Написал синие листья. Синие листья – Валентина Осеева
Иван (04:23:49 21/06/2013):
Нормальный рассказ. Мне на всю жизнь запомнился, например. И учит он как раз не быть жадным, а не "перекладывать ответственность".
Алена (15:12:55 29/11/2013):
Это мой любимый детский рассказ. Именно на таких нужно воспитывать своих детей, если хотите, чтобы из них выросли хорошие люди.
Ольга (05:44:53 04/01/2014):
Нормальный рассказ для того времени. Такие ситуации и сейчас могут встречаться, только в более изощрённой форме. А суть - одна: если даёшь, то дай и не попрекай этим.
Ева (23:35:54 12/01/2014):
Этот рассказ я помню из школы и на протяжении многих лет,общаясь с некоторыми людьми я поняла..что так оно иногда и есть и если разобрать его по кусочкам по частям..там очень много смысла..хотя на первый взгляд речь идет о жадности подруги изначально...хороший рассказ...встречала таких людей и давала потом им почитать ссылку..этот рассказ..извинялись даже некоторые..стыдно...
Данил (18:31:28 19/04/2014):
по моему у них дружба как прутик была, а потом сразу порвалась ниточка дружбы
Анимаиса (03:27:23 22/04/2014):
Рассказ-то детский, но его суть может послужить уроком,как говорится,на все времена и возрасты.Потому-то и говорят, что иногда отдавание чего-то другому может его унизить больше, чем отбирание. Сделает человек доброе дело, и будет трубить о своей доброте, а то и предложит с таким чувством, что и брать не захочется. А ответственность на других перекладывать этот рассказ совсем не учит, потому как девочка на вопрос учителя ответила, что у нет нужного карандаша, а не перенесла вину на подружку и не сказала, что та не дала карандаш. Так что, друг Роман, не сделав правильного вывода из рассказа для детей 2-го класса, не стоит, пожалуй, решать за министра образования, что исключать из школьной программы.Мне кажется, что ткак раз такие вот,исключатели,и не поделились бы с другом,т.к. их вывод ими же самими и озвучен:, не сваливайте ответственность на других, что у вас нет карандаша(хлеба, телефона, денег на проезд и пр. и пр.), а потому прав ты, дедушка Крылов:, Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!,Сказал, и в тёмный лес ягнёнка поволок.Согласна со всеми:в рассказе заложен ещё более тонкий смысл и очень важный, но это уже, как сказано в самой Великой Книге всех времён и народов:, имеющий уши, да слышит,!!!
Андрей Золотов (17:06:24 19/06/2014):
Хороший рассказ!В этой жизни нельзя чтобы у кого-нибудь что-нибудь не просить! Поэтому нужно помнить об этом всегда,чтобы тебе \"не отплатили той же монетой\"
Марина (12:42:24 21/10/2014):
А я бы попросила детей подсказать Лене, как можно было обойтись без зелёного карандаша. А что бы ответили вы?
Валера. (16:57:48 01/01/2015):
Сам помню рассказ по давним школьным годам. А теперь о своем случае. Живем с бывшей женой под одной крышей, так у нее, если в холодильнике что-то залежится, она ко мне-*тут у меня гадость какая-то завалялась-не возьмешь?* Просто выбросить ей жалко, но и дать без того, чтобы не унизить, не может. Беру-я не гордый..)
сергей (21:11:00 11/03/2015):
когда прочитал рассказ я понял смысл что надо делиться не быть жадиной. тк жадничество приводит к большим проблемам не только в школе(колледже) но и дома в компании близких.
Наталья (11:56:40 21/07/2015):
Только что мои дочки (3 и 11 лет) поругались из-за карандаша. Я им прочла этот рассказ... Все всё поняли) А глубокий смысл поищем в более зрелом возрасте. Конечно, мне был задан вопрос самой старшей - 17 лет - А где родители, у других можно было попросить...то есть рассчитывать на себя, искать самой решение проблемы. Но 11 и 3-летних все устроило. Катя - жадина, и так нехорошо. При чем сказали еще - хотя бы сразу сказала - НЕТ! а то обнадеживала же подругу.
Вадим (18:35:37 14/01/2016):
Я этот рассказ со школьных лет запомнил на всю жизнь.И сейчас,через многие годы после школы,нашел его здесь, чтоб встретиться со своим детством.
Ирина (21:34:34 15/01/2016):
Сегодня осуществилось мое желание: я прочла рассказ из детства, который мне очень запомнился. Прошли годы и я вновь захотела его прочитать.Так сложились события жизни, что вспомнился этот, вроде бы незатейливый рассказ.Благодарю мудрого автора В.А.Осееву.Желаю всем здоровья,добра, благополучия!
Людмила (20:35:30 11/09/2016):
Спасибо, вспомнилось детство,я прожила с этой истиной 60 лет,не обижаюсь на поступки людей, просто говорю себе под нос - "Синие листья",если получаю подобное..., они даже не понимают о чем я.
Галина (05:05:50 10/12/2016):
На мой взгляд здесь говорится о том, что проблема в девочке, которая не взяла карандаш. Она не знает как получать удовольствие чуточку отсроченное, ей надо сейчас или никогда...
Из коментариев следует, что эмоции одной девочки приемлемы, а другой нет. Та которая не дала, она обратилась к своим чувствам, пыталась сохранить целостность или свои границы, она выражением лица честно показала, что ей жаль, но она справилась с собой и предложила карандаш.А что случилось с той, которая отказалась? Как понять ее? Ей дома отказывают? Безразличие к эмоциям дающей, холодность? Высокомерие? Зависть? Можно продолжать...
Виктория (16:46:19 09/02/2017):
Галина, то, что вы называете высокомерием, это элементарное самоуважение. Да, девочка отреагировала не по-детски, но адекватно. И причем здесь "отсроченное удовольствие"? Есть конкретное задание, которое нужно сделать. Не нужно выискивать смыслы, которых нет в рассказе.
Тема: В. Осеева "Синие листья".
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.
Задачи
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.
Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас - определитель "От земли до неба", раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа "Синие листья", песни "Настоящий друг".
Ход урока.
I . Орг. момент.
Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется "Добрые дела".
Я читаю стихотворение, а вы, если согласны, говорите "да" и хлопаете в ладоши.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!
Будем старших уважать? - Да!
Будем дерево сажать? - Да!
Будем маме помогать? - Да!
А братишку одевать? - Да!
Позаботимся о кошке? - Да!
Птицам мы насыплем крошки? - Да!
Позаботимся о друге? - Да!
И цветы польем на клумбе? - Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» - Да! Да! Да!
II . Определение темы и задач урока.
1. Работа над загадкой.
Послушайте загадку. Что это?
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)
2. Создание проблемной ситуации.
Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите.
Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас - определитель "От земли до неба".)
Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)
Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок, Существует два типа дерева - мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)
Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)
Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)
Могут ли листья быть синего цвета?
Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)
Итак, наши задачи:
1) познакомиться с В. Осеевой.
2)познакомиться с рассказом В. Осеевой "Синие листья";
3) выяснить почему рассказ так называется;
III . Работа по теме урока.
1. Знакомство с В. Осеевой.
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них - Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.
Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.
«Дорогие ребята!
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
Давайте послушаем рассказ В. Осеевой "Синие листья".
2. Зарядка для ушей «Умные ушки»
Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;
Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;
Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть .
3. Слушание рассказа В. Осеевой "Синие листья"
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
Мама-то позволила, а брата я не спросила.
Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
Ну, что ж ты? Бери!
Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Карандаша зелёного нет.
А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
Надо так давать, чтобы можно было взять.
4. Беседа.
Почему рассказ называется "Синие листья"?
Как звали подруг?
Сколько зеленых карандашей было у Кати?
Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?
У кого Катя решила спросить разрешение?
Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?
- Была ли Катя настоящей подругой Лене?
Что значит выражение "Покраснела как рак"?
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
5. "Жужжащее чтение" детей.
- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?
- Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?
6. Работа у доски .
Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки.
Катя Лена
лживая аккуратная
равнодушная терпеливая
жадная воспитанная
хитрая гордая
трусливая правдивая
Физкультминутка "Ничевоки"
Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки –
Ничего
Не говорили,
И не ели, и не пили,
Только дулись,
Дулись,
Дулись…
***
Но потом вдруг улыбнулись,
И на маму поглядели,
И попили.
И поели,
Над собой
Похохотали,
Да и спать легли.
Устали.
***
Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки.
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите…
Тс-с-с…
7. Чтение рассказа по ролям
Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям.
8. Работа в парах.
Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.
Для первого ряда:
Вежливость открывает все двери.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет - друга ищи, а нашёл - береги.
Делу время, а потехе - час.
Для второго ряда:
Где труд, там и радость.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Добрый человек добру учит.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Для третьего ряда:
Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.
Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.
Красив тот, кто красиво поступает.
Сердце матери лучше солнца греет.
(Ответы детей с аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)
8. Работа по серии картинок.
Рассмотрите картинки.
Связаны ли они между собой?
Можно ли составить рассказ?
Поработайте в парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.
Можно ли назвать девочек настоящими подругами?
Какими чертами они обладают? Почему?
9. Беседа.
Какие сказки о дружбе вы еще знаете? ("Крошечка Хаврошечка", "Бременские музыканты", "Кот, лиса и петух", "Снежная королева", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Малыш и Карлосон"..)
У кого из сказочных героев девизом была фраза "Ребята, давайте жить дружно?"
Какие песни о дружбе вы знаете?
Предлагаю спеть песню "Настоящий друг".
IV. Итог урока.
Чему научил вас урок?
Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.
Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И не кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг.
А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!
Валентина Александровна Осеева
Синие листья. Сказки и рассказы
© Осеева В.А., насл., 2017
© Кукушкин А.С., ил., 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Рассказы
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Бабушка и внучка
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
– Вот какие умницы вы у меня!
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
– Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
– Что – за двадцать!.. – деловито сказал Юра. – Иногда пять – десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
– А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
– А я знаю… – Олег вдруг остановился и взглянул на часы. – Ровно два!
Юра ахнул.
– Бежим! – сказал Юра. – Мы опоздали в школу!
– А как же пример? – испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.
Рекс и Кекс
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за неё схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Труд согревает
В интернат привезли дрова.
Нина Ивановна сказала:
– Наденьте свитеры, мы будем носить дрова.
Ребята побежали одеваться.
– А может быть, дать им лучше пальто? – сказала нянечка. – Сегодня холодный осенний денёк!
– Нет, нет! – закричали ребята. – Мы будем трудиться! Нам будет жарко!
– Конечно! – улыбнулась Нина Ивановна. – Нам будет жарко! Ведь труд согревает!
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
© Осеева В.А., насл., 2017
© Кукушкин А.С., ил., 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Рассказы
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь.
Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Бабушка и внучка
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
– Вот какие умницы вы у меня!
Время
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
– Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
– Что – за двадцать!.. – деловито сказал Юра. – Иногда пять – десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
– А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
– А я знаю… – Олег вдруг остановился и взглянул на часы. – Ровно два!
Юра ахнул.
– Бежим! – сказал Юра. – Мы опоздали в школу!
– А как же пример? – испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.
Рекс и Кекс
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за неё схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Труд согревает
В интернат привезли дрова.
Нина Ивановна сказала:
– Наденьте свитеры, мы будем носить дрова.
Ребята побежали одеваться.
– А может быть, дать им лучше пальто? – сказала нянечка. – Сегодня холодный осенний денёк!
– Нет, нет! – закричали ребята. – Мы будем трудиться! Нам будет жарко!
– Конечно! – улыбнулась Нина Ивановна. – Нам будет жарко! Ведь труд согревает!
Хорошее
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
– Погуляй со мной, Юра!
– Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
– Убери посуду, Юрочка.
– Убери сама – некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
– Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
– Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
– Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
До первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Случай
Мама подарила Коле цветные карандаши.
Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
– Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.
– А где же остальные? – спросил Витя.
Коля пожал плечами.
– Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало…
– Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе не нужны?
– Нет, очень нужны, но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
– Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
– Ну, бери… раз уж такой случай… – пробормотал он.
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь!
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну что? Каковы наши сыновья?
– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Отомстила
Катя подошла к своему столу – и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
– Алёшка! – закричала Катя. – Алёшка! – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
– Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
– Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
– Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
– Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Ещё как заплачешь!
– Это я-то заплачу? – Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
– Алёша! – кричала она. – Алёша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
– Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
– Не можешь? – испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки.
– Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
– Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
– Что, не можешь стоять? – спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
– Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!
Обидчики
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
– Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролета лестницы весело донеслось:
– Вы-хо-ди!..
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – ответил ей мальчик. – Это просто старушка!
Строитель
На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
– Эй ты, что ты там делаешь? – окликнули его мальчики.
– Я строю дом.
Мальчики подошли ближе.
– Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!
– Да его только двинь, и он развалится! – крикнул один мальчик и ударил домик ногой.
Стена обвалилась.
– Эх ты! Кто же так строит? – кричали ребята, ломая свежевымазанные стены.
«Строитель» сидел молча, сжав кулаки. Когда рухнула последняя стена, он ушёл.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж…
На катке
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
– Я нечаянно… – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
– Коленку…
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
– Иди к нам! – позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Чего нельзя, того нельзя
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил шёпотом.
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
– Дели по одному, – строго сказал Миша.
Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба…
Лекарство
У маленькой девочки заболела мама. Пришёл доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своём стульчике и командует:
– Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
– А куклу? Где моя кукла? – кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
– Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
– Кто наказал его? – спросила соседка.
– Он сам наказал себя, – ответила мама.
Почему?
Мы были одни в столовой – я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, – мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.
– Смотри, Бум, – шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
– Что это? Кто это? – Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. – Папина чашка… папина чашка… – горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: – Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
– Это… это… Бум!
– Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: – Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
– Как же он разбил?
Уши мои горели. Я развёл руками:
– Он немножечко подпрыгнул… и лапами…
Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя).
Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.
страницы: 1 2
Валентина Александровна Осеева
Синие листья. Сказки и рассказы
© Осеева В.А., насл., 2017
© Кукушкин А.С., ил., 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Рассказы
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Бабушка и внучка
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
– Вот какие умницы вы у меня!
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
– Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
– А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
– Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.