Оперные произведения. Музыкальные шедевры. Божественные оперные арии. Ария Графини из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Эва Подлесь

Ebben? Ne Andro Lontana («Валли», Альфредо Каталани)

Ария Валли «Что ж? Я ухожу далеко» из первого акта оперы «Валли» Альфредо Каталани полна свойственного трагическим операм надрыва и драмы. Валли поет о том, что она покидает отчий дом и уходит в Альпы, испытывая разочарование и боль. лишь бы не выходить замуж за нелюбимого. Боль и решимость слышны в каждой ноте арии, даже если не знать, о чем поют.

Casta Diva («Норма», Винченцо Беллини)

«Пречистая дева» считается одной из сложнейших арий. Только несколько оперных певиц в XX веке были в состоянии с ней справиться - среди них Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Галина Вишневская. Каллас, великолепно берущая каждую ноту в «Каста Диве» любила повторять, что Беллини написал партию Нормы для нее. Кабалье куда скромнее, но ее Норма восхищает и покоряет. Уже к концу первого «куплета» вы рискуете основательно замерзнуть от мурашек.

Nessun Dorma («Турандот», Джакомо Пуччини)

Конечно же, самую известную мужскую оперную арию стоит послушать в исполнении великого Лучано Паваротти, для которого эта великолепная лиричная ария с умопомрачительным крещендо являлась своего рода визитной карточкой. «Никто не будет спать» из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини появлялась также в огромном количестве фильмов от «Римских приключений» до «Играй, как Бэкхем».

La Donna e Mobile («Риголетто», Джузеппе Верди)

Бодрая и жизнерадостная (что в оперном искусстве, положа руку на сердце, встречается не так часто) ария герцога Мантуанского хорошо знакома каждому, кто смотрел фильм «Операция Ы». Студент напевал русскоязычную версию «La Donna e Mobile», проверяя связь перед экзаменом.

Habanera («Кармен», Жорж Бизе)

Обольстительная Кармен исполняет свою Хабанеру с чувством собственного превосходства и уверенностью в своей красоте. Она игрива, но сильна. Ее пение переходит от флирта к неудержимому напору. Одна из самых известных арий исполнялась едва ли не всеми оперными певицами, поскольку демонстрирует возможности голоса и способность им управлять.

Vesti La Guibba («Паяцы», Руджеро Леонкавалло)

«Надень костюм» - так переводится название одной из самых популярных арий в мире. Ее исполняет Канио, герой оперы «Паяцы», в тот момент, когда он узнает о неверности супруги, но show must go on - представление должно состояться в любом случае. Терзаемый муками ревности и несправедливости своей судьбы, он готовится к выходу на сцену. И если вы ничего не почувствуете во время кульминации арии (1:54 - 2:36), то нет у вас сердца.

La Mamma Morta («Андре Шенье», Умберто Джордано)

Ария «Они убили мою мать» из малоизвестной широкой публике оперы «Андре Шенье» обрела популярность благодаря появлению в фильме «Филадельфия», где больной СПИДом герой Тома Хэнкса сверхэмоционально слушал ее при своем адвокате, произведя неизгладимое впечатление, как на адвоката, так и на киноакадемиков, которые вручили Хэнксу Оскара.

14753

14.03.14 13:06

Захватывающее грандиозное зрелище! Затейливые декорации и сложные костюмы. Драматический сюжет (либретто или литературный первоисточник) и талантливые исполнители. Берущие за душу сольные номера – часть их на слуху даже у людей, далеких от искусства. Все это – родившийся в конце XVI века великий жанр – опера.

Самые лучшие оперы мира

О разбитой любви

Даже дилетант сходу назовет самые популярные оперы. Стоит попробовать «пробежаться» по некоторым из них – по бриллиантовым капелькам огромного бурного потока. А начать нужно с итальянцев – именно в этой солнечной стране когда-то родилась опера.

«Смейся, паяц, над разбитой любовью!». Это ария отчаянного ревнивца Канио, жестоко расправившегося с женой и соперником. Тема несчастной любви – одна из самых распространенных в этом жанре. Вот и Руджеро Леонкавалло ведет речь о ней в опере «Паяцы». Ее героиня, артистка бродячего театра Недда, захотела оседлой жизни и покоя в объятиях молодого крестьянина Сильвио, только супруг не позволил. Партия Канио написана для теноров, ее выбирали для репертуара Карузо и Паваротти, дель Монако и Доминго.

Грустную историю своих отношений с куртизанкой Дюплесси, умершей от туберкулеза, описал в своем романе Дюма-младший. С любимой его разлучил авторитарный отец. Сюжетом воспользовался Джузеппе Верди. Главная героиня «Травиаты» Виолетта тоже чахнет, и их роман с Альфредом обречен.

Месть и предательство

По имени центрального персонажа, шута, названа другая опера Верди – «Риголетто». Его дочь соблазнил повеса герцог (тот самый, что напевал: «Сердце красавицы склонно к измене…»). Старик жаждал мести, но жертвой стала юная Джильда.

Джакомо Пуччини вошел в историю музыки не менее знаменитыми произведениями. Разве можно сдержать слезы, когда слышишь арию Каварадосси, исполняемую им перед казнью? «Тоска» очень востребована в театральных репертуарах. Самоубийством главной героини заканчивается эта печальная повесть – как и та, что рассказана в «Мадам Баттерфляй». Ставшая женой американского офицера, а затем преданная любимым, бывшая гейша Чио-Чио-сан не смогла жить. Трагизм оперы Пуччини замечательно удавалось передать в заглавной партии великой Марии Каллас.

В мире сказок и легенд

Задолго до страстных итальянцев творил гениальный Моцарт. «Волшебная флейта», легкая и романтичная, до сих пор является «лакомым кусочком» для многих певцов. Анна Нетребко блистала в образе Памины. Партию Царицы ночи австриец писал тоже для сопрано. Но ее так здорово исполняет один из солистов «Хора Турецкого», обладающий весьма редким тенором-альтино Михаил Кузнецов – послушайте и убедитесь!

Часто цитируемая (особенно в кино) мелодия – так называемый «Полет валькирий». Это лишь частичка из огромного произведения Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Основанное на германской и исландской мифологии, оно состоит из 4-х опер. Композитор трудился над этим эпическим творением более четверти века, а общее время его исполнения составляет 15 часов. Герои и волшебники, боги и злобные карлики задействованы в сюжете, а его основу составляют поиски проклятого золота.

Великие соотечественники

Историческим событиям посвящено детище Александра Бородина (он так и не успел ее закончить, завершили оперу его товарищи-композиторы) «Князь Игорь». Разные вариации «Половецких плясок» можно часто слышать на соревнованиях фигуристов, они очень любят эту музыку. А хор девушек «Улетай на крыльях ветра» был включен в церемонию открытия Зимней Олимпиады-2014.

Об одной из трагических страниц нашего прошлого повествует «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. В заглавной роли очень хорош был Федор Шаляпин, а эпизодический, но такой запоминающийся образ Юродивого создали, каждый в свое время, Сергей Лемешев и Иван Козловский.

Произведения Александра Пушкина легли в основу двух бессмертных трудов Петра Чайковского. Пик сезона-2013 в Венской опере украсила постановка «Евгения Онегина» с неподражаемой Нетребко и Дмитрием Хворостовским в ролях Татьяны и Онегина. Билеты на представление заказывали за год!

А кто не слышал знаменитую арию Германа из «Пиковой дамы»! Вот уже много лет подряд она открывает телевизионные сражения в элитарном клубе «Что? Где? Когда?».

Новое слово в классическом жанре

ХХ век подарил русскому и мировому оперному искусству «Леди Макбет Мценского уезда», созданную Шостаковичем по мрачноватой повести Николая Лескова. Она была полна безудержной страсти, которая и погубила главную героиню. В экранизации оперы (как и на сцене) была восхитительна Галина Вишневская.

В 1970 году появилась рок-опера – революционно-новое слово в классическом жанре – «Иисус Христос – суперзвезда». В музыку евангельский сюжет облек экспериментатор Эндрю Лллойд Вебер, а партию Христа исполнил солист «Deep Purple» Иен Гиллан.

…Огненная хабанера из «Кармен» француза Бизе и затейливые мелодии «Севильского цирюльника» Россини, сочный бас колоритного Мефистофеля (как можно забыть «Фауста» Гуно!) и лирическая песня Леля из «Снегурочки» нашего соотечественника Римского-Корсакова. Слушайте лучшие оперы и наслаждайтесь!

Хабанера из оперы “Кармен” Бизе. Поет Елена Образцова.

Кармен – девушка, скажем прямо, не очень строгих нравов, работающая на табачной фабрике и путающаяся с солдатами и контрабандистами. Но ее любовь, пусть даже она будет длиться пару дней – лучшая награда для любого мужчины. Не в последнюю очередь потому, что французский композитор Жорж Бизе написал ей фантастически красивые арии, в которых страсть звучит в каждой ноте.

Ария Тореадора Эскамильо из оперы Бизе “Кармен”. Поет Клаудио Сгура

Тореадор Эскамильо, убийца быков, любимец женщин, воспевает собственную храбрость, кровь и песок. Мужской вариант певческого секса, короче говоря.

Ария Царицы Ночи (Die Hölle Rache) из оперы “Волшебная флейта” Моцарта. Поет Диана Домрау.

Очень странная масонская пьеса, положенная на гениальную музыку Вольфгангом Амадеем Моцартом. Самая красивая и самая трудная на свете ария для сопрано. Тут ничего нельзя добавить, можно только испытывать священный трепет. В формановском фильме “Амадей” очень красиво показано, как Моцарт сочинил эту арию во время разговора с тещей на повышенных тонах, но так ли это на самом деле – мы не знаем.

Nessun dorma, ария из оперы “Турандот” Пуччини. Поет Лучано Паваротти.

Лучшая опера – итальянская, лучший тенор – ну гм, тут все понятно, лучшая и, наверное, самая известная в мире оперная ария – вот эта.

Ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” Чайковского.

Самый, видимо, главный номер русской оперы. Пушкин написал для Ленского почти пародийное стихотворение (в самом деле, размышления 18-летнего поэта о безвозвратной ушедшей юности могут быть только пародийными), а Чайковский сделал из этого настоящую трагедию. И тут ее исполняет один из самых великих русских теноров – Иван Козловский.

Ария Германа из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Михаил Дидык.

Чайковский писал оперы по пушкинским текстам, и лучше этого в русской музыке никто ничего никогда не делал. “Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу”.

Ария Графини из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Эва Подлесь.

Одна из самых любимых наших арий написана на самом деле не Чайковским. Она на самом деле из оперы французского композитора Анри Гретри “Ричард Львиное Сердце”. Чайковский ее использовал, чтобы показать, что Графиня – старомодная старуха, с тоской вспоминающая юность. Волшебная меланхолия, короче.

Половецкие пляски из оперы “Князь Игорь” Бородина. Поет хор Метрополитен Опера.

Ну ок, это не ария, это хор, по формальным причинам мы не должны были его сюда включать, но он фантастически красивый. Русские полонянки развлекают половецких воинов. По идее там должны быть степи, шатры и мужчины с саблями и усами, но в этой нью-йоркской постановке Дмитрия Чернякова танцоры просто кружатся среди маков.

Хор пленных евреев из оперы “Набукко” Верди.

Ну и чтоб два раза не вставать, сразу второй великий хор. Тоже пленные рабы, но по крайней мере не так тревожно.

Ария Фигаро из “Сивильского цирюльника” Россини. Поет Петер Маттеи.

Невероятно оптимистичная песенка человека, который везде успевает из одной из самых популярных опер в мире. Фигаро тут, Фигаро там, стоит только на секунду расслабиться, как уже тут же зовут. Что-то это нам напоминает…

Ария Герцога из оперы Риголетто Верди. Поет Марио Ланца.

Один из величайших, наряду с Карузо, теноров 20-го века в этой чудесной записи поет легендарную клевету на женский пол: “Сердце красавицы склонно к измене”.

Casta Diva, ария из оперы “Норма” Беллини. Поет Рене Флеминг.

Ультраклассика, одна из самых популярных оперных арий. Поет ее Рене Флеминг, самая аристократичная оперная певица.

Куплеты Мефистофеля, из оперы “Фауст” Гуно. Поет Руджеро Раймонди.

Люди гибнут за метал, сатана там правит бал – в переводе на русский оно звучит еще более эффектно.

Песня Юродивого из оперы “Борис Годунов” Мусоргского. Поет Иван Козловский.

Песенка, в которой святой безумец плачет за свою Родину и предрекает ей врага, кровь и разорение, в котором будет виноват царь-ирод. Самая странная и тревожная музыка из великой русской оперы

Застольная, дуэт из оперы “Травиата” Верди. Поют Пласидо Доминго и Анджела Георгиу.

В довольно печальной опере про умирающую от чахотки проститутку есть невероятно оптимистичный вальсик про прелести алкогольного опьянения, ставший настоящим шлягером и нежно любимый всеми лучшими тенорами нашего времени.

Ария-прощание Травиаты. Поет Анна Нетребко.

Но кончается все довольно печально – в этой арии героиня прощается со своим прошлым, болезнь в финальной стадии. И Нетребка тут совершенно восхитительная.

Плач Дидоны из оперы “Дидона и Эней” Перселла. Поет Джесси Норман.

Это не такой популярный шлягер, как “Куплеты Мефистофеля” или “Застольная”, хотя тоже исполняется довольно часто. Дидона умоляет Энея помнить о ней, когда ее положат в сырую землю, не забывать. А Джесси Норман в этой роли и в этом фантастическом наряде больше всего напоминает инопланетную оперную певицу из “Пятого элемента”. И да, она самая красивая оперная певица, кто не верит – тот наш личный враг.

Ария Керубино из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта. Поет Ринат Шахам.

Керубино – влюбленный паж графа Альмавивы, которого всегда поет женщина, меццо-сопрано. Перед нами израильская певица Ринат Шахам, которая не просто поет безупречно, она еще и играет, живет этой ролью, пытается изобразить запинающегося, очень сильно нервничающего мальчика. Выглядит это просто фантастически, честное слово.

Ария Аиды из оперы “Аида” Верди. Поет Инес Салазар

“Аида”, заказанная Джузеппе Верди к открытию Суэцкого канала и ставшая самым мощным и легендарным пробоем дэдлайна в истории цивилизации, опера невероятно трудная и ей всегда везет на красочные постановки. В этой арии Аида, рабыня и любовница египетского принца, тужит вот о чем: милый ее пошел войной на народ ее отца и братьев, и она не знает, за кого “болеть”.

Ария Фигаро из “Свадьбы Фигаро” Моцарта. Поет Брин Терфель.

Фигаро, цирюльник и плут, который у Моцарта гораздо симпатичней, чем у Россини, рассказывает юному пажу Керубино (тому, напомним, которого всегда поет женщина) о прелестях влюбленных бабочек и ужасах военной службы. Троллит, если по-нашему. А поет его в данном случае безупречный, мужественный и техничный Брин Терфель.

Правда, искусство – не только область духа, но и коммерция. И если речь идет об опере, то можно часто услышать от театральных менеджеров и руководства оперных театров такую фразу: «Это, конечно, замечательная вещь, но массовый зритель на нее не пойдет – ставить не будем». Так настроения социума властно вторгаются в хрупкий мир прекрасного!

Всё это вопросы глобальные и разобраться в них непросто. Тем не менее, мы решили сегодня предложить читателям несколько статистических выкладок из мира оперы. Не претендуя на исчерпывающие ответы, они дают любопытную информацию – какие национальные школы, авторы и произведения нынче наиболее популярны в мире? При подготовке статьи использовался сайт Operabase.com. Сведения обобщают показатели 5-ти сезонов с 2007/08 по 2011/12 гг. Появившиеся недавно на этом ресурсе обновленные данные, включающие показатели последнего сезона, не сильно отличаются от итогов предыдущих лет.

I. Десять наиболее популярных оперных композиторов

Примечание: в таблице указано количество постановок, в скобках – количество произведений, включая различные редакции опер, адаптации (в т. ч. детские), а также масштабные вокально-инструментальные опусы (оратории, реквиемы, сценические кантаты, мессы и др.).

  1. Верди - 3020 (29)
  2. Моцарт - 2410 (25)
  3. Пуччини - 2294 (13)
  4. Вагнер - 1292 (14)
  5. Россини - 1045 (42)
  6. Доницетти - 853 (29)
  7. Р.Штраус - 655 (15)
  8. Бизе - 654 (7)
  9. Гендель - 598 (60)
  10. Чайковский - 432 (7)

В двадцатку входят также Бриттен (13 место), Гуно (16), Леонкавалло (17), Яначек (18), Масканьи (19) и Беллини (20). Группа русских композиторов – Стравинский, Мусоргский, Римский-Корсаков и Прокофьев – расположилась на удивление плотно и занимает соответственно 28-31 места.

II. Десять ныне здравствующих композиторов

Примечание: в таблице приводятся имена наших живых современников, чьи произведения чаще всего ставятся в музыкальных театрах. Занимающий 1-е место Ф.Гласс в общем рейтинге всех авторов числится на 42-м месте. Указанные в списке Г.Фрид и Х.В.Хенце в анализируемый период еще были живы – оба скончались осенью 2012 года.

  1. Гласс - 69 (19)
  2. Хенце - 53 (16)
  3. Адамс - 33 (6)
  4. Максвелл Дэвис - 32 (8)
  5. Хегги - 30 (6)
  6. Рим - 29 (8)
  7. Дюсапен - 29 (6)
  8. Фрид - 27 (2)
  9. Этвёш - 24 (9)
  10. Гланерт - 24 (10)

Среди других известных имен в дальнейшем списке значатся Флойд (11 место), Бёртуисл (14), Саариахо (15), Бенджамин (17), Райман (18), Превин (29), Пендерецкий (35). Наш Р.Щедрин занимает 34 место.

Кстати, упоминания имен почти всех композиторов из этого списка можно найти на страницах нашего журнала, воспользовавшись системой поиска. С той или иной степенью подробности мы информировали читателей об их творчестве.

III. Десять самых исполняемых опер

  1. «Травиата» Верди - 629 постановок
  2. «Богема» Пуччини - 580
  3. «Кармен» Бизе - 573
  4. «Волшебная флейта» Моцарта - 571
  5. «Тоска» Пуччини - 504
  6. «Свадьба Фигаро» Моцарта - 494
  7. «Мадам Баттерфляй» Пуччини - 469
  8. «Севильский цирюльник» Россини - 465
  9. «Риголетто» Верди - 434
  10. «Дон Жуан» Моцарта - 433

Итого в списке лидеров по три опуса Пуччини и Моцарта, два Верди и по одному Бизе и Россини.

Во второй десятке – еще две оперы Верди («Аида» и «Набукко»), два произведения Доницетти («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур»), «Так поступают все» Моцарта, «Турандот» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло и наиболее популярная русская опера - «Евгений Онегин» Чайковского (17 место).

Самая известная оперетта – «Летучая мышь» И.Штрауса – занимает 15 место.

Таким образом, все в этой двадцатке довольно логично и предсказуемо за исключением занимающей очень высокое 12-е место (!) оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка. Это, в общем-то симпатичное (но не более того) произведение вагнеровского эпигона, обогнало множество значительно превосходящих его по качеству оперных шедевров скорее всего из-за своей рождественской и условно детской направленности.

Любопытны и такие показатели: среди опер Вагнера впереди «Летучий голландец (25 место), из произведений Р.Штрауса лидирует «Саломея» (31), у Беллини – «Норма» (44), у Массне – «Вертер» (59), у Генделя – «Юлий Цезарь (69).

Одно из самых популярных произведений конца 19 – начала 20 века «Фауст» Гуно нынче занимает всего лишь 33-ю строчку, «Сказки Гофмана» Оффенбаха – 32-ю. «Сельская честь» Масканьи на 28-м месте, а вторая по популярности опера Россини «Золушка» на 29-й строке.

Лидирующее положение среди опер 17 века у «Дидоны и Энея» Пёрселла (61 место), а среди опусов 18 столетия (кроме Моцарта) у «Орфея и Эвридики» Глюка (47 место).

Из авангардистов на первом месте «Воццек» Берга (74). С ним соседствует самый популярный опус Бриттена – «Поворот винта» (73).

1-й оперой среди произведений восточноевропейских композиторов является «Русалка» Дворжака (40 место), из произведений столь популярного ныне Яначека впереди «Енуфа» (65).

Среди русских опер, как уже отмечалось, наиболее популярен «Евгений Онегин» Чайковского (17 место/247 постановок). В дальнейшей табели о рангах «Пиковая дама» Чайковского (54/105), «Борис Годунов» Мусоргского (60/95), «Похождения повесы» Стравинского (77/62), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (81/57), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (82/56), «Иоланта» Чайковского (94/44) и «Царская невеста» Римского-Корсакова (107/35).

Чтобы читатель представлял себе масштаб цифр, укажем, что всего в мире за этот период хотя бы один раз ставились 2588 опер, из них 1250 более одного раза, 820 более 2-х и 625 более 3-х раз.

О национальных школах

Если попробовать сделать некоторые обобщения национального характера, взяв за основу 100 лучших опер, то выводы таковы:

Лидером, разумеется, является итальянская школа – 38 опер начиная с 1-го места у ведиевской «Травиаты». Далее идет немецкоязычная опера (композиторы Германии и Австрии) – 29 опусов (если не считать 3-х произведений Генделя, числящихся в таблице за Англией), возглавляемая занимающей 4-ю позицию моцартовской «Волшебной флейтой». Это абсолютные фавориты.

Следующая за ними французская школа во главе с «Кармен» Бизе представлена лишь 10-ю произведениями. Далее англичане с 8-ю операми, обогнавшие всего на 1 опус (благодаря всё тому же «приватизированному» ими Генделю) Россию (7). И, наконец, замыкает эту своеобразную таблицу Чехия с 4-мя операми. Если не считать Венгрии с ее авторами великих оперетт Легаром и Кальманом (4 опуса в списке), ни одной другой национальной школы больше в первой сотне шедевров нет!

Подведем промежуточный итог: В целом, если не принимать во внимание завышенное место Англии, картина достаточно объективная. Причем, если увеличить количество анализируемых опер, она становится все более справедливой.

Теперь давайте кратко взглянем на список из 200 опусов. У итальянцев 62 оперы, у австро-немецких композиторов 54, у французов и англичан по 24, у России – 18. Однако, если Генделю «вернуть» его немецкое происхождение, то все выглядит иначе – итальянцы уступят лидерство северным соседям, которым надо будет приплюсовать 13 опер Генделя (итого 67), а англичане останутся со своими 11-ю операми далеко позади России.

Надо отдавать себе отчет, что все эти статистические «игры» весьма условны. Это касается и англо-немецкого «спора» о Генделе, и неочевидного объединения австрийских и немецких композиторов в одну группу. Частота исполнения зависит также от количества оперных театров и интенсивности их деятельности в той или иной стране – здесь безраздельно властвует Германия.

И главное: сиюминутные вкусы публики, взятые вне исторической ретроспективы – это весьма и весьма ненадежный критерий. Только один яркий пример – обладавшего феноменальной популярностью в 19 веке Мейербера мы не найдем даже в списке из 500 произведений.

Много вопросов и по русской школе – Глинка не входит в топ-200! Впрочем, русская тема заслуживает отдельного разговора, в котором не обойтись без историко-культурного и социально-политического анализа.

Было бы неправильным не упомянуть еще об одном факторе. В этих статистических выкладках не охвачены все без исключения музыкальные театры мира. Тут есть определенные информационные пробелы. Об этом можно судить хотя бы по российскому списку Operabase, который неполон – среди 32 российских сцен, вошедших в него, нет Камерного музыкального театра Б.Покровского, театра «Зазеркалье» из Санкт-Петербурга, Челябинского оперного театра. Подобного рода лакуны есть и в других странах. Так, например, мне не удалось найти нью-йоркского театра Grattaciello, специализирующегося на веристском репертуаре, нидерландской Osse oper и еще ряда коллективов.

Впрочем, вряд ли это обстоятельство существенно повлияет на общий итог – все-таки подавляющее большинство оперных домов в статистике учтены.

Вот такая получается картина. Мы не будем ее дальше комментировать. Пусть читатели сами делают выводы и социокультурные обобщения.

Материал подготовил Е.Цодоков

Зародившись как подражание западным образцам, русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу всей мировой культуры.

Появившись в эпоху классического расцвета французской, немецкой и итальянской опер, русская опера в 19 веке не только догнала классические национальные оперные школы, но и опередила их. Интересно, что русские композиторы традиционно выбирали для своих произведений сюжеты чисто-народного характера.

"Жизнь за царя" Глинки

Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» рассказывает о событиях 1612 года – польском походе шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако, в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому. Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 году. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены. Были попытки адаптировать сюжет под требование нового времени: так Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 году «советский строй» был заменен «русским народом». Большой театр с 1945 года традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована, пожалуй, в миланском «Ла Скала».

"Борис Годунов" Мусорского

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбран царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 года. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы карамзинской «Истории государства Российского». Темой оперы стало время правления Бориса Годунова перед самым «Смутным временем». Мусоргский закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 году, которая была представлена театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли. Мусоргский ввел в оперу «польский» акт любовной линии Марины Мнишек и Лжедмитрия. Им также была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал боле эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута. Ее удалось поставить лишь 2 года спустя в 1874 году на сцене Мариинского театра. За рубежом премьера оперы состоялась в Большом театре в парижском Гранд-Опера 19 мая 1908 года.

"Пиковая дама" Чайковского

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 года во Флоренции, а первая постановка случилась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского Театра, причем в первый раз Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн (с двумя «н» на конце), а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман – это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 году опера была впервые поставлена за пределами России в Праге. Далее – первая постановка в Нью-Йорке в 1910 году и премьера в Лондоне в 1915 году.

"Князь Игорь" Бородина

Основой для либретто стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича. Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После кончины Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Существует мнение, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако, сам Глазунов это мнение опровергал. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» - полностью опера Александра Порфирьевича Бородина». Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 году, через 9 лет ее увидел иностранный зритель в Праге.

"Золотой петушок" Римского-Корсакова

Опера «Золотой петушок» была написана в 1908 году по одноименной пушкинской сказке. Эта опера стала последней работой Римского-Корсакова. Императорские театры отказали в постановке оперы. Но как только зритель впервые увидел ее в 1909 год в московском оперном театре Сергея Зимина, оперу через месяц поставили в Большом театре, а затем она начала своё триумфальное шествие по всему миру: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Вроцлав.

"Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича

Идея оперы возникла у Александра Даргомыжского в 1863 году. Однако композитор сомневался в ее успехе и рассматривал работу как творческую «разведку», «забаву над «Дон-Жуаном» Пушкина». Он писал музыку на пушкинский текст «Каменного гостя», не изменяя в нем ни единого слова. Однако проблемы с сердцем не позволили композитору закончить работу. Он скончался, попросив в завещании своих друзей Кюи и Римского-Корсакова завершить работу. Впервые опера была представлена зрителю в 1872 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Зарубежная премьера состоялась только в 1928 году в Зальцбурге. Эта опера стала одним из «основополагающих камней», без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.