Конспект урока правление николая 1. Конспект и презентация к уроку "Внутренняя политика Николая I методическая разработка по истории (8 класс) на тему. на главную страницу

Статья описывает кратко основные моменты внутренней и внешней политики Николая I. Правление этого императора оценивается как крайне консервативное, завершающее начатый Петром I процесс превращения России в бюрократическое государство.

  1. Введение
  2. Внешняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

  • Восстание декабристов (1825 г.) оказало большое влияние на настроение российского общества. Выступление дворянства, считавшегося главной опорой власти, показало значительное влияние сторонников изменения режима. Николай I был очень умным политиком, им были изучены все материалы, относящиеся к декабристам и составлена их оценка при выработке внутриполитического курса.
  • Николай I стремился к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного строя. Самодержавная власть оформилась в своем классическом виде. III отделение канцелярии его величества, занимавшееся политическими делами, на долгое время стало символом полицейского государства, осуществляющим надзор над всеми областями жизни России.
  • В России по-прежнему остро стоял крестьянский вопрос. Николай I это признавал, но утверждал, что отмена крепостничества - долгий процесс, и что крайние меры в разрешении вопроса нежелательны и преждевременны.
  • На протяжении царствования Николая I был создан ряд комитетов по разрешению крестьянского вопроса, во главе деятельности которых был поставлен граф Кисилев. Результатом его деятельности стали законы 1837-1842 гг. Реформы начинались среди государственных крестьян, которые должны были постепенно перейти на денежный оброк при равномерном наделении землей. Для улучшения крестьянского положения открывались школы, больницы. В отношении частновладельческих крестьян была принята модификация закона о "вольных хлебопашцах". Крестьяне могли по добровольному желанию помещика получить свободу и земельный надел, но выполнять за это определенные повинности. Таким образом, сохранялась экономическая зависимость.
  • Основные действия Николая I, позволившие определить его царствование как крайне реакционное, были осуществлены в области образования и цензуры. Был наложен запрет на поступление крестьян в средние и высшие учебные заведения. Фактически образование стало дворянской привилегией. Значительно ужесточились цензурные правила. Университеты поставлены под полный государственный контроль. Официальным девизом правления Николая I стало "православие, самодержавие, народность" - основа воспитания и развития российского общества.
  • Принимались меры по усилению позиции дворянства. Николай I делал ставку на государственных служащих. Условием получения потомственного дворянства стало достижение пятого класса по "Табели о рангах" (вместо восьмого).
  • В целом, все действия Николая I были призваны завершить формирование бюрократического государства с абсолютной властью монарха.

Внешняя политика Николая I

  • В области внешней политики стояло два вопроса: европейский и восточный. В Европе задачей Николая I была борьба с революционным движением. В правление Николая I России получила неофициальный статут жандарма Европы.
  • Восточный вопрос касался раздела влияния ведущих государств на европейские владения Османской империи. В результате войны с Турцией в 1828-1829 гг. Россия получила ряд территорий на черноморском побережье, политика Турции включалась в орбиту российского дипломатии.
  • В 1817 г. разворачиваются боевые действия России в Кавказском регионе. Это стало началом русско-чеченского конфликта.
  • Восточный вопрос обострился к середине века, что привело к Крымской войне (1853-1856 гг.). Российская армия вела успешные действия против Турции на Кавказе, флот - в Черном море. Это привело к вступлению в войну Англии и Франции. Была угроза включения в войну Австрии, Пруссии и Швеции. По сути России оказалась один на один со всей Европой.
  • Решающей ареной военных действий становится Крым. Совместный англо-французский флот блокирует русскую эскадру в Севастополе, а успешные действия высадившегося десанта приводят к его окружению. Начинается оборона Севастополя, растянувшаяся почти на год. После ряда кровопролитных попыток взять крепость штурмом и ответных безуспешных действий русской армии по снятию блокады союзникам удается овладеть южной частью города. Боевые действия фактически прекращаются. В Закавказье возникает такая же ситуация. К тому же в 1855 г. внезапно умирает Николай I.
  • В 1856 г. был подписан мирный договор, наносивший серьезный удар по позициям России. Ей запрещалось иметь черноморский флот, должны были быть уничтожены базы и крепости на черноморском побережье. Россия отказывалась от покровительства православного населения Османской империи.
  • Таким образом, внутренняя и внешняя политика Николая I проходила в консервативном духе. Россия стала абсолютистским государством. Монархическая власть объявлялась идеалом и должна была господствовать во всей Европе. Восточный вопрос не был связан с самодержавными тенденциями и являлся закономерным этапом в защите российских интересов на мировой арене.

Николай родился в 1796 г. Он был младше братьев Александра и Константина, поэтому получил иное воспитание. Николай не отличался обширными познаниями, особенно в гуманитарной сфере. Его не привлекали к решению государственных дел, готовили к военной карьере. Отличительными чертами характера будущего монарха были мстительность, упрямство. Вместе с тем он был благопристойным и заботливым семьянином.

Дж. Доу. Портрет императора Николая I. 1820-е гг.

Вступление Николая на престол ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. В письме брату 14 декабря 1825 г. Николай писал: «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я $-$ император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!». В начале правления царь пытался вникнуть в существующий порядок.

Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд.

Поставив себе задачу поддержания существующего порядка, Николай сосредоточил усилия на централизации управления. В отличие от своего либерального брата, он не ставил целью заимствование Россией европейских политических институтов и принципов. Николай был убежден, что страна должна развиваться, опираясь на традиционные ценности и институты. С его правления в XIX в. начался новый поворот России к почвенничеству.

Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекции):

Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надежное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора $-$ эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…

преобразования Николая I

Кодификация законодательства

Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти. Для этого были расширены функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В апреле 1826 г. появилось II отделение личной канцелярии Николая I, перед которым была поставлена задача привести в порядок действующее с 1649 г. законодательство. Император осознавал важность совершенствования законодательства и упорядочения на этой основе системы государственного управления. Осуществление кодификации десятков тысяч разнообразных указов, появившихся со времен Соборного уложения, император поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому , члену Государственного совета. Взгляды Сперанского после ссылки и суда над декабристами претерпели изменения, он признал преждевременность своих ранних либеральных проектов. В течение трех лет все законы, изданные за 180 лет, были собраны, расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах под названием «Полное собрание законов Российской империи» . Затем Сперанский приступил к созданию второго сборника $-$ «Свода законов Российской империи» , в котором отобрал все действующее законодательство и изложил его в систематическом порядке. 15-томный «Свод законов» был опубликован в 1833 г. Сперанский рассчитывал, что он станет подготовительной работой для создания нового юридического кодекса. Но Николай I ограничился приведением в порядок старого законодательства и отверг это предложение.

Создание системы политического сыска

События 14 декабря 1825 г. убедили царя в необходимости усиления системы политической безопасности. Потому его следующим шагом стало образование полицейского аппарата с карательными и контролирующими функциями. 3 июня 1826 г. было учреждено III отделение его канцеляри и во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом . Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру. А. X. Бенкендорф, участник Отечественной войны и заграничного похода русской армии, принимавший активное участие в следствии по делу декабристов, создал широкую секретную агентурную сеть, установил тайный надзор за деятельностью частных лиц и чиновников.

Из документа (А. Х. Бенкендорф. Записки):

Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. (…) Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления (…)».

III отделение превратилось в независимый административный орган, воздействующий от имени императора на государственную и общественную жизнь, не считаясь с существующими законами. В 1827 г. начало действовать специальное «Положение о корпусе жандармов». Территория России (за исключением Польши, Кавказа и земель Войска Донского) была разбита на жандармские округа во главе с жандармскими генералами с целью установления надзора за местной администрацией, сбора оперативной информации о настроениях в обществе, поиска беглых крестьян, исполнения законов и приговоров суда. В 1837 г. создается сельская полиция: уезды были разделены на более мелкие административные единицы $-$ станы $-$ во главе с назначаемым губернатором становым приставом, опиравшимся в своей деятельности на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.

Дж. Доу. Портрет А. Х. Бенкендорфа

Сословная реформа

В декабре 1826 г . был создан Cекретный комитет во главе с графом Виктором Павловичем Кочубеем , членом Негласного комитета, и Михаилом Михайловичем Сперанским для рассмотрения бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти и проработки вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата. Николай поставил перед комитетом вопрос: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?».

Комитет подготовил два важных проекта сословной и административной реформ. Первый проект предусматривал отказ от Табели о рангах, отмену «личной выслуги». Доступ в дворянство ограничивался, дворянство приобреталось только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Проект вводил новые сословия «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, освобожденных от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Выдвинувшиеся по службе входили в новое сословие «чиновных граждан», низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, $-$ в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники составили слой «почетных граждан». Это нововведение защищало бы дворянство от «засорения» чужеродными элементами.

Не согласившись с мнением комитета в целом, император извлек из его проекта те части, которые не вызывали у властей никаких сомнений. В 1831 г. был опубликован Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным», в котором «полноправные» (имущие) дворяне отделялись от «неполноправных» (не имевших определенного количества душ крестьян или десятин земли).

Второй проект предлагал некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Функцией Государственного совета оставалось только обсуждение законопроектов. Сенат разделялся на верховный орган государственного управления $-$ Сенат правительствующий, состоящий из министров, и высший орган юстиции $-$ Сенат судебный. Аналогичный принцип был положен в основу системы местных органов власти в губерниях, уездах и волостях.

Проекты комитета 6 декабря 1826 г. были реализованы лишь частично. В 1832 г. закон учредил среднее сословие «почетных граждан» двух степеней $-$ «потомственных почетных граждан» (дети личных дворян, а также крупные капиталисты, ученые, художники) и «личных почетных граждан» (дети церковнослужителей, не получивших образования, и выпускники высших учебных заведений). Указ 1845 г . повысил чины, которые требовались для получения дворянства в порядке выслуги. Потомственное дворянство отныне предоставлялось гражданским чинам с V класса, военным $-$ с VI, а личное дворянство $-$ с IX класса для гражданских и военных чинов. В 1845 г . был издан указ о майоратах, запрещавший делить имения, насчитывающие более 1000 душ крепостных крестьян, между сыновьями дворянина, и требовавший передачи имений старшему сыну.

Бюрократизация и милитаризация управления

Важной характеристикой системы государственного управления при Николае I стала бюрократизация всех сторон жизни общества, что дало основание В. О. Ключевскому утверждать, что «здание российской бюрократии было возведено при Николае I».

Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории):

Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству юстиции во всех служебных местах им произведено 2800 тыс. дел. В 1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 млн дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн писаных листов. Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в это царствование.

Созданная при Николае I система жесткого бюрократизма отчуждала власть от общества. Она привела к господству канцелярии, породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов, блестяще описанных М. Е. Салтыковым-Щедриным.

Из документа (М. Е. Салтыков-Щедрин. История о ретивом начальнике):

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесет. Науки упразднит $-$ польза, население напугает $-$ еще больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь…

Кукрыниксы. Из иллюстраций к сатирическому роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Другими особенностями системы управления являлись усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.

Под неусыпным контролем губернаторов и городских органов полиции оказались органы городского самоуправления $-$ шестигласные думы. Городские депутатские собрания были упразднены. Принятый в 1837 г. «Общий наказ гражданским губернаторам» имел целью централизацию и военизацию местного управления. Губернатор объявлялся полномочным хозяином губернии. Он должен был обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний Министерства внутренних дел.

В деле упорядочения городского управления важную роль сыграло «Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга» от 13 февраля 1846 г., в основу которого был положен сословный принцип. Оно создало иерархическую пирамиду городских жителей: на первой ступени стояло потомственное дворянство, за ним $-$ личные дворяне и почетные граждане, далее $-$ купцы, на четвертой и пятой ступенях соответственно находились мещане и ремесленники. Каждое сословие заседало в городской думе отдельно и избирало представителей в распорядительную думу, исполнительный орган. Закон 1846 г. поставил городские органы в зависимость от бюрократии. В распорядительную думу был введен правительственный чиновник, а губернатор получил возможность вмешиваться в дела городского самоуправления.

Охранительные меры в области цензуры и образования

Среди охранительных мероприятий Николая I выделяется «чугунный» Устав о цензуре от 10 июня 1826 г. Главным органом цензуры стал верховный цензурный комитет в составе трех министров $-$ народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В уставе до мельчайшей подробности были определены обязанности цензора с воспитательно-педагогической точки зрения. В 1848 г. для предотвращения проникновения революционных и либеральных идей в Россию был создан т.н. "Бутурлинский комитет" (по имени первого председателя) - высший цензурный орган, осуществлявший надзор за печатными произведениями. От цензурного террора пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру.

Жесткому надзору подверглись учебные заведения. В 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. новый школьный устав уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы. Принятый в 1835 г. Университетский устав наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния. На этих кафедрах изучали законы о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Университетская автономия на практике заменялась наблюдением за университетами, которое было возложено на попечителей учебных округов. Контроль за университетами ужесточился после европейских революций 1848 г. Было упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения. Министр просвещения С. С. Уваров, попытавшийся защитить университеты, в 1849 г. преждевременно покинул свой пост.

Финансовая реформа

Наиболее значимыми правительственными мероприятиями Николая I стали проведенная Министерством финансов в конце 1830-х гг. денежная реформа и осуществленная Министерством государственных имуществ реформа государственных крестьян.

Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина (1823–1844 гг.), сменившего Гурьева на посту министра финансов. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля. Реформа установила систему серебряного монометаллизма. Обесценившиеся бумажные ассигнации заменялись государственными кредитными билетами, обменивающимися на золото и серебро. Вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «депозитные билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой.

Е. Ф. Канкрин

Крестьянский вопрос

В отношение крестьянского вопроса император разделял точку зрения А. Х. Бенкендорфа, утверждавшего, что крепостное право $-$ «пороховой погреб под государством». Разработку этого вопроса он поручил Павлу Дмитриевичу Киселеву , члену Государственного совета, стороннику отмены крепостного права. П. Д. Киселев, участник Отечественной войны и заграничных походов 1813–1814 гг., русско-турецкой войны 1828–1829 гг., во время восстания 14 декабря 1825 г. возглавлял штаб второй армии, после разгрома движения был вынужден оправдываться от обвинений в связи с декабристами. В 1829–1834 гг. Киселев управлял находившимися под протекторатом России Дунайскими княжествами, где под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии $-$ органические регламенты. Регламенты дали личную свободу крестьянам и право перехода от одного землевладельца к другому, помещикам запрещалось выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй.

Андреев. Портрет графа П. Д. Киселева

В марте 1835 г. под началом П. Д. Киселева был создан Секретный комитет, разработавший план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. В 1836 ему было поручено руководить V Отделением личной канцелярии Николая I, после чего Киселев стал «начальником штаба по крестьянскому делу». Он настаивал на постепенном введении свободы, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». Задачи расширения крестьянского землепользования, облегчения тяжести феодальных повинностей, введения агрономических новаций и культурно-бытовых улучшений диктовали необходимость хорошего администрирования. С этой целью в 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ , которое под его руководством приступило к реформе управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. В задачу нового министерства входила забота об экономическом благосостоянии казенных крестьян, сбор с них подати, попечение о медицинской помощи и распространении грамотности.

В ходе осуществления реформы государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, развивавшееся под контролем создаваемых во всех губерниях палат государственных имуществ. Они объединялись в особые сельские общества, из нескольких таких обществ создавались волости, управляемые выборными волостными сходами. В деревнях на сельских сходах избирали деревенских старост. Упорядочив административное управление, Киселев создав приходские училища, которые стали называть «киселевскими» школами. Администрация требовала от крестьян засевать лучшие земли картофелем, вводить общественную запашку. Реформа улучшила положение государственных крестьян, определила порядок наделения их землей и переселения, облегчила сбор налогов. Малоземельным крестьянам начиная с 1837 г. было отведено более 2 млн. десятин земли, в деревнях организовано 2,5 тыс. приходских училищ, построено 27 больниц.

Отрицательной стороной реформы явилось возникновение большого и затратного аппарата чиновников. Ей оказали сопротивление помещики, опасавшиеся усиления борьбы крепостных за переход в казенное ведомство. Крестьяне с недовольством воспринимали призывы администрации засевать земли картофелем, вводить общественную запашку. Их ответом на «начало казенной барщины» стали «картофельные бунты» на Севере, в Приуралье и Поволжье.

А. М. Тагаев-Сурбан. «Картофельный бунт»

Определенные меры к улучшению положения крепостных крестьян были предприняты в 1840-х гг. В 1842 г . вышло Положение об обязанных крестьянах, в котором вопрос о порядке выхода крестьян из зависимости отдавался на откуп помещикам. В итоге помещики добровольно перевели всего 27 708 своих крепостных крестьян на положение «обязанных» за все царствование Николая I. В 1827–1846 гг. было ограничено право помещиков ссылать крепостных в Сибирь, за ревизской душой мужского пола закреплено право на 4,5 десятины земли, запрещено продавать крепостных отдельно от семьи. В 1847–1848 гг. были составлены инвентарные правила, определившие в трех губерниях Западного края размеры наделов и повинности крестьян. Эта регламентация ограничивала право помещиков на землевладение, находящееся в пользовании крепостных. Однако предпринятые меры были недостаточны для решения крестьянского вопроса, свидетельствовали скорее о желании «преобразовать» систему крепостного права, чем ликвидировать ее.

Итоги внутренней политики Николая I

Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества. Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Не доверяя обществу, Николай I опирался на чиновную бюрократию. Жестокость и рациональность $-$ характерные черты личности царя $-$ повлияли на формальное отношение его правительства к государственным делам. Император пытался вникнуть в существующий порядок, брался за многие нововведения, но не всегда понимал их сути. Поэтому чиновники времен Николая I также оказались формальными исполнителями его воли. Они не старались тщательно рассмотреть отдельное дело, не стремились найти наиболее подходящее решение для каждой проблемы. Их главная забота заключалась в том, чтобы соблюдать правила и предписания, независимо от того, разумны ли они или могут привести к результатам, противоположным тому, что было задумано. Безнаказанность и круговая порука довершали дело разложения чиновничества.

Николаю I не удалось стать вторым Петром Великим, на политику которого царь равнялся. Основные усилия Николая I были направлены на усиление централизации, борьбу с идеями революционного характера, возрастание роли канцелярии императора. Определенные успехи имела финансовая реформа. Крестьянская реформа касалась только государственной деревни, носила половинчатый характер. Социальная реформа не смогла решить задачу поставить все сословия на службу монарху. Бюрократизация и формализм характеризовали работу механизма государственного управления.

Историки о времени правлении Николая I:

Официальная дворянская историография положительно отзывалась о правлении Николая I. В работах М. А. Корфа, Н. К. Шильдера, И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича идеализировалась как личность Николая, так и его внутренняя политика. Апологетом его правления считается Н. К. Шильдер (1842-1902), который высоко оценивал государственную деятельность Николая I. Он противопоставил космополитическому характеру политики Александра I национальную политику Николая I.

Либеральная историография (В. О. Ключевский, А. А. Кизеветтер, А. А. Корнилов, С. Ф. Платонов) говорила о «разрыве власти с обществом» при Николае I. В то же время А. А. Корнилов считал, что «правительственная система Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идей просвещенного абсолютизма».

А. Е. Пресняков стал одним из первых историков называть этот период «апогеем самодержавия». Историк писал: «Время Николая I - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти в ту самую пору, как во всех государствах Западной Европы монархический абсолютизм, разбитый рядом революционных потрясений, переживал свои последние кризисы».

Советская историография (Б. Г. Литвак, Н. М. Дружинин, Н. П. Ерошкин) критически относилась к правлению Николая, подчеркивалось возросшее значение Третьего Отделения и чиновничьей бюрократии в годы его царствования. Вся его деятельность представлялась как подготовительный этап Крымской катастрофы, а все попытки николаевского правительства решить крестьянский вопрос назывались «пустыми хлопотами». Так, Б. Г. Литвак многолетнее обсуждение вопроса об освобождении крепостных крестьян в «секретных» комитетах Николая I сравнивает с «танцем кота вокруг котла с горячей кашей». Главную причину этого советские историки видели в боязни правительства недовольства со стороны дворянства и в надежде Николая I, что русские помещики сами «созреют» и предложат провести реформу.

В современной историографии произошло определенное переосмысление эпохи правления Николая I: историческая наука отошла от однозначно негативной оценки его царствования, эпоха Николая I рассматривается как этап общего поступательного движения России, этап тем более важный, что он предварял реформы 1860-х гг. В 1997 г. редакция журнала «Родина» провела специальный круглый стол об эпохе правления Николая. В нем приняли участие ведущие специалисты по истории России первой половины XIX в. С. В. Мироненко, В. А. Федоров, А. В. Левандовский, Д. И. Олейников, С. С. Секиринский, Ю. А. Борисенок. Современные историки по-разному оценивают результаты деятельности Николая I. Имеется немало исследователей, придерживающихся традиционных взглядов на Николая I и эпоху его правления. Т. А. Капустина пишет: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции». В. Я. Гросул правление Николая I по-прежнему называет «апогеем самодержавия»: император, по его словам, «выжал из феодализма практически все, что мог».

В современной литературе присутствует и другая точка зрения на время правления Николая I. Она отрицает многое из того, что писала о Николае I советская историография. А. Б. Каменский указывает, что было бы неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера». Историк проводит параллели в судьбах Николая I и его старшего брата императора Александра I: и тот и другой пытались провести необходимые обществу реформы, но натолкнулись на непреодолимые трудности, связанные с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императоров. Поэтому, по словам Каменского, главным вопросом в правление Николая I стал вопрос «о сохранении политического режима и государственной безопасности».

Централизация управления

Дата Решение
1826 г. Образование Собственной Его Императорского Величества канцелярии (первое отделение $-$ канцелярия, второе $-$ кодификация, третье $-$ высшая полиция, четвертое $-$ благотворительность, пятое $-$ государственные крестьяне, шестое $-$ управление делами Кавказа).
1827 г. Образование Корпуса жандармов. Страна разделена на 5 (с 1843 г. $-$ 8) жандармских округов.
1828–1832 гг. Составление Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи под руководством М. М. Сперанского.
1832 г. Органический статут Царства Польского: ликвидация сейма, польской армии. Русификация Царства Польского: введение русского языка, русской системы мер и весов, русской валюты.

Политика в области просвещения и печати

Дата Решение
1826 г. Новый устав о цензуре («чугунный устав»).
1828 г. Устав гимназий и училищ уездных и приходских; утверждение сословного принципа при приеме в учебные заведения (в гимназии принимаются только дети дворян).
1833 г. О мерах против умножения частных учебных заведений.
1835 г. Университетский устав: фактическое управление отдано попечителям учебных округов (в ряде случаев $-$ генерал-губернатору), фактически ликвидировалось право выбора ректоров и профессуры, упраздняется университетский суд. Однако восстановлено преподавание философии, срок обучения увеличен до четырех лет, поощрение выпускников, введение подготовительных курсов.
1837 г. «Параллельная» цензура $-$ просмотр сочинений, уже прошедших цензуру.
1848– 1855 гг. Усиление цензурного гнета в связи с многочисленными крестьянскими восстаниями и «весной народов» в Европе. Деятельность «бутурлинского» цензурного комитета. Ликвидация остатков университетской автономии. Ограничение числа студентов.

Высшие специальные учебные заведения: 1828 г. $-$ Технологический институт, 1830 г. $-$ Архитектурное училище, 1832 г. $-$ Училище гражданских инженеров, 1835 г. $-$ Межевой институт и Училище правоведения.

Меры по укреплению положения дворянского сословия

    разорение дворянства (54 % имений заложены к 1844 г.);

    рост доли чиновного дворянства (52 %);

    низкая доля дворян в университетах (35 %).

Привилегии дворянству:

    предоставление ссуд;

    наделение землей из государственного фонда;

    бесплатное обучение в учебных заведениях;

    помощь при чинопроизводстве.

Дата Решение
1831 г. Дворянские губернские собрания получали право подавать представления о нуждах и по вопросам местного самоуправления.
1831 г. Повышение ценза для участия в дворянских собраниях. Мелкопоместные дворяне участвуют в выборах через представителей.
1832 г. Манифест о почетном гражданстве: ограждение притока в дворянское сословие представителей низших сословий.
1845 г. Изменение порядка получения дворянства через службу (личное дворянство теперь дается только с 9-го ранга (а не с 12-го), а потомственное $-$ с 5-го (а не с 8-го)).
1845 г. Закон о майоратах: при желании помещик мог объявить имение заповедным и передать все старшему сыну (для имений свыше 1000 десятин).

Крестьянский вопрос

    частые крестьянские бунты.

В ответ правительство идет на ряд декларативных уступок, не имевших существенного влияния на ситуацию. Создание за период царствования Николая I 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

Дата Решение
1827 г. Запрет продавать одних крестьян без земли или землю без крестьян; запрет продавать крепостных на заводы.
1828 г. Ограничение права ссылки крестьян.
1833 г. Запрет продавать крестьян с публичного торга с разделением семей, запрет расплачиваться крестьянами за долги, запрет переводить крепостных в дворовые с лишением их земли.
1837–1841 гг. Реформа государственной деревни П. Д. Киселева. Создание новой системы управления деревней с элементами самоуправления, организация начального образования, медицинской и ветеринарной помощи, наделение безземельных крестьян землей, их переселение в Сибирь. Усиление чиновнического и налогового гнета.
1841 г. Запрет дворянам, не имеющим земли, покупать безземельных крепостных.
1842 г. Указ об обязанных крестьянах: крестьянин получает свободу и землю, но только в пользование, за что он обязан отбывать фиксированные повинности.
1844 г. Право помещиков отпускать дворовых по их согласию.
1844–1855 гг. Инвентарная реформа в западных губерниях, правобережной Украине и белорусских губерниях. Фиксация повинностей крестьян, перевод их в статус государственных.
1847 г. Право крестьян выкупаться в течение 30 дней с момента объявления о продаже имения с публичных торгов за неустойки. Плата вносится единовременно. Фактически указ быстро аннулирован.
1847 г. Право Министерства государственных имуществ покупать помещичьи имения с переводом крепостных в статус государственных.
1848 г. Право крестьян покупать землю на свое имя только с согласия помещика. Купленная земля не защищена законом (помещик может конфисковать).

Политика в области промышленности, торговли и финансов

    слабые темпы урбанизации (8 % к концу царствования) при постепенно происходящем промышленном перевороте и увеличении рабочих рук в промышленности в три раза за царствование Николая I;

    интерес государства в развитии промышленности;

    слабое развитие путей сообщения в огромной империи;

    растущий бюджетный дефицит.

Ограниченные реформы не смогли обеспечить промышленный переворот, как и сокращение дефицита бюджета, который к 1855 г. вдвое превысил профицит.

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Самоосмысление и самоопределение.

Подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя политика Николая I.

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
  • формирование навыков преобразования информации;
  • формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
  • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
  • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Средства создания коммуникативной среды: УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.

Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!» .

Учитель: 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу «Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.

Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

На экране появляется слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.».

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

На экране появляется с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).

Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.

Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина
Высочайшего двора Анна Федоровна Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».

Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Ответы учеников:

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.

Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

Предположения учеников:

2. Изучение нового материала

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).

Задание ученикам: ответить на вопросы:

1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

Ответы учащихся:

1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)

2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:

Расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;

Создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;

Создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.

3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).

Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: «У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
- Какой можно сделать вывод?

Ответы учеников: Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции. Даже сам Николай первый однажды в минуту прозрения сказал: «Россией правят столоначальники» (т.е. среднее чиновничество).

Учитель: И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».

Физкультминутка «Да» - «Нет»

Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.

Предложения- утверждения:

1. Александр I учредил министерства (да)

2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)

4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)

5. Указ о «вольных хлебопашцах» издан 1805 году (нет, в 1803 г.)

6. Слова: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой» принадлежат Наполеону (да)

7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)

8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).

Учитель: Хорошо ребята, садитесь.

Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

Обратимся к источнику- документу «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года» (см. информационный лист).

Вывод:

1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- По чему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?

Обратимся к тексту учебника на стр.66.

Давайте ответим на вопросы:

1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.

Ответы учеников:

1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.

2. Введение крестьянского самоуправления; переселение крестьян на свободные земли в другие районы; введение «общественной запашки».

3. Плюсы: создание школ и больниц, строительство дорог «общественные запашки» на случай неурожая, переселение с малоземельных районов в свободные земли.

минусы: «картофельные бунты», т.к. крестьяне увидели в «общественной запашке» попытку ввести казенную барщину; недовольство помещиков реформой Киселева (улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство).

4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.

Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы:

1. На что эти меры были направлены? (Направлены на улучшение положения крепостных крестьян) .
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права?
(Нет)

Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса

Крестьянский вопрос

позиция власти

Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.

Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (Документ «Из выступление…»).

Ответы учеников :

Боялся крестьянского бунта;

Боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)

Ответить на вопросы:

1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?

2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

Ответы учеников :

1. Было создано III отделение царской канцелярии, возглавляемый генералом А.Х. Бенкендорфом; был принят «Устав о цензуре», прозванный «чугунным» (Не допускалось в печать произведения, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать самовольные предложения о государственных преобразованиях, пресекалось религиозное вольномыслие).

2. Третьему отделению передавались все политические дела, контроль за настроениями умов, выискивание малейших проявлений «крамолы» (то что запрещено, противозаконно).

3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.

Учитель: Выполните задание, найдите ошибку в документе:

Ответы учеников : Пункты 5 и 10 в круг обязанностей III отделения не входили: 5) и 10) – это функции V отделения, созданное для руководства учебными заведениями и благотворительными организациями.

Вывод: Таким образом, деятельность III отделения создавала атмосферу недоверия и доносительства. Выявленные «крамолы» часто были неверными и преувеличенными. Поэтому и виновные, и невиновные могли понести тяжелые наказания.

Учитель: Итак, возвращаемся к нашей проблеме «Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?»

- Разрешить нашу проблему нам поможет высказывание историка В.О.Ключевского. Характеризуя общую концепцию николаевского правления, он отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.

3. Закрепление изученного материала.

Тест «Внутренняя политика России в период правления Николая I»

1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.

а) Издание нового цензурного закона

б) Издание первого полного свода законов

в) Издание первого свода действующих законов

2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?

а) запрет дробить дворянские имения между наследниками

б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления

в) запрет на занятие должностных мест не дворянами

а) П. Д. Киселев б) М. М. Сперанский в) Е. Ф. Канкрин

4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:

а) введение крестьянского самоуправления;

б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;

в) ...

г) ...

5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I

а) розничная продажа крестьян была:

запрещена или разрешена

б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:

запрещено или разрешено

в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:

увеличены или точно зафиксированы

6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:

  1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
  2. Смерть Николая I б)1826
  3. Восстание декабристов в) 1832
  4. Завершение кодификации права г) 1855

7. Вставьте пропущенные слова:

Реформа государственной деревни – это реформа, проведенная министром государственных имуществ _______________, в результате которой было значительно ___________________ положение _________________ крестьян.

4. Рефлексия. Составьте синквейн «О личности Николая I»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1. Николай I

3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.

4. «Россией правят столоначальники»; строгая централизация управления; сохранение и укрепление существующего строя; опора на армию и чиновников.

5. Император, самодержец, Российская империя.

5. Домашнее задание: Параграф 10; вопросы и задания


Главными приоритетами внутренней политики Николая I были стремление укрепить социально-экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности; усилить самодержавие, которое воспринималось как единственная сила, способная не допустить революционное движение в стране, обеспечить политическую стабильность и порядок. Вместе с тем, часть верхов осознала неизбежность изменений.

С правлением Николая I связано укрепление самодержавия. Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств была заменена, до определенной степени, Собственной Его Императорского величества канцелярией. Она состояла из V отделений.

В 1826 г. было создано II отделение императорской канцелярии, приступившее к кодификации законов и их систематизации. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, утвердить принцип верховенства закона, т.е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством М.М. Сперанского к 1833 г. были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи», 30 томов), а также составлен «Свод действующих законов Российской империи» (15 томов), включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

В 1826 г. учреждено III отделение, занимавшееся политическим сыском и политическими преступлениями. Начальнику отделения А.Х. Бенкендорфу с 1827 г. подчинялся корпус жандармов. Появились новые министерства и ведомства. Император использовал свою канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к увеличению бюрократического аппарата, усилению управленческого централизма и режима личной власти. Николай I осознавал пагубность крепостничества, которое могло вызвать новую «пугачевщину», задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Признавая, что крепостное право есть зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, он считал, что «прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Император провел ряд мер, не затронувших основы крепостничества: запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли (1841 г.); безземельные дворяне лишены права приобретать крестьян (1843 г.); вышел указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.), по сути, дублировавший указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах».

Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа 1837-1841 гг. министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева упорядочила отношения государства с государственными крестьянами, которые получили свободу и наделы земли, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и школ. Однако реформа сохранила и увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними. В целом, крестьянский вопрос вел к обострению экономического положения страны.


Тяжелым было финансовое положение – очень большие внешние долги и инфляция. Денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина 1839-1841 гг. упорядочила денежное обращение в России. Она сдерживала расходование средств государственной казны. Серебряный рубль стал главным платежным средством.

В результате утверждения жесткого внутриполитического курса была подавлена не только оппозиция, но и любое свободомыслие в стране; бюрократизация государственного аппарата и государственная опека всех сторон жизни общества достигли апогея. Поэтому правление Николая I называют «апогеем самодержавия ». Хотя осознавалась вредоносность крепостного права, но оно было сохранено, а отдельные реформы лишь регламентировали повинности, упорядочивали отношения крестьян с государством. Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, привела к застою и отставанию от передовых стран Запада.

Самые первые шаги Николая после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин, главным учителем наследника был назначен В. А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. Император внимательно следил за процессом над участниками декабрьского выступления и дал указание составить сводку их критических замечаний в адрес государственной администрации. Несмотря на то, что покушения на жизнь царя по существующим законам карались четвертованием, он заменил эту казнь повешением.

Министерство государственных имуществ возглавил герой 1812 года граф П. Д. Киселёв, монархист по убеждению, но противник крепостного права. Под его началом служили будущие декабристы Пестель, Басаргин и Бурцов. Имя Киселёва было представлено Николаю в списке заговорщиков в связи с делом о путче. Но, несмотря на это, Киселёв, известный безупречностью своих нравственных правил и талантом организатора, сделал при Николае удачную карьеру как наместник Молдавии и Валахии и принял активное участие в подготовке отмены крепостного права. Нашел заслуженное применение и талант ранее находившегося в тени М. М. Сперанского. Он был привлечен к кодификации российского законодательства и великолепно с ней справился. Им были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи», включающее все русское законодательство, начиная с Соборного Уложения 1649 года, и «Свод законов», в котором были собраны действующие законы.

Одной из первоочередных внутриполитических задач стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти монарха. При Николае I Была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации.

Созданная Александром I « Собственная Его Императорского Величества канцелярия», была превращена Николаем I в основной инструмент укрепления режима личной власти, высший орган государственного управления, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Шесть ее отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором. В январе 1826 года прежняя александровская канцелярия стала ее I отделением, которое готовило бумаги для доклада государю и контролировало исполнение его повелений. В компетенцию этого отделения входили все вопросы чинопроизводства и увольнения чиновников, а также награждение орденами и поощрение за службу. Образование II отделения в апреле 1826 года было связано с кодификацией законов империи. Фактическим руководителем этого отделения был М. М. Сперанский. В июле 1826 года в составе канцелярии появилось III отделение - орган политического сыска и следствия, который заменил децентрализованнную и разобщенную систему политической полиции. Это отделение возглавил фаворит императора А. Х. Бенкердорф. Он являлся также шефом корпуса жандармов, учрежденного при III отделении. III отделение обладало широчайшими полномочиями: ведало организацией политического сыска и следствия, следило за религиозными раскольниками, иностранными подданными в России, уголовниками и печатными изданиями, занималось расследованием должностных преступлений, народными выступлениями, жалобами крестьян на помещиков, высылало из страны политически «неблагонадежных» и подозрительных лиц. III отделение представляло царю ежегодные отчеты о политическом состоянии российского общества, настроении различных сословий.

Несколько позже, в 1828 году было создано IV отделение, ведавшее благотворительными учреждениями.

V отделение, созданное в 1836 году, было призвано осуществить разработку реформы управления государственными крестьянами. Учрежденное в 1842 году VI отделение, занималось разработкой административной реформы на Кавказе.

Николай I, руководствуясь принципами укрепления личной власти, предпочитал непосредственно вникать в суть общественных и частных вопросов. При нем вошло в практику создавать для решения важных задач высшие комитеты, находившиеся в его ведении и зачастую подменявшие прочие высшие и центральные учреждения. Это были немноголюдные, наделенные большими полномочиями и относительно недолговечные объединения высших сановников. Такие комитеты были секретными.

В период николаевского правления министерства, Сенат и Государственный совет фактически превратились в малоэффективное «дополнение» к разросшейся бюрократической машине. Их функции ограничивались простым выполнением решений, разработанных в канцелярии императора и высших комитетах.

Наиболее значимым учреждением, занимавшемся разработкой программы мер по совершенствованию системы государственного управления и решению крестьянского вопроса, стал Особый секретный комитет, образованный 6 декабря 1826 года. Во главе его был поставлен председатель Государственного совета граф В. П. Кочубей, главным помощником которого и главным организатором работы являлся М. М. Сперанский. Согласно проектам комитета крепостное право сохранялось, но запрещался перевод крестьян в дворовые и продажа крепостных без земли. Предполагалось создать новое сословие «вольноотпущенных земледельцев» из отпущенных помещиками на свободу крестьян. Для прекращения процесса «размывания» дворянского сословия комитет считал необходимым отменить порядок получения потомственного дворянства по выслуге, оставив приобретение дворянского звания только по праву рождения или в силу «высочайшего пожалования». Чтобы избежать измельчания дворянских владений, запрещалось дробить крепостные деревни. Для поощрения чиновников-недворян и купцов создавались новые сословия именитых и почетных граждан, освобожденных от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Помимо этого были разработаны проекты реформы высшего и местного управления, намечены шаги по упорядочению структуры государственного аппарата. Государственный совет предлагалось сделать исключительно законосовещательным органом, Сенат разделить на правительствующий и судебный. Тот же принцип разделения властей предлагалось ввести и на местах. Однако существенных результатов деятельность комитетов не дала, поскольку его члены руководствовались принципом, не меняя существующего порядка вещей, вносить в него лишь «частные перемены и дополнения». Предложения комитета были одобрены императором, но до их утверждения дело так и не дошло. Проработав до 1837 года, комитет прекратил свое существование.

Гораздо более успешной была работа по приведению в порядок уже принятых законодательных актов. Работа по систематизации законодательства была возложена на II отделение Собственной Его Величества канцелярии и велась под руководством Сперанского. В 1830 году увидело свет первое «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли более 30 тыс. законодательных актов за период с 1649 по 3 декабря 1825 года, расположенные в хронологическом порядке. Впоследствии издание дополнялось новыми томами, включавшими вновь принятые законы. В 1832 году был издан 15-томный « Свод законов», куда вошли только действующие законы, систематизированные по определенной схеме. Решением Государственного совета «Свод законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления.

Во Второй четверти ХХ века крестьянский вопрос продолжал оставаться кардинальным вопросом российской действительности. А. Х. Бенкердорф, докладывая о росте крестьянских волнений, утверждал, что, «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Однако Николай I, понимая необходимость решения крестьянского вопроса, считал возможным сгладить его остроту, сохраняя крепостное право. Разрушение основ крепостничества он считал большим злом, чем само крепостничество. При Николае I было создано 8 специальных секретных комитетов по крестьянскому вопросу, но ни один из них не ставил задачу освобождения крестьян, и только некоторые разработали и приняли частные меры по устранению отдельных крайностей крепостничества. Особого внимания заслуживает деятельность двух комитетов по крестьянскому делу - 1835 и 1839 годов. Комитет 1835 года, которым руководили М. М. Сперанский и генерал П. Д. Киселев, предложил план поэтапной отмены крепостного права при сохранении всех дворянских привилегий, при этом ставилась задача реформы управления казенной и крепостной деревней. Комитет считал необходимым изменить хозяйственное и правовое положение государственных крестьян и сблизить положение помещичьих крестьян с положением государственных, четко определив границы наделов и повинностей. Для реализации этого плана было создано V отделение канцелярии. В 1837-1841 годах была создана сложная система управления государственными крестьянами, с 1837 года подчиненными новому Министерству государственных имуществ, которое возглавил Киселев. В ходе реформы государственной деревни были увеличены до определенной нормы наделы малоземельных крестьян, организовано переселение части крестьян на свободные земли, внедрялись агротехнические усовершенствования, регулировалась оброчная система, строились школы, лечебные и ветеринарные пункты. В создаваемых волостях было введено самоуправление. Положение казенных крестьян в целом улучшилось, хотя местные чиновники нередко вели себя как помещики. В 1844-1845 годах с «хозяйственного» положения на оброчное были переведены государственные крестьяне Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, в 1854 году - Прибалтики.

В 1840 году Николай I одобрил доклад Киселева о работе нового крестьянского комитета (1839), в котором предлагалось, сохраняя землю в неотъемлемой собственности помещиков и казны, предоставить крепостным крестьянам личную свободу за определенные повинности на основе добровольного соглашения между помещиком и общиной. При этом размеры крестьянских повинностей и наделов определяло государство. После двухлетнего обсуждения проекта в секретном комитете появился указ об «обязанных крестьянах», мало отличавшийся от указа 1803 года «о вольных хлебопашцах» и давший столь же незначительный результат. Идея о фиксировании крестьянских наделов и повинностей во избежание помещичьего произвола была реализована западных губерниях.

В целом деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу в 30 - 40-е годы дала мало непосредственных результатов, но позволила выработать принципы, которые легли в основу реформы 1861 года.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» -- часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I, но не в отношении царствования Николая I. Так, Николай I ввел умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал. Размеры «аренды» были довольно умеренными и составляли от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год, не превышая, как правило,5 тыс. руб. В отличие от предыдущих царствований, историками не зафиксированы крупные подарки в виде дворцов или тысяч крепостных, пожалованных какому-либо вельможе или царскому родственнику. Для борьбы с коррупцией впервые при Николае I были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Подобной практики ранее практически не существовало, её введение диктовалось необходимостью не только борьбы с коррупцией, но и наведения элементарного порядка в государственных делах. Примером борьбы с коррупцией может служить деятельность Е. Ф. Канкрина, возглавлявшего Министерство финансов -- ключевое ведомство в области борьбы с финансовыми хищениями и злоупотреблениями. Суды над чиновниками при Николае I стали обычным явлением. Так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников.

Что касается мелкого взяточничества и воровства, то их размеры вряд ли уменьшились в ту эпоху, о чём свидетельствуют имеющиеся примеры. Так, переход от государственной монополии в торговле водкой к частным откупам, хотя и привел к увеличению доходов в казну от этой торговли, но способствовал распространению мелких взяток, которые платили чиновникам торговцы водкой. Процветало воровство в армии со стороны средних офицерских чинов. Имеются свидетельства того, что Николай I снисходительно относился к мелкому взяточничеству чиновников, которое было слишком широко распространенной и издавна заведенной практикой. При вскрытии фактов мелкого взяточничества со стороны крупных чиновников последних, как правило, снимали с поста, не возбуждая уголовного преследования. Иным был подход к крупным хищениям. Так, в начале 1850-х годов все члены Комитета о раненых, включая председателя его канцелярии А. Г. Политковского, были преданы суду -- когда выяснилось, что они украли 1 миллион рублей. Однако они и ранее в течение ряда лет присваивали мелкие суммы, но это оставалось незамеченным.

В целом применительно к царствованию Николая I можно констатировать резкое сокращение «фаворитизма» и крупной коррупции (хотя мелкая коррупция продолжала оставаться повсеместным явлением) и активизацию борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. Впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась.