Описание цвета и названия дикорастущих растений. Дикорастущие и культурные растения

Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие - травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные - растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.

Рис. 2. Пшеница - типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Дикорастущие и культурные растения

В природе повсюду можно увидеть растения, которые человек не сажал. Это дикорастущие растения . В саду, в поле, в огороде, на клумбе, у себя дома люди выращивают .

Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

Наш Попугай - любитель и знаток фруктов. Выполни его задание.
В жарких странах выращивают много замечательных фруктов . Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе доводилось пробовать.

Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

Сказка о Лопухе (репейнике)

Жил-был Лопух. Все его обижали и обзывали за его большие листья и неприметный вид. Никто не обращал на него внимания из цветов. Лопух грустил и мечтал о том, что однажды он тоже зацветёт. И вот однажды, у него стал появляться бутон, но от жестокости и обид, нанесённых ему другими растениями, он был необычный, а с колючками. Когда же настало время цветения, из колючего бутона появился нежный красно-фиолетоый цветок, как добрая душа Репейника. А далее, случилось нечто необычное. Колючие шаровидные цветки Лопуха (Репейника) смогли путешествовать, они зацеплялись своими маленькими колючками-крючочками за одежду, мимо проходящих людей, за шерсть животных и переносились в новые места, где прорастали и появлялись новые лопухи. Все растения зауважали Репейник и больше не смеялись над ним, ведь никто из них не мог стать путешественником, как он.

В школьной программе на уроках ознакомления с окружающим миром, природоведения, биологии предусмотрено изучение объектов живой природы. В рамках ознакомления с жизнью флоры дети узнают, что такое культурные и дикорастущие растения. Название групп становится понятным после того, как детям сообщается об условиях произрастания видов. Углубление и расширение понятия происходит за счет ознакомления с тем, как используются человеком растения, относящиеся к той или иной группе.

Культурные и дикорастущие растения. Названия

2 класс общеобразовательной школы - это тот период, когда дети начинают получать систематические знания об объектах живой и неживой природы. Более раннее изучение предмета носит пропедевтический характер. Но уже во втором классе вводятся, например, такие понятия, как культурные и дикорастущие растения.

Название групп становится понятно детям после выполнения упражнений, где предлагается сравнить пары растений. Например, ель и яблоню, березу и сливу, крыжовник и можжевельник, помидоры и мать-и-мачеху, горох и цикорий. Педагог предлагает детям обратить внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

После проделанной работы дети легко приходят к выводу, что все растения делятся на две большие группы. Те, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут повсеместно. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.

Основные отличия дикорастущих растений от культурных

Для роста и развития растений необходимы определенные условия. Культурным видам такие условия создает человек. Он ищет благоприятное место для высадки растений, производит их подкормку, удаляет сорняки, собирает урожай, оберегает от вредителей и болезней.

Дикорастущие растения, название которых можно найти в многочисленных справочниках, не нуждаются в создании специальных условий. Они сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Основания для классификации

Дикорастущие растения, названия и фото которых так привычны для нас, появились на Земле гораздо раньше культурных видов. Другими словами, изначально планета была заселена лишь дикорастущими растениями. Именно они давали древнему человеку пищу, кров, одежду, орудия труда.

Занимаясь собирательством, люди накапливали опыт, благодаря которому они оценили положительные свойства корней, листьев, стеблей, плодов некоторых растений. Постепенно человек научился наиболее полезные для себя виды выращивать рядом с собственным жилищем и пользоваться результатами своего труда в течение более длительного промежутка времени, чем это было при собирательстве. Так начали появляться культурные сорта растений, в результате ухода за которыми улучшались их вкусовые и иные качества.

Природные зоны и распространение растений

Видовое разнообразие, которым представлены дикорастущие растения, названия и значение их в напрямую связаны с той областью Земли, где они произрастают.

Обилие пищевых и лекарственных дикорастущих видов растений отмечается в тропическом и субтропическом влажном климате. В зоне тундры и лесотундры видовое более скудное, но здесь могут быть сосредоточены большие запасы, например, мхов, лишайников, используемых в разных отраслях народного хозяйства. Травянистые и кустарниковые растения, дающие хороший урожай ягод, тоже не редкость для суровых северных районов.

Дикорастущие растения: ценность для человека

Названия которых приведены в школьных учебниках и дополнительных справочниках, имеют в своем составе очень много полезных для организма человека веществ. Сегодня продолжается изучение этой группы на предмет содержания в них белков, углеводов, жиров, витаминов, минералов, растительных масел.

Человек издавна искал способы употребления дикорастущих растений в пищу. С древних времен распространен сбор ягод клубники, черники, голубики, клюквы и многих других. Плоды, листья, стебли употребляются как в свежем, так и в переработанном виде.

Лечебные свойства

Среди лекарственного сырья особое место занимают дикорастущие растения. Названия и значение медицинских препаратов, изготовленных на основе трав, частей деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе, в последнее время активно создаются и изучаются, и их перечень значительно расширился. Богатый опыт использования дикорастущих растений в качестве лекарственных средств имеется у народных целителей.

Однако количество полностью изученных и используемых человеком в составе лекарственных препаратов представителей флоры составляет лишь 4% от общего числа видов, которые представляют собой дикорастущие растения. Названия новых видов регулярно пополняют этот перечень.

Надо отметить, что более половины сырья, предназначенного для фармацевтического производства, поставляется посредством сбора лекарственных растений в природе. Лишь небольшая их часть культивируется.

Правила сбора сырья

При сборе лекарственных и пищевых дикорастущих растений обязательно нужно соблюдать правила, благодаря которым можно исключить факты отравления или другого отрицательного воздействия на организм. Разрешается сбор лишь хорошо известных видов растений. Те из них, что вызывают сомнение по внешнему виду, правилам употребления, сбору не подлежат. Надземные части растений обычно собирают до цветения. В это время побеги и листья более нежные, не содержат опасных соединений. Сбор растений рекомендуется производить в ясную погоду во второй половине дня, когда исключено увлажнение росой.

Запрещен сбор растений вдоль дорог, вблизи свалок, сточных канав или промышленных объектов. На их частях собираются продукты горения, пыль, содержащие опасные для здоровья человека вещества.

Собранное сырье не следует укладывать слишком плотно. Это может привести к порче растений. Она обычно проявляется в потемнении их частей. Колючие и жгучие растения, такие как крапива, бодяга, лучше собирать в перчатках. А жесткие стебли других удобнее срезать ножом.

Части растений, имеющие видимые повреждения, такие как наросты, ржавчина, гниль, собирать не рекомендуется. Они могут содержать в своем составе вещества, вредные для здоровья человека.

1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

1) Вишня → Деревья
Малина → Кустарники
Огурец → Травянистые растения

2) Баклажан → Овощные культуры
Абрикос → Плодовые культуры
Хлопок → Прядильные культуры
Гладиолус → Декоративные культуры
Овёс → Зерновые

3. Наш Попугай - любитель и знаток фруктов. Выполни его задание.
В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе довелось попробовать.

1. Гранат. 2. Папайя. 3. Манго. 4. Финики.

Если тебе интересно, найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о любом из этих растений. Подготовь сообщение.

4. Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

Легенда о винограде

Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда. Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: "Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?" Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда. Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но недалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке. Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду. Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.

Дикорастущие и культурные растения

Дети, а замечали ли вы, что где бы вы не находились, везде нас окружают различные растения? Вы их видите, идя и возвращаясь со школы, гуляя в парке, отдыхая у речки или находясь в лесу. Растения есть везде. Они растут вдоль тропинок, на лугах, полях, огородах, в степях и даже высоко в горах. Растения даже можно встретить в безводных пустынях, в озерах, топких болотах и даже в Антарктиде.

Но сегодня мы с вами поговорим о тех растениях, которые растут на просторах нашей страны.

Растительный мир очень разнообразный по строению, месту обитания и по использованию растений человеком.

А задумывались ли вы о том, в чем сходство и в чем различие, например, между сосной и яблоней, или помидором и одуванчиком?

Конечно же, вы знаете, что и сосна и яблоня – это деревья, а одуванчик и помидор относятся к травянистым растениям. Но, их отличие заключается в том, что за яблоней и помидорами нужен уход, а вот сосна с одуванчиком могут расти сами по себе.

Дикорастущие растения

Вы знаете, что некоторые растения растут на полях, огородах, а некоторые на лугах, вдоль рек и озер, в парках и лесах. А как вы думаете, есть ли существенные различия между растениями, которые выращивает человек на своем огороде, саду или на поле? И чем эти растения отличаются от тех, которые можно встретить на лужайках, вдоль тропинок или в лесу? А все очень просто. Оказывается, все растения, которые вырастают сами по себе и без вмешательства человека называются дикорастущими растениями.

Теперь давайте поближе познакомимся с такими растениями. Среди дикорастущих растений могут быть не только травяные, но и к ним также относятся деревья, кустарники. Одним словом это те растения, которые растут везде и сами по себе.

Культурные и дикорастущие растения



Все те растения, которые мы можем встретить на нашей планете, делятся на две большие группы.

К первой такой группе относятся растения, которые выращивает человек и за которыми он ухаживает. Такие растения называют культурными.

Ко второй группе относятся деревья, кустарники и травяные растения, за которыми не нужно ухаживать, так как они растут где угодно и сами по себе. Эти растения являются дикорастущими.

Теперь попробуем более подробно рассмотреть, в чем же заключается разница между этими растениями.

Все дикорастущие растения произрастают, как правило, без вмешательства человека и на тех территориях, где для них созданы природой подходящие условия или же к этим условиям растения смогли приспособиться сами. Кроме того, за дикорастущими растениями, никто не ухаживает, и они растут сами по себе.

А вот за культурными растениями необходимо ухаживать. Такие растения человек сеет или сажает и чтобы получить хороший урожай культурных растений, человеку необходимо тщательно о них заботиться.

Как возникли культурные растения

Раньше, в древние времена, все растения, которые росли на земле, были дикорастущими. Человек, собирая их плоды, ягоды, травы и коренья, много времени тратил на их поиски. Потом люди поняли, чтобы за пищей не ходить за тридевять земель, можно ее иметь рядом со своим жилищем. Так по истечения какого-то времени, человек начал высаживать дикорастущие растения около своего дома и чтобы они прижились и дали хороший урожай, люди стали ухаживать за этими растениями. Со временем эти растения под зорким вниманием человека стали изменятся. Вот таким способом и появились культурные растения. Ведь, в переводе с латинского языка, термин «культура» переводится, как возделывать, или обрабатывать.