Какие бывают лифты. Классификация лифтов. Какие бывают лифты Различают системы управления, обеспечивающие

Автоматическое управление лифта - это пуск кабины лифта, который осуществляется за счет кратковременного воздействия на управляющие устройства лифта, находящиеся на посадочной площадке и/или в кабине лифта. После срабатывания устройства происходит автоматическая остановка кабины лифта на заданной посадочной площадке. Если двери лифта имеют привод, то они открываются автоматически. На пассажирских лифтах каждый следующий вызов влечет за собой автоматическое закрыванию дверей лифта, в результате чего кабина лифта перемещается в соответствии с этим конкретным вызовом.

Башмак кабины лифты (противовеса лифта) - это устройство лифта, которое позволяет обеспечивать положение узлов лифта относительно направляющих.

Блок отклоняющий (отводной, направляющий) - это устройство лифта, позволяющее отклонять канат в нужном направлении.

Блочное помещение - это отдельное помещение, которое необходимо для установки блоков.

Буфер – это устройство лифта, предназначенное для амортизации, а также для остановки движущейся кабины лифта (противовеса) при переходе крайних рабочих положений.

Ввод лифта в эксплуатацию – это мероприятие, которое свидетельствует о готовности лифта к его использованию по непосредственному назначению, а также документально оформленное в установленном порядке.

Вводное устройство лифта - это электротехническое устройство лифта, предназначенное для подачи и снятия напряжения с питающих линий на вводе в лифт.

Вид управления лифта - это совокупность всех способов подачи команд управления при использовании лифта по его непосредственному назначению.

Винт - это нагруженный элемент, принадлежащий винтовому приводу лифта и имеющий наружную резьбу.

Вместимость кабины лифта - это расчетное количество пассажиров, которые размещаются в каине лифта, а также зависящее от полезной площади кабины лифта и/или номинальной грузоподъемности лифта.

Внутренне управление лифтом – это вид управления лифтом, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из кабины лифта.

Вызывной пост лифта – это кнопка, расположенная на каждом конкретном этаже здания и предназначенная для вызова лифтовой кабины.

Выключатель кабины лифта «СТОП» - это выключатель кабины лифта, который отключает электродвигатель лифта при нажатии на выключатель пассажиром или обслуживающим персоналом лифта.

Выравнивание – это операция, которая повышает точность остановок лифтовой кабины на каждом конкретном этаже.

Высота верхнего этажа – это часть лифтовой шахты, которая расположена между самой верхней посадочной площадкой, а также перекрытием шахты лифта.

Высота подъема лифта – это расстояние между уровнями нижней и верхней посадочных или погрузочных площадок лифта по вертикали.

Габариты шахты лифта (внутренние) – это внутренние размеры лифтовой шахты, в миллиметрах. Ширина шахты лифта х Глубину шахты лифта. Ширина лифтовой шахты определяется со стороны входа в кабину лифта.

Гайка рабочая – это нагруженный элемент винтового привода лифта, который имеет внутреннюю резьбу.

Гибкий тяговый элемент – элемент, представленный канатом, цепью или ремнем, на котором подвешена кабина лифта (противовес лифта) и который предназначен для передачи тягового усилия.

Гидравлический лифт – это лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.

Гидроагрегат лифта – это блок гидроустройств, который предназначен для создания потока рабочей жидкости под давлением, для регулирования потока, а также для контроля давления.

Гидроцилиндр лифта - это сборочный узел гидравлического лифта, который состоит из плунжера и цилиндра и приводимый в действие при помощи гидравлической жидкостью.

Грузовзвешивающее устройство лифта – это устройство лифта, которое необходимо для определения величины загрузки кабины лифта и значение которой подается в систему управления лифтом.

Грузоподъемность лифта - это наибольшая масса груза, которую сможет транспортировать лифт.

Грузоподъемность лифта номинальная – это наибольшая масса груза, для транспортирования которого рассчитано лифтовое оборудование.

Группа лифтов – это два или более лифтов, которые объединены системой группового управления и которые имеют общие этажные площадки или общие лифтовые холлы.

Групповое автоматическое управление лифтами – это автоматическое управление двумя и/или более лифтами, которое координируется при помощью системы диспетчерского управления лифтами и обеспечивает автоматическую отправку кабин лифтов.

Групповое управление лифтами - это система управления совместной работой двух и/или более лифтов.

Давление рабочее - это давление, которое измерено в цилиндре гидравлического лифта при подъеме лифтовой кабины с номинальной нагрузкой лифта и при номинальной скорости лифта.

Датчик пожарной опасности – это устройство безопасности лифта, которое позволяет исключить пользование лифтом во время пожара. Если поступает сигнал с этого датчика, то кабина лифта приезжает на самый нижний этаж и остается на нем, двери кабины лифта открываются.

Двери кабины (шахты) лифта телескопического открывания – это раздвижные двери кабины (шахты) лифта, створки которых движутся в одну стороны в параллельных плоскостях, при этом заходя одна за другую.

Двери кабины (шахты) лифта центрального открывания - это раздвижные двери кабины (шахты) лифта, створки которых движутся в разные стороны, при это движение их происходит в параллельных плоскостях.

Дверь кабины (шахты) лифта горизонтально-раздвижная - это дверь кабины (шахты) лифта, створки которой перемещаются в горизонтальном направлении.

Дверь кабины (шахты) лифта комбинированного открывания – это четырехпанельная или шестипанельная горизонтально-раздвижная дверь кабины лифта, которая объединена в пару из двухпанельных или трехпанельных телескопических створок дверей шахты лифта, при этом каждая их пар перемещается в противоположные направления от центра.

Дверь кабины (шахты) лифта – это часть конструкции, которая состоит из сплошных панелей, механизма открывания дверей и автоматического замка.

Доступность лифта для инвалидов – это доступность лифта, которая дает возможность для инвалидов перемещаться в пределах посадочных площадок перед лифтами, а также вызвать лифт, размещаться в нем и беспрепятственно перемещаться на необходимый этаж.

Заземление защитное лифтовой установки – это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Зануление лифтовой установки - это преднамеренное электрическое соединение с нулевым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Заполнение кабины лифта – это количество пассажиров, находящихся в кабине лифта.

Зона выравнивания - это ограниченное расстояние ниже и/или выше посадочной площадки, в результате чего в пределах этого расстояния выравнивающее устройство может перемещать кабину лифта в направлении площадки.

Инженерный центр по лифтам – это экспертная организация, которая имеет все необходимые лицензии органов Госгортехнадзора России, а в список ее основных видов деятельности входят техническое освидетельствование, диагностирование, экспертное обследование, неразрушающие методы контроля металлоконструкций и другие виды деятельности по лифтам, за исключением технического обслуживания лифтов и ремонта лифтов.

Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия - это документ, который содержит сведения, необходимые для монтажа лифта, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи лифта и его составных частей в эксплуатацию.

Кабель подвесной лифтовой - это гибкий кабель между кабиной лифта и фиксированной точкой, который используется для подачи электропитания и сигналов, а также для обеспечения связи между кабиной лифта и шахтой лифта.

Кабина лифта – это часть лифта, которая несет нагрузку и состоит из платформы, рамы и ограждения, а также дверей и которая служит для размещения и подъема пассажиров и/или груза.

Канат безопасности лифтовой - это дополнительный лифтовой канат, который прикреплен к кабине лифта и который вызывает срабатывание ловителя, если происходит повреждении подвески.

Канат лифтовой - это гибкое изделие из стальной проволоки и волокон (синтетических или растительных) на котором подвешены противовес и кабина лифта и которое предназначено для передачи тягового усилия.

Капитальный ремонт лифта – это ремонт, который производится для того, чтобы устранить неисправности лифта при помощи замены или восстановления любых его частей, в том числе базовых.

Клапан «Запорный» - это двухходовой клапан, который управляется вручную, а также который пропускает или перекрывает поток жидкости в двух направлениях.

Клапан от разрыва – это клапан, который сконструированный для того, чтобы автоматически перекрывать поток жидкости, когда происходит снижение давления.

Команда управления - это команда, подаваемая пассажиром лифта или персоналом обслуживающим лифт в систему управления.

Комплект ЗИП лифта – это комплект запасных частей, инструментов, материалов, необходимых для ремонта и технического обслуживания изделий и скомплектованные с учетом предназначения и особенности использования лифта.

Концевой выключатель – это электрический выключатель, который устанавливается в лифтовой шахте и предназначается для управления движением лифтовой кабины или дверей лифта.

Лебедка лифта – это тяговый элемент лифтового оборудования, который состоит из электродвигателя и устройства, передающего механическую энергию от электродвигателя к канатоведущему шкиву и который обеспечивает движение лифтовой кабины.

Лебедка лифта барабанная – это редукторная приводная лебедка лифтового оборудования, у которой тяговое усилие создается при помощи жесткого крепления одного конца тягового элемента к барабану и наматывание его вокруг барабана при подъеме лифтовой кабины.

Лебедка лифта безредукторная – это тяговый элемент лифтового оборудования, который состоит из электродвигателя, при этом шкив привода и тормоз находятся на общем валу.

Лебедка лифта редукторная - это приводной механизм, в котором между электродвигателем и шкивом привода используется редуктор или иные устройства, которые обеспечивают передачу усилия на ведомое устройство.

Лебедка лифта с канатоведущим шкивом – это лифтовая лебедка, тяговое усилие которой создается при помощи трения тяговых элементов со шкивом.

Лебедка лифта со звездочкой – это лифтовая лебедка, тяговое усилие которой создается при помощи зацепления звездочки с тяговой цепью.

Лебедка лифта со шкивом или барабаном трения – это лифтовая лебедка, тяговое усилие которой создается при помощи трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

Лифт - это стационарный грузоподъемный агрегат периодического типа действия, который предназначается для подъема и спуска пассажиров и/или грузов в кабине лифта, которая движется по прямолинейным направляющим между двумя либо более посадочными площадкам и у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

Лифт больничный (пассажирский для зданий лечебно-профилактических учреждений) - это пассажирский лифт, конструкция которого предусмотрена для перевозки пациентов, обслуживающего персонала и медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях.

Лифт гидравлический – это лифт, который имеет электронасосный гидропривод поступательного движения.

Лифт грузовой без проводника – это лифт, который предназначен для подъема и спуска грузов без сопровождающего лица. Управление этих лифтов производится с этажных площадок. Находиться в кабине данного лифта могут только те лица, которые производят погрузочные и/или разгрузочные работы.

Лифт грузовой малый – это грузовой лифт без проводника, который предназначен для подъема и спуска грузов, у которого при ограниченных грузоподъемности, высоты и площади кабины исключается возможность входа человека в кабину при загрузке и/или разгрузке.

Лифт грузовой с проводником - это лифт, который предназначен для подъема и спуска грузов с сопровождающим лицом.

Лифт грузовой тротуарный – это лифт, у которого лифтовая кабина выходит из шахты лифта через специальный люк, расположенный в ее верхней части.

Лифт для транспортирования пожарных подразделений - это лифт, который оснащен системами управления, системами защиты и связи, которые обеспечивают перемещение пожарных подразделений на этажи зданий

/сооружений во время пожара.

Лифтер – это работник, который обслуживает лифтовое оборудование.

Лифтовое оборудование - это отдельные узлы, устройства и механизмы, которые входят в состав лифта.

Лифтовой холл – это помещение, на которое выходят двери лифта.

Лифт пассажирский - это лифт, основным назначением которого является подъем и спуск пассажиров.

Лифт скоростной – это лифт, скорость движения которого превышает средние величины.

Лифт электрический - это лифт, который имеет электрический привод.

Лицензия - это специальный документ, дающий разрешение на осуществление определенного вида деятельности с обязательным соблюдением всех требований и условий. Лицензии выдаются лицензирующим органом юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Ловители – это специальное устройство лифта, которое способствует торможению, остановке и удержанию кабины лифта (противовеса) на направляющих.

Ловители плавного торможения – это ловители, которые содержат упругий элемент (пружина), деформация которого определяет величину усилия, действующего на тормозной орган (клин, колодка).

Ловители резкого торможения – это ловители, которые не содержат упругий элемент.

Машинное помещение лифта – это специальное помещение для установки привода лифта (приводов лифтов) и другого, связанного с ним оборудования.

Модернизация лифта – это обновление и/или усовершенствование узлов и деталей лифта, которое проводится для восстановления полный или частичный срок работы лифта.

Монорельс – это устройство лифта, необходимое для подъема и перемещения подвешенного груза на крюке груза.

Монтаж лифта – это установка самого лифта и его конструкции на месте эксплуатации.

Надежность лифта – это способность лифта выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени.

Надзор федеральный в области безопасности промышленной - федеральный надзор, организуемый и осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

Направляющие кабины лифта (противовеса) – это устройство, которое определяет положение кабины лифта (противовеса) в шахте.

Наружное управление лифта – это разновидность управления, в результате которого команда управления на пуск лифта подается с этажных

площадок.

Номинальная грузоподъемность лифтового оборудования – это наибольшая масса груза, для транспортировки которого рассчитано лифтовое оборудование.

Номинальная скорость лифта - это скорость движения кабины лифта, на которую рассчитано лифтовое оборудование.

Ограничитель скорости лифта – это специальное устройство, которое служит для контроля над скоростью движения лифта и для приведения в действие ловителей в том случае, если скорость движения лифта превышает допустимой величину скорости движения лифта.

Ограниченный доступ в лифт – это доступ в лифт, который ограничивает движение кабины только теми вызовами, на подачу которых получено разрешение. В качестве средств для ограниченного доступа могут выступать кнопочные выключатели, устройство считывания карт, цифровой код и др.

Одиночное управление лифтом - это система управления работой одного лифта.

Основной посадочный этаж – это этаж, с которого отправляется и на который прибывает большая часть перевозимых лифтом пассажиров.

Панель управления кабиной лифта (пост управления лифтом) – это специальное устройство, которое расположено внутри кабины лифта и которое предназначено для управления и контроля движения кабины лифта. Это устройство состоит из кнопок, световых индикаторов, переключателей и информационных указателей.

Пассажир лифта – это лицо, которое совершает передвижения в лифте.

Пассажирский поток лифтовой – это численность людей, которые перемещаются между этажами в лифте за определенный промежуток времени.

Переговорные устройства лифтовые – это специальные устройства в лифте, которые обеспечивают двустороннюю связь между диспетчером и пассажиром лифта.

Плунжер гидроцилиндра лифта – это подвижная часть гидроцилиндра лифта, которая имеет длину, значительно превышающую диаметр и используется для перемещения кабины гидравлического лифта.

Подъемник - это грузоподъемный агрегат, предназначенный для подъема и спуска пассажиров и/или груза по вертикальной или наклонной траектории.

Подъемник (лифт) винтовой - это подъемник, у которого движение платформы (кабины) происходит при помощи перемещения вращающейся гайки относительно неподвижного винта или при помощи перемещения вращающегося винта относительно неподвижной гайки (передачи «винт-гайка»).

Подъемник (лифт) непрямого действия (канатно-гидравлический) – это гидравлически лифт, у которого плунжер или цилиндр соединяется с кабиной лифта или с каркасом кабины лифта при помощи подвесок (например, канатов или цепей).

Подъемник (лифт) прямого действия – это гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр напрямую соединяются с лифтовой кабиной или ее каркасом.

Подъемник (лифт) цепной - это подъемник, у которого движение платформы (кабины) происходит при помощи перемещения цепи вращающейся звездочкой.

Полезная площадь пола кабины лифта - это площадь пола кабины лифта, которая ограничена внутренними поверхностями стен и дверью или дверями кабины лифта.

Привод дверей лифта – это специальное устройство лифта, которое служит для открывания и закрывания дверей лифта.

Привод лифта – это специальное устройство, которое приводит лифт в движение.

Приказной пост лифта (приказная панель лифта) – это панель с кнопками, которая расположена в кабине лифта и при помощи которой происходит отправка пассажиров лифта на необходимый им этаж.

Приямок шахты лифта – это часть шахты лифта, которая расположена ниже уровня нижней посадочной (погрузочной) площадки.

Проектирование лифта - это разработка конструкторских документов, которые отдельно или в совокупности содержат все необходимые данные для изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта лифтового оборудования.

Противовес лифта – это специальное устройство лифта, которое уравновешивает массу кабины лифта и части полезного груза.

Рабочая скорость лифта - это фактическая скорость движения кабины лифта, значение которой может колебаться от номинальной скорости лифта в пределах 15%.

Рабочее освещение кабины лифта - это электрическое стационарное освещение лифтовой кабины, которое обеспечивает нормированную освещенность кабины лифта.

Рабочий режим работы лифта – это режим работы лифта, при котором подъем и спуск пустой кабины или кабины с грузом, масса которого не превышает грузоподъемности лифта, осуществляется с рабочей скоростью.

Рама кабины лифта - это металлический каркас, который несет кабину лифта и прикреплен к подвеске, на которую крепятся верхние и нижние башмаки и предохранительное устройство кабины лифта (ловитель), а также канаты подвески или плунжер гидропривода лифта. Этот металлический каркас может составлять единое целое со стенами лифтовой кабины.

Реечный привод лифта – это специальная силовая установка, которая осуществляет перемещение лифта при помощи ведущей шестерни кабины лифта, находящейся в зацепление с рейкой, установленной в шахте лифта (или на строительной конструкции).

Режим «перевозка пожарных подразделений» лифта - это установленная последовательность действий системы управления лифтом, которая предусматривает его работу под контролем и управлением пожарных.

Режим «пожарная опасность» лифта - это установленная последовательность действий системы управления лифтом, которая предусматривает принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание.

Режим «ревизия» (управление при инспекционном контроле) лифта - это управление, которое требует непрерывного нажатия на кнопку поста ревизии и которое используется при проведении монтажа лифта, диагностики лифтового оборудования, техническом обслуживании лифта, ремонте лифта, регулировки, инспекции и высвобождении пассажиров. При таком управлении лифт работает на скоростях не превышающих 0,75 м/с.

Режимы управления лифта - это совокупность функциональных возможностей работы лифта, которые обеспечиваются системой управления лифта.

Ремонт лифтового оборудования – это комплекс операций по восстановлению исправности и/или работоспособности лифта, а также восстановлению ресурсов лифта или его составных частей.

Сертификат соответствия - это документ, который удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, а также положениям стандартов или условиям договоров.

Система управления лифтом – это совокупность устройств управления лифтом, которые обеспечивают работу лифта в соответствии с заданной программой.

Скоростной лифт – это лифт, который движется с большой скоростью.

Скорость лифта номинальная - это скорость движения кабины лифта (м/с), на которую рассчитано оборудование лифта.

Скорость лифта рабочая - это фактическая скорость движения кабины лифта, которая может отличаться от номинальной скорости лифта не более чем на 15%.

Смешанное управление лифтом – это разновидность управления лифтом, при котором команда управления на пуск лифта подается не только из кабины лифта, но и с этажных площадок.

Собирательное управление лифтом - это смешанное управление лифтовым оборудованием, при котором после регистрации одной команды управления могут быть зарегистрированы и другие последующие команды, выполнение команд управления при этом происходит в соответствии с заданной программой.

Специализированная организация по лифтам - это организация, которая имеет технические средства и квалифицированных специалистов для осуществления соответствующего вида деятельности.

Специализированное предприятие по техническому обслуживанию и ремонту лифтов – это специализированная организация по лифтам, которая имеет в составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал и соответствующую материально-техническую базу.

Станция управления лифтом (контроллер) – это специальное устройство лифта, обрабатывающее вызовы с этажей и приказы из кабины лифта, перемещая тем самым кабину при помощи лебедки и останавливая ее на нужном этаже.

Стопорное устройство лифта - это специальное механическое устройство лифта, которое включается при остановке движущейся кабины вниз и которое удерживает ее в неподвижном положении в любой точке передвижения, чтобы исключить сползание лифтовой кабины.

Текущий ремонт лифта – это ремонт лифта, который проводится для устранения его неисправности, а также для поддержания эксплуатационных показателей.

Техническое обслуживание лифтов - это комплекс работ, которые выполняются для поддержанию исправности и работоспособности лифтового оборудования.

Точное выравнивание кабины лифта - это операция, которая выполняется после полной остановки лифта для того, чтобы произвести корректировку местоположения остановленной кабины при ее разгрузке и загрузке.

Точность остановки кабины лифта (точность остановки лифта) - это расстояние по вертикали, которое находится между уровнем пола кабины и между уровнем этажной площадки после того, как кабина лифта автоматически остановилась.

Указатели направления движения кабины лифта – это специальные лифтовые указатели, которые предназначены для индикации расположения лифтовой кабины, а также для наглядного наблюдения за движением кабины лифта.

Упор лифта – это специальное устройство лифта, которое служит для остановки непроизвольно снижающей кабины лифта и для ее удержания в стационарном положении на фиксированных упорах.

Установочный чертеж лифта – это специальный чертеж, согласно которому происходит установка и монтаж лифта.

Устройство безопасности лифта – это специальное устройство, которое служит для обеспечения безопасного пользования лифтом.

Устройство контроля слабины канатов лифта – это специальное устройство безопасности лифта, благодаря которому исключается пуск и движение кабины лифта при ослаблении или обрыве одного из несущих канатов (тросов) лифтового оборудования.

Устройство повторного открывания лифтовых дверей – это специальное электронно-механическое устройство на автоматических дверях, которое позволяет определить наличие препятствия и, соответственно, изменить движение лифтовых дверей путем их реверса.

Фартук лифта - это вертикально расположенная деталь лифта, вытянутая вниз от порога этажной площадки или входного проема лифтовой кабины.

Цепь безопасности лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит электрические устройства безопасности.

Цепь главного тока электродвигателя лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит элементы, необходимые для передачи электроэнергии электродвигателю.

Цепь силовая лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит элементы, предназначенные для производства или передачи части электрической энергии, а также ее распределения, преобразования в электрическую энергию с другими значениями основных параметров.

Цепь управления лифта – это электрическая цепь лифта, которая содержит элементы, предназначенные для приведения в действие электрооборудования и/или отдельных электрических устройств.

Шахта лифта – это пространство, внутри которого перемещается лифтовая кабина, и которое ограничено, чаще всего, дном приямка, потолком и стенами шахты лифта.

Ширина лифтового холла - это расстояние от передней стены лифтовых шахт до противоположной стены при однорядном расположении лифтов или расстояние между передними стенами шахт лифтов при двухрядном расположении лифтового оборудования.

Шкив лебедки лифта – это специальное колесо с канавками для каната или ремня, которое приводится в движение приводом - электродвигателем или редуктором, и которое осуществляет перемещение лифтовой кабины при помощи силы трения, которая возникает между его канавками и канатами подвески.

Шкив отводной лебедки лифта – это шкив лебедки лифта, который используется для отклонения канатов с целью их выравнивания с противовесом или в отдельных случаях с кабиной лифта.

Шкив двойной лебедки лифта – это шкив лебедки лифта, который используется для выполнения двойного обхвата шкива канатами подвески.

Экспертная организация – это организация, которая имеет лицензию Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Эксплуатация лифта – это стадия использования лифта, на которой происходит поддержание и восстановление качества лифта.

Электрический лифт – это лифт, который имеет электрический привод.

Электрическое устройство безопасности лифта – это специальное устройство лифта, которое обеспечивает безопасное пользование лифтом.

Спецификация:

1 – шахта

2 – дверь шахты

3 – кнопочный пост

4 – дверь машинного отделения

5 – подвесной кабель

6 – грузовая кабина

7 – канат

8 – электрическая лебедка

9 – отводной блок

10 – противовес.

Шахта лифта ограждена со всех сторон листовой сталью. В верхней части шахты расположено машинное отделение, закрываемое дверцами. Со стороны этажных площадок на шахте имеются две створчатые распашные дверцы, открываемые вручную и снабженные ручными и автоматическими замками. Автоматические замки не позволяют открывать двери при отсутствии кабины на данном этаже. Рядом с дверцами расположен пульт управления.

Кабина лифта перемещается по направляющим с помощью лебедки, установленной на полу машинного отделения. Канат одним концом прикреплен к раме кабины, а другим - к противовесу, который перемещается по направляющим. Противовес служит для уменьшения нагрузки на привод и тормозные устройства и набирается из отдельных блоков. Его масса выбирается равной сумме массы кабины и половине максимальной грузоподъемности лифта. В приямке шахты для ограничения хода кабины устанавливаются пружинные упоры. Рама кабины в верхней и нижней частях снабжена башмаками, которые обхватывают направляющие с двух сторон (составная часть ловителей). Лифт оснащен предохранительными устройствами, ригельными затворами.

Ловители служат для быстрой остановки кабины при обрыве троса, на котором она висит. Дверные блокировочные контакты позволяют включать двигатель лебедки только при закрытых дверях шахты и кабины, а открывать двери шахты - при совпадении уровней пола кабины с полом этажа. Концевые выключатели предотвращают движение кабины сверх допустимых верхних и нижних пределов (±10 см). Ригельные затворы блокируют двери шахты для предотвращения их открытия, пока уровень пола кабины не совпадет с уровнем пола этажа.

Наклонный подъемник ПН-200 предназначен для перемещения затаренных грузов с одного этажа на другой; грузоподъемность - 200 кг. Подъемник имеет грузовую платформу, которая движется на роликах по направляющим швеллерам металлической фермы, прикрепленной к полу и стене помещения. Платформа перемещается с помощью каната, перекинутого через неподвижный блок в верней части фермы. Электропривод подъемника с червячным редуктором и барабаном устанавливается на полу и прикрепляется к ферме. На обоих этажах подъемник снабжается ограждениями, двери в которых имеют блокирующие устройства. Для аварийной остановки подъемника при обрыве троса на платформе установлен эксцентриковый ловитель.

В выжимных тротуарных лифтах электролебедка устанавливается сбоку клети. На верхней обслуживаемой площадке клеть заканчивается люком, установленным на уровне пола. При подъеме грузовой платформы или кабины лифта на верхнюю площадку люк автоматически открывается. Приводное устройство лифта монтируется в нижней части шахты. На верхней площадке клеть заканчивается люком.

Пол кабины располагается на уровне земли или на высоте 1 м от нее, что создает удобства для приема грузов и перемещения их непосредственно в автотранспорт. Верхний люк запирается автоматически.

Транспортеры и конвейеры

Оборудование данного типа предназначено для транспортировки грузов в горизонтальном и наклонном направлениях. На предприятиях общественного питания они используются в складской группе помещений.

Транспортеры - машины непрерывного действия с гибким тяговым механизмом, который осуществляет перемещение груза таким образом, что последний остается неподвижным относительного тянущего участка тягового органа.

К машинам с гибким тяговым механизмом относятся ленточные, пластинчатые и скребковые транспортеры (конвейеры), а также элеваторы и подъемники непрерывного действия. В зависимости от направления перемещения груза транспортеры делятся на горизонтальные, наклонные и с переменным наклоном (переменным углом подъема груза). Элеваторы бывают наклонные (как правило, с большим углом наклона) и вертикальные. Транспортеры выпускаются стационарные и передвижные (с колесами для перемещения в нерабочем состоянии).

Конвейеры ленточные

а - наклонный передвижной складывающийся КНПС-4;

б - горизонтальный стационарный КЛ-1.

Тележки и погрузчики.

На предприятиях общественного питания применяются самые разнообразные по конструкции и назначению грузовые тележки грузоподъемностью от 100 до 1000 кг с платформой для перемещения штучных, насыпных и затаренных грузов, в том числе упакованных в ящики, бочки или другую тару; тележки ручные с гидравлическим подъемом вил, предназначенные для погрузки, выгрузки и транспортировки грузов, уложенных на стандартные поддоны или в типовую тару размерами в плане 800x600 и 1200x800 мм.

Машинное и блочное помещения


Лифт любого типа состоит из следующих конструктивных частей: строительной части; механического оборудования; электрооборудования. Строительная часть лифта служит для размещения лифтового оборудования. Она рассчитывается на нагрузки, возникающие при эксплуатации и испытаниях лифта. Строительная часть состоит из машинного помещения и шахты, в которых размещается все оборудование лифта. В зависимости от конструкции лифта в состав строительной части может входить и блочное помещение. Доступ посторонних лиц в эти помещения запрещается.
Машинное помещение предназначено для размещения оборудования лифта (рис. 2.1). Оно может быть размещено вверху над шахтой, внизу под ней или сбоку. Блочное помещение — это отдельное помещение, предназначенное для установки блоков.

Рис. 2.1. Расположение оборудования в машинном помещении:
1 — вводное устройство; 2 — шкаф управления; 3 — трансформатор; 4 — ограничитель скорости; 5 — лебедка

Если машинное помещение расположено внизу, оно часто заливается грунтовыми и канализационными водами, а также требует увеличения длины канатов, так как они быстро изнашиваются из-за перегибов на блоках. Поэтому в современной застройке используют верхнее размещение машинного помещения.
На кинематических схемах, представленных на рис. 2.2, показаны примеры размещения машинных помещений.

Рис. 2.2. Кинематические схемы лифтов с верхним (а) и нижним (б) расположением машинного помещения:
1 — кабина; 2 — лебедка; 3 — тяговый (подъемный) канат; 4 — противовес;
5 — подвесной кабель; 6 — отклоняющий блок

Машинное и блочное помещения должны иметь сплошное ограждение со всех сторон на всю высоту, а также верхнее перекрытие и пол. Двери должны быть сплошными, обитыми металлическим листом, открываться наружу и запираться на замок.
Пол машинного и блочного помещения должен иметь не скользкое покрытие, не образующее пыли. Температура воздуха должна быть в пределах 5 ... 25 °С. Помещения должны быть сухими и иметь электрическое освещение.
В машинном помещении не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем вентиляции и отопления этих помещений.
Не допускается использовать помещения для прохода на крышу или в другие помещения. Подходы к машинным и блочным помещениям должны быть освещены и свободны.
У грузового малого лифта помещение для установки лебедки и блоков допускается размещать под потолком верхнего обслуживаемого лифтом этажа. В этом случае станция управления и трансформаторы должны располагаться около шахты в запираемом шкафу.
Для уменьшения стоимости лифта и упрощения его обслуживания лифтостроительные фирмы ведут работы по совершенствованию основных функциональных узлов и применяют новые компоновочные решения. Так, например, у выжимного лифта фирмы «КОНЕ» отсутствует машинное помещение. Специально разработанная лебедка размещается в шахте, и ее обслуживание осуществляется с крыши кабины лифта. Станция управления устанавливается в стене ограждения шахты, рядом с дверью шахты верхней этажной площадки. Такая конструкция лифта уменьшает капитальные затраты и снижает трудоемкость производства, монтажа и технического обслуживания.
Блочное помещение всегда расположено над шахтой. В нем размещается следующее оборудование:
■ отводные блоки и контршкивы;
■ ограничитель скорости;
■ выключатель цепи управления лифтом для отключения лифта при проведении работ в блочном помещении;
■ выключатель освещения блочного помещения.

Оборудование машинного помещения

Вводное устройство (рис. 2.3) — это электротехническое устройство, предназначенное для подачи и снятия напряжения питающих линий на вводе в лифт. Каждый лифт получает питание от отдельного силового ввода здания (напряжение 380 В).

Рис. 2.3. Общий вид вводного устройства:
1 — крышка; 2 — траверса; 3 — изолирующее основание (плата); 4 — кожух;5 — клеммное соединение; 6 — входной провод; 7 — нож; 8 — контактная стойка; 9 — рукоятка; 10 — шарнирные стойки; 11 — заземляющий провод;12 — проходные конденсаторы; 13 — заземляющая шина; 14 — выходной провод

Вводное устройство устанавливается в непосредственной близости от входа в машинное помещение. Под ним размещают диэлектрический коврик для безопасности персонала.Подъемный механизм (лебедка) представляет собой электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тягового усилия, обеспечивающего движение кабины лифта.По типу привода различают лебедки с электрическим приводом постоянного или переменного тока. Наиболее распространен привод с электродвигателем переменного тока. Привод постоянного тока используют в основном на скоростных лифтах. По характеру кинематической связи между двигателем и канатоведущим органом лебедки подразделяют на безредукторные (рис. 2.4) и редукторные.

Рис. 2.4. Безредукторная лебедка с дисковым электродвигателем переменного тока EcoDisk:
2 — направляющие кабины; 2, 8 — прижимные планки крепления лебедки; 3 — клеммная коробка; 4 — тахогенератор системы управления работой двигателя; 5 — растормаживающий электромагнит; 6 — дисковый ротор с канатоведущим и тормозным шкивами; 7 — тяговые канаты; 9 — корпус лебедки

По типу применяемого канатоведущего органа различают лебедки барабанного типа и лебедки с канатоведущим шкивом. Наиболее распространены лебедки с канатоведущим шкивом (рис. 2.5), которые состоят из электродвигателя переменного тока 11, червячного редуктора 1, нормально замкнутого колодочного тормоза L2 с растормаживающим электромагнитом постоянного или переменного тока, соединительной муфты 9, канатоведущего шкива 2, штурвала 4, рамы 5, резиновых амортизаторов 7.

Рис. 2.5. Лебедка с канатоведущим шкивом:
1 — редуктор; 2 — канатоведущий шкив; 3 — колпак; 4 — штурвал; 5 — рама;6 — подрамник; 7 — упругий амортизатор; 8 — чашка; 9 — муфта; 10 — клеммная коробка; 11 — электродвигатель переменного тока; 12 — колодочный тормоз

Электродвигатель служит для создания вращающего или тормозного моментов на червячном валу редуктора. На лифтах со скоростью движения кабины до 1,6 м/с применяются асинхронные двухскоростные электродвигатели, на лифтах с более высокими скоростями используют электрические двигатели постоянного тока.
Редуктор предназначен для уменьшения числа оборотов, совершаемых электродвигателем лебедки, и одновременно для увеличения вращающего момента двигателя.
Редукторы представляют собой накрытую червячную передачу, помещенную в чугунный корпус с двумя валами. На быстроходном валу расположена тормозная полумуфта, а на тихоходном — канатоведущий шкив. На лифтах применяются редукторы с червячными передачами, характеризующимися малыми габаритами, сравнительно большими передаточными числами и малой шумностью.
Тормозное устройство состоит из механического нормально замкнутого тормоза и электромагнита, работающего на постоянном токе, и предназначено для остановки кабины и противовеса и удержания их в неподвижном положении при отключенном электродвигателе. Для растормаживания используют усилие, которое создает тормозной электромагнит.
Канатоведущий шкив предназначен для преобразования вращательного движения тихоходного вала редуктора в поступательное движение тяговых канатов кабины и противовеса. Канатоведущий шкив изготавливают из чугуна или стали. На ободе располагают кольцевые канавки (ручьи) для укладки канатов. Для предотвращения проскальзывания канатов во время работы лебедки этим канавкам придают специальный профиль (рис. 2.6). На пассажирских лифтах применяются шкивы с тремя, четырьмя, и семью и более канавками.

Рис. 2.6. Профили канавок канатоведущего шкива: а — полукруглый; б — полукруглый с подрезом; е — клиновой; г -с подрезом

Соединительная муфта состоит из двух частей, соединенных между собой пальцами с резиновыми прокладками. Одна часть (тормозная полумуфта) находится на валу электродвигателя, и на нее накладываются колодки тормоза, другая часть находится на валу редуктора.
Штурвал устанавливается на свободный конец быстроходного вала редуктора и предназначен для перемещения кабины вручную. Штурвал может быть закреплен постоянно (в этом случае он создает дополнительный момент инерции на валу редуктора) или может быть съемным, тогда он используется только для перемещения кабины и хранится в машинном помещении.
Рама лебедки служит для размещения и крепления оборудования лебедки.
Амортизаторы необходимы для снижения шума и вибрации, которые возникают при работе лебедки.
Трансформаторы представляют собой электромагнитный аппарат способный преобразовывать переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения.На лифтах применяются только понижающие трансформаторы (380/220 В, 380/24 В, 380/110 В и др.). Установка трансформаторов показана на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Установка трансформаторов

Шкаф управления — это низковольтное комплектное устройство, предназначенное для размещения электроаппаратуры, выполняющей автоматическое и дистанционное управление в электрической схеме лифтов. В нем расположено следующее оборудование:
автоматический выключатель для защиты электродвигателя лебедки от токов коротких замыканий и перегрузок;
■ автоматический выключатель для защиты электродвигателя привода дверей кабины от токов коротких замыканий и перегрузок;
■ предохранители для защиты электрических цепей лифта от токов коротких замыканий;
■ реле, выполняющие включение, переключение и отключение в электрической цепи лифта;
■ контакторы, осуществляющие автоматическое и дистанционное управление в цепи питания электродвигателя лебедки;
■ конденсаторы;
■ сопротивления;
■ клеммные рейки для крепления электрических проводов.
Станции управления на современных лифтах выполняют с применением электронных схем, они имеют небольшие габаритные размеры и систему оповещения о неисправности в цени управления лифта.
Ограничитель скорости представляет собой устройство, предназначенное для приведения в действие ловителей (рис. 2.8)

Рис. 2.8. Схема взаимодействия ограничителя скорости с ловителями:
1 — канат ограничителя скорости; 2 — опорная рама; 3 — концевой выключатель; 4 — рычаг; 5 — отводка ролика; 6,7 — упоры

Ограничитель скорости движения кабины должен приводить в действие механизм ловителей, если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15 % и составит не более чем 0,8 м/с для ловителей резкого торможения и 1,5 м/с для ловителей плавного торможения и ловителей резкого торможения с амортизирующим элементом при номинальных скоростях движения кабины не более 1 м/с.
Ограничитель скорости противовеса должен срабатывать, если скорость движения противовеса вниз превышает номинальную не менее чем на 15 % и не более чем на величину, превышающую на 10 % верхний предел скорости для срабатывания ограничителя скорости кабины. Ограничитель скорости может быть установлен в машинном или блочном помещении, на кабине, на противовесе, в шахте.
Ограничитель скорости представляет собой механизм центробежного типа. На оси, закрепленной в корпусе, вращается механизм, состоящий из шкива с двумя клиновыми канавками и двух грузов, соединенных между собой пружиной.
Внутри корпуса имеются подвижные и неподвижные упоры, в которые упирается груз при увеличении скорости вращения шкива. В этот момент происходит остановка механизма и, как следствие, остановка каната ограничителя скорости, связанного с рычагом включения механизма ловителей. Поворот рычага приводит к включению ловителей.
Концевой выключатель — что электрическое устройство контроля перехода кабиной крайних этажных площадок, которое служит для размыкания цепи управления лифтом, если кабина проходит свои крайние рабочие положения, но не больше чем на 150 мм.
Концевой выключатель на лифтах с автоматическим приводом дверей устанавливают на раме ограничителя скорости, а на лифтах с распашными дверями — в шахте выше верхнего этажного переключателя и ниже нижнего.

Шахта лифта

Шахта лифта — это пространство, в котором перемещается кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины. Она должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.
Шахта может быть полностью или частично огражденной (рис. 2.9), а также приставной (рис. 2.10)

Рис 2.9. Общий вид наружной установкилифтов в частично ограждённой шахте

Рис. 2.10. Приставная шахта лифта: 1 — приямок; 2 — средняя секция шахты; 3 — верхняя секция шахты; 4 — секция машинного помещения;5 — несущая рама; 6 — опорная балка

В шахте может размещаться следующее оборудование лифта:

■ кабина;
■ противовес;
■ направляющие кабины и противовеса;
■ этажные переключатели иди датчики;
■ двери шахты;
■ электропроводка;
■ подвесной кабель;
■ канаты кабины и противовеса;
канат ограничителя скорости;
■ приборы освещения;
уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резиновые тросовые ленты).

Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещается следующее оборудование: буферные устройства или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости, выключатель приямка и др. (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Оборудование приямка (общий вид):
1 — буферное устройство кабины; 2 — буферное устройство противовеса;
3 — натяжное устройство каната ограничителя скорости

Буферные устройства и упоры служат для амортизации и остановки движущейся вниз кабины (противовеса) при переходе нижнего рабочего положения. Буферные устройства могут быть пружинными и гидравлическими (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Гидравлический буфер:

А — с изменяющейся площадью кольцевого отверстия: 1 гайка; 2 — втулка; 3, 20 — амортизаторы; 4 — шток; 5 — корпус; 6 — фасонная шайба; 7 — контактное устройство; 8 — цепь (канатик); 9 — резервуар; 10, 16 — кольца; 11 — втулка гидроцилиндра; 12 — фасонная гайка; 13 — пружина; 14 — чехол; 15 — плунжер; 17 — пружинное кольцо; 18 — торцевая шайба; 19 — кронштейн; 21 — линейка; 22 — сливная пробка; 6 — с изменяющимся числом калиброванных отверстий: 1 — плунжер; 2 — сжатый азот; 3 — щуп; 4 — крышка; 5 — резервуар; 6 — масло; 7 — калиброванное отверстие; 8 — корпус (цилиндр); 9 шток; 10 — контактное устройство; 11 — линейка

Натяжное устройство каната ограничителя скорости (рис. 2.13) предназначено для натяжения каната ограничителя скорости.

Рис. 2.13. Натяжное устройство каната ограничителя скорости:
1 — буфер; 2 — направляющая кабины; 3 — концевой выключатель; 4 — блок; 5 — рычаг; 6 — груз

Электрическое устройство контроля обрыва или вытяжки (выключатель) натяжного устройства каната ограничителя скорости необходим для размыкания цепи управления лифтом при ослаблении крепления или вытяжении каната ограничителя скорости.
Выключатель приямка служит для размыкания цепи управления лифтом при выполнении электромехаником кратковременных работ в приямке.
Также в приямке размещают приборы освещения и лестницу или скобы, необходимые для входа в приямок.
Противовес (рис. 2.14) служит для уравновешивания массы кабины и части полезного груза, находящегося в кабине. Противовес связан с кабиной несущими канатами, которые прикреплены к каркасу противовеса при помощи пружинной подвески. Противовес состоит из каркаса, башмаков и наборного груза. На противовесе могут быть установлены ловители, если под шахтой возможен проход людей.

Рис. 2.14. Противовес:

1 — вертикальный стояк; 2 — направляющий башмак; 3 — верхняя балка; 4 — пружинная подвеска; 5 упор; 6 — груз; 7 — стяжка; 8 — нижняя балка; 9 — пластина

Гибкие уравновешивающие элементы применяются на пассажирских лифтах при высоте подъема более 45 м, так как при большой высоте подъема и его значительной грузоподъемности существенно возрастает масса тяговых канатов, приближаясь к величине, соизмеримой с номинальной грузоподъемностью лифта.
Гибкие уравновешивающие элементы необходимы для компенсации или уменьшения влияния перетекающих масс на работу лифтовой установки. В качестве гибких уравновешивающих элементов на лифтах с номинальной скоростью движения кабины до 1,4 м/с используют сварные цепи, при скоростях свыше 1,4 м/с — стальные канаты, на лифтах зарубежных конструкций — резинотросовые ленты.
Направляющие предназначены для направления движения кабины и противовеса в шахте. Они удерживают кабину и противовес от горизонтального смещения, обеспечивая тем самым необходимые зазоры между кабиной, противовесом и оборудованием шахты. На направляющих удерживается кабина (противовес) при срабатывании ловителей.
Направляющие кабины и противовеса, а также элементы их крепления рассчитывают на нагрузки, возникающие при рабочем режиме лифта и при его испытаниях.
Размещают направляющие, как правило, с боковых сторон кабины и противовеса (по две направляющие на кабину и противовес) по всей высоте шахты. Изготавливаются направляющие из специального металлического профиля (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Сечения направляющих:

А — е — неспециальные прокатные профили; ж — трубчатый профиль; з — профиль с металлической облицовкой; и — специальный тавровый прокат

Канаты, применяемые на лифтах, по назначению подразделяются на тяговые, ограничителя скорости и уравновешивающие.
Тяговые канаты предназначены для передачи тягового усилия от подъемною механизма (лебедки) кабине и противовесу, а также для преобразования вращательною движения канатоведущего органа в поступательное движение кабины и противовеса.
Канаты должны соответствовать ГОСТ 3241—80 и иметь документ (сертификат) о качестве.
На лифтах применяются стальные канаты односторонней свивки (рис. 2.16). Они обладают высокой гибкостью, прочностью, долговечностью. Канаты изготавливают из стальных проволок, которые скручивают в пряди вокруг сердечника из органического или искусственного волокна, пропитанного смазкой.

Рис. 2.16. Шестипрядный канат односторонней свивки (а) и его сечение (б): 1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

Рис. 2.17. Заделка концов канатов для укрепления к подвесным устройствам:а — заклепкой; б — зажимами; в — заливкой во втулке;г — клином во втулке;1 — коуш; 2 — зажим; 3 — втулка; 4 — клин


Кабина пассажирского лифта закрепляется не менее чем на трех канатах, каждый из которых имеет не менее двенадцатикратного запаса прочности. Номинальный размер диаметра тяговых канатов должен быть не менее 8 мм для лифта, в котором допускается транспортировка людей, и 6 мм для лифта, в котором не допускается транспортировка людей.
Для крепления канатов к подвесным устройствам кабины и противовеса их концы заделывают разными способами (рис. 2.17).
На концах каната делают петлю с коушем, который закрепляют за-плеткой или зажимами. Число пробивок каната прядями и количество зажимов определяют при проектировании лифта.
Зажимы состоят из скобы с резьбой на обоих концах, фигурной планки с двумя отверстиями и двух гаек. Планка должна прилегать к рабочей ветви каната для того, чтобы скоба ее не пережимала. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната после последнего зажима составляет не менее шести диаметров каната.
Кроме того, применяется заделка концов каната путем его заливки в стальной конусной втулке легкоплавким сплавом или закрепления во втулке с помощью клина. Применение чугунных конусных втулок не допускается.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИФТАХ

Лифтом называется транспортное устройство, предназначенное для подъема и спуска людей или грузов с одного уровня на другой. Кабина лифта перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных площадках запираемыми дверями.

По назначению лифты различают: пассажирские для транспортирования людей; грузопассажирские для транспортировки грузов и людей; больничные для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Допускается использовать больничный лифт для подъема и спуска пассажиров в сопровождении проводника;

Грузовые с проводником для транспортировки груза и лиц, сопровождающих его. По согласованию с органами технадзора в этих лифтах можно перевозить людей в сопровождении проводника, однако одновременная перевозка груза и людей не допускается; грузовые без проводника для транспортировки только грузов; грузовые малые - грузовые без проводника грузоподъемностью до 160 кг, у которых площадь пола кабины не превышает 0,9 м2, а высота кабины не более 1 м.

По конструкции грузовые лифты могут быть: выжимными, у которых над шахтой нет машинного (блочного) помещения, а кабина (платформа) приводится в движение силой, действующей снизу;

Тротуарными (лифты выжимные), кабина (платформа) которых выходит из шахты на уровень верхней погрузочной площадки. Подъем и спуск людей в таких лифтах не разрешается; с грузовыми с монорельсом, встроенным в кабине;

Грузовыми (малые магазинные), которые устанавливают в зданиях магазинов для подъема и спуска грузов (товаров) под прилавок.

По конструкции привода различают лифты с барабанными лебедками и лифты с лебедками, оборудованными канатоведущими шкивами.

Лифты с барабанными лебедками имеют жесткие соединения кабины и противовеса с барабаном. При движении кабины вверх происходит наматывание на барабан канатов кабины и сматывание

с него канатов противовеса. Основной недостаток лифтов этого типа - большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты подъема и числа несущих канатов, а также необходимость применения различных барабанов для лифтов одной и той же грузоподъемности, но отличающихся высотой подъема.

Лифты с канатоведущими шкивами не имеют жесткого соединения кабины и противовеса с канатоведущим шкивом. Тяговое усилие в канатах этих лифтов создается трением между канатами и стенками ручьев канатоведущих шкивов. Малые габариты лебедок, простота конструкции, большая безопасность работы выгодно отличают лифты этого типа от лифтов с барабанными лебедками, поэтому, лифты с канатоведущими шкивами в настоящее время почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

Нижнее расположение привода обеспечивает установку привода на фундамент, что снижает шум от привода, распространяемый по зданию. Удобно ремонтировать привод при таком расположении, так как исключается подъем тяжелых узлов на значительную высоту. Однако нижнее расположение привода вызывает повышение нагрузок на шахту, увеличение длины канатов, установку дополнительных отклоняющих блоков и т. д. Поэтому привод располагают внизу только в том случае, когда невозможно машинное помещение разместить над шахтой В связи с тем, что подобные случаи встречаются в исключительных случаях, государственные стандарты не предусматривают нижнего расположения машинного помещения.

Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната и, следовательно, увеличивает его срок службы, длина же каната уменьшается в 2-3 раза по сравнению с нижним расположением привода, повышается к. п. д. лифтовой установки.

По скорости движения кабин пассажирские лифты подразделяются на обычные со скоростью до 1,4 м/с и скоростные - 2 м/с и более. Грузовые лифты охватывают диапазон номинальных скоростей от 0,15 до 0,5 м/с. При этом большая часть лифтов обладает скоростью 0,5 м/с и только некоторые грузовые лифты имеют пониженные скорости (тротуарные - 0,15 м/с, малые магазинные и общего назначения грузоподъемностью 5000 кг - 0,25 м/с).

Максимальное ускорение (замедление) движения кабины при пуске и замедлении при нормальной остановке не должно превышать для всех лифтов, кроме больничного, 2 м/с2, а для больничного - 1 м/с2. Максимальная величина замедления при остановке кнопкой «стоп» не должна превышать для всех лифтов 3 м/с2, за исключением лифтов грузоподъемностью 1000 кг со скоростью 4 м/с2, где допускается замедление 5 м/с2. Максимальная величина замедления при посадке кабины, а также противовеса на ловители или на буфера не должна превышать 25 м/с2, превышение этой величины допускается, если длительность превышения не более 0,04 с.

Точность остановки кабины на уровне этажной площадки должна выдерживаться: для грузовых лифтов, загруженных посредством напольного транспорта, а также для больничных ± 15 мм, для остальных лифтов ±50 мм.

При загрузке кабины или при ее разгрузке эти величины могут меняться за счет вытяжки канатов и амортизационных устройств подвесок.

Достаточно точная остановка может быть получена простым механическим торможением или применением сложных систем электропривода. Первый способ наиболее прост, но он может быть применен только при небольшой скорости лифта к началу торможения. Это объясняется тем, что электромагнитные тормоза лифтов обладают постоянным тормозным моментом вследствие того, что тормозные колодки прижимаются пружинами или грузами к шкиву с постоянным усилием независимо от величины полезной нагрузки в кабине.

Поскольку инерция подвижных частей лифта изменяется в зависимости от полезной нагрузки, а торможение начинается в определенной точке при подходе к этажной площадке, то, например, опускающаяся вниз порожняя кабина остановится быстрее, чем груженая, проходя при этом различные пути торможения. При подъеме груженая кабина останавливается быстрее, чем порожняя, отклоняясь на соответствующую величину от уровня пола этажной площадки.

Так как величина допускаемых ускорений при торможении лифта ограничена, то с ростом номинальных скоростей лифтов увеличиваются пути торможения, а следовательно, уменьшается точность остановки.

Для остановки кабины с точностью К = ± 10 мм при ускорении (замедлении) 1,5 м/с2 необходимо, чтобы к моменту наложения тормоза скорость составляла не более 0,15 м/с; для К = ±50 мм скорость движения кабины должна быть не более 0,5 м/с, а при торможении кабины, идущей со скоростью 0,8 м/с, и при том же ускорении К = ± 120 - 150 мм.

Увеличение скорости лифта часто ограничивается требуемой точностью остановки кабины. Если необходимо получить высокую точность остановки, применяют двухскоростные лебедки, при которых механизм подъема на определенном расстоянии до места остановки переключается на меньшую скорость, а затем на пониженной

скорости отключают электродвигатель и кабину останавливают тормозом.

Две ступени скорости получают, применяя двухскоростной двигатель или механизм (микропривод) с двумя электродвигателями.

В лифтах со скоростью кабины от 2 м/с и выше применяют без-редукторный привод с тихоходным двигателем постоянного тока, число оборотов которого регулируется в широких пределах, обеспечивая требуемую точность остановки кабины самим двигателем.

По условиям эксплуатации лифтов особое место занимают специальные лифты, предназначенные для работы в определенных условиях (взрывоопасная среда, низкие или высокие температуры и т. д.).

  • 1. Безопасная эксплуатация лифтов (Бродский М.Г.) - онлайн
  • 20. Требования к системам управления, предъявляемые правилами устройства ибезопасной эксплуатации лифтов
  • 24. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ РАЗЛИЧНЫХ ЛИФТОВ
  • 26. Электросхема лифта с реле РОД (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71м/с)
  • 27. Электросхема лифта с реле РПК (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71м/с)
  • 28. Электросхема лифта для жилых зданий с датчиками И КВ без реле РФ(грузоподъемность 500 (320) кг, скорость 1 м/с)
  • 29. Электросхема лифта для жилых зданий с датчиками ДПЭ (грузоподъемность 500(320) кг, скорость 1 м/с)
  • 30. Электросхема лифта с неподвижным полом и реле РП (грузоподъемность 320кг, скорость 0,71 м/с)
  • 31. Электросхема лифта с неподвижным полом без реле РП (грузоподъемность 320кг, скорость 0,71 м/с)
  • 32. Электросхема лифта с неподвижным полом (грузоподъемность 320 кг, скорость0,71 м/с)
  • 34. ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ЛИФТА МОДЕЛИ КМЗ-58
  • 36. Блокированная работа двух лифтов с реле РПК (грузоподъемность 320 кг,скорость 0,71 м/с)
  • 37. Лифт с реле РОД и РПК (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71 м/с)
  • 45. СТАТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НАГРУЖАТЕЛЕМ ЛИФТОВЫМ СТАТИЧЕСКИМ (НЛС)
  • 46. СТАТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НАГРУЖАТЕЛЕМ ЛИФТОВЫМ СТАТИЧЕСКИМ (НЛС)
  • 48. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ПОДЪЕМНОМ МЕХАНИЗМЕ ПАССАЖИРСКИХЛИФТОВ С ГЛОБОИДНЫМ РЕДУКТОРОМ
  • 50. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования и сетей лифта
  • 51. Методика выполнения измерений сопротивления изоляции на лифтах

Лифт - разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.


История хранит первые упоминания о подъемных машинах еще со времен Архимеда, который изобретал устройства, позволяющие перемещать тяжелые грузы. Но свою практическую состоятельность и необходимость лифт приобрел в 1854 году на выставке в Нью-Йорке, когда американский инженер Э.Г. Отис продемонстрировал собственное изобретение устройства безопасности – ловители, позволяющие останавливать и удерживать подвижные элементы лифта при возникновении внештатных ситуаций. И, начиная с 1857 года, в Нью-Йорке появились первые пассажирские лифты-подъемники. В 1878 году был изобретен ограничитель скорости, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости. Благодаря изобретению Отиса появилась возможность строить небоскребы, что в те годы, когда численность населения нашей планеты неуклонно и быстро росла, было весьма актуально. Актуально это и сейчас.


По виду транспортируемых грузов лифты и шахты лифтов подразделяются:

  • Пассажирские. Допускается перевозка легких грузов и предметов домашнего обихода при условии, что их общая масса вместе с пассажиром не превышает грузоподъемности лифта.
  • Грузовые. Для перевозки грузов с сопровождающим персоналом и только грузов, перевозка людей запрещена регламентом.
  • Грузопассажирские. Для транспортировки людей и грузов. Имеет увеличенную площадь пола и размер дверей.
  • Грузовые платформы. Для транспортировки грузов, материалов и оборудования.
  • Промышленные. Для установки в зданиях с запылённой, содержащей агрессивные газы, взрыво- и пожароопасной окружающей средой и для опасных производств.

По конструкции привода шахты лифтов подразделяются на следующие:

  • с электрическим приводом;
  • с гидравлическим приводом;
  • с пневматическим приводом.

В состав лифтовой системы входит непосредственно сама кабина лифта, а также противовес, гидроцилиндр и шахта лифта.


Кабина - часть лифта, несущая полезную нагрузку, служащая для размещения и подъема людей и/или груза. Состоит из платформы, рамы, ограждения и дверей.


Противовес - устройство для уравновешивания массы кабины и части полезного груза, а также обеспечивает тяговую способность.


Гидроцилиндр - сборочный узел гидравлического лифта, состоящий из цилиндра и плунжера и приводимый в действие гидравлической жидкостью.


В целях безопасности пользования лифтом, кабину лифта, противовес и гидроцилиндр помещают в шахту.


Шахты лифтов - полностью или частично огороженные места, простирающиеся от пола приямка (часть шахты лифта, расположенная ниже уровня крайней нижней этажной площадки) до перекрытия (часть шахты лифта, расположенная выше уровня крайней верхней этажной площадки, в которой размещаются электрические устройства, включающие механизмы безопасности и освещения, и контроллер). В ней перемещается кабина и, если есть, противовес. Она оборудована направляющими кабины и противовесами, дверями посадочных площадок, буферами или упорами в приямке. Буфера - устройства плавного замедления кабины за пределами нижнего расчётного положения кабины или противовеса. Устанавливаются в приямок на дне шахты.


По конструкции шахты лифтов подразделяют на глухие и приставные. В глухих шахтах ограждение выполняют со всех сторон; возводятся они, как правило, внутри здания. Шахты приставных лифтов возводятся снаружи здания и имеют сплошное ограждение, возможно и остекление, на всю высоту. Они относятся к металлокаркасным шахтам. Несущие конструкции каркаса крепятся к стене здания с помощью установленных в ней кронштейнов. Такие шахты применяются при реконструкции старых зданий малой этажности; также их возводят и во вновь строящихся зданиях.


Кроме того, шахты лифтов подразделяют на несущие, конструкции которых воспринимают все возникающие при работе лифтового оборудования нагрузки, и ненесущие, которые выполняют функции ограждения, а нагрузки полностью или частично передаются на элементы зданий.


В качестве строительных материалов для производства стен лифтовых шахт применяют полнотелый кирпич, бетон и железобетон.


В настоящее время в практике монтажа лифтовых установок используются три основных метода: поэлементный, укрупненными блоками и тюбинговый.


Поэлементный монтаж - это монтаж из отдельных деталей и сборочных единиц, собираемых в лифтовую установку непосредственно на месте монтажа. Поэлементный монтаж чаще всего применяется при перекрытой лифтовой шахте и машинном помещении, при замене или реконструкции старых лифтов, а также монтаже лифтов в малоэтажные здания.


Сборка укрупненными блоками - метод, при котором на заводе-изготовителе детали и сборочные единицы лифта предварительно собираются в укрупненные блоки, из которых монтируется лифтовая установка. Монтаж укрупненными блоками осуществляется строительным краном при неперекрытом проеме шахты лифта и неперекрытом машинном помещении.


Тюбинговый метод - это метод сборки отдельных частей лифтовой шахты из предварительно изготовленных объемных железобетонных элементов - тюбингов, в которых устанавливают часть оборудования лифта (как правило, это отрезок высотой в один проектируемый этаж). В тюбинге могут быть установлены: двери шахты лифтов, кронштейны крепления направляющих кабины и противовеса, некоторые элементы электрического оборудования шахты и др. Кроме шахтных тюбингов, могут быть изготовлены и заполнены лифтовым оборудованием тюбинги приямка и машинного помещения. Монтаж лифта тюбинговым методом осуществляется непосредствен¬но во время строительства здания с использованием строительного крана.

Шахты лифтов подразделяются на следующие типы конструкций:

  • ШЛ – шахта лифта;
  • П – пассажирский лифт;
  • ГП - грузопассажирский лифт;
  • 40 – грузоподъемность лифта 400 кг;
  • 63 – грузоподъемность лифта 630 кг;
  • С – противовес сзади;
  • П – противовес справа;
  • ШЛН - объемные блоки шахт лифтов (далее - блоки) нижние;
  • ШЛС - блоки средние (основные);
  • ШЛВ - блоки верхние;
  • ПЛ - плиты перекрытия над шахтами лифтов;
  • ПП - плиты пола приямка шахт лифтов;
  • ТЛ - тумбы под буферы кабин лифтов.