Китайская стена ее история. Длина китайской стены, история и легенды

Великая Китайская стена — одно из самых посещаемых туристами мест. Масштабы её поражают. Как о всяком «новом чуде света» , о ней ходит много заблуждений и домыслов. Разберем их по порядку.

Путаница начинается с самого понятия «Великая Китайская стена». В современном Китае это все защитные сооружения, построенные разными китайскими династиями для защиты от северных кочевников.

Проблема в том, что династий было много и разных, стены строили в разное время, в разных местах и из разного материала. Одни сооружались далеко на севере или в песках пустыни Гоби, другие в горах в нескольких километрах от Пекина. В большинстве своём это были простые земляные валы с отдельными крепостями и каменными стенами в стратегически важных местах. В принципе такие стены не сильно отличались от Змеивых валов на юге России или лимеса на рубежах Римской империи, к тому же большая часть была построена примерно в то же время.

2 Одна длинная стена?

Самое распространённое заблуждение о Стене, что она представляет собой непрерывную линию. На самом деле Китайская Стена состоит из множества отдельных отрезков, построенных от монгольских набегов в местах наибольшей опасности. В некоторых местах «стена» состояла только из смотровых башен или отдельных крепостей.

Только столица Пекин была защищена практически непрерывно, а в некоторых местах и двойной линией защиты. Самые зрелищные части Стены на горных хребтах, возлюбленные сегодняшними туристами, строили для обороны против вылазок маленьких групп монгольских разбойников, которые периодически подбирались к столице, грабили и брали заложников.

3 Когда построили Стену?

Защитные стены впервые упоминаются в Период Сражающихся Царств (476–221 гг. до н. э.). Стены строили для защиты не только от набегов кочевников, но и от вражеских соседских государств, которые не зря назывались сражающимися. В III веке до н. э. первый император всего Китая Цинь Шихуанди приказал построить стену для защиты завоёванных территорий. Дело первого императора продлила следующая и значительно более долголетняя династия Хань (206 до н. э. – 220 н. э.). В то время была построена застава «Нефритовые ворота», считающаяся самой западной точкой Стены. После Хань строительство стен было значительно менее масштабным, их строили только относительно слабые и короткие династии, чтобы защитить себя от северных кочевников. Интересно, что несколько этих династий были созданы северными кочевниками, тюркскими или монгольскими народами. Вместе со своими предшественниками большинство этих стен кануло в Лету, их следы с трудом находят местные учёные и археологи-любители.

Строение стены возобновилось во время династии Мин (1368–1644). В XIV веке Мин покончили с «татаро-монгольским игом» и начали ограждать себя особенно крепкими и высокими стенами, которые остались и сегодня. Именно строители Мин построили ту стену из обожжённого кирпича со смотровыми башнями, зубцами и амбразурой, которая слывёт «классической» Китайской стеной. Причём самая активная часть строения пришлась на вторую половину XVI века.

В 1644 г. армия маньчжуров завоевала Китай и «пограничная стена» династии Мин оказалась в глубоком тылу. Новые властители Китая не стали сносить стену, но и не строили новых. О развалинах стены предшественников иногда вспоминалось, как о символе прежней эпохи и собственного величия, но по большому счёту о них забыли, они обветривались и зарастали.

4 Какая длина Стены?

Официальное китайское название «длинная стена в 10 000 миль» не стоит принимать дословно. В древнем Китае 10 000 считалось условным числом для выражения бесконечности или невероятно большого расстояния. Подлинная длина стены колеблется в зависимости от того, какие отрезки считать Китайской стеной, а какие нет. Согласно новейшим китайским подсчётам длина Стены построенной династией Мин — 8 850 км. Если учитывать стены, построенные в более ранние эпохи, можно досчитать до двадцати с лишним тысяч километров.

5 Сколько человек погибло при постройке Стены?

Одна из самых известных легенд о стене - легенда о леди Мэн, благородной девушке, потерявшей мужа на стройке стены первого императора. Она так горько плакала, что стена обрушилась и девушка увидела ужасную картину: в стене покоились тысячи тел погибших работников.

Сказка о леди Мэн обрела популярность в XII веке н. э. и была одной из многих легенд о жестокости Цинь Шихуанди, эталонного злодея китайских историков и чиновников-литератов. Достоверных же источников о строительстве первых стен не существует.

Условия работы, несомненно, были очень суровыми, но страшные подробности о многих тысячах жертв, скорее всего, преувеличены. В XVI веке стены династии Мин строили солдаты и гражданские ремесленники. Сегодня можно найти кирпичи с названиями кирпичных мануфактур, которые их обжигали.

6 Что символизирует Китайская стена?

Для европейцев, посещавших Китай, символика стены напрашивалась сама собой – огромная стена как защита от внешнего мира или даже символ ксенофобии и неумения договариваться с иностранцами, тем более именно так вели себя китайские чиновники и члены двора, с которыми имели дело первые европейские путешественники.

По сегодняшний день выходят работы западных журналистов и видных академиков с «Китайской стеной» в заголовке или на обложке.

Именно интерес иностранцев приблизил и самих китайцев к «самому длинному сооружению на свете». До конца XIX века стена (или стены) скорее ассоциировалось с кошмарными легендами о Цинь Шихуанди или давно забытыми стычками с монголами. Только после усиленного внимания со стороны иностранцев началась переоценка пограничных сооружений. В отличие от европейцев, китайцы увидели в стене символ чрезвычайных достижений путём прилежности и упорства. Один из самих известных примеров — стихотворение Мао Цзэдуна «Люпаньшань» о Великом Походе китайских коммунистов:

Там, за бледными облаками,

Гусь на юг улетает с криком.

Двадцать тысяч ли пройдено нами,

Но лишь тех назовут смельчаками,

Кто дойдёт до Стены Великой!

Сегодня последние две строчки воспринимают дословно и штампуют на дешёвых сувенирах.

7 Была ли стена хорошей защитой?

Однозначного ответа, естественно, нет. С одной стороны, на строительство стены было потрачено много времени и сил. Даже на отвесных утёсах стоят смотровые башни, а императоры Мин наказывали нескольких исполнителей за некачественную работу и «осваивание бюджета».

К тому же, в конечном счёте, китайские генералы открыли стену для маньчжурских войск, и они в 1644 году завоевали весь Китай. С другой стороны, китайская стена никогда не являлась абсолютным затвором от внешнего мира, и её строители это понимали. В первой половине правления Мин монгольские войска несколько раз окружали Пекин и даже брали в плен императора, что удалось прекратить после огромных инвестиций в новую стену. Известны случаи, когда удавалось отбить многотысячные армии кочевников от китайской столицы, например, на участке Бадалин в 1561 году. На труднопроходимых участках Стена скорее служила как форпост против монгольских рейдов на китайскую территорию. Так, на многих частях стены амбразуры направлены не только на север, но и на юг. Таким образом, солдаты могли оборонятся или нападать и на отступающих монголов.

Иными словами, если понимать стену, как локальное оборонительное сооружение, то со своими функциями она вполне справлялась.

Самое грандиозное на планете оборонительное сооружение – это Великая китайская стена, Восьмое чудо света. Это укрепление считается самым длинным и самым широким. До сих пор ведутся споры, сколько км китайская стена тянется. Об этом строении можно найти немало интересных фактов в литературе и в Интернете. Интерес вызывает даже его расположение – эта стена разделяет Китай на север и юг — край кочевников и край земледельцев.

История китайской стены

До появления Великой китайской стены в Китае было очень много разрозненных оборонительных сооружений от набегов кочевников. В третьем веке до нашей эры, когда начал править Цинь Шихуанди, маленькие царства и княжества объединились. И император решил строить одну большую стену.

Начали стену строить в 221 году до нашей эры. Есть легенда, что на строительство китайской стены бросили целую императорскую армию – около триста тысяч человек. Привлекли и крестьян. Сначала стена была в виде обычных земляных насыпей, а уже после их начали заменять кирпичом, камнем.

Кстати, это сооружение можно назвать самой длинной не только стеной, а и кладбищем. Ведь тут было похоронено очень много строителей – их закапывали в стену, и дальше строили конструкции прямо на костях.

С момента строительства стену не раз пытались разрушить, а потом восстановить. Современный вид это сооружение получило при династии Мин. С 1368 по 1644 года устанавливались строительные башни, вместо земляных насыпей клали кирпич, некоторые участки отстраивали заново.

О Китайской стене, которая считается самым длинным искусственным сооружением в мире, есть множество интересных фактов. Вот некоторые из них:

  • при укладке блоков из камня использовалась клейкая рисовая каша, в которую подмешивали гашеную известь;
  • ее строительство забрала жизни более миллионов человек;
  • эта стена есть в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО как одно из величайших исторических достопримечательностей;
  • в 2004 году Китайскую стену осмотрели более сорока миллионов иностранных туристов.

Больше всего споров ведется вокруг цифры, сколько км Великая китайская стена . Ранее считалось, что ее протяженность составляет 8,85 тысячи. Но потом оказалось, что археологи измеряли только те участки сооружения, которые были возведены в эпоху династии Мин.

А вот если говорить обо всей китайской стене, длина ее составляет 21,196 тысячи километра. Эти данные были озвучены сотрудниками Государственной администрации по делам культурного наследия. Исследования они начали еще в 2007 году, а о результатах заявили в 2012-м. Таким образом, длина китайской стены оказалась больше первоначальных данных на 12 тысяч километров.

Великая Китайская стена – грандиознейшее оборонительное сооружение в истории человечества. Предпосылки к созданию сложились еще задолго до многовекового строительства. Так множество северных княжеств и царств Китая строили стены для обороны от набегов кочевников. После объединения этих маленьких царств и княжеств в III веке до н.э. под династией Цинь императором был избран Цинь Шихуанди. Именно он объединенными усилиями всего Китая начал долгое строительство Великой Китайской стены, призванной защитить Китай от набегов вражеских отрядов.

Великая Китайская стена в фактах и цифрах

Где находится Великая Китайская стена? В Китае. Стена берет начало в городе Шаньхай-гуань и оттуда тянется змееподобными изгибами через половину страны в Центральный Китай. Конец стены находится около города Цзяюйгуань. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. На участке в 750 километров Великую Китайскую стену в свое время использовали даже как отличную дорогу. Рядом со стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и крепости.

Длина Великой Китайской стены, если ее измерять по прямой, достигает 2450 километров. А общая протяженность с учетом всех извилин и веток оценивается в 5000 километров. О размерах данной постройки издревле сказываются мифы и легенды, даже говорилось, что стену можно увидеть с Луны. Но этот миф в наш век технического прогресса свободно разоблачился. Хотя из космоса (с орбиты) Китайскую стену видно, особенно если это касается спутниковых снимков. Спутниковую карту, кстати, можно будет посмотреть ниже.

Вид со спутника на стену

История грандиозного сооружения Китая

Начало строительства Великой Китайской стены относят к 221 году до н.э. По легендам на строительство была брошена армия императора (порядком 300 тысяч человек). Здесь же были задействованы и большое количество крестьян, ведь убыль строителей нужно было постоянно компенсировать новыми людскими ресурсами, благо с этим в Китае проблем не возникало. Есть даже ряд людей, считающих, что Великая Китайская стена построена русскими, но оставим это как еще одну красивую догадку.

Основную часть стены возвели как раз при Цине. Фронт работы велся по объединению уже построенных укреплений в единую конструкцию и расширение стены на запад. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии уже были заменены камнем и кирпичом.

Невосстановленный участок стены

Интерес вызывает географическое положение стены. Она как бы разделяет Китай на две части – север кочевников и юг земледельцев. Дальнейшие проводимые исследования подтверждают этот факт.

По совместительству самое длинное укрепление является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни.

На основе большой смертности стену за века окружили множество легенд. Согласно одной из них императору Цинь Шихуанди предсказали, что строительство стены завершится либо после смерти человека с именем Вано, либо 10 тысяч других людей. Император, разумеется, приказал найти Вано, убить его и закопать в стене.

За время существования стены ее пытались множество раз восстанавливать. Этим занимались династии Хань и Суй. Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644). Именно здесь земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки отстроили заново. Здесь же были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов.

Сторожевые башни

Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572-1620). Многие вплоть до XX века думали, что именно он, а не Цинь Шихуанди, возвел это грандиозное сооружение.

Как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Ведь для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Поэтому по большей части охрана стены смотрела не на Север, а на… Юг. Нужно было следить за уставшими от налогов и работы крестьянами, желающих переметнуться на свободный север. В связи с этим существует даже полумиф о том, что бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая.

С ростом Китая на Север, функции стены как границы исчезли полностью и она начала приходить в упадок. Как и многие другие крупные сооружения древности, стену начали подвергать разбору на стройматериал. И лишь в наше время (1977 г.) китайское правительство внесло штраф за порчу Великой Китайской стены.

Стена на фотографии 1907 года

Сейчас Великая Китайская стена является признанным символом Китая. Многие участки были снова отреставрированы и показываются туристам, один из участков даже проходит рядом с Пекином, что привлекает миллионы любителей китайской культуры.

Участок Бадалин около Пекина

Великая Китайская стена - одно из древнейших сооружений, сохранившихся до наших времён. Её строительство растянулось на много столетий, сопровождалось непомерными человеческими потерями и гигантскими материальными затратами. Сегодня этот легендарный архитектурный памятник, который некоторые даже называют восьмым чудом света, привлекает путешественников со всей планеты.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.


Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена - это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Стена во времена правления других династий

В период царствования династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) Стену продлили в западном направлении до города-оазиса Дуньхуана. Дополнительно была создана специальная сеть сторожевых башен, тянущаяся ещё глубже в пустыню Гоби. Эти башни призваны были защитить торговцев от грабителей-кочевников. В годы империи Хань было восстановлено и возведено «с нуля» около 10000 километров Стены - это в два раза больше, чем построили при Цинь Шихуандзи.


Во времена царствования династии Тан (618–907 гг. н. э.) в качестве часовых на Стене, в чьи обязанности входило следить за окружающей местностью и при необходимости подавать сигнал тревоги, стали использовать не мужчин, а женщин. Считалось, что женщины более внимательны и относятся к возложенным на них обязанностям ответственнее.

Много усилий для улучшения Стены приложили представители правящей династии Цзинь (1115–1234 гг. н. э.) в XII столетии - они периодически мобилизовывали для строительных работ десятки и сотни тысяч людей.

Участки Великой Китайской стены, сохранившиеся до нынешних дней в приемлемом состоянии, были возведены преимущественно при династии Мин (1368–1644). В данную эпоху для строительства использовались глыбы из камня и кирпичи, что делало конструкцию ещё прочнее, чем прежде. А строительный раствор, как показывают исследования, древние мастера готовили из известняка с добавлением рисовой муки. Во многом благодаря этому необычному составу многие отрезки Стены не разрушились до сих пор.


При династии Мин Стена была серьёзно обновлена и модернизирована - это помогло многим её участкам сохраниться до наших дней

Поменялся и внешний облик Стены: верхняя её часть была снабжена бруствером с зубцами. В тех зонах, где фундамент уже был хлипким, его укрепили каменными блоками. Интересно, что ещё в начале двадцатого века жители Китая считали главным создателем Стены именно Вань-Ли.

За столетия правления династии Мин, строение протянулось от заставы Шаньхайгуань на побережье Бохайского залива (здесь один участок укреплений даже немного уходит в воду) до заставы Юймэньгуань, находящейся на границе современного района Синьцзян.


После воцарения в 1644 году маньчжурская династия Цин, сумевшая объединить под своим контролем Север и Юг Китая, вопрос о сохранности стены отошёл на задний план. Она потеряла значение как оборонительного сооружения и казалась новым правителям и многим их подданным чем-то бесполезным. Представители династии Цин относились к Стену с некоторым пренебрежением, в частности, из-за того, что сами в 1644 году легко преодолели её и вошли в Пекин, благодаря предательству генерала У Саньгая. В общем, ни у кого из них не было планов строить Стену дальше или восстанавливать какие-то участки.

За время царствования династии Цин Великая Стена практически разрушилась, так как за ней толком не ухаживали. Только небольшой её отрезок около Пекина - Бадалин - сохранялся в достойном виде. Этот отрезок использовался в качестве своеобразных парадных «столичных ворот».

Стена в XX веке

Лишь при Мао Цзэдуне на Стену снова обратили серьёзное внимание. Однажды, ещё в тридцатых годах XX века, Мао Цзэдун сказал, что тот, кто не был на Стене, не может считать себя молодцом (или, в другом варианте перевода, хорошим китайцем). Эти слова впоследствии стали очень популярной в народе поговоркой.


Но масштабные работы по восстановлению Стены начались только после 1949 года. Правда, в годы «культурной революции» эти работы были прерваны - наоборот, так называемые хунвэйбины (члены школьных и студенческих коммунистических отрядов), разбирали некоторые участки Стены и делали из полученных таким образом стройматериалов свинарники и другие «более полезные», по их мнению, объекты.

В семидесятых культурная революция закончилась, и вскоре очередным руководителем КНР стал Дэн Сяопин. При его поддержке в 1984 году была запущена программа по реставрированию Стены - её финансировали крупные компании и обычные люди. А ещё три года спустя Великую Китайскую стену включили в перечень ЮНЕСКО как объект мирового наследия.

Не так давно большое распространение имел миф о том, что Стену реально разглядеть с околоземной орбиты. Однако реальные свидетельства космонавтов опровергают это. Например, знаменитый американский космонавт Нил Армстронг в одном из интервью сказал, что в принципе не верит, что с орбиты можно рассмотреть хоть какое-нибудь искусственное сооружение. И добавил, что не знает ни одного парня, который сознался бы, что смог увидеть своими глазами, без специальных приспособлений, Великую Китайскую стену.


Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы - это ещё одна особенность данной конструкции.


Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).


Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот - с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения - Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Стена в нынешнее время

Сейчас самый востребованный участок Стены у туристов - это уже упомянутый Бадалин, находящийся неподалёку (примерно в семидесяти километрах) от Пекина. Он сохранился лучше, чем другие участки. Для туристов он стал доступен в 1957 году, с тех пор здесь постоянно проводятся экскурсии. До Бадалина сегодня можно добраться прямо из Пекина автобусным или железнодорожным экспрессом - это не займёт много времени.

На Олимпиаде 2008 года ворота Бадалина выполняли роль финиша для велогонщиков. А ещё в КНР каждый год устраивается марафон для бегунов, маршрут которого проходит через один из участков легендарной Стены.


На протяжении долгой истории строительства Стены происходило всякое. Например, строители порой поднимали бунты, так как не желали или не хотели больше работать. Кроме того, нередко стражники сами пропускали врага за Стену - из страха за свою жизнь или за взятку. То есть во многих случаях она и вправду была неэффективным защитным барьером.

Сегодня в КНР Стена, несмотря на все провалы, сложности и неудачи, возникавшие при её строительстве, считается символом стойкости и трудолюбия предков. Хотя среди обычных современных китайцев найдутся и те, кто относится к данному сооружению с подлинным уважением, и те, кто, не задумываясь, бросит мусор рядом с этой достопримечательности. При этом отмечено, что на экскурсии на Стену жители Китая ездят так же охотно, как и иностранцы.


К сожалению, время и капризы природы работает против этого архитектурного сооружения. Например, в 2012 году СМИ сообщали, что сильными дождями в Хэбэе полностью смыло 36-метровый отрезок Стены.

По оценкам экспертов, значительный сегмент Великой Китайской стены (буквально тысячи километров) будет разрушен до 2040 года. Прежде всего это угрожает отрезкам Стены в провинции Ганьсу - их состояние очень ветхое.

Документальный фильм телеканала Discovery «Взрывая историю. Великая Китайская стена»

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин . Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с , в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры . Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди . В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи . Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум . Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира» . Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев . В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней .

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень . Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней . Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине . Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого . На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.