Как в игровой форме научить малыша узнавать геометрические фигуры? Геометрия для детей — фигуры и формы Геометрические фигуры от 4 до 6 лет

Предлагаю вашему вниманию презентацию, составленную для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал можно использовать на итоговом занятии по познавательному развитию в разделе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Здесь представлены загадки о геометрических фигурах, отгадывая их и переходя на следующий слайд ребёнок получает результат правильного ответа. Это первая часть презентации. Во второй половине предлагается ряд заданий по типу "Что лишнее?", в ходе их выполнения дети закрепляют знания о геометрических фигурах и телах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Геометрические фигуры для детей Составил: Селиванова Ю.В., воспитатель д /с «Золотой улей»

Геометрические фигуры Если взял бы я кружок, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно - Получился бы...

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я ….

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком.

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры Треугольник сунул нос В реактивный пылесос. А без носа он, – о, боже! – Стал на юбочку похожим. Интереснее всего, Как теперь зовут его.

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры Два квадрата-близнеца – Половинки их отца. Сторонами приложи, Имя их отца скажи.

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры Встал квадрат на уголок – Ткнулся носом в потолок. Вверх он рос еще дней пять. Как теперь его назвать?

Геометрические фигуры РОМБ

Назови правильно.

Что здесь лишнее?

Назови фигуры.

Что лишнее?

Что лишнее?

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы

игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...

«Развивающие игры по математике. Геометрические фигуры» для детей старшего дошкольного возраста

воспитывать наблюдательность, развивать мышление и активность у детей. учить группировать геометрические фигуры....

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Презентация "Игры с геометрическими фигурами для детей 3-4 лет"

Презентация рассчитана на детей второй младшей группы и включает в себя игровые упражнения по ФЭМП. Эти упражнения направлены на знакомство детей с геометрическими фигурами. В презентации используются...

Задачи:
1. Закрепить умение детей различать геометрические
фигуры по цвету и форме.
2. Учить выделять данные геометрические фигуры из
множества других.
3. Совершенствовать навыки счета (в пределах 5).
4. Развивать высшие психические функции: память,
мышление, внимание, развивать мелкую моторику.
5. Развивать в детях чувство взаимопомощи.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Геометрических фигур. Для начала надо открыть ворота (ворота прикреплены на доске)
Для этого нужно отгадать загадки:

1.С детства я знакомый твой
Каждый угол здесь прямой
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам представиться я рад.
А зовут меня… (квадрат).

2.Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку
И на круг и колесо (круг)

3.Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла
Кто я? (треугольник)

- Молодцы. Ваши отгадки – ключ к этим воротам. (Ворота открываются под музыку, там прикреплена картина с изображением улицы, где по одной стороне все дома круглые, а по другой – овальные).

- Давай отправимся по первой улице.
- Как вы думаете, какие жители там живут?
(показываю улицу, где все круглое и овальное).
- Правильно, здесь живут круги и овалы.
- Как вы думаете, почему они живут вместе?
(он очень похожи)
- Чем похожи эти фигуры?
(нет сторон, углов)
- Чем все же отличаются?
(овалы вытянутые)
- А сейчас давайте поиграем.
Посмотрите внимательно, чем отличаются дома на одной стороне улицы от домов на другой стороне?
(окошки в домах на одной стороне улицы овальные, на другой стороне – круглые).- Но на этой улице все перепуталось.
Давайте наведем порядок.
(дети прикрепляют в домах окошки нужной формы)
- Все правильно?
- Сколько овальных окошек с одной стороны?
- Сколько круглых окошек с другой стороны?
- Каких больше?
- Итак, теперь на улице овальной и круглой полный порядок, отправляемся на другую улицу.
(Демонстрирую другую картину с изображением улицы, где все квадратное и прямоугольное.)
- Как вы думаете, какие фигуры тут живут?
- Чем похожи эти фигуры?
(4 угла, 4 стороны)
- Чем отличаются?
(у квадрата все стороны равны)
- Ребята, посмотрите, у них тоже что-то не так, какой-то непорядок.
(около квадрата и прямоугольника спрятался круг и овал)
- Правильно, здесь лишние фигуры, они из другой улицы, наверное, заблудились, давайте их отправим домой.
- Ребята, на улице каких фигур мы еще не побывали?
Правильно, мы отправляемся к треугольникам.
(картинки каждого ребенка с изображением треугольных домов).
- Ребята, что вы знаете про треугольники, чем они отличаются от других фигур?
(3 угла, 3 стороны)
- Ребята треугольникам тоже надо помочь.
На их улице построили новые дома, но в них невозможно попасть.
- Как выдумаете почему?
(дети рассматривают картинки с изображением треугольных домов, в которых круглые, овальные, прямоугольные и треугольные двери.
Предлагаю заменить двери «неправильной» формы на треугольную.)
- Ребята, давайте посчитаем, сколько дверей мы поменяли.

Минутка отдыха.


Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко - легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хлопаем руками!
Подтянитесь, на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у нас.
- А сколько пальцев на руке у нас? (5)
- А сколько фигур у нас было в гостях сегодня?
- Какие?

Итог: - Наше путешествие по городу Геометрических фигур подходит к концу. А чтобы у всех жителей этого города всегда было хорошее настроение, давайте вылепим для них печенье разной формы.


Цели: рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник, разноцветные; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа родительного падежа; согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал - геометрические фигуры разного цвета и величины; раздаточный материал - подносы для каждого ребенка, геометрические фигуры разного цвета и величины, листы бумаги и цветные карандаши.

Ход занятия

1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета

Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет название и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит дидактическую игру «Разложи фигуры».

У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).

2. Физкультминутка «Сделай фигуру, которую я назову»

3. Дидактическая игра «Скажи слово»

а) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед показывает квадраты: большой и маленький. - Большой квадрат назовем обычным словом - квадрат, а маленький ласковым - квадратик. (Аналогично со всеми фигурами.)

б) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». (1 квадрат, 2квадрата, ..., 5 квадратов.) (Аналогично со всеми фигурами.)

в) Образование существительных множественного числа родительного падежа. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Логопед берет со стола у ребенка одну или несколько геометрических фигур, ребенок проговаривает, чего не стало у него на столе. (Двух красных квадратов.)

г) Игра на внимание «Что изменилось?»

Логопед выставляет геометрические фигуры разного цвета, затем меняет их местами. Дети восстанавливают их первоначальное расположение.

д) Правильное употребление предлогов.

Дидактическая игра «Поручение».

Дети выполняют инструкции логопеда. («Положи красный квадрат на пенал, под пенал, за пенал и т.д.»)

4. Дидактическая игра «Каждой фигуре - свое место» Ориентировка на листе бумаги: верхняя, нижняя, правая, левая стороны и верхние правый, левый углы, нижние правый, левый углы.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уметь различать основные цвета и геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Знать, что у квадрата четыре одинаковые стороны, четыре угла.

У треугольника три стороны, три угла. Аналогично - описание прямоугольника. У круга нет углов, он круглый. У овала нет углов, он овальный.

Знать понятие «геометрические фигуры». Уметь описать геометрическую фигуру.

Это квадрат. У него четыре одинаковые стороны, четыре угла, он красного цвета. (Аналогично составить описание остальных геометрических фигур.)

Нарисовать и заштриховать: круг, квадрат, треугольник - сверху вниз; овал, прямоугольник - слева направо.

Найти в своем окружении предметы квадратной, прямоугольной, круглой, овальной, треугольной формы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Например: прямоугольное окно, красный квадрат, прямоугольная дверь, коричневый треугольник, прямоугольный стол, зеленый овал, прямоугольные книги, оранжевый прямоугольник и т.д.

2. Согласование притяжательных местоимений. Например: Что это? - Овал. Овал чей? - Мой и т.д.

3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: круг - круги - кругов и т.д.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: прямоугольник - прямоугольничек и т.д.

5. Употребление предлогов: в, на, под, над, между, около, за, из-за. Например: Где лежит треугольник? - На столе и т.д. (со всеми предлогами).

Как познакомить ребенка с геометрией?

Геометрия - наука, с которой можно и нужно обучать деток с самого раннего возраста.

На данной страничке представлена подборка материалов - карточки, раскраски, темы для заданий, игры, при помощи которых вам будет легко познакомить ребенка с основными геометрическими формами и фигурами.
Все материалы вы можете открыть, скачать и распечатать по прямым ссылкам.

Карточки с геометрическими фигурами и формами

Яркие карточки с самыми основными геометрическими фигурами и формами. Карточки можно использовать, как наглядное пособие на первом занятии.

Геометрия для детей - раскраски, прописи, рабочая тетрадь

1.Тетрадь-раскраска для детей 3-5 лет. На каждой странице тетради простые графические упражнения и задания.
Скачать

2. Рабочая тетрадь в 2ух частях с понятными и интересными заданиями для детей 3-4 лет. Выполняя задания, ребенок познакомится с геометрией и узнает названия геометрических фигур и форм.
Скачать Скачать
3. Еще одна очень хорошая тетрадь для ознакомительных занятий с геометрией для детей 4-5 лет. В тетради много увлекательных и забавных заданий, выполняя которые ребенок легко усвоит начальные основы и понятия геометрии.

4. Тетрадь с обучающими и развивающими заданиями для детей 6-7 лет.
В тетради ребенку предлагается выполнить не сложные графические задания. Ребенок учится работать с линейкой и циркулем.
Скачать

Книги о геометрии для детей

1. Занимательная книга в стихах "Весёлая геометрия для самых маленьких" - автор Александр Тимофеевский.

Смешные и задорные стихи помогут малышам быстро познакомиться и запомнить много важной информации о геометрических фигурах и о масштабе предметов.
В весёлых стихах А. Тимофеевского юмор и шутка помогут маленькому читателю соотнести пока непонятные геометрические понятия с давно привычными бытовыми предметами. Дети увидят в юбке трапецию, в тарелке круг, а в трубе цилиндр. И, как сказал поэт, "школьные науки дадутся сами в руки".
Книгу можно скачать и распечатать, но лучше конечно приобрести оригинал.

Тема занятия

Путешествие «В стране геометрических фигур»

Мальцева Татьяна Валентиновна,

педагог дополнительного образования,

объединение «Дошкольник»

Возраст учащихся: 5 – 6 лет.

Цель:

Сформировать представление о различии между плоскими и пространственными фигурами.

Задачи:

1. Познакомить детей с паспортом цилиндра и куба посредством исследовательской деятельности.

2.Развивать внимание, логическое и вариативное мышление; умение распознавать и называть геометрические фигуры; сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки больше, меньше, равно; считать предметы.

3. Воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Оборудование и материально-техническое оснащение: компьютер, экран, проектор, магнитофон.

Учебно-методические пособия: презентация по теме занятия, квадраты, круги, теннисные мячики, кубики, листы бумаги А-4, карточки с заданиями; куб, цилиндр, обручи, кубики, куб с цифрами, 2 картинки с изображением квадрата, паспорт куба и цилиндра, простые карандаши, CD – диск «Ритмика и движения под музыку для детей 5 – 10 лет», аудио файл «Маленький кораблик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я Звездочет, очень люблю открывать новое, это очень интересное занятие. Поэтому я хочу пригласить вас в страну геометрических фигур за новыми открытиями. Прежде чем отправиться в путь, сделаем разминку.

«Игра с кубом»

Дети образуют круг. Педагог бросает куб кому – нибудь из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше. Следующий ребенок считает в обратном порядке, следующий называет соседей числа и т.д.

Дорога в эту чудесную математическую страну нелегка, но нам помогут наши друзья – геометрические фигуры. Помогите найти каждой фигуре свой домик, и они укажут нам дальнейший путь.

Упражнение «Закрой пустые квадраты жетонами»

Какая фигура живет в квадрате слева? (Квадрат.)

Кто живет в центре? (Треугольник.)

Кто живет в квадрате справа? (Круг.)

Молодцы! Все справились. В этом вам помогло знание геометрических фигур и умение ориентироваться на листе бумаги.

Под веселую мелодию отправляемся дальше.

2. Повторение пройденного материала.

(Слайд №1 Замок семи чисел)

Я вижу вдали главный замок Страны – Замок Семи Чисел. Как вы думаете, почему он так называется?

(Потому что на стенах семь башен, в озере плавает семь лебедей, во дворе растут семь деревьев, а на башнях семь флагов.)

Какой формы башни и крыши замка? (Конусы и цилиндры.)

Как называется город, в котором живете вы? (Анива.)

В вашем городе есть здания такой формы, как в Замке Семи Чисел? (Нет.)

Какой формы дома в Аниве? (Дома квадратной, прямоугольной формы, а крыши похожи на треугольники.)

Ворота замка закрыты, а ключ утерян. Возможно, их удастся открыть с помощью моей волшебной тросточки? Не получается. Нужна ваша помощь! Если вы справитесь с заданием, и у вас получится ключ, мы сможем открыть ворота замка.

Графический диктант.

Найдите точку красного цвета, поставьте на нее карандаш. А теперь рисуем: 2 клеточки вниз. 2 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку влево, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх. 1 клеточку влево. 2 клеточки вверх. 2 клеточки вправо. 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево.

Замечательно. Вы внимательно слушали, отсчитывали правильное количество клеток и у вас получился ключ. Отправляемся в замок.

Физкультминутка. Игра «Найди кусочек сыра»

Но что это? На замок напали мыши. Надо их увести из замка и накормить сыром.

На полу лежат несколько обручей на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики. Это сыр. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Дети под музыку бегают. Как только она остановится «мышки» разбегаются по норкам за кусочком сыра. Как только «мышки» разбегутся по норкам, педагог спрашивает: сколько мышек в норке и почему?

3.Изучение нового материала. Исследовательская деятельность.

В стране геометрических фигур живут куб, шар, круг и квадрат. Они очень любят играть в прятки. Прятаться можно только на столе. (У каждого ребенка на столе круг, квадрат, куб и шар, лист бумаги)

«Прятки»

Кому удалось спрятаться? (Кругу и квадрату)

Кто спрятаться не смог? (Куб и шар)

Почему? (Куб и шар спрятаться не могли, потому что они фигуры объемные, а круг и квадрат плоские.)

Вывод:

Куб и шар спрятаться не могли, потому что они фигуры объемные, а круг и квадрат плоские.

Какие еще плоские фигуры вы знаете? (Овал, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб.)

Какие объемные фигуры вы знаете? (Цилиндр.)

Скоро праздник новый год. Цилиндр и куб решили сфотографироваться, чтобы подарить фотографии своим друзьям. Но, к сожалению, фотограф заболел. Поможем фигурам сфотографироваться? (Поможем.)

(Слайд №2 Черный квадрат)

Какая фотография получилась? (Квадрат.)

В фотоателье напечатали фотографии черно-белые, но не могут определить, где чья. Попробуем помочь?

(Возникает затруднение, так как четырехугольник может быть и цилиндром и кубом.)

Смогли вы подобрать фотографии? (Нет.)

Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)

Значит чему нам надо научиться? (Фотографировать так, чтобы можно было точно определить какая фигура фотографировалась.)

У фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.

Чем отличается цилиндр от квадрата? (У цилиндра дно круглое.)

Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показ цилиндра с одной и другой стороны)? (Получается 2 круга.)

Смотрим на экран. Эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке рассказывает его паспорт. Значит это паспорт цилиндра.

(Слайд №3 Паспорт цилиндра)

Аналогично разбирается куб.

(Слайд №4 Паспорт куба)

Фигурам вручаются паспорта.

Вывод:

Вот теперь вы настоящие фотографы, т.к. на фото сразу видно кто изображен. А мы видим результат нашего исследования в паспортах куба и цилиндра.

4. Заключительная часть.

Обрадовались куб и цилиндр. И предлагают поиграть с ними в любимую игру жителей страны геометрических фигур «Больше – меньше». В этой игре нужно узнать каких фигур больше, а каких меньше и на сколько. Сравнить их с помощью знаков больше, меньше и равно.

Игра «Больше – меньше»

Чего больше треугольников или четырехугольников? (Треугольников.)

Как вы узнали? (Сосчитали.)

Каких геометрических фигур поровну? (Кругов и овалов.)

По сколько их? (По пять.)

Какой знак поставили? (Знак равно.)

Где поставили знак меньше? (Между квадратами и прямоугольниками.)

(Слайд №5 Проверка задания)

Вывод:

Молодцы! Внимательно сосчитали и правильно сравнили геометрические фигуры.

В стране геометрических фигур живет веселый художник. Он постоянно что-нибудь путает.

Игра «Что перепутал художник?»

(Слайд №6 Найди ошибку)

Вывод:

Чтобы не оказаться на месте запутавшегося художника, нужно знать на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

6. Рефлексия

Где вы сегодня побывали? (В стране геометрических фигур.)

Что интересного сделали? (Паспорт куба и цилиндра.)

Было сложно? (Нет.)

Пора прощаться со Страной геометрических фигур. Жители этой замечательной страны и я, Звездочет, желаем вам новых открытий.

Фонограмма песни «Точка, точка, запятая».

Литература:

1. Бочкарева О.И. Математика. Занимательные материалы / Бочкарева О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 – 128 с.

2. Козлова В.А. Умнейка. Математика в играх и задачах для малышей. Геометрические фигуры/ Козлова В.А. – М.: Школьная пресса, 2000. – 32с.

3. Новикова, В.П. Математика в детском саду: Учебно-методическое пособие / В.П.Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 104 с.

4. Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации/ Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. - 208 с.

Приложения.



Слайд №1 Замок Слайд №2 Фотография Слайд №3 Паспорт цилиндра




Слайд №4 Паспорт куба Слайд №5 Варианты решений Слайд №6 Найди ошибку

Карточки для индивидуальной работы.



Самоанализ занятия

Тема занятия связана с путешествием по Стране геометрических фигур. Для концентрации внимания и развития интереса у детей в занятие введен персонаж Звездочет, который провел интеллектуальную разминку «Игра с кубом» и пригласил детей в математическую страну. Единый сказочной сюжет, задания на мышление, сравнение и обобщение (Игра «Фотограф», «Больше – меньше», «Помоги художнику», «Найди кусочек сыра», «Прятки») логически связали друг с другом все этапы занятия. На этапе изучения нового материала использовались объяснение и показ, а так же элементы исследовательской деятельности. Перед детьми была поставлена проблема (сделать фотографии геометрических фигур так, чтобы можно было отличить куб от цилиндра), и вся учебная деятельность строилась на поиске решения данной проблемы. В результате исследовательской деятельности были сделаны паспорта куба и цилиндра. Для закрепления изученного материала была выполнена практическая работа (Игра «Фотографы», «Прятки»), а на этапе повторения – письменный контроль (Графический диктант «Ключ», работа с карточками «Больше – меньше») и слайд («Что перепутал художник»). Для того, чтобы активно отдохнуть и сменить вид деятельности, в коридоре была проведена физкультминутка в виде подвижной игры «Найди кусочек сыра». После каждого этапа подводился итог. Дети стимулировались к дальнейшей работе похвалой и одобрением педагога за их умения и знания, и правильно выполненные задания. Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся с помощью опросов, координации самостоятельной работы на карточках и в процессе исследовательской деятельности (Игра «Прятки»). В результате дети успешно применяли ЗУН в новых условиях. Разнообразные задания поддерживали интерес учащихся на протяжении всего занятия. Дети охотно вступали в диалог, активно отвечали на проблемные вопросы (Как вы думаете? Почему? А что будет, если сделать по другому?), оказывали помощь друг другу (Игра «Помоги найти домик») и сказочным героям (Игра «Найди кусочек сыра», графический диктант «Ключ», слайд «Что перепутал художник?»). Использование различных средства обучения: раздаточный и демонстрационный материал, аудио записи, ПК, проектор, экран, что позволило оживить учебный процесс. Введен национально – региональный компонент (Чем отличаются дома в Аниве и в Замке семи чисел?), а так же связь с другими предметами (Ознакомление с окружающим, оздоровительные игры, музыка). Перегрузки и переутомления у детей на занятии не наблюдалось. Поставленные на занятии задачи решены, цель достигнута.