Памуккале — Горячие источники Иераполиса. Древний город иераполис — объект юнеско и колыбель раннего христианства в турции

Иераполис (так же Иерополис, Гиераполис или Иераполь) - руины древнего города и уникального античного курорта в Памуккале (провинция Денизли, Турция). Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Краткая история города

Известно, что постройки на этой территории были уже во втором тысячелетии до н. э. В 190 г. до н. э. здесь был основан новый город. Основатель - Пергамский царь Евмен II из династии Атталидов. Город получил название Иераполис, что в переводе с греческого Ἱεράπολις означает "Священный Город". Позже город был практически полностью уничтожен крупным землетрясением, но был восстановлен.

Во II в. до н. э. Иераполис уже находился в подчинении Рима. Именно в этот период здесь основывается крупный курортный центр, так как возле города расположены уникальные термические источники с высоким содержанием кальция.

Известно, что в 80 г. н. э. в городе принял мученическую смерь (был распят на кресте) один из апостолов Иисуса Христа - Филипп.

В IV в. римский император Константин I Великий (основатель Константинополя) сделал Иераполис столицей области Фригия.

К концу IV в. город переходит во власть Византийской Империи.

В начале XIII в. Иераполис становится турецкой территорией.

Окончательно жители покинули город после крупного землетрясения 1354 г.

Сохранившиеся памятники архитектуры

На территории Иераполиса в руинах сохранилось несколько выдающихся памятников древней архитектуры. Крупнейший из них - это древний амфитеатр на 12 тыс. зрителей (один из самых крупных в Турции). Так же здесь находится самый крупный в стране античный некрополь. Прочие памятники: храм в честь бога Аполлона; храм в честь бога Плутона; руины римских бань с действующим на их месте бассейном Клеопатры; храм над местом мученической смерти святого Филиппа и прочие постройки.

Памуккале

Памуккале – это уникальный природный объект, в состав которого входят 17 геотермальных источников с температурой воды от 35 до 100 градусов, а так же водоемы терассы, образовавшиеся из травертина. На сегодняшней момент это, пожалуй, одна из самых популярных достопримечательностей Турции. В 1988 году Памуккале и руины города Иераполис, который находится на территории Памуккале, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памуккале

Памуккале Турция, добраться до Памуккале

Памуккале расположен в провинции Денизли, что на юго-западе Турции. Добраться до него можно и самостоятельно. Сначала необходимо добраться до города Денизли, что в 65 километрах от Памуккале. А оттуда уже можно доехать на бесплатных рейсовых автобусах. Первый способ – это самолетом. Аэропорт Денизли принимает рейсы из два раза в день. Так же можно долететь до Измира, который находится в 4 часах езды от Денизли. Железнодорожная станция принимает поезда только из Измира. Практически из любого города Турции ходят автобусы Денизли-Памуккале, но следует учитывать, что они тоже доезжают только до Денизли, где вы уже пересядете на другой автобус. От автостанции Денизли курсируют и частные долмуши.

Природный парк Памуккале образовался в результате стекание воды по склонам горы, которая образовывает систему причудливых водоемов из известняка – травертины. Эти ослепительно белые терассы образовались в результате отложения соли из насыщенной кальцием термальной воды. Памуккале использовали как курортную зону еще с античных времен.
Памуккале

Вход в Памуккале стоит 30 турецких лир, в рублях это около 536 рублей. Гора открыта для туристов круглосуточно. Ходить по травертинам запрещено, за исключением специально открытой для туристов зоны. И даже в это зоне разрешено ходить только босиком. Купаться в травертинах тоже запрещено, за соблюдениями этих правил следят специальные люди, хотя многие туристы все же погружаются в травертины.


Помимо травертин в Памуккале расположены руины древнего города Иераполис – который начинают строить еще в 2000 до нашей эры. Основными достопримечательностями этого города считаются некрополь, который был построен из мрамора и известняка. Он располагался за пределами городских стен вдоль дороги. В некрополе можно встретить множество могильных памятников и надгробий, которые делятся на три вида – саркофаги, склепы и ликийские могилы.

Амфитеатр Иераполиса вмещал в себя более 15 тысяч зрителей одновременно, и имеет 300 степеней, общей высотой 100 метров. Строительство амфитеатра было завершено в 206 году нашей эры. Храм — мартирий Святого Филиппа, IV века постройки. Согласно приданием этот храм был построен на месте кончины апостола, где якобы и находилась его могила, которую так и не удалось найти. Храм Аполлона, который согласно сейсмологическим исследованием был построен над проходящим под землей разломом. Этим природным явлением часто пользовались жрецы, чтобы доказать свою связь с богами.

Еще одна природная достопримечательность Памуккале – это «Бассейн Клеопатры». Это бассейн с термальной водой, температура которой составляет 36 градусов, на вкус напоминает Боржоми. Для того чтобы туристы не купались в травертинах в «Бассейне Клеопатра» разрешено купаться.

И завершите свое путешествие по Памуккале и Иераполису посещением музея, который открыт в зданиях римских бань. Здесь вы найдете экспозиции из драгоценностей, монет, саркофагов, скульптур и барельефы, которые были найдены в древних городах Лаодикии, Триполиса и Колоссы.

http://youtu.be/vbOti6V3sD0

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • – путешествие начинается с выбора выгодной страховки, сервис позволяет найти лучший вариант под ваши требования;

Памуккале (в переводе с турецкого означает «хлопковая крепость») – населённый пункт в Турции, расположенный в её Эгейском регионе в 18 км от административного центра Денизли (Denizli) и в 5 часах езды от туристической «столицы» страны Анталии. Эта маленькая и тихая деревушка с классическим провинциальным пейзажем – белые стены, красные крыши - получила мировую известность благодаря двум своим достопримечательностям, внесённым в 1988 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, одна их которых – уникальные по своей природе термальные источники, а вторая – развалины древнего города Иераполиса.

Конечно, достопримечательность Памуккале - это место, в котором просто нельзя не побывать, отдыхая в Турции. Мы совершим небольшую экскурсию в уникальную и необыкновенную по красоте местность Турции, и коротко расскажем, почему нужно побывать в Памуккале. Такую поездку Вы не забудете никогда.


Особенности климата

На климат в Памуккале влияет расположение близлежащих гор, которые тянутся перпендикулярно морскому побережью и не мешают тёплым ветрам с Эгейского моря проникать на территорию региона, вследствие чего зима здесь тёплая и дождливая. Не смотря на это средняя годовая температура в Памуккале ниже, чем по региону на несколько градусов. Максимальная средняя температура января составляет около 10 ºС, а максимальная температура июля 35 ºС тепла.

Развалины города Иераполис


Памуккале – это турецкий город, который располагается на руинах античного города Иераполиса (Hierapolis), чьи первые постройки датируются ещё вторым тысячелетием до нашей эры. Согласно древней легенде он был назван в честь мифической Королевы Амазонок – Иеры (Hiera), которая считается основательницей другого турецкого города Бергама. В археологической литературе Иераполис называют также Святым городом, по причине большого сосредоточения в нём различных религиозных структур. Более того, в первом столетии нашей эры он стал одним из центров христианства, после того как здесь был казнён один из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Святой Филипп.


За всю историю своего существования древний турецкий город Иераполис поочерёдно находился во владении греков, римлян, византийцев и, наконец, в 1210 году перешёл во владение турков. Во времена Римской Империи Иераполис приобрёл популярность благодаря своим термальным источникам и считался курортом римской аристократии. Тогда его население достигало 10 тысяч человек. Жители Иераполиса преимущественно занимались сельским хозяйством (выращивали кукурузу и хлопок), животноводством, виноделием, а также создавали изделия из металла и камня.

Однако несколько последовательных землетрясений, последнее из которых произошло в 1534 году, разрушили город до основания, и он уже не смог восстановить своё былое великолепие.

В конце 19 столетия начались раскопки руин Иераполиса, которые продолжаются по сегодняшний день и пока не приближаются к своему логическому завершению. Уже восстановлены некоторые исторические памятники, доступные для посещения туристов, в частности Храм Аполлона, Ворота Домициана, место гибели Святого Филиппа, Амфитеатр и ряд других достопримечательностей, а также открыт музей истории Иераполиса.


Амфитеатр Иераполиса представляет собой один из красивейших и крупнейших античных амфитеатров Турции, «доживших» до наших дней. Он может вместить до 15 тысяч зрителей, а от его старинных стен, колонн и ступеней веет дыханием глубокой древности.


В целом вся территория городских руин древнего Иераполиса Турции занимает в окружности порядка одного километра и при желании её можно обойти тихим неспешным шагом за пару часов.

Травертины Памуккале

Безусловно, самыми яркими, запоминающимися в Памуккале являются травертины, уникальные в своем роде.

В большинстве случаев именно посещение термальных источников и травертинов Турции ассоциируется у туристов с названием Памуккале. Многие сотни, а то и тысячи лет со склонов близлежащей горы Чалдаг били термальные источники, в химическом составе которых присутствует известняковый раствор и двуокись углерода сильной концентрации. Стекая и постепенно остывая, вода слоем за слой покрывала горные склоны белым налётом бикарбоната кальция, создавая уникальные геологические отложения - травертины. Таким образом в течение столетий и сформировались окаменевшие каскады, террасы и бассейны белоснежного цвета, напоминающие издалека огромную крепость будто бы сделанную из хлопка.



До недавнего времени по турецким травертинам можно было гулять босиком, однако из-за их природной хрупкости и ежегодного увеличения количества посетителей, сегодня это не представляется возможным. Теперь на травертинах «хлопковой крепости» можно ходить только по специально выделенной для этого тропинке либо любоваться ими издалека.

Турецкий бассейн Клеопатры

Туристам, приехавшим в турецкую достопримечательность Памуккале, предлагают также ощутить на себе целебную силу турецких местных термальных источников, ведь ещё римские и византийские императоры приезжали сюда, чтобы восстановить свои силы и здоровье. Более того, сама царица египетская Клеопатра купалась в водах Памуккале, поддерживая тем самым свою привлекательность и молодость. Бассейн названный её именем находится в пяти минутах ходьбы от горы. Он наполнен тёплой (35ºС) минерализованной водой, бьющей прямо из-под земли. Вода бассейна Клеопатры богата сульфатом кальция, магнием и насыщена углеводородом, за счёт чего на его поверхности постоянно появляются брызги, а всё тело при погружении покрывается маленькими пузырьками что создаёт непередаваемые приятные ощущения.


Купание в турецком бассейне Клеопатры платное, но от этого поток желающих испробовать на себе волшебство водоёма не уменьшается. Как этот, так и другие термальные источники Памуккале помогают избавиться от многих заболеваний, в частности от гипертонии, ревматизма, паралича, гастрита, астмы и бронхита. Лечебный курс под присмотром квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от проблем с желудочно-кишечным трактом, центральной нервной и сердечно-сосудистой системами. С помощью богатых кальцием вод Памуккале лечат также заболевания опорно-двигательного аппарата и мочевыводящих путей.


Недалеко от Памуккале (около 5 км) расположены другие целебные источники – Карахаита. В отличие от белоснежной воды Памуккале, их цвет ярко-красный, а температура достигает 60ºС. Посещение Карахаита рекомендуют людям с сильными болями и хроническими заболеваниями разной степени тяжести.

Все на экскурсию

Стандартная экскурсия по турецким достопримечательностям Памуккале занимает, как правило, один день, включая дорогу до отеля и обратно, в связи с чем на само любование красотами остаётся не так много времени - не более трёх часов. Этого времени не всегда бывает достаточно, чтобы ознакомиться со всеми достопримечательностями «хлопковой крепости», древнего города Иераполиса, необыкновенными травертинами и термальными источниками с бассейном Клеопатры. Но его оказывается достаточно для того, чтобы в вашей памяти навсегда запечатлелись все красоты удивительного турецкого места. Бывалые же путешественники советуют отправляться на турецкую достопримечательность Памуккале самостоятельно как минимум на 2-3 дня, пользуясь для этого обычным рейсовым автобусом и останавливаясь в местных гостиницах.


(тур. Hierapolis; англ. Hierapolis)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно, круглосуточно.

Как добраться: чтобы добраться до Иераполиса самостоятельно, сначала нужно доехать до города Денизли. Денизли связан со многими городами Турции: Стамбулом, Измиром, Анкарой, Антальей, Фетхие, Мармарисом и другими. Можно посмотреть сайты турецких автобусных компаний Denizli Turizm, Ulusoy, Varan, Kamil Koç и других. Далее, с автовокзала Денизли ходят регулярные автобусы до Иераполиса, время в пути 20 - 30 минут в пути.

Иераполис – античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли. Название города «Иераполис», с древнегреческого языка, переводится как «Священный город». Иногда его называют Гиераполис, иногда Хиераполис или Иераполь.

Иераполис – одно из популярнейших мест в туристических маршрутах Турции. Античный город неплохо сохранился до наших дней, и имеет богатейшую историю – часть Римской и Византийской империй. Здесь можно полюбоваться уникальными минеральными горячими источниками, и познакомиться с остатками древней цивилизации, осмотрев, сохранившиеся до наших дней, руины античной архитектуры. Современное название местонахождения Иераполиса – Памуккале.

Карта Иераполиса

Первые постройки на месте Иераполиса появились во II тысячелетии до нашей эры. Город был построен на застывших известняковых туфах, и окружен многочисленными горячими источниками природного происхождения. В 190 году до нашей эры, царь Пергама Евмен II построил новый город, на этом месте, и назвал его Иера́полис (священный город).


В 133 году до нашей эры город перешёл под покровительство Рима. Город стал своеобразным курортом для аристократических римских семей. Здесь были обустроены купальни и огромные римские бани. Но в 172 году нашей эры Иераполис был разрушен землетрясением, затем отстроен заново, и начал активно развиваться во II - III веках нашей эры.


В 395 году город перешёл под управление Византии. Иераполис постоянно оказывался на границе противостоящих земель и пережил неоднократную смену власти. В 1210 году город окончательно отошёл во владение турецкого государства, но, вскоре сильное землетрясение разрушило большую часть построек. Город вновь был отстроен заново. Но, после землетрясения в 1354 году Иераполис так и не смог оправиться. Город был разрушен до основания мощным Фракийским землетрясением.


Первые раскопки в Иераполисе производились, начиная с 1887 года, немецкой группой археологов, во главе с Карлом Хуманном. Результаты были опубликованы в 1897 году. Город был построен на известняковой почве, размером 800 Х 100 м. В город можно попасть через Византийские ворота.


Слева от входа, возле городской стены, на не примечательном, сейчас, месте, в древности, располагался огромнейший фонтан Тритона. Вода в фонтан поступала с гор и источников, по специальному глиняному водоводу. Фонтан использовался не только для украшения города, но и служил источником воды для жителей Иераполиса. Сейчас статуя Тритона находится в музее античного города Иераполис, который расположился в Южных Римских банях.

Неподдельный интерес в древнем Иераполисе вызывает замечательно сохранившийся античный Театр, возвышающийся на холме над всей окрестностью. Античный Театр Иераполиса – один из лучших, по сохранности, амфитеатров на территории Турции. Здание было третьим по величине, после театров Эфеса и Аспендоса.


Строительство Театра началось в первой половине II века, и уже в III веке сооружение было значительно расширено. Этому строительству предшествовало разрушительное землетрясение в 60 году нашей эры, которое нанесло серьезный ущерб городу, в том числе, фактически обрушило зрительный зал старого Театра, построенного в эллинистический период на высоком холме, на севере города. Новый Театр был гармонично вписан в окружающий ландшафт, и занял площадь четырёх стандартных городских кварталов Иераполиса. Здание Театра было построено на небольшом холме, который являлся природной основой, фундаментом для сооружения. Оно было возведено из цельных камней, общая высота его ступеней составляет, около, 100 метров.


Зрительный зал Театра включает 45 рядов сидений, и разделён проходом на две половины: верхнюю (25 рядов) и нижнюю (20 рядов). Помимо этого, зрительный зал разделён, также, при помощи 8 вертикальных проходов на девять секторов. Театр вмещал около 12 000 зрителей. Система арочных кирпичных туннелей обеспечивала выходы для публики на верхние этажи зрительного зала.


В нижней части зрительного зала Театра расположено монументальное полукруглое сидение – ложа, которая резервировалась для привилегированных гостей города и, конечно, императоров Рима. Первые ряды зрительного зала около трибуны всегда заполняли богатые или почётные граждане.


Фронтальную часть сцены украшало множество статуй, но к сожалению, они не сохранились до наших дней. При раскопках были обнаружены статуи: Артемиды, Аполлона, мифологических предков. Красочная мозаика из стекла когда-то украшала стены третьего этажа.


Несмотря на это, барельефы сцены Театра прекрасно сохранились. Один из барельефов первого этажа демонстрирует жизнь императора Септимия Севера, вместе со своей семьёй в окружении богов. Другой барельеф показывает бога Диониса верхом в коляске, запряжённой леопардами, с окружением сатиров, силенов, и вакханкок, а также, богов – Пана и Приапа. Третий барельеф иллюстрирует шествие и жертвоприношение богине Артемиде, сцену наказания Ниобе и её детей, учинённых Артемидой и Аполлоном.


Половина сцены была сделана из каменных (травертиновых) плит. Этот тип структуры был широко распространён в театрах римской провинции Малой Азии, так как, деревянные полы были неустойчивы к плохим погодным условиям. Передняя, фронтальная стена сцены была трёхэтажным сооружением, высотой около 30 метров. Над нижним рядом с коринфскими колоннами стояли ещё два этажа с композитными колоннами, сочетая красоту обоих архитектурных ордеров – ионического и коринфского. Нижний этаж был заметно выше второго и третьего.

Выход на сцену осуществлялся через 5 разных дверей. Самая высокая центральная дверь называлась императорской. Дверные рамы, сделанные из мрамора, были украшены рельефным изображением мелких птиц, богинь, львов и амуров.

В строительстве Театра применяли 2 типа строительных материалов: известняк для архитектурных деталей, и мрамор, для украшения. Верхние ряды сидений театра были сделаны из травертина и перенесены из старого театра, при этом они были установлены на искусственной структуре, так как выходили за пределы естественного склона горы.


Античный театр Иераполиса считается одной из самых значимых достопримечательностей Турции. Театр используется и в наши дни, для проведения Международного музыкального фестиваля, который проходит в Памуккале ежегодно, в июле. Правда, в наше время, на его 45 рядах умещается только около 7 000 зрителей.


На дороге, ведущий из Амфитеатра стоит Храм Аполлона. Храм был построен в III веке нашей эры для главного бога города – Аполлона. Храм являлся самым большим святилищем в городе, но после многочисленных землетрясений сохранились лишь две части - ведущая к нему многоступенчатая лестница и площадка перед храмом. Перед храмом расположен монументальный источник, его стены сохранились до сегодняшних дней.


Храм Плутона – загадочное место. Вполне возможно, что его перестроили, или заново отстроили на месте храма Аполлона. Позади храма располагается интересная пещера, считавшаяся, в античные времена, местом обитания римского бога подземного мира – Плутона. Это трещина в земле, ограждённая саркофагом из камня. В этом месте из земли поднимаются ядовитые испарения. Плутон считался богом подземного царства, а Кибела – матерью всех богов.

Сформировав около разлома замкнутое пространство под храмом, служители могли наполнять его смертоносными парами газа в нужной концентрации, используя в своих корыстных целях – проповедовании культа Кибелы и Плутона. Процедура выглядела следующим образом: в полу храма было устроено отверстие, напрямую связанное с подвалом. В нужный момент отверстие открывалось, и наружу вырывался плотный поток, насыщенный парами углекислого газа. Служители подносили к отверстию клетку с птицами, а затем ненадолго опускали её в подвал, после чего, в поднятой, наверх, клетке лежали мёртвые птицы. Таким наглядным «магическим» способом в древнем Иераполисе проповедовался культ матери-богини Кибелы, которая была тесно связана со смертью и преисподней. Вероятно, после такого шоу народ свято верил, что любое существо, входящее в пещеру, просто обречено на смерть и на встречу с богом Плутоном.

Иераполис имел регулярную застройку. Центральная улица города органично сочеталась с Византийскими и Южными городскими воротами, образуя законченный архитектурный ансамбль. Улица была возведена в конце I века нашей эры, именно в это время, город Иераполис получил прямоугольную сетку кварталов и, конечно, центральную или главную улицу, без которой был совершенно немыслим любой крупный римский город. Протяжённость центральной улицы составляла около одного километра, а ширина четырнадцать метров. Мостили проезжую часть крупными глыбами известняка, причём весьма неровно.


На центральной улице Иераполиса можно видеть небольшой канал – канализационную систему города. Канал, в древности, был выложен плитами и закрыт сверху. По этой канализационной системе стекала дождевая вода, а также, пресная вода из фонтана Тритона и, наконец, избытки минеральной воды из городского бассейна смывали мусор, отходы, которые сбрасывали жители города. Кроме того, в канализационный канал попадали фекалии из городского туалета, построенного неподалеку от Ворот Домициана .

Общественный туалет Иераполиса назывался Латрина. Латрина была обязательным публичным сооружением, а вход туда был платным. Именно появление Латрин в древнем Риме, дали начало поговорке, которой все пользуются и в наши дни – «деньги не пахнут». Два ряда мраморных скамеек Латрины располагались вдоль стен сооружения но, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Общественный туалет был расположен рядом с воротами, Домициана, а после его смерти – Воротами Фронтина.


Ворота Домициана (Фронтина) представляют собой монументальный вход в римский город Иераполис. В наше время, над арками ворот, частично реконструированы элементы декораций – наличники и коринфские капители, сделанные из мрамора. Над обеими сторонами ворот, были вновь укреплены небольшие мраморные доски, удивительным образом сохранившиеся в земле в течении двух тысяч лет и найденные при раскопках. За воротами Домициана (Фронтина) начинался город мертвых – Некрополь. Протяжённость его составляла 2 км.


Непосредственно перед Византийскими воротами была возведена, так называемая, «Прекрасная гробница», которая являлась монументальной гробницей (некогда включавшей саркофаг). Обычно такие пафосные сооружения возводились в честь умершего героя, и использовалось в качестве культа преклонения перед его заслугами. Гробница была возведена ещё до разрушительного землетрясения 60 года нашей эры. Саркофаг гробницы был восстановлен, реконструирован, а затем впервые показан в 1978 году в историческом музее Памуккале, где он, до сих пор, и находится.

В городе существовали Северные и Южные Термы (Римские бани). Северные термы были сооружены во II - III веках нашей эры, в период расцвета имперского культа в городе Иераполис. Cамая крупная часть сооружения – калидариум была переоборудована в Базилику. В настоящее время, вход в Северные термы города закрыт, из-за угрозы обрушения перекрытий арок, так как их опоры сильно расшатаны землетрясениями.


Археологические исследования показали, что к термам был подведена специальная ветка водоотвода, которая снабжала сооружение тёплой, сильно минерализованной водой. Вероятнее всего, этот водовод шёл из специального большого резервуаро для долговременного хранения воды – Цистерны . Этот резервуар, в ту пору, был изготовлен не из железа, а, особым образом, устроен из каменных блоков, размещённых на большой ровной платформе, сооружённой из каменных плит. К нему подходили две ветки водоводов. В свою очередь, из Цистерны брали начало несколько магистральных труб, которые спускались по рельефу предгорий вниз, к жилым кварталам города. Северо-восточная труба транспортировала воду с очень большим содержанием минеральных примесей, особенно кальция. Но, из-за отсутствия какой-либо фильтрации воды, а также, невозможности чистки многокилометровых нитей труб, год от года, приводили к появлению, в транспортируемой воде, изрядного числа примесей и грязи.


Благодаря расположенным вокруг города минеральным источникам с горячей водой, с древних времен, к поселению прибывали больные и страждущие. Со временем Иераполис превратился в крупный центр, известный на территории всей Малой Азии. Здесь было возведено множество культурных построек, таких как Театр, Агора, Величественные Храмы, Бани и Фонтаны. Благодаря горячим источникам, использовавшимся для лечения различных заболеваний, Иераполис, по своей сути, стал одним из первых курортных городов в мире.


Весьма примечательным местом античного Иераполиса является знаменитый термальный Бассейн Клеопатры. Здесь, на месте горячего гейзера, когда-то древние римляне построили свои бани. Бани давным-давно разрушились, каменные блоки и резные колонны попадали в расселину между скалами – и вот он готов!, природный бассейн с горячими ключами. Так они и остались лежать там, добавляя этому месту особое очарование. Вода в бассейне горячая, как в ванной, и абсолютно прозрачная. Над местом бьющих ключей она газированная, и из неё выпрыгивают в воздух мельчайшие капельки, как из шампанского.


И всё-таки, то, ради чего большинство туристов едут в Иераполис – это неповторимое белоснежное Памуккале – одно из чудес природы. Это скопление уникальных горячих источников с высокой концентрацией оксида кальция, позволяющих лечить целый спектр заболеваний. Здесь находятся 17 геотермальных источников, с температурой воды от +35 до +100С° и водоёмы-террасы, образовавшиеся из травертина. Знаменитые белоснежные каскады Памуккале – не только популярная достопримечательность, но и знаменитый оздоровительный курорт, известный уже несколько веков.


Иераполис известен, ещё, и как место, где проповедовал один из учеников Христа – Апостол Филипп. Во время суровых гонений Святой Филипп принял мученическую смерть в Иераполисе. Здесь найден храм, построенный в IV веке, на месте кончины Святого Филиппа. Храм имеет восьмиугольную форму с диаметром около 20 метров. На поиск Храма Святого Филиппа ушло более 30 лет.


Современный этап исследований Иераполиса начался в 1957 году. Археологические и реставрационные работы продолжаются и в настоящее время. Уже найдено много артефактов, но сколько их ещё предстоит найти. Античный Иераполис скрывает от нас ещё много тайн и загадок….

Туры в Турцию спецпредложения дня

Иераполис находится на растоянии семнадцати километров к северу от Денизли, на высоте 1840 м, что на 100-150 м выше долины Ликос и на 360 м выше уровня моря. Он появился из-за распространения геологических слоев по земной поверхности. Поворачивая на север на третьем километре главной дороги Денизли-Бурдур-Афьонкарахисар, окажетесь на дороге (11км), ведущей к Памуккале. С другой стороны, можно сесть на поезд в Конджали и следуя тому же пути, приехать в Памуккале. В античные времена эта местность была населена лувисами (1900г дон.э.). В 550-500 гг. здесь был город, по названию Гидрара (Кидрара). Это был самый цивилизованный город долины Ликос. Люди этого города, называемые Гидралитарами, правили обширными землями, включая Манису на севере, Колоссию на востоке и Лаодикию на юге. Со временем Гидрала потеряла свою важность, люди начали собираться вокруг Герона, где и построили храм. Во II веке до н.э. царь Пергама Аттал II после победы над Селеукосом на месте этого священного города построил новый. Город был назван по имены Геры - жены мисианского царя основателя Пергама, Гераполисом или же Иераполисом («Священный Город»). Старейшая надпись, принадлежащая городу - это приказ, составленный в честь Аполлонис, матери Еумены.

Из-за нахождения в зоне землетрясения, город не один раз был разрушен, однако его каждый раз заново отстраивали. В 133 году до н.э. по велению царя Аттала III, Пергамон был присоединен к Римской империи. Как и другие маленькие города, соединенные с этим царством, Иераполис тоже обрел связь с Римом. В 17 году н.э., во время правления Тиберия, город был разрушен землетрясением, и лишь в 60 году н.э., во время царствования Нерона, был заново отстроен. А во время правления Адриана и Каракаллы благодаря минеральным источникам он обрел большую важность и, в итоге, сильно разросся. Остатки римских конструкций того времени можно видеть и сегодня.

Распространение христианства в этом регионе началось в 40 году н.э. В 87 году н.э. Святой Филипп, один из двенадцати Апостолов, был убит в Иераполисе. В память о Св.Филиппе была построена церковь. Город играл важную роль в распростронении христианства в Малой Азии. С расширением Римской цивилизации в 96-192 гг. н.э. Иераполис был восстановлен и прожил свой самый блестящий период во время правления Антония Плуса (138-161 гг. н.э.), Септима Северуса (193-198 гг. н.э.), и его сына Каракаллы (211-217 гг. н.э.).

В это время Иераполис считался лидером востока. Когда Римская империя распалась на две части в 395 году н.э. город оказался под правлением Византии. Во времена Константина Великого, Иераполис стал главным городом одной из частей Фригийского региона. Он также стал и центром епархии. Постепенно Иераполис стал терять свое значение, т.к. начиная с этого времени в городе не появилось никаких новых архитектурных произведений, и даже старые не смогли сохраниться в нормальном состоянии. Город находился в таком положении до одиннадцатого века.

В 1071 году, после Малазгиртской Войны, победа в которой была одержана сельджуками, они начали мало по малу постепенно овладевать и Анатолией, и в последствии, в 1094 году они захватили Лаодикию. Долина Ликос стала местом их проживания. Города Лаодикии - Иераполис и Триполис, бывшие до этого соперниками, объединили свои силы для зашиты от турок. Но это не помешало успеху последних. Войска под командованием Мехмеда и Сервера Гази захватили Колоссию и Лаодикию. Война закончилась в 1097 году после того, как турецкие командиры были убиты во время сражения. Переговорами между Византией и турками было решено отдать Лаодикию туркам в качестве возмещения. В те времена город стал неважным и беспорядочным. Хотя, после того, как сельджукский командир Кылычарслан III проиграл в сражении с крестоносцами, Лаодикия в течение короткого времени лишилось контроля турок. Но через несколько лет она опять оказалась у них в руках.

В 1119 году византийский император Иоанн отвоевал Лаодикию, однако она вновь стала спорным местом Византии и турок. Такая ситуация продолжалась до того, пока не была основана Латинская империя. Латинский император Теодор Ласкарис подавил сопротивление мелких правителей и овладел их землями. Но в 1210 году, город завоевал Гыяседдин Кей Хюсрев (1192-1194 гг, 1204-1210 гг). Он также захватил всю долину Мендереса. Позднее, в результате переговоров между Византией и турками-сельджуками, река Мендерес стала считаться границей между этими двумя государствами.

Во время правления Иззеддина Кейка-вуса (1246-1248 гг, 1249-1261 гг) из-за того, что усилился гнет и давление со стороны монголов, правитель отдал Лаодикию Византии, надеясь на ее помощь (1258 г). Хотя такое положение продолжалось не долго - вся Ликоская долина, кроме Триполиса снова перешла туркам. Во время правления Гыяседдина Кейхюсрева (1266-1283 гг), Ильханиане подарили Лаодикию и Колоссию двум сыновьям сельджукского визиря Сахипа Аты-Таседдину Хусейну и Насреддину Хасану, которые ими и правили. После них город перешел в руки княжества Гермийанов. С тех пор этот обмен не раз произходил между этими двумя княжествами.

В VIII веке Лаодикия и Иераполис стали частью владений княжества Инанч, и, наконец, Иераполис оказался под властью турок - командующего Денизли. Эти города слабели из-за множества войн, были полностью разрушены землетрясением и, в итоге, покинуты. Так и закончилась жизнь этих древних городов.

Минеральная вода Памуккале

Это замечательное место возникло в результате того, что воды оставляли осадки на платформе, которая расположена на 150 м выше долины Ликоса, на севере от Денизли, примерно на 4 км к югу, в окрестностях Салракскизских гор, формируя там небольшие холмы.

В то же время, близкое расположение по отношению к сильным и холодным потокам воздуха, подчеркивает важность минеральных вод. Знаменитые травертины, являются смесью углекислоты (С02) и кальция (Са), они возникли благодаря этим водам, стекающим по южным склонам.

Множественные минеральные источники близ большой Мендерасской долины - это горячие водные источники различной температуры. Кроме одного большого главного источника, используемого автопансионатом, в бассейне которого находятся античные колонны, есть еще и другой, который возник после землетрясения в девятнадцатом веке. Температура обоих источников примерно 35 градусов. Эти горячие воды считались очень важными в античных городах и по древним источникам мы узнаем, что здесь практиковался культ Геракла, бога здоровья и горячих вод.

В составе воды имеются углекислотные соединения, и когда вода выходит на поверхность земли, кальций известью отделяется от углекислого газа, выпадает в осадок и формирует белые слои и осадки на почве. Таким образом, травертины сначала приобретают белый цвет, однако, постепенно из-за контакта с воздухом становятся темнее. Поэтому, для того, чтобы травертины сохраняли белый цвет, вода должна течь постоянно. В тех местах, где вода течет нерегулярно, осадки имеют очень темный цвет.

Остается только восхищаться, как течение воды в форме маленьких водопадов помогло природе сотворить такие изящные рельефы и фигуры. С ними едва ли можно сравнить даже произведения самых талантливых человеческих рук. Повидать эти фигуры, играющую на солнце воду, отражающую его в маленьких озерах на террасах, оценить красоту травертин во время прогулки вверх к остаткам древнего поселения Еджирли, достигнув вершины, посмотреть на зеленую и широкую долину, значит испытать особенное, безграничное наслаждение.

Для того, чтобы увидеть осадки элементов в воде, достаточно проделать маленький эксперимент. Немного земли, бутылка, веник и глиняный кувшин помещаются под небольшими водопадами с прошествием двух дней, можно увидеть, как всё приобретет совершенно белый цвет. Вода Памуккале чистая, пригодная для питья, мягкая и немного горьковатая.

Анализ минеральной воды Памуккале.

Катионы:
Хлорид калия 23,5 мг
Хлорид натрия 32,5 мг
Хлорид кальция 464,5 мг
Хлорид магния 91,1 мг
Хлорид железа 0,036 мг
Хлорид алюминия 2,34 мг

Анионы:
Хлорид 53,0 мг
Нитрат очень мало
Сульфат 675,5 мг
Нитрофосфат 1,08 мг
Гидрокарбонат 1045,3 мг
Метасиликат 1774,88 мг
Кислота 18,0 мг
Карбондиоксид 9,25 мг
Реакция 6,0 мг

Из этих анлизов видно, что элемент, имеющийся в самом большом количестве в воде Памуккале - это карбондиоксид (углекислота) растворенный кальций. Это и есть причина белых слоев и травертинов.

Воды, имеющие в своем составе аллюминий и сульфат, особенно полезны для здоровья. Именно потому такие минеральные источники весьма популярны. Их часто можно встретить вокруг Мендерской долины, около Денизли. После основания Иераполиса воздействие этих минеральных вод превозносилось особо. Даже сегодня, кроме травертинов и античных остатков, минеральные воды являются самым главным фактором притока туристов в эти места. В результате, именно воды послужили причиной основания современного Памуккале - города со своим множеством государственных и частных бань и саун города, являющегося центром лечения и оздоровления. Люди со всего света, желающие получить настоящий отдых, найти лекарство от своих болезней, а также те, кто искали место для развлечений, приезжали в Иераполис. Вода эта хороша для излечения сердечно­сосудистых заболеваний, высокого давления и атеросклероза. Даже душевнобольные, лечившиеся некогда здесь, также как и в Асклепионе (Пергам), лечились внушением и водой. Другой особенностью этой воды считается то, что она помогает при заболеваниях кожи, особенно в случае аллергии, и также полезна для укрепления и вылечивания глазных мускулов. Жрецы в древние времена с помощью этой воды творили чудеса. Множество храмов были построены для лечения людей, и жрецы ухаживали здесь за своими пациентами. Сперва больной проходил сеанс внушения, а после, ему назначали диету. Затем, их водили в Плутониум, а потом они принимали ванны в течение долгого времени. Это и была главная процедура. Побывало здесь множество людей, страдавших ревматизмом. Они могли ходить только при помощи трости, а в результате лечения они становились практически здоровыми. Но не только больные приезжают на минеральные воды.

Советники (адвокаты), цари и даже философы посещали Иераполис для развлечении и забав. Побочные эффекты воды - обогащение местного населения увеличение его, и развитие самого города с появлением прекрасных архитектурных произведений. Хороший пример выше описанного положения - сегодняшние многочисленные мотели, пансионаты и курорты с минеральными водами, предоставляющие свои услуги больным людям.

Религия, Яма демона (Плутониум) и Иерапольские фестивали

Хотя Зевс был главным богом поклонения в Лаодикии, в Иераполисе, как основному богу, поклонялись Аполлону, и его культ имел большую важность. Кроме Аполлона, поклонялись также и богине Лето. Ее культом была отвесная пещера, расположенная на 3 км к югу поселка Мондане (Акчешме), на 9 км к северу-востоку от Иераполиса. На стенах этой пещеры есть некоторые надписи. Одна из них рассказывает, что обет был дан Флавианом Менезнесом. По преданию Павзания, богиня считалась покровительницей гор. Кроме иерапольцев люди Дионисополиса тоже поклонялись Лето. Она приютилась в горах, чтобы ее не беспокоили люди. Символами ее были лесные животные, такие как лев, или олень. По верованиям жителей тех мест, богиня считалась вышестоящей по сравнению с богом. Это убеждение сделало женщину главой семьи. В Иераполисе был также и культ Геракла, бога целебной воды.

По словам Никатаса, известного историка из Колосс (Гоназ), здесь поклонялись и ядовитой змее называемой Ваипер (гадюка). Такой же самый вид поклонения был распространен и в Лаодикии. Иерапольские жрецы себя считали не восприимчивыми к токсичным газам Плутониума. Они жили отдельно, потому что считали: «Насколько далек мужчина от женщин - настолько он ближе к богу». В Иераполисе также было братство, напоминающее секту восточной цивилизации Ахи. Эти добродетельные люди служили богу Аполлону.

Яма Демона - мистическое место, на юго-востоке от античного театра, являлось прекрасным средством заработка для жрецов. Это пещера, внутри которой образуется углекислый газ (С02). Вначале она называлась Плутониумом (маленький вулкан), позже обитатели изменили имя на Яму Демона. Эти удушающие газы помогли жрецам Кубелы убедить людей в том, что они владели сверхъестественными силами. Согласно мифологии, Кубела, дочь небес и первая богиня Анатолии. Ее культ существовал и во Фригии. Жрецы той богини знали методы защиты от токсичных газов пещеры. Животные, особенно птицы, которые подходили близко к пещере, умирали в короткое время от удушья. Жрецы заходили в пещеру с усилием концентрации не дышать. И когда они выходили оттуда живыми, люди, видя это, начинали верить в сверхъестественные силы жрецов и считали то чудом. Увеличивая эффект своего превосходства, жрецы заявляли, что они имели контакт с Оркусом, олицетворявшим смерть в пещере, и его демонами. Больные, страдавшие ревматизмом лечились здесь жрецами. Кроме исследований пещеры Плутониума, проводимых Страбоном, также сохранилась книга В.М.Рамси «Фригия», изданная в 1897 году, дающая информацию об этом явлении.

Вода Иераполиса содержит множество извести, в основном, в горячих источниках. Мы можем заметить, что любое маленькое течение превращает свой канал в известковый камень. На юге города, место, где вода протекает на 100 метров выше, похоже на маленькие замерзшие водопады. Каскад напоминает своеобразную белую крепость, от чего и происходит имя Памуккале (Хлопковый Замок). В этом месте есть еще и другая, весьма занимательная достопримечательность. Это «Плутонион Кронион». Яма достаточно большая, в ней мог бы поместиться человек, зайди он внутрь. Однако из той ямы выделялся газ, названием «Мефитие», и она называлась «землей смерти». Яма исчезла в IV веке до н.э.

Эта яма изумляла людей и в античные времена. Страбон отмечает, что если живое существо приблизилось бы к ней, то сразу же умерло бы. Место было расположено к юго-западу от античного театра и к северу от «Священного источника», что сейчас в пределах границ мотеля «Туризм». Сегодня яма, выделяющая токсический газ и называемая среди местных жителей «Ямой Демона», покрыта камнем.

Эффект лечения прославленных иерапольских вод приписывался богам. Таким образом, город обрел «священный ореол» из-за храмов и церквей, построенных там. Античные источники повествуют нам о том, что город прожил много блестящих и богатых эпох, с античных времен благодаря своим драгоценным водам. Другая особенность воды Памуккале то, что она очищает от грязи, отбеливает шерсть, придавая ей особый цветовой оттенок. Шерсть, обработанная ализарином, превращается в пурпурную ткань после мытья в этой воде.

Иераполис был не только религиозным центром, но и центром развлечений знати. И среди всех этих развлечений фестивали занимали особенное место. Эти фестивали, обычно проведимые в честь Аполлона, состояли из различных игр, атлетических соревнований и музыкальных развлечений. Фестивали организовались богатыми людьми города. Аранжировщик фестиваля был ответственным за обучение и образование артистов, игроков, атлетов и музыкантов. Желавшие посетить фестиваль должны были выплачивать круглые суммы денег или серебра организаторам. Фестиваль устраивался комитетом из шести человек, а самый богатый человек города был президентом коммитета. Множество людей, зрители и участники фестиваля со всей Анатолии и даже Рима, съезжались в Иераполис. Победители состязаний и соревнований награждались медалями и денежными премиями. Кроме того их портреты гравировались на монетах. Огромные их бюсты помешались на больших площадях города, а хоронили их на кладбище Акрополя. Конечно, иерапольские атлеты присутствовали и на играх, проводимых в других городах и таким образом упрочивались внешние связи. Эти связи и контакты регистрировались письменно и даже на монетах. Водные игры, борьба животных и гладиаторские сражения были также включены в фестивали.

Благодаря фестивалям, изрядно пополнявшим городскую казну, было построено множество храмов. Мы получаем информацию о фестивалях, изучая монеты, отчеканенные во втором и третьем веках н.э. Кроме этих сведений, монеты также открывают нам тот факт, что вместе с культами Лето, матери Аполлона и Артемиды, большую важность имел и культ Аполлона.

Руины античного города Иераполис

После обнаружения Гуманном купола в 1887 году, первые археологические раскопки велись группой немецких археологов в составе С.Гуманна, Джодеича и Уинклера. Обнаруженные находки были собраны в книге «Древние остатки Иераполиса». В 1957 году профессор Паола Варцоне, при содействии Института Археологии Италии продолжила раскопки. С 1973 года та же команда одновременно с раскопками начала реставрационные работы обнаруженных находок. В наши дни группа исследователей все еще продолжает поиски и восстановительные мероприятия. Иераполис является одним из древних городов, построенных по Решетчатому плану Гипподома на обширной террасе, размеры которой составляют 300х300 м.

Южные византийские ворота - построенные на Нимфаионе относятся периоду Севериуса. Построенные соответственно этому плану маленькие кварталы образуют улицы и дороги, пересекающие друт друга под прямым углом по направлениям с востока на запад и с севера на юг. Точно так же, как и в Приене, религиозные и общественные здания были воздвигнуты в двух кварталах. В данном плане математические вычисления занимают очень важное место. Город расширялся по направлению с востока на запад, будучи расщепленным на две части основной дорогой, длина которой 1 км, а ширина 13,5 м, проходящей с севера на юг. Место вдоль этом дороги было отведено под строительство больших зданий, мемориальных сооружений и торговых центров. По всей видимости, город был украшен цветами и деревьями, так как здесь вода была в изобилии.

Горячие источники термальных вод позволили построить общественные бани, и даже стало возможным осуществить водоснабжение бань и близлежащих частных домов. Во II-III вв. н.э. Иераполис достиг зенита своего развития и превратился в процветающий и зажиточный город. Он приобрел особую значимность во время правления Константина, так как являлся ключевым пунктом торгового пути, соединяющего восток с западом. Тот факт, что один из учеников Христа Святой Апостол Филипп жил здесь, указывает на то, что в первые годы распространения христианства Иераполис был и религиозным центром.

Кроме того, Иераполис был и очень важной крепостью. Городские стены, датированные эллинской эпохой, на протяжении веков надежно охраняли город. Стены были разрушены многократными землетрясениями. Позже, во время правления римлян, они были реконструированы. Также и в византийскую эпоху, с целью обороны от нашествия и атак турок, проводились работы по укреплению городских стен. На северной стороне они окружены двумя круглыми бастионами. Дорога, проходящая по городу, продолжается и за пределами стен. Некоторые части того оборонительного сооруженя не отличаются прекрасным исполнением. Они построены в разном стиле, что указывает на то, что городские стены много раз подвергались реконструкции.

В северной части города воздвигнуты трехсекционные ворота, которые благодаря круглым бастионам, построенным со всех сторон, похожи на Арку Победы. Эти ворота служили местом выхода из города, где заканчивается основная улица Иераполиса. Они охранялись довольно надежно. На воротах сохранилась надпись, указывающая, что они были посвящены императору Домициану (84-85 гг. н.э.). От сюда и их название - ворота Домициана, или же Римские ворота. А напротив них на южной стороне, там где основная городская улица пересекает стену, находятся Византийские ворота. Они воздвигнуты за пределами Иераполиса. Это указывает на то, что древний город Кидара, существовавший на этом месте до Иераполиса, не имел стен.

Большие северные бани

Благодаря известным на протяжении веков целебным свойствам воды, здесь, наряду с частными банями, были построены и общественные бани. Вода не вызывала появление ожогов, и принимавший ванну в первый раз уже не хотел вы ходить оттуда. Вода была хороша для страдающих высоким давлением, для больных ревматизмами и атеросклерозом.

На северной стороне от построенных римлянами ворот Домициана, недалеко от некрополя находятся бани, которые почти что полностью сохранили свой первоначальный облик. Следы щелей на сводах указывают на то, что в те времена, когда эти построения использовались в качестве бань, помещение было вымощено мраморными плитами.

Благодаря сохранившимся до сих пор меткам становится очевидным, что нижние части колонн были покрыты штукатуркой, изготовленной из извести и песка и имели вид мраморных покрытий. Предполагается, что в V веке н.э. большие северные бани были переделаны в церковь.

Храм Аполлона и Нимфей

На Иераполас огромное влиание имел культ Аполлона. В результате недавных раскопок были обнаружены остатки храма, посвященного этому культу (предположительно III век н.э.). Кроме руин стен вокруг храма, почти ни одна находка не датируется периодом до III века н.э.

А посему можно предположить, что на этом месте находился более ранний храм, построенный в эллинскую эпоху, тоже посвященный культу Аполлона. Были найдены монеты, датированные II веком до н.э., на одной стороне которых имеется изображение головы Аполлона с лавровым венком. Фонтан в пориболе храма датируется II веком н.э., это тоже доказывает, что существовал храм, построенный до данного храма Аполлона, остатки которого сохранились до наших дней.



В Иераполисе кроме культа Аполлона также поклонялись культу богине Лето. Об том свидетельствуют монеты, найденные во время раскопок. В честь этого культа в городе устраивались празднества. Фасадные стены храма были обращены на юго-запад. Размеры строения составляют 20х25м. Оно состоит из пранаоса и селлы.

Если следовать в южном направлении по основной дороге, вы увидите монументальный фонтан Нимфей, который сохранился довольно хорошо, этот фонтан, датированный II веком н.э., постоянно реконструировали до V века. Он является типичным римским сооружением и представляет собой высокое здание-водохранилище, построенное около устья подземного источника воды. Сегодня здесь можно увидеть только обломки фасада, обнаруженные во время недавних раскопок. Фонтан сооружен внутри перидола храма Аполлона.

Античный театр Иераполиса

Перед басейном отеля «Туризм» и банями лежит колонная дорога. Наилучшим образом сохранившееся место Иераполиса - театр. До него можно добраться, проследовав по этой дороге на юг. Этот театр был построен императором Гидрианом во II веке н э. Полукруг театра (Амфи) смотрит на юг. Длина передней стороны театра, вмещавшей, некогда от 15 до 20 тыс. зрителей - 100 м. Вход ее сделан из мрамора. Четверо ворот, шесть ниш и десять колонн находятся на первом этаже.




Также как и театры в Сиде и Перге, нижняя часть сцены театра украшена орнаментами горельефов. Эти горельефы содержат легенды об Аполлоне и Артемиде. Подиум сделан из 60 белых горельефных мраморных плит, размерами 70-90 см. На левой стороне сцены находятся горельефы Артемиды, а на правой стороне - горельефы Аполлона.




Горельефы Аполлона

Первая часть. Рождение и детство Аполлона. Иерогама Зевса и Лето гравирована согласно классическим законам скульптуры. За ней следует рождение Аполлона и его коронование нимфами.

Вторая часть. Здесь изображено несколько мифов. Бог, побеждающий врага в сражении. Молодой человек на коленях одетой женщины, стоящей перед обнаженным богом, наполняющим горящий алтарь возлиянием, это изображение Адониса, раненного Аполлоном, умирающего на руках Афродиты. Далее следует война с Гигантами, и другие горельефы коронации Аполлона в форме Дельфиноса.

Третья часть. Эта часть посвещена легенде о Марсиасе. Она рассказывает о Марсиасе, нашедшем флажолет, выброшенный богиней Афиной из-за того, что во время игры этот музыкальный инструмент делал ее некрасивой. После того, как Марсиас начал играть на ней, ему так понравился звук, что он даже посмел бросить вызов Аполлону - мастеру игры на лире. Они выбрали бога Тмолоса (по-турецки «Боздаг») в качестве арбитра. После первого соревнования, ни одна из сторон не смогла доказать свое превосходство. Посему состоялось второе соревнование. Победителем стал Аполлон, а Марсиас был им наказан. Его привязали к дереву и содрали с него кожу. Здесь также изображен коронованный Аполлон.

Четвертая часть. В этой части Аполлон окропляет танцующих детей водой из чаши, держа ее в своей руке, словно, желая очиститься от своих грехов.

Пятая часть. В этой части, музы - Клио, Уртерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрото, Полимния, Урания и Каллиопа танцуют под музыку Аполлона, играющего на ситаре. Десятая муза - Сафо держит папирусный свиток, с желанием проявить свое поэтическое искусство. Серия заканчивается горельефом богини Тихе.

Горельефы Артемиды

На южной половине горельефа изображены легенды об Артемиде и ее культе. Начиная с середины сцены, мы видим рождение Артемиды и Посейдона, помогающего ей. Затем, она изображена уже ребенком, сидя на коленах у Зевса. На горельефе, созданном вдохновлением «Гимна Артемиды» написанном Каллимаком, можно также видеть и Лето с Афиной. На этой части изображены боги и женщины.

На передней части изображена охота на кабанах в трех эпизодах. Артемида готовится к охоте; Артемида, охотящаяся стоя на колеснице, запряженной оленем; Артемида сидит возле животных, убитых ею.

На экседре отображена сцена расправы Артемиды и Аполлона над детьми Ниобы. На правой стороне экседры изображена Артемида, с лучом и стрелой. Последующие три горельефа показывают убитых и раненых дочерей Ниобы. За дверью экседры мы видим Аполлона, направляющего стрелу, а поодаль - раненых или убитых детей Ниобы. На последней сцене Ниоба пытается защитить своего младщего сына.

Четвертый горельеф достаточно объемный. Сцена разделена на две части: на первых двух горельефах изображено трое детей, которые готовят ладан для статуи богини, и окропляют водой жертвопринашения. На второй части мы видим священное шествие, с множеством быков, которых собираются принести в жертву. Там же два флейтиста. А после сцены, показывающей возлияние, совершенное жрецом, данная серия заканчивается эпизодом, изображающим женщину, молящуюся перед статуей Ефесии, и трех женщин, обращающихся к небу в своих молитвах.

Между кавеей и боковыми ворот изображением находится горельф с изображением трех женщин. Первая женщина - Немезида, держащая поводья в левой руке, стоя у алтаря с данью. Другая богиня Иустита (Дика), держащая весы. Третью нельзя полностью распознать, потому что ее атрибуты видны нечетко, но, согласно предположениям, это богиня Ельпа (Надежда). Наличие изображения этих трех богинь вероятнее всего имеет связь с атлетическими играми, проводимыми в этой части театра.

Благодаря красотам своих скульптурных орнаментов, а также из-за своей целосности и прекрасной сохраненности театр Иераполиса известен среди других театров Малой Азии. Приняв во внимание посвятительные надписи императора Септима Северуса, мы можем приблизительно подсчитать, что это здание было воздвинуто в 206-208 гг. н.э. Надписи и скульптурные произведения представлены в иконографическом стиле, они аккуратно организованны, отображая главные политические события, религию и культурную жизнь города. Софист Антипатр занимает особенное место среди граждан, являясь наставником Геты и Каракаллы, во времена процветания города. Статуи имеют определенные стилистические особенности в своем исполнении, охарактеризовать которые можно как простую гармонию с оттенком изысканного артистизма, сходно со статуями Памфилии и Афродиты. Надпись, найденная на сцене гласит, что некоторые части скульптурных орнаментов сделаны из докимеонского мрамора, а некоторые части поверхности покрыты темно-красными красками. Использование Докимеионского мрамора также объясняется тем, что во Фригии в сравнении с другими культурными центрами Малой Азии было гораздо больше скульпторских мастерских.

Театр реставрировали в III веке н.э., из-за того, что была повреждена звуковая гармония театра. Театр был также действующим в V и VI веках н.э. Форма оркестры была изменена во времена римского правления. В середине кавеи места которой сделаны из камня есть Императорская ложа. Верхняя кавея состоит из 25, а нижняя - из 20 мест, эти места, сохранились настолько прекрасно, что могут быть использованы и в наши дни. Иераполиский театр рестоврирован научной группой Института Археологии Италии.

Южные большие бани

Этот комплекс, который был построен во II веке н.э., состоит из палестры и бани. Размеры бани, в которую можно зайти через палестру - 36х12х52 м. Через палестру вы можете зайти во фригидариум (холодное место), потом в тепидариум (теплое место), и наконец в калдариум (жаркое место).


Баня покрыта сводом крыши. Десять комнат к северу и к югу, находящиеся рядом с большим залом, были сохранены для императоров. Стены бани были сделаны из мрамора, так же, как и южная баня. Большие залы были окаймлены арками. Перед каждым залом было по шесть четырехугольных каменных колонн. Некоторые четырехугольные ниши, находившиеся в комнатах, были декоративными, а некоторые использовались для принимания ванн.


Южная большая баня сегодня музей, в которой выставлены вещи с раскопок. Можно заметить, что на иераполииские скульптуры оказал влияние возвышенный стиль античной Афродиты.

Базилика

Она расположена к востоку от Большой бани, справа от дороги. Апсида на южной стене Базилики, вероятно, была возведена после того, как Иераполис стал центром епархии. Она разделена на три эспланады - площадки для прогулкок. Иераполис был религиозным центром с древних времен.

До христианства, помимо храмов Аполлона и Артемиды, здесь было основано множество храмов для поклонения Кибеле и Лето. Иераполис сыграл важную роль в распространении христианства. Строительство церквей началось в I веке н.э. После того, как христианство стало официальной религией, было построено множество церквей типа Базилики.

Возведение базилик и церквей стало причиной распространения римского архитектурного стиля по всем городам Анатолии. Остатки большой церкви показывают, что она была построена в эпоху Антониана. Большие церкви Иераполиса были расположены на правой стороне главной улицы. Одна из них к северу от Базилики, на восточной стороне этой улицы. У нее двойная апсида, одна на низкой восточной стене, а другая на южной стене.

Рыночная и церемониальная площадь Агора

Недалеко от Гимназия и Больших бань по направлению к южным воротам находилась большая базарная площадь - Агора. На этом месте раньше устраивались ярмарки и большие публичные сборы. Во время раскопок на территории Агоры были обнаружены некоторые надписи. Несмотря на их краткость, эти надписи рассказывают об административной, торговой и общественной жизни горожан в античные времена.

Тогда в долине Ликос выращивали хлопок, и такие города как Лаодикия и Иераполис широко развились благодаря торговле хлопком и ткацкими изделиями. Для ткачества использовалась и овечья шерсть. В то время пастушество считалось уважаемыми почитаемым делом. Химический состав воды Иераполиса способствовал развитию искуссного ткацко-прядильного дела. В городе было множество мастерских и лавок, продающих рукодельные ковры. Большинство изделий было изготовлено из шерсти. Необходимый сырьевой материал доставлялся жителями города, а окрашивание, нанизывание ниток и сам процесс ткачества производились рабами. В Иераполисе для окрашивания использовались растения. Богатая соединениями кальция вода также оказала огромное влияние на развитие такого вида промышленности.

Особой популярностью пользовались тканые изделия красного цвета. В своей книге «География» Страбон с удивлением указывает на то обстоятельство, что вода в Иераполисе была идеальна для окрашивания шерстяного материала. Он продолжает свое описание, уточняя тот факт, что изделия, окрашенные корнями растений, получаются гораздо более качественными, чем те же шерстяные изделия, обработанные красным и пурпурным красителями.

Красную шерсть получали благодаря использованию определенного растения, которое выращивалось именно для этих целей. Таким образом, постепенно знаменитое пурпурное окрашивание уступило место красному. Позднее растение, используемое для получения красильных эссенций, было названо Пурпором.

Кроме напольных ковров, в городе также изготовляли маленькие ковры с плетеной рамочной вышивкой, служащие украшением или используемые в качестве покрывала.

Храм Святого Филиппа

За городскими стенами на восточной стороне от Театра находится одно из самых интересных зданий города - Храм Св.Филиппа. Святой Апостол Филипп был одним из двенадцати учеников Христа. В Иераполисе он проповедовал христианство и вместе со своими сыновьями основал здесь первую христианскую общину. Апостол Филипп был убит в этом городе в 87 году н.э.

Храм, являющийся мемориальным памятником, посвященным памяти мученической смерти Апостола, был построен по квадратному плану. Его размеры составляют 20х20м, а изнутри сочетанием помещений разнообразной формы. У строения четко выделяются восемь углов. Предполагается, что в пределах здания храма находятся могилы Св.Филиппа и его сыновей, но до сих пор археологами они не были найдены. Само строение было обнаружено в результате проведенных раскопок.

Сохранившиеся до наших дней остатки храма дали возможность приблизительно представить себе общий чертеж здания. Согласно этому плану, в здание можно было попасть, пройдя по лестницам через центральный вход. Комната, куда вел этот главный вход, была покрыта куполом, а большой восьмиугольный зал, расположенный в центре помещения, имел форму восьмигранной геометрической фигуры, граничившей с восьмью маленькими угловыми комнатами-кельями. Кроме своего главного назначения (эти комнатки служили в качестве молелен), они временами являлись пристанищем для странствующих поломников. Предполагается, что потолки в молельнях были отделаны деревом. Внутренняя часть храма имела крестообразную конфигурацию и все помещения, расположенные по углам, соединялись в большом центральном зале.

Некрополь

Среди остатков древнего Иераполиса Некрополь занимает важное место. Эти мемориальные могильники наглядно показывают былую славу и величие города. Некрополь Иераполиса является одним из самых больших захоронений в Анатолии. Это огромное кладбище объединяет южный, северный и восточный некрополи.



Другая его характерная черта то, что могильники на территории кладбища распределены в зависимости от социального статуса умершего - могильники высокопоставленных лиц города и захоронения героев-победителей на соревнованиях и кровавых состязаниях и простые склепы бедных людей отделены друг от друга.



Среди могильников можно видеть маленькие храмы, названные Минервами. Все типы могильников иерапольского Некрополя в зависимости от эпохи можно подразделить на три основные группы: тумулус или же курган-могильный холм, саркофаги и могильники, имеющие форму домов.

Древние руины Ликийского региона

Лаодикия

Древний город, расположенный между устьями рек Гюмюшчай и Эллез, недалеко от деревни Хисар, на востоке от города Денизли, на расстоянии, 10 км - был построен в III веке до н.э. селевкийским царем Антрикосом II на месте древнего города Диополи. Название городу было дано в честь жены царя - Лаодисии. Благодаря тому, что город находился на пути, соединяющем такие торговые центры, как Эфес и Милет с Месопотамией, Лаодикия стала очень важным городом. Таким образом, в I веке до н.э. город играл роль связывающего звена между Римом и Востоком. Тут на заре христианства была построена одна из первых семи церквей. После распада Римской империи Лаодикия стала частью Византии. Позже, когда сельджуки вторглись в Анатолию, город был захвачен Кылыч Арсланом. Сражения между византийцами и сельджуками в городе оставили неизгладимые следы разрушения и грабежа. К этому еще прибавились землетрясения, и горожане постепенно начали покидать Лаодикию. Часть населения недалеко основала новый город, известный в наши дни под названием Денизли.

Колоссия (Хоназ)

Немного левее от Лаодикии расположен другой древний город Колоссия, который был построен на холмах на расстоянии 10 км к югу от Хоназа. Город был населен между V веком до н.э. и VII веком н.э. Сегодня на его руинах, датированных периодом правления римлян, и некоторые части разрушенных веками городских построений.