМ включает: предметные компетенции, методические компетенции, психолого-педагогические компетенции, коммуникативные компетенции. Оценка квалификации педагога будет складываться из результатов в соотношении: 60% – ЕФОМ, 25% – образовательные результаты, 15% – отзыв работодателя и мнение выпускников. Новая модель аттестации учителей в 2018 году уже начала апробироваться.

"Планета знаний" - новый учебно-методический комплект для начальной школы. Основная его особенность - единство структуры учебников, сквозных линий типовых заданий, подходов к организации урочной и внеурочной деятельности.

Новая форма проверки в дорожной карте НСУР

2017 год

Сентябрь-декабрь: Разработка, обсуждение и подготовка проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ.

2018 год

Март-сентябрь: Апробация механизма учета мнения выпускников образовательных организаций при аттестации учителей на квалификационную категорию (но не ранее чем через 4 года после окончания обучения). Подготовка и апробация первого набора ЕФОМ (история, обществознание, экономика, право, русский язык и литература, математика и информатика).

Март-декабрь: Подготовка и апробация второго набора ЕФОМ (родной язык и родная литература, основы духовно-нравственной культуры народов России).

Март (по декабрь 2019 г.): Создание инструментария (формуляров) для сбора и обработки информации по результатам ЕФОМ, включая методологию по каждому блоку компетенций (предметные, методологические, психолого-педагогические и коммуникативные) и его удельному весу в итоговой оценке аттестуемого.

#ADVERTISING_INSERT#

Октябрь (по май 2019 г.): Подготовка и апробация третьего набора ЕФОМ (география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физическая культура, ОБЖ, искусство, технология).

2019 год

Июнь-декабрь: Подготовка и апробация четвертого набора ЕФОМ (начальная школа, иностранный язык, второй иностранный язык).

2020 год

Июнь-ноябрь: Создание базы данных с перечнем предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения ими, для использования в рамках новой модели аттестации.

Информация об апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017-2018 гг.: https://teacherslevel.herzen.edu.ru/

Информация о создании и внедрении модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации: ЕФОМ.РФ

Предлагаемая тетрадь - часть УМК к учебнику Габриеляна О.С. и др. "Естествознание. 11 класс.Базовый уровень". Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, приведенных в учебнике. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников

Проект уровневого профессионального стандарта

ОТФ - обобщенная трудовая функция.

Горизонтальная карьера

  • ОТФ А 1 – соответствие занимаемой должности.
  • ОТФ А 2 – первая квалификационная категория.
  • ОТФ А 3 – высшая квалификационная категория.

Вертикальная карьера

  • Учитель. ОТФ А. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ОО и основными образовательными программами, взаимодействие с родителями обучающихся, взаимодействие с коллегами.
  • Старший учитель. ОТФ В. Методическая работа: проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов.
  • Ведущий учитель. ОТФ С. Наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами.

Оставайтесь с нами! , чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Источники достоверной информации о процедуре переаттестации

Беспокойство учителей на тему успешного прохождения аттестации становится поводом для спекуляций. Социальные сети – источники непроверенной информации о нововведениях в системе образования.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Для чего необходима аттестация педагогических работников на 2017-2018 год правила ее и положения знает каждый сотрудник образовательного учреждения. Прежде всего у данной задачи определены свои цели, благодаря которым имеется возможность определить не только уровень знания преподавателя, но и его профпригодность для работы в коллективе учеников.

Важные особенности

С целью принять участие в мероприятии, научный работник обязан подать заявление в соответствующей форме своему руководителю с просьбой об пере оценивании своих способностей относительно занимаемой должности.

В ответ на данный документ должно прийти подтверждение того, что данный специалист имеет право пройти аттестацию. Только после этого, в назначенный день, педагог приглашается на переаттестацию.

Правила

Существует ряд закономерностей, которые предполагают ведение пере оценивания опыта преподавателей. Рассмотрим их по порядку:

  1. Принимать участие в проведении аттестации имеют право все желающие участники образовательной сферы, не зависимо от возрастной категории.
  2. Оценить свои возможности и опыт, а также повысить квалификацию могут учителя не только высших учебных заведений, но общеобразовательных школ и детсадов.
  3. Получить можно за один раз лишь одну категорию при повышении квалификации.
  4. Если учитель не проработал 1 года в учебном заведении либо отсутствовал по болезни в течение не менее четырех месяцев, он не имеет право повышать свою квалификацию.
  5. Добровольная аттестация проводится только один раз в два года, а обязательная — каждые 5 лет.

Обратит внимание! Все участники оценивания должны быть максимально подготовленными к аттестации. Комиссия требует 100% готовности каждого учащегося по своему предмету. Кроме того, знание дополнительной дисциплины (даже частичное) приветствуется. За счет этого можно получить дополнительные баллы.

После того, как учитель пройдет все мероприятия по переаттестации и получит повышение собственной квалификации, он имеет право обратиться к своему начальству с заявлением о том, что желает за свою должность повышения заработной платы. Поднять зарплату педагогу могут ровно на столько, на сколько заслуживает этого степень повышения.

Дополнительные положения

Отмечается, что переаттестацию не проходят лица, находящиеся в декретном отпуске или беременные преподаватели. Такие участники имеют право на переаттестацию своих навыков после того, как проработают, вернувшись на свое место не менее двух лет.

Для проведения оценивания на добровольной основе можно записаться заранее на строго назначенное время. Если учитель самостоятельно желает проверить личную профпригодность, отговорить его от такой затеи не может никто, а тем более не допустить к процедуре проверки знаний.

Педагог – это не просто человек, проводящий уроки и ставящий отметки. Это, прежде всего, наставник, друг, воспитатель, который не только развивает умственные способности ребенка, но и открывает своего воспитанника как личность.

Очень часто в СМИ мы можем слышать о том, что уровень образования в нашей стране на порядок ниже, чем был в советское время. С тех пор сменилось уже целое поколение преподавателей и сама система образования. Так почему же качество знаний медленно падает вниз, и что с этим делать?

В 2018 году в два этапа пройдет аттестация педагогов, где преподаватели смогут доказать свою профессиональную пригодность и показать, соответствуют ли они занимаемой должности. Давайте поподробнее разберемся, что собой представляет аттестация педагогов, и кто ее будет проходить?

Аттестация работников образования – форма проверки педагогов на соответствие занимаемой должности и требованиям к современному преподавателю. В ходе испытания определяется качество выполнения учительских функций и профессиональный уровень преподавателя.

Переаттестацию нужно проходить через каждые 5 лет. После удачного прохождения процедуры учителю может быть присвоена квалификационная категория.

Кто проводит аттестацию

Для проведения процедуры создается специальная аттестационная комиссия, в состав которой входят председатель комиссии, заместитель, члены комиссии и секретарь. Комиссия составляется преимущественно из работников организации, в которой трудоустроен испытуемый педагог, а также работников комитета по образованию.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2018 году

Аттестация педагогов делится на две категории: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация касается педагогических работников, которые уже участвовали в данной процедуре. От данной процедуры освобождаются:

  • педагоги, проработавшие в сфере образования менее 2 лет;
  • преподаватели, имеющие квалификационную категорию;
  • учитель, отсутствовавший на рабочем месте более 4 месяцев из-за болезни;
  • беременные;
  • работники, находящиеся в декретном отпуске.

Стоит отметить, что работники, находящиеся в декретном отпуске, смогут пройти аттестацию через 2 года после восстановления на данную должность. Преподаватели, которые не смогли пройти аттестацию из-за болезни, имеют право пройти процедуру через год после выхода на работу. В случае изъявления педагогом желания пройти проверку, комиссия допускает его к аттестации незамедлительно.

Добровольную аттестацию проходят лица, которые по собственному желанию хотят повысить уровень своей квалификационной категории

Как пройти аттестацию

Обязательная аттестация работников образования в 2018 году будет проводиться под строгим контролем аттестационной комиссии. До этого года педагогический работник сам писал заявление, которое рассматривалось руководителем учреждения. Теперь же основная ответственность ляжет на плечи самой общеобразовательной организации.

Для этого педагогу нужно подготовить следующие документы:

  1. Заявление от педагога с его личной подписью.
  2. Копия диплома о высшем педагогическом образовании или диплом переподготовки по преподаваемому профилю.
  3. Копия документа, подтверждающего наличие присвоенных ранее категорий.
  4. Копия результатов прохождения предыдущей аттестации, если данная проверка повторная.
  5. Копия свидетельства о заключении брака, если недавно была сменена фамилия.
  6. Характеристика педагогического работника, написанная начальством, в которой четко прослеживается уровень профессионализма преподавателя.
  7. Информационная карта, отражающая результаты профессиональной деятельности педагога за конкретный период.

С 2018 года педагогам будут предъявлены более жесткие требования, из-за чего не все аттестуемые смогут пройти проверку. Увольнять педагогов не будут, так как это не является целью аттестации. Преподавателя будут направлять на различные курсы повышения квалификации и мастер-классы.

Современная школа нуждается в ценных кадрах, поэтому повышаться уровень знаний будет не через смену педагогического состава, а с помощью обучения действующих учителей. Продолжительность процесса аттестации длится не дольше 60 дней

Подробнее о заявлении в аттестационную комиссию

Отметим, что заявление на прохождение аттестации может быть как в печатном виде, так и написанное вручную. В данном документе нужно предоставить информацию о профессиональной деятельности педагога. Чтобы написать заявление, учителю нужно заполнить следующую информацию.

  1. Фамилия, имя, отчество в родительном падеже.
  2. Должность с указанием предмета, дисциплины и направления.
  3. Место работы, муниципальный район.
  4. Указание желаемой квалификационной категории.
  5. Членство в профсоюзной организации.
  6. Перечень копий имеющихся документов.
  7. Мобильный, домашний и служебный телефон, электронная почта.

Также в заявлении можно указать педагогический стаж, ВУЗ, в котором обучался аттестуемый, упомянуть награды и звания (если имеются).

Уже в этом году говорилось о том, что теперь педагогическая аттестация будет проходить раз в 4 года. Рособрнадзор настаивает на том, чтобы проверка педагогов проводилась каждые 2-3 года по следующим критериям:

  • уровень знаний по преподаваемому предмету;
  • психологические характеристики учителя;
  • проверка навыков в преподавании.

Но многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом о высшем образовании, полученный в ВУЗе.

Рано или поздно, каждый педагог должен пройти через процедуру проверки трудоспособности в данной сфере. Но не стоит относиться к аттестации как к наказанию или экзамену, что ошибочно делают многие преподаватели. Пусть эта проверка для каждого учителя будет источником к открытию в себе новых знаний, педагогических способностей и к повышению уровня мастерства.

Видео-новость