Лифтовые термины. Двери шахты и кабины лифта

При выборе системы лифтового оборудования необходимо учитывать несколько моментов.

Тип привода

Электрический лифт - классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем. Подробнее - в «электроприводных лифтах».

Гидравлический лифт - “выталкивается” выжимным штоком за счет давления масла. И электрические, и гидравлические лифты одного класса очень близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т. д. Заметных внешних различий так же может и не быть. Однако, имеются эксплуатационные различия. Так, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема. Гидравлические, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания, а машинное отделение может быть удалено от шахты на сколь угодно большое расстояние. Описание гидравлических лифтов ищите здесь.

Пневматические лифты - приводятся в движение при помощи воздушного давления, без использования кабелей, блоков и поршней. Они легче в установке и идеальны для существующих домов благодаря, их компактной конструкции. Подробнее можете прочитать в разделе «Пневматические лифты для коттеджа».

Автоматический пассажирский лифт (схема):
1 – компьютер, управляющий работой лифта; 2 – двигатель; 3 – исполнительная система управления лифтом; 4 – тросы подвески кабины; 5 – направляющие ролики; 6 – направляющие рельсы противовеса; 7 – противовес; 8 – направляющие рельсы кабины лифта; 9 – кабина; 10 – механизм открывания дверей кабины; 11 – банк памяти поэтажных данных.

Вид транспортируемого груза

По виду транспортируемых грузов лифты подразделяются:

По предназначению:

  • для жилых зданий;
  • общественных зданий;
  • зданий промышленных предприятий.
  • для малоэтажных жилых зданий (коттеджей) электрические или гидравлические с этажностью до 5 этажей и со скоростью до 0,63 мс;
  • для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах и с сопровождающим персоналом; этими лифтами управляет лифтер — больничные лифты;
  • инвалидные, представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска пассажиров с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на инвалидных колясках.

В пассажирском лифте допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта. Перевозка взрывоопасных и легко-воспламеняемых предметов запрещено.

Грузовые (см. также раздел “Грузовые лифты ”)

  • обычные грузовые (грузоподъемность 250 – 5000 кг);
  • грузовые малые, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов. Для исключения транспортировки в них людей кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм;
  • тротуарные, у которых кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк. Эти лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.

По способу обслуживания различают лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир, и лифты, управляемые проводником и всегда сопровождающие груз.

По скорости движения кабины лифты подразделяют на тихо-ходные (до 1,0 м/с), быстроходные (от 1,0 до 2,0 м/с), скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростные (свыше 4,0 м/с).

В соответствии с типом привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока) и гидравлическими (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа).

Дизайн

В зависимости от дизайна:

Видовые лифты

  • в панорамной шахте
  • в остекленной шахте;

Невидовые лифты - в глухой шахте (кирпичная, железобетонная, блочная и пр.) ;

Машинное помещение

Машинное помещение лифта может быть выполнено:

  • с верхним машинным помещением (над шахтой);
  • с нижним машинным помещением (под шахтой или сбоку от нее)
  • без машинного помещения (машинное помещение расположено в габаритах шахты, обычно наверху).

Двери шахты и кабины лифта

По конструкции дверей шахты и кабины различают лифты:

  • с распашными дверями;
  • вертикально– или горизонтально–раздвижными дверями (обычно для малых грузовых лифтов).

По виду привода дверей существуют лифты:

  • с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);
  • полуавтоматический привод шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика);
  • автоматическим приводом;
  • комбинированным приводом (двери кабины - автоматический привод, двери шахты — ручные).

Лебедка лифта

Лебедка электрического лифта может быть выполнена с редуктором или без него (безредукторная лебедка).

Лифты с гидроцилиндром подразделяются на следующие виды:

Конструкция гидроцилиндра

  • лифты с одноступенчатым гидроцилиндром;
  • лифты с телескопическим гидроцилиндром.

По способу передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине:

  • лифты с гидроцилиндром прямого действия;
  • лифты не прямого действия, с канатным мультипликатором.

Расположение гидроцилиндра

По характеру расположения гидроцилиндра относительно кабины:

  • лифты с центральным расположением;
  • лифты с боковым расположением.

Типы управления

Лифты имеют следующие виды управления:

  • внутреннее, при котором им управляют из купе кабины;
  • наружное - осуществляется с остановочных площадок;
  • смешанное - из купе кабины и с остановочных площадок.

Различают системы управления, обеспечивающие:

  • простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);
  • собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях — в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;
  • одиночное управление (управление одним лифтом);
  • групповое - управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИФТАХ

Лифтом называется транспортное устройство, предназначенное для подъема и спуска людей или грузов с одного уровня на другой. Кабина лифта перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных площадках запираемыми дверями.

По назначению лифты различают: пассажирские для транспортирования людей; грузопассажирские для транспортировки грузов и людей; больничные для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Допускается использовать больничный лифт для подъема и спуска пассажиров в сопровождении проводника;

Грузовые с проводником для транспортировки груза и лиц, сопровождающих его. По согласованию с органами технадзора в этих лифтах можно перевозить людей в сопровождении проводника, однако одновременная перевозка груза и людей не допускается; грузовые без проводника для транспортировки только грузов; грузовые малые - грузовые без проводника грузоподъемностью до 160 кг, у которых площадь пола кабины не превышает 0,9 м2, а высота кабины не более 1 м.

По конструкции грузовые лифты могут быть: выжимными, у которых над шахтой нет машинного (блочного) помещения, а кабина (платформа) приводится в движение силой, действующей снизу;

Тротуарными (лифты выжимные), кабина (платформа) которых выходит из шахты на уровень верхней погрузочной площадки. Подъем и спуск людей в таких лифтах не разрешается; с грузовыми с монорельсом, встроенным в кабине;

Грузовыми (малые магазинные), которые устанавливают в зданиях магазинов для подъема и спуска грузов (товаров) под прилавок.

По конструкции привода различают лифты с барабанными лебедками и лифты с лебедками, оборудованными канатоведущими шкивами.

Лифты с барабанными лебедками имеют жесткие соединения кабины и противовеса с барабаном. При движении кабины вверх происходит наматывание на барабан канатов кабины и сматывание

с него канатов противовеса. Основной недостаток лифтов этого типа - большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты подъема и числа несущих канатов, а также необходимость применения различных барабанов для лифтов одной и той же грузоподъемности, но отличающихся высотой подъема.

Лифты с канатоведущими шкивами не имеют жесткого соединения кабины и противовеса с канатоведущим шкивом. Тяговое усилие в канатах этих лифтов создается трением между канатами и стенками ручьев канатоведущих шкивов. Малые габариты лебедок, простота конструкции, большая безопасность работы выгодно отличают лифты этого типа от лифтов с барабанными лебедками, поэтому, лифты с канатоведущими шкивами в настоящее время почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

Нижнее расположение привода обеспечивает установку привода на фундамент, что снижает шум от привода, распространяемый по зданию. Удобно ремонтировать привод при таком расположении, так как исключается подъем тяжелых узлов на значительную высоту. Однако нижнее расположение привода вызывает повышение нагрузок на шахту, увеличение длины канатов, установку дополнительных отклоняющих блоков и т. д. Поэтому привод располагают внизу только в том случае, когда невозможно машинное помещение разместить над шахтой В связи с тем, что подобные случаи встречаются в исключительных случаях, государственные стандарты не предусматривают нижнего расположения машинного помещения.

Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната и, следовательно, увеличивает его срок службы, длина же каната уменьшается в 2-3 раза по сравнению с нижним расположением привода, повышается к. п. д. лифтовой установки.

По скорости движения кабин пассажирские лифты подразделяются на обычные со скоростью до 1,4 м/с и скоростные - 2 м/с и более. Грузовые лифты охватывают диапазон номинальных скоростей от 0,15 до 0,5 м/с. При этом большая часть лифтов обладает скоростью 0,5 м/с и только некоторые грузовые лифты имеют пониженные скорости (тротуарные - 0,15 м/с, малые магазинные и общего назначения грузоподъемностью 5000 кг - 0,25 м/с).

Максимальное ускорение (замедление) движения кабины при пуске и замедлении при нормальной остановке не должно превышать для всех лифтов, кроме больничного, 2 м/с2, а для больничного - 1 м/с2. Максимальная величина замедления при остановке кнопкой «стоп» не должна превышать для всех лифтов 3 м/с2, за исключением лифтов грузоподъемностью 1000 кг со скоростью 4 м/с2, где допускается замедление 5 м/с2. Максимальная величина замедления при посадке кабины, а также противовеса на ловители или на буфера не должна превышать 25 м/с2, превышение этой величины допускается, если длительность превышения не более 0,04 с.

Точность остановки кабины на уровне этажной площадки должна выдерживаться: для грузовых лифтов, загруженных посредством напольного транспорта, а также для больничных ± 15 мм, для остальных лифтов ±50 мм.

При загрузке кабины или при ее разгрузке эти величины могут меняться за счет вытяжки канатов и амортизационных устройств подвесок.

Достаточно точная остановка может быть получена простым механическим торможением или применением сложных систем электропривода. Первый способ наиболее прост, но он может быть применен только при небольшой скорости лифта к началу торможения. Это объясняется тем, что электромагнитные тормоза лифтов обладают постоянным тормозным моментом вследствие того, что тормозные колодки прижимаются пружинами или грузами к шкиву с постоянным усилием независимо от величины полезной нагрузки в кабине.

Поскольку инерция подвижных частей лифта изменяется в зависимости от полезной нагрузки, а торможение начинается в определенной точке при подходе к этажной площадке, то, например, опускающаяся вниз порожняя кабина остановится быстрее, чем груженая, проходя при этом различные пути торможения. При подъеме груженая кабина останавливается быстрее, чем порожняя, отклоняясь на соответствующую величину от уровня пола этажной площадки.

Так как величина допускаемых ускорений при торможении лифта ограничена, то с ростом номинальных скоростей лифтов увеличиваются пути торможения, а следовательно, уменьшается точность остановки.

Для остановки кабины с точностью К = ± 10 мм при ускорении (замедлении) 1,5 м/с2 необходимо, чтобы к моменту наложения тормоза скорость составляла не более 0,15 м/с; для К = ±50 мм скорость движения кабины должна быть не более 0,5 м/с, а при торможении кабины, идущей со скоростью 0,8 м/с, и при том же ускорении К = ± 120 - 150 мм.

Увеличение скорости лифта часто ограничивается требуемой точностью остановки кабины. Если необходимо получить высокую точность остановки, применяют двухскоростные лебедки, при которых механизм подъема на определенном расстоянии до места остановки переключается на меньшую скорость, а затем на пониженной

скорости отключают электродвигатель и кабину останавливают тормозом.

Две ступени скорости получают, применяя двухскоростной двигатель или механизм (микропривод) с двумя электродвигателями.

В лифтах со скоростью кабины от 2 м/с и выше применяют без-редукторный привод с тихоходным двигателем постоянного тока, число оборотов которого регулируется в широких пределах, обеспечивая требуемую точность остановки кабины самим двигателем.

По условиям эксплуатации лифтов особое место занимают специальные лифты, предназначенные для работы в определенных условиях (взрывоопасная среда, низкие или высокие температуры и т. д.).

  • 1. Безопасная эксплуатация лифтов (Бродский М.Г.) - онлайн
  • 20. Требования к системам управления, предъявляемые правилами устройства ибезопасной эксплуатации лифтов
  • 24. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ РАЗЛИЧНЫХ ЛИФТОВ
  • 26. Электросхема лифта с реле РОД (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71м/с)
  • 27. Электросхема лифта с реле РПК (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71м/с)
  • 28. Электросхема лифта для жилых зданий с датчиками И КВ без реле РФ(грузоподъемность 500 (320) кг, скорость 1 м/с)
  • 29. Электросхема лифта для жилых зданий с датчиками ДПЭ (грузоподъемность 500(320) кг, скорость 1 м/с)
  • 30. Электросхема лифта с неподвижным полом и реле РП (грузоподъемность 320кг, скорость 0,71 м/с)
  • 31. Электросхема лифта с неподвижным полом без реле РП (грузоподъемность 320кг, скорость 0,71 м/с)
  • 32. Электросхема лифта с неподвижным полом (грузоподъемность 320 кг, скорость0,71 м/с)
  • 34. ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ЛИФТА МОДЕЛИ КМЗ-58
  • 36. Блокированная работа двух лифтов с реле РПК (грузоподъемность 320 кг,скорость 0,71 м/с)
  • 37. Лифт с реле РОД и РПК (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71 м/с)
  • 45. СТАТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НАГРУЖАТЕЛЕМ ЛИФТОВЫМ СТАТИЧЕСКИМ (НЛС)
  • 46. СТАТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НАГРУЖАТЕЛЕМ ЛИФТОВЫМ СТАТИЧЕСКИМ (НЛС)
  • 48. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ПОДЪЕМНОМ МЕХАНИЗМЕ ПАССАЖИРСКИХЛИФТОВ С ГЛОБОИДНЫМ РЕДУКТОРОМ
  • 50. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования и сетей лифта
  • 51. Методика выполнения измерений сопротивления изоляции на лифтах

Классификация лифтов. Какие бывают лифты

Существует множество признаков, по которым классифицируют лифты. Единой классификации лифтов не существует. Ниже приведены основные признаки, по которым можно классифицировать лифты.

Тип привода

    Электрический лифт - классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем.

    • Электрическим лифтом считается лифт, лебедка которого приводится в действие электродвигателем.

    Гидравлический лифт - “выталкивается” выжимным штоком за счет давления масла.

    • И электрические, и гидравлические лифты одного класса близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т. д. Заметных внешних различий может и не быть, но имеются эксплуатационные различия. Например, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема.

      Гидравлические лифты, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания. Машинное отделение может быть удалено от шахты на любое расстояние.

    Пневматические лифты - приводятся в движение при помощи воздушного давления, без использования кабелей, блоков и поршней. Пневматические лифты легче в установке и подходят для существующих домов, благодаря их компактной конструкции.

    • Работают за счёт воздуха, который выкачивается внутри цилиндра в секции выше кабины. Последняя начинает подниматься под действием атмосферного давления снизу кабины. Подъём осуществляется за счёт разницы в давлении снизу и сверху кабины.

Вид транспортируемого груза

    Пассажирские

    • По предназначению:

      • для жилых зданий;

        общественных зданий;

        зданий промышленных предприятий.

        для малоэтажных жилых зданий (коттеджей) электрические или гидравлические с этажностью до 5 этажей и со скоростью до 0,63 м/с;
        В пассажирском лифте допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта. Перевозка взрывоопасных и легко-воспламеняемых предметов запрещена.

        больничные лифты - для транспортировки больных, в том числе на транспортных средствах, и с сопровождающим персоналом на больничных транспортных средствах (каталках, инвалидных колясках). Этими лифтами управляет лифтер;

        инвалидные лифты - представляющие собой пассажирские лифты самостоятельного пользования, служащие для подъема и спуска пассажиров с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на инвалидных колясках;

    Грузовые

    • Обычные грузовые лифты (грузоподъемность 250 – 5000 кг);

      Грузовые малые лифты, предназначенные для подъема и спуска небольших грузов. Для исключения транспортировки в них людей кабину рассчитывают на перевозку грузов массой не более 250-300 кг, а ее высота не должна превышать 1250 мм. Площадь пола кабины до 0,9 м.кв.;

      • Используются, как правило, в ресторанах и кафе - для подъёма продуктов питания; в библиотеках; складах и т. д. Подъём людей на них категорически запрещён.

    • Тротуарные лифты - в таких лифтах кабина выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк на уровень тротуара. Тротуарные лифты применяют на складах с большими подземными хранилищами для спуска и подъема автомобилей с грузом, на подземных автостоянках, в магазинах для перемещения грузов с улицы в подвал и т.д.;

      Грузопассажирские лифты - для транспортировки людей и грузов;

      Грузовые лифты с проводником - для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц;

      Грузовые лифты без проводника - для транспортировки только грузов.

Способ обслуживания

    лифты самостоятельного пользования, которыми управляет сам пассажир;

    Лифты, управляемые проводником и всегда сопровождающие груз.

Скорость движения кабины

    лифты тихоходные (до 1,0 м/с);

    лифты быстроходные (от 1,0 до 2,0 м/с);

    лифты скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с);

    лифты высокоскоростные (свыше 4,0 м/с).

Тип привода подъемного механизма

    лифты электрические (с приводом от электродвигателя переменного или постоянного тока);

    лифты гидравлические (с приводом в виде подъемного гидроцилиндра или лебедки с гидродвигателем вращательного типа).

    • Отличительными особенностями лифтов с гидравлическим приводом являются бесшумность работы, плавность хода, точность остановки, возможность прямого воздействия на кабину цилиндра при небольшой высоте подъема, и возможность установки лифта при наличии только одной капитальной (несущей) стены;

      Отсутствие машинного помещения, непосредственно примыкающего к шахте лифта, делает гидравлические лифты популярными для установки в частные коттеджи.

      Гидравлические лифты оснащены системой аварийного опускания и открывания дверей при внезапном отключении электроэнергии, что важно при их использовании в коттеджах.

Дизайн

    Видовые лифты;

    • в панорамной шахте;

      в остекленной шахте.

    Невидовые лифты - в глухой шахте (блочная, железобетонная, кирпичная и пр.).

Машинное помещение лифта

    Машинное отделение с верхним машинным помещением (над шахтой);

    Машинное отделение с нижним машинным помещением (под шахтой или сбоку от нее);

    без машинного помещения (машинное помещение расположено в габаритах шахты, обычно наверху).

Конструкция привода

    лифты с лебедкой барабанного типа ;

    • Канаты, на которых подвешена кабина лифта, жестко закреплены на барабане и при подъеме кабины лифта ее канаты наматываются на барабан. Основной недостатком барабанных лебедок - значительные размеры барабанов по длине, возрастающие с увеличением высоты обслуживаемого здания. Поэтому данный привод используется в зданиях с малой высотой подъема кабины лифта.

    лебедки с канатоведущим шкивом ;

    • Характеризуются отсутствием жесткого крепления канатов на ведущем органе лебедки (канатоведущем шкиве). Тяговое усилие в канатах необходимое для поднятия кабины лифта создается за счет трения канатов об рабочую поверхность канатоведущего шкива. Такая лебедка позволяет подвешивать кабину и противовес на нескольких канатах, существенно не усложняя ее конструкцию. Это важно для лифтов повышенной грузоподъемности в многоэтажных зданиях. Высота подъема незначительно влияет на конструкцию лебедки. Поэтому в лифтостроении предпочтение отдается лебедкам с канатоведущим шкивом.

Двери шахты и кабины лифта

    с распашными дверями;

    • Пример: лифты КМЗ-58, установленные в нашем доме.

    Вертикально - или горизонтально-раздвижными дверями (обычно для малых грузовых лифтов).

Вид привода дверей

    лифты с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир);

    лифты с полуавтоматическим приводом шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика);

    лифты автоматическим приводом;

    лифты с комбинированным приводом (двери кабины - автоматический привод, двери шахты - ручные).

Лебедка лифта

    Лебедка электрического лифта с редуктором;

    Лебедка электрического лифта без редуктора (безредукторная лебедка).

Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями.

Верхнее расположение привода позволяет упростить механическую часть лифта, уменьшить нагрузку на шахту, снизить число перегибов канатов, а следовательно увеличить его срок службы.
Нижнее расположение привода, позволяет установить его на самостоятельный фундамент, что снижает шум от привода. Ремонт привода более удобен, так как исключает подъем тяжелых деталей и механизмов на значительную высоту. Но при таком расположении привода увеличивается длинна тяговых канатов, увеличивается нагрузка на шахту лифта, усложняется строительная часть лифта, вызванная установкой дополнительных отклоняющих блоков.

Типы управления

    внутреннее управление, при котором лифтом управляют из купе кабины;

    наружное управление с остановочных площадок;

    смешанное управление из купе кабины лифта и с остановочных площадок.

Системы управления лифтом

    Простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ);

    Собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях - в обоих направлениях. По приказам попутные остановки предусмотрены во всех лифтах в обоих направлениях;

    Одиночное управление (управление одним лифтом);

    Групповое - управление группой лифтов, расположенных в одной шахте, обслуживающих одни и те же этажи и имеющих одинаковую скорость. Разновидностью группового управления является парное управление лифтами, применяемое в жилых зданиях повышенной этажности.

Лифты с гидроцилиндром

    лифты с одноступенчатым гидроцилиндром;

    лифты с телескопическим гидроцилиндром.

Способ передачи движения от плунжера гидроцилиндра кабине

    лифты с гидроцилиндром прямого действия;

    лифты не прямого действия, с канатным мультипликатором.

Расположение гидроцилиндра относительно кабины

    лифты с центральным расположением гидроцилиндра;

    лифты с боковым расположением гидроцилиндра.

Для справки

Лифт представляет собой разновидность подъемников.

Определение лифта:

    лифт - это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и /или/ грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 град.;

    Согласно "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (ПУБЭЛ) лифт - это транспортное устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой, кабина (платформа) которого перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями.

В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, по назначению лифты подразделяют на:

    Пассажирские лифты обычные грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг, скоростью 0,71; 1,0 и 1,4 м/с;

    Пассажирские скоростные лифты грузоподъемностью 1000 и 1600 кг, скоростью 2 и 4 м/с;

    Грузовые лифты общего назначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000, 3200 и 5000 кг, скоростью 0,5 и 0,25 м/с, (последняя скорость распространяется на грузоподъемность 5000 кг);

    Грузовые лифты с монорельсом грузоподъемностью 1000, 2000 и 3200 кг, скоростью 0,5 м/с;

    Грузовые выжимные лифты (кабина или платформа приводится в движение силой, действующей снизу) грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг, скоростью 0,5 м/с;

    Грузовые тротуарные лифты (выжимные, кабина или платформа которых выходит на верхнем останова из шахты лифта) со скоростью 0,18 м/с и грузоподъемностью 500 кг; грузовые малые общего назначения грузоподъемностью 100 и 160 кг, со скоростью 0,5 м/с;

    Грузовые малые магазинные лифты грузоподъемностью 100 кг и скоростью 025 м/с;

    Грузовые больничные лифты грузоподъемностью 500 кг и скоростью 0,5 м/с.


Существует большое число лифтов специального назначения: пожарные лифты, вокзальные лифты, автомобильные лифты, театральные лифты, лифты мясокомбинатов, судовые лифты, лифты специальных высотных сооружений и т.д. Эти лифты проектируют и изготавливают по специальным техническим заданиям.


Все лифты, без каких-либо исключений, должны быть оборудованы ловителями, которые по принципу действия могут быть мгновенного и плавного (скользящего) действия.

Лифт с монорельсом - лифт, в кабине которого закреплен подвесной путь (монорельс).

Лифт - разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.


История хранит первые упоминания о подъемных машинах еще со времен Архимеда, который изобретал устройства, позволяющие перемещать тяжелые грузы. Но свою практическую состоятельность и необходимость лифт приобрел в 1854 году на выставке в Нью-Йорке, когда американский инженер Э.Г. Отис продемонстрировал собственное изобретение устройства безопасности – ловители, позволяющие останавливать и удерживать подвижные элементы лифта при возникновении внештатных ситуаций. И, начиная с 1857 года, в Нью-Йорке появились первые пассажирские лифты-подъемники. В 1878 году был изобретен ограничитель скорости, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости. Благодаря изобретению Отиса появилась возможность строить небоскребы, что в те годы, когда численность населения нашей планеты неуклонно и быстро росла, было весьма актуально. Актуально это и сейчас.


По виду транспортируемых грузов лифты и шахты лифтов подразделяются:

  • Пассажирские. Допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта.
  • Грузовые. Для перевозки грузов с сопровождающим персоналом и только грузов, перевозка людей запрещена регламентом.
  • Грузопассажирские. Для транспортировки людей и грузов. Имеет увеличенную площадь пола и размер дверей.
  • Грузовые платформы. Для транспортировки грузов, материалов и оборудования.
  • Промышленные. Для установки в зданиях с запылённой, содержащей агрессивные газы, взрыво- и пожароопасной окружающей средой и для опасных производств.

По конструкции привода шахты лифтов подразделяются на следующие:

  • с электрическим приводом;
  • с гидравлическим приводом;
  • с пневматическим приводом.

В состав лифтовой системы входит непосредственно сама кабина лифта, а также противовес, гидроцилиндр и шахта лифта.


Кабина - часть лифта, несущая полезную нагрузку, служащая для размещения и подъема людей и/или груза. Состоит из платформы, рамы, ограждения и дверей.


Противовес - устройство для уравновешивания массы кабины и части полезного груза, а также обеспечивает тяговую способность.


Гидроцилиндр - сборочный узел гидравлического лифта, состоящий из цилиндра и плунжера и приводимый в действие гидравлической жидкостью.


В целях безопасности пользования лифтом, кабину лифта, противовес и гидроцилиндр помещают в шахту.


Шахты лифтов - полностью или частично огороженные места, простирающиеся от пола приямка (часть шахты лифта, расположенная ниже уровня крайней нижней этажной площадки) до перекрытия (часть шахты лифта, расположенная выше уровня крайней верхней этажной площадки, в которой размещаются электрические устройства, включающие механизмы безопасности и освещения, и контроллер). В ней перемещается кабина и, если есть, противовес. Она оборудована направляющими кабины и противовесами, дверями посадочных площадок, буферами или упорами в приямке. Буфера - устройства плавного замедления кабины за пределами нижнего расчётного положения кабины или противовеса. Устанавливаются в приямок на дне шахты.


По конструкции шахты лифтов подразделяют на глухие и приставные. В глухих шахтах ограждение выполняют со всех сторон; возводятся они, как правило, внутри здания. Шахты приставных лифтов возводятся снаружи здания и имеют сплошное ограждение, возможно и остекление, на всю высоту. Они относятся к металлокаркасным шахтам. Несущие конструкции каркаса крепятся к стене здания с помощью установленных в ней кронштейнов. Такие шахты применяются при реконструкции старых зданий малой этажности; также их возводят и во вновь строящихся зданиях.


Кроме того, шахты лифтов подразделяют на несущие, конструкции которых воспринимают все возникающие при работе лифтового оборудования нагрузки, и ненесущие, которые выполняют функции ограждения, а нагрузки полностью или частично передаются на элементы зданий.


В качестве строительных материалов для производства стен лифтовых шахт применяют полнотелый кирпич, бетон и железобетон.


В настоящее время в практике монтажа лифтовых установок используются три основных метода: поэлементный, укрупненными блоками и тюбинговый.


Поэлементный монтаж - это монтаж из отдельных деталей и сборочных единиц, собираемых в лифтовую установку непосредственно на месте монтажа. Поэлементный монтаж чаще всего применяется при перекрытой лифтовой шахте и машинном помещении, при замене или реконструкции старых лифтов, а также монтаже лифтов в малоэтажные здания.


Сборка укрупненными блоками - метод, при котором на заводе-изготовителе детали и сборочные единицы лифта предварительно собираются в укрупненные блоки, из которых монтируется лифтовая установка. Монтаж укрупненными блоками осуществляется строительным краном при неперекрытом проеме шахты лифта и неперекрытом машинном помещении.


Тюбинговый метод - это метод сборки отдельных частей лифтовой шахты из предварительно изготовленных объемных железобетонных элементов - тюбингов, в которых устанавливают часть оборудования лифта (как правило, это отрезок высотой в один проектируемый этаж). В тюбинге могут быть установлены: двери шахты лифтов, кронштейны крепления направляющих кабины и противовеса, некоторые элементы электрического оборудования шахты и др. Кроме шахтных тюбингов, могут быть изготовлены и заполнены лифтовым оборудованием тюбинги приямка и машинного помещения. Монтаж лифта тюбинговым методом осуществляется непосредствен¬но во время строительства здания с использованием строительного крана.

Шахты лифтов подразделяются на следующие типы конструкций:

  • ШЛ – шахта лифта;
  • П – пассажирский лифт;
  • ГП - грузопассажирский лифт;
  • 40 – грузоподъемность лифта 400 кг;
  • 63 – грузоподъемность лифта 630 кг;
  • С – противовес сзади;
  • П – противовес справа;
  • ШЛН - объемные блоки шахт лифтов (далее - блоки) нижние;
  • ШЛС - блоки средние (основные);
  • ШЛВ - блоки верхние;
  • ПЛ - плиты перекрытия над шахтами лифтов;
  • ПП - плиты пола приямка шахт лифтов;
  • ТЛ - тумбы под буферы кабин лифтов.