Подключение кондиционера своими руками. Инструкция от а до я по установке кондиционера в квартире. Подробнее об устройстве кондиционера

Установка кондиционера в автомобиль своими руками – занятие для усидчивых и внимательных, потому что несколько неверных действий могут привести не только к отсутствию желаемого комфорта, но и к плохому самочувствию от работы такого агрегата.

Как установить кондиционер в авто – выбираем оборудование

В наше время невозможно представить автомобиль без кондиционера. Это связано с крайностями, в которые любит ударяться наша погода, особенно летом, и, конечно же, большим количеством времени, которое мы проводим за рулем автомобиля в летний период. В большинстве автомобильных комплектаций предусматривается установка кондиционера или климат-контроля. Но некоторые автолюбители устанавливают его самостоятельно. Перед тем как приступить к установке кондиционера, необходимо правильно подойти к его выбору.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Основное предназначение автомобильного кондиционера – это создание комфортного микроклимата в салоне. По мнению учёных и врачей, комфортный микроклимат в салоне обеспечивается при температуре воздуха 22-26 градусов и относительной влажности от 50 до 65%. Штатная система вентиляции и рециркуляции воздуха подобных условий создать не может, особенно в жаркую погоду, а вот кондиционер вполне. К тому же благоприятный микроклимат оказывает благотворное воздействие на самочувствие водителя, а от этого зависит безопасность движения. Но за комфорт нужно платить и дело не только в деньгах, к сожалению, системы кондиционирования воздуха имеют и недостатки.
Главный минус это снижение мощности двигателя, падение динамики и как следствие повышение расхода топлива в среднем на 0,7-0,8 л/100 км. Однако чем выше мощность двигателя, тем больше нивелируются эти факторы.
Автомобильный кондиционер состоит из нескольких основных компонентов, которые занимают свободное место в подкапотном пространстве, из-за чего охлаждение двигателя становится хуже и растет риск перегрева. Если автомобиль оборудуется штатной системой кондиционирования, в моторном отсеке есть крепления и места установки элементов климатической установки. Если конструкция не подразумевает монтаж кондиционера, самостоятельная установка может привести к негативным последствиям.
К недостаткам можно отнести и возможность подхватить простудные заболевания. В жаркую погоду при посадке в автомобиль, салон которого сильно нагрелся под палящими лучами солнца, любой водитель всегда включает систему охлаждения, что называется на полную катушку. Холодный поток воздуха провоцирует размножение вирусов в верхних дыхательных путях. Опытные автовладельцы знают, как этого избежать, поэтому проблема с простудой актуальна для большинства новичков за рулём.
Если кондиционер используется уже давно, появление неприятных запахов нормальное явление, долгое время бактерии гибли в агрессивной среде хладагента. Для устранения запахов проводится дезинфекция испарителя. Ну, и, конечно же, чтобы автокондиционер прослужил дольше его регулярно нужно обслуживать.

Как же купить данное оборудование именно под свой автомобиль ? Да очень просто, большинство кондиционеров подходят практически для всех автомобилей. Но важно еще учесть принцип работы. Кондиционеры бывают двух типов – ручные и автоматические. Последние делятся на два подтипа, которые работают только на одну зону или на несколько. Как правило, они работают на две зоны, это оптимальный вариант, поэтому он и самый популярный. Хотя для особо чувствительных пассажиров это будет проблемой, тогда заботливый автовладелец приобретает оборудование с большим разделением зон.

Ручные кондиционеры представляют собой самый простой вариант. На панели устанавливается регулятор, с помощью которого контролируется подача холодного воздуха в салон. Вы сами выбираете, с какой силой будет поступать воздух. Плюсы данного типа в том, что он прост в установке и стоит недорого. Автоматический кондиционер представляет собой монитор на приборной панели, с помощью которого вы регулируете, какая именно температура должна быть в салоне, а уж все остальное выполняет автоматика. Также в зависимости от конструкции, как мы уже упомянули, вы можете контролировать температуру в определенных зонах салона автомобиля.

Как правило, чем больше зон, тем дороже стоит кондиционер. Ручной кондицинер будет самым дешевым и простым в установке, но оценивать и регулировать подачу холодного воздуха придется самостоятельно.

Готовимся к работе по всем правилам

Чтобы качественно установить , вам необходимо обеспечить себя профессиональным оборудованием. Для обеспечения корректной работы будущего климатического оборудования вам понадобится комплект кондиционера и инструменты для установки. Сюда должны войти: набор ключей, а также стандартный набор отверток и различных плоскогубцев; качественная дрель, а также сверла по металлу и пластику; необходимо еще и специализированное место с подъемником или ямой, чтобы при необходимости можно было опуститься под машину, но это может не понадобиться.

Перед тем как приступить к установке кондиционера, внимательно прочтите инструкцию и проконтролируйте, чтобы все детали были в комплекте. Если заметили, что чего-то не хватает, сразу обратитесь в магазин, где приобретали устройство, не стоит начинать работу. Также при организации места для деятельности захватите руководство по эксплуатации вашего авто, потому что некоторые элементы конструкции, с которыми предстоит работать, нужно будет для начала найти. Вряд ли вы точно знаете каждый болтик в машине.

Установка кондиционера в автомобиль – как правильно организовать работу?

Теперь обсудим, как установить кондиционер в авто без помощи квалифицированных слесарей. Ставим машину на ровную поверхность, глушим, отключаем зажигание и приступаем к работе. Теперь отыщите место расположения старого отопителя и снимите его, также частично раскрутите приборную панель вашего автомобиля, ведь там придется поставить панель для управления функциями кондиционера. Далее сливаем весь антифриз и снимаем корпусы . Затем необходимо демонтировать бампер, вентилятор и воздушный фильтр с двигателя.

После того, как демонтаж завершен, крепим опоры для компрессора. Они устанавливаются на двигатель, и для каждой модели авто это делается по-разному, также есть нюансы и у каждого типа кондиционера. Данную информацию советуем уточнить в инструкции устанавливаемого оборудования и техническом описании к вашему автомобилю. Теперь прикручиваем кронштейн для натяжного ролика. Для выполнения данного действия необходимо просверлить два отверстия в крышке ремня ГРМ. Далее соединяем между собой два корпуса: испарителя и штатной печи, и процесс можно считать завершенным. Осталось аккуратно установить на место все вентиляторы и радиаторы, а также компрессор.

Небольшая проблема может возникнуть во время установки регуляторов кондиционера в панель приборов. Если никаких заглушек на панели не предусматривается, то вам необходимо будет вручную вырезать необходимое отверстие для регулятора . Если вы никогда до этого не сталкивались с отопительной системой автомобиля и вообще плохо представляете, как именно устроены все «внутренности», то лучше доверить это дело профессионалам. Тем более, часто бывает, что при покупке кондиционера бонусом установка делается бесплатно.

Возможность при покупке автомобиля заказывать нужную комплектацию – очень удачный маркетинговый ход автопроизводителей. Действительно, вместо того чтобы плодить сотню вариантов одной модели, легче выпустить три и предлагать к каждой длиннющий список опций, рассчитывая на то, что западный покупатель захочет иметь всё, что только можно. При этом приходится доплачивать не только за каждую опцию, но и за её монтаж в автомобиль. В странах бывшего СССР такая стратегия не принесла желаемых результатов. Особенно плохо дело обстояло с кондиционерами, наличие которых в комплектации удорожало автомобиль на 5 – 10%. Для труженика, считающего даже копейки, психологически трудно смириться с мыслью, что ему нужно пахать почти полгода, чтобы ездить в машине с . Тем более что раньше о такой опции «и слыхом не слыхивали» – и ничего, ездили себе!

Как установить кондиционер в автомобиль.

Разумеется, с ростом средней зарплаты настроения начали меняться, но и сегодня можно встретить немало новоиспечённых автомобилистов, которые убеждены, что приобретение машины без кондиционера с расчётом на то, что его можно установить позже – это очень хорошая и правильная идея. Но что показательно – стоит им в разгар сезона в полуденный зной проехаться в автомобиле, оснащённом , чтобы затем, сидя в раскалённой консервной банке, начать мечтать о скорейшем приобретении сего чуда техники. Что ж, поскольку таких людей немало, было бы интересно узнать, насколько реальна установка кондиционера в автомобиль в гаражных условиях, и какова стоимость этой процедуры в СТО и дилерских центрах.

Исторический экскурс

Далеко не во всех странах зимы ассоциируются с тремя месяцами обильного снежного покрова, а лето – с умеренным теплом, когда по-настоящему жарких дней бывает не так уж много. По крайней мере, в США стремление ездить с максимальным комфортом наблюдалось практически с первых лет серийного производства автомобилей. И одним из важных факторов обеспечения таких условий была проблема охлаждения салона в летний зной, когда столбик термометра поднимается к 30-градусной отметке. Первые попытки заключались в использовании встречного потока воздуха, который по идее должен достаточно интенсивно охлаждать салонное пространство.

Первые такие системы вентиляции имели воздухозаборники, расположенные снизу автомобиля. Разумеется, подобная идея оказалась провальной – ввиду практического отсутствия дорог с твёрдым покрытием автомобиль превращался в пылесборник, в котором не то, что охлаждаться – дышать становилось невозможно. Так появились радиаторные решётки с вентилятором, которые немного улучшили ситуацию, но кардинально её изменить не смогли. Нужны были новые идеи. Одну из них предложил изобретатель Вильям Уитлей, которому в 1884 году пришла в голову мысль использовать в качестве охладителя лёд. Для этого опять же под днищем он разместил поддон с отверстием, через которое при движении автомобиля в салон попадал свежий и прохладный воздух.

Проблема дефицита льда оказалась столь серьёзной, что, несмотря на достигнутые результаты, от такого решения быстро отказались. Изобретение компрессорного холодильника дало мощный толчок и развитию автомобильных систем кондиционирования. Используемый принцип охлаждения посредством испарения хладагента оказался единственным реальным способом добиться требуемых результатов. В 1939 году первый такой автокондиционер был установлен на машину марки Паккард. Его конструкция была настолько несовершенной, что в массовое производство он не попал. Но сама идея оказалась настолько привлекательной, что все технические проблемы со временем были решены, а принципиальная схема автомобильного кондиционера осталась неизменной до наших дней.

Первым серийным автомобилем, оснащённым системой кондиционирования, стал Кадиллак – в 1941 году компания выпустила 300 таких машин. Спустя 40 лет американский автопром довёл эти цифры до 20 миллионов авто в год, а в настоящее время свыше 80% производимых во всём мире автомобилей имеют в своём составе ручные или автоматические климатические установки.

Принцип действия автомобильного кондиционера

Как уже отмечалось выше, автомобильный кондиционер принципиально мало чем отличается от своего концепта – обыкновенного бытового холодильника. Да, технический прогресс позволил существенно усовершенствовать конструкцию, благодаря использованию современных материалов значительно улучшить характеристики систем кондиционирования и снизить их стоимость. Но физические законы обмануть невозможно, и с этой точки зрения использование замкнутого контура, по которому циркулирует хладагент, оказалось практически единственным технически реализуемым способом регулировать температуру воздуха в салоне.

Чтобы заставить хладагент, в качестве которого используют разновидности фреона, циркулировать по кругу, используется компрессор – самая дорогостоящая деталь системы кондиционирования. Он также ответственен за нагревание фреона (давление и температура – взаимосвязанные физические параметры) и перевод его в газообразное состояние. Двигаясь по системе трубопроводов, хладагент попадает в конденсатор, напоминающий радиатор охлаждения автомобиля, где газ конденсируется, превращаясь в жидкость и одновременно охлаждаясь.

В осушителе жидкий фреон очищается от загрязнений и влаги и попадает в испаритель – основной блок автокондиционера. Именно в нём охлаждённый жидкий фреон отбирает тепло у потока воздуха, идущего из салона, охлаждает его и направляет на дефлекторы. Сам же хладагент движется в направлении компрессора, образуя замкнутый цикл. По такому , включая автомобильные.

Плюсы и минусы наличия в автомобиле кондиционера

Основное предназначение автокондиционера – создание для водителя и пассажиров комфортного микроклимата. Как показали недавние исследования, таковым нужно считать температуру в салоне, лежащую в пределах 22 – 26 градусов при влажности порядка 50 – 65%. Система вентиляции обеспечить такие характеристики в жаркое время года не в состоянии, но для климатической системы поддержание требуемой температуры и влажности – задача вполне посильная. Так что без автомобильного кондиционера в жару обеспечить хорошее самочувствие водителя практически невозможно – а это фактор, влияющий на безопасность дорожного движения. За столь полезное приобретение приходится расплачиваться, и недостатков даже у самых совершенных моделей климатических систем хватает:

  1. Одним из наиболее существенных минусов установки автокондиционеров считается заметное падение мощности (в среднем – на 10 л. с.), что приводит к падению приёмистости двигателя и увеличению расхода топлива (примерно на 0,8 – 0,9 л./100 км.). Правда, чем мощнее авто, тем менее заметен этот эффект.
  2. Поскольку автокондиционер представляет собой многокомпонентное устройство, его узлы необходимо где-то размещать. Поэтому полезный объём подкапотного пространства заметно уменьшается. А это ведёт к ухудшению охлаждения силового агрегата и риску его перегрева. Большинство моделей имеет штатные приспособления для крепления компрессора и других составляющих кондиционера, но в автомобилях, конструкция которых не предполагает установки климатической системы, её монтаж может привести к печальным последствиям.
  3. Ещё одним недостатком использования в автомобиле кондиционера считают риск подхватить простудное заболевание. Действительно, если разгорячённый водитель попадает в раскалённый на солнце автомобиль и начинает движение, его естественной реакцией является установка максимальной температуры охлаждения. Ледяной поток воздуха, попадая на лицо, провоцирует быстрое размножение вирусов, поражающих верхние дыхательные пути. Разумеется, опытные водители знают, как поступать в таких случаях, поэтому простудные заболевания – это бич начинающих автовладельцев.
  4. Серьёзным недостатком автокондиционеров считается появление (это касается только устройств, эксплуатирующихся достаточно долго). Это результат жизнедеятельности бактерий, для которых испаритель является идеальной средой обитания. Само по себе зловоние – уже неприятно, но здесь есть и другие риски. Например, вероятность заразиться легионеллой – бактерией, провоцирующей возникновение одной из форм пневмонии. Борются с этим явлением посредством дезинфекции испарителя – эту услугу предлагают многие СТО.

Как и любое другое сложное техническое устройство, автомобильный кондиционер нуждается в проведении регулярных обслуживающих процедур. Но поскольку в плановое ТО диагностика системы кондиционирования не входит, делать это нужно отдельно с периодичностью раз в 3 – 5 лет для новой машины и каждые год – два для авто с большим пробегом. Чаще всего выполняется процедура дозаправки системы фреоном.

В большинстве случаев падение давления свидетельствует о наличии каких-либо проблем, но не всегда: со временем появляются микротрещины, которые невозможно выявить, но через них хладагент медленно испаряется наружу. Не стоит забывать и о таком факторе, как возможность продажи автомобиля с целью покупки нового. Если он не оснащён системой кондиционирования, шансы получить за него хорошую компенсацию намного ниже.

Стоимость установки автокондиционера

Можно ли установить кондиционер в автомобиль позже? В подавляющем большинстве случаев ответ будет положительным. И, если взвесив все «за и против», вы пришли к выводу, что лучше оснастить своё авто климатической системой поздно, чем никогда, остаётся учесть ещё один фактор – стоимостной. Здесь всё не так однозначно. Скажем, смонтировать систему кондиционирования на вазовскую «классику» будет дороже, чем установить автокондиционер на Шкоду. Если говорить о средних ценах, то такая процедура, производимая в гаражных условиях, обойдётся вам в примерно 2 тысячи условных единиц. Если вы предпочитаете более надёжные способы, стоимость вырастет примерно в полтора раза, но при этом вы получите хоть какую-то гарантию на установленное оборудование.

Впрочем, найти сервис, который занимается этими специфическими работами, совсем непросто. Диагностика и ремонт – пожалуйста, с этим сегодня проблем нет. А установка автокондиционера «с нуля» – это совершенно другое дело, требующее наличия соответствующего опыта, знаний и квалификации. Немногие СТО имеют возможность держать в своём штате такого узкоспециализированного профессионала, загрузка которого может оказаться намного ниже ожидаемой.

Факторы, влияющие на выбор кондиционера в автомобиль

Если вы нашли специалиста, готового приступить к установке автокондиционера, следующий обязательный шаг – выбор устройства, которое бы подходило по всем параметрам для вашей модели авто. Как правило, подобные сведения указываются в мануале (инструкции по эксплуатации), в разделе дополнительных устройств. Тип кондиционера следует выбирать, ориентируясь на мощность вашего силового агрегата. Любой автомагазин, специализирующийся на продаже автокондиционеров, предоставит в ваше распоряжение свежий каталог климатических систем, по которому можно без труда подобрать устройство, в полной мере соответствующее характеристикам вашего транспортного средства.

Важно проверить, насколько полной является комплектация выбранного автокондиционера. Типовая система кондиционирования должна включать:

  • компрессор вместе с ремнём;
  • испаритель;
  • конденсор (в народе этот узел обычно называют радиатором кондиционера);
  • ресивер-осушитель;
  • соединительные трубки, сопряжения, датчики, предохранительные клапаны;
  • блок управления устройством;
  • другие необходимые комплектующие, присутствующие в описи приобретаемого комплекта;
  • инструкция по монтажу автокондиционера на русском языке.

Отметим, что если ваш автомобиль произведён после 1993 года, заправочной жидкостью для него будет фреон R134a, в противном случае нужно заправлять систему фреоном R12. Необходимо также определиться, какому типу кондиционера отдать предпочтение: ручному или автоматическому. Первые бывают одно- и многозонными, автоматические устройства, охлаждающие одну зону, встречаются крайне редко.

Это самые бюджетные устройства, управление которыми осуществляется вручную, с помощью регулятора, встраиваемого в приборную панель. Он отвечает за силу подачи потока охлаждённого воздуха в салон, в то время как его направление регулируется шторками дефлекторов.

Автоматические кондиционеры

Более продвинутые климатические системы оснащаются монитором, на котором можно выставлять требуемые характеристики охлаждения. Эти параметры запоминаются, и электроника отслеживает, чтобы при работе кондиционера они находились в заданных пределах. Такие климатические системы позволяют устанавливать свои параметры микроклимата для отдельных зон автомобиля (водитель, передний пассажир, заднее сиденье целиком или с разделением).

Самостоятельный монтаж автокондиционера

Если вы твёрдо намерены сэкономить значительную сумму на установке автокондиционера, трижды подумайте о целесообразности такого шага, поскольку любая ошибка может привести к печальным последствиям. А ведь для этого потребуется разобрать почти половину моторного отсека и выполнить много операций, требующих внесения изменений в конструкцию автомобиля (если данная модель не предусматривает ).

Если ваше решение непоколебимо, следует запастись необходимым набором инструментов, вам потребуется и специализированное оборудование. Внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к комплекту, и проверьте, все ли комплектующие имеются. Если чего-то не хватает, необходимо обратиться в ту торговую точку, где вы приобретали автомобильный кондиционер. Приготовьтесь к тому, что установка кондиционера в машину может растянуться на неделю, поскольку некоторые конструктивные элементы, необходимые для проведения монтажных работ, придётся искать по ходу установки.

Примерная последовательность работ:


Отметим, что если вы никогда раньше не имели дела с автомобильными кондиционерами, следует отказаться от самостоятельной установки кондиционера в авто – эта операция считается очень сложной, и далеко не все СТО предоставляют подобную услугу именно по причине её сложности и трудоёмкости.

В транспортных средствах кондиционеры применяют для поддержания оптимальных климатических условий. Как правило, они используются для понижения температуры, однако пользуются популярностью и системы с функциями тепловых насосов. Из недостатков отмечают загрязненность воздуха, выделяющегося такими устройствами.

Установка автомобильного кондиционера

К сожалению, не все автомобили оборудованы климатическими системами. А те, у которых предусмотрено наличие кондиционера, в силу ряда причин могут остаться без него. Возникает вопрос: где, какой, как лучше приобрести и установить это нужное устройство. Самый простой и дешевый способ - обратиться в сервисную компанию или официальный дилерский центр. Однако устроит ли владельца машины предложенный автомобильный кондиционер, а главное, во сколько это обойдется? Как можно минимизировать расходы и при этом получить желаемую опцию достойного качества?

Как определить объем и стоимость работ

Прежде всего надо ответить на вопрос: на какую машину предполагается ставить автомобильный кондиционер? Если конструкция транспорта рассчитана на установку, то проблем не возникнет. Достаточно выбрать из имеющихся предложений понравившуюся модель, уточнив при этом, подойдет ли она на данный автомобиль. Если же в базовой комплектации не предусмотрено такой опции, то цена работ по установке может быть достаточно высокой. Альтернативой может быть мобильное исполнение - устройство не монтируемое конструктивно, а подключаемое автономно.

Можно ли самостоятельно качественно поставить кондиционер

Многие автовладельцы самостоятельно модифицируют свои машины. Зачастую качество работ оказывается на уровне профессионального обслуживания. Однако известна и другая сторона медали, когда специалистам приходится ремонтировать или заменять безнадежно испорченные хозяином транспорта детали и системы. Далеко не у всех автолюбителей есть набор профессионального оборудования и соответствующие навыки для выполнения тех или иных задач. В частности установка автомобильных кондиционеров требует определенных знаний и умений. Поэтому выбор должны делать сами владельцы, которым и предстоит пользоваться установленными системами.

Установка первого кондиционера на автомобиль

Выбирая модель устройства для авто, на которой оно изначально монтироваться не предполагалось, следует учесть некоторые факторы. Желание владельца установить автомобильный кондиционер говорит о том, что машина старая либо это бюджетный вариант. Поэтому следует учесть некоторые нюансы.

    Как правило, на подобных авто стоят маломощные двигатели, а установка таких систем влечет за собой дополнительное энергопотребление, которое в конечном счете способно негативно отразиться на эксплуатационных свойствах транспортного средства.

    Теплоизоляция. Установка климатической системы на "продуваемое" авто бесполезна. Не на такие машины, как правило, рассчитаны автомобильные кондиционеры. Цена объема работ по теплоизоляции и установке системы при этом может оказаться выше стоимости самого транспорта.

Ремонт или замена. Что предпочтительнее?

Рано или поздно кондиционер может сломаться. В таких случаях можно отдать машину в сервис либо попытаться справиться с проблемой самому. Также встречаются индивидуальные мастера, берущиеся за ремонт автомобильных кондиционеров. Различные модели конструктивно отличаются друг от друга, поэтому некоторые допускают замену отдельных частей, а некоторые легче полностью обновить. Имеет значение и целесообразность - старую практически полностью амортизированную модель лучше целиком заменить, чем восстанавливать. В противном случае прибор в скором времени может снова выйти из строя.

Как выбирать кондиционер для конкретной машины

Оптимальным вариантом при замене неисправного устройства будет полная замена, что впрочем, не всегда возможно по ряду причин: авто снято с производства, как следствие, поступления запчастей на рынок не происходит; временные ограничения - заказ оригинального варианта предполагает долгую доставку. При этом обращение в компанию, где делают ремонт автомобильных кондиционеров, не всегда гарантирует починку устройства. В таких случаях придется искать замену. Есть унифицированные модели, которые взаимозаменяемы. Этот вариант предпочтительнее. Важно подобрать изделие с идентичными параметрами, такими, как мощность и совпадение крепежных посадочных мест. Иногда работа усложняется и приходится модифицировать или изменять способы фиксации и подключения. При этом важно приобрести кондиционер с такой же производительностью.

Система кондиционирования от прикуривателя

Самый простой и быстрый способ оборудовать машину климатической системой. Возможно и самостоятельное изготовление подобного устройства из подручных средств. Однако все же проще купить готовый автомобильный кондиционер от прикуривателя. Эффект при этом будет заметно отличаться от стационарного типа.

Из плюсов можно выделить небольшие размеры, портативность, низкая цена (хорошие кондиционеры стоят 2 000 рублей), из минусов - низкая производительность в сравнении со стационарными системами. Однако при всех недостатках такие приборы пользуются заметной популярностью, причем устанавливают их владельцы из разных сегментов авто. Так, зачастую устройства покупают на машины, где уже присутствует штатный автомобильный кондиционер, возможно, это делается для точечного охлаждения.

Надо понимать принцип работы охлаждающих приборов. При выработке холодного воздуха производится и определенное количество горячего. Если мобильный терминал предлагается без отводящего теплоустройства, то стоит обратить на это внимание. Впрочем, есть и качественные образцы. Однако на эти автомобильные кондиционеры цена высокая и может достигать 60 000 рублей.

Знойным летом помещение, где работает кондиционер, становится блаженным оазисом, который не хочется покидать. Осознавая все преимущества охлаждённого воздуха, в то время пока город плавится от жары, люди начинают заранее, даже зимой, заботится о монтаже этого чудного прибора в своём доме. Почитав форумы с отзывами, выбрав и купив нужную модель, вы сталкиваетесь со следующей дилеммой, связанной с установкой: сделать всё самостоятельно и бесплатно или вызвать частного мастера. Если Вы выбрали первый вариант, то читайте статью, где мы подскажем, как установить кондиционер в квартиру своими силами, а также предоставим фото и видео материалы в качестве наглядных инструкций.

Есть множество видов кондиционеров для квартиры, наиболее же известный именуется «сплит-система», об установке которого далее и пойдёт речь. Состоит она из 2-х блоков: внутреннего – испарителя, и внешнего – конденсатора, которые соединяются благодаря электрическим кабелям и 2-м медным трубкам, по которым течет фреон. От внутренней части ответвляется трубка из пластика, предназначенная для слива конденсата.

Видеоурок, где вы узнаете о нужных инструментах и самых частых ошибках, допускаемых при монтаже:

Пошаговая инструкция

Для начала нужно установить внешний блок. Хорошо, если у вас в квартире открытый балкон. Это обеспечит неограниченный доступ к кондиционеру. Если же Вы решили выполнить установку кондиционера на балконе, который застеклен, тогда конденсатор крепится на наружной стене дома, в которой предварительно проделайте отверстия. Закрепить внешнюю часть системы на поверхности помогут анкерные болты и надежные кронштейны. Чтобы уберечь прибор от осадков, соорудите над ним козырек.

Перед тем, как установить кондиционер в квартиру своими руками, ознакомьтесь со следующими советами:

  • поверхность для крепления должна быть ровной и крепкой;
  • живя на первом этаже, монтируйте блок на высоте не менее двух метров, чтобы он не стал мишенью для воров;
  • при выборе кронштейнов учитывайте, что они должны выдерживать на себе вес, в 2-3 раза превышающий вес техники;
  • проживая на верхних этажах, но не имея балкона (лоджии), придётся воспользоваться услугами альпинистов (на фото ниже) или автомобиля со специальной лестницей для того, чтобы установить кондиционер в квартире с фасада.

Установив наружный блок, сверлим в стенке отверстие, необходимое для соединения кабелей и трубок с хладагентом, которые соединяют разрозненные части сплит-системы. Далее монтируется «гидроизоляционный стакан», куда мы укладываем провода и трубки. Следующим шагом будет установка внутреннего блока кондиционера в квартире своими силами. Перед тем как обозначиться с местом, где вы его разместите, прочитайте нижеперечисленные рекомендации:

  • метраж между внутренним и наружным блоками должен быть не более семи-тридцати метров (конкретная цифра зависит от модели самой системы);
  • корпус, размещённый в квартире, должен находиться от других вещей (по отношению к мебели) на расстоянии не меньше, чем три метра;
  • чтобы не дуло и не заболеть, воздержитесь от того, чтобы установить кондиционер над кроватью и местом где Вы трудитесь, а также над батареями, нагревателями, каминами и т.д.

Классификация внутренних блоков:

  1. Потолочные
  2. Напольные
  3. Настенные

При установке настенных и потолочных кондиционеров закрепляем достаточно прочные кронштейны, на которых и зафиксируем прибор. С напольным устройством всё гораздо проще: его вовсе не нужно закреплять, а лишь поставить на специально отведённое место в квартире.

Важно! Если напольный блок будет стоять неровно, тогда на полу окажутся все капли конденсата. Разместите его должным образом сразу, поскольку после установки кондиционера корпус уже никуда не перенесешь!

Далее идёт процесс штробления особых отверстий для проводов и трубок, которые соединяют внутренний и внешний блоки. Во многих случаях штробят стены, потолок, изредка – пол. Если этот процесс для Вас сложен, тогда просто уложите коммуникации в короб из пластика, который не нарушит интерьер квартиры.

Соединяя блоки проводами и трубками, воспользуйтесь фитингами. Трубки с фреоном запрещено раскручивать в местах соединений и перегибать по 2, 3 и больше раз. Обязательно проштробите для дренажного шланга собственную магистраль, дабы отвести конденсат из внутреннего блока, например, на улицу. Соединив систему, осуществляем вакуумацию коммуникаций для устранения из них ненужной влаги и воздуха. Этот процесс осуществляется только с помощью специализированного оборудования. Далее необходимо самому подумать про отдельное электропитание для кондиционера в квартире. Для этого к прибору нужно (в штробах), а в распределительный щиток нужно установить отдельный автомат. Кабеля кладутся в штробах.

Проверьте, получилось ли Вам своими руками в домашних условиях произвести монтаж кондиционера. Для этого используйте определённую тест-программу, которая активируется при первом включении прибора. Положительным результат будет тогда, когда техника будет хорошо функционировать, без вибрирования корпуса.

Контролируя микроклимат личного пространства, мы создаем условия, оптимальные для отдыха, работы, занятий. Установка сплит системы позволит задавать благоприятный уровень температуры и влаги наиболее простым способом. Согласитесь, в летний период есть немало дней, нуждающихся в регулировании климатических параметров.

Прочитав предложенную нами статью, вы узнаете все подробности и тонкости выполнения работ по монтажу кондиционирующего оборудования. Тщательно подобранная и систематизированная информация пригодится как самостоятельным домашним мастерам, так и заказчикам услуг монтажников для проверки надлежащего исполнения.

У нас детально описан процесс установки, перечислены нюансы расположения и крепления блоков. Перечислены материалы, требующиеся для проведения монтажа и подключения агрегатов. Ценным дополнением к тексту, облегчающим восприятие сведений, являются фото и видео-приложения.

Изучая информацию о том, как самому правильно осуществить установку сплит системы в частном доме или квартире, первоначально нужно выбрать месторасположение ее частей.

Для этого необходимо учитывать направление распределения потока холодного/горячего воздуха в помещении, учитывая основные технические требования, указанные производителем оборудования в инструкции.

Самые распространенные варианты месторасположения внутреннего блока сплит системы – над кроватью/диваном. Наружный – обычно выносят на улицу и устанавливают на участок возле окна или на балконные плиты

Существуют определенные правила, которые обязательно должны учитываться при выборе точки размещения блоков:

  • расстояние между агрегатом и потолком должно составлять не меньше 15-20 см, хотя некоторые производители указывают в инструкции 20-30 см;
  • от боковой части до стены – не меньше 30 см;
  • до преграды, которая будет препятствовать потоку выходящего воздуха или его рассеивать – не меньше 150 см.

Для наружной части сплит системы, месторасположение выбирают исходя из несущих способностей стен. Возможен монтаж вблизи окна, на плитах, ограждающих лоджию, или на стене рядом с балконом.

Для тех, кто живет на нижних этажах, установка блока проводится над окном – как можно дальше от прохожих.

Исходя из технических требований к стене вентфасада, используемой в качестве площадки для фиксации наружного блока сплит системы – возможная нагрузочная способность должна быть в 2,5 раза больше массы установочного агрегата

Для многоэтажного дома, особенно если квартира находится на верхнем этаже, потребуется привлекать высотных специалистов или определить точку монтажа в предельной близости с окном, что обеспечит легкий доступ при монтаже.

Определение расстояния между блоками

Часто выбор места размещения оборудования регламентируется минимальным и максимальным расстоянием между ее частями. Эти показатели в основном указываются производителем и зависят от модельного ряда и характеристик .

Иногда фирмы не указывают минимальную длину контура между двумя агрегатами, поэтому монтаж может выполнятся произвольно.

Минимальное расстояние между блоками сплит системы фирмы Daikin 1,5-2,5 м, Panasonic – до 3 м. Однако, если блоки расположены в метре друг от друга, длина трассы должна составлять не менее 5 м (ее излишки сворачивают в кольцо и прячут за блоком)

Немного легче разобраться с максимально возможным расстоянием между двумя агрегатами. Стандартный показатель – 5 м. Возможно и увеличение длины трассы, но в этом случае необходимо рассчитывать на дополнительные расходы в связи с необходимостью дозаправки фреоном.

Подготовка к выполнению работ

Решение заняться установкой сплит системы самостоятельно приходит, как правило, после выяснения расценок у специалистов. Невероятно высокие суммы за выполнение работы, занимающей 3 часа, аргументируются наличием дорогостоящих инструментов и его износом в процессе эксплуатации. Именно это и составляет основную долю платы за услуги мастера.

Если расценки от монтажников сплит-систем слишком велики, стоит выполнить установку собственными руками, досконально изучив технологию этого вида работ

Если посмотреть рекомендации производителей оборудования, то часто в инструкциях указывается, что подготовительные работы можно сделать своими силами, а вот для монтажа трубопроводов, подключения к электрической сети, проведения процесса вакуумирования желательно приглашать специалистов с соответствующими инструментами.

Инструменты для установки оборудования

Выполнить самостоятельный монтаж охлаждающей установки можно, т.к. большая часть инструментов есть в чемодане домашнего мастера. Исключением может быть вакуумный насос, но покупать его необязательно - изготовить подобный агрегат удастся из старых деталей.

Некоторые бригады мастеров даже не используют это оборудование при прокладке трассы длиной до 6 м.

Если при самостоятельной установке кондиционера не удалось найти вакуумный насос, альтернативным вариантом может послужить мощный компрессором от старого холодильника или аквариумный нагнетатель

В процессе монтажа важным аспектом является соблюдение горизонтальности расположения блочных систем. В связи с этими требованиями каждый этап работы должен сопровождаться контрольной проверкой строительным уровнем.

Если какого-либо инструмента нет в наличии, его можно взять в аренду в строительном магазине.

Заранее необходимо будет подготовить следующее оборудование:

  1. Перфоратор. Применяется для проделывания дырок в фасаде, через который будут проложена трасса, обобщающая внешний и внутренний блоки.
  2. Дрель с набором свёрл. Используется для монтажа крепежных элементов.
  3. Труборез для разреза труб из меди.
  4. Прибор для устранения заусенцев после нарезки труб. Можно использовать ример, напильник и наждачную бумагу.
  5. Вальцеватель медных труб.

Некоторые считают, что применение римера не имеет смысла, особенно если новый и не оставляет заусенцев и вмятин, однако напрасно.

Только после произведенных манипуляций фаскоснимателем край развальцованной трубки сможет максимально плотно прижиматься гайкой, а соответственно, утечка фреона маловероятна.

Работа устройством для развальцовки медных труб выполняется методом деформации трубки по выбранному шаблону, вследствие чего образуется конус. При этом сохраняется изначальная толщина стенок и круглое сечение

Согласно техническим правилам монтажа, необходимо наличие вакуумного насоса - герметизация системы кондиционирования выполняется именно этим оборудованием. После наполнения трассы хладагентом, проводится процесс вакуумирования.

Приобретение необходимых материалов

Комплектующих потребуется достаточно много, но все они легко доступны в любом профильном магазине. Не стоит забывать, что материалы должны быть максимально качественными и подбираться исключительно для устройства, функционально направленного на холод.

Необходимо приобрести провод для подачи питания и подсоединения блоков. В паспорте или в инструкции по монтажу оборудования всегда указывают необходимые параметры.

Стандартно – это четырехжильный силовой кабель с площадью сечения 2 мм 2 или 2,5 мм 2 . Длина подбирается исходя из расстояния трассы, с учетом небольшого запаса.

Еще понадобится подготовить бесшовные трубы толстостенного типа из мягкой меди, предназначенные для охлаждающих приборов. Трубы подбираются меньшего и большего диаметров. Более конкретные характеристики указаны в руководстве пользователя.

Длина равняется протяженности трассы плюс дополнительный запас до 30 см. В процессе транспортировки трубок их края должны быть заглушены для укрытия от оседания пыли внутри изделия.

Трубы подбираются исключительно для охлаждающей системы, их мягкий медный сплав хорошо поддается развальцовке и обеспечивает должную герметичность

Для изоляции труб используется утеплитель из вспененного каучука. Продают его отрезками по 2 м. Для осуществления мер по теплоизоляции потребуется длина, равная протяженности трассы. Синтетический утеплитель применяется на двух диаметрах труб.

В качестве дренажной трубки специалисты рекомендуют устанавливать шланг-гофру, оснащенный внутри спиралью из пластика. Также можно воспользоваться альтернативной деталью – полипропиленовой трубкой. Ее протяженность равна длине трассы с надбавкой в 80 см.

А еще потребуется два кронштейна L-образного типа, чтобы зафиксировать блок снаружи. Подходящий размер деталей определяется его габаритами, а запас прочности по несущей нагрузке должен превосходить его вес в 5 раз. Такое увеличение предельно допустимого напряжения детали требуется для компенсации нагрузок ветра и снега.

Покупать эти комплектующие лучше в фирме, занимающейся продажей запчастей для бытовых сплит систем.

После приобретения кронштейна для крепления наружного блока кондиционера нельзя делать в нем дополнительные отверстия, т.к. это значительно снижает запас прочности детали

В качестве деталей крепления применяются: анкера, дюбеля и болты. Их количество, вид и параметры подбирают исходя из вида кронштейнов и крепежной пластины, предназначенной для внутреннего агрегата.

Имеет значение и тип стен, где предстоит монтировать наружную часть системы. Для камуфлирования проложенной линии коммуникаций потребуется пластиковый короб стандартных габаритов 60*80 см.

Порядок установки сплит системы

Самостоятельно установить систему кондиционирования вполне реальная задача, однако существует много нюансов в работе и касаются они определенных моделей, поэтому процесс монтажа может иметь некоторые отличия. Для изучения всех требований, первоначально необходимо прочитать инструкцию именно к приобретенной модели оборудования.

Этап #1 – монтаж наружного и внутреннего блоков

Первым подлежит установке внутренний блок. Определившись с местом его расположения, на стене производится разметка участка под крепежную карту. После высверливания люфтов, вставляются пластмассовые заглушки для дюбелей, навешивается карта и фиксируется дюбелями.

Наиболее тщательное крепление должно производится в нижней части пластины, т.к. на этом участке располагаются защелки, удерживающие блок

После установки кассеты, с помощью строительного уровня измеряется выдержка строгой горизонтальности размещения будущего блока. При любом несоответствии, потребуется переделать всю выполненную работу.

На этом этапе предстоят подготовительные работы под укладку трасс. Сначала рассчитывается линии ее расположения. Затем производится высверливание отверстия в стене фасада, учитывая необходимый уклон в размере более 1/100.

Также с уклоном высверливают и отверстие диаметром 5 см, при этом угол наклона может быть увеличен, в сравнении с трассой. Так, образуемый конденсат лучше будет покидать систему.

При выборе схемы монтажа блоков «спина к спине», требуется произвести проверку отверстия, предназначенного для размещения кабеля питания. Для этого необходимо сверить расположение портов питания на агрегатах.

А теперь настала очередь монтажа наружного блока. Если речь идет о многоэтажном доме, то потребуется специальное снаряжение для высотных работ.

Как и в первом случае, должна быть выдержана строгая горизонтальность блока, поэтому на этапе разметки также используют уровень.

При размещении наружного блока необходимо учитывать ограничение, касающееся его уклона - максимально допустимый угол уклона составляет 45°

В момент установки креплений каждое имеющееся отверстие должно быть заполнено анкерными болтами (стандартный диаметр 10*100 мм), вне зависимости от их количества. После, выставляется наружный блок и тоже фиксируется крепежными деталями.

Этап #2 – прокладка линии коммуникаций

С помощью электропровода и двух медных трубок осуществляется соединение наружного и внутреннего блоков. Дополнительно через стену будет проложена дренажная система, отвечающая за выведение конденсата. Эти элементы необходимо правильно подобрать, подключить, уложить и закрепить.

Сначала следует подготовить медные трубки, отрезав с помощью трубореза нужную длину и обработав края римером от заусенцев и вмятин после процедуры обрезания.

Не рекомендуется использовать другие инструменты, например, напильник. После его применения, вовнутрь трубки попадает металлическая стружка, которая будет циркулировать по системе и в итоге приведет к выходу из строя компрессора.

Чтобы провести трубки из меди через стену, их края необходимо изолировать заглушкой, для защиты от попадания пыли

Теплоизоляция трубок осуществляется методом одевания на них пенополиуретанов ых шлангов. В качестве уплотнителя нельзя выбирать поролон - он имеет короткий эксплуатационный срок. Выполнив меры по теплоизоляции, все стыковочные участки материала плотно проклеиваются металлизированным скотчем.

Теперь наступила очередь укладывать дренаж и кабель. На каждый провод нужно одеть специальный наконечник. Их устанавливают на расчищенные от изоляционного материала проводники и обжимают щипцами.

Готовый кабель подключается к кондиционеру согласно схеме, приведенной в руководстве к прибору.

На обоих блоках на участке, расположенном немного выше портов, находится съемная пластинка, предназначенная для подсоединения медных труб. Под ней размещены электроразъемы для кабеля

Дренажная трубка подключается к специальному выводу на блоке внутри помещения и выводится через отверстие в стене. Трубка должна быть достаточно длинной и заканчиваться не менее, чем на 60 см от стены.

Согласно правилам ее укладка выполняется под наклоном к выходу наружу. Требуется фиксация хомутами через каждый метр длины для устранения провисания, чтобы предотвратить скопление конденсата.

Этап #3 – подсоединение блоков системы

Проведенные через стену коммуникации подключаются к соответственным портам. Важно помнить, что общая длина дренажного трубопровода не может быть более 20 м. Укладка медных труб производится петлевым способом для улавливания масла, которое в небольшом количестве содержится во фреоне.

Дренаж можно отвести двумя способами: вывести его в канализацию или на улицу. Первый способ является технически правильным, однако из-за сложности воспроизведения не получил широкого распространения.

При прокладке дренажной трубки лучше избегать резких поворотов, также не допускаются провисания – на этих участках будет скапливаться конденсат

В нижней части внутреннего блока системы расположена трубка с наконечником из пластика. На нее одевается шланг-гофра и затягивается в месте соединения хомутом.

Для наружного части устройства выполняется аналогичная процедура, однако многие ее игнорируют. Если вместо шланга используется полимерная труба, подбирается соответствующий переходник. С его помощью подсоединяют выход блока и трубку.

Чтобы подключить медные трубки, нужно их изначально проложить по стене, с помощью трубогиба. Если такого инструмента нет в наличии, то предлагаем ознакомиться со статьей, где подробно описано, как согнуть трубу без специального оборудования. Подробнее – читайте .

Трубкам нужно придать необходимый уклон без перегибов и резкого залома. Первым делом их подсоединяют к блоку внутри помещения. Для этого на соответствующих портах ослабляются гайки.

При раскручивании будет слышен характерный звук шипения выходящего азота. Его закачивают в момент производства, для устранения окисления деталей. После его спуска необходимо снять заглушки и вывинтить полностью гайку. Далее выполняется процедура вальцевания.

В процессе развальцовки труба удерживается отверстием вниз во избежание попадания стружки металла внутрь системы

Края труб на участке 5 см выравнивают. Затем проводят развальцовку, чтобы обеспечить соединение входа и выхода блоков. Так получится замкнутая система циркуляции. Корректность выполнения монтажа играет важную роль в обретении свойств максимальной герметичности, в процессе передвижения фреона.

Развальцованный край трубы подсоединяется к необходимому выходу и фиксируется гайкой. Здесь запрещено использовать любые дополнительные приспособления – герметики, прокладки и т.д. Применяемые медные трубки обеспечивают необходимую герметизацию.

Соединяя медные трубки, необходимо прилагать усилия в 60 кг, только тогда медь монолитно обожмет штуцер, а контакт будет герметичным

Аналогичные действия проделывают со всеми четырьмя портами. После подключения следует последний этап установки системы кондиционирования – устранение воздуха и влаги, а также возможных остатков аргона, которые могли накопиться в процессе монтажа.

Этап #4 – вакуумирование системы

Во время проведения монтажных работ в трубки кондиционера попадает воздух и если его не удалить, он окажется в системе кондиционирования. Результатом становится усиленная нагрузка на компрессор, соответственно, его быстрый нагрев.

Также частицы воды негативно сказываются на всех деталях. Во фреоне содержится доля смазочного масла, его гигроскопичная консистенция при контакте с водой становится менее эффективной. В результате износ комплектующих ускорится.

Для удаления воздуха можно применять два способа: вакуумный насос или небольшое количество фреоновой жидкости, которая спускается с блока, расположенного снаружи. При изготовлении наружного агрегата, производители с небольшим излишком.

Метод «пшика» повторяют несколько раз, при этом вторую попытку проделывают с верхним клапаном. Если длина трассы 2-3 м – процедуру проводят 3 раза, при четырехметровой – 2 раза

Альтернативой дорогостоящего вакуумного насоса может послужить высвобождение излишек фреона из системы наружного блока. Для этого на его клапанах отвинчивают заглушки. Работать необходимо с нижним портом большего диаметра. Под его крышкой расположен шестигранный разъем. Исходя из его параметров, подбирается соответствующий ключ.

Подходящим ключом совершают поворот клапана на 90° и через секунду возвращают его в прежнее положение. Таким образом, в систему входит небольшое количество фреона и создается усиленное давление. Секундным нажатием пальца на золотник, находящийся на этом же порту, выпускают излишки фреона и газов из системы.

После полного удаления воздуха, выход золотника закручивается заглушкой, а клапаны полностью открываются и фреон поступает в сплит систему. Для проверки герметичности соединений, их обмазывают мыльной пеной.

Стоит помнить, что при самостоятельной , незначительных факторов не существует. И все, что было сделано некорректно, к примеру, вальцевание труб без зачистки каймы, или недостаточно зафиксированное соединение – в итоге приводит к быстрому износу комплектующих охлаждающей системы. Поэтому в процессе установки нужно проявить предельную аккуратность ко всем деталям.

Если у вас есть необходимый опыт или знания в вопросе монтажа сплит систем, пожалуйста, поделитесь им с нашими читателями. Возможно вам известны некоторые тонкости, о которых мы не упомянули в этом материале? Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы в расположенном ниже блоке.