Кто избран в государственную думу. Как выбирают в Государственную Думу


Седьмой состав современной Государственной Думы России был избран в сентябре 2016 года и официально начал работать с октября того же года. Срок полномочий Думы - пять лет, при условии, что она не будет распущена президентом страны (что можно делать только в отдельных случаях и чего никогда в истории современной России не происходило). Таким образом, седьмой состав как таковой будет работать вплоть до осени 2021 года. Тем не менее, в этом году пройдут довыборы в Думу в нескольких регионах России, которые пока по разным причинам не имеют своего депутата в нижней палате российского парламента. Выборы в Госдуму в сентябре 2018 года в России - дата голосования, в каких регионах состоятся довыборы депутатов.

Дата выборов в Госдуму в 2018 году

Довыборы депутатов пройдут 9 сентября 2018 года - в единый день голосования, который традиционно приходится на начало сентября.
В тот же самый день в стране пройдут все прочие выборы, которые запланированы на этот год, за исключением президентских, которые проходят в марте.

Это выборы губернаторов нескольких регионов (включая Москву), выборы депутатов нескольких региональных парламентов и выборы депутатов городских парламентов в ряде городов страны.

Довыборы депутатов Государственной Думы состоятся в шести регионах России:


  • Амурская область,

  • Калининградская область,

  • Нижегородская область,

  • Самарская область,

  • Саратовская область,

  • Тверская область.

Жителям этих регионов стоит иметь в виду - выборы в Госдуму 2018 года затрагивают не всех, кто проживает в указанных регионах. В Саратовской области довыборы состоятся в двух одномандатных округах региона, во всех остальных - в одном из одномандатных округов.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Амурской области

Депутатом Думы от 71-го Амурского одномандатного избирательного округа был Иван Абрамов от партии ЛДПР. 13 июня этого года Дума освободила его от мандата - Абрамов является одним из претендентов на пост сенатора от Приамурья.
Если бывший депутат станет сенатором Совета Федерации, формально это означает повышение - из низшей палаты парламента Абрамов попадет в высшую.

Для того, чтобы занять вакантное место депутата, в сентября в 71 округе пройдут довыборы депутата.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Калининградской области

В 98-м Центральном одномандатном избирательном округе Калининградской области депутата Думы формально нет с 10 мая этого года. Фактически же Алексей Силанов перестал выполнять функции депутата еще раньше - в апреле.

Силанов стал главой Калининграда после того, как в досрочную отставку ушел прежний глава города Александр Ярошук.

Поскольку прямых выборов мэра в Калининграде нет, нового главу избрали местные депутаты. Для того, чтобы место депутата от 98 округа не пустовало, и у жителей региона был свой представитель в федеральном парламенте, 9 сенятбря 2018 года здесь пройдут довыборы в Думу.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Нижегородской области

Депутата от 129-го Нижегородского одномандатного избирательного округа в Думе нет с 19 января этого года. В Нижнем Новгороде произошла история, аналогичная той, что случилась чуть позже в Калининграде. Двумя днями ранее, 17 января, прежний депутат от 129 округа Владимир Панов стал мэром Нижнего Новгорода.
Панова также избирала местная Нижегородская дума, так как прямых выборов главы города в Нижнем Новгороде не предусмотрено.

По слухам, Панов попросил освободить его от мандата депутата Думы еще до того, как его формально назначили главой Нижнего.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Самарской области

В тот же день, когда Дума освободила от мандата депутата от Амурской области, была освобождена от своего мандата и депутат от 158-го Самарского одномандатного избирательного округа Надежда Колесникова.

13 июня этого года Колесникова перестала быть депутатом Думы. По слухам, ей было предложено место в российском министерстве просвещения.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Саратовской области

В Саратовской области не хватает сразу двоих депутатов Госдумы.

Во-первых, еще год назад, 17 июня 2017 года, умер депутат от 163-го Саратовского одномандатного избирательного округа Олег Грищенко. Поскольку на тот момент было поздно объявлять довыборы в сентябре, округ остался без депутата до сентября 2018 года.

Во-вторых, в октябре 2017 года стал временно исполняющим обязанности, а затем был избран мэром Саратова депутат от 165-го Балашовского одномандатного избирательного округа Михаил Исаев.

Выборы депутата Госдумы в сентября 2018 года в Тверской области

В октябре 2017 года, в тот же день, когда освободился от депутатского мандата Михаил Исаев, перестал быть депутатом и Владимир Васильев, отправленный президентом России руководить Республикой Дагестан в должности исполняющего обязанности главы региона.

Васильев был депутатом от 180-го Заволжского одномандатного избирательного округа Тверской области.

Следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации пройдут 18 сентября 2016 года. Ранее выборы были назначены на декабрь того же года, но в середине 2015 года решили осуществить их по различным соображениям.

Пропорциональная система, по которой проходили выборы прошлых созывов, канула в лету. На ее смену приходит мажоритарно-пропорциональная система. В результате чего, половина народных избранников войдет в Думу по спискам своих партий, а вторая половина будет сражаться за право получения почетного звания «депутат» на своих одномандатных округах.

У нынешних избранников народа, которые хотят продолжить свою законодательную деятельность в зале Государственной Думы, уже начался подготовительный этап к старту предвыборной кампании. Полным ходом идут консультационные переговоры с Кремлем, а после всенародного празднования 70-летия Великой Победы многие из нынешних депутатов начнут выбирать себе одномандатный округ для его «окучивания». Опытные парламентарии знают, что «чем раньше посеешь, тем больше пожнешь».

Молодые политические силы пока не замечены в особой предвыборной активности. Возможно, они считают, что еще рано, а может, не хотят заранее нервировать своих более именитых конкурентов.

По данным на середину сентября 2014 года, 14 партий, претендующих на участие в предвыборной гонке 2016 года, освобождены от необходимости сбора подписей . Кроме нынешних представителей Госдумы, в этот список вошли:

Список партий, избирающихся в Госдуму в 2016 году

  • «Правое дело»;
  • «Гражданская платформа»;
  • Российская партия пенсионеров «За справедливость»;
  • РПР-ПАРНАС;
  • «Гражданская сила»;
  • «Яблоко»;
  • «Патриоты России»;
  • «Коммунисты России»;
  • «Родина»;
  • «Партия зеленых».

По мнению политических аналитиков, из нынешнего состава депутатского корпуса от партии «Единая Россия» не более пятидесяти человек имеют шанс быть избранными по одномандатным округам. Поэтому, руководство партии и кураторы в Кремле уже сейчас дали поручение своим представителям в регионах, а также активистам «Народного фронта» , после проведения местных выборов в сентябре, активизировать поиск достойных кандидатов в седьмой созыв Государственной Думы России.

Такое задание спущено на места неспроста, все дело в том, что у большей части «единороссов» нынешнего состава депутатского корпуса нет практических навыков работы с избирателями в регионах.
Планируется, что специально созданный аналитический отдел «Единой России» будет наблюдать за активными претендентами на местах и в итоге выберет из них лучших. После этой процедуры начнется активная фаза «промоушена» выбранных активистов. В начале 2015 года они начнут «светится» на различных значимых мероприятиях и событиях на доверенных им территориях и выступать от имени своей родной партии. Но, это не значит, что они станут «неприкасаемыми». У каждого из таких активистов может быть дублер, и, в случае «прокола» основного претендента или его низкого рейтинга у местных избирателей, на «сцене» появится «обновленный вариант» кандидата от «партии власти».

По словам члена высшего совета партии «Единая Россия», политолога Дмитрия Орлова , около семидесяти процентов претендентов по мажоритарным округам будут новыми лицами в политике, а в составе «списочников» новые имена будут занимать половину фракции

После принятия нового Закона о выборах в обществе большое значение будут играть личностные качества будущих политиков. Поскольку половина депутатского корпуса будет состоять из одномандатников, в претенденты попадут те, кто обладает харизмой, имеет хорошие ораторские способности и умеет отвечать на вопросы избирателей. Кроме того, в число кандидатов попадут «люди дела» — успешные промышленники и предприниматели, которые доказали свое умения добиваться успеха не на словах.

И немного интересных фактов из истории выборов в России:

— Только три политические силы принимали участие во всех шести предвыборных кампаниях в Госдуму – ЛДПР, КПРФ и «Яблоко»;

— Партиями, которым удалось получить депутатские мандаты во всех шести созывах, стали только ЛДПР и КПРФ;

— Трем представителям политических сил России удалось набрать наибольшее число голосов во время выборов в Государственную Думу РФ: в 1993 году – ЛДПР; в 1995 и 1999 годах – КПРФ; в 2003, 2007 и 2011 годах – «Единой России».

18 марта в России состоялись очередные, седьмые в истории нашей страны, всенародные выборы главы государства. Следующими крупными выборами федерального значения (если, конечно, за это время не случится чего-то экстраординарного с новоизбранным президентом и не понадобятся его досрочные перевыборы) должны будут стать выборы в нижнюю палату российского парламента — Государственную Думу. Многие уже сейчас интересуются, когда пройдут эти выборы, поэтому мы даём краткую справку о них. Выборы в Госдуму РФ — в каком году состоятся следующие выборы в российский парламент, можно ли сейчас рассуждать о перспективах его состава.

Как часть проходят выборы в Госдуму и когда проходили последние по времени выборы

Государственная Дума в современной России (оставим в покое опыт столетней давности) появилась 25 лет назад, в 1993 году, с принятием действующей и поныне Конституции. Первые выборы в неё прошли 12 декабря 1993 года. Изначально срок полномочий Думы составлял четыре года, но в Конституции содержалась специальная поправка относительно первого состава Думы — его срок полномочий составлял два года и истекал в конце 1995 года.

Двухлетний срок полномочий первого состава современной Думы появился не случайно. Тому было несколько причин, одна из них — авторы Конституции считали желательным, чтобы Дума избиралась незадолго до очередных президентских выборов. Таким образом, во-первых, можно было за полгода до выборов главы государства объективно понять настроение народа, а это — плюс для всех участников выборов президента. Во-вторых, избранный президент понимал, с каким составом парламента ему предстоит работать на протяжении всего его срока.

Так в декабре 1995 года был избран второй состав Думы, а летом 1996 года прошли выборы президента.

Срок полномочий и Государственной Думы, и президента России, согласно первоначальному тексту Конституции, составлял четыре года. Выборы всегда проходили почти синхронно.

В 2008 году в Конституцию были внесены первые в её истории серьёзные поправки, и срок полномочий Госдумы и президента России был увеличен. Причём для Госдумы срок увеличили на год — , а для главы государства на два года — до шести лет.

Объясняя такой шаг, российские власти говорили о стремлении уйти от того положения, которое изначально предусматривала Конституция. Если в начале 1990-х годов было удобно, чтобы выборы в парламент и выборы главы государства проходили синхронно, спустя 15 лет было решено, что это ведёт к чрезмерной политизации общества и будет лучше, если эти выборы будут по возможности разнесены во времени друг относительно друга.

Последние на данный момент выборы в Госдуму в России прошли в сентябре 2016 года. В настоящий момент работает седьмой созыв современной Госдумы, и это второй созыв, срок полномочий которого составляет пять лет.

Когда будут следующие выборы в Госдуму в России

Таким образом, следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации должны будут пройти в сентябре 2021 года , когда истечёт срок полномочий действующей Думы.

Разумеется, выборы в 2021 году пройдут в том случае, если седьмой состав Думы доработает до конца. Чисто теоретически, согласно Конституции, Дума может досрочно прекратить свои полномочия, если её распустит президент. Конституция даёт главе государства такое право в следующих случаях:

  • если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра), которую внесёт на утверждение президент;
  • если Госдума дважды в течение трёх месяцев выразит недоверие Правительству России.

Понятно, что такие ситуации в условиях современной России — чистая фантастика. Даже в 1990-е годы, когда Госдума была реально независимой и оппозиционной, ни разу не доходило до её роспуска президентом, все конфликты так или иначе решались без крайних мер. Сейчас же, когда Дума абсолютно послушна Администрации Президента, сомневаться в том, что её очередной состав доработает до конца срока своих полномочий, тем более не приходится. Можно с полной уверенностью говорить, что следующие выборы в Госдуму пройдут в 2021 году, в сентябре.

Каким может быть следующий состав Госдумы

Рассуждать о персональном составе будущей Думы, которая будет избрана осенью 2021 года, на данный момент довольно бессмысленно. До этих выборов остаётся 3,5 года, и за это время политическая ситуация в России может измениться очень заметно.

Даже если представить себе максимально консервативную картину и предположить, что в Думу пройдут те же самые партии, что присутствуют в ней сегодня, не стоит забывать о том, в каком возрасте будут находиться в 2021 году лидеры некоторых партий.

Так, главе КПРФ Геннадию Зюганову в 2021 году будет уже 77 лет (а к концу срока полномочий этой Думы — 82). Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому в 2021 году будет 75 лет, а к концу срока полномочий восьмого созыва Думы — 80 лет. Даже сравнительно молодому на их фоне Сергею Миронову, возглавляющему фракцию “Справедливая Россия”, в 2021 году будет уже 68 лет, а к 2026-му — 73 года.

Очевидно, что как минимум на уровне лидеров традиционно избираемых в парламент партий нас должны будут ждать серьёзные изменения.

Не факт также, что Администрации Президента и в 2021 году удастся сформировать максимально лояльную и послушную Думу. За 3,5 года измениться может очень многое, и какие политические силы будут иметь достаточный вес в обществе для попадания в парламент в 2021 году, сейчас можно только гадать.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

ТАСС-ДОСЬЕ. Ровно через полгода, 18 сентября 2016 году, состоятся выборы в Государственную думу РФ седьмого созыва. Они пройдут в единый день голосования в соответствии с новыми законодательными нормами. Порядок проведения установлен федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 22 февраля 2014 г., "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 г., а также другими законодательными актами.

Нижняя палата парламента избирается сроком на пять лет в составе 450 депутатов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об основных правилах избрания депутатов Госдумы РФ и некоторых нововведениях кампании 2016 г.

Перенос даты выборов

В 2016 г. выборы в Госдуму РФ впервые пройдут не в начале декабря, а в третье воскресенье сентября, и будут совмещены с единым днем голосования - 18 сентября.

С инициативой о переносе даты выборов весной 2015 г. выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры трех думских фракций - Владимир Васильев ("Единая Россия"), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов ("Справедливая Россия").

Соответствующие поправки в федеральные законы о выборах депутатов и об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ были приняты в июле и ноябре 2015 г. Правомерность этих изменений, сокративших срок полномочий Думы шестого созыва, была вынесена на рассмотрения Конституционного суда РФ. 29 июня 2015 г. суд признал их не противоречащими Основному закону.

Возврат к смешанной избирательной системе

Основное нововведение на выборах в Госдуму - возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Соответствующие изменения в закон о выборах депутатов были приняты 22 февраля 2014 г. Половина депутатского корпуса - 225 человек - будет избрана по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ), образуемым на территории субъектов РФ.

Другая половина - по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Такой принцип формирования законодательной власти уже применялся на выборах в 1993-2003 гг. С 2007 г. граждане голосовали только за партийные списки.

Схема нарезки одномандатных округов

В связи с изменением избирательной системы 3 ноября 2015 г. главой государства был подписан закон о схеме формирования одномандатных округов. Вся территория России разделена на 225 избирательных округов с учетом границ субъектов Федерации (не менее одного округа в каждом из субъектов).

При разделе использовалась так называемая "лепестковая" модель, когда в состав одного округа входит как городская, так и прилегающая сельская территория. Таким образом, крупные города оказались разделены на несколько избирательных округов (по "лепесткам") и объединены с соседними муниципальными образованиями. Такая нарезка будет действовать в течение 10 последующих лет.

По одному округу образованы в 32 субъектах РФ, по два - в 26, по три - в шести субъектах, по четыре - в десяти, по пять - в трех. Еще каждые два субъекта разделены на шесть, семь и восемь округов. Самое большое число округов оказалось в Московской области (11) и Москве (15).

Рост числа партий и новые правила регистрации

Кандидаты по одномандатным округам выдвигаются политическими партиями или путем самовыдвижения; по федеральному избирательному округу - в составе списков политических партий. Сохранен запрет на избирательные блоки.

После принятия 3 апреля 2012 г. поправок в закон "О политических партиях", упростивших их создание и регистрацию, число партий в России возросло в 11 раз: с семи в 2011 г. до 77 в настоящее время. Из них 75 могут участвовать в выборах (чьи региональные отделения зарегистрированы не менее чем в половине субъектов РФ).

От сбора подписей избирателей в поддержку своих списков освобождены партии, представленные в Госдуме и региональных парламентах, а также впервые - те, кто получил на последних думских выборах 3% и более голосов. Таким образом, льготы получат 14 партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России", "Правое дело", ПАРНАС, "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", "Гражданская сила" и Российская экологическая партия "Зеленые". Всем остальным необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку (на выборах 2011 г. - не менее 150 тыс.), из них в каждом субъекте РФ - не более 7 тыс.

Партия, зарегистрировавшая свой федеральный список, может выдвигать претендентов в одномандатных округах без сбора подписей. Другие, а также самовыдвиженцы, должны заручиться поддержкой не менее 3% избирателей соответствующего округа, а если число избирателей там не превышает 100 тыс., - не менее 3 тыс. подписей.

По сравнению с предыдущими выборами численный состав федеральных партийных списков сокращен и должен включать в себя от 200 до 400 кандидатов (ранее - до 600). При этом не более половины в нем могут составлять беспартийные. Список делится на общефедеральную часть в количестве до 10 человек (эта часть может отсутствовать) и на региональные группы, минимальное число которых - 35 (ранее - 70). Один и тот же кандидат может быть выдвинут партией и в составе списка, и по одномандатному избирательному округу.

Понижение проходного барьера

В 2016 г. проходной барьер для партий снижен с 7% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Кандидатам в одномандатных округах достаточно набрать простое большинство голосов. Исключена предусмотренная на выборах 2011 г. норма о том, что партии, набравшие от 5% до 7% голосов, также могут получить одно или два места в парламенте.

Новые ограничения для кандидатов

На выборах в Госдуму 2016 г. впервые будет применяться так называемый "криминальный фильтр" для кандидатов в депутаты. Претендент должен будет указать сведения не только о наличии неснятой или непогашенной судимости, но о всех, имевшихся у него ранее.

Запрещено баллотироваться бывшим осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления: первым - в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания, вторым - в течение 15 лет.

Кроме того, кандидаты теперь обязаны сообщать в ЦИК сведения о своих счетах, вкладах и пр. за границей, и в случае регистрации - закрыть их или перевести в банки, расположенные на территории РФ.

Сокращение наблюдателей от партий

По сравнению с кампанией 2011 г. количество наблюдателей на выборах будет сокращено. Согласно принятым 15 февраля 2015 г. поправкам в избирательное законодательство, на участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от партии или кандидата. При этом они наделяются правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалить наблюдателей с участка возможно только по решению суда.

Ранее вести съемку разрешалось лишь представителям СМИ, а правом удаления обладала участковая комиссия. По сведениям ЦИК, за ходом голосования в 2011 г. следили 269 тыс. наблюдателей от российских партий. Из них 93 тыс. - от "Единой России", 70 тыс. - от КПРФ, 50 тыс. - от "Справедливой России", 33,5 тыс. - от ЛДПР, 7 тыс. - от "Яблока", по 6 тыс. - от "Правого дела" и "Патриотов России".

Изменения сроков подачи жалоб

Оспорить итоги голосования в суде можно будет в течение 10 дней после принятия избиркомом решения об итогах, а опротестовать результаты выборов - в срок до трех месяцев. Ранее для подачи таких заявлений в суд отводился год.

При этом граждане могут обжаловать решения избирательной комиссии только на том участке, где голосовали.