О пище, которую выбирали самые величайшие и известные люди. Культура питания древних греков

Спартанцы. Все слышали про этих ребят. Сильные мускулистые воины, эталон мужества и стойкости. В массовом сознании они закрепились благодаря кинокомиксу Зака Снайдера: рельефные торсы, пафосные диалоги, горбун-предатель и трехметровый повелитель персов Ксеркс. Ах да, великий мем со скидыванием парламентёра в колодец: this is SPARTAAA! – «на дне вы найдете вдоволь и земли, и воды».

Примерно в таком информационном коконе сегодня существует Спарта и ее обитатели. Давай оставим гротеск Снайдера в сторонке и попытаемся разобраться, что из себя представляли настоящие спартанцы.

Не будем грузить тебя датами, но сначала нужно понять, почему вообще спартанцы снискали себе славу таких отчаянных рубак, при том что на греческом полуострове, а равно и среди греческих полисов Малой Азии и Причерноморья, постоянно шли междоусобные войны. То есть не одни только спартанцы были с зубами.

Дело в том, что спартанцы были пришлыми на земле, на которой жили, и, придя на нее, подчинили себе коренное население. Около 90% населения Спарты были бесправными местными крестьянами – илотами, которые содержали мелкий процент спартанцев в обмен на бесконечный террор и рабское положение. Чтобы удерживать такое количество невольников, нужна очень мощная армия, поэтому немногочисленным спартанцам пришлось стать одним большим войском. Было еще лично свободное «сословие» - периеки: они занимались торговлей, ремёслами и тому подобным. Настоящий спартанец не признавал ничего, кроме войны. Они даже не строили крепостных стен вокруг полиса, потому что лучшей защитой считалась храбрость его воинов.

Постоянные бунты внутри и желание соседей отнять обширные территории заставили Спарту жить в постоянной подготовке к войне. Полумифический законодатель Спарты Ликург оставил своим потомкам свод законов, которые передавались устно из поколения в поколение в виде кратких изречений. Именно он ввел в полисе жесткие порядки, так прославившие Спарту.

Агогэ - система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты

Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных».

В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили - они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду - красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу.

Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер.

Их учили быть солдатами: марш-броски, физкультура, воинские упражнения, холод и голод должны были сделать из юных спартанцев самых выносливых и умелых воинов. Спартанцы-подростки нападали на деревни илотов и убивали мужчин – так их приучали к крови. Взрослые спартанцы перед кругом подростков напаивали илотов вином до состояния животных – так юных спартиатов раз и навсегда отучали от алкоголя.

Есть версия, что спорт как самоцель был не в почете у спартанцев и использовался лишь как способ обучения военному делу. Тем более им был чужд культ красивого тела: «Спарте нужны не атлеты, а воины».

Последним испытанием при обучении была порка в храме Артемиды. Спартанца пороли мокрыми розгами до первой капли крови, но, если тот издавал хоть звук, начинали сечь все сильнее, пока он не замолкал. Случалось, что кого-то запарывали до смерти.

Вооружение спартанцев

Спартанцы бились в классической греческой фаланге: прямоугольном построении глубиной в несколько бойцов. Естественно, они выглядели не как в фильме – полуголыми накаченными парнями, нет. Во-первых, спартанцы скудно питались, боясь излишеств, во-вторых - очень много тренировались на выносливость. Соедини это, и поймешь, какими фигурами они обладали.

Фаланга состояла из гоплитов – тяжело вооружённых пехотинцев. Тяжело - это значит шлем, панцирь, поножи, наручи, копье, одноручный меч и щит-гоплон с буквой L, т.е. Лакедемон (так называли спартанцы свой полис), а название «Спарта» пришло уже потом из Рима. Сила фаланги была в том, что воины щитам прикрывали друг друга, а копьями не давали противнику подойти к себе на дистанцию атаки. Именно так закованная в броню фаланга Леонида сдерживала несколько дней персов в Фермопилах.

Отношения

В Античной Греции женщины (за исключением гетер, музыкантш и спартанок) имели положение чуть более хорошее, чем домашний скот.

Только в Спарте мужья слушаются жен, - укорили спартанку.
- Потому что только спартанские женщины рождают настоящих мужчин, - был ответ.

Пока мальчиков пытались прикончить в военных лагерях, девочкам разрешалось жить дома, но и их учили метать копье и быстро бегать. Они с детства занимались спортом, чтобы вырастить здоровых детей.

Перейдя в тридцатилетний возраст, мужчина-спартанец мог жениться, но обряд свадьбы заключался лишь в том, что он ночью пробирался в ее спальню. Вообще, спартанцам рекомендовалось быть умеренными в общении с женами. Однажды в Спарту после победы вернулся большой отряд, и его командир решил отпраздновать победу дома за столом с женой, когда все спартанские мужчины ели за общим столом. Больше командиром он не был.

Но нужно упомянуть и один скользкий момент (не падай со стула). В военных школах младшим полагалось иметь старших товарищей, наставников. Наставники учили их, заступались, но правила игры были таковы, что за наставничество приходилось платить своим телом. При этом старший всегда был активом. Подобное явление считалось вполне нормальным, даже похвальным, способствующим духовному воспитанию младшего старшим. Отчасти такое положение дел понятно: закрытое мужское общество, подростки с переизбытком гормонов, отсутствие женщин. В любой тюрьме происходит подобное, а еще, бывает, шутят про подводников и моряков дальнего плаванья.

Смерть

Смерть была самым важным событием в жизни спартанца после рождения. Одна мать проводила в сражение пять своих сыновей, и гонец принес весть, что все они погибли. Она ответила, что ей важно не это, а то, кто победил.

Мы.
- Тогда я рада, что они погибли в этом бою.

Со щитом или на щите, - сказала уже другая мать, провожая сына на войну, и попала в историю. То есть победи в битве и вернись или погибни. На древнегреческом это звучит как «э та эн эли та». «Эли та» можно было стать, только погибнув в бою. Надгробья спартанцев были безымянными, кроме умерших при родах женщин и погибших в сражениях воинов.

Конец Спарты

Спартанский образ жизни начал пошатываться с захватом спартанцами богатых Афин: тлетворный образ жизни, полный разврата и пороков, стал проникать в спартанское общество. Ослабевшую Спарту захватил Александр Македонский со своим отцом, а развалившуюся македонскую империю обглодали уже римляне. Так кончилась суровая сказка.

Сейчас в административном центре Спарта проживает около 20 тысяч греков, но это уже давно не те лакедемоняне, которые могли вломить кому угодно и вселить ужас одним своим появлением на поле битвы. У них там очередной кризис.

Страница 3

Ели и пили спартанцы немного. Пища была скромной, почти грубой. Общий обед состоял из черной похлебки, вареной свинины, вина, овсяного хлеба и сладкого печенья. Не все греки могли удовлетвориться их пищей. Молва гласит, что когда сибарит из Афин попал к спартанцу на обед, он сказал: «Действительно, спартанцы – самые храбрые из людей. Всякий предпочел бы тысячу раз умереть, чем так жить». Будучи наслышан об их еде, тиран Дионисий купил лакедемонского повара, приказав тому приготовить их знаменитую похлебку: съесть ее не смог, выплюнул. Повар сказал ему: «Чтобы оценить это кушанье, надо делать нашу гимнастику и купаться в Евроте». Спартанцы ели обычно гороховую кашу. Пьянства и кутежи исключались. Толстяков в Спарте практически не было (Олеша не смог бы там написать «Трех толстяков»). Если они появлялись, их изгоняли из страны указом правительства (а уж на правительственный Олимп «тяжеловесам» в Спарте путь и вовсе был заказан). Не пускали туда демагогов и проституток. Не приветствовались и богачи. В Спарте в ходу была пословица: «Бог богатства слеп и лежит без жизни и движения» (Плутарх). Само собой пропала роскошь. Трусов презирали, более всего ценили – храбрость. Убитых в бою несли на щитах. Отсюда выражение: «Со щитом или на щите».

Понятно и исключительное значение, которое играли в жизни Спарты военные. Во многом это объяснялось суровыми условиями тогдашней жизни, когда войны следовали одна за другой, постоянно стуча в двери их дома. Спарта – военное государство, наводившее страх на соседей. Однако среди всех греков было широко распространено мнение, что один спартанец стоит в бою нескольких гоплитов из других земель. Жили спартанцы единым общежитием, так что Исократ называл их государство, фактически состоявшее из четырех кварталов, государством-станом. Законы полиса строились с учетом общинной идеологии народа. Ликург запретил заниматься ремеслами, торговлей, воспрепятствовал ввозу серебра и золота, а в качестве денег постановил использовать железо. И чтобы доставить небольшую по нашим понятиям сумму в пару тысяч рублей, нужно было не меньше пары быков – деньги были железными.

Главным занятием спартанского гражданина считалось участие в войне. Смерть в бою считалась, как и у викингов, наивысшей доблестью. Имена павших героев были окружены почетом и славой. Спартанка напутствовала уходивших на войну сыновей фразой: «Возвращайся со щитом или на щите». Это была демократия, хотя сугубо военного типа. Пассивным избирательным правом тут пользовались лишь 8000 мужчин из 376 000 населения Спарты. Но свободные и не стремились к демократии. Ликург в ответ на просьбу одного либерала учредить в Спарте демократию философски заметил: «Введи ее для начала, друг мой, у себя дома». Платон, Плутарх, Ксенофонт восхваляли спартанцев и их общественный строй. Напротив, Аристотель в его «Политике» осуждал ее: «Для спартиатов все соседи были врагами: и аргосцы, и мессенцы, и аркадяне». Какую из систем предпочтет современный мир – вот в чем вопрос?!

Смотрите также

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове...

Отрывок из книги “О пище, которую выбирали самые величайшие и известные люди”

Существует несколько источников, описывающих рацион римских гладиаторов, из которых следует, что они питались ячменными лепешками и оливковым маслом.

В частности это утверждал древнегреческий врач и мыслитель, Гиппократ (460 - 370 до н. э.), поставивший медицину на научные основы.

По его словам такая диета была самой лучшей для развития физической силы и выносливости. Ещё давно Гиппократ обнаружил взаимосвязь между диетой и здоровьем. Одним из его предположений было, что говядина вызывает обострение подверженности меланхолии и плохо переваривается желудком. Он рекомендовал употреблять в пищу бобы и злаковые, что получило широкое распространение. Но теория о комбинировании белка достигла зенита славы еще до Гиппократа. Греческий врач Диоскорид описал лечебные свойства 600 видов растений, многие из которых используются в наши дни.

Согласно дошедшим до нас рукописям, закованным рабам и римским солдатам выдавали ежедневно 1,3 кг хлеба или инжира; в рационе непременно присутствовали также луковицы растений, репа и другие корнеплоды, бобовые и свежие сезонные овощи.

Также известно, что рабы, строившие величественный Колизей в Риме, получали всего горстку сырой крупы и немного чеснока.

Известно также, что греческие атлеты, победители античных Олимпийских игр, питались фигами, орехами, инжиром, кукурузой и сыром. Намного реже предпочитали винные ягоды и маисовый хлеб.

Эти данные свидетельствовали в пользу того, что и римские гладиаторы также были вегетарианцами.

Эти предположения подтвердились после того, когда австрийские ученые провели раскопки на западном побережье Турции, где находился древний город Эфес. Там расположено единственное известное археологам кладбище гладиаторов, где обнаружены останки более 70 человек. Ученые кафедры гистологии и эмбриологии Медицинского университета Вены подчеркивают, что, исходя из строения костей, нелегко указать с точностью вес римских гладиаторов, но было достаточно просто «установить пропорции между составляющими их питания».
Дело в том, что, если бы гладиаторы питались мясом, уровень содержания стронция и цинка в их костях был бы примерно одинаковым. Однако спектральный анализ показал, что стронция в костях гораздо больше, чем цинка, как это обычно бывает у вегетарианцев. Историки считают, что вегетарианская диета не только делала гладиаторов сильными — слой жира служил им дополнительной броней, защищая жизненно важные органы от холодного оружия. Кроме того, плотность костей у гладиаторов была намного большей, чем у среднего человека, который питался мясом.

Джеймс Диксон из университета в городе Глазго на основании раскопок опорных пунктов античного Рима на Британских островах подтвердил, что большинство римских легионеров были вегетарианцами и на территории Британии. Джеймс установил, что питались гладиаторы ячменем, чечевицей и сельдереем.

Гарольд Уайтстоун в книге "Частная жизнь римлян " пишет: "О римлянах можно сказать, что в ранний период республики — почти весь второй век до нашей эры — они мало заботились о еде. Питались плодами, и то время от времени. Римляне тогда были почти строгими вегетарианцами, значительная часть пищи съедалась холодной, а их кулинарию характеризовала исключительная простота".

Римские легионеры , покорившие огромное пространство от Атлантики до Каспия и от Британских островов до египетских пирамид по словам Гиппократа питались в основном ячменными лепёшками с оливковым маслом.

Известно, что римляне изменили своим вкусовым привычкам и полюбили роскошь и мясо после завоевания Греции. Но даже и тогда беднейшие классы населения продолжали питаться только растительной пищей, и, как говорит Уайтстоун, "каждый школьник знает, что солдаты, принесшие победу Цезарю, питались злаками, которые размалывали на ручных мельницах и варили на полевых кострах".

Из всех народов Греции самыми сильными и выносливыми считались спартанцы , а простота их растительной диеты теперь общеизвестна (спартанцы питались один раз в день, вечером, они получали свой рацион в подставленные ладони). Фрагменты исторических летописей указывали на то, что с партанцы вообще не ели мяса, как и воины Александра Филипповича Македонского.

Не остаётся сомнений в том, что патриоты, мужественно защищавшие Фермопилы и в самом деле также, подобно гладиаторам не употребляли мяса. Не мясной пищей можно объяснить выносливость и храбрость победителей при Саломине и Марафоне.

Судя по античной традиции и данных письменных источников р ацион спартанцев состоял из ржи, чечевицы и бобов. При отборе продуктов они руководствовались представлением, что именно рожь и бобовые придают мужество, силу, помогают нарастить мышечную массу, - искали то, что максимально поможет развить необходимые для жителей Спарты качества.

Из хлеба, муки и круп готовили такие похлебки и каши, как, например, маза — смесь муки, меда, оливкового масла, соли и воды, турон — смесь муки, тертого сыра и меда. Частым блюдом были похлебки из фасоли и других бобовых растений.

Несколько десятилетий тому назад в Гималаях было обнаружено племя хунза, которое проживало в изоляции от всего мира. Предполагают, что предки хунза — бывшие воины Александра Македонского. Здоровье является своеобразным культом племени. Здесь никто никогда не болеет, столетний человек не считается старым. При изучении быта этих людей выяснилось, что основная их пища — фрукты, овощи, орехи. Эти люди не едят сахар, не употребляют соль, спиртные напитки, не курят, своим долголетием обязаны они не климату или «святой воде», а именно системе питания.

Известно также, что Великие Мастера у-шу легендарного монастыря Шаолинь, основанного в 495 году в Китае, всегда придерживались строгой вегетарианской диеты согласно уставу, сложившемуся на протяжении веков.

Рацион монахов-воинов Шаолиня сводится к некоторым овощам, злакам, многочисленным травам и кореньям. Устав монастыря предписывает полный отказ от животной пищи и умеренность в еде. Даже хлеб там считается нежелательным.

Шаолиньское боевое искусство имеет длинную историю, относясь началом к династии Северной Вэй (386-534). В разные годы, впитывая различные методы рукопашного боя, наряду с использованием ножей, копий, мечей и прочих видов оружия, шаолиньское кунг фу нарабатывало реальную боевую способность. Все это предусматривало физическое и духовное обучение, объединяло внутренние качества человека с внешней формой, что составило существенную часть сокровищ Китайских боевых искусств.

Тибетские монахи с незапамятных времен питаются одной цампой (блюдо из ячневой крупы) и чаем с маленьким кусочком сливочного масла. В Тибете считают, что в ячневой крупе заложено все необходимое для поддержания жизни, поэтому они практически больше ничего не употребляют в пищу.

Тибетские мудрецы знают, что причина возникновения всех болезней кроется в неправильно выбранной диете, а также в переедании.

Спарта отличалась от остальной Греции и была по сути военизированным государством. жили в суровых условиях. В быту отсутствовал комфорт, а в еде вкус. То, что приходилось есть спартанцам, не съел бы даже самый голодный греческий бедняк.

Чтобы спартанцы не привыкали к вкусной пище, они обязаны были обедать только за общим столом, в так называемых "обеденных клубах". Спартанцы сдавали необходимые продукты в общий котел.

Сделал он это для поддержания равенства среди граждан, и возможности контроля, над образом жизни спартанцев.

Питание за общим столом, не давало спартанцам почувствовать вкус к роскоши. Спартанцы за общим столом внимательно следили за тем, чтобы никто не съел что-то лишнее, следили и за тем, кто как ест, и поднимали на смех тех, кому была не по вкусу их грубая и отвратительная еда.


Так самой распространенной и обыденной едой в Спарте была черная похлебка. Готовилась она из дикого кабана с чечевицей, чесноком, уксусом и солью. В похлебку также входил особый ингредиент - кровь кабана. Не выливать же ценный продукт на помойку.

Любой спартанец мог запросто выпить стаканчик другой такого напитка. Несмотря на то, что она была очень питательна, вкус имела просто отвратительный.

И съесть ее мог действительно закаленный воин. И в будни и в праздничные дни рацион был всегда неизменным: грубая пища, без всяких излишеств.

Также спартанский обед включал: горох, бобы, рожь.


Питание юных спартанцев, которые только начинали свой путь воина был еще скуднее, им не доставалось даже похлебки. Оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

В качестве воспитания, маленькие воины должны были воровать себе на пропитание.

Это входило в программу для развития ловкости и скрытности, необходимой для действий в тылу врага.

Попавшихся на воровстве наказывали, но не за воровство, а за то, что попались - не выполнили упражнение.

Владельцам полей разрешалось наказывать попавшихся так, как они считали нужным. Некоторые источники указывают, иногда наказание было смертельным.

Да, жизни спартанских воинов не позавидуешь. Но идти в бой для них был настоящий праздник.

Множество исследований свидетельствуют, что из всех так называемых диет, одна из самых здоровых и полезных, как показывает история, является Средиземноморская диета. В этой статье мы «попробуем её на вкус», поймем её суть, а также узнаем чем питались древние греки. Автор приглашает читателя мысленно надеть на себя тунику, кожаные сандалии и далее уже, может быть, наяву поднять кубок с разбавленным вином или виноградным соком (древние греки пили только разбавленное) и отправиться в путешествие по средиземноморской гастрономии.

Чем питались древние греки?

Древние греки принимали пищу чаще всего четыре раза в день. О питании греков нам известно, в основном, из древних спектаклей. На утро был хлеб, который они обмакивали в разбавленное вино. Кто пил вино не разбавленным, греки считали варварами. Они считали вино даром бога Диониса. Вино подавалось в расписных керамических кубках. Хлеб пёкся из пшеницы, или ячменя. Хлебом служила и ячменная каша. Кстати, насчитывалось не менее 50 видов хлеба. Хлеб также использовался вместо вилок, и в богатых семьях после трапезы его доедали рабы или скот. Утром также ели фиги или оливки. На завтрак могли быть лепёшки (теганьяс). Любопытно, что на иврите слова, обозначающие процесс жарки, звучит похоже «летаген (жарить), тигун (жарка), метуган (пожаренное)». Лепешки выпекались из пшеничной муки, оливкового масла, мёда и кислого молока. Атеней в своём трактате «Дейпнософисты» (Учёные сотрапезники) упоминает о лепёшках из полбы с мёдом, кунжутными семечками и сыром.

Пшеничные зёрна размягчались или вымачиванием в воде и готовились как каша, или с помощью толчения в ступке, превращая их в муку. Греки использовали винные дрожжи, но только по праздникам. Хлеб выпекался в глиняных домашних печах. Белый хлеб предназначался богатым, а бедняки питались хлебом из ячменной муки грубого помола. В бедных домах хлеб готовили так: на пол клались раскалённые угли, когда пол становился достаточно горячим, на него раскладывали лепёшки и накрывали их крышкой, на которую вновь помещали угли.

Ячмень обжаривали, а потом мололи в муку, называя её «маза». Мазу иногда ели сырой. Любопытно, что на иврите без дрожжевой плоский хлеб называется «матца».

Древнегреческая культура являлась аграрной, поэтому диета состояла в основном из круп, овощей, фруктов, рыбы, яиц и немного мяса. Картофель и помидоры в Европе не произрастали, зато были спаржа, укроп, огурцы, турецкий горох (нут) и сельдерей. Из овощей готовились супы, часто их варили с оливковым маслом, уксусом, травами и рыбным соусом. В городах свежие овощи были дороги, и бедные жители питались сушёными овощами. Они также любили чечевицу. Аристофану указывал, что протёртые бобы были любимым блюдом Геракла, которого всегда в комедиях изображали чревоугодником. Блюдо из бобов нута, протёртых с оливковым маслом и кунжутными семенами в Израиле называется «хумус», оно считается самым распространённым. Суп из чечевицы был типичной пищей простых греков. Военные питались сыром, чесноком и луком. Хор в театре пел о конце войны: «О, радость, радость! Больше нет шлема, сыра и лука!»

Из фруктов были яблоки, груши, вишня, шелковица и дамсон (тернослив — мелкая чёрная слива). Свежие, либо сушёные фрукты, а также орехи подавались на десерт. Основными были фиги (инжир), изюм и гранаты. Существует рецепт одного древнего десерта из тёртых бобов и фиников.

Оливки для греков были не только едой, но источником масла для ламп, косметическим средством и важной частью самой культуры. Греки верили, что богиня Афина подарила первое оливковое дерево городу Афины. Его плоды позже распространились по всей Греции. Женщины наносили масло на кожу лица и тела для сохранения молодости. Автор рекомендует продолжить традицию и наносить оливковое масло на чистую влажную кожу лица на ночь, чтобы утром проснуться с мягкой кожей.

Бытует ошибочно мнение, что оливковое масло нельзя использовать для жарки. Это миф. Конечно, жареная пища не очень полезна для здоровья, лучше блюда запекать или тушить на воде, а масло добавлять после, но оливковое масло можно использовать на всех этапах приготовления пищи. При жарке оно дымится больше, чем другие масла. При выборе масла обращайте внимание на то, чтобы оно было тёмного цвета (само масло, а не только бутылка) и имело богатый аромат.

Мёд греки использовали, как мы сегодня сахар, и очень любили, не только как пищу, но и как лекарство. Они верили, что Зевса в детстве кормили молоком и мёдом. У многих семей были свои пасеки.

Мясо древние греки ели в основном по праздникам. Считалось, что мясом питаются только варвары. Известно, что соперники афинян, спартанцы имели исключительно мясную диету. Спартанцы варили суп из свиных ножек и крови (известно, что греки считали спартанцев варварами). Греческие атлеты также отдавали предпочтение мясной диете, но старались не есть десертов и не пить слишком много вина. Живя у Средиземного моря греки имели вдоволь рыбы. Самым дешёвым мясом в городе была свинина. Греки питались яйцами кур, гусей, фазанов и куропаток.

Питьё молока и использование сливочного масла греки также считали варварством. Зато они употребляли кисломолочные продукты, творог и овечий сыр.

Воду носили женщины, и, хотя колодцев было достаточно, предпочтение отдавалось ключевой воде. У греков есть множество описаний разных качеств воды, она может быть лёгкая, сухая, кислая, подобная вину и т.п.

Вина

У греков были белое, розовое и красное вино. Лучшие сорта производились в Тасосе, Лесбосе и Хиосе. Вина использовалось, как целебное средство с добавлением сосновой смолы и разных трав. Вина добавлялись в блюда. Элиан упоминает о том, что вино из Херайя в Аркадии делало мужчин глупыми, а женщин детородными; и наоборот, ахейское вино считалось вызывает выкидыш. Женщинам было запрещено пить вино, за исключением Спарты.

Приём пищи не был только процессом удовлетворения потребности организма, а часто превращался в общее застолье, когда люди подолгу общались друг с другом. Даже сегодня греческие семейные пиры длятся часами.


(Килик, самый популярный древнегреческий сосуд для питья. Источник: википедия).

Ужин у греков был самым важными и основным моментом приёма пищи. Обед был лёгким, как и полдник ближе к вечеру. Иногда ужин и обед объединялись и относились на вторую половину дня. Мужчины и женщины ели раздельно. В маленьких домах первыми ели мужчины, потом женщины. Аристотель писал, что пищу подавали рабы, а в бедных семьях жёны и дети. Сидели греки на стульях за столами, а во время праздников на скамейках за низкими столами. Позднее столы стали круглыми, обычно с ножками в форме ног животных.

В качестве закусок греки употребляли каштаны, бобы, поджаренную пшеницу и медовые пирожные. Аристократы и богатые мужчины устраивали встречи, на которых пили вина и обменивались мыслями. На Крите и в Спарте мужчины воины и мальчики участвовали в Сиситиях. На пике расцвета греческой культуры диета была относительно простой. Греки считали, что сложность блюд развращает человека. Александр Великий высмеивал иранский царский дворец, отмечая, что их вкусовые пристрастия привели к поражению. Позднее, ближе к концу империи, гастрономия стала занимать всё больше места в душе греков.

Вегетарианство

Древнегреческие философы Пифагор, Эмпедокл, Сенека, Плутарх, Плотин, Порфир и Эпикур проповедовали идею вегетарианского питания, воздержания от убийства, говоря о перевоплощении душ.

«До тех пор пока человек будет продолжает быть безжалостным уничтожителем низших живых существ, он никогда не будет знать здоровья и мира. До тех пор, пока люди убивают животных, они будут убивать друг друга. Действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь».
- Пифагор


(Триптолем получает снопы пшеницы от Деметры и благословения от Персефоны, рельеф V века до н.э., Национальный археологический музей Афин)

Современная греческая диета

Современные греки потребляют больше всего оливкового масла в год, чем жители любой другой страны. Большинство греческих блюд состоят из запечённых овощей и называются «латера (или ладера», что переводиться как «с маслом» (оливковым, естественно). Зеленые бобы, баклажаны, бамия и горох готовятся с помидорами, луком, чесноком и различными травами и специями и потребляются, как основное блюдо вместе с сыром фета и хлебом. Летом — это салат из помидор и огурцов, а зимой — салат из капусты с морковью. Греки также потребляют больше всего сыра в мире, благодаря сыру фета, который присутствует при каждом приёме пищи. Традиционно сыр фета изготавливается из овечьего молока. В северной Греции популярны пироги из шпината, сыра и лука-порей. С каждым приёмом пищи греки едят сыр (фета) и хлеб.

Греческий рецепт блюда из белых бобов.