Полное осознание себя и своей жизни, зачем это нам? Мировоззрение и его структура Осознание своего места в мире

Каждый человек должен найти свое место в этом мире. Но не у каждого это получается даже в течение всей своей жизни. Я считаю себя счастливым человеком, потому что понял свое предназначение и определился с основными жизненными целями до 28 лет. У меня это получилось интуитивно в процессе самопознания. Только теперь я понимаю, что этот процесс называется самоопределением и насколько он важен на пути личного саморазвития!

Что такое самоопределение личности?

Самоопределение – это активный процесс понимания себя, своего предназначения в жизни и занимаемого места в обществе. Для самоопределения человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь.

В результате самоопределения формируется жизненный путь человека.

Самоопределение является очень сложным и многоступенчатым процессом.

Его структурными элементами являются различные виды самоопределения: жизненное, личностное, профессиональное, социальное, семейное, религиозное и др.

Каждый вид самоопределения связан с каким-либо этапом в жизни человека.

Все виды постоянно взаимодействуют друг с другом и могут предшествовать один другому, одновременно меняясь местами как причина и следствие.

Я хотел бы рассмотреть 3 самых важных вида самоопределения по-моему мнению:

Личностное самоопределение (я как личность)– это определение человеком своей индивидуальности.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я — Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных направлений духовного и личностного роста.

Жизненное самоопределение (я как человек) – определение человеком себя относительно смысла и цели жизни.

Смысл жизни – это главное содержание жизни, то ради чего живет человек. Цель жизни – это осознание человеком конечных результатов своей жизни, того, чего он должен добиться. Поиск смысла жизни очень сложен и является большим трудом души и мысли. Но каждому необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без четкого осознания своей миссии и главное жизненной цели очень сложно профессионально самоопределиться.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

Профессиональное самоопределение (я как профессионал) – определение человека относительно трудовой деятельности.

Ядром профессиональной деятельности является осознанный выбор профессии с учетом своих качеств и особенностей, возможностей и требований к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение в целом осуществляется в течение всей жизни человека и не исключает смену или выбор нескольких профессий.

Актуальность профессионального самоопределения возникает в разные периоды жизни: окончание учебных заведений, повышение квалификации, смена жительства, увольнение с работы и другие. Этот вид самоопределения является важным критерием социально- психологической зрелости личности.

Главное в жизни - определиться:
Где твоё место и, что ты за птица.
Ты рвёшь зубами цепляясь за нами.
Для меня счастье - свобода, для тебя - Диснейленд.

группа Ленинград – Менеджер

Проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи

В настоящее время мы можем видеть, что система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения отсутствует. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе. Как правило, подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога. Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков.

Лично в мои школьные годы в старших классах (2004-2008 гг.) никто не проводил мероприятия по профориентации! Думаю, что и сейчас данная ситуация в образовательной сфере совсем не изменилась!

Дальше происходит ситуация, что перед молодым человеком или девушкой встает вопрос выбора профессии и поступления в определенное среднее или высшее профессиональное учреждение. И этот выбор делается, как правило, не исходя из осознанного понимания кем я хочу быть в будущем, а в результате других факторов.

Первый фактор – это родительское давление.

Когда встает вопрос выбора профессии, родители должны помогать, а не давить. Кому лучше знать способности и интересы ребенка, чем не родителям. Но часто этому придается малое значение, а выбор профессии совершают сами родители, думая, что она будет подходящей. Хорошо, если это будет так, но в большинстве случаев с развитием личности происходят разногласия между младшим и старшим поколениями.

Пример: отец (бывший военнослужащий) отправляет сына учиться в военное училище.

Второй фактор – это финансовое давление.

Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, очень большое значение уделяет условиям жизни. И это вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. Многие девушки и юноши предполагают иметь столько же, если не больше. В результате к выбору профессии подходят со стороны финансовых выгод, а не от личных предпочтений и желаний.

Пример: подросток поступает в институт менеджмента, маркетинга и финансов, потому что эти профессии предполагают высокий доход.

Третий фактор – это социальное давление.

Любой человек хочет быть уверенным в своем будущем, поэтому на выбор профессии еще может влиять ее востребованность на рынке труда на данный момент. Можно услышать, что «это модно» или «это престижная профессия». Возможно это так, но погоня за социальным статусом еще никого не сделала счастливым.

Пример: я пойду учиться на юриста, потому что это модно и востребовано.

В моем случае были все 3 фактора! Я пошел учиться в Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, потому что сказала мама и был «блат», it-специалисты становились с каждым годом все более востребованы и в списке самых высокооплачиваемых профессий и по сей день они занимают первые строчки рейтингов.

Я не могу сказать, что я жалею об этом. Ни сколько! Но это был явно было неосознанное профессиональное самоопределение!

Подводя итог, нужно сказать, что необдуманный выбор профессии в подростковом возрасте приводит к профессиональной неудовлетворенности в будущем и может стать причиной серьезных внутренних противоречий. Так случается у 90% молодых людей! В возрасте 24-34 года парни и девушки начинают искать снова свое место в жизни!

В каждом из нас есть то, чего нет в других. Вы можете делать то, что не может другой. Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте! Вы никогда не потерпите фиаско, занимаясь тем, к чему предназначены.

Дипак Чопра

Как связаны между собой самоопределение и самореализация?

Мы уже поняли, что самоопределение, как самостоятельный процесс, является очень важным шагом в процессе формирования и становления человека, как личности. Но мы должны понимать еще один момент: без самоопределения не может быть и самореализации личности! Одно вытекает из другого.

Сначала человек самоопределяется, а только потом самореализуется.

Поэтому к процессу профессионального, жизненного и личностного самоопределения необходимо отнестись с высокой значимостью !

Люди, которые определились и нашли свое место в жизни, становятся счастливыми, успешными и богатыми. А к этому стремится каждый из нас!

В рамках данной темы я могу тебе подсказать одно очень эффективное упражнение!

В свое время оно очень сильно помогло мне. Уверен поможет и тебе!

Называется оно «3to…»

Возьми листок бумаги и ручку. Сделай 3 столбца и напиши 3 заголовка.

В первом напиши to be(быть), в третьем — to made(делать), во втором- to have(иметь).

НЕ ПЕРЕПУТАЙ!

Под каждым заголовком напиши по вопросу:

— Кто я и кем хочу быть? (профессиональное самоопределение);

— Какова цель моей жизни и что я хочу сделать ценного для общества? (жизненное самоопределение);

— Какие личностные качества и ресурсы я должен иметь, чтобы достичь этой цели? (личностное самоопределение).

Тебе нужно постараться ответить на эти 3 вопроса! Сделать это с одной стороны просто, а с другой — требует большой душевной и умственной работы! Многие тратят на это целую жизнь! Твоя задача – ответить на них как можно раньше! Это позволит тебе самоопределиться и начать самореализовывать свой внутренний потенциал!

В результате твоя жизнь изменится на все 360 градусов. Это я тебе гарантирую!

Желаю тебе успехов в процессе самоопределения!

Как пережить переломный момент своей жизни, проанализировать результаты достижений и найти новые пути развития? Как осознать своё место в жизни и двигаться вперед к успеху?

Кризис среднего возраста – не приход старости, а переломный момент в жизни. Время, когда мы пожинаем первые плоды наших достижений и ищем новые пути развития. Чтобы не впасть в депрессию, надо узнать врага в лицо и научиться с ним бороться.

У истоков

Рассуждения о кризисе среднего возраста можно найти в монографиях швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и отечественного психолога Льва Выготского. Оба отмечали, что на определенном жизненном этапе человеку свойственно задумываться над переоценкой ценностей. В середине прошлого столетия крупнейший американский социопсихолог Дэниел Левинсон определил кризис середины жизни как «состояние глубокого физиологического и психологического стресса». А вот официальный терминологический статус «кризис среднего возраста» получил только благодаря канадскому психологу Жаку Эллиоту, который впервые употребил его в 1965 году.

Три стадии

Протекание кризиса средних лет описывается по-разному, но большинство специалистов соглашаются с этапами, предложенными американским и швейцарским аналитиком Мюрреем Стайном. Условно их можно назвать «смертью», «переосмыслением» и «возрождением».

На первом этапе у человека появляется ощущение безвозвратной утраты, которая может быть связана, например, с потерей родителей. На втором – возникает неуверенность, которая сопровождается многочисленными вопросами об эффективности прожитых лет и попытками осознать своё место в жизни. На третьем – обретается новый смысл. Психологи не берутся определить границы этапов, предостерегая: если человек неэффективно проживает кризис, этапы-состояния могут возвращаться. Особенное внимание рекомендуется уделять второму этапу: поиски ответов и формирование нового сознания требуют времени.

Без гендерной принадлежности

И Юнг, и Выготский, и Левинсон считали, что кризис среднего возраста – проблема преимущественно мужская. Но современная наука стирает гендерные стереотипы. Кризис среднего возраста больше не является исключительно мужской прерогативой. Исследователь особенностей переходных моментов в жизни человека, доктор наук Дэн Джонс считает, что протекает кризис у мужчин и женщин по-разному. В то время как мужчины преимущественно оценивают уровень успешности через профессиональные достижения, женщины делают ставку на личные отношения и собственную состоятельность в роли жены и матери. Правда, и женщинам, посвятившим себя семье, зачастую не удается избежать кризиса. Утрата былой привлекательности – еще одна причина появления кризиса средних лет, причем не только среди женщин.

Когда ожидать?

Если Юнг и Выготский давали весьма размытые возрастные границы кризиса (от 35 до 60 лет), то Левинсон, активно изучавший различные возрастные кризисы, ограничивал временные рамки. Он считал, что кризис возникает «на стадии перехода в среднюю взрослость», которая наступает в 40-45 лет. В современном мире через «midlife crisis» проходят как мужчины, так и женщины в возрасте от 25 до 50 лет, при этом в России, где продолжительность жизни меньше, чем в Европе, большая часть населения проходит через кризис среднего возраста в 30-40 лет.

Миф или реальность?

Большинство современных психологов считают, что все без исключения люди переживают кризис среднего возраста. Просто темпераментные и склонные к рефлексии люди проходят через этот период более болезненно, в то время как другие его вообще не замечают. Современная наука вообще предпочитает не употреблять термин «кризис», называя это «переходным периодом», поскольку данный период может сопровождаться как серьезной депрессией, так и значительным личностным ростом. Американский психолог Джоан Шерман, например, уверена, что путь, который после кризиса выберет человек, зависит от многочисленных факторов, в том числе от поддержки близких людей.

Новая возможность

Ученые из тель-авивского университета во главе с Карло Штренгером убеждены, что средний возраст – момент, когда должно открыться «второе дыхание». Это время прекрасно подходит для саморазвития, постановки новых целей и реального их исполнения.

Израильские ученые опровергают мнение о том, что возможности мозга 40-летнего человека начинают ухудшаться. Именно в этом возрасте жизнь может быть полна богатыми событиями и занятиями, на которые раньше просто не было времени. Преодолеть кризис, по мнению профессора Штренгера, поможет осознание возможности улучшить свою жизнь, построение личных планов, познание самого себя и поиск сильных сторон, которые, впрочем, могут не соответствовать ожиданиям окружающих. Наконец, победить кризис сможет тот, кто не боится трудностей и руководствуется при выборе нового пути собственным опытом и знаниями, а не слепыми амбициями. Джеймс Холлис в своей книге «Перевал в середине пути» говорит об уникальной возможности, которую получает человек. Она позволяет сделать вторую часть жизни более захватывающей и интересной.

Знай врага в лицо!

Нарушение аппетита, сонливость, чувство безнадежности и пессимизма, раздражительность и тревожность, чувство вины, потеря интереса к происходящему – именно эти симптомы могут свидетельствовать о начале кризиса среднего возраста. Мысли об иллюзорности прожитой жизни, о нереализованных замыслах, ненайденном призвании, о том, что большая часть жизни осталась в прошлом приводят к унынию, опустошенности, жалости к себе и прочим негативным эмоциональным переживаниям. Современные отечественные и зарубежные психологи дают разные описания путей выхода из кризиса, при этом большинство уверены, что подготовиться к кризису можно заблаговременно. Здоровое питание, полноценный активный отдых, новое хобби – все это может помочь достойно перенести «удар». Учитывая, что возрастные рамки наступления кризиса чрезвычайно размыты, подготовку следует начинать еще в подростковом возрасте.

1. Сознание и самосознание.

2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального.

3. Общественное сознание и его структура.

1. Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

В истории европейской философии одним из первых мыслителей, обративших внимание на проблемы самосознания, был древнегреческий философ Сократ. Ему принадлежит знаменитая фраза «познай самого себя», которая, по сути, кратко характеризует всю направленность его философствования. Вместе с тем, самосознание понималось им как самопознание.

В философии Средневековья вопросы самосознания исследовались в контексте анализа человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени , и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку, – это его собственное «Я», факт его мышления. Это позволило переориентировать фокус исследовательского внимания на проблемы психического, и выявило мысль о том, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта , который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля , где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд) в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные неосознаваемые пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы.

Самосознание представляет собой процесс развития человеческой способности анализировать свое место в мире. Как и всякий процесс, самосознание имеет ряд ступеней. Начальной ступенью выступает факт осознания человеком своего тела, выделение себя из предметов окружающего мира, и, в последствии, из мира людей. Следующим этапом является осознание своего места в обществе, через понимание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Высшим этапом в развитии самосознания является осознание своего «Я» как индивидуальности, понимание своей неповторимости, уникальности. На этом этапе осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

В современной науке принято выделять явные и неявные формы самосознания. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности, получили наименование рефлексии. Рефлексия – это способность человека не только к осознанию существующей ситуации, но и процесс изменения человеком самого себя.

2. Как уже было указано, сознание (и самосознание) может существовать лишь при посреднической роли социальных отношений, основой которых традиционно принято считать труд, общение и, как основу последнего, язык. Возникает вопрос: каков механизм взаимодействия сознания и таких форм человеческой деятельности как труд, общение, язык?

В процессе своей жизни человек постоянно использует окружающие предметы. При этом процесс использования предметов выступает как осознание внутренних структур вещей. Например, если человек изготовляет орудия труда , то, в определенной степени, для него не являются существенными внешние формы куска железа, камня, из которых он изготовляет топор. Более важным, оказывается, определить внутренние свойства вещества, такие как структурность, ковкость, хрупкость. Созданные орудия труда являются своеобразными средствами, в которых закрепляются определенные отношения людей к предметам труда и между собой. При этом каждое орудие имеет определенные функции, связанные с соответствующими формами деятельности человека. Отражая объективные свойства, структуру предметов орудия труда являются воплощением знаний человека, то есть с помощью них осуществляется связь людей и передача общественного опыта. Орудия труда – это важнейшие средства познания действительности, формирования мысленных абстракций, которые первоначально как бы вплетены в саму трудовую деятельность.

Развитие трудовых отношений, как известно, порождает потребность в обмене информацией, что способствовало появлению общения , понимаемому как процесс передачи информации в любой знаково-символической форме. Однако, в процессе выполнения своей основной функции – передачи информации, общение превращается в среду для развития человеческого интеллекта и самосознания.

Вместе с тем, всякое общение и коммуникация возможны только на основе наличия особой среды - языка. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык , специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуками и жестикуляцией особенность языка проявляется в том, что обработка знаков не наследуется, а приобретается только в процессе социализации человека. Речь и сознание находятся в процессе постоянной взаимосвязи; они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает процесс этого отражения.

В феномене языка органично переплетены как информация, так и способ ее передачи с помощью особого носителя называемого знаком, который является именно материальным носителем, в то время как информация есть идеальное. В науке закрепилось определение з наков как материальных предметов, процессов и действий, играющих роль «заместителя» реальных вещей и явлений, используемых для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Долгое время существовал вопрос о том, что возникло раньше – язык или сознание. В наши дни этот вопрос решается с позиций диалектического процесса становления языка и сознания, обуславливающий и ускоряющий развитие друг друга. Развитие сознания, а также обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык, таким образом, влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Возникает следующий вопрос – что такое идеальное ? Если оно есть порождение сознания, закрепленное в автономных от конкретного человека в материальных носителях (знаках, символах, архитектуре), то насколько это самостоятельная реальность. Какова степень соотношения в нем общественного и индивидуального? Ведь не существует человека вообще, и любой феномен культуры всегда воспринимается через каждого конкретного человека. К настоящему моменту в отечественной науке сложились две основные точки зрения относительно статуса идеального – точки зрения Э.В. Ильенкова и Д.И. Дубровского . Приведем максимально емкое сравнение взглядов данных мыслителей, содержащееся в отечественной научной литературе:

«Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально-узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие цеховые регламенты и т.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. Все эти структурные формы и схемы общественного сознания противостоят индивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя организованной действительности, в качестве внешних форм его детерминации. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем «объективного духа», «коллективного духа», «коллективного разума» человечества (непосредственно «народа» с его своеобразной духовной культурой). Вне человека и помимо человека никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Э. В. Ильенков, не как отдельный индивид с его мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», складывающихся между людьми вокруг общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни. Идеальное и существует только «внутри» человека, понимаемого таким образом.

Другой подход к проблеме «идеального» представлен в работах Д. И. Дубровского. Смысл этого направления - в неразрывной связи идеального с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Д. И. Дубровский считает неверным положение, будто идеальное есть принципиально внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной предметности. Несостоятельно представление, будто идеальное абсолютно независимо от мозга, от его состояний. Необоснованным является, с его точки зрения, и отождествление идеального с мыслительным, с рациональными схемами, нормативами - исключительно с теми духовными явлениями, которые обладают достоинством всеобщности и необходимости. Неверно, будто идеальное несовместимо со случайным, единичным. (Дубровский обращает при этом внимание на внезапные интуитивные поэтические или теоретические озарения, являющиеся «случайными», сугубо индивидуальными.) По его мнению, из того, что идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной самоорганизации, еще не следует, что оно должно быть теоретически «локализовано» в пределах общественной системы в целом, а не в пределах общественного индивида, отдельных личностей. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное - это психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей; записанная на бумаге или на магнитофонной ленте фраза может расцениваться как продукт психической деятельности, однако подобный продукт не содержит в себе идеального. Идеальное является исключительно субъективной реальностью и существует только в голове общественного индивида, не выходя за ее пределы, хотя это качество и связано с воздействиями внешнего мира, с активной деятельностью человека, обусловлено органической включенностью индивида в функционирование общественной системы» 50 .

3. Дискуссии о роли идеального требуют переключения внимания с проблем собственно сознания и человека на социально-философские проблемы. Если сознание есть во многом продукт социальный, порождение общественных отношений, тогда что такое общественные отношения, общественное сознание? Какова их структура и механизм работы? И здесь наблюдаются определенные отличия индивидуального сознания и общественного сознания.

Одной из наиболее известных точек зрения является представление о том, что именно бытие людей, их деятельность, определяет не только индивидуальное, но и общественное сознание. Однако существуют некоторые различия между индивидуальным и общественным сознанием. Во-первых, индивидуальное сознание обусловлено жизнью конкретного человека. Общественное сознание представляет собой жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. В то время как общественное сознание в определенном смысле надличностно. Общественное сознание представляет собой не просто совокупность индивидуальных сознаний, но некое коллективное целое, не зависящее уже от воли одного человека и потому передаваемое из поколения в поколение. Однако здесь необходимо понимать, что как отдельного социального образования общественного сознания не существует – оно проявляется через отдельных людей.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Различным общественным субъектам - человечеству, государству, этносу, семье, индивиду – соответствуют свои типы сознания. Человек всегда находится под воздействием различных социальных норм и отношений, поэтому его поведение всегда детерминировано окружающей социальной группой или социокультурным контекстом. К настоящему моменту принято считать, что структура общественного сознания в зависимости от степени и способов осознания действительного мира, разделяется на уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы , различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Обыденным называют особый уровень общественного сознания, которые представляют собой знания, ценности, убеждения, привычки значительной части широких масс людей, формирующиеся в контексте их повседневной жизни, то есть в труде, быту, семейной жизни, формах досуга. К обыденному сознанию также относятся традиции, житейские нормы нравственности, стихийное мировоззрение, а также народное художественное творчество.

Важнейшей особенностью обыденного сознания является отсутствие глубокого рационального взгляда на мир, человека и общество. Тем не менее, обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности. Составной частью обыденного сознания выступает общественная психология. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в процессе их повседневной жизнедеятельности. Общественная психология представляет собой начальную ступень отражения общественного бытия в общественном сознании.

Теоретическое сознание также является формой отражения общественного бытия. Однако его реальное отличие от обыденного состоит в способе отражения действительности. Теоретические сознание пытается понять закономерности общественного бытия, его внутреннюю логику. Теоретический уровень общественного сознания обычно выступает в форме идеологии, которая представляет совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. В наиболее развитой форме идеологические построения выступают в виде научных концепций.

Среди основных форм общественного сознания принято выделять: политическое сознание (отражение в общественном сознании политической жизни общества), нравственное сознание (отражение в общественном сознании накопленного потенциала морально-нравственных ценностей и существующая на их основе система норм), правовое сознание (отражение в общественном сознании конкретных норм и способов их защиты посредством наказания, а также принципов регулировки отношений между людьми), религиозное сознание (отражение в общественном сознании существующих религиозных представлений, ценностей и норм), эстетическое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о красоте, совершенстве, а также методах их достижения в различных сферах искусства), историческое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о прошлом, а также их оценка с позиций настоящего и ожиданий будущего).

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

6.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк: ЛГТУ, 2002.

7. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1972.

8. Спиркин, А.С. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

11. Уледов, А.К. Структура общественного сознания. - М.: Мысль, 1974.

12. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. Учеб. – 4 –е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

13. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008. – 686с.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).