Как правильно установить кондиционер в квартире: схемы расположения. Как установить сплит-систему (кондиционер) самостоятельно Как крепится внутренний блок кондиционера к стене

Без кондиционера вредно и опасно для здоровья. Это может привести к тепловому удару, что создаст небезопасную ситуацию как для водителя, так и для окружающих. К тому же, даже если до этого дело не дойдет, вряд ли кто-то любит потеть, сидя в раскаленной машине. Конечно, эта проблема не так важна тем, кто ездит без пробок по ровным дорогам. Но что же делать, если окна открыть нельзя или приходится долго стоять в пробке. А делать нужно кондиционер, как именно, рассмотрим ниже.

Описанный ниже кондиционер довольно примитивен. Дело в том, что он работает на льду, таким образом, хватает его примерно на час работы. Но эту проблему можно решить путем установки элементов Пельтье. Например, такие элементы благодаря электротоку могут охлаждать воду, и кондиционер будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор. Так или иначе, эта самоделка будет отличным вариантом для доработок и раздумий.

Материалы и инструменты для автомобильного кондиционера:
- пластиковый контейнер (сумка-холодильник);
- небольшой водяной насос на 12В (можно от аквариума);
- радиатор печки от автомобиля;
- провода, трубки для подключения насоса;
- два вентилятора;
- дремель;
- силикон;
- рояльные петли;
- штекер для подключения к прикуривателю и другое.


Изготавливаем кондиционер:

Шаг первый. Установка насоса
В первую очередь нужно закрепить насос, он фиксируется на дне контейнера. Для таких целей подойдет насос от аквариума или из бачка омывателя стекол. После установки провода от насоса нужно вытянуть наружу.




Шаг второй. Установка вентиляторов

В качестве вентиляторов автор использовал компьютерные кулеры на 12В. Устанавливаются вентиляторы в крышку. Поскольку крышка в таких контейнерах двойная, с внутренней части нужно вырезать квадрат по размеру двух кулеров. С другой стороны под кулеры вырезается два отверстия, в подобных ситуациях удобно работать дремелем. Вентиляторы ориентированы на высасывание воздуха их контейнера. Крепятся кулеры при помощи шурупов, которые обычно идут в комплекте.








Шаг третий. Установка радиатора
Радиатор от печки автор устанавливает с внутренней стороны крышки, его патрубки должны смотреть вниз. Для крепления радиатора подойдет силикон, еще можно использовать горячий клей или эпоксидку.




Шаг четвертый. Завершающий этап сборки
Чтобы крышку можно было удобно открывать и менять лед, автор крепит ее при помощи рояльной петли. Теперь можно подключать радиатор к насосу, для этого достаточно одного шланга, то есть выход насоса подключается к входу радиатора. В этом случае система будет работать, правда, будет слышно журчание воды. Чтобы этого избежать, можно и на исходящую трубу надеть шланг. Ну а теперь остается только подключить все компоненты к бортовой сети.

Если для работы кулеров и насоса требуется напряжение не 12В, а меньше, можно попробовать запитать все через зарядник для мобильных телефонов. Автор подключает устройство через прикуриватель.





Чтобы запустить кондиционер, в контейнер нужно засыпать лед, а затем налить воды. После подачи питания через радиатор будет прокачиваться ледяная вода. В это же время кулеры будут выдувать холодный воздух из контейнера наружу в салон. Поскольку такой кондиционер не особо эффективен, в машине нужно будет хорошо зарыть все окна и двери. Хоть какие-то часы прохлады при таком кондиционере обеспечены. За это время можно переждать пробку или проехать проблемный участок дороги с закрытыми окнами.

По такому же принципу можно сделать и более мощный кондиционер для дома, работающий от питания в 220В. Кстати, в качестве охлаждающей жидкости можно использовать обычную воду из под крана, пропуская ее через радиатор. В таком случае насос не понадобится.

Многие покупатели не готовы выложить достаточно солидную сумму денег за то, чтобы приобрести автомобиль с наличием кондиционера. Часто они рассуждают практично, считая, что водителя и пассажира летом может обдувать поток свежего воздуха из открытых окон. Но стоит отметить, что летняя езда не всегда динамична, поэтому и на трассе, и в условиях городских пробок кондиционер в автомобиле становится просто жизненно необходимым элементом, так как вполне вероятно, что пассажиры могут получить

Почему многие решают установить своими руками? Потому что эта процедура в специализированном салоне часто является достаточно дорогостоящей, требуя существенных усилий со стороны профессионалов, которые делают все необходимое для подготовки места и отладки всей системы охлаждения салона в соответствии с размещением остальных составных элементов автомобиля. Связано это с тем, что установка кондиционера в машину, которая уже полностью собрана, представляет собой достаточно сложное и хлопотное занятие в сравнении с монтажом на стадии сборки автомобиля. Однако часто владельцев транспортных средств это не останавливает. Именно поэтому следует представлять себе то, в машину своими руками?

Для начала стоит разделить все иномарки на два типа в соответствии с тем, где они были собраны. В первую очередь выделяются японские автомобили, а также транспортные средства европейских марок и прочие авто, произведенные при содействии европейских концернов либо по аналогичному принципу.

Установить кондиционер в машину своими руками, если автомобиль относится к первой категории, как оценивают профессионалы, достаточно просто. Связано это с тем, что испаритель в этих автомобилях находится рядом с либо у колен переднего пассажира, что позволяет обеспечить простой доступ к нему. Сложнее установить кондиционер в машину своими руками, если речь идет о транспортном средстве второй категории. Обычно на это уходит несколько дней работы, так как в них испаритель обычно располагается в глубине моторного отсека. Если работу осуществляет профессионал, то его труд может быть облегчен за счет того, что в автомобиле имеются провода, которые предназначены для кондиционера. Это же можно сказать и о наличии специально отведенного места для устройства.

Установить кондиционер в машину от прикуривателя достаточно просто. Обычно все, что вам потребуется знать, описано в мануале к самому автомобилю и к устройству, которое вы собираетесь установить. Для начала следует произвести сборку кондиционера на полу гаража, чтобы знать, как он будет выглядеть. Установку следует начать с монтажа компрессора и муфты. Радиатор кондиционера часто монтируется перед радиатором двигателя. Испаритель должен находиться либо в салоне, либо под капотом. производится в специализированном сервисе.

Стоит сказать, что если вы не совсем уверены в собственных силах, то стоит обратиться к специалистам, способным выполнить эту задачу достаточно квалифицированно.

Все больше людей в последнее время задумываются о приобретении и установке приборов для контроля микроклимата в жилище. В городских условиях, особенно если квартира целиком находится на солнечной стороне, кондиционер является единственным вариантом для создания комфорта в жаркие летние месяцы. Немалая стоимость этого полезного устройства вызывает желание сэкономить, выполнив монтаж сплит-системы своими руками. Так ли сложна эта процедура, как уверяют компании, занимающиеся установкой кондиционеров? И как установить кондиционер самостоятельно по всем правилам, чтобы обеспечить его бесперебойную работу на максимально долгий срок?

Виды кондиционеров

Для создания комфортных условий в квартирах применяются следующие виды кондиционеров:

Моноблочные системы

Все блоки кондиционера помещаются в одном корпусе. Это снижает стоимость устройства, но и приводит к определенным неудобствам: громоздкости системы и довольно высокой шумности от работы компрессора даже не на полной мощности. Они, в свою очередь, делятся на два вида:

  1. Оконные кондиционеры. Пионеры среди квартирных систем. Главный недостаток: блок устройства занимает значительную часть оконного проема. Это препятствует доступу солнечного света в комнату, да и гармонично вписать его интерьер крайне сложно. Поэтому кондиционеры этого типа встречаются все реже.
  2. . Куда более привлекательны по дизайну, чем оконные. Кроме заманчивой возможности перемещения, обладают еще одним неоспоримым достоинством: блок практически не требует монтажа. Достаточно просто оборудовать своими руками вытяжку из помещения наружу, к которой подсоединяется система. Но стоимость таких кондиционеров довольно высока.

Двухблочные системы

В устройствах такого типа хладагент циркулирует между наружным и внутренним блоками кондиционера. Главное преимущество таких систем – бесшумность. Основной «возмутитель спокойствия» – компрессор, находится за стеной. Внутренние блоки имеют различную конструкцию и могут быть размещены в наиболее удобном месте. Делятся на 3 разновидности:

  1. Настенные сплит-системы. Самые доступные и распространенные в настоящее время, имеют мощность от 2 до 7 кВт. Прекрасно подходят для поддержания нужного микроклимата: летом создают прохладу, но возможна и работа кондиционера на обогрев зимой. Именно для таких систем наиболее актуален вопрос: как установить кондиционер, не прибегая к помощи профессионалов?
  2. Канальные кондиционеры. Устанавливаются под конструкцией подвесного потолка и имеют большую мощность – 12–25 кВт. Этого хватает на довольно просторную квартиру. Осложняет задачу необходимость правильного расчета воздухообмена в помещении. При установке термостатов и специальных электрических клапанов можно задать системе свою температуру для каждой комнаты квартиры. Естественно, это усложняет монтаж блоков системы и существенно повышает ее стоимость.
  3. Кассетные кондиционеры. Основная система также скрыта подвесным потолком. Кассетные сплит-системы изготовлены так, чтобы не выделяться. Как правило, габариты решетки кассетного кондиционера совпадают с размерами потолочной плитки: 600 на 600 мм, а при большей мощности – 600 на 1200 мм. Размеры внутреннего блока позволяют без проблем поместить его и все необходимые коммуникации внутри стандартной решетки из металлического профиля, применяемой при монтаже подвесных конструкций.

Подготовка к установке кондиционера своими руками: выбор места

Так как наибольшей популярностью пользуются настенные сплит-системы, то и описывать, как установить кондиционер своими руками, будем применительно к ним.

Выбор места размещения наружного блока кондиционера в многоквартирном доме может вызвать некоторые затруднения:

  • Во внешнем блоке системы происходит охлаждение хладагента, поэтому его следует разместить так, чтобы по возможности избежать нагрева солнечными лучами. Хорошо подходит северная или восточная сторона дома или балкона.
  • Массивный наружный блок кондиционера должен быть размещен так, чтобы не мешать соседям.
  • Недопустимо, чтобы конденсат из дренажной трубы стекал по стене дома. Ее надо вывести как можно дальше.
  • Как и любое устройство, наружный блок кондиционера нуждается в периодическом обслуживании. Поэтому он должен быть расположен так, чтобы к нему можно было подобраться без особых усилий и риска.

При выборе места для внутренней части системы тоже существует ряд условий:

  • Ее нельзя размещать возле элементов отопительной системы.
  • Недопустимо, чтобы внутреннюю часть сплит-системы закрывали шторы или другие предметы, препятствующие свободному перемещению воздуха.
  • Процессор блока кондиционера может выйти из строя, если будет находиться в области интенсивных электрических помех, создаваемых бытовыми приборами. Поэтому, например, его нельзя размещать на кухне.

Инструменты

Подбор необходимого инструмента тоже будет непрост. Для работы потребуются:

  • Насосы: вакуумный и велосипедный.
  • Набор для развальцовки труб. Лучше в комплекте с труборезом. Другим инструментом медные трубки резать нельзя – внутрь их обязательно попадут опилки, которые выведут из строя вакуумный насос.
  • Ример для чистовой обработки развальцованных труб.
  • Манометр для измерения давления в системе кондиционера.
  • Индикаторная отвертка и тестер для монтажа электрической проводки блоков.
  • Перфоратор.
  • Бухта медной трубки.

Трубки лучше брать целую бухту, с концами, завальцованными еще на заводе. Никогда нельзя угадать, каким инструментом отрезалась трубка, если приобретать только часть бухты. Медные трубки не должны иметь вмятин, трещин и других дефектов.

Монтаж внешнего блока кондиционера

Сразу следует учесть, что наружный блок кондиционера должен располагаться ниже внутреннего.

  • После разметки мест креплений кронштейнов сверлится отверстие под коммуникации. Разумеется, при этом надо избежать попадания сверла в другие коммуникации или арматуру, поэтому место для отверстия надо выбирать внимательно. В кирпичной стене его лучше проложить по шву кладки. Если бетонная плита имеет частую арматуру, то единственный выход – сверлить отдельное небольшое отверстие под каждый провод или трубку системы.
  • Анкерными болтами к стене крепятся кронштейны. Можно закрепить наружный блок кондиционера непосредственно на балконе, немного изменив схему крепления. Но в любом случае важно соблюсти уровень: при малейших перекосах системы возникнут проблемы со стоком конденсата.
  • Самый сложный этап операции – это непосредственный монтаж внешнего блока своими руками. Он весит не меньше 60 кг, именно поэтому эту работу надо выполнять, как минимум, вдвоем. Чтобы надежно закрепить кондиционер на кронштейнах может потребоваться помощь промышленных скалолазов или спецтехники.

Для нормальной работы системы необходимо оставить между корпусом кондиционера и стеной зазор не меньше 100 мм.

Установка внутреннего блока и необходимых коммуникаций

Ход работ:

  • Внутренний блок крепится своими руками на монтажную пластину с помощью системы защелок. Пластина надежно прикрепляется к стене на расстоянии не менее 10 см от потолка и не менее 5 см от угла комнаты. Приподняв вдвоем внутреннюю часть, ее фиксируют защелками.
  • Медные трубки кондиционера для подачи хладагента отрезаются с запасом в метр на предполагаемые изгибы. Минимальная длина этих коммуникаций – не менее 1,5 метра. Осторожно согнув их, надеваем гайки и развальцовываем концы. Гайки затягиваются на штуцерах плотно, но без большого усилия.
  • Дренажная трубка крепится на блок резьбовым фланцем или при помощи куска термоусаживаемого шланга.
  • Электропитание кондиционера обязательно производится через автомат. Для сплит-системы прокладывается своя проводка сечением не менее 1,5 кв. мм. Желтый провод с зеленой полосой – это обычно ноль. Тут пригодятся индикатор и тестер.
  • Обе части кондиционера соединяются многожильными проводами по схеме из инструкции. При малейших сомнениях лучше проконсультироваться со специалистом, ремонт системы в случае неправильного подсоединения обойдется дороже.

Проверка герметичности и заполнение системы

Выполняется в такой последовательности:

  • К ниппелю присоединяется велосипедный насос, а все сочленения и трубки покрываются мыльным раствором. Если при подаче воздуха появляются пузыри, то следует подтянуть гайки на штуцерах.
  • После проверки герметичности производят откачку воздуха из кондиционера. К ниппелю присоединяется вакуумный насос и работает не меньше часа. Это необходимо для полного удаления влаги из системы.
  • Присоединив к блоку с помощью переходника с манометром баллон с фреоном, производят заполнение системы до достижения давления, указанного в инструкции. После чего включают электропитание через автомат.

Если кондиционер самостоятельно перешел в режим тестирования системы, то все получилось. Если нет, то, возможно, поможет запуск с пульта. В противном случае придется вызывать мастера.

При положительном результате остается лишь утеплить жгут коммуникаций между блоками фольгой и водостойкой изолентой, после чего отверстие в стене задувается пеной. Все, можно наслаждаться работой кондиционера.

Возможность при покупке автомобиля заказывать нужную комплектацию – очень удачный маркетинговый ход автопроизводителей. Действительно, вместо того чтобы плодить сотню вариантов одной модели, легче выпустить три и предлагать к каждой длиннющий список опций, рассчитывая на то, что западный покупатель захочет иметь всё, что только можно. При этом приходится доплачивать не только за каждую опцию, но и за её монтаж в автомобиль. В странах бывшего СССР такая стратегия не принесла желаемых результатов. Особенно плохо дело обстояло с кондиционерами, наличие которых в комплектации удорожало автомобиль на 5 – 10%. Для труженика, считающего даже копейки, психологически трудно смириться с мыслью, что ему нужно пахать почти полгода, чтобы ездить в машине с . Тем более что раньше о такой опции «и слыхом не слыхивали» – и ничего, ездили себе!

Как установить кондиционер в автомобиль.

Разумеется, с ростом средней зарплаты настроения начали меняться, но и сегодня можно встретить немало новоиспечённых автомобилистов, которые убеждены, что приобретение машины без кондиционера с расчётом на то, что его можно установить позже – это очень хорошая и правильная идея. Но что показательно – стоит им в разгар сезона в полуденный зной проехаться в автомобиле, оснащённом , чтобы затем, сидя в раскалённой консервной банке, начать мечтать о скорейшем приобретении сего чуда техники. Что ж, поскольку таких людей немало, было бы интересно узнать, насколько реальна установка кондиционера в автомобиль в гаражных условиях, и какова стоимость этой процедуры в СТО и дилерских центрах.

Исторический экскурс

Далеко не во всех странах зимы ассоциируются с тремя месяцами обильного снежного покрова, а лето – с умеренным теплом, когда по-настоящему жарких дней бывает не так уж много. По крайней мере, в США стремление ездить с максимальным комфортом наблюдалось практически с первых лет серийного производства автомобилей. И одним из важных факторов обеспечения таких условий была проблема охлаждения салона в летний зной, когда столбик термометра поднимается к 30-градусной отметке. Первые попытки заключались в использовании встречного потока воздуха, который по идее должен достаточно интенсивно охлаждать салонное пространство.

Первые такие системы вентиляции имели воздухозаборники, расположенные снизу автомобиля. Разумеется, подобная идея оказалась провальной – ввиду практического отсутствия дорог с твёрдым покрытием автомобиль превращался в пылесборник, в котором не то, что охлаждаться – дышать становилось невозможно. Так появились радиаторные решётки с вентилятором, которые немного улучшили ситуацию, но кардинально её изменить не смогли. Нужны были новые идеи. Одну из них предложил изобретатель Вильям Уитлей, которому в 1884 году пришла в голову мысль использовать в качестве охладителя лёд. Для этого опять же под днищем он разместил поддон с отверстием, через которое при движении автомобиля в салон попадал свежий и прохладный воздух.

Проблема дефицита льда оказалась столь серьёзной, что, несмотря на достигнутые результаты, от такого решения быстро отказались. Изобретение компрессорного холодильника дало мощный толчок и развитию автомобильных систем кондиционирования. Используемый принцип охлаждения посредством испарения хладагента оказался единственным реальным способом добиться требуемых результатов. В 1939 году первый такой автокондиционер был установлен на машину марки Паккард. Его конструкция была настолько несовершенной, что в массовое производство он не попал. Но сама идея оказалась настолько привлекательной, что все технические проблемы со временем были решены, а принципиальная схема автомобильного кондиционера осталась неизменной до наших дней.

Первым серийным автомобилем, оснащённым системой кондиционирования, стал Кадиллак – в 1941 году компания выпустила 300 таких машин. Спустя 40 лет американский автопром довёл эти цифры до 20 миллионов авто в год, а в настоящее время свыше 80% производимых во всём мире автомобилей имеют в своём составе ручные или автоматические климатические установки.

Принцип действия автомобильного кондиционера

Как уже отмечалось выше, автомобильный кондиционер принципиально мало чем отличается от своего концепта – обыкновенного бытового холодильника. Да, технический прогресс позволил существенно усовершенствовать конструкцию, благодаря использованию современных материалов значительно улучшить характеристики систем кондиционирования и снизить их стоимость. Но физические законы обмануть невозможно, и с этой точки зрения использование замкнутого контура, по которому циркулирует хладагент, оказалось практически единственным технически реализуемым способом регулировать температуру воздуха в салоне.

Чтобы заставить хладагент, в качестве которого используют разновидности фреона, циркулировать по кругу, используется компрессор – самая дорогостоящая деталь системы кондиционирования. Он также ответственен за нагревание фреона (давление и температура – взаимосвязанные физические параметры) и перевод его в газообразное состояние. Двигаясь по системе трубопроводов, хладагент попадает в конденсатор, напоминающий радиатор охлаждения автомобиля, где газ конденсируется, превращаясь в жидкость и одновременно охлаждаясь.

В осушителе жидкий фреон очищается от загрязнений и влаги и попадает в испаритель – основной блок автокондиционера. Именно в нём охлаждённый жидкий фреон отбирает тепло у потока воздуха, идущего из салона, охлаждает его и направляет на дефлекторы. Сам же хладагент движется в направлении компрессора, образуя замкнутый цикл. По такому , включая автомобильные.

Плюсы и минусы наличия в автомобиле кондиционера

Основное предназначение автокондиционера – создание для водителя и пассажиров комфортного микроклимата. Как показали недавние исследования, таковым нужно считать температуру в салоне, лежащую в пределах 22 – 26 градусов при влажности порядка 50 – 65%. Система вентиляции обеспечить такие характеристики в жаркое время года не в состоянии, но для климатической системы поддержание требуемой температуры и влажности – задача вполне посильная. Так что без автомобильного кондиционера в жару обеспечить хорошее самочувствие водителя практически невозможно – а это фактор, влияющий на безопасность дорожного движения. За столь полезное приобретение приходится расплачиваться, и недостатков даже у самых совершенных моделей климатических систем хватает:

  1. Одним из наиболее существенных минусов установки автокондиционеров считается заметное падение мощности (в среднем – на 10 л. с.), что приводит к падению приёмистости двигателя и увеличению расхода топлива (примерно на 0,8 – 0,9 л./100 км.). Правда, чем мощнее авто, тем менее заметен этот эффект.
  2. Поскольку автокондиционер представляет собой многокомпонентное устройство, его узлы необходимо где-то размещать. Поэтому полезный объём подкапотного пространства заметно уменьшается. А это ведёт к ухудшению охлаждения силового агрегата и риску его перегрева. Большинство моделей имеет штатные приспособления для крепления компрессора и других составляющих кондиционера, но в автомобилях, конструкция которых не предполагает установки климатической системы, её монтаж может привести к печальным последствиям.
  3. Ещё одним недостатком использования в автомобиле кондиционера считают риск подхватить простудное заболевание. Действительно, если разгорячённый водитель попадает в раскалённый на солнце автомобиль и начинает движение, его естественной реакцией является установка максимальной температуры охлаждения. Ледяной поток воздуха, попадая на лицо, провоцирует быстрое размножение вирусов, поражающих верхние дыхательные пути. Разумеется, опытные водители знают, как поступать в таких случаях, поэтому простудные заболевания – это бич начинающих автовладельцев.
  4. Серьёзным недостатком автокондиционеров считается появление (это касается только устройств, эксплуатирующихся достаточно долго). Это результат жизнедеятельности бактерий, для которых испаритель является идеальной средой обитания. Само по себе зловоние – уже неприятно, но здесь есть и другие риски. Например, вероятность заразиться легионеллой – бактерией, провоцирующей возникновение одной из форм пневмонии. Борются с этим явлением посредством дезинфекции испарителя – эту услугу предлагают многие СТО.

Как и любое другое сложное техническое устройство, автомобильный кондиционер нуждается в проведении регулярных обслуживающих процедур. Но поскольку в плановое ТО диагностика системы кондиционирования не входит, делать это нужно отдельно с периодичностью раз в 3 – 5 лет для новой машины и каждые год – два для авто с большим пробегом. Чаще всего выполняется процедура дозаправки системы фреоном.

В большинстве случаев падение давления свидетельствует о наличии каких-либо проблем, но не всегда: со временем появляются микротрещины, которые невозможно выявить, но через них хладагент медленно испаряется наружу. Не стоит забывать и о таком факторе, как возможность продажи автомобиля с целью покупки нового. Если он не оснащён системой кондиционирования, шансы получить за него хорошую компенсацию намного ниже.

Стоимость установки автокондиционера

Можно ли установить кондиционер в автомобиль позже? В подавляющем большинстве случаев ответ будет положительным. И, если взвесив все «за и против», вы пришли к выводу, что лучше оснастить своё авто климатической системой поздно, чем никогда, остаётся учесть ещё один фактор – стоимостной. Здесь всё не так однозначно. Скажем, смонтировать систему кондиционирования на вазовскую «классику» будет дороже, чем установить автокондиционер на Шкоду. Если говорить о средних ценах, то такая процедура, производимая в гаражных условиях, обойдётся вам в примерно 2 тысячи условных единиц. Если вы предпочитаете более надёжные способы, стоимость вырастет примерно в полтора раза, но при этом вы получите хоть какую-то гарантию на установленное оборудование.

Впрочем, найти сервис, который занимается этими специфическими работами, совсем непросто. Диагностика и ремонт – пожалуйста, с этим сегодня проблем нет. А установка автокондиционера «с нуля» – это совершенно другое дело, требующее наличия соответствующего опыта, знаний и квалификации. Немногие СТО имеют возможность держать в своём штате такого узкоспециализированного профессионала, загрузка которого может оказаться намного ниже ожидаемой.

Факторы, влияющие на выбор кондиционера в автомобиль

Если вы нашли специалиста, готового приступить к установке автокондиционера, следующий обязательный шаг – выбор устройства, которое бы подходило по всем параметрам для вашей модели авто. Как правило, подобные сведения указываются в мануале (инструкции по эксплуатации), в разделе дополнительных устройств. Тип кондиционера следует выбирать, ориентируясь на мощность вашего силового агрегата. Любой автомагазин, специализирующийся на продаже автокондиционеров, предоставит в ваше распоряжение свежий каталог климатических систем, по которому можно без труда подобрать устройство, в полной мере соответствующее характеристикам вашего транспортного средства.

Важно проверить, насколько полной является комплектация выбранного автокондиционера. Типовая система кондиционирования должна включать:

  • компрессор вместе с ремнём;
  • испаритель;
  • конденсор (в народе этот узел обычно называют радиатором кондиционера);
  • ресивер-осушитель;
  • соединительные трубки, сопряжения, датчики, предохранительные клапаны;
  • блок управления устройством;
  • другие необходимые комплектующие, присутствующие в описи приобретаемого комплекта;
  • инструкция по монтажу автокондиционера на русском языке.

Отметим, что если ваш автомобиль произведён после 1993 года, заправочной жидкостью для него будет фреон R134a, в противном случае нужно заправлять систему фреоном R12. Необходимо также определиться, какому типу кондиционера отдать предпочтение: ручному или автоматическому. Первые бывают одно- и многозонными, автоматические устройства, охлаждающие одну зону, встречаются крайне редко.

Это самые бюджетные устройства, управление которыми осуществляется вручную, с помощью регулятора, встраиваемого в приборную панель. Он отвечает за силу подачи потока охлаждённого воздуха в салон, в то время как его направление регулируется шторками дефлекторов.

Автоматические кондиционеры

Более продвинутые климатические системы оснащаются монитором, на котором можно выставлять требуемые характеристики охлаждения. Эти параметры запоминаются, и электроника отслеживает, чтобы при работе кондиционера они находились в заданных пределах. Такие климатические системы позволяют устанавливать свои параметры микроклимата для отдельных зон автомобиля (водитель, передний пассажир, заднее сиденье целиком или с разделением).

Самостоятельный монтаж автокондиционера

Если вы твёрдо намерены сэкономить значительную сумму на установке автокондиционера, трижды подумайте о целесообразности такого шага, поскольку любая ошибка может привести к печальным последствиям. А ведь для этого потребуется разобрать почти половину моторного отсека и выполнить много операций, требующих внесения изменений в конструкцию автомобиля (если данная модель не предусматривает ).

Если ваше решение непоколебимо, следует запастись необходимым набором инструментов, вам потребуется и специализированное оборудование. Внимательно изучите инструкцию, прилагаемую к комплекту, и проверьте, все ли комплектующие имеются. Если чего-то не хватает, необходимо обратиться в ту торговую точку, где вы приобретали автомобильный кондиционер. Приготовьтесь к тому, что установка кондиционера в машину может растянуться на неделю, поскольку некоторые конструктивные элементы, необходимые для проведения монтажных работ, придётся искать по ходу установки.

Примерная последовательность работ:


Отметим, что если вы никогда раньше не имели дела с автомобильными кондиционерами, следует отказаться от самостоятельной установки кондиционера в авто – эта операция считается очень сложной, и далеко не все СТО предоставляют подобную услугу именно по причине её сложности и трудоёмкости.

Установка кондиционера своими руками должна начинаться с выбора места для установки. На самом деле все непросто. Надо учесть:

Так что придется решать комплексную задачу, стараясь удовлетворить все требования и рекомендации. Только в этом случае установка кондиционера своими руками будет удачной.

Начнем с самого простого: выбор места размещения с точки зрения удобства пользования. Внутренний блок надо разместить так, чтобы охлажденный воздух распространялся по всей комнате, но не попадал напрямую на кровать, рабочий стол, кресло. В принципе, можно перенаправить поток при помощи подвижных жалюзи, но гораздо лучше изначально подумать об этом.

Наиболее правильное в этом случае решение разместить кондиционер над изголовьем кровати, над или сбоку от стола. В этом случае поток холодного воздуха будет «обтекать» место отдыха или работы, что гораздо более комфортно и менее опасно для здоровья.

Кроме того есть технические моменты, которые надо предусмотреть до того как начата установка кондиционера своими руками. Внутренний блок соединяется с наружным при помощи трассы из медных труб и кабеля управления. Выходы для подключения трассы находятся справа (если смотреть на блок спереди), но их можно выгнуть таким образом, чтобы они оказались слева или снизу. Эти выходы — это медный трубки длиной 30 см.

Выходы из наружного блока сплитсистемы (вид сзади)

К ним подключается трасса (пайкой или развальцовкой), а место соединения должно быть доступно для обслуживания. Потому этот участок трассы в стену (в штробу) не прячут, а закрывают декоративным коробом. При этом трассу можно располагать по-разному — в зависимости от того, на какой стене повесили внутренний блок и где по отношению к нему находится наружный блок.

Блок слева от наружной стены

Если внутренний блок находится слева от внешней стены, а трассы выходит ровно, минимальное расстояние от стены до блока — 500 мм (1 картинка на фото). Его можно уменьшить до 100 мм если трассу завернуть на прилегающую стену, но общая ее длина не должна быть меньше 500 мм. Если это невозможно, вывести отводы можно слева и уложить трубы в штробу (рисунок справа). В данном случае это возможно, так как место соединения выводов и трассы получается под крышкой корпуса, так что оно доступно для ремонта и обслуживания.

Если по наружным стенам здания нельзя тянуть кабели, трубы и т.п. (чтобы не портить внешний вид), придется всю трассу укладывать в помещении. Менее затратный вариант — провести ее в углу, закрыв специальными коробами. Такое расположение удобно, так как потом можно короб закрыть шторами.

Второй вариант более трудозатратный (штробу сделать сложнее), но с эстетической стороны более выигрышный — это вывод перевести на левую боковую панель и уложить все в сделанную выемку.

На стене справа от наружной

Этот вариант можно назвать типовым — это стандартное решение при выборе такого местоположения. чаще всего трассу в коробе выводят прямо в стену, но если необходимо, ее можно опустить в углу (тоже закрыв коробом).

При необходимости можно ее уложить в штробу (место соединения — в корпусе). Если трассу нельзя проводить снаружи здания, можно ее уложить в штробу в помещении. Трасса может быть похожа на два последних фото в предыдущей главе.

Куда определить наружный блок

На самом деле это не самая простая задача — выбрать место для наружного блока. Не на всех зданиях разрешено их размещать на стенах. В этом случае есть только два выхода: установить наружный блок сплит системы в специально отведенном месте — кондиционерной. Если такого помещения нет, остается только балкон или лоджия. В таких зданиях они обычно застеклены, потому на внешний вид размещение блока не влияет.

Но в этом случае надо предусмотреть систему охлаждения оборудования и отведения отработанного воздуха. Если балкон достаточно просторный, на все время его работы открывают окна на проветривание или обеспечив доступ свежего воздуха каким-либо иным способом. Выход простой и понятный, но ведет к перегреву оборудования, а это чревато поломками и частой заменой поврежденного наружного блока.

Монтаж на балконе — иногда единственный выход

Немного исправить положение может установка вентиляторов для более активного обмена воздуха. Правильно же выгородить небольшое помещение, сделать в нем эффективную вентиляцию, отдельные вентиляционные каналы на отведение и подачу воздуха. Причем они должны быть раздельными. Делают это при помощи воздуховодов, которые выводят вместо части остекления. В общем в данном случае установка кондиционера своими руками — проблемная задача именно в плане обеспечения нормальных условий работы оборудования.

На балконе или лоджии

Если запретов на размещение посторонних устройств на стенах здания нет, обычно наружный блок кондиционера вешают на ограждении балкона (сбоку или фронтально) или на стене, но так, чтобы до него была возможность дотянуться для обслуживания — помыть, почистить, проверить, починить.

Если балкон застеклен, над ним должна находится открывающаяся створка окна. Иначе обслуживать его будет очень сложно. Для защиты от осадков и предметов, которые могут упасть из окна, над блоком размещают козырек. Выбор материалов — что-то похожее на отделку балкона или белый пластиковый козырек, но только полнотелый. Пустотелые и металлические (в том числе профнастил и металлочерепицу) лучше не использовать, так как во время дождя они превращаются в барабан, а во время града вообще могут оглушать.

Если блок ставится на лоджии, из всех приведенных выше вариантов остается только тот, который на картинке справа. рядом на стене размещать неудобно, разве что под окном, но это уже относится к другому разделу.

Еще один момент: как проводить трассу — по потолку или по полу? Штробить придется и в том и в другом случае, но в случае с полом возможно, вы будете делать его из досок, тогда трубы и кабели, связывающие наружный и внутренний блок, можно проложить по поверхности, но лучше — в коробе.

Под или рядом с окном

В тех помещениях, где балкона или лоджии нет, внешнюю часть сплитсистемы навешивают на стену снаружи. Удобнее, если он находится под окном или сбоку от него. Причем под или рядом с открывающейся частью. В этом случае возможно обслуживание без вызова альпиниста.

При установке наружного блока кондиционера своими руками на стене рядом с окном, обдумайте высоту его монтажа. Можно расположить верхнюю поверхность блока вровень с верхней кромкой окна. В этом случае, высунувшись из окна и застраховавшись, можно будет проводить работы стоят на подоконнике. Второй вариант — нижнюю кромку выровнять вровень с нижней границей оконного проема. Тут можно будет лечь животом на подоконник, но достать до места выхода патрубков не получится. То есть, все-таки придется вызывать промышленных альпинистов.

Что требуется для установки кондиционера своими руками

У тех, кто монтирует и подключает сплит системы профессионально, на работу, в среднем, уходит часа три. Стоимость же этой услуги немалая, а объясняется она необходимостью использования дорогостоящего оборудования. Хорошие аппараты действительно стоят немало, но многие из них можно заменить на более простые или взять в прокат. Единственное, что будет сложно найти — вакуумный насос. Это действительно дорогое специализированное оборудование, но есть технология, позволяющая обойтись без него. Именно так поступают некоторые монтажники, у которых такого оборудования просто нет — они просто стравливают часть фреона, очищая трубы. Этот метод и можно применять при самостоятельной установке сплит системы.

Необходимое оборудование и то, чем его можно заменить

Что необходимо чтобы установка кондиционера своими руками была успешной? В первую очередь нужен будет некоторый набор инструментов. С их помощью дело пойдет быстрее. Но если специального инструментария нет, его можно заменить на приспособления попроще. С ними работа займет больше времени, но, если постараться, на качестве это не отразится. Итак, что надо для монтажа сплит системы:

  • Мощный перфоратор. В наружной стене дома или здания необходимо сделать сквозное отверстие, через которое выводятся медные трубы и кабели, связывающие внутренние и наружный блоки. Также через это отверстие выводится дренажная трубка, для отвода конденсата и излишков влаги при нормализации влажности. Перфоратор — не такая уж большая редкость, единственное, что может вызвать трудности — подбор нужных насадок. Но это уже дело техники.
  • Труборез с острым лезвием. Блоки сплит системы соединяются между собой медными трубами. Продаются они в бухтах, потому придется нарезать на куски нужной длины. Если лезвие трубореза тупое, края трубы замнутся или будут неровными, с зазубринами. Это придется исправлять напильником и риммером (специальное устройство для удаления заусенец). Труборез можно заменить ножовкой с лезвием по металлу, а края выровнять и устранить заусенцы при помощи напильника (надфиля), окончательно обработав край до гладкости наждачной бумагой. Только при работе следите за тем, чтобы обрабатываемое отверстие было направлено вниз. Так внутрь трубы не попадет медная пыль (она может повредить внутренности кондиционера, так что это очень важно).
  • Трубогиб или пружину. Чтобы придать медным трубам нужную форму.
  • Дрель со сверлами разного диаметра. Она нужна для того чтобы проделать отверстия под монтажные пластина внутреннего блока и уголков для установки наружного.
  • Развальцовщик и калибратор для медных труб. Это устройство, конечно, специфическое, но стоит оно немного.
  • Штроборез. При прокладке трассы в штробе (канавка в стене) это устройство значительно ускоряет и упрощает работу. Но можно обойтись обычным долотом и молотком/кувалдой.

Ну и, как говорили раньше, для качественного запуска системы необходим вакуумный насос. Заменить его нечем, единственная возможность — на трассах длиной до 6 метров выпустить часть фреона (метод «пшика»).

Кроме того нужны будут отвертки, шестигранные ключи, уровень, молоток, возможно, некоторые другие инструменты, но они обычно есть в хозяйстве или их несложно найти.

Материалы и расходники

Кроме инструментов для установки кондиционера своими руками понадобится некоторое количество материалов. Без многих из них не обойтись.


Как видите, установка кондиционера своими руками требует серьезной подготовки. Нужен не только специальный инструмент, но и специфические материалы.

Монтаж блоков

Если вы хотите все сделать правильно, установка кондиционера своими руками должна начинаться с внимательного изучения инструкции. В большинстве своем они похожи, но припуски, требования по сечению кабеля, длине трассы и т.д. могут отличаться. Еще один плюс от прочтения мануала — вы точно будете представлять в каком порядке выполнять работы. В целом, вот что надо делать:


На этом первый этап самостоятельного монтажа кондиционера закончен. Дальше будем прокладывать трассу.

Соединение блоков

Наружный и внутренний блоки сплит системы соединяются двумя медными трубками и кабелем. Также наружу выводится дренажная трубка. Все эти коммуникации могут прокладываться сверху по стене, и тогда они укладываются в специальный короб. Второй вариант — в штробу и тогда надо заниматься изготовлением канавки, которая будет соединять два блока. Но, прежде всего, надо просверлить отверстие в стене. Это делают после установки крепежа для блоков. И только после этого установка кондиционера своими руками продолжается.


При укладке в пластиковый короб, все коммуникации связывают в один пучок. Это можно делать стяжками, но чаще сматывают металлизированным скотчем — чтобы дополнительно уменьшить передачу тепла от медных труб.

Подключение медных труб

Кабель ранее мы уже подключили, а завершается установка кондиционера своими руками подключением медных труб, дренажа. С дренажом проще. В нижней части внутреннего блока есть вывод, вот туда и вставляем шланг или трубу. Место соединения можно дополнительно уплотнить, используя сантехническую фум-ленту. Также для герметизации можно использовать силиконовый герметик.

Далее подключаем медные трубки. Начинаем в внутреннего блока. На боковой стенке выведены два порта — один со штуцерами большего диаметра, второй — меньшего. С какого из них начинать — не важно. Порядок действий такой:


Собственно все уже подключено, но надо еще провести вакуумирование или попросту удалить влагу и воздух из рабочих органов кондиционера.

Вакуумирование

Зачем проводить эту процедуру? Во время монтажа в систему попал воздух, также там содержатся остатки аргона. Эту смесь надо удалить, иначе она значительно сократит рабочий ресурс оборудования. Естественно, лучше если есть специальное оборудование. Но, на крайний случай, можно обойтись и без него.

При наличии вакуумного насоса

Если есть вакуумный насос, все несколько проще. С ним обычно идут два манометра (низкого и высокого давления) по ним можно отследить падение давления в системе, то есть выявить негерметичность. Подключается вакуумный насос к выводу на внешнем блоке с золотником (заправочный порт), включается минут на 15-20. За это время он удаляет остатки воздуха и азота из системы.

По прошествии этого времени насос отключают, но не отсоединяют, а оставляют подключенным еще на 20-30 минут. Все это время надо наблюдать за показаниями манометров. Если они изменились, в системе есть негерметичное соединение. Скорее всего — это место подключения медных трубок и их надо перезаделать. Если показания манометров стабильны, не отключая насос, полностью открываем клапан, который находится внизу. Из блока начинает выходить фреон, заполняя систему (слышен шум). Надеваем перчатки и быстро откручиваем шланг вакуумного насоса (фреон может повредить кожу). После отсоединения оборудования открываем клапан на трассе вверху (выходы меньшего диаметра). Теперь установка кондиционера своими руками окончена. Можно включать.

Без вакуумного насоса

При длине трассы до 5 метров установка кондиционера может быть проведена без вакуумного насоса. Для очищения оборудования придется спустить некоторое количество фреона, но по-другому никак. Порядок действий такой:


И в этом случае установка кондиционера своими руками завершена и оборудование готово к работе. Но в данном случае герметичность системы ничем не проверена и фреон может потихоньку улетучиваться, да и в системе все равно осталось некоторое количества воздуха и аргона. В общем, решение не идеальное.