Конспект открытого занятия «С чего начинается Родина? Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "с чего начинается родина"

Цели:
* содействовать развитию в детях чувства гордости за свою страну
Россию, свою малую Родину;
* содействовать развитию толерантности;
* воспитывать уважительное отношение к труду людей; ответствен-
ному отношению к учебному труду;
* создать условия для познавательной активности, развития комму-
никативных качеств младшего школьника, чувства прекрасного.

(слайд 2)

Ученики:

1. Быстро лето пролетело.
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало,
Дней хороших принесёт.

2. Здравствуй, осень золотая,
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.

3. Мы — солидные ребята.
В школе мы не первый раз.
По дороге знаний вместе
Во второй шагаем класс!

(исполняется 1 куплет песни о начале учебного года):

(слайд 3)

Учитель: В нашей дружной школьной семье второклассников стало больше! Мы приветствуем «новичков»: Панасенко Дашу, Кузнецова Сашу.

(дети вручают символические медальки)

Вдвойне прекрасен праздник, без сомнения,
Тем, у кого сегодня день рождения!

(слайд 4)

(поздравление, вручение подарка имениннице Шароновой Насте)
(в записи звучит песня «С днём рождения!» группы Барбарики)

Ученики:

4. Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Низкий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
(слайд 5) У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…

5. А другим, наверное, вспомнится
Свой родной московский двор,
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

(слайд 6)

6. Малая Родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья —
Ласковая малая
Родина моя!

(слайд 7)

7. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуга-дуга.
В родных местах всё лучше и красивей,
От звёзд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки.

8. Родина — слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок… и я!

9. Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка —
Это тоже Родина.

(звучит песня «С чего начинается Родина?..)

Учитель (на фоне песни): Для каждого из вас, ребята, Родина — это и первосентябрьский звонок, что вновь вот уже в 74-й раз прозвенел сегодня для 235 мальчиков и девочек нашей 10-й школы, расположенной в небольшом уютном городке Грязи, название которому дал «наш батюшка-кормилец чернозём».

Ученик.

10. У каждого из нас родные есть места
Ничем не заменит места нам эти.
В который раз смотрю на город наш,
На город, что на карте незаметен.
В который раз смотрю на тихий город мой,
На самый лучший в целом свете!

(видеоролик о городе Грязи)

Учитель: Нашему городу скоро исполнится 76 лет, — это центр Грязинского района, крупного железнодорожного узла, промышленного и сельскохозяйственного, которому в июле исполнилось 86 лет. Глава районной администрации Владимир Тимофеевич Рощупкин, Глава администрации нашего города Олег Андреевич Филиппов постоянно заботятся о школах, о том, чтобы детям здесь было хорошо учиться. В этом году расширен обеденный зал, построена новая кухня нашей столовой, чтобы вы, ребята, хорошо питались, росли крепкими и здоровыми. Спасибо всем взрослым за заботу о детях! Нам же — сохранять созданную красоту.

(слайд 8)

Ученики.

11. Грязинский район-это один из 18 районов Липецкой области.
В январе нашей Липецкой области исполнилось 60 лет!
Липецкая область! Край родной, любимый!
Рождена во славу ты Петра!
Твой облик юный и неповторимый
Сияет красотой своей с утра!

12. Родная область, ты такая молодая.
Ведь тебе всего лишь 60!
Но ты, своих успехов не скрывая,
Стремишься ими мать-Россию прославлять!

(слайды 9, 10, 11, 12 на фоне песни «Липецкий вальс»)

(слайд 13)

Ученики.

13. Липецкая область находится в самом центре Европейской части
России.
В сердце ты у каждого, Родина-Россия!
Белые берёзки, колос налитой…
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!

14. Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — черкеску носит,
Другой надел халат.

15. Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один — кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина-Россия
У нас у всех — одна.

(на фоне песни «Моя Россия» гр.Непоседы демонстрируются слайды 15, 16 )

Учитель. И мы с вами тоже — граждане одной большой страны России. Быть гражданином своей Родины — это значит уважать её символы: Государственные Герб, Флаг, Гимн.

(показываются на доске плакаты)

Пользуясь правами, жить по законам государства и выполнять свои обязанности.
Все дети нашей страны имеют право на образование, учёбу. Но, при этом, учёба — самая главная ваша обязанность на сегодня, ребята!

(слайд 17)

Ученики.

16. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движение звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

(слайд 18)

17. Надо в школе так учиться,
Чтобы знать, как хлеб родится,
Знать- где рожь, а где — пшеница,
Что такое сельский труд,
И что булки в закоулке
На деревьях не растут.

18. Мне учиться очень нравится!
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Лень, капризы, неудачи
Не возьмём с собою в класс!
Пусть пословица народная
Станет символом для нас:
«Терпение и труд — всё перетрут!»

Учитель. Что же мы возьмём с собой в путь по лесенке Знаний во 2 класс?

(дети читают с доски на плакате: ТЕРПЕНИЕ И ТРУД)

Помните, ребята, что учиться надо ВЕСЕЛО!

(выполняют ритмические движения и поют песню «Учиться надо весело» 1 куплет)

(слайд 19)

(«влетает сорока» с кленовыми листочками в руках)
Посмотрите-ка, сорока!
Ну, сорока, как дела?

Сорока (тараторит):

Я летала, я летала,
Вас в окошко увидала.
Новости я вам из леса
И приветы принесла.
Лето кончилось, я знаю!
Всем об этом сообщаю.
А приветы, а приветы-
Это весточки от лета.
От кого они? Забыла!
Не до этого мне было
От кого, запоминать!
Новость главную мне надо
Всем на свете рассказать!
Так что сами вы с усами.
Разбирайтесь в этом сами.
Мне до этого нет дела…
Полетела, полетела!..

(вручает букетик зелёных кленовых листочков с заданиями на тыльной стороне)

Учитель. Протараторила сорока! Улетела, белобока! Ребята, попробуйте догадаться, кто же из лета передавал вам приветы? Для этого расшифруйте ребусы на листочках.
(в записи звучит песня «Вместе»)

(после выполнения заданий на доске открываются слова с выделенными по вертикали буквами и картинками):
Д ЕРЕВО
СО ЛНЫШКО
Б АБОЧКА
МУР АВЕЙ
ПАУЧО К
ЛАСТ ОЧКА
РОМА ШКА

(слайд 20)

Ученики:

19. Ты взгляни на белый свет-
Красота какая!
Неживой природы нет.
Вся она живая!

20. Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Землю! Берегите!

21. Берегите здоровье друг друга.
У природы мы — малая часть.
Вы кому-то ответили грубо —
Чью-то жизнь сократили
сейчас…

22. И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому- то больно,
Лучше добрым на свете жить.
Злого в мире и так довольно…

Учитель: Улыбнитесь друг другу и прочтите слово из выделенных букв.
(на доске): (ДОБРОТА)
Значит, мы возьмём с собой во 2-й класс доброту и улыбку.

(танцуют и поют песенку «Что такое доброта?» гр. Барбарики)

Учитель (выводит к доске 2-х мальчиков): Ай — яй — яй!
(инсценировка стихотворения В.Орлова)

— Кто кого обидел первым?
-Он меня!
-Нет он меня!
-Кто кого ударил первым?
-Он меня!
-Нет он меня!
-Вы же раньше так дружили!
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл.
И я забыл.

Мальчики.

Мы дружили в 1 классе.
Дружба крепкая у нас!
Пусть же наша дружба
С нами во 2-й шагает класс!

«Дружба и братство — дороже богатства!»
Мудрость народная сто раз права!
Давайте, ребята, не ссориться больше.
Всегда будем помнить эти слова.

Учитель: Значит, мы возьмём с собой во 2-й класс…
(дети читают с доски: дружбу, братство)

(танцуют и исполняют песню «Если друг не смеётся…» гр. Барбарики)

(слайд 21)

Учитель :

Что ж, ребята!
Бодро и уверенно
Школьный год мы начали.
Много интересного
Ждёт нас впереди.
С каждою страницею,
С каждою задачею,
С каждою отметкою
Вам теперь расти.
С новым учебным годом!

Тема урока :«С чего начинается Родина?».

Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся о родном крае,
как о месте, где человек родился и живет; познакомить с историческими и
культурными местами Крыма, его достопримечательностями; воспитывать у
учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
Оборудование: Презентация о Крыме; фотографии родного села, пейзажей и
исторических мест Крыма, карточки с заданиями, цветные листы бумаги для
каждого ученика, альбомные листы и цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

Девиз урока :

«Родная природа - это родной край, родная земля, это то «с

чего начинается Родина».
К. Паустовский

П. Основная часть
1. Вступительное слово учителя:

Прозвенел первый звонок, все ребята сели за парты, начинается новый
учебный год. Самые маленькие, первоклассники откроют свой первый учебник,
и прочтут в нем очень важное слово - РОДИНА!

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу
птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в
комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро - как начало новой жизни.
Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное
равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться - она
надежна. Моя родина - щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет
посвящен наш урок. Какова его тема?

Мы сегодня совершим путешествие по станциям, и только преодолев все

станции, мы окажемся на Сказочной поляне.

Станция № 1 «Родина»

2.Игра «Закончи предложение»

(учащиеся на цветных листах записывают определение слова, называя его
вслух, приклеивают свой лист на доску)

РОДИНА-это...

З.Обобщение высказываний детей

Родина, родной край - это все, что нас окружает, это все то, что с первых дней нашей жизни становится для нас таким же дорогим, как воздух, вода, хлеб, как улыбка близкого и родного края. Это место, где живет наш род, где мы растем, учимся, трудимся. Родина - это то, что есть сегодня: наши города и села, наши луга и леса, наш народ, наша школа. Но это и то, что было здесь у нас раньше: наша древняя история и культура, наши памятники и традиции.

Родина - это и наше будущее; то, что будет на нашей Земле. Это надежда на
радость и счастье. Это, наконец, уверенность: здесь нам лучше всего будет
жить.

Итак, Родина - это все то, без чего человек просто не может жить.

Мы живем в России, на благословенной крымской земле. Крым - наша малая

А в чем уникальность Крыма? Что вы знаете о Крыме?

Станция № 2 «Телевизионная»

КЛИП О КРЫМЕ

Станция №3 «Танцевальная»

Станция №4 «Познавательная»

4. Притча о государственных символах

Хочу прочесть вам одну притчу.

    Было это так давно, что прошло не одно тысячелетие. Поссорились как - то два государства, две страны. Как им различать своих граждан? Один государь разозлился и велел сшить своим под данным красные колпаки на голову. Другой увидел, обрадовался и велел сшить своим гражданам красные колпаки с кисточкой. Они успокоились, решили, что теперь то они узнают, сколько у них граждан. Да не тут то было... То колпак потеряется, то дома его забыли, а стража ведёт их в своё государство. Запутались правители.

Пришёл к ним тогда мудрец и сказал...

Как вы думаете что?

    Что вы мучаетесь! Каждому из вас нужно придумать свою песню, которую будут петь жители всего государства, нарисовать знак государства и сшить полотнище из ткани.

    Как вы думаете, о чём говорил мудрец?

Послушались его государи. С тех пор в каждом государстве появились свои символы - гимн, герб, флаг. И мы без проблем можем отличить одно государство от другого.

ФЛАГ

Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя - надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.

ГЕРБ

Герб Республики Крым представляет собой на красном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой
жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя
белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с
девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба
положено изображение грифона, который, являясь объединяющим
символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и
природного и культурного разнообразия Крыма., Гр и Фон, держащий
в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты),
считается как хранитель республики. Варяжский (щит герба -
напоминание о торговых путях проходивших и проходящих через
Крым, колонны - символы прошлых цивилизаций, оставивших
свои следы на полуострове.(о Гимне говорю, что слушали на
линейке и поведение во время слушания).

Государственные символы России

Однако современная трактовка цветовфлага - совсем иная: белый цвет
символизирует чистоту и мир, синий - стабильность и постоянство, красный означает либо кровь, пролитую за Отечество, либо силу, мощь и энергию российского народа.

Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл - символ власти, господства и государственной прозорливости.

Орел увенчан тремя историческими коровами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними- одной большойкороной, объединенной лентой). В правой лапеорла- скипетр, в левой - держава. На грудиорла на красномщите - всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конемдракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость её от других государств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Клип «Мой Крым!»

Компьютерная презентация с фотографиями уникальных мест Крыма.

(Учащиеся узнают и называют объекты, получая за правильный ответ фишку. В конце определяется победитель викторины)

Станция №5 «Мыслительная»

5.Игра «Мои ассоциации».

А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас
скажет, с чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Джанкой, Черное море, Крым, Симферополь, матрешка, степь, Мартыновка, калина, и т.д.

Станция №5 «Сказочная поляна»

Ш. Закрепление изученного материала

1 .Работа в группах:

Родина - это место где ты живешь, где ты родился. Это родная и любимая земля, воспетая поэтами, музыкантами и художниками. Давайте и мы с вами попробуем выразить свои чувства словами любви и уважения к Родине, (на цветочках с обратной стороны пишут, что запомнили о Родине)

IY . Подведение итогов урока

На этой красивой ноте, мы заканчиваем свой урок. Конечно, невозможно всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции, красу. Важно понять только одно, что если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы великая сила. Наша Родина - Россия! Мы будем гордиться своей Родиной! Наша маленькая Родина

Крым! Мы- крымчане!

Так с чего же начинается наша Родина?

V. Домашнее задание (на выбор): написать рассказ 4-5предложений «Я живу в красивейшем месте...» или составить кроссворд о Крыме.




С крушением монархии в России принимаются декреты II и III Всероссийских Съездов Советов «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» 8 ноября 1917 г.; Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 января 1918 г.; Резолюция III Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» от 28 января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, закреплялось федеративное устройство государства и полновластие Советов.


Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Его сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г., вслед за Конституцией СССР 1924 года почти дословно воспроизводит федеральную (Конституцию СССР). Эта Конституция юридически оформила государственно-правовой статус России как союзной республики в составе Союза Советских Социалистических Республик. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г. И провозглашала завершение строительства основ социализма. Четвертая российская Конституция Основной закон РСФСР – была принята 12 апреля 1978 г. в ней были отражены концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства.


Современная Конституция Российской Федерации была выработана Конституционной комиссией и по решению Президента Российской Федерации вынесена на всенародное голосование, в котором приняли участие заинтересованных избирателей (54,8%), большинство из которых – или 58,4% проголосовали за принятие Конституции. День проведения голосования – 12 декабря 1993 г. стал днем принятия новой Конституции России. Она вступила в силу 25 декабря 1993 года - со дня своего официального опубликования по результатам всенародного голосования.


Юридические свойства Конституции Российской Федерации это такие качественные характеристики, которые отличают данный нормативно-правовой акт от других актов правовой системы России. Федеральной Конституции России присущи такие юридические свойства, как: учредительный характер; верховенство и высшая юридическая сила; прямое действие; юридическая база текущего законодательства; стабильность, обеспечиваемая особым порядком принятия, пересмотра и внесения поправок; особая правовая охрана.


Элементами структуры Конституций Российской Федерации выступают Преамбула (вводная часть), разделы, главы, статьи. В структуре Конституции России находит свое выражение логическая взаимосвязь составляющих его элементов, обеспечивается последовательность их расположения, внутренняя согласованность. Содержание каждого последующего раздела (главы) предопределено предыдущим (предыдущей), и все разделы (главы) Основного закона следует рассматривать в системной взаимосвязи.


Преамбула – это вводная часть к тексту Конституции. Она объясняет цели и задачи деятельности государства, исторические условия разработки и принятия Основного закона, способствует уяснению его содержания в целом и особенностей. Основную часть Конституции составляют положения раздела I, посвященные: 1) основам конституционного строя; 2) правам и свободам человека и гражданина; 3) федеративному устройству; 4) системе органов государственной власти и органов местного самоуправления; 5) государственной символике; 6) процедуре принятия и изменения Конституции. Раздел II «Заключительные и переходные положения». Нормы этого раздела фиксируют прекращение действия прежней Конституции, устанавливают порядок вступления Основного закона в силу, сроки образования новых органов публичной власти.


Конституционные права и свободы – это признаваемые государством согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и закрепляемые в Конституции основные, т.е. неотчуждаемые права и свободы, принадлежащие человеку от рождения. Они представляют собой гарантируемые государством основные юридические возможности человека и гражданина избирать вид и меру своего поведения в различных сферах жизни общества и государства и действовать в собственных интересах, интересах других лиц, общественных интересах. Основные права и свободы человека и гражданина подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности личности на личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные


Основные обязанности человека: уплата законно установленных налогов и сборов; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; долг и обязанность защиты Отечества; обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конспект НОД «С чего начинается Родина…» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.

Систематизировать знания детей о символике государства.

Развивать память, коммуникативные навыки.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Предварительная работа:

Беседы о российской символике.

Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций о Москве.

Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Дидактические игры:

« Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Угадай роспись».

Материал: Флаги и гербы разных стран, флаги России и Москвы, гимн России, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы сегодня готовы узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем в игру « Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», « родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным. (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)

Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может прозвучать в стихотворении

Стихотворение:

Много мам живёт на свете

Всей душой их любят дети

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя»

А давайте нежно и ласково скажем слово: «Родная мама»

Стихотворение:

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки без ребят

В уголке скучают!

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата,

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

А теперь все радостно скажем: «Родной наш сад».

Вот как по – разному может звучать одно и тоже слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Такое место по – другому ещё называют «Родина». Послушаем стихотворение:

Стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

Правильно, - это Россия. Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает…

Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Нет краше земли, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

На чужой стороне и летом холодно.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.

Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города. Посмотрите, как пишется это слово. (На доске выкладывается слово из букв «Россия».)

Стихотворение:

Россия. Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь

А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте)

А теперь подойдём к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

В каких двух частях света расположена Россия? (Европа и Азия)

Как называется главный город страны?

Назовите столицу России.

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве)

А кто знает, кто является президентом нашей страны… (Путин В.В).

У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.

Что это?

Назовите их? Зачем они нам нужны?

Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

(Звучит гимн России).

Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

А сейчас найдите герб нашей страны? (раскладываются изображения гербов, дети находят герб России)

Стихотворение о гербе:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад. На восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Найдите флаг нашей страны.

Стихотворение о флаге:

Белый цвет – берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

Правильно это дерево. Из чего состоит дерево?

А какое дерево символизирует Россию? (берёза)

Россия – это самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом, для… (перечислить птиц, животных, назвать ягоды, грибы.)

А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшки)

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка)

Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая Родина.

Как называется город в котором мы живём? (Москва.)

А мы с вами кто? (москвичи).

У нашего города есть своя символика. Показываю герб и флаг Москвы.

На какой реке расположен наш город? (Москва)

Какие места вам нравятся в родном городе?

(Рассматривание фотографий о Москве)

Стихотворение о Москве.


Методическая разработка первого урока в 1 классе

Разработала учитель начальных классов

Паталах Светлана Федоровна

Тема. С чего начинается Родина?

Цели. Формировать понятие «Родина», расширять знания о родном городе Донецке;

активизировать познавательные интересы детей;

формировать представление о том, что в школе получают знания, необходимые всем людям в жизни; способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

развивать память, внимание, речь и мышление учащихся; развивать творческие способности первоклассников;

воспитывать желание хорошо учиться и много знать;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу, своей Республике.

Оборудование. Иллюстрации города Донецка, карта ДНР, плакаты ко Дню знаний; раскраски для детей, картинка с изображением Мудрой Совы, изображение паровозика и вагончиков, звездочки, аудиозапись песни «Цветные сны» (муз. М. Дунаевский, слова Н. Олев); видеоклип «В первый день сентября» (муз. А Комаров, сл. В. Капустин); песня Ю. Чичкова «Родная песенка».

Ход урока

I . Организация класса.

Школа двери нам открыла,

Приглашает в гости нас.

Знания – большая сила!

Первоклассник, в добрый час!

II . Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня вы вступили в нашу школьную семью, стали учениками 1-А класса!

Старательные девочки здесь?

Умные мальчики здесь?

Заботливые мамы и папы здесь?

Ребята, этот день очень важен. Школа станет для вас вторым домом, здесь вы научитесь читать, писать, решать задачи, любить и беречь природу, найдёте много новых замечательных друзей. Удачи вам и успехов!

Сегодня провести наш первый школьный урок поможет поезд «Первоклассник»!

В поезд можете садиться,

Этот поезд быстро мчится.

В школу он спешит сейчас,

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник –

Это каждый знает.

Мчится поезд «Первоклассник»,

Скорость набирает.

Учитель. Первая остановка «Школьная».

А теперь слово предоставляется первоклассникам.

Вот осень на дворе.

Птицы к югу полетели.

Значит, время детворе

Книжки складывать в портфели.

Раньше мы играли в школу,

Но закончилась игра.

Нам завидуют сегодня

Дошколята со двора.

У меня в портфеле книжки.

У меня в руках букет.

Все знакомые мальчишки

Удивленно смотрят вслед.

В первый раз заходят в класс

Первоклашки-новосёлы.

Оторвать не могут глаз

От просторной светлой школы.

Наша школа - это храм науки.

Дом уюта, светлый огонек,

Добрые учительские руки.

Первый школьный радостный звонок!

Что ждет меня в школе?

Парта ждет меня, во-первых,

Ждут уроки, ждут друзья.

Будет в школе не до лени,

Там я в новую страну

Дел и знаний, и умений

Путешествие начну!

Ждет природа – лес и поле!

Ведь в поход пойдем не раз…

Ждут меня «пятёрки» в школе,

Ждет меня весь первый класс!

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд.

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь.

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Мы хотим скорей учиться,

Подружиться с букварем.

От страницы до страницы

К марту мы его прочтем!

Молодцы, ребята! Вы станете хорошими учениками.

III . Сообщение темы урока.

    Ребята, посмотрите на доску. Какое слово там написано?

Учитель открывает слово РОДИНА. Прочитаем хором.

Тема нашего первого школьного урока: «С чего начинается Родина».

IV . Основная часть.

1. Остановка «Что такое Родина»

Упражнение «Микрофон»

Учитель проходит с микрофоном и задает детям и родителям вопросы.

Что такое Родина?

Как называется наша страна?

Как называется наш город?

Какие цвета у Флага ДНР?

Что символизирует каждый цвет?

(Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа).

- С чего начинается Родина?

(Прикрепляет на доску с ответами детей рисунки: родная улица, семья, школа, город).

Учитель. Посмотрите на карту. Это Донецкая Народная Республика. Донбасс – это заводы и шахты, золото пшеничных полей, край трудолюбивых и талантливых людей. А столица нашей Республики – город Донецк. (Иллюстрации на доске).


«Город миллиона роз» – так называют Донецк. Розы – это символ и гордость Донецка. Наш город очень красив: пройдем по бульвару Пушкина или парку Щербакова, посмотрим на речку Кальмиус, погуляем в парке Кованых фигур.

Но вы, ребята, любите не только город, но и свою улицу, своих родителей, своих друзей. Все эти понятия и есть Родина.

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2.Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Задание для родителей. Закончите пословицу о Родине.

Одна у человека мать, одна у него и …(Родина).

Родина – мать, умей за неё ..(постоять).

Если народ един, то он …(непобедим).

Человек без Родины, как соловей без …(песни).

Для Родины своей ни сил, ни жизни не.. (жалей).

2. Остановка «Музыкальная». Слушание «Родной песенки» Ю.Чичкова.

3. Остановка «Игровая»

Учитель . Сейчас я предлагаю поиграть в

ИГРУ «Что возьмешь в школу?»

Руки поставьте на локотки. Я буду называть предметы.

Если вы услышите название предмета, который не нужен в школе, то вы должны хлопнуть в ладоши.

(Букварь, кукла, тетрадь, машина, подушка, пенал, карандаш, пирожок, портфель, телевизор, телефон, ручка, веник, линейка, кресло, учебник, стул, пропись, игрушка).

Учитель. В школе помогать нам и давать задания будет Мудрая Сова (иллюстрация на доске), она дружит с нашим паровозиком «Первоклассником».

Отгадаем загадки Мудрой Совы

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться. (Книга)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)

То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Скрепки, кнопки и булавки,

Что угодно для души. (Пенал)

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд –

Сейчас заговорят. (Буквы)

Открыла двери школа,

Впустила новоселов.

Кто из вас, ребята, знает,

Как их называют? (Первоклассники)

Между двумя звонками срок

Называется (урок).

Учитель физкультуры нам сказал

Всем зайти в спортивный (зал).

Школа – не простое здание,

Ведь в школе получают (знания).

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим дня)

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные -
Все ужасно важные. (Портфель)

4. Остановка «Музыкальная физкультминутка».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы хорошо отгадываете загадки, и Мудрая Сова предлагает вам отдохнуть.

Отдохнем немножко с веселой кричалкой. Хором говорим: «Вот так!» и показываем движения.

Как живешь?

А плывешь?

Вдаль глядишь?

Как бежишь?

Утром спишь?

А шалишь?

На урок спешишь?

На часы глядишь?

Видеоклип «В первый день сентября» (муз. А. Комаров, сл. В. Капустин).

5. Остановка «Сказочная».

Вот мы и отдохнули. Путешествуя с паровозиком, мы попадаем с вами в город сказок. Отгадайте, из какой сказки отрывок.

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке! (Колобок)

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. (По щучьему веленью)

Красна девица грустна!

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок! (Маша и медведь)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

Учитель. Ребята, сказочные герои прислали вам поздравления, но забыли подписать от кого именно поздравление. Давайте попробуем угадать их.

Я желаю от души

Вам здоровья, малыши.

Чтоб прививок не боялись

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит

Добрый доктор… (Айболит)

Я желаю вам в подарок получить

Огромный торт, шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

Я хочу вам пожелать

Лишь пятерки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище … (Буратино)

6. Остановка «Родной Донецк».

Учитель. Наш паровозик «Первоклассник» продолжает свой путь. И следующая остановка «Родной Донецк».

Ребята, наша Родина – это наша Республика, это родная школа, улица, на которой вы живете, и, конечно же, родной город Донецк. Посмотрите на иллюстрации на доске. Здесь вы видите знакомые места.

Памятник «Слава шахтерскому труду» Памятник «Твоим освободителям,

Донбасс»


Парк Щербакова


Мяч-фонтан находится возле стадиона «Донбасс-Арена»

Парк Кованых фигур


Конечно же, вы узнали эти памятные места Донецка. Поднимите руки те дети, кто посещали эти замечательные места нашего города.

Ребята подготовили стихотворения о родном городе .

1. Родился в донецких степях

Мой город заводов и шахт,

Каштанов, берез, тополей,

Красивых и гордых людей!

2. Город роз и угля,

Город добрых сердец,

Догадались, друзья?

Наш любимый Донецк.

3. Город любимый мой, город прекрасный,

Труженик в будни и радостный в праздник,

Город шахтеров, ученых, актеров,

Точных приборов и мощных моторов.

4. Донецк родной – столица наша!

Горжусь тобой, как верный сын.

Ты с каждым днем светлей и краше

В степи донецкой исполин!

5. Трудишься ты вдохновенно и смело,

И по плечу тебе каждое дело.

Родина наша тобою гордится,

Славный Донецк мой, Донбасса столица!

Творческое задание «Моя звёздочка – Донецку»

Учитель. Ребята, перед вами на партах лежат звездочки. Вы сказали такие прекрасные слова о Родине, о родном Донецке. Каждый житель Донецка – это звездочка. И вы тоже являетесь маленькой яркой звездочкой города. Раскрасьте звезду так, как вы хотите. Можете нарисовать на звезде любое пожелание родному городу, любой рисунок (розу, голубя и т.д.). Главное, чтобы вложили в рисунок тепло ваших сердец.

Дети выполняют задание под музыку «Цветные сны» (муз. М. Дунаевского, слова Н. Олева).

Свои звёздочки первоклассники прикрепляют к доске.

V . Итог урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие на поезде «Первоклассник».

Впереди у нас еще много интересных открытий.

Главный вопрос нашего урока был «С чего начинается Родина?».

Продолжите предложение «Родина начинается с …»

Вы многое узнали и запомнили на первом уроке, поэтому Мудрая Сова вам дарит