Первые государства на земле. Самые древние страны мира
Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название, но есть и те, которые сохранили связь с Древним миром.
Армения
История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ.
Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.
История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии.
Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.
По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах.
Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.
Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию.
Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.
На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта.
Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации.
В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.
Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем.
Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения.
Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.
О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.
Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.
Особенности древнейших государств
По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.
Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.
Самое первое государство
Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.
Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.
Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.
Как жили шумеры
Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.
Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.
Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.
Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.
Возникновение цивилизации
Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.
У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.
В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.
Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.
Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.
Вклад в дальнейшую историю
Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.
При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.
Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.
Упадок государства
По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.
Большой Сфинкс и Пирамида Хефрена в Гизе Древний Египет одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда … Википедия
Искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды: Древнее царство (31–22 вв. до н. э.),… … Художественная энциклопедия
Искусство государства, возникшего на Апеннинском полуострове, впоследствии распространившегося назападную и юго восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию и Палестину (8 в. до н. э. – 4 в. н. э.). Историю римского… … Художественная энциклопедия
Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия
Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Жречество Древнего Египта. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Молодой Сети I в образе жреца Маа Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался… … Википедия
Рамессеум … Википедия
См. также: Хронология Древнего Египта История Древнего Египта Додинастический период & … Википедия
История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй пер … Википедия
Книги
- , Никишин В.О.. История Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного…
- История древнего мира. Древний рим. Учебное пособие для академического бакалавриата , Владимир Олегович Никишин. История Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного… электронная книга
Государство в обществах Древнего Востока. На Востоке сложилось несколько типов государственного устройства.
В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая для поддержания оросительных систем. Характерна неограниченная власть правителя и разветвленный государственный аппарат, состоящий из чиновников и воинов. Это Египет, Китай, государства Двуречья.
В военной монархии на первое место выступала соответствующая захватническая функция государства. Здесь постоянно совершались завоевательные войны и грабитель- ские походы на соседние земли. Этот тип государственного устройства являлся самым распространенным на Востоке (Хеттское царство, Ассирия).
Город-государство возникал, как правило, у моря, там, где не было крупных государств. Экономика такого государства была тесно связана с транзитной торговлей (государства Восточного Средиземноморья - Тир, Сидон, Угарит).
Военно-административное государство отличалось от военной монархии тем, что во всех завоеванных странах устанавливалась единая система административного управления (военная монархия сохраняла в завоеванной стране старую систему управления, ограничиваясь взиманием дани). Этот тип государства характерен для мировых держав, - Новоассирийского, Нововавилонского и Персидского царств.
Картина мира древних людей.
Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.
Что же такое «картина мира»? Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его составляющих:
самоощущение человека;
представление им о пространстве, видение его;
ощущение времени.
Эти три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира - это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих его предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологиче-
ское (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства).
Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.
Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.
Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования - фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф - особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества - появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий - христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его основе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.
Первобытные культы доцивилизационного периода являются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты
лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).
Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм - система верований, согласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка - какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который представлялся добрым и заботливым покровителем.
Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания. Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только животные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.
Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.
Человек - представитель первобытной эпохи - во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.
Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую системность и упорядоченность, ощущение времени, формируется мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.
Мифология Древнего Востока хорошо известна по представлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами. В определенные моменты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. Последнее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.
Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о развитии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло гия постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, которое понимается и как обозначение явления, и как знание, и как процесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структурированном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.
Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэтому мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к синтезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завершенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваивал пространство, теперь он стал осваивать время.
На смену мифологии приходят более сложные религиозные учения. Так, в VI - V вв. до нашей эры в Индии зарождается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека неизменно представляет страдание. Страдание является следствием нескончаемых и все возрастающих желаний человека, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нирваны (просветления). Нирвана понималась как освобождение от бесконечной цепи перерождений и растворение в космосе. Перерождения происходят вследствие постоянного потока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания - дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существования, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда провозгласил «срединный путь» достижения нирваны - отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестями данного мира, который считался иллюзорным. Пространство в буддизме еще более расширилось, охватив мир элементарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконечность.
Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этических представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное учение имеет вполне реального основоположника - это Кун-цзы, или Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выражалась через преданность государю - «чжун», верность долгу - «и», сыновнюю почтительность - «сяо», великодушие - «куань» и ряд других положительных характеристик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» - «благородный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархический порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.
Необычным, весьма интересным явлением в истории человечества является иудаизм. Появление этой религии связывается с кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между человеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира становились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структуру. Из ограниченного он становится бесконечным, в согласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относительно аморфного и сферического - четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию - подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.
Следующим этапом в развитии человеческого мировоззрения стало христианство. Оно символизировало кризис античных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-
теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолютным властелином и творцом мира, в отличие от олимпийских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христианстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творения, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способностью к творчеству.
Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивидуума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.
Но меняется и сам мир. Время перестает быть цикличным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в будущем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдающейся» песчинкой.
Культурное наследие древних цивилизаций.
Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.
«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros - «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.
Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой - 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.
Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские - в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь - в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.
Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности - клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-
ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи - произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.
Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни - зиккураты - вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.
Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом - одним из первых в мире.
Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.
Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III - П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения - «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей - дорического и ионического. Дорический стиль - строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.
Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.
Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.
Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.
Какая страна самая древняя в мире? Ответить на этот вопрос не так просто, но мы всё же попробуем в нём разобраться. Итак, в этом посте о том, какая из существующих на сегодня стран имеет наибольшее право называться самой древней.
Самый простой, но и самый формальный способ — соотнести страну и государство с определённым названием и формой правления. С этой точки зрения самой древней страной будет карликовое государство Сан-Марино, расположеное в Италии. Оно было основано более 1700 лет назад — в 301 г. н. э. А вот современная Россия, СССР и Российская империя или Германия до первой мировой, после первой мировой и после второй мировой будут формально разными странами, хотя, как мы понимаем, между ними есть вполне явная историческая и культурная преемственность. Странно будет также считать, например, что после великой французской революции года одна страна (королевство Франция) куда-то исчезла и на её месте появилась новая (французская республика). Поэтому более естественным кажется использовать всё же менее формальные критерии и считать, что страна, её название, государственное устройство может изменяться, но при этом должны сохраняться традиции, культура, а люди в основной своей массе должны продолжать считать себя тем же народом, нацией, что и раньше. В этом случае Россия как страна будет начинать свою историю с 8-9 века, когда появилось Древнерусское государство, а Франция — с конца 5 века, когда бывшая римская провинция Галлия была завоёвана франками.
Какие государства появились самыми первыми? Согласно современным представлениям, среди наиболее древних цивилизаций мира можно выделить три — Шумерскую цивилизацию на территории современного Ирака, Древнеегипетскую цивилизацию, а также Хараппскую цивилизацию на берегах Инда. Но сохранились ли они до наших дней? Увы, нет. Государство шумеров было завоёвано ещё в древности, и следы этого народа теряются в перплетениях истории. Сегодня трудно даже сказать, живут ли потомки шумеров в наши дни и среди каких народов. В любом случае традиции, язык, культура шумеров знакома нам сегодня лишь на основе археологических изысканий. Та же судьба постигла и хараппскую цивилизацию.
фреска — эпизод из жизни древних египтян
Что же касается Древнего Египта, то следы этой цивилизации и народа всё же прослеживаются до наших дней. Но с современным Египтом Древний Египет всё же вряд ли можно соотнести, и причина этого в следующем. Египет много раз завоёвывали, и если первых завоевателей страна всё же как-то могла переварить, то после арабского завоевания преемственность была утрачена. Пришлое арабское население смешалось с местным, но принесло свой язык, религию и культуру, поэтому современное население Египта по большей части воспринимают себя как арабов, а совсем не как потомков древних египтян. Лишь малая часть населения Египта (копты) отчасти сохранила приверженность доарабским традициям, в основном, в области религии, но и она разговаривает на арабском языке.
А самой древней из существующих цивилизаций, которая, с одной стороны, возникла достаточно давно, а с другой, смогла благополучно пережить все катаклизмы истории, является Китай. Возникнув более 4 тыс. лет назад, Китай много раз распадался и воссоединялся, неоднократно был завоёван, но его огромное население и богатая культура приводили к тому, что все завоеватели рано или поздно «китаизировались». Так что китайцы по сей день соблюдают свои уходящие вглубь веков традиции, изучают древние легенды, гордятся своей многотысячелетней историей. А Китай может по праву претендовать на звание самой древней страны мира.