Поиск янтарной комнаты. Где ищут Янтарную комнату. На борту «Призрачного поезда», Валбжих, Юго-Западная Польша

На Первом канале был показан фильм "Янтарная комната"- об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату".

Судьба знаменитой "Янтарной комнаты", которую похитили из Царского села во время Великой Отечественной Войны - это тайна века. Никому реально не удалось до сих пор приблизиться к ней. Этот фильм - журналистское расследование. Оно будет построено исключительно на документально подтвержденных фактах, собранных в архиве убитого немецкого искателя Янтарной комнаты Георга Штайна, современных исследованиях историка Александра Мосякина, а также засекреченных материалах из отчета специальных комиссий, созданных в 1949 году в СССР и в ГДР для поиска Янтарной комнаты. Впервые по материалам найденного в Калиниграде уникального архива Георга Штайна будет восстановлена вся запутанная цепочка событий, связанных с Янтарной комнатой во время и после Великой Отечественной войны.

В первой серии фильма рассказывается об истории создания уникального раритета и о мистических явлениях, которые всегда сопровождали "Янтарную комнату". Мы узнаем, почему этот уникальный экспонат музея "Царское село" не был включен в списки для эвакуации. В поисках следов Янтарной комнаты мы побываем в довоенном Кенигсберге, в подземных бункерах и секретных военных объектах времен Второй мировой войны. Мы раскроем главную тайну Янтарной комнаты - расскажем, в чьи руки она попала в самом конце войны и назовем имена главных фигурантов этого запутанного дела.
Во второй серии фильма мрассказывается о трагической судьбе немецкого искателя "Янтарной комнаты" Георга Штайна и о двух его находках, за которые он поплатился жизнью - сокровищах "стеклянных гробов" и нацистском кладе из шахты Гросслебен. Вы узнаете, почему ящики с "Янтарной комнатой" исчезли из королевского замка в Кенигсберге. Куда они попали. И куда нас привели следы "Янтарной комнаты" в финале расследования.


Янтарная комната с самого начала не просто символизировала красоту янтаря, но имела историю политическую. Фридрих I стал прусским королем в 1701 и в том же году заказал Янтарный кабинет - его задачей было закрепить свой новый статус. Его сын, воинственный Фридрих Вильгельм подарил кабинет Петру I при заключении союза России и Пруссии против шведов, намекая, что Пруссия контролирует Балтику. Когда СССР после долгих и безуспешных поисков похищенного фашистами во время Великой Отечественной войны раритета начал реконструкцию Янтарной комнаты (еще в период холодной войны) - предполагалось, что она станет символом мощи страны. Когда Путин в 2003 г. торжественно открыл Янтарную комнату в Екатерининском дворце в присутствии 40 глав государств - это было демонстрацией возможностей новой России.

Восстановление Янтарной комнаты длилось 25 лет, было использовано 6 тонн янтаря, обошлось воссоздание шедевра в 11,5 млн.$. Подлинник оценивают в 500 млн.$ Следы Янтарной комнаты затерялись в Кенигсберге - одном из самых таинственных и мистических европейских городов со сложнейшей системой подземных сооружений, созданных для укрепления города еще при Бисмарке. По Кенигсбергу, нынешнему Калининграду, ходят легенды, что там до сих пор маршируют призраки солдат Вермахта... Поисками Янтарной комнаты занимались спецслужбы нескольких государств, историки, писатели и авантюристы, но тайна пропажи янтарных сокровищ так и осталась одной из неразрешенных загадок XX века.

Фотографировать в Янтарной комнате нельзя и если иногда на это не очень обращают внимание, то здесь следят строго. Эта фотография - свидетельство страшного преступления, совершенного мною года два назад. Снято на айфон, буквально механически. Честно говоря, не понимаю, почему в музеях не разрешают снимать. Может кто-то объяснит? Остальные фотографии - с миру по нитке.

Если есть кто-то, кто не знает, где Янтарная комната находится - сообщаю. Восстановленный шедевр находится на своем историческом месте - в Екатерининском дворце города Пушкина, ближайшего пригорода Петербурга. Где находится подлинник и сохранился ли он - не известно до сих пор.

ПРУССКИЙ ПОДАРОК

Янтарная комната - самый знаменитый дипломатический подарок. Он наделал много шума, правда, не тогда, когда был подарен, а через 200 c лишним лет, когда был похищен во время Великой отечественной войны. История янтаря, история мировых войн и международной торговли неразделимы. С самых древних времен балтийский янтарь привлекал сильных мир сего - стоимость янтаря была огромной и контроль за его добычей сулил большие доходы. Фридрих I обнаружил в подвалах Кенигсбергского замка огромные запасы янтаря, оставшиеся еще со времен тевтонских рыцарей. Он и заказал Янтарный кабинет, работа над которым началась за 2 года до основания Петербурга. Сына Фридриха - Фридриха Вильгельма, как и Петра I, больше интересовали войны, чем искусство. Едва ли не впервые в истории янтаря военные цели Петра связаны не с ним, а с выходом России к Балтийскому морю в стратегическом смысле.

Янтарь называли тогда "балтийским золотом" и он все еще, как и в древности, оставался очень дорогим - стоил примерно в 12 раз дороже золота. Суть технологии при создании панелей для кабинета Фридриха сводилась к размалыванию камня и смешиванию его с коньяком, медом и льняным маслом. Затем кусочки панелей наклеивались на деревянную основу. Технология была дорогой и не очень совершенной. Как впоследствии выяснится, Янтарная комната будет требовать постоянных реконструкций и реставраций.

Петру I подарок понравился, в качестве ответного дипломатического подарка он отправил Фридрих Вильгельму 55 русских гренадеров 2-метрового роста. Русский царь начал было оформлять "Комнату чудес" в Летнем дворце, расположенном в Летнем саду. Но то ли заботы войны, то ли состояние янтаря, требовавшее реконструкции, привели к тому, что комнаты такой во дворце так и не появилось, а прусский подарок так и остался в Летнем дворце на хранении. Доведет дело до ума через 40 лет его дочь Елизавета. Она пригласила множество мастеров и потратила кучу денег - янтарная комната была создана первоначально в Зимнем дворце, затем перенесена в Екатерининский дворец, который находится в нынешнем г.Пушкине. Помещение было намного больше, чем то, для которого создавалось янтарное убранство. Поэтому архитектор Растрелли добавил ряд деталей - пилястры, зеркала в позолоченных рамах и т.д.

Поэт Теофиль Готье так описал ее в 1866 году: "Буквально слепнешь от этих теплых и богатых красок: здесь вы найдете все оттени желтого, от дымчатого топаза до яркого лимона... Золото кажется тусклым и фальшивым в сравнении с янтарем, особенно когда на стены падает солнечный свет и бежит по прозрачным венам янтря". Готье считает, что комната позволяет отдохнуть глазу от долгой русской зимы, поскльку хранит в себе солнечный свет.

ПОХИЩЕНИЕ И ПОИСКИ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Хотя фашистам не удалось захватить Ленинград, они заняли ближайшие пригороды, в том числе Пушкин c Екатерининским дворцом, который к этому времени уже был музеем. Янтарную комнату не вносили в эвакуационный список, просто замаскировали стены. Немцы нашли ее и вывезли в Кенигсбергский замок, где комната была частично установлена и даже демонстрировалась. Когда Кенигсберг начали бомбить (скорее всего комната частично пострадала от пожара) - ее вновь сложили в ящики в августе 1944 г., а в апреле 1945 г. город заняли советские войска. В этот промежуток Янтарная комната и пропала. Поискам комнаты посвящено множество книг и фильмов, ее искали суперпрофессионалы и обычные люди, многие погибли из-за нее. Одной из жертв стал фермер из ФРГ Георг Штайн, который посвятил поискам Янтарной комнаты более 30 лет жизни. Он был найден мертвым в лесу в Баварии со следами ударов скальпелем. Накануне Георг Штайн заявил, что вплотную приблизился к разгадке. Информация о поисках Янтарной комнаты периодически попадает на первые полосы газет.

Вместе с Янтарной комнатой пропала уникальная коллекция янтарных раритетов. Многие надеются, что если комната все же найдется - то найдется вместе с ней и уникальная кенигсбергская коллекция. Одной из ключевых фигур, связанных с янтарной комнатой в Кенигсберге, был Альфред Роде, хранитель янтарных раритетов в Кенигсбергском замке, выдающийся специалист и фанатик янтаря. В ключевой момент ученый заболел, а после того, как ему сообщили о том, что уникальная коллекция янтаря сгорела - вскоре умер. Согданная тогда же комиссия установила, что Янтарная комната не сгореле, но поиски ее ни к чему не привели.

В течение 3 лет расследование пропажи проводили британские журналисты Катрин Скотт-Кларк и Адриан Леви. Они поддержали версию, что комната таки сгорела во время пожара в Кенигсбергском замке. А ее исчезновение назвали советской мистификацией, целью которой было иметь юридическое обоснование для того, чтобы вывезти из Германии щедевры искусства на миллионы долларов. Как бы похищение ее немцами обосновывало отказ Советского Союза возвращать вывезенные из Германии ценности. Так что Янтарная комната продолжала и продолжает оставаться не только шедевром искусства, но и объектом политики. Есть еще порядка 10 версий пропажи Янтарной комнаты, по этому поводу написаны сотни книг и снято большое количество фильмов и телепередач.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА И МИСТИКА

Янтарную комнату оружает много мистики. Известен фанатичный интерес самого Гитлера к мистическим раритетам, обладающим таинственной силой. К ним относит и Янтрную комнату. Есть легенда, что немцы относили ее к сильнейшим магическим артефактам, к ней проявлялая большой интерес нацистская мистическая организация Аненербе. Есть мнение, что нацистские мистики даже расчитывали, что, оставшись в Кенигсберге, этот артефакт поможет вернуть город Германии. Как бы то ни было - одна из ниточек расследования пропажи янтарного раритета приводит к секретной лаборатории, расположенной в Кенигсберге-Калининграде и к подземным катакомбам. Якобы, участвовавшие в укладывании сокровища в тайник немецкие солдаты были убиты и замурованы вместе с ним, чтобы унести тайну с собой в могилу. А их призраки до сих пор пугают калининградцев. Янтарной комнате приписывают темную магическую силу - недаром булгаковский Воланд вспоминал о том, как играл в шахматы с Кантом. Этот мистический философ родился в Кенигсберге и все в городе пропитано таинственной и мрачноватой таинственностью. А воссозданная Янтарная комната сделана из более светлых и солнечных разновидностей янтаря.

ТОРГОВЛЯ ЯНТАРЕМ И ПОЛИТИКА

В древности активная торговля янтарем, как считают многие исследователи, ускорила наступление бронзового века на Балтике. Долгое время монополию на торговлю янтарем держали финикийские торговцы, тщательно оберегавшие тайну места, где они его получали. Находят древние изделия из янтаря по всей Европе, в Северной Африке и на Ближнем востоке. Он упомянут в "Одиссее" Гомера в убранстве комнат царя Менелая. Путешествия торговцев как во времена финикийских купцов, так и позже, по знаменитым янтарным торговым путям, были очень опасны.

В начале XIII века Балтика попадает в зону интересов крестоносцев. В 1204 году, вскоре после возникновения Тевтонского ордена, папа Иннокентий III узнал, что православные монахи проповедуют среди язычников Прибалтики и отправил туда тевтонских рыцарей. Они останутся здесь на три столетия. Вначале они завоевали Пруссию, затем народы, населяющие территории современных Эстонии, Латвии и Литвы. С Русью, правда, не задалось, как помним из истории, благодаря Александру Невскому. Тевтонцы активно включились в торговлю янтарем и в XIV веке их государство - единственное во всей Европе, не имеющее долгов. Последним из великих магистров Тевтонского ордена стал Альбрехт Бранденбургский, который ликвидировал орден и основал светское государство. Тем не менее, бранденбургско-прусские короли еще долгое время обладали монопольным правом на сбор и торговлю природным янтарем. А дальше - то, с чего начали. Фридрих в 1703 году становится прусским королем и обнаруживает в Кенигсберге огромные тевтонские запасы янтаря и заказывает из него облицовку для кабинета и знаменитый янтарный интерьер.

ВОССОЗДАНИЕ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Почему же так важно было найти Янтарную комнату? Ведь даже если бы ее обнаружили, состояние ее могло быть гораздо худшим, чем когда о ней вспомнила императрица Елизавета. Комната требовала полной реставрации не только на момент пропажи - необходимость реконструкции обсуждалась еще в 1913 году, но из-за высокой стоимости она так не была проведена. Янтарная комната - пример барочного искусства, очень хрупкий и дорогой. Конечно она имеет большую ценность как культурное наследие. Но главная ценность Янтарной комнаты заключается в истории - ее легендарность делает ее особенным раритетом.

СССР потребовал в 1978 году компенсацию после того, как надежда найти ее была утрачена. Несколькими десятилетиями ранее вопрос о буржуйском наследии мог бы вообще не встать, но к 70-м годам отношение к искусству и историческим ценностям в стране изменилось. Появились спонсоры, готовые вкладывать миллионы долларов в реконструкцию. На воссоздание Янтарной комнаты ушло 25 лет и 6 тонн янтаря. В мае 2003 года воссозданная комната была открыта. Еще долго обсуждались примененные технологии - не слишком ли много использовано в ней прессованного янтаря? Немного раньше, в 2000 году, России были возвращены обнаруженные в Германии наборный комод и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в первоначальное убранство Янтарной комнаты. Мозаика, зеркало и ларец, входившие в состав Янтарной комнаты сейчас хранятся в Эрмитаже.

ПОСЛЕСЛОВИЕ О РОССИЙСКОМ ЯНТАРЕ

Одно из самых знаменитых исторических месторождений янтаря находятся в России - точнее, в Калининградской области, неподалеку от бывшего Кенигсберга. Калининградский янтарь использовался для воссоздания Янтарной комнаты, так же как и для создания подлинника. После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз настоял на том, что Кенигсберг вместе со знаменитым янтарным районом Балтики будет присоединен к его территории. Но основную роль в этом сыграл опять не янтарь. В этом месте Балтика зимой не замерзает, что позволяет иметь постоянную морскую базу. Янтарь постоянно достается России в довесок, она к нему никогда особо не стремилась.

Поселок, в котором располагался известный комбинат по добыче и обработке янтаря называется Янтарный (Пальмникен-Кракстепеллен). На бывшем Самбийском полуострове слои янтароносной глины залегают на глубине 15 метров, поэтому здесь можно добывать янтарь карьерным способом. На один кубометр земли приходится 10 кг янтаря. Прямо напротив Янтарного поселка через Гданьский залив находится Гданьск (бывший Данциг), еще одно историческое и географическое название, связанное с янтарем.

После войны в пос.Южный на месторождении янтаря работали заключенные - под Калининградом располагались 2 лагеря, мужской и женский. Мужчины работали на добыче камня, женщины на обработке. Условия здесь были мягкие, контингент составляла интеллигенция. Тем не менее после амнистии все заключенные покинули здешние места. В советское время комбинат, открытый в 1947 году, успешно работал, добывая до 600 тонн янтаря в год. Время от времени здесь даже заказывались дипломатические подарки. Например, перед визитом Хрущева в Индию здесь было изготовлено янтарное ожерелье для Индиры Ганди.

Еще одно место добычи янтаря под Калининградом связано с трагической историей - это шахта "Анна". Сейчас добыча янтаря здесь заброшена. Шахта прорублена прямо в скале над пляжем. 30 января 1945 года в связи с приближением войск союзников начальник концлагеря Штуттхоф получил приказ уничтожить доказательства существования лагеря. 7 тысяч узников согнали к штольне, намереваясь затопить ее вместе с людьми. Директор шахты отказался это сделать наотрез и людей выстраивали на берегу моря колоннами по 50 человек и расстреливали. Из 7 тысяч смогли выжить 12 человек. Рядом со штольней стоит монумент памяти жертв из нескольких камней с простой табличкой. Такой вот пляж есть на Балтийском море недалеко от Калининграда...

Когда-то за обладание этим клочком земли ломались копья, а на торговле янтарем построено не одно состояние еще со времен финикийцев. Однако борьба за янтарь не прекращалась и в последние годы, надолго переместистившись в сферу черного рынка. Долгое время комбинат в п.Южном находился в запустении, а в 2000 году его даже признавали обанкротившимся. Вновь открыт комбинат в 2011 году. Конечно, история янтаря, в том числе и калининградского на этом не закончилась. Копья ломаются до сих пор, современная его история c бандитскими разборками и контрабандистами заставляет вспомнить янтарные войны прошлого.

Янтарная комната является огромной ценностью, не только для России, но считается шедевром мирового ювелирного искусства.

После пропажи Янтарной комнаты во время Второй мировой войны, многие ученые искали ее, но тайн стало еще больше, чем вначале поиска.

Напомним. Сам Янтарный кабинет был задуман талантливым немецким скульптором и архитектором Андресом Шлютером по заказу прусского монарха Фридриха I. Король решил превзойти роскошь Версаля и планировал украсить янтарем свой кабинет и галерею загородной резиденции в Потсдаме. Работы по созданию Янтарного кабинета были завершены в 1709 году. Но произошел несчастный случай: плохо закрепленные янтарные панно неожиданно обрушились. В гневе король выгнал А. Шлютера из страны. При жизни Фридриха I работа над янтарной галереей и кабинетом так и не была закончена. Его приемник Вильгельм I, осуждавший любовь отца к роскоши, приказал остановить работы. Но уже готовые фрагменты, представляли собой настоящие ювелирные шедевры: панно удивительной красоты с уникальными орнаментами, цветочные гирлянды, выполненные из многочисленных, со вкусом подобранных, кусочков солнечного камня, картины и гербы, в изготовлении которых использовался янтарь разных оттенков. Уникальность работы немецких мастеров в том, что они впервые использовали янтарь для создания картин – раньше этот камень применялся только при изготовлении украшений, шкатулок, инкрустации мебели. Янтарные панно состояли из тысяч полированных пластинок: лучистые и прозрачные они создавали непередаваемый эффект солнечного света.

Спустя несколько лет, Вильгельм I обменял это янтарное сокровище на 55 русских солдат, рост которых был более двух метров. Так янтарная комната оказалась в России, в сокровищнице русского царя Петра I. Эти ценности не заинтересовали русского монарха, поэтому длительное время находились в подсобных помещений Летнего дворца. Только в 1743 году дочь Петра I, Елизавета Петровна решила украсить покои Зимнего дворца Янтарным кабинетом.

Поручили создать кабинет из солнечного камня гениальному архитектору Варфоломею Растрелли. В подсобке находились панно площадью около 55 кв.м, но планируемый Янтарный кабинет, был в шесть раз больше размером, чем кабинет Фридриха I. Растрелли блестяще справился с этой проблемой: он использовал для дополнительной отделки деревянную позолоченную резьбу, картины из яшмы и агата, зеркала, золотые бра. Комната получилась удивительной и изысканной красоты.

200 лет Янтарная комната не подвергалась никаким переделкам. В сентябре 1941, оставшаяся охрана Царского Села была выведена на Пулковские высоты, Янтарную комнату никто не демонтировал, поэтому вовремя вывезти ее не удалось.

Только после снятия блокады с Ленинграда удалось подсчитать невозвратные потери сокровищ города. Фашисты ограбили до нитки Екатерининский дворец. Вывезено было все: от шелковых обоев и паркетных полов до всех дверей. Янтарная комната также была вывезена гитлеровцами в конце 1941 года в Кенигсберг – столицу Восточной Пруссии. С тех пор следы ее теряются.

Существует множество версий, где же может находиться Янтарная комната. У каждой версии есть свои противники и сторонники. И хотя найдено достаточно много документов, сопровождающий любой поиск, всемирно известный шедевр так и не нашли. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, не хочет, чтобы эта тайна была раскрыта. Многие утверждают, что как только исследования подходят к какой-то результирующей точке, так что-то случается: либо внезапно пропадают документы, либо умирает важный свидетель и т.д. Если это действительно так, то поиски Янтарной комнаты могут продолжаться вечность.

Но остановимся на самых интересных версиях. Иосиф Сталин никогда особо не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный – как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку А. Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести… Янтарную комнату. Сталин не ожидал такого предложения и был возмущен. Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много, а тем более, ее, в свое время русским подарил монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если этот шедевр вернется в Германию. Но Сталин решил этот вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить этот шедевр ювелирного искусства за такие короткие сроки, как желает Сталин, невозможно. Но Сталина это не смутило, ему нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.

Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днем и ночью. А надзирающим, за работой, был назначен А. Толстой. Работе очень мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей сразу прекратился. Барановский перенес инфаркт, но продолжал работу. Создавалось две копии Янтарной комнаты: копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии Янтарной комнаты были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копия оказалась не совсем точной: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря и т.д.

За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты заменили на копию Барановского. Затем ее тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната. Вот только вручить немцам подарок не успели – ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.

Итак в Пушкино оказалось три Янтарные комнаты: подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет. Только Алексей Толстой и директор музея Павловского дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Но о судьбе этих людей долгое время было ничего не известно.

Очень странно выглядит тот факт, что об этой перевозке Янтарной комнаты Алексей Толстой ничего не сказал, когда после войны создавали комиссию по ее розыску, хотя входил в состав этой комиссии.

Один из исследователей, посвятивший себя поиску Янтарной комнаты — Александр Кучумов, в последствие, с горечью говорил: «Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!».

Только чудом можно считать то, что в восьмидесятых годах прошлого столетия нашелся один из учеников Барановского – Андрей Николаевич Воробьев. Именно он якобы сопровождал перевозку подлинника Янтарной комнаты в 1941 году. Из его рассказа следует, что в Москве подлинник Янтарной комнаты был помещен в запасники Третьяковской галереи. В то время весь персонал этой галереи был уже отправлен за Урал, а помещения Третьяковки были в полном распоряжении НКВД. В одной из комнат галереи Янтарная комнаты была установлена – ее тщательно сфотографировали и измерены. Сталин вроде тоже приезжал посмотреть на этот шедевр ювелирного искусства.

В тоже время, сенсацией стало событие, произошедшее в декабре 1994 года на лондонском аукционе антиквариата. Там была выставлена на торги гемма с изображением римского воина, которая, по уверениям экспертов, являлась частью подлинной Янтарной комнаты. Еще одна часть, утерянного шедевра, появилась в 1997 году. Полиция Потсдама обнаружила четыре мозаичных картины, относившихся к Янтарной комнате. Подлинность находки подтвердили сотрудники Царскосельского музея. Там же в Германии были найдены два комода, входившие в состав Янтарной комнаты.

Возможно, эти факты подтверждают версию, что подлинник Янтарной комнаты все же был вывезен гитлеровцами при грабеже музеев Санкт-Петербурга во времена Второй мировой войны.

Активный поиск Янтарной комнаты начался с 1949 года, после того как Молотов, позвонив секретарю калининградского обкома, спросил: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». К поиску были подключены практически все спецслужбы и специалисты-музейщики. Поисковики выяснили, что именно в Кенигсберг немцы свозили все предметы искусства, награбленные в странах Европы, поскольку гитлеровцы считали его самым спокойным местом: военные действия шли далеко, американские и английские бомбардировщики туда не долетали. Только в середине 1944 года город бомбили американцы. В результате налета в городе возникли пожары, пострадал и замок, где, предположительно, могла находиться Янтарная комната.

Также, для хранения ценностей, немцы строили большое количество бункеров. Возможно, Янтарная комната находилась в одном этих многочисленных подземных хранилищ. Так, из протоколов допроса сотрудников СД, в обязанности которых входила охрана ценностей, выяснилось, что они укладывали в одном из бункеров ящики с особо ценными экспонатами. Сегодня уже многие бункеры гитлеровцев исследованы, там, действительно нашли оружие, деньги, произведения искусств, но следов Янтарной комнаты не найдено.

Существует еще и некая «морская версия», суть которой в следующем: Янтарная комната была погружена на транспорт «Вельгельм Густлоф» для перевозки на Земланский полуостров, но корабль был потоплен русской подводной лодкой. Пока этот транспорт не удалось поднять из морских глубин, но подготовительные работы уже ведутся.

Начиная с 1979 года, в Петербурге приступили к восстановлению знаменитой Янтарной комнаты. Планировалось открыть ее для посещений к празднованию 300-летия города. Реставраторам понадобилось более 6 тонн янтаря и 7,754 миллиона долларов и еще $3,5 млн, были переданы в фонд восстановления немецкой фирмой ‘Рургаз АГ’.

Сегодня восстановленную Янтарную комнату можно увидеть в Царкосельском музее. Она является жемчужиной Екатерининского дворца и, несомненно, одним из чудес света.

История России знает три загадки, связанные с исчезновением отечественных произведений искусства.

Так, в XVI веке бесследно пропала библиотека Ивана № Грозного, уникальное собрание русской и иностранной литературы. В1812 году, покидая столицу Российской Империи, Наполеон Бонапарт захватил «московскую добычу», в основном предметы церковного обихода, похищенные в кремлевских храмах. А в 1941 году немцы вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Пожалуй, больше всего гипотез и домыслов породило то, что могло произойти с нею после 1945 года.

Сегодня о существовании Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе знает абсолютное большинство грамотных людей. Однако мало кто из стоявших у истоков рождения этого чуда рук человеческих мог предположить, что Янтарной комнате уготована фантастически невероятная судьба быть в центре внимания многих поколений на протяжении трёх столетий.

О Янтарной комнате написаны сотни книг, тысячи статей и сняты десятки фильмов. Сама Янтарная комната пока не найдена, что, согласитесь, привносит в нашу историю очарование неразгаданной тайны. Конечно, результат всегда интересен, но процесс расследования ещё более увлекателен.

Ищут писатели, журналисты, режиссёры, историки, поисковики. Постепенно проблема Янтарной комнаты стала многогранной: в поиск включились политики, дипломаты, главы правительств и президенты, чиновники, полицейские, таможенники, разведчики, прорицатели и ясновидящие и, естественно, криминальные элементы.

Как всё начиналось

А начиналось всё замечательно. 300 лет тому назад прусский король Фридрих тщетно соперничал с французским коллегой Людовиком XIV, известным как «король-солнце». И чтобы перещеголять его, распорядился он сделать для дворца в Берлине Янтарный кабинет.

И вдруг у Фридриха I, прусского короля, возникает идея – превратить янтарь из материала для предметов мелких, бытовых в интерьер, в архитектуру, совершенно другую область.

В 1709 году Янтарный кабинет был торжественно открыт, а через две недели вся конструкция рухнула. Часть зеркал и панелей была уничтожена, а уцелевшие отправлены в Цейхгауз.

Через четыре года скончался Фридрих I. На престол вступил его сын – Фридрих-Вильгельм I, которого мало интересовали красоты дворца, а все свои сбережения он тратил на королевскую гвардию. Кроме того, он был чрезвычайно скуп и в 1716 году, когда в Берлин неожиданно пожаловал Пётр I, Фридрих-Вильгельм мучительно размышлял: что бы подарить могущественному русскому царю. Решение нашлось. В кладовке лежали никому не нужные янтарные картины. Пётр I уже видел их раньше, когда приезжал к отцу Вильгельма, и поразился янтарной диковиной. 13 января 1717 года груз с Янтарной комнатой прибыл в Петербург, о чём есть соответствующий документ.


Фридрих Вильгельм I

1743 год. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, издаёт указ, в котором значится, что «кабинет Янтарный для убирания в Зимнем доме покоев, в коих я, Императорское Величество, жительствовать имею соизволить, принять и оборудовать». Елизавета Петровна постоянно думала о «великости нашего императорского достоинства» и окружала себя роскошью: новыми дворцами, не смущаясь предстать перед публикой в образе мифической Флоры, и затем решила, что ей нужен загородный дворец в Царском Селе.

В значительной степени заслуга создания янтарного чуда принадлежит графу Бартоломео Растрелли.

Интересно, что Растрелли имел гораздо большее помещение, чем кабинет Фридриха, и он впервые ввёл мотив зеркальных пилястр. Казалось, что весь зал украшен янтарём. Важной декоративной деталью Янтарного кабинета были мозаики, которые Елизавета Петровна получила в подарок. Но беда в том, что рам было всего три, а четвёртой рамы недоставало. Фридрих Великий, узнав об этом, немедленно заказал раму данцигским мастерам и торжественно преподнёс Елизавете Петровне с соответствующими стихами, в которых отмечались воинские достоинства Елизаветы Петровны. Боевые подвиги были явно преувеличены. Елизавета Петровна растрогалась и уплатила мастеру Зуру за старания 500 рублей.

С тех пор на протяжении 200 лет Янтарная комната оставалась такой, как её сделал Растрелли.

Елизавета Петровна.
Дальнейшая судьба Янтарной комнаты

Но дальнейшая судьба шедевра складывалась печально. В мае 1820 года комнату едва не уничтожил пожар, после которого за ее реставрацию взялись Турау и Роггенбург; в 1830 и 1897 годы ее снова реставрировали.

При советской власти Царское Село переименовывается в город Пушкин, Екатерининский дворец становится музеем. Вплоть до начала войны предпринимались неоднократные безуспешные попытки реставрации. Комната находилась в плачевном состоянии, при попытке начать демонтаж кусочки янтаря осыпались, а деревянная основа трескалась и деформировалась.

17 сентября 1941 года в четыре часа дня в Пушкин вошли немецкие войска. Екатерининский дворец был разрушен и разграблен. От полного уничтожения Янтарную комнату спасло только прибытие лиц, ответственных за пополнение музеев рейха, - капитана Поенсгена и графа Солмс-Лаубаха. Комната была демонтирована, упакована и на 27 грузовиках отправлена на станцию Северная, откуда ее по железной дороге переправили в Кенигсберг …

Возникает вполне закономерный вопрос: почему с 22 июня по 17 сентября 1941 года комната не была эвакуирована в тыл?

32 тысячи предметов из экспозиции Екатерининского дворца всё-таки успели вывезти в тыл, а самый дорогой экспонат почему-то оставили. Ведь у сотрудников музея было почти три месяца для демонтажа и эвакуации, в то время как семеро немецких солдат смогли ее демонтировать всего за 36 часов. Существует ряд обстоятельств, в силу которых уникальное произведение искусства осталось в Екатерининском дворце.

Лариса Бардовская (заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село»):

«А Янтарная комната – это особый случай, потому что она осыпалась. И когда приступили к её демонтажу, стали осыпаться мозаики».

Фото: Павел Маркин

Я нтарь – действительно достаточно хрупкий материал. Но комнату постоянно реставрировали. Её первая починка состоялась ещё в середине XVIII века и обошлась императорской казне в 75977 рублей – это огромные по тем временам деньги, на них можно было купить несколько имений. Все дальнейшие реставрации тоже вылились в круглую сумму. Поэтому с трудом верится, что янтарные панели износились так серьёзно.

Восьмое чудо света – так называют Янтарную комнату во всём мире. 224 года простояла она в России. И, без сомнения, простояла бы и до наших дней, если бы не война, которая в сентябре 41-го года разорила Екатерининский дворец.

Так почему же советским властям не хватило целых трёх месяцев для того, чтобы спасти уникальную реликвию? А шесть немецких солдат под руководством унтер-офицера за 36 часов размонтировали Янтарную комнату, уложили панели в ящики и спокойно отправили всё это в Кёнигсберг.

Вследствие наступательной советской военной доктрины планы эвакуации стояли на самом последнем месте и как возможный вариант развития событий не рассматривались.

Так или иначе, Янтарная комната отправилась в Кенигсберг, город, в котором она уже бывала и где началась гораздо более драматичная страница ее судьбы. Переименованная нацистами в «достояние немецкой нации», Янтарная комната вплоть до 1944 года хранилась в Кенигсберге, пока советские войска не вступили в Восточную Пруссию.


Советское подразделение в уличном бою в Кенигсберге.

28 августа 1944 года, во время налета английской авиации, королевский замок, где в подвалах хранилась демонтированная и упакованная Янтарная комната, был полностью сожжен.

После взятия Кенигсберга руководство комиссией по вывозу ценностей было поручено профессору Александру Брюсову, искусствоведу и историку — брату известного поэта Валерия Брюсова. Ему было поручено отыскать спрятанные в Кёнигсберге похищенные советские ценности. Профессор был археологом, не знал, с чего начать, и не имел ни малейшего представления, как выглядит Янтарная комната.

Главное действующее лицо драмы – доктор Альфред Роде – вообще Брюсова не интересовал до тех пор, пока Роде сам не явился к нему. Но не для того чтобы сообщить о Янтарной комнате, а чтобы наняться на работу и получить продовольственные карточки. А лишь спустя некоторое время Роде показывает Брюсову бункер, где оказалось кое-что из похищенного. А по поводу Янтарной комнаты Роде заявил, что она сгорела во время налёта, и показал Брюсову груду обгоревших остатков.

Профессор с готовностью поверил и составил акт о том, что Янтарная комната сгорела. Доктор Роде сразу же куда-то исчез, а однажды профессор Брюсов прогуливался по вечернему городу и увидел Роде, который жёг какие-то бумаги. Однако Брюсов, который никуда не торопился, читать сразу документы не стал, и напрасно… Это оказалась переписка доктора Роде с самим фюрером.

Трижды приходили приказы с требованием доставить Янтарную комнату в Берлин, но доктор Роде находил всё новые поводы удержать комнату в Кёнигсберге. И вот уже в конце 44-го года он отвечает Гитлеру:

1. Железные дороги перерезаны красными;
2. Морем отправить не рискуем, оно активно контролируется противником;
3. В воздухе постоянно висит авиация красных.
Даю государственную гарантию, что Янтарная комната хранится в достаточно надёжном месте – в третьем ярусе бункера, вход замаскирован.
Хайль Гитлер!
Роде, директор.

Осталось выяснить, о каком бункере идёт речь. Стали искать Роде и нашли только справку о том, что Роде и его жена скончались в декабре 1945 года от дизентерии в этой больнице.

В 1946 году Анатолий Кучумов – тот самый, который отвечал за эвакуацию музея Царского Села – узнаёт, что профессор Брюсов считает Янтарную комнату сгоревшей, и немедленно отправляется в Калининград вместе с искусствоведом Станиславом Трончинским. Приехав, они исследовали зал Королевского дворца, где якобы были обнаружены остатки Янтарной комнаты.


Руины королевского замка в Кёнигсберге, где в 1944 г. последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната. Снимок 1946 г. Фото: РИА Новости

Сразу же были найдены три мозаики, которые действительно побывали в огне. Странно, что их не заметил профессор Брюсов. При попытке взять в руки, мозаики рассыпались, ибо камень перегорел. Никаких других следов сгоревшей Янтарной комнаты Кучумов не обнаружил – обязательно остались бы куски оплавленных зеркал и янтаря. Версия гибели Янтарной комнаты в огне не подтвердилась, что позже признал и профессор Брюсов.

Цепочка исчезновений всех фигурантов

Одновременно с поисками янтарной комнатыодин за другим происходят несчастные случаи с лицами, участвующими в поиске Янтарной комнаты.

Директор Прусского музея доктор Альфред Роде, крупнейший знаток музейных редкостей, скоропостижно скончался вместе с женой, Эльзой Роде, от «кровавой дизентерии». При вскрытии их могил на кладбище Святой Луизы тела обнаружены не были…Подполковник Пауль Энке, крупный чиновник министерства внутренних дел ГДР, умер при невыясненных обстоятельствах в Берлине… Майор Иван Курица, следовавший на встречу с важным свидетелем, погиб в пути: натянутой поперек дороги проволокой ему срезало голову. Свидетель, с которым он так и не смог встретиться, был задушен…

Эти и множество других смертей составили загадочную цепочку убийств в процессе поиска уникального шедевра. До сих пор не утихают споры о том, куда же исчезла Янтарная комната, сгорела ли она во время бомбежки английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года или до сих пор хранится в одном из немецких бункеров.


Янтарная комната до войны
Любопытный факт

Одна из школьных подруг господина Роде встретила его на следующий день после бомбардировки Кёнигсберга. Он был бледен, пришёл незадолго до неё, и она спросила: «А как же Янтарная комната?». Его ответ: «Всё кончено, всё кончено…»

– Я была так испугана, и он сказал мне: «Я покажу вам её». И повёл меня в подвал напротив ресторана. Мы шли по пеплу, вниз по лестнице. Ужасно пахло гарью. Там была масса, похожая на мёд, из которой торчали куски дерева.

Однако Янтарная комната не сгорела во время этих пожаров. Это же подтверждает и сам Роде.

2 сентября 1944 года он докладывает в Берлин, что Янтарная комната осталась неповреждённой, кроме шести цокольных пластин.

Существует пять основных версий исчезновения Янтарной комнаты.

Первая версия. Тайник в Калининградской области. Начатые многочисленными кладоискателями-одиночками, представителями различных организаций, поиски были официально прекращены лишь в 1984 году. Во время поисков были исследованы более 250 предполагаемых мест ее нахождения, но ни в одном она не была найдена. Во время многочисленных раскопок также не была подтверждена версия о гибели комнаты при бомбардировке в августе 1944 года.

Вторая версия. Кабинет был эвакуирован из Восточной Пруссии и доставлен в Германию, а оттуда - в Южную Америку. Предполагается множество мест, где он может находиться.

Третья версия. Ящики с бесценным грузом были вывезены в Западную Пруссию и закопаны на территории нынешней Польши. Один из польских ученых, Ян Гох, располагает свидетельствами очевидцев и историческими документами, которые ясно показывают, что Янтарная комната была спрятана гитлеровцами на территории населенного пункта Даргобондз.

Четвертая версия. Шедевр был разобран на части, вывезен в центральные земли Третьего Рейха и надежно спрятан в тайных депозитариях. Возможно, в дальнейшем комната была передана с секретными архивами представителям армии США.

Пятая версия. Существует предположение, что комната может находиться на территории бывшего СССР, куда она была вывезена после взятия прусской крепости. Но эта версия наименее правдоподобна, так как на поиски и восстановление Янтарной комнаты Советским Союзом были потрачены огромные средства.

Чуть более десятилетия назад обновленная копия Янтарной комнаты заняла свое почетное место в Царском Селе. Официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.

Итак, тайна подлинной Янтарной комнаты так и осталась неразгаданной, а на ее копию вновь может полюбоваться любой желающий. Однако споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор…

Ну а совсем недавно Первый канал показал фильм — расследование в двух частях — об исчезновении Янтарной комнаты. Была проделана серьезнейшая работа, но уж больно предсказуемая получилась концовка:

«Ответить на вопрос: «Где эти хранилища?» — своими силами мы не сумели. Видимо, наш поиск дошёл до того этапа, когда продолжать его нужно уже на государственном уровне.

Мы теперь знаем весь путь Янтарной комнаты. Показать её вам, по определённым причинам, не можем. Правда, знатоки утверждают, что копия значительно лучше оригинала, хотя это совсем не означает, что справедливость не должна быть восстановлена!»


Царское село, Санкт-Петербург




Русское название янтаря происходит от литовского слова «гинтарас», что дословно значит «защита от болезней». В Древней Руси зажиточные люди надевали на нянек и кормилиц нити, унизанные янтарем, чтобы защитить своего ребенка от сглаза. В Германии вплоть до Второй мировой войны маленьким детям на шею повязывали янтарные бусики, чтобы у них безболезненно росли крепкие и здоровые зубы. Считается также, что янтарь дает своему владельцу импульс творчества, укрепляет физические силы, веру, поддерживает оптимизм и бодрость. Может быть, и Янтарная комната окажется панацеей от всех проблем, которые не были решены в прошлом или встанут в будущем, во взаимоотношениях между Германией и Россией.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Больше 70 лет остается неразгаданным таинственное исчезновение, знаменитой «янтарной комнаты». Осенью 1941 года фашисты вывезли её с Царского села в Кёнигсберг, где она находилась всю войну, но в 45 году, когда Кёнигсберг заняли наши войска, оказалось, что комната бесследно исчезла.

Страсти вокруг нее не утихают до сих пор. Только официально заявленных местонахождений янтарной комнаты сегодня насчитывается более 600. Этот уникальный раритет, окружен огромным количеством мифов, легенд и странных происшествий. Многие, из которых связанны с гибелью людей.

Погибли 17 человек, которые находились на грани открытии ее нахождения. Подобных историй ее обнаружения немало. Почему поиски янтарной комнаты, стали смертельно опасными, за что были убиты все те люди, кто только приблизился к раскрытию этой тайны.

И, что хотел рассказать на своей пресс-конференции, самый известный энтузиаст поиска, гражданин ФРГ Георг Штайн, но так и не успел этого сделать. Стоит отметить, что Штайн воевал на стороне Германии, впоследствии решивший восстановить справедливость в отношении Советского Союза. Почему простой немец загорелся найти эту комнату, проявив такое рвение.

Кёнигсберг 1945 год, где началась невидимая связь между судьбой Штайна и янтарной комнаты. В этом городе случилась трагедия в семье простого солдата Георга Штайна, события которой перевернули всю его дальнейшую судьбу. Вся семья Штайна была арестована за связь с другом семьи Карлом Гёрделером, который был участником заговора против Гитлера.

Янтарная комната Кёнигсберг: начало

6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти.

Его тело нашли на окраине городка Альдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Что знают архивы о янтарной комнате?

Не зная, что делать с таким подарком Московские чиновники отправили документы в Калининградский областной архив и успешно обо всем позабыли. В этом хранилище с ним работал один переводчик, бывший офицер СМЕРШа, который, кстати сказать, скоропостижно скончался. В архиве материалы пролежали 30 лет, настоящая историческая сенсация и ключ раскрывающий тайну исчезновения янтарной комнаты и многих других ценностей, вывезенных Германией из Советского Союза. За все 30 лет, только несколько сотрудников, заглянули в его записи.

Весной 1942 года, янтарная комната, украденная немецкими оккупантами из Царского села, была заново собрана в одном из помещений Королевского замка и вошла в музейную опись, художественных ценностей Кёнигсберга, но уже под другим названием «немецкий янтарный кабинет». Позже именно эта запись с играет с комнатой злую шутку.

На самом деле изначально вариантов янтарной комнаты было несколько, первый тот, что подарил Петру I Прусский король Фридрих, небольшой янтарный кабинет, который позже был увеличен вдвое. Архитектор Франческо Растрелли переделал его под один из залов Екатерининского дворца, добавив верхний ярус панели, мозаики, канделябры и резные элементы декора из тонированного янтаря. Вот этот второй полный вариант и назвали в последствие янтарной комнатой.

Янтарная лихорадка

Первый вариант, подаренный Петру I королем Фридрихом, взбудоражил умы историков и военноначальников Германии они решили признать его национальным достоянием Германии, вторая часть, доработка до янтарной комнаты их совершенно не интересовала.

Вариант комнаты подаренной Фридрихом был восстановлен в Королевском замке Кёнигсберга, оставшаяся же часть была уложена в коробки и сложена в погребах замка. Они мало кого интересовали.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер дин из организаторов покушения на Гитлера.

Гёрдер довольно резко прервал рассказ Штайна о янтарной комнате, фразой: «запомни Георг, все, что награблено, не может быть красивым, и должно быть возвращено туда, откуда его взяли». С таким вот напутствием Георг Штайн отправился на фронт.

Война дошла до Кёнигсберга в августе 1944 года, англичане опробовали напалмовые бомбы, специально созданные для гражданского населения. Более 4 000 жителей города, сгорели в своих домах и бомбоубежищах. Весь исторический центр города, был безвозвратно утерян, 200 000 человек остались без крова.

Самой страшной бомбардировкой была ночь на 30 августа, во время которой 6 цокольных панелей янтарной комнаты оплавились. Что произошло дальше с янтарной комнатой?

Из архива Штайна о движении ценностей:

«февраль 1943 года - август 44 года в хранилище Имперского банка»

Получается, что еще до бомбардировки янтарная комната, была разобрана, упакована и спущена в хранилище замка. Там их и удалось сберечь от пожара, но края нескольких панелей все-таки пострадали. Тогда их перенесли в более глубокое хранилище, филиал Имперского банка. Тем более это можно было сделать, не выходя на поверхность, туда вел подземный коридор с Королевского дворца.

«с июля 1944 года янтарная комната в имении Эрика Коха в пригороде Кёнигсберга».

О том, что комната оказалась в имении Коха, Георг Штайн узнал из дневников отца, правда на полях этой записи стоял знак вопроса, но Штайн не придал этому значения.

Позже в архиве Кёнигсберга было выяснено, что комната не покидала Королевский замок, а Штайн старший видел копию янтарных панелей комнаты, изготовленных мастерами янтарями из поместья Коха, для неизвестных целей.

Из допросов очевидцев, стало известно, что янтарная комната все-таки осталась в Королевском замке, правда переехала в другую его часть, популярный ресторан «Блютгерихт». Это было самое надежное место в замке, старинная часть замка состояла из трех ярусных каменных подвалов, которые могли выдержать, любые бомбардировки.

Почему комната не покинула Кёнигсберг до бомбардировок, ведь Гитлер лично дал приказ о её эвакуации? Ответ прост, смотритель Роде упорно не хотел увозить комнату, он повел свою опасную игру с Гитлером. Вместо отправки самой первой комнаты подаренной Фридрихом, Петру I, он стал отправлять разными путями, лишние детали «янтарные доработки» архитектор Франческо Растрелли, лежавшие в подвалах замка и незадействованные в обустройстве комнаты Королевского замка.

Этот факт был установлен в протоколе допроса Роде, который был обнаружен в архиве Александра Кучумова, руководителя государственной комиссии по поиску янтарной комнаты и других похищенных ценностей.

Александр Михайлович был не только известным искусствоведом, но и бывшим хранителем янтарной комнаты в Царском селе, и мечтал, о том дне, когда янтарная комната вернется на свое место. Эти документы нигде и никогда не публиковались, возможно кому-то было выгодно сохранить их в тайне.

9 апреля 1945 года на рассвете, первая Московско-Минская дивизия, форсировала реку Прегель и захватила Кафедральный собор и Королевский замок. Когда в замок вошли советские артиллеристы, то в Большом рыцарском зале обнаружили множество ящиков. На некоторых из них сидели испуганные немцы, на вопрос русского полковника: «что в ящиках?» ответили, «музейные ценности».

В регистрационном журнале замка, янтарная комната была записана под номером 200, как экспонат немецкого музея, т.е. собственность Восточной Пруссии, а не Советского Союза. Полковник решив, что это трофейные ценности, передал панели специальной трофейной бригаде НКВД.

Документы об этих событиях были обнаружены в архиве Кучумова руководителя государственной комиссии, после его смерти.

Сопоставив все факты, выясняется, что немцы сидели на ящиках немецкого янтарного кабинета подаренного Петру I, а янтарные панели, незадействованные в его строительстве были, отправлены Роде по железной дороге.

Секретность была большая, не принято было об этом говорить, интересоваться, управления и структурам было не до этого, нужно было разбираться с трофейными немецкими ценностями, награбленными со всей Европы. Проверочные комиссии приезжали в Кёнигсберг дважды, и всякий раз делался вывод, раритет найти невозможно, потому-что он сгорел.

Руководитель комиссии по поиску Кучумов, безусловно, догадывался, что оригинал янтарной комнаты не сгорел, а оказался в руках особой команды НКВД, которая переправила его в секретные фонды трофейных ценностей. Где она благополучно затерялась среди других трофейных ценностей и послевоенной неразберихе.

В последствие спецслужбы стали запутывать следы, боясь ответственности. Стало появляться много дезинформации в СМИ по поводу янтарной комнаты в Советских и Германских газетах. Советские спецслужбы, допустившие досадную ошибку с янтарной комнатой, уже не могли ничего исправить, поскольку не знали, где теперь в действительности она находиться и чтобы вывести себя из под удара, стали направлять поиски в ложную сторону.

Простой немец Георг Штайн, тоже прочитал заметку о янтарной комнате и решил восстановить хронологию событий. Сам на свои деньги, он стал проводить расследование. Заниматься этим было смертельно опасно, речь шла об очень больших деньгах, которые продолжали получать на аукционах за украденные ценности, бывшие нацисты, сумевшие скрыться от возмездия. Германия к своим послевоенным архивам никого не подпускала, Штайну пришлось прикрыться легендой по розыску бывших нацистов.

В архиве штаба Розенберга, Георг Штайн напал на след, но не янтарной комнаты, а на сокровище Псково-Печерского монастыря, которые с его помощью вернулись на родину. Денег Штайн не получил ни копейки от Советского руководства за помощь в возврате сокровищ.

В ГДР тоже вели поиске сокровищ на своей территории, соблюдая секретность. Сотрудники разведки Штази (Stasi), внедрили в окружение к Штайну разведчика под видом журналиста, который стал приносить Штайну очень интересные документы. В том числе были документы о шахте Грослебен в Саксонии, в этой шахте были спрятаны награбленные нацистами сокровища и в том числе и якобы янтарная комната. Это была сенсация, Штайн собирает пресс-конференцию и вдруг звонок, ему обещают дать очень важную информацию. Он выехал на встречу, которая оказалась роковой.

Дело в том, что никаких ценностей в шахте уже не было. Из записей Штайна:

«В ночь с 10 по 11 апреля 1945 года, группа офицеров СС вывезла детали янтарной комнаты вместе с другими ценностями в шахту Грослебене в Нижней Саксонии, и поместили на глубине 430 метров».

«15 апреля 1945 года шахту заняли американские войска и 10 мая 1945 года, американцы вывезли экспонаты янтарной комнаты через Висбаден в США».

На запрос Штайне в Висбаден ему ответили, что вся документация по этому делу засекречена.

Напрашивается вопрос, как янтарная комната могла быть в двух местах в трофейных складах НКВД и шахте Грослебен в Саксонии. Штайн все-таки нашел янтарную комнату, только не всю, а её часть, которую смотритель Роде успел эвакуировать с Королевского замка Кёнигсберга, это янтарное продолжение комнаты архитектора Франческо Растрелли, которая оказалась в руках американских военных. Остается вопрос, где основная часть комнаты, которую немцы назвали «немецкий янтарный кабинет».

В конце войны янтарный кабинет был отправлен из Кёнигсберга в музей Берлина, он оказался в Восточном секторе, ставшим в последствие столицей ГДР. После экспертизы, янтарную комнату передали в американский сектор музея.

Как он оказался у американцев? Дело в том, что оплата ленд-лиза началась через 5 лет после окончания войны. Платить было не чем, золота и валюты не было. Американцы же принимали помимо золота и ценное имущество, куда входили произведения искусств. Получается, что вместо денег американцы брали по ленд-лизу трофейные культурные ценности. Таким образом, янтарная комната, может быть, оказаться в числе вещей, которыми Германия расплачивалась по ленд-лизу перед Америкой.

Американцы не вывозили так называемый «Прусский янтарный кабинет» в США, скорее всего он так и находиться на территории Германии в музейных хранилищах Касселя. Куда изначально и планировался переезд янтарной комнаты из Кёнигсберга.