«Новый поход» и загадки Си: что решается на съезде Компартии Китая. Политика обновления: какую стратегию развития выбрал Китай после XIX съезда Коммунистической партии

Эксперты Карнеги отвечают на вопросы, как начавшийся в Пекине XIX съезд КПК и последующие политические назначения могут повлиять на политику Китая и его роль на мировой арене

18 октября начался XIX съезд Коммунистической партии Китая, по итогам которого определится, кто войдет в новое поколение руководителей страны. Такая ротация происходит в Китае каждые пять лет, но сейчас она особенно важна, учитывая растущие экономические амбиции Китая и рост его значения на мировой арене. Кроме того, вскоре ожидается первый визит президента США Дональда Трампа в Азию — это на фоне обострения обстановки вокруг Северной Кореи. Международное сообщество ждет, какой курс выберет Китай под руководством Си Цзиньпина, а кадровые назначения покажут, насколько Си удалось консолидировать власть и насколько популярна его политическая программа.

Эксперты Карнеги отвечают на вопросы, как итоги съезда могут повлиять на политику Китая и его роль на мировой арене.

Каковы будут последствия съезда для политики Пекина в отношении Северной Кореи?

Пол Хенле, директор Центра изучения мировой политики Карнеги-Цинхуа

Китайское руководство по-прежнему не считает, что КНДР — это его проблема, и XIX съезд в этом отношении ничего не изменит. Безусловно, Пекин выступает против провокаций Пхеньяна и надеется, что Ким Чен Ын остановит ядерную программу. Но пока действия КНДР не угрожают легитимности КПК в глазах китайских граждан, крайне маловероятно, что подход Пекина к северокорейскому вопросу фундаментально изменится. Молодые китайцы все больше считают КНДР обузой, а Пхеньян постоянно портит Си репутацию на международной арене. Однако ни то ни другое ничего не решает для Пекина.

Более серьезный повод для беспокойства в том, что северокорейские ядерные испытания могут привести к выбросу радиоактивных материалов на китайскую территорию. Опасно для Китая и то, что КНДР может реализовать свою главную угрозу — взорвать над Тихим океаном ракету с ядерной боеголовкой. Это может привести к нестабильности политического режима КПК и негативно скажется на национальных интересах Китая. Это единственное, что может окончательно вывести из себя китайское руководство. Поэтому станет ли КНДР проблемой для Китая, зависит не от результатов съезда или твитов Трампа, а от действий самого Ким Чен Ына.

Ускорятся ли после съезда экономические реформы?

Юкон Хуан, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

Некоторые эксперты ожидают, что после обновления управленческой команды реформы ускорятся. Но это зависит от того, удастся ли новому руководству разрешить главное противоречие в решениях третьего пленума ЦК КПК 2013 года. Итоговый документ того пленума гласит, что рынок должен играть «решающую роль» в распределении ресурсов, но при этом подтверждает «руководящую роль» государства в экономике. Эта двусмысленность тормозит разработку и реализацию важных реформ, в том числе в госсекторе, в области урбанизации и борьбы с коррупцией.

Проблема китайского долга прежде всего обусловлена неэффективностью ряда государственных компаний. Но поскольку многие крупные госкорпорации считаются «национальными чемпионами», реформы откладываются.

Урбанизация — один из главных источников роста китайской экономики. Но Пекин не позволяет людям самим выбирать, где работать. Правительство, опираясь на систему прописки, перенаправляет потоки рабочих в небольшие города и не допускает их в мегаполисы. Это снижает производительность труда.

Китайская антикоррупционная кампания — ответ на важную социальную проблему, но из-за нее чиновники опасаются принимать решения, что тормозит экономическую активность. Возможно, для решения проблемы нужно изменить роль государства в коммерческой деятельности.

Китай добился впечатляющих экономических успехов благодаря опоре на рыночные механизмы. Теперь вопрос в том, найдет ли новое китайское руководство верный баланс между «решающей» ролью рынка и «руководящей», но переосмысленной ролью государства.

Что может сделать новое руководство Китая для деэскалации северокорейского кризиса?

Джеймс Эктон, содиректор программы изучения ядерной политики Фонда Карнеги

Какой бы привлекательной ни казалась идея ядерного разоружения КНДР, в краткосрочной перспективе эта цель едва ли достижима. Приоритетом должно быть снижение остроты этого кризиса и уменьшение вполне реального риска войны между Северной Кореей и США. Прямого контакта между Вашингтоном и Пхеньяном ждать не стоит, поэтому необходимо, чтобы в процесс включилась третья сторона. Китай может и должен сыграть эту роль.

В частности, Китай может предложить КНДР и США примерно следующее: КНДР отказывается от ядерных экспериментов в атмосфере и ракетных испытаний над Японией и Южной Кореей, а США в ответ воздерживаются от учебных полетов своих стратегических бомбардировщиков на определенном расстоянии от северокорейского воздушного пространства. Такая договоренность позволит Пхеньяну, сохранив лицо, отказаться от своих угроз взорвать ядерную боеголовку над Тихим океаном или запустить ракету в направлении Гуама. В качестве дополнительного стимула Китай может предложить КНДР экономическую помощь, подчеркнув при этом, что санкции опять введут, если Пхеньян не выполнит свои обязательства по сделке.

Контекст

Пекин ведет серьезную политическую игру

The Guardian 04.09.2017

Почему китайцам запретили обсуждать Путина в соцсетях

23.10.2017

Почему Китай инвестирует в Европу больше, чем в США

23.10.2017

Система распознавания лиц. Как в Китае готовятся арестовывать за будущие преступления

23.10.2017 Изменится ли после съезда подход Пекина к спорам в Южно-Китайском море?

Майкл Суэйн, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

После съезда существенные перемены в позиции Китая маловероятны. Пекин по-прежнему будет выступать за мирное разрешение территориальных споров путем переговоров и за то, чтобы сформулировать нормы поведения участников таких конфликтов.

Но это совсем не означает, что Китай не станет с новой силой укреплять свои военные и дипломатические позиции в регионе. Пекин может начать расширять свое военное присутствие на искусственных островах архипелага Спратли, размещать объекты на спорных, но никем не занятых рифах. Возможно, Китай попытается усилить давление на рыболовецкие и военизированные суда других стран, предпримет дипломатические попытки остановить бурение и другую деятельность своих оппонентов. Вероятен и более жесткий ответ на военную активность США, в том числе на операции по обеспечению свободы мореплавания.

Среди менее вероятных, но все же возможных шагов — создание опознавательной зоны противовоздушной обороны, а также проведение прямых исходных линий вокруг островов Спратли. Однако многое будет зависеть от того, как Пекин воспримет поведение других сторон конфликта, в том числе США. Также большую роль сыграет общее состояние политико-дипломатических отношений КНР с США и другими странами региона. В целом из-за отсутствия понятных всем правил поведения уровень напряженности может увеличиться.

Чего стоит ожидать от съезда президенту Трампу?

Дуглас Паал, вице-президент по исследованиям Фонда Карнеги

После съезда для Трампа могут открыться новые стратегические возможности, но над этим нужно будет поработать. В последние несколько лет Китай в своих отношениях с США в основном старался нивелировать спорные моменты, не допускать обострений, но не пытался добраться до сути этих проблем. После съезда партии и вплоть до Всекитайского собрания всенародных представителей в марте 2018 года будет происходить кадровая перетасовка, а это откроет возможность по-новому взглянуть на старые противоречия.

Например, китайские интересы на Корейском полуострове. С одной стороны, Пекин добивается стабильности и более приличного поведения от Пхеньяна, а с другой — давит на Сеул в связи с развертыванием системы THAAD. В результате особых успехов нет. Во время визита в Пекин Трамп должен донести до Си: пора мыслить стратегически, обсудить, как ослабить напряжение в регионе и как решать беспокоящие всех проблемы.

Следует ли Си дорогой Путина?

Александр Габуев, директор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Фонда Карнеги

Чем ближе был съезд, тем сильнее китайская политическая вселенная замыкалась на Си. Его роль в политической системе Китая почти беспрецедентна, но есть аналог по соседству — Россия Владимира Путина. У президента РФ высокий рейтинг, он контролирует государственные институты и системы коммуникации, на важнейших постах находятся его протеже и союзники, так что даже цари могли бы позавидовать его власти.

Неизвестно, рассматривает ли Си Путина, с которым у него хорошие личные отношения, как образец для подражания, но их стили руководства все больше походят друг на друга. Речь идет о расширении государственного контроля и нарастающей активности государства в самых разных сферах, от экономики до внешней политики. И все подается как борьба за то, чтобы вернуть стране величие. Несмотря на недостатки нынешней России, консолидация государственной власти при Путине обеспечила россиянам немыслимое ранее сочетание благосостояния и личных свобод. Поэтому для Си может быть привлекательна путинская модель управления, особенно идея неоспоримого авторитета верховного лидера, корнями уходящая в российское (и китайское) монархическое прошлое.

Однако в следующие пять лет Си нужно будет избежать недостатков путинского режима, из-за которых Россия встала на путь долгосрочной стагнации. Длительное пребывание у власти помогает консолидировать ресурсы, но когда оно слишком затягивается, система становится хрупкой, утрачивает способность выжить без ключевой для нее фигуры. Кроме того, одержимость стабильностью — еще одна негативная особенность путинского режима, — может помешать проведению многих необходимых реформ.

Что консолидация власти Си значит для Европы?

Франсуа Годеман, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

Укрепление власти Си было заметно еще в первой половине 2013 года, и уже тогда можно было предположить, что идея коллективного лидерства в Китае теряет популярность. Удивительно, насколько эти предположения сбываются. Противоположные прогнозы о том, что сильная личная власть породит и сильную оппозицию, не сбылись.

Четкая иерархия китайской власти положительно сказывается на отношениях с внешними партнерами. Си — первый руководитель Китая, побывавший с визитом в структурах ЕС. Он лично продвигал в Европе два проекта: «Один пояс — один путь», конечная точка которого находится в Европе, и торговое соглашение с ЕС, которое поможет преодолеть препятствия в экономических отношениях. На Всемирном экономическом форуме в Давосе Си выступил за многополярный мировой порядок и верховенство права, что было бальзамом на душу европейцев.

Но расхождения между этими словами и реальной политикой Пекина становятся все более очевидными. Накануне последнего саммита ЕС — Китай стало ясно, что о компромиссе по торговым вопросам речи пока не идет. Инициатива «Один пояс — один путь» в основном касается группы новых восточных государств ЕС, сотрудничающих с Китаем в формате 16+1, а не Европейского союза в целом. Китай все активнее продвигает собственное понимание международного порядка, и Евросоюзу ничего не остается, кроме как воспринимать его как восходящую мировую державу и надеяться на благоприятные перемены в политике Пекина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

24 октября в Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Делегаты съезда избрали новый состав Центрального комитета КПК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва, который прошёл сразу после закрытия съезда, сформирован новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК из семи человек во главе с генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином.

Съезд стал примечательным событием не только для Китая. Центральным пунктом оглашённой на съезде стратегии развития КНР является понятие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Признано, что «новая эпоха» наступит с 2020 года и будет длиться 30 лет - до 2050 года. Содержание «новой эпохи» КПК определяет как построение к 100-летию образования КНР (1949) полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры. По совокупной «национальной мощи и международному влиянию» КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров.

Этой цели намечено добиться в два этапа. Первый этап - с 2020 по 2035 год, когда планируется полностью завершить построение общества среднего достатка и в основном осуществить социалистическую модернизацию. КНР достигнет технологической независимости и сможет сама стать донором инновационных технологий мирового уровня. На этой основе планируется обеспечить значительный прирост доли населения со средним уровнем доходов, резко сократить разрыв в уровне развития города, села и регионов, обеспечить равный доступ к основным общественным услугам (всеобщее пенсионное обеспечение и медобслуживание), а также существенно сократить имущественное расслоение. Возрастёт в эти годы и китайская "мягкая сила".

Второй этап (2035-2050 гг.) должен завершить социалистическую модернизацию Китая, превратив его, как говорится в партийных документах, в общество полной всеобщей зажиточности с преодолённым в основном имущественным расслоением населения и разрывом в уровне развития регионов.

На съезде были обобщены выявившиеся за прошедшую пятилетку проблемы нового этапа развития Китая. Они сформулированы как основное противоречие китайского общества: между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью, неполнотой развития. Имеются в виду два рода разрывов: экономический разрыв между богатыми приморскими и отстающими центральными и западными провинциями, а также разрыв в доходах между городом и деревней и, как следствие, не решённая в сельских районах проблема бедности.

Сейчас способом борьбы с бедностью в Китае является массовая выдача нуждающимся целевых микрокредитов на сумму менее 50 тыс. юаней сроком на три года без ипотеки, без поручительства, с базовой процентной ставкой. В целом уровень бедности в КНР сокращается. Так, в 2012-2016 гг. от бедности были избавлены 55 млн человек, а всего по состоянию на конец 2016 г. в Китае насчитывалось 43 млн. бедняков.

Опережающее развитие насыщенных портами приморских провинций было изначально определено в качестве макроэкономической стратегии китайских реформ. Однако сейчас разрыв в развитии регионов приобретает угрожающие формы, оборачиваясь безработицей в центре страны и едва сдерживаемой миграцией работников в перенаселённые восточные (прибрежные) провинции. Поэтому Си Цзиньпин и говорил в докладе на съезде о необходимости «создать новый, более эффективный механизм согласованного развития регионов». Потенциал восточных провинций будет в большей степени, чем раньше, перенаправляться с помощью государственных стимулирующих мер на ускорение экономического развития центральных и западных районов Китая.

Съезд подтвердил, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а экономический рост планируется обеспечить за счёт форсированного внедрения научно-технических инноваций. Китай все последние годы наращивает вложения в НИОКР, в 2016 году они составили 2,1% ВВП. По докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2017 год, КНР является единственной страной со средним уровнем дохода в мировом списке 25 самых инновационных экономик, занимая 22 место.

Наиболее общим условием экономического роста признано совершенствование системы социалистической рыночной экономики. Специально уточнено, что конкуренция должна идти на справедливой и упорядоченной основе.

Си Цзиньпин подтвердил, что на международной арене Китай будет продолжать политику открытости. Прозвучал также тезис о том, что международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов.

Китайский государственный капитализм стал основой быстрого, впечатляющего экономического роста, при этом капитализм и стимулы рынка, как явствует из документов КПК и выступлений руководителей компартии, являются лишь инструментами создания материальной базы социализма. Поэтому такое большое внимание от съезда к съезду уделяется в Китае экономической деятельности государства и обеспечению роста доходов населения. Ведь социализм нельзя построить в бедной стране.

Выполнение этих масштабных планов предъявляет повышенные требования к качеству партийно-государственного руководства. Отсюда состоявшееся на съезде официальное закрепление особой роли генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. При этом сам принцип коллективного руководства сохраняется, а гадания о наличии/отсутствии в Китае преемника Си Цзиньпина ни к чему не ведут, лишь заслоняя действительно важные стратегические решения, принятые в Пекине на XIX съезде КПК.

В Пекине завершился очередной, XIX съезд Коммунистической партии Китая, в котором принимали участие порядка 2,3 тысячи делегатов со всей страны, выбранных из 89 миллионов членов КПК.

На церемонии открытия генеральный секретарь ЦК партии и председатель КНР Си Цзиньпин произнес самую длинную речь в истории страны, продолжавшуюся 3,5 часа. Он представил доклад под названием «Добиться решающей победы в построении общества среднего достатка, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху», в котором подвел итоги работы ЦК КПК за пять лет.

В ходе своего выступления Си Цзиньпин сказал, что КПК намерена превратить Китай в могущественное государство. Предполагается, что это произойдет к середине века при условии, что в мире будет стабильность. «На первой стадии с 2020 года по 2035 год мы будем наращивать базу общества среднего достатка и благодаря еще 15 годам упорной работы в целом достигнем модернизации», — сообщил китайский лидер.

В фокусе внимания международных экспертов оказались 14 принципов «социализма с китайской спецификой в новую эпоху», озвученных председателем. «Во-первых, необходимо обеспечить лидирующую роль партии на всех направлениях деятельности. <…> Во-вторых, все предпринимаемые нами усилия осуществляются ради народа. <…> В-третьих, всеобъемлющий процесс реформ будет только крепнуть», — отметил он.

По словам главы государства, еще один важный принцип — «утверждение новой теории развития». «Это основа и ключевой фактор для решения всех проблем, стоящих перед нашей страной», — подчеркнул он. В качестве пятой установки Си Цзиньпин обозначил «укрепление позиций народных масс как хозяина страны», защиту их прав. Шестой принцип — «последовательное утверждение законодательной основы и принципов правового государства».

Седьмой аспект — «неизменный упор на воплощение в жизнь ключевых ценностей социализма», далее по порядку следуют: «улучшение благосостояния и повышение уровня жизни населения», «охрана окружающей среды», «обеспечение национальной безопасности», «максимальное усиление роли партии в деле армейского строительства», «обязательное сохранение в неизменном виде концепции “одна страна, две системы”», активизация глобальных интеграционных процессов «для формирования человечества, связанного единой судьбой», «обеспечение жестких методов внутрипартийного регулирования».

Фактически Си Цзиньпин представил дорожную карту на пятилетие.

Выход обновленного руководства Компартии Китая после состоявшегося утром в среду первого пленума ЦК КПК XIX созыва вызвал ажиотаж среди китайских и иностранных корреспондентов, так как до последнего момента сохранялась интрига: кто же появится на помосте. Многочисленные представители прессы даже устроили давку перед залом, где должна была состояться первая встреча Си Цзиньпина и его ближайших соратников с журналистами.

Как и ожидалось, пленум переизбрал Си Цзиньпина генеральным секретарем ЦК и председателем его Военного совета. Однако важнейшим итогом стало обновление кадровой конфигурации в высших партийных органах: Политбюро и его Постоянном комитете.

В последнем произошла замена пяти из семи членов. Наряду с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кэцяном в их число вошли глава парткома Шанхая Хань Чжэн , глава Канцелярии ЦК (аналог администрации главы государства) Ли Чжаньшу , глава Организационного отдела ЦК Чжао Лэцзи , вице-премьер Госсовета Ван Ян и ведущий теоретик и идеолог партии, глава центра политических исследований ЦК Ван Хунин .

В Политбюро, помимо семи членов постоянного комитета, вошли: один из ведущих советников Си Цзиньпина по экономической тематике — глава канцелярии рабочей группы ЦК по финансам и экономике Лю Хэ , а также секретарь парткома мегаполиса Чунцин Чэнь Миньэр , которого считают перспективным протеже главы государства. Свои места в этом партийном органе получили и заместители Си Цзиньпина в Военном совете ЦК КПК — генералы Сюй Цилян и Чжан Юся . Кресло в Политбюро занял и один из «молодых» политиков, которого зарубежные СМИ считали одним из возможных преемников, глава парткома крупнейшей в Китае по ВВП провинции Гуандун — Ху Чуньхуа .

Из других региональных партийных руководителей в Политбюро вошли главы парткомов Пекина и Тяньцзиня — Цай Ци и Ли Хунчжун , их коллега из Синьцзян-Уйгурского автономного района Чэнь Цюаньго , а также секретари партийных комитетов провинций Ляонин и Цзянсу — Ли Си и Ли Цян .

От правительства места в Политбюро получили экс-глава МИД КНР, член Госсовета и ведущий дипломат страны Ян Цзечи , министры общественной безопасности и контроля — Го Шэнкунь и Ян Сяоду . Также свое кресло получил один из парламентариев — заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП, высший законодательный орган) Вань Чэнь .

Из нижестоящих структур ЦК в Политбюро вошли первый заместитель заведующего Отдела пропаганды Хуан Куньмин , замглавы Канцелярии Дин Сюэсян и член Секретариата Чэнь Си . Единственной женщиной в составе Политбюро ЦК КПК стала глава Отдела Единого фронта ЦК Сунь Чуньлань .

Пленум также избрал Чжао Лэцзи на должность главы партийной спецслужбы — Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД). На этом посту он сменил Ван Цишаня , который оставил эту должность по итогам XIX съезда партии, не попав в новый состав ЦК и ЦКПД.

Местные и зарубежные наблюдатели считали 69-летнего Ван Цишаня одним из ближайших сподвижников Си Цзиньпина, проводником его масштабной антикоррупционной кампании. Однако он превысил негласный возрастной ценз для пребывания на высших должностях, который позволяет партийным и государственным деятелям получать новые посты или переназначаться на них до 67 лет включительно. В зарубежных СМИ появилась информация о его болезни, а также о возможной причастности его близких к коррупции.

Сенсационная новость состоит в том, что съезд включил положения об идеях председателя в обновленный устав КПК. Это ставит его в один ряд с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином . Кроме того, Си Цзиньпин стал вторым лидером Китая после Мао Цзэдуна, чье имя внесли в устав партии при жизни, отмечает РИА «Новости «.

«Это очень важный символический шаг для усиления позиций Си внутри партии. До него в уставе упомянуты только Мао Цзэдун и Дэн Сяопин. Идеологический и теоретический вклад предшественников Си, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао , упомянут безлично», - сказал руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев .

В свою очередь, проректор Дипломатической академии МИД РФ Александр Лукин полагает, что Си Цзиньпин очень сильно укрепил свою власть еще до съезда. «Практически все направления политические он взял в свои руки. Поэтому можно сказать, что дело идет к культу личности. Но, по сути, он нового ничего идеологического не внес”, - считает Лукин.

Политолог напомнил, что в соответствии с конституцией в Китае руководитель государства должен находиться на должности два срока, то есть 10 лет.

«Си Цзиньпин пока только пять (лет) находится. Но руководитель партии – генеральный секретарь ЦК КПК - может находиться на посту неограниченно. До сих пор по традиции два лидера до Си Цзиньпина (Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминь) находились на обоих постах два срока, такая сложилась традиция. Но сейчас возможен такой вариант, что он будет находиться у власти дольше, например, 15 лет или 20”, - отметил Лукин.

В свою очередь, Габуев также полагает, что Си Цзиньпин может остаться у власти более положенных двух сроков.

Многие эксперты отмечают, что XIX съезд КПК стал первым по-настоящему «глобальным» съездом за всю историю Китая. В том смысле, что раньше на таких съездах решали, что будет со страной, а теперь - что будет с миром.

Известный западный политолог Дэвид Шэмбо говорит, что теперь Китай будет играть особенно важную роль в глобальном управлении - в сфере изменений климата, мирового здравоохранения, поддержания мира, глобального экономического управления, энергетической безопасности и еще по части трансформации многосторонних институтов.

Бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен замечает, что благодаря Китаю в мире, возможно, будет «меньше войн, меньше напряженности, меньше кризисов и меньше терроризма».

Всё это тем более поразительно, пишут эксперты, что сам съезд был процентов на 90 посвящен чисто внутрикитайским делам.

По словам руководителя Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН Андрея Виноградова , разговоры о том, что Китай уже созрел для конвертации своего экономического потенциала во внешнеполитическое влияние, идут с начала нулевых. Тот же проект «Экономический пояс Шелкового пути» имеет геополитический характер. Но пока Китай всё же в большей степени ориентирован на развитие собственной экономики. Китайцы считают, что лучше подождать, чем преждевременно заявлять о каких-то международных планах и таким образом брать на себя какую-либо ответственность за судьбы мира. В Китае очень внимательно изучали опыт Советского Союза и сделали соответствующие выводы.

Главный вызов, пишет Виноградов на страницах еженедельника «Профиль «, это смена экономической модели развития, той самой модели, что привела Китай к экономическому процветанию. Китай использовал свое конкурентное преимущество – многочисленную и дешевую рабочую силу. Но эти преимущества уходят. Тогда в Китае понимали, что эта модель уже устарела, но ее использовали, потому что она несла «золотые яйца». Китай стал страной со второй экономикой мира. Си Цзиньпин часто говорит об инновациях. Это свидетельствует о том, что в Китае ищут новую экономическую модель. Но готовых решений нет.

За счет высоких темпов экономического роста китайские власти решали целый ряд социально-экономических задач. Когда темпы роста снижаются, им нужно искать новые инструменты для управления государством и поддержания своей легитимности, говорит Виноградов. Си Цзиньпин, по его словам, наверное, первый китайский руководитель после Дэн Сяопина, который отважился замахнуться на подобные масштабные теоретические новации. Си сказал, что Мао «китаизировал» марксизм, поэтому совершил революцию. Дэн Сяопин продолжил «китаизацию» марксизма, Китай достиг экономических успехов. Сейчас Си Цзиньпин говорит о «социализме новой эпохи». Речь идет о том, что китайские коммунисты готовы пересмотреть свои идеологические взгляды с учетом меняющихся обстоятельств. С точки зрения компартии – это большой шаг.

Виноградов подчеркивает, что социализм с китайской спецификой – это обязательно рыночная экономика (интересный и показательный факт: Китай еще в прошлом году обогнал США по числу долларовых миллиардеров). Кроме того, это отказ от классового характера компартии. В общем, резюмирует Виноградов, в это понятие входит всё то, что, помимо национальных особенностей, не вписывается в классические представления о марксизме и социализме, как его понимали в Советском Союзе.

Заслуга Си Цзиньпина в том, что он отважился заявить: у нас теперь новая идеологическая платформа, мы сейчас будем ее наполнять содержанием. Так что, в некотором смысле XIX съезд Коммунистической партии Китая может начать новую эпоху в политической жизни страны.

В условиях беспрецедентного информационного вакуума открывается сегодня в Пекине XIX съезд Компартии Китая, на котором определится состав руководства страны на ближайшие пять лет. Последний год был ознаменован подковерной борьбой внутри китайской элиты, фракции которой стремились провести как можно больше «своих» людей на руководящие посты в партийных и государственных органах. Генеральный секретарь Си Цзиньпин консолидировал власть, чтобы стать вровень с отцами-основателями КНР и провести столь необходимые ей реформы. Результаты съезда покажут, накопил ли он достаточно политического капитала для окончательной победы над противниками и слома негласных правил, по которым страна жила последние 25 лет.


Политпроцесс эпохи перемен


Обычно список тех, кто войдет в управляющее страной Политбюро, известен за три-четыре месяца до съезда. Так было с начала 1990-х годов, когда в Китай потекли инвестиции и предсказуемость стала цениться выше секретности. Иностранных политиков и бизнесменов убеждали: вне зависимости от того, кто возглавит государство, заводы будут работать, иностранцы смогут вывести прибыль, а политических и социальных потрясений не предвидится. Определенность служила сигналом того, что двух взглядов на развитие общества нет: в Компартии существует консенсус. Конфуцианскую гармонию в элите обеспечивал процесс всеобщего накопления капитала, на фоне которого политические дрязги выглядели неуместными.

В этот раз традиция оказалась нарушена. Китайские, российские и американские эксперты в беседе с “Ъ” только разводили руками: кто по итогам XIX съезда встанет у руля государства, остается лишь гадать.

Рост уровня секретности может быть свидетельством усиления внутрипартийной дисциплины, над которым Си Цзиньпин работал последние пять лет. Впрочем, оно может говорить и о том, что по сравнению с временами Цзян Цземиня и Ху Цзиньтао сильно сократилось число людей, реально участвующих в принятии решений, а с ними - и количество «сливов» в прессу. Нынешний глава Китая уже серьезно изменил облик политической системы страны, и не исключено, что через неделю (когда закончится съезд), она изменится еще больше.

Собирающийся раз в пять лет съезд Компартии Китая - верховный орган управления 89-миллионной партией и по факту - всей страной. Примерно 2,3 тыс. партийных делегатов утверждают состав Центрального комитета (ЦК), в который входят 200 членов и 176 кандидатов в члены, не имеющих права голоса, но имеющих шансы впоследствии стать полноправными членами. ЦК, в свою очередь, утверждает Политбюро (25 человек) и Постоянный комитет Политбюро (ПКПБ, семь человек), которые и принимают основные политические решения. По факту и состав ЦК, и состав будущего Политбюро определяется предыдущим составом Политбюро в ходе интенсивного торга между соперничающими группами интересов.

Как минимум с начала 1990-х годов действует негласное правило «шестьдесят семь - проходит, шестьдесят восемь - удалить». Члены Политбюро старше 67 лет на съезде должны уйти в отставку, чтобы освободить дорогу новому поколению и не допустить впадения системы в маразм. Установлены возрастные лимиты и для других органов власти. В соответствии с ними, по итогам XIX съезда состав ЦК должен обновиться более чем наполовину, Политбюро покинут 11 человек, а ПКПБ - пятеро, все, кроме Си Цзиньпина и премьер-министра Ли Кэцяна.

По заведенной архитектором китайских реформ Дэн Сяопином традиции, генеральный секретарь и премьер вступают в должность на съезде, год проведения которого оканчивается на двойку (1992, 2002, 2012, 2022), в то время как съезды, оканчивающиеся на семерку (1997, 2007, 2017, 2027), служат цели подведения промежуточных итогов правления. В ходе них в ПКПБ, как правило, вводятся будущие генсек и премьер-министр, которые отличаются от остальных его членов молодостью (им обычно около 50 лет, тогда как остальным членам ПКПБ 60–65 лет). Ими в 2022 году должны были стать протеже бывшего генсека Ху Цзиньтао Сунь Чжэнцай и Ху Чуньхуа, самые молодые члены нынешнего Политбюро.

Сотрясатель основ


О том, что вся эта стройная система, скорее всего, рухнет, начали говорить практически с самого начала правления Си Цзиньпина. Генсек сразу же проявил себя как куда более сильный и авторитарный лидер, чем два его предшественника. Начатая им антикоррупционная кампания обернулась беспрецедентной чисткой: в тюрьму по обвинению в коррупции были отправлены заместители руководителя контролирующего армию Центрального военного совета (ЦВС) Сюй Цайхоу и Го Босюн, видный партийный деятель Чжоу Юнкан и глава парткома Чунцина (крупнейший по площади город центрального подчинения в КНР) Бо Силай, считавшиеся прежде неприкасаемыми. Но настоящим шоком стало снятие в июле со своего поста и последующий арест нового главы парткома Чунцина Сунь Чжэнцая, которого считали одним из двух согласованных элитой будущих лидеров страны.

Затем появились слухи о том, что Си Цзиньпин может пренебречь возрастными ограничениями и сохранить на посту своего ближайшего соратника, главу Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД, главный антикоррупционный орган) Ван Цишаня, которому в 2017 году исполнилось 69. Последние пять лет он неутомимо боролся с политическими врагами генсека, и замену ему найти было бы непросто. В последний год высокопоставленные партийные чиновники в официальных китайских СМИ готовили почву для сохранения Ван Цишаня на посту, как бы невзначай роняя фразы, что «ограничения по возрасту - обычай, а не правило» и «с учетом развития современной медицины важны навыки человека, а не его возраст».

На фоне явных разногласий между первыми лицами в правящем тандеме многие эксперты начали говорить о том, что на съезде вполне может быть вынесен «вотум недоверия» премьер-министру Ли Кэцяну. Он принадлежит к противостоящей Си Цзиньпину группировке «комсомольцев», главой которой считается бывший генсек Ху Цзиньтао. Различия во взглядах между двумя лидерами из-за закрытости системы не всегда очевидны, но в целом генсек выступает сторонником куда более радикальных преобразований в экономике. С критикой действий Ли Кэцяна в 2015 и 2016 году выступал в официальных СМИ экономический советник Си Цзиньпина Лю Хэ, подписывавший свои статьи как «авторитетная персона». Он указывал на нерешительный и ошибочный характер действий премьера в ситуации с реформой госпредприятий и финансовым кризисом 2015 года.

Наконец, главной долгосрочной интригой съезда станет вопрос о сохранении полномочий самого Си Цзиньпина за рамками установленного десятилетнего срока. «Он не уйдет в 2022 году,- уверял “Ъ” профессор Токийского университета Акио Такахара.- Учитывая масштаб начатых им реформ и желание остаться в истории, он будет искать способы задержаться у власти и довести начатое до конца». Технически о намерении нарушить лимит в десять лет будет говорить отсутствие в новом составе ПКПБ двух молодых политиков-преемников. Впрочем, здесь возможны варианты. «К примеру, Си Цзиньпин может в 2022 году сохранить реальную власть, оставшись главой партии и ЦВС, а свой пост председателя КНР отдать кому-то другому,- сообщил “Ъ” научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН Иван Зуенко.- До 1992 года эти позиции были разделены и пост председателя КНР был не так важен».

Новая чжэцзянская армия


На съезде генсек, как и любой лидер до него, попытается провести в состав управляющих органов как можно больше своих людей. «Ему нужны не просто кадры на высоких позициях, а те, кто реально влияет на принятие политических решений. При этом формально они даже могут занимать не такие видные посты,- говорит “Ъ” глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев.- В частности, он, скорее всего, постарается укомплектовать своими кадрами руководство отделов ЦК КПК и назначить глав всех важнейших малых групп, где происходит реальная выработка курса».

Протеже Си Цзиньпина в Китае называют «новая чжэцзянская армия», так как большинство его выдвиженцев так или иначе столкнулись с ним в период его работы в провинции Чжэцзян. Среди них наиболее интересная фигура - нынешний глава парткома Чунцина Чэнь Миньэр. Он работал главой департамента пропаганды Чжэцзяна в период, когда провинцию возглавлял Си Цзиньпин. По возрасту Чэнь Миньэр вполне подходит на роль одного из двух лидеров следующего поколения руководителей. Это уже второе его назначение на роль главы парткома региона: до Чунцина он руководил провинцией Гуйчжоу и таким образом выполнил одно из негласных условий вхождения в ПКПБ: поработать руководителем как минимум одного богатого и одного бедного региона.

Среди других сторонников Си Цзиньпина, которые могут войти в ПКПБ и Политбюро, называют главу орготдела ЦК КПК Чжао Лэцзи, глав парткомов Шанхая и Пекина Хань Чжэна и Цай Ци, главу канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу, его экономического советника Лю Хэ и еще ряд лиц. У генсека хватит людей, чтобы занять ими все вакантные посты в высшем партийном органе власти, но может не хватить политического капитала. Из-за этого, как замечали многие опрошенные “Ъ” эксперты, он может пойти на сокращение постоянного комитета Политбюро с семи до пяти человек, что внутрипартийные правила вполне допускают. Это позволит Си Цзиньпину легче проводить в жизнь свои решения, но может вызвать недовольство внутри партии, которая за последние 30 лет привыкла к более демократичному принятию решений.

Наиболее консенсусной конфигурацией элиты на сегодняшний день видится введение в ПКПБ одновременно протеже генсека Чэнь Миньэра и партсекретаря провинции Гуандун Ху Чуньхуа, принадлежащего к противостоящей Си Цзиньпину фракции «комсомольцев». Это позволило бы сохранить внутриэлитное согласие и обеспечить преемственность власти в 2022 году.

Идея, брошенная в массы


На съезде генсек представит доклад, который подведет итоги прошедших пяти лет и определит ориентиры на следующие пять. Обычно он состоит приблизительно из 29 тыс. иероглифов и 13 разделов. Кратко важнейшие моменты доклада были очерчены в коммюнике, вышедшем 14 октября по завершении Седьмого пленума ЦК Компартии XVIII созыва. Согласно ему, изменения будут внесены в устав Компартии, по факту стоящий выше конституции КНР. Эти изменения «будут отражать последние достижения китаизации марксизма, новые концепции управления, новый опыт в укреплении лидерства партии».

Другими словами, в партийный устав будет добавлен вклад самого Си Цзиньпина, который в отличие от предшественников породил уже несколько концепций, претендующих на место в истории. Интрига здесь состоит в том, будут ли идеи генсека указаны в уставе безлично, как, например, «концепция научного развития» Ху Цзиньтао, или с упоминанием имени, как уже включенные в текст «идеи Мао Цзэдуна» и «теория Дэн Сяопина». Если выберут второй вариант, это будет означать, что нынешний лидер Китая встанет в один ряд с отцами-основателями страны и куда выше своих двух предшественников.

Китайская пресса загодя стала готовить почву для включения в устав «идей Си Цзиньпина». В июле о них опубликовало статью влиятельное коммунистическое издание «Исследования партстроительства», по мнению которого, концепция генсека помогает «еще больше локализовать марксизм в Китае и развить теорию социализма с китайскими характеристиками». Как отметил в беседе с “Ъ” старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО Игорь Денисов, «скорее всего, в текст устава идеи генерального секретаря войдут как новая концепция государственного управления».

Впрочем, если устав и пополнится «идеями Си Цзиньпина», то это будет, скорее, свидетельствовать об авторитарном характере новой власти, а не о том, что нынешний генсек по масштабу личности стал вровень с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Хотя всю предсъездовую неделю агентство «Синьхуа» напоминало о достигнутых за прошедшее пятилетие успехах (среднегодовой рост экономики в 7,2%, рост располагаемых доходов домохозяйств с 7,3 тыс. юаней до 23,8 тыс. юаней, двукратное сокращение бедности), большинство из них стали результатом работы экономической машины, построенной предшественниками Си Цзиньпина. Он же всю прошедшую пятилетку в основном консолидировал власть, чтобы сломить инертную бюрократическую среду. Открытая XIX съездом эпоха покажет, использует ли он свои полномочия для преображения общества или укрепление власти все же было самоцелью.

Михаил Коростиков


Накануне XIX съезда Компартии Китая эксперты дружно прогнозировали дальнейшее усиление аппаратных позиций лидера китайских коммунистов и председателя КНР Си Цзиньпина. Реальность превзошла все самые смелые ожидания. Впервые после смерти «великого кормчего» Мао Цзэдуна и его наследника-реформатора Дэн Сяопина в Китае назвали лидера, идеологические установки которого становятся ориентиром для партии и нации. Это товарищ Си Цзиньпин.


Идеи Си Цзиньпина стали «богатством» партии

Его доклад съезду партии уже одним своим названием задал тон всем последовавшим преобразованиям - «Мысли Си Цзиньпина о социализме китайского образца в новой эре». Теперь мысли генсека ЦК КПК (о развитии марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, об экономике, обществе, армии и пр.) органично вошли в решения съезда китайской Компартии.

Они нашли своё отражение даже в уставе китайских коммунистов. Принятая на съезде поправка в текст устава подтверждает «богатство идей Си Цзиньпина в новой эре социализма с китайской спецификой» и делает их маяком для всей партии. Следует отметить, что при жизни в устав КПК вносили только имя основателя Китайской народной республики Мао Цзедуна. Дэн Сяопин такой чести удостоился только после смерти. Так что товарищ Си реально второй после председателя Мао.

Чем же так пронял китайских коммунистов Си Цзиньпин за пять лет своей работы во главе страны и Компартии? Отчасти ответ кроется в его продолжавшейся 3,5 часа речи на съезде. В ней Си Цзиньпин призвал довести до конца «новое путешествие по построению социализма с китайской спецификой». В практическом плане это означает добиться построения общества среднего достатка и превратить к 2050 году Китай в богатое, могущественное, демократическое и модернизированное социалистическое государство.

Пропагандисты Компартии уже отшелушили излишние для мира метафоры своего лидера и сформулировали цели товарища Си коротко и просто: Дэн Сяопин стремился сделать Китай богатым, Си Цзиньпин - сильным. То, что товарищ Си может добиваться заявленного результата, китайцы убеждались в течение пяти лет его работы на высших постах в государстве и партии.

Здесь стоит отметить, что после долгого и весьма неоднозначного правления Мао Цзедуна, китайские коммунисты выработали форму коллективного управления партией. Теперь при авторитетном и признанном лидере Компартии функционирует весьма влиятельный постоянный комитет Политбюро ЦК КПК. Вдобавок, Генсек партии может быть у власти не более двух сроков - 10 лет.

Так получилось, что Си Цзиньпин возглавил Компартию Китая при здравствующих сразу двух своих предшественниках - Цзянь Цзэмине и Ху Цзиньтао. Формально бывшие руководители Китая отошли от дел. Но в партии, правительственных структурах и армии остались их соратники, которые продолжили политическую линию Цзяна и Ху, осложняя принятие самостоятельных решений новому китайскому лидеру.

Си Цзиньпина, судя по всему, такое положение не устраивало. Первое, что он сделал, - сократил состав постоянного комитета Политбюро ЦК с девяти до семи членов. Тем самым снизились возможности кланов, представляющих интересы бывших лидеров влиять на принятие политических решений.

Запад пугает «однопартийная диктатура»

Вторым шагом Председателя Си стала широко развернутая им борьба с коррупцией. Она не только оздоравливала партийный и государственный аппарат Китая, но и разрывала финансовые взаимоотношения внутри кланов. Уже в первый год кампании по обвинению в коррупции было арестовано свыше 160 000 китайских чиновников и партийных руководителей.

За пять лет, как считают эксперты, число привлечённых к ответственности коррупционеров достигло миллиона человек. Под суд пошли многие министры, губернаторы, руководители региональных партийных организаций и т.д. Это был болезненный процесс. Би-би-си приводит в этой связи заявление главы китайского государственного Комитета по контролю над ценными бумагами Лю Шиюя, которое он сделал на специальном заседании Комитета, посвящённом подготовке к съезду.

Лю сообщил, что шестеро бывших высокопоставленных чиновников планировали сместить лидера Коммунистической партии Си Цзиньпина. Он назвал бывшего министра общественной безопасности Китая Чжоу Юнкана, приговоренного в 2015 году к пожизненному заключению. Двумя годами ранее такое же наказание получил бывший руководитель партийной организации промышленного центра Чунцин Бо Силай.

В нынешнем июле по этой же причине арестовали бывшего члена Политбюро ЦК КПК Сунь Чжэнцая. Он лишен всех партийных постов. Кроме них Лю назвал высокопоставленных военных и подвел итог: «Си Цзиньпин справился с этими проблемами и устранил опаснейшую тайную угрозу партии и стране».

Этим заявлением Лю Шиюй фактически подтвердил, что внутри Компартии Китая идёт перманентная борьба за влияние и, судя по итогам закончившегося съезда КПК, Си Цзиньпин ведёт её весьма успешно. Дело здесь не только в состоявшемся возвышении товарища Си над партией через фиксацию его политических идей в уставе КПК.

Не меньшее значение эксперты придают формированию новых выборных органов партии. Так, из семёрки членов постоянного комитета Политбюро ЦК Си Цзиньпин заменил пятерых. Формальным основанием для этого стал возраст отправленных в отставку руководителей. Им больше 68 лет. По неписаному в КПК правилу в этом случае ветераны должны уступить дорогу более молодым выдвиженцам.

На самом деле, проведённая ротация практически выбила из высшего руководящего органа Компартии Китая ставленников Цзянь Цзэминя. Теперь руководство КНР полностью состоит из людей, вошедших в Политбюро и ЦК уже при Си Цзиньпине - в 2012 году и позже. Часть из них принадлежит к лояльному Си клану Ху Цзиньтао. Остальные - явные креатуры самого Генсека.

Теперь Си Цзиньпин спокойно и уверенно формирует свой собственный клан. В экспертной среде даже сложилось впечатление, что китайский лидер видит своё политическое будущее за пределами второго выборного срока. В пользу этого говорит факт, что «богатство идей Си Цзиньпина» и планы сделать Китай «могущественным государством» стали после прошедшего съезда официальной доктриной Компартии Китая. Такое по наследству не передаётся.

Но не менее важно другое. «Ни один из руководителей партии после Мао Цзэдуна не сконцентрировал в своих руках столько власти, сколько происходящий из старой семьи функционеров Си Цзиньпин в первые пять лет своего правления», - отмечает обозреватель Deutsche Welle Маттиас фон Хайн.

Следует добавить, что после прошедшего съезда партии концентрация власти у товарища Си возросла ещё больше. Ведь кроме перестановок в высшем руководящем звене китайской Компартии на 70 процентов обновился её Центральный Комитет. Такого в партийных органах Китая не было с 1969 года. Прямые аналогии напрашиваются сами собой.

ЦК КПК теперь не только разделяет программные цели своего руководителя, но и общественные настроения нации. Недавний опрос общественного мнения показал, что 70 процентов китайцев положительно оценивают деятельность Мао Цзедуна. Эксперты считают: эти данные опроса говорят о готовности нации к «однопартийной диктатуре» Председателя Си.

Готов к ней и Си Цзиньпин. По крайней мере, на съезде он заявил о намерении ввести «систему контроля социального качества» для каждого из 730 миллионов китайских интернет-пользователей. Любое их действие будет награждаться начислением специальных баллов или, наоборот, наказываться их снятием. Похожие планы есть и по другим социальным проектам.

Запад озаботился. Собранная после съезда КПК в единый кулак экономическая и политическая воля Китая позволит Председателю Си не только успешно конкурировать с западной моделью общественного и экономического развития, но и существенно превзойти её. Возможно, эти экспертные прогнозы уже скоро станут реальностью…