Линкор "парижская коммуна". Линкор "Парижская Коммуна" (20 фото)

О необходимости строительства больших хорошо вооруженных надводных кораблей в России впервые задумались несколько столетий тому назад, но осуществить мечту в расширенном масштабе возможным стало только в конце XIX века, именно тогда император приказал выделить, ни больше и не меньше, как 30 тонн чистого золота, и приказал построить линкор, который мог бы стать лучшим среди всех, имеющихся в мире кораблей данного класса. Естественно, что приказа императора никто ослушаться не посмел.

Строительство было выполнено в короткие сроки и полностью соответствовало всем ожиданиям императора, получившийся громадный корабль имел водоизмещение свыше 23 тысяч тонн, на его вооружении стояли 12-ть орудий 305-миллиметрового калибра и 16 орудий 120-миллиметрового калибра. Вместо применяемых в то время паровых котлов, инженеры предложили установить на линкоре, названном «Севастополь» четыре паровые турбины, существенно повлиявшие на скорость и вес корабля. Экономя топливо, линкор был способен пройти более 3 тысяч морских миль, имея на борту свыше 1000 человек команды.

Благодаря тому, что башни главного калибра были спроектированы особым способом, артиллеристы получили возможность производить по два выстрела в минуту, успевать перезаряжать и производить еще два выстрела, и так, пока не закончатся снаряды. Дальность выстрела каждого орудия превышала 24 километра, потому вес снаряда равнялся 450 килограммам. Поднять такой снаряд ни один человек был не в силах, потому подача снаряда осуществлялась с помощью технических устройств – лебедок и иного рода приспособлений.

Башня линкора «Парижская коммуна»

К началу Революции линкор «Севастополь» был полностью укомплектован боеприпасами и командой, прошел учения и был готов к боевым действиям, базируясь в Кронштадте. Большинство моряков восприняли изменение политической власти в стране с большим энтузиазмом, но в 1921 году именно команда «Севастополя» стала основными участниками событий, позже получивших известность, как Кронштадтское восстание, жестоко подавленное большевиками.

Отряды Красной Армии под командованием Тухачевского подавили восстание, большая часть экипажа линкора была арестована, некоторые из них позже были расстреляны, а сам корабль в целях полного забвения самой возможности восстания переименовали в «Парижскую Коммуну».

Линкор с новым названием и экипажем вплоть до конца 30-х годов базировался в Балтийском море, но перед самой войной был переброшен для охраны Черноморских проливов, на которые покушалась не только Турция, но и набирающая силу Италия. В это же время линкор прошел полную модернизацию, на нем было заменено все устаревшее оборудование, а команда прошла необходимые в этом случае учения, максимально приближенные к боевым.

Двигатели корабля получили совершено новое для него топливо – каменный уголь, загрузка которого требовала титанических усилий, был заменен обычной электрической силовой установкой. Для того чтобы линкор мог пройти заданное ему расстояние требовалось не менее 2 тысяч тонн угля, уголь грузился вручную всем личным составом корабля, погрузка занимала целые сутки, а после нее приходилось еще сутки драить палубы, люки и личные вещи матросов, испачкавшиеся в саже и копоти.

Кроме того, после модернизации, «Парижская Коммуна» лишилась авиационного вооружения, представленного небольшой катапультой на одной из башен корабля, а также самолета разведчика. В условиях боя катапульта мешала точному наведению прицела, а в мирное время от самолета было мало толку, потому от этих устройств было решено отказаться.

Модернизированный линкор «Парижская Коммуна»

Переоборудованный линкор не только стал лучше, но и больше, его водоизмещение увеличилось на 8 тонн, достигнув 31 тысячи тонн. Возросла также и численность экипажа линкора, она превысила 1700 человек. Единственным минусом нового оснащения, отмеченным несколько позже, стало уменьшение свободного пространства внутри линкора, предназначенного для отдыха и сна команды, некоторые каюты были настолько малы, что на одного матроса в них приходилось менее 1 квадратного метра. К счастью теснота волновала матросов менее всего, экипаж без устали восхищался новым оборудованием и с гордостью называл линкор «парижанкой» .

Обновленная «парижанка» вошла в состав Черноморского флота вполне своевременно, мощный линкор возглавил огромный и сильный Черноморский флот, состоявший из 5 крейсеров, 19 лидеров эскадренных миноносцев и 47 подводных лодок, как раз накануне нападения Гитлеровской Германии на Советский Союз. Необходимо отметить, что советское правительство видело будущую войну совсем в ином свете, поскольку опасалось более Турции, Румынии, Болгарии и Италии, нежели собственного союзника – Германии. Планировалось, что возможное нападение произойдет с моря, и на море же будут происходить основные бои. Ставка делалась на то, что итальянская армия, на вооружении которой имелось к тому времени 4 линкора, 22 крейсера, полсотни эсминцев и подводных лодок, все же слабее русского Черноморского флота.

К сожалению, ожидания правительства не оправдались, в 12 часов ночи 22 июня 1941 года капитан «Парижской Коммуны» получил секретное распоряжение от командующего флотом Кузнецова – привести корабль в состояние повышенной боевой готовности. Приказ означал, что батареям корабля разрешалось открывать огонь по любым воздушным целям, которые попытаются пересечь границу СССР без должного на то разрешения и опознавательных знаков.

Линкор «Парижская Коммнуна» на защите

В 3 часа ночи над Севастополем и Крымом появись первые немецкие бомбардировщики, атака которых, благодаря своевременной подготовке была отбита без получения повреждений. Для «Парижской Коммуны» да и для всего советского флота настали тяжелые времена, несмотря на то, что все корабли оказались в достаточной мере подготовленными и отлично справлялись с поставленными боевыми задачами, им приходилось достаточно сложно – артиллерия многих кораблей, в том числе и линкора, оказалась неприспособленной для отражения многочисленных авиационных атак, хотя с обстрелами с моря и суши справлялась без труда. Несмотря на то, что опасность быть атакованными с воздуха была велика, «Парижская Коммуна» одними своими силами сдерживала наступающего на Севастополь и Крым, врага вплоть до марта 1943 года, после чего встала на экстренный ремонт – ее пушки не выдержали большого числа выстрелов, одни из них лопнули, другие просто разорвались на части.

Ремонт был осуществлен в кратчайшие сроки, заняв всего 16 дней, но линкор более к боевой службе не возвращался, так как господство на в небе в это время целиком и полностью уже принадлежало немецкой авиации , обороняться от налетов которой советский линкор уже не был способен. Потеря же столь большого и прославленного линкора означала бы для Советского Союза также и падение его престижа в глазах союзников, чего допустить нельзя было ни в коем случае.

После войны «Парижская Коммуна» была исключена из состава боевого флота и превратилась в учебный корабль, прослужив в этой роли до конца января 1957 года, после чего была списана на слом. Эпоха громадных боевых кораблей была завершена.

«Севастополь» - линейный корабль военно-морского флота России, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь города Севастополь, расположенного на Черноморском побережье. Корабль участвовал в Первой и Второй Мировой Войне. После Кронштадтского мятежа 31 марта 1921 г линкор был переименован в «Парижская Коммуна» .

Проектирование

После Русско-Японской войны, в которой Россия потеряла почти все свои балтийские и тихоокеанские линкоры, встала задача возрождения линейного флота. В связи с этим в 1906 г. Главный морской штаб разработал задание для проектирования нового линкора для Балтийского моря. Для этого подготовили девять пред-эскизных проектов кораблей водоизмещением до 20 000 т., со скоростью до 22 узлов и вооружением из восьми - девяти 305-мм орудий главного калибра. Дальнейшего развития проекты 1906 г. не получили, из-за неясности задач Балтийского флота и неясности с финансированием будущей судостроительной программы. По мере решения данных задач, Главный морской штаб приступил к разработке уточненных требований. Так после “цусимского” опыта, кардинально изменились взгляды на концепцию бронирования. Во время войны Японцы использовали фугасные, а не бронебойные снаряды, особенно эффективные при стрельбе по слабо бронированным и не бронированным целям. Отсюда возникла необходимость в сплошном бронировании надводной части борта.

В декабре 1907 г. утвердили окончательные требования к кораблю, количество 305-мм орудий достигло 12, 120-мм - 16. В конце 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линкора для Российского флота. Первое место заняла работа Балтийского завода.

В конце октября по требованию Главного морского штаба в проект внесли изменения. Увеличили наибольшую скорость хода до 23 узлов, усилили бронирование нижнего и верхнего пояса. Для обеспечения экономического хода, в составе энергетической установки появились дизели, хотя от них в дальнейшем отказались.

9 апреля 1909 г. в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект, а в мае было принято решение о начале строительства линкоров, головному кораблю присвоили имя «Севастополь». Всего было построено четыре корабля данного класса: «Севастополь» , « » , « » и « » .

Конструкция

Линкоры класса «Севастополь» имели корпус “мониторной” формы с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Количество надстроек было минимизировано. Отличительной особенностью данного проекта было почти полное бронирование надводного борта. Орудия главного калибра размещались в четырех трех-орудийных башнях главного калибра размещенных в линейной плоскости. В отличие от итальянских линкоров класса « », они не были линейно возвышены.

Длина корабля по ватерлинии составляла 180,1 м, а общая - 181,2 м. Ширина корпуса составляла 26,9 м, а осадка - 9,1 м. Стандартное водоизмещение составляло 23 300 т, а полное - 26 400 т. Экипаж корабля состоял из 1 125 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка линкоров состояла из десяти паровых турбин системы «Parsons» суммарной мощностью 32 000 л.с. Турбины приводили во вращение четыре гребных вала и располагались в трех машинных отделениях. Два отделения были бортовыми и в них, размещалось по две турбины работающих на один вал. Третье отделение было среднее, смещенное в корму от башни главного калибра №3, в нем размешались шесть турбин работающих на два вала.

Пар для турбин вырабатывали двадцать пять паровых котла системы «Yarrow», размещенные в четырех котельных отделениях. Шестнадцать из них работали на смешенном отоплении, а девять - нефтяном отоплении. Нормальный запас топлива на борту составлял 816 т угля и 200 т нефти, а максимальный - 1500 т. угля и 700 т нефти. Дальность плавания составляла 3 500 миль при 13 уз. Максимальная скорость хода составляла 21,75 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра линкоров класса «Севастополь» состояло из двенадцати 305-мм орудий 52 калибра размещенных в четырех трех-орудийных башнях. Башни были расположены в линейной плоскости по одной в носу и корме и две в средней части корпуса. Углы возвышения составляли от -5 до 25 градусов. Скорость стрельбы орудий составляла 1,5- 2 выстрела в минуту. Данные орудия могли вести огонь 470,9-кг бронебойными и фугасными снарядами, а так же 331,7-кг шрапнельными снарядами. В 1928 г на вооружение поступили облегченные 314-кг фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы при ведении огня 470,9-кг снарядами составляла 24 400 м, а при использовании 314-кг фугасного снаряда - 34 400 м. Однако при ведении огня шрапнельным снарядом максимальная дальность стрельбы составляла 22 200 м.

Боекомплект составлял 100 снарядов к каждому орудию. Снаряды располагались в погребах под башнями главного калибра. При этом погреба носовых и кормовых орудий не вмещали весь боекомплект, поэтому часть снарядов размещалось в запасных погребах. Из-за чего снижалась скорость стрельбы носовых и кормовых орудий.

Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 120-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах на средней палубе. Углы возвышения составляли от -10 до 20 градусов (в других источниках встречаются данные, что угол возвышения составлял от -10 до 25 градусов). Данные орудия могли вести огонь фугасными, шрапнельными и осветительными снарядами. Фугасных снарядов на вооружении линкора было три: 29,48-кг образца 1907 г, 28,97-кг образца 1911 г и 26,3-кг образца 1928 г. В зависимости от снаряда варьировалась максимальная дальность стрельбы 10 400 м, 13 900 м и 17 000 м соответственно. Шрапнельные снаряды были только 20,7-кг и имели максимальную дальность стрельбы 10 600 м. Дальность стрельбы приведена при угле возвышения в 20 градусов. Скорострельность орудий составляло семь выстрелов в минуту. Боезапас составлял 300 снарядов к каждому орудию.

Ситуация с зенитным вооружением линкоров не однозначна. Согласно информации приведенной в журнале “Первые линкоры красного флота”, по проекту зенитное вооружение линкоров должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах башен главного калибра №1 и №4. Однако из-за нехватки данных орудий, на момент вступления в строй на линкорах « » и « » было установлено два 63,5-мм орудия и одно 47-мм орудие, а на линкорах «Севастополь» и « » - два 75-мм орудия и одно 47-мм орудие. Однако судя по сохранившимся фотографиям линкоров периода 1914 - 1916 гг, на концевых башнях главного калибра не было зенитного вооружения.

Так же линкоры были вооружены четырьмя подводными траверзными 450-мм торпедными аппаратами. Торпедные аппараты предназначались для самообороны линкора при выходе из строя артиллерии.

Бронирование

Главный броне пояс имел высоту 5,06 м, во время проектирования предполагалось, что над водой он должен был возвышаться на 3,06 м, но из-за перегрузки корабля броневой пояс уходил под воду на лишний метр, что стало причиной снижения его эффективности. В районе цитадели на участке между концевыми башнями его толщина составляла 225-мм. На этом участке броне пояс заканчивался траверзами. Носовой траверз имел толщину 50-мм, а кормовой - 125-мм. От траверзов в оконечностях, доходивших до самого носа и почти до кормы, толщина уменьшалась до 125-мм.

Выше проходил верхний броне пояс высотой 2,26 м и простирался от траверза башни главного калибра №4 до носа корабля. На участке между носовыми и кормовыми траверзами его толщина составляла 125-мм. В носовой оконечности толщина пояса уменьшалась до 75-мм, в районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал.

Кроме этого вертикальная защита линкоров включала в себя продольные броневые переборки, проходившие по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 м от борта и предназначавшиеся для защиты внутренних помещений от осколков снаряд пробивших главный или верхний броне пояс. Между нижней и средней палубами переборки имели толщину 50-мм, а между средней и верхней палубами - 37,5-мм.

Горизонтальное бронирование линкоров состояло из трех броне палуб. Верхняя броне палуба в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 37,5-мм, а в кормовой оконечности - 6-мм. Ниже шла средняя броне палуба, которая в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 25-мм, а в пространстве между бортами и продольными переборками ее толщина составляла 19-мм. В кормовой оконечности толщина средней палубы составляла 37,5-мм, за исключением участка над румпельным отделением, где толщина уменьшалась до 19-мм. Последней шла нижняя броне палуба, которая в районе цитадели имела толщину 12-мм, а в межбортовом пространстве переходила в 50-мм скосы. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса с толщиной 25-мм.

Толщина лобовых и боковых плит башен главного калибра составляла 203-мм, а задней стенки выполнявшей роль противовеса - 305-мм. Крыша башни имела бронирование толщиной 76-мм. Барбеты башен имели разное бронирование, так часть над верхней палубой имела толщину 150-мм, а нижняя часть, доходившая до средней палубы, имела толщину 75-мм. Исключение составляли концевые башни, у которых барбеты служили частью броневых траверзов. Нижняя часть барбетов башен главного калибра №1 и №4 имели толщину 125-мм, вместо 75-мм.

Бронирование стен основной и вспомогательной боевой рубки составляло 254-мм, крыши - 100-мм. Так же 70-мм кожухами защищались приводы управления. Дымовые трубы в основании защищались 75-мм бронированием, а в остальной части - 22-мм бронированием. Румпельное бронирование заключалось в броневой кожух толщиной от 30 до 125-мм.

Специальной противоминной защиты линкоры не имели, ее роль частично восполнялось двойным дном и бортом, доходивших до кромки главного броне пояса и продольными 9-мм переборками из стали повышенного сопротивления.

Модернизации

Как мы уже писали выше, точной информации о наличии зенитного вооружения линкоров нет. Согласно одним источникам на момент входа линкоров в строй на них уже были размешены зенитные орудия на крышах концевых башен главного калибра. Однако сохранившиеся фотографии периода 1914-1916 гг не подтверждают ее, так как на них зенитное вооружение в указанных местах отсутствует. Согласно журналу “Все линкоры Второй Мировой” известно, что во время кардинальной модернизации на линкорах зенитное вооружение состояло из шести 76,2-мм зенитных орудий Лендера расположенных по три на крышах концевых башен, но данных когда их установили, нет. Самые ранние фотографии, на которых видно зенитное вооружение в указанных местах, датированы мартом 1917 г и исходя из этого, мы сделали вывод, что зенитное вооружение было установлено во время Первой Мировой Войны. Однако точно сказать, какие орудия были установлены нельзя из-за противоречивой информации.

В середине 1920-х г встал вопрос о коренной модернизации линкоров класса «Севастополь» в связи с их устареванием. 10 марта 1927 г состоялось “Особое совещание”, на котором были обоснованы основные причины устаревания линкоров и раскрыты перспективные направления их модернизации. В конце этого года конструкторское бюро Балтийского завода разработало техническую документацию по модернизации линкоров.

В связи с передислокацией линкора «Севастополь» на Черное море, корабль подвергся внеплановой частичной модернизации. Она проходила с октября 1928 г по май 1929 г. В результате работ на линкоре были изменены обводы носовой части корпуса, для повышения мореходных качеств корабля в штормовых условиях. Носовая дымовая труба получила незначительный отгиб в корму, что бы уменьшить задымление носовой надстройки. Каждая башня главного калибра была оборудована автономным дальномерным постом. В ходе эксплуатации корабля в суровых условиях перехода с Балтийского на Черное море, выявила непригодность реализованного проекта по повышению мореходных качеств.

В 1930 г на линкоре «Севастополь» установили пневматическую катапульту для запуска самолетов на башне главного калибра №3.

С ноября 1933 г по январь 1938 г линкор проходил коренную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В ходе работ старые котлы были заменены двенадцатью новыми паровыми котлами с нефтяным отоплением, предназначавшихся для линейных крейсеров класса «Измаил» . Теперь котлы по два размещались в шести котельных отделениях. Турбины крейсерского хода из среднего машинного отделения были демонтированы. Мощность энергетической установки возросла до 57 500 л.с. Запас топлива составлял 2 115 т нефти, дальность плавания составляла 2 500 миль при скорости хода 14,2 уз.

Средняя палуба получила усиление в районе цитадели, толщину увеличили до 75-мм. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40 градусов, что увеличило максимальную дальность стрельбы 29 800 м. Толщину брони крыш башен довели до 152-мм. Так же была увеличена скорострельность орудий главного калибра, примерно на 25%.

Линкор получил новые дальномеры. Старые 76,2-мм зенитные орудия Лендера демонтировали, заменив новыми 76-мм орудиями 34-К расположенными по три на площадках над боевыми рубками. Зенитное вооружение усилили установкой шести 45-мм полуавтоматов 21-К размещенных по три на крышах концевых башен главного калибра. Так же установили двенадцать 12,7-мм пулеметов ДШК расположенных по шесть на площадках мачт. Торпедное вооружение демонтировали. Катапульту, установленную в 1930 г, сняли, в дальнейшем ее установили на крейсер «Красный Кавказ» .

Для сохранения остойчивости корабля, было принято решение в ходе второго этапа модернизации оснастить корпус бортовыми булями, которые так же должны были улучшить противоторпедную защиту.

С ноября 1939 г по февраль 1941 г линкор проходил второй этап модернизации. Во время модернизации установили бортовые були, что увеличило ширину линкора до 32,5 м. Стенки буля составляли 50-мм и поднимались до уровня верхней палубы, повышая суммарную толщину брони до 275 - 175-мм. Глубина противоторпедной защиты увеличилась до 6,1 м. По расчетам противоторпедная защита должна была противостоять взрыву торпеды с боевой частью 170 кг ТНТ. В результате модернизации стандартное водоизмещение возросло до 27 060 т, а полное - 30 395 т.

В апреле 1941 г 45-мм полуавтоматы 21-К демонтировали, вместо них установили двенадцать 37-мм автоматов 70-К установленных по три на крышах башен главного калибра.

В период с апреля по июль 1942 г линкор проходил ремонт в Поти, в ходе которого были установлены четыре 37-мм автомата. В августе 1944 г на линкор «Севастополь» установили английскую радиолокационную систему.

Служба

В декабре 1914 г линкор «Севастополь» вступил в строй и входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, находился на внутреннем рейде Гельсингфорса. Линкор в составе 1-й бригады должен был не допустить прорыва германских кораблей в Финский залив. Однако германский флот таких попыток не предпринял. Поэтому в октябре 1914 г 1-я бригада получила приказ, готовится к встречному бою. Однако новым линкорам запрещалось действовать дальше Финского залива.

Весной 1915 г. линкоры: «Севастополь» , « » , « » и « » приступили к интенсивной боевой подготовке. Согласно плану боя силы флота делились на шесть маневренных групп. Линкоры «Севастополь» и « » входили во 2-ю маневренную группу усиленную крейсером «Россия» . Линкоры должны были вести огонь орудиями главного калибра по главным силам неприятеля, а противоминным калибром - по тральщикам.

В августе 1915 г германские силы предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, хотя вторая попытка была успешной, немцам все равно пришлось покинуть залив. В результате бои показали слабость русских сил в Рижском заливе, командование разрешило использовать линкоры класса «Севастополь» в Балтийском море.

В апреле линкор выходил в открытое море для прикрытия эсминцев восстанавливающих минное заграждение Ирбенского пролива. По возвращении на базу, во время сильного шторма, линкор трижды ударился о грунт, получив значительные повреждения. В результате корабль встал в сухой док, на полтора месяца, в Кронштадт.

17 октября во время погрузки боезапаса металлический футляр с 305-мм полу-зарядом упал на палубу погреба и воспламенился. Пожар быстро ликвидировали, но из-за инцидента погиб один человек и четыре получило ранения.

Весь 1916-1917 г корабли бездействовали и стояли на рейде Гельсингфорса. В конце февраля 1917 г на линкорах класса «Севастополь» были подняты красные флаги. Во время захвата Германией Моонзундских островов линкоры 1-й бригады находились в состоянии боевой готовности, но в море не выходили. Война для их экипажей уже закончилась.

По условиям Брестского мира Советское правительство обязалось вывести свои корабли из портов Финляндии. Первый отряд в составе 1-й бригады вышел 12 марта 1918 г. В составе бригады находились линкоры: «Севастополь», « », « », « », крейсеры: «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь» . Под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец» . В Кронштадт бригада прибыла 17 марта. Впоследствии весь 1918 год линкор бездействовал.

Осенью 1919 г линкор был включен в состав Действующего отряда Морских Сил Балтийского моря. При отражении наступления белых на Петроград, линкор «Севастополь» находился на огневой позиции в районе Гутуевского острова, а 20 октября 1919 г обстреливал орудиями главного калибра части белогвардейцев на линии Красное Село - Детское Село - Павловск. При поддержке корабельной артиллерии красные войска начали 21 октября успешное наступление.

В дальнейшем линкор находился в Кронштадте, не привлекая к себе внимания до конца февраля 1921 г. 28 февраля на линкоре начался Кронштадтский мятеж. В ходе подавления мятежа с 7 по 17 марта, линкоры «Севастополь» и « » обстреливались орудиями фортов «Краснофлотский» и «Передовой», а так же полевой артиллерией. Отвечая на огонь, «Севастополь» израсходовал 375 305-мм снарядов и 875 120-мм снарядов. После штурма города, 17 марта экипажи линкоров капитулировали, а к полудню следующего дня мятеж был подавлен.31 марта 1921 г линкор «Севастополь» был переименован в «Парижская Коммуна» .

После подавления мятежа линкор получил ряд повреждений, которые были начаты устраняться силами команды весной 1921 г, а уже в 1922 г был включен в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря. В 1923 г уже участвовал в маневрах. 17 сентября 1924 г после ремонта судовыми средствами встал в строй. 5 ноября корабль был переведен в Ленинград для ремонта и по его окончанию 4 апреля 1925 г вернулся в Кронштадт и был зачислен в состав полубригады линейных кораблей.

С 20 по 27 июня 1925 г линкоры « » (линкор « » ) и «Парижская Коммуна» совместно с шестью эсминцами совершили Большой поход до Кильской бухты. А 20 сентября принимали участие в маневрах Морских сил Балтийского моря в Финском заливе и у Моонзундских островов.

Во второй половине 1920-х г в летний период линкор занимался интенсивной боевой подготовкой, а в зимнее время на корабле проводились ремонтные работы, совмещенные с ограниченной модернизацией. С октября 1928 г по май 1929 г линкор проходил частичную модернизацию перед передислокацией на Черное море.

22 ноября 1929 г линкор «Парижская Коммуна» вместе с крейсером «Профинтерн» покинул Кронштадт. Во время перехода отряд попал в сильный шторм, из-за которого корабли получили повреждения. Установленная на линкор наделка была почти полностью разрушена, были выведены из строя башни главного калибра №1 и №2, почти вся противоминная артиллерия и один из котлов. Были затоплены часть помещений и погреба 76-мм артиллерии. Из-за полученных повреждений отряд был вынужден 10 декабря вернуться в Брест. Часть повреждений были критическими, без устранения которых отряд не мог выйти в море. За ремонтные работы Французскому правительству было уплачено 5 800 долларов.

После устранения неисправностей, отряд вышел в моря 26 ноября 1929 г и направился в Средиземное море. 1 января 1930 г отряд встал на якорь у острова Сардиния, затем корабли посетили Неаполь и 18 января прибыли в Севастополь, после чего встали в сухой док для ремонта.

Как мы уже писали выше, в этом же году корабль оснастили пневматической катапультой Heinkel, для приема на борт двух гидросамолетов-разведчиков «КР-1».

В ноябре 1933 г линкор «Парижская коммуна» встал на кардинальную модернизацию в сухой док Севастопольского морского завода. Работы продлились до января 1938 г. Во время летних компаний 1938-1939-х г линкор проводил активную боевую подготовку, а 3 ноября 1939 г корабль снова встал в сухой док для проведения второй фазы работ по модернизации.

3 июля 1941 г линкор вышел из сухого дока, однако проток по его приемке был подписан только 3 февраля 1941 г. В результате работ по установке булей на корабль, скорость хода уменьшилась в среднем на 0,48 уз. Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его экипажа, численность которого в 1941 г составила 1 730 человек.

Несмотря на проведенную модернизацию линкоры класса «Севастополь» по-прежнему оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для ведения морского боя с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны или германскими линкорами класса «Deutschland» на Балтике, а на Черном море - с турецким линейным крейсером «Yavuz» .

Начало Второй Мировой Войны линкор «Парижская коммуна» встретил в Севастополе, где 14 июля 1941 г провел свою первую боевую стрельбу по самолету Ju-88, израсходовав 12 76-мм снарядов. С июля по сентябрь линкор еще четыре раза открывал огонь по самолетам противника, израсходовав при этом 40 76-мм снарядов. В октябре 1941 г. стоявший линкор в главной базе Черноморского флота, был накрыт маскировочной сетью изготовленной экипажем корабля. После чего, линкор с высоты стал походить на выступ береговой черты.

В ночь с 30 на 31 октября линкор вместе с крейсером «Молотов» , лидером «Ташкент» и эсминцем «Сообразительный» покинули главную базу и отправились в Поти. Спустя 12 часов после ухода соединения авиация противника нанесла массированный авианалет на Севастополь. После пополнения боезапасов и приняв на борт 400 бойцов, 9 ноября линкор направился в Новороссийск. Где 11 ноября отразил налет авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик He-111. Во время воздушного боя израсходовал 189 76-мм и 320 37-мм снарядов. В ночь на 13 ноября, из-за высокой активности авиации противника над Новороссийском покинул его. Днем этого же дня авиация противника нанесла массированный удар по району портов, где стоял линкор.

28 ноября 1941 г линкор «Парижская коммуна» совместно с эсминцем «Смышлёный» прибыл в район мыса Фиолент и обстрелял из орудий главного калибра скопления сил противника в селении Байдары, Павловка и Тыловое. Кроме этого нанес артиллерийский удар орудиями противоминного калибра по целям приморского фланга фронта. Во время перехода из-за сильной вибрации треснул лист наружной обшивки, что привело к затоплению двух дифферентных отсеков. 29 ноября линкор отдал якорь на внутреннем рейде Поти.

27 декабря 1941 г линкор в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый» вышел из Поти для оказания артиллерийской поддержки защитникам Севастополя. 29 декабря прибыл в Южную бухту и в течении 14 часов вел огонь по позициям противника в Бельбекской долине. За время обстрела подавил артиллерийскую батарею противника, открывшую огонь по кораблю. Линкор повреждений не получил и приняв на борт более тысячи раненых ушел в Новороссийск вместе с крейсером «Молотов» . Куда корабли прибыли 30 декабря. Находясь на рейде в Новороссийске, 4 и 5 января 1942 г трижды открывал огонь по авиации противника.

5 января 1942 г линкор совместно с эсминцем «Бойкий» прибыли в район Керченского полуострова для оказания артиллерийской поддержки. 6 января линкор нанес артиллерийский удар по скоплениям техники и живой силы противника в районе Старого Крыма. За 27 минут линкор выпустил 165 305-мм снарядов. Вернувшись в Новороссийск, 6 и 7 января отразил две атаки германской авиации, после чего ушел в Поти.

В периоды с 10 по 13 января и с 15 по 17 января открывал огонь по позициям противника в районе Старого Крыма. А в период, с 17 января по 25 февраля находясь в Поти и в Новороссийске, семь раз открывал огонь по авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик Ju-88.

26 февраля линкор «Парижская коммуна» в охранении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» , оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта. Снова орудия главного калибра линкора обрушили всю свою мощь по району Старого Крыма и причалам Феодосийского порта, выпустив по 50 305-мм снарядов. 28 февраля отряд кораблей отправился в Новороссийск. Находясь в порту 18 марта, линкор отразил групповую атаку авиации, сбив один и повредив другой немецкий самолет.

20 марта 1942 г линкор «Парижская коммуна» в сопровождении лидера «Ташкент» , эсминцев: «Бойкий» , «Безупречный» и «Бдительный» прибыла к берегам Крыма для нанесения артиллерийского удара по немецким позициям в районе Владиславовка - Ново-Михайловка. Несмотря на сильное обледенение, линкор выпустил около 300 305-мм снарядов по позициям противника и 23 марта вернулся в Поти.

После возвращения в Поти, линкор нуждался в срочном ремонте. На шести орудиях главного калибра треснули стволы у дульных срезов, ресурс лейнеров оказался полностью израсходован. На их замену по нормам мирного времени отводилось шесть-восемь месяцев, а в 1942 г на эту операцию дали 30 суток, а закончили ее за 16 суток. После замены стволов, линкор встал на ремонт, его деятельность сводилась к отражению воздушных атак. Так за период с 30 апреля 1942 г по 29 марта 1943 г было отражено десять атак авиации противника, при этом был сбит один самолет Ju-88.

После окончания ремонта с линкора перевели 540 человек в морскую пехоту. 31 мая 1943 линкору «Парижская коммуна» возвратили прежнее имя «Севастополь» . 9 августа, накануне решающих боев за Новороссийск с корабля сняли 120-мм орудия, которые образовали 120-мм батарею, выпустившую во время штурма города 1700 снарядов. После чего орудия были возвращены на линкор. В августе 1944 г на корабле установили новую радиолокационную станцию английского образца. 5 ноября 1944 г линкор «Севастополь» вместе с другими кораблями вернулся на Главную базу Черноморского флота. 8 июля 1945 г линкор был награжден орденом Красного Знамени.

Уже летом 1945 г линкор начал проводить интенсивную боевую подготовку. В 1948 г линкор «Севастополь» внесли в списки кораблей, не подлежащих капитальному ремонту. В основном на кораблях проводили регулярные ремонты. В ходе, которых в основном обновлялись радиолокационные станции и зенитное вооружение. 15 мая 1954 г линкор был включен в состав 46-й дивизии учебных кораблей Черноморского флота, а 24 июля переквалифицирован в учебный корабль.

После тяжелого поражения российского флота в войне 1904-1905 гг., утраты почти всех броненосцев и начавшегося в те же годы стремительного развития линейных кораблей, обозначенного появлением английского "Дредноута", восстановление российского линейного флота являлось чрезвычайно важной задачей. Предполагалось строительство серии "броненосных кораблей" (линкоров) в первую очередь для Балтийского моря, с учетом мировых тенденций в военном кораблестроении и опыт, приобретенный в русско-японской войне.
Еще в 1906 г. началось составление технического задания на проектирование корабля дредноутного класса, инициированное Главным морским штабом.

(Гангут)

А в апреле 1907 г. императору Николаю II было представлено 4 варианта программы развития военно-морского флота. По одобренному им проекту намечалась постройка четырех линейных кораблей для действий на Балтике, и летом того же года был объявлен конкурс на проект российского дредноута, имевший международный характер. В конце 1907 г. состоялась рассылка приглашений фирмам - будущим участницам конкурса, содержащих и разработанные Морским генеральным штабом тактико-технические требования.

(Императрица Мария)

В ТТТ указывалось проектное водоизмещение в ~20 000 тонн, скорость хода в 21 узел. Вооружение должно было состоять из не менее чем 8 орудий главного калибра (305 мм) и 20 среднекалиберных противоминных орудий (120 мм). Броневая защита намечалась в пределах 130-200 мм по поясу, более чем 200 мм по башням.
В конкурсе приняли участие 6 российских предприятий и 21 иностранная фирма, в том числе британские "Виккерс" и "Армстронг", немецкие "Блом унд Фосс" и "Шихау" и многие другие. По условиям тендера, постройка кораблей должна была осуществляться на отечественных верфях, но при максимальном привлечении фирмы-победительницы. Оценка предложенных проектов возлагалась на Морской технический комитет (кораблестроительный отдел которого с 1908 г. возглавлял А. Н. Крылов), при соучастии Морского генерального штаба.

(Андрей Первозванный)

К 28 февраля в МТК поступил в общей сложности 51 проект, из которых явно лидировали четыре: дредноут германской компании "Блом унд Фосс", линкор Балтийского завода (главные конструкторы - И. Г. Бубнов и Н. Н. Кутейников), линкор итальянской фирмы "Ансальдо" (главный конструктор - В. Куниберти) и проект "Дальний Восток" полковника Л. Л. Коромальди. Эти корабли довольно заметно различались между собой: так, немецкий вариант характеризовался довольно широким корпусом при большом объеме бортовых отсеков и высоком размещении пороховых погребов; отечественный проект имел линейно-ступенчатое размещение орудийных башен и "сжатый" силуэт; проект Куниберти отличался оригинальной компоновкой машинного отделения, а проект Коромальди - нестандартной установкой противоминной артиллерии. К сожалению, все четыре варианта объединял один недостаток - относительно слабая защита. МТК признало лучшей разработку "Блом унд Фосса", за которой шли российская и итальянская. МГШ, напротив, выдвинул проект Куниберти на первое место, отдав второе место немцам, а третье - Коромальди.

(Севастополь)

Однако на окончательный вердикт жюри повлияла политика: вмешалось французское правительство, опасаясь возможности оформления заказа потенциальному противнику. "Блом унд Фосс" был исключен из конкурса, и на первое место выдвинулся линкор Балтийского завода, в чем некоторые усматривали последствие закулисной борьбы, ибо фактический председатель жюри А. Н. Крылов внес свой вклад в проектирование этого корабля.
В 1908 - начале 1909 г. велась работа над усовершенствованием проекта и устранением выявленных изъянов конструкции. В мае 1909 г. чертежи линейного корабля были утверждены МТК, и, по решению морского министра С. А. Воеводского, Балтийский завод приступил к немедленной подготовке строительства четырех линкоров. 3 июля на Балтийском заводе были одновременно заложены линкоры, получившие имена "Севастополь" и "Петропавловск", а на Адмиралтейском заводе - линкоры "Гангут" и "Полтава". 16 июня головной линкор - "Севастополь" - в торжественной обстановке был спущен на воду, однако дальнейшая достройка затянулась. Корабли были укомплектованы и вступили в строй только в конце 1914 г.

(Гангут)

(Полтава)

(Петропавловск)

(Севастополь)

Линкоры класса "Севастополь" имели наибольшую длину в 181,2 м при ширине 26,9 м и осадке 8,5-9 м. Стандартное водоизмещение на разных стадиях проектирования определялось в 22 880-23 288 т при полном в 25 000 т. Конструкция корпуса представляла из себя основу из 150 шпангоутных рам и килевой балки, и образовывавших корпус и броневой пояс стальных плит из трех сортов стали. Корабли имели три палубы и в общей сложности пятнадцать водонепроницаемых переборок, деливших корпус на отсеки. Центральный броневой пояс изменялся по толщине от 225 мм (борт корпуса, прикрывавший башенные погреба, от 1-й до 4-й орудийной башни, что составляло более 110 м) до 100-125 мм в носовой и кормовой части. Верхний пояс заметно уступал по толщине (75-125 мм) главному. Броня палуб и переборок колебалась от 50 до 12 мм. Вертикальные стенки двух боевых рубок защищала 250-мм сталь, горизонтальное же их бронирование - 70-120 мм.

Орудийные башни в количестве четырех размещались линейно; сектор обстрела 2-й и 3-й башен частично перекрывался боевыми рубками и трубами, поэтому совместный огонь они открывали на курсовых углах от 25 до 155 градусов; т. о., суммарный сектор простреливаемого всеми орудиями пространства составлял 130 градусов на каждый борт. Лобовая и бортовая башенная броня - 203-миллиметровая, задняя - 305-миллиметровая (для придания статической уравновешенности), броня крыши - 75 мм.

В каждой башне устанавливалось по три 305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра. 471-килограммовый снаряд покидал ствол на скорости в 762 м/с (дульная энергия - 136 МДж). Углы возвышения орудий изменялись в пределах -5/+25 градусов, скорость горизонтального наведения - до 3 град/с. Подбашенное пространство занимали погреба (по 100 выстрелов на каждую башню, снаряды и пороховые полузаряды хранились раздельно) и механизмы заряжания и наведения орудий с электрическими либо электрогидравлическими приводами. Цикл заряжания, в зависимости от угла возвышения, колебался от 40 до 60 секунд, и, в итоге, максимальный суммарный минутный залп составлял 18 выстрелов.

Шестнадцать 120-мм орудий, предназначенных для самообороны от миноносцев, устанавливались в казематах верхней палубы вдоль борта. Орудия прикрывались полукольцевыми бронещитами, вращавшимися вместе с шаровыми опорами пушек. Их боекомплект равнялся 250 (впоследствии 300) выстрелам.
Дополнительное вооружение - по проекту восемь 75-мм, четыре 63,5-мм и столько же 47-мм зенитных орудий, но в итоге корабли комплектовались лишь двумя 75-мм и одной 47-мм пушкой. Также линкоры вооружались четырьмя торпедными аппаратами калибра 450 мм.

В котельном отделении устанавливалось 25 паровых котлов системы Ярроу, использовалось два типа котлов - три малых с площадью нагревательной поверхности 311,9 кв. метров и 22 больших (по 375,6 кв. м). Шесть котлов работали на мазуте, остальные - на каменном угле. Стандартный запас топлива составлял 816 т угля и 200 т нефти, полный - 1500 и 700 т соответственно, усиленный - 2500 и 1100. Главную энергетическую установку образовывали десять паровых турбин системы Парсонса, работавшие на четыре гребных вала, и конденсаторы. Стандартная мощность турбин - 32 000 л. с. - придавала кораблю скорость хода в 21,75 узлов, при форсировании до 42 000 л. с. скорость возрастала до 23 узлов. Корабль приводили в движение четыре гребных винта диаметром 3,28 м, а управление производилось двумя рулями. Наконец, швартовое оборудование представляло из себя три якоря Холла.

В целом, первые российские дредноуты заслуживали весьма неоднозначных оценок. С одной стороны, их характеризовало чрезвычайно мощное вооружение: 305-мм орудия Обуховского завода считались лучшими в мире, отличались весьма высокой точностью, дальностью стрельбы (23 км против 18-20 у английских и немецких орудий того же калибра) и жувучестью ствола. В числе других достоинств "севастополей" необходимо отметить малую площадь силуэта и высокую скорость хода. Однако остальные ТТХ кораблей смотрелись посредственно.
Главным изъяном российских линкоров стала слабая защита. Подобная толщина брони более подходила линейным крейсерам: для сравнения, современники "Севастополя" - германские дредноуты класса "Нассау" - при меньшем водоизмещении имели броню главного пояса и боевых рубок до 300 мм, башен - до 280 мм. С более поздними дредноутами, особенно с английскими "Ройял Соверенами" и германскими "Байернами", российские линкоры и вовсе не были сравнимы. В этой особенности конструкции - попытке решить вопрос защиты за счет скорости, а не брони - прослеживался некритичный анализ морских баталий русско-японской войны. Невысокими были и показатели запаса хода - всего 1625 миль 13-узловым ходом при стандартном запасе топлива, что объяснялось неудачным устройством силовых установок.

К сожалению, недостатки линкоров класса "Севастополь" оказались настолько серьезными, что фактически поставили крест на их боевой карьере. Недопустимая уязвимость (в особенности - пороховых погребов) кораблей вынудила российское морское командование в течение всей Первой Мировой войны держать эти линкоры в качестве резерва: большую часть времени они провели на стоянке в Гельсингфорсе, хотя в 1915 г. приняли участие в маневрах и в операции по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе, оказывая прикрытие миноносцам. Подобная служба стала одной из причин распространения революционных настроений среди экипажей линкоров: в частности, на "Гангуте" особенно сильным было влияние большевиков, на "Полтаве" - эсеров. Матросы балтийских линкоров приняли активное участие в революционных событиях 1917 г. и, впоследствии, в Гражданской войне.

По Брестскому миру, линкоры требовалось вывести из баз в Финляндии. 17 марта 1918 г. все четыре корабля класса "Севастополь" прибыли в Кронштадт. В октябре 1918 г. "Гангут" и "Полтава", которые стало проблематичным поддерживать в боеспособном состоянии, отправились на "долговременное хранение". В строю остались только "Севастополь" и "Петропавловск". Именно эти корабли приняли участие в драматичных событиях 1 - 18 марта 1921 г. - Кронштадтском мятеже. Линкоры в течение двух недель обстреливали оставшийся верным правительству форт "Краснофлотский" и города Сестрорецк и Ораниенбаум, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению сил Красной Армии, готовившихся к штурму Кронштадта. Они капитулировали только в ночь на 18 марта.
После падения Кронштадта мятежные экипажи подверглись фильтрации и репрессиям. Состав команд был почти полностью заменен, а впоследствии, 31 марта, на общематросском собрании корабли получили новые имена: "Севастополь" стал "Парижской коммуной", а "Петропавловск" - "Маратом".

На Х съезде РКП(б) весной 1921 г. была принята программа восстановления военно-морского флота. Однако положение экономики страны оставалось крайне тяжелым, и три уцелевших линкора типа "Севастополь" ("Полтава" полностью вышла из строя в ходе пожара 25 ноября 1919 г.) стали последними кораблями такого класса, имевшими военный потенциал: достройка линкора "Николай I" и четырех линейных крейсеров класса "Измаил" не представлялась возможной.
Техническое состояние линкоров было катастрофическим и требовало немедленного ремонта. Его смогли осуществить в неполном объеме лишь в 1924-1925 гг., что, впрочем, позволило совершить заграничный поход, в ходе которого "Марат" и "Парижская коммуна" посетили Кильскую бухту. Восстановительные мероприятия проводились и на "Гангуте", переименованном в "Октябрьскую революцию".

В течение второй половины 20-х - 30-х гг. линкоры прошли капитальную модернизацию, в ходе которых котлы перевели на нефтяное отопление (на "Марат" установили 22 котла, на "Октябрьскую революцию" - 12 котлов повышенной производительности), заменили вспомогательные силовые установки, усовершенствовали системы управления огнем, изменили конструкцию носовой надстройки, передней трубы и фок-мачты, установили носовую наделку с закрытым полубаком. Кроме того, на "Октябрьской революции" и "Парижской коммуне" несколько усилили горизонтальное бронирование и зенитное вооружение, а на последнем корабле - модернизировали артиллерию главного калибра: угол возвышения теперь составлял 40 градусов, а скорострельность - 2-2,2 выстрела в минуту. Полное водоизмещение после пройденных мер превысило 26 000 т.
В 30-х гг. советские линкоры неоднократно выходили в море, посещая зарубежные гавани. "Парижская коммуна" была переведена на Черноморский флот. В дальнейшем, до начала Великой Отечественной войны, на кораблях проводились работы по дальнейшему увеличению числа зенитных орудий.

Судьба "севастополей" в военные годы сложилась по-разному. "Марат" принял участие в обороне Ленинграда, прерванное 23 сентября 1941 г.: в тот день в результате немецкого авианалета корабль получил тяжелейшие повреждения, в ходе которого корпус был разрушен и осел на грунт, а носовая часть вместе с надстройкой и первой башней затонула. Позднее, в 1943 г., "Марат" восстановили в качестве несамоходной плавучей батареи; в таком виде он поддерживал огнем своей артиллерии советские войска в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской операции. В 1950 г. он был переименован в "Волхов" и вскоре переформирован в несамоходное учебное судно. В сентябре 1953 г. был сдан на слом.

"Октябрьская революция" участвовала в тех же войсковых операциях, что и "Марат". 23 сентября она также подверглась воздушной атаке, но получила незначительные повреждения. 22 июля 1944 г. корабль был награжден орденом Красного Знамени. В 1956 г. линкор исключили из списков флота и разделали на металл в 1957 г.
"Парижская коммуна" к ноябрю 1941 г. была передислоцирована в порт Поти. В ноябре-декабре линкор дважды появлялся под Севастополем и наносил мощные артиллерийские удары по наступавшим немецким войскам. В 1942 г. корабль неоднократно действовал против немецких частей и укреплений на Керченском полуострове. Всего за время войны он совершил 15 боевых походов, не получив ни одного серьезного повреждения. 31 мая 1943 г. ему вернули прежнее имя - "Севастополь", а в 1945 г. наградили орденом Красного Знамени. Путь корабля закончился в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Севастополе.

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.


Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Линкор класса Севастополь 1914 г.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.

Линкор после модернизации

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

Линкор "Севастополь" СССР


За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

Линкор "Марат" перед войной


К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm
www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»