«К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли. Интересные исторические факты про дуэль. Самые известные дуэлянты

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Формировать представление о дуэли как о явлении русской жизни, о истории возникновения дуэлей, о правилах проведения дуэлей.
  2. развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. воспитывать чувство ответственности, нетерпимость к унижению, несправедливости, умение отстаивать свое мнение, защищать честь близких людей.

Оборудование:

  1. Репродукции:«А.Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» Художник Н.П. Ульянов; «Наталья Николаевна Пушкина» Художник А.П. Брюллов; «Дуэль Пушкина с Дантесом» Художник А.А. Наумов;«Дуэль Онегина с Ленским» Художник И.Е. Репин.
  2. Презентация «Дуэль как явление русской жизни XIX века»
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ход урока

И: Сегодня на уроке мы будем говорить о дуэли как о явлении русской жизни XIX века, о традиции проведения дуэлей, целях, правилах русской дуэли.

  1. Еще раз вернемся к трагическим событиям января 1837г, когда состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом.
  2. Мы обратим внимание на изображение дуэли в произведениях А.С. Пушкина.
  3. Ответим на вопрос: Чем была дуэль в XIX веке: жестоким убийством или честным поединком? Слайд №2

И: История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». Слайд №3

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

  1. цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе); Слайд №4
  2. участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); Слайд №5
  3. средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки); Слайд №6
  4. наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению Слайд №7

Л: Поясним для себя значение некоторых слов, связанных с темой нашего урока: Слайд №8

дуэлянт - участник дуэли;

секундант – посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель;

картель – письмо с вызовом на дуэль;

сатисфакция - удовлетворение за оскорбление чести;

бретёр – задира, скандалист, забияка, заядлый дуэлянт

И: Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и по большей части намного кровавей и изощренней.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Петр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей в России жестокими законами против них. Слайд №9. Петровский Воинский устав 1715 года, называвшийся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашал: «Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

Поэтому в Россиидуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением.

Л: Вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам».

И: Однако дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. Русский дворянинXVIII – начала XIX века жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Стимулом подчинения был страх перед карой, настигающей ослушника. Но в то же время как дворянин, человек сословия, он подчинялся законам чести. Стимулом подчинения здесь выступает стыд.

Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Л.Г. Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому». Слайд №10

Опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление. Сам оскорбленный должен решить (правильное решение свидетельствует о степени его владения законами чести): является ли бесчестие настолько незначительным, что для его снятия достаточно демонстрации бесстрашия – показа готовности к бою (примирение возможно после вызова и его принятия – принимая вызов, оскорбитель тем самым показывает, что считает противника равным себе и, следовательно, реабилитирует его честь) или знакового изображения боя (примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений с какой-либо стороны). Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим – не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры. Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретёром.

Л: Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину. В кишиневский период Пушкин оказался в обидном для себя положении штатского молодого человека в окружении людей в офицерских мундирах, уже доказавших на войне свое несомненное мужество. Так объясняется преувеличенная щепетильность его в этот период в вопросах чести и почти бретерское поведение. Характерный пример – дуэль с подполковником С.Н. Старовым. Вызов поэту был сделан ни кем-либо из младших офицеров, а от их имени командиром полка Старовым, который был на 19 лет старше Пушкина и значительно превосходил его чином. Предполагалось, очевидно, что Пушкин испугается дуэли и пойдет на публичное извинение. Но Пушкин с достоинством принял вызов. Когда съехались на место дуэли, метель с сильным ветром мешала прицелу, противники сделали по первому выстрелу, и оба дали промах; еще по выстрелу, и снова промах; тогда секунданты решительно настояли, чтобы дуэль была отменена. Между стрелявшими не было личной неприязни, а безукоризненность соблюдения ритуала в ходе дуэли вызвала в обоих взаимное уважение. Это однако не мешало вторичному обмену выстрелами и по возможности повторной дуэли. Но через день примирение состоялось быстро.

Я вас всегда уважал, полковник, и поэтому принял ваше предложение, - сказал Пушкин.

И хорошо сделали, Александр Сергеевич, - отвечал С.Н. Старов, - этим Вы еще более увеличили мое уважение к Вам, и я должен сказать по правде, что Вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете.

Эти слова искреннего привета тронули Пушкина, и он кинулся обнимать Старова. Тщательное соблюдение ритуала чести уравняли положение штатского юноши и боевого подполковника, дав им равное право на общественное уважение.

И: Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Л: Судьба мужчины очень сильно зависит от женщины, с которой он связал жизнь. Пушкин и его участь не составляют исключения. 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения на Малой Никитской Пушкин обвенчался с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Ей шел девятнадцатый год. Слайд № 11

Говорили, что первый поэт России женился на первой русской красавице. Во встрече его гения с ее красотой была заложена жизненная катастрофа, потому что их союз заключал в себе нечто абсолютное. Посягнуть на ее честь значило, в его глазах, посягнуть и на честь его Музы.

Наталье Николаевне хотелось веселиться, ей нравились балы, на которых она была первой красавицей. На одном из балов она встретилась с Дантесом. Красивый, рослый, с привлекательной улыбкой Дантес легко играл роль «беспечного доброго малого», но на самом деле был сух, корыстолюбив и расчетлив. Предметом своих домогательств Дантес выбрал жену Пушкина, которая была в зените светских успехов, и начал грубое и настойчивое преследование. Поползли грязные слухи. Слайд №12

Против Пушкина начался настоящий светский заговор. Даже друзьям казалось, что поэт ведет себя неблагоразумно: излишне агрессивен, не склонен к примирению и уступкам. Но Пушкин по-другому не мог, он любил подчеркивать свое 600-летнее дворянство, однако внутренне он был лишен аристократизма. На самом деле это была накопившаяся боль человеческого достоинства, которое не было защищено ничем, кроме гордости и готовности умереть.

Пушкин не был человеком, которого могли победить обстоятельства. Он избрал прямой бой с противником – лицом к лицу, разрывая все путы, которыми так старательно его опутали враги и интриганы. Он принял окончательное решение и отправил страшное по своей оскорбительной сути письмо, отрезавшее возможность примирения и оставлявшее единственный выход – дуэль.

И: Условия дуэли, подписанные секундантами Пушкина и Дантеса, были максимально жестокими (дуэль была рассчитана на смертельный исход).

Слайд №13

  1. Противники становятся на расстоянии 25 шагов друг от друга и 5 шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
  2. Вооруженные пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
  3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не позволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
  4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
  5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
  6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своею честью строгое соблюдение изложенных здесь условий. Слайд №14

Отрывок из х-ф «Последняя дуэль Пушкина»

Л: Человек, для которого жизнь дороже, чем честь, видит в гибели только несчастье. Сохранение жизни становится высшей ценностью. Понять Пушкина с этих позиций невозможно. Он стремился к победе и свободе. Победу он получил, защитив свою честь, опозорив и заклеймив Дантеса и Геккерена, которые вынуждены были, окруженные общим презрением, покинуть Россию. А миг высокой свободы ему дала смерть.

Пушкин умирал не побежденным, а победителем. Пушкин не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, прихотей и чужих расчетов. Он вырвал инициативу из рук своих гонителей и повел игру по собственному плану. Быть жертвой не в его нраве. Какой бы шаг он ни сделал в жизни, все шло ему на пользу: и равнодушие родителей, и одна ссылка, и другая, и холера, и даже смерть. Его не повесили и не сослали в Сибирь пожизненно – он погиб как обыкновенный дворянин. Он мужественно принял страшные физические муки и не хотел стонать, чтобы не испугать Наталью Николаевну. Он не стал убийцей, о чем до сих пор жалеют некоторые. Защищая честь женщины, честь семьи, свое достоинство мужа, дворянина и русского поэта, он не убил, а погиб сам. Он отказался от предложенной секундантом Данзасом мести своему убийце: «мир, мир», - сказал он. И в этом была та же логика его судьбы. Человек, внимавший «бога гласу», пробуждавший добрые чувства, не мог умирать со злобой в душе и жаждой мести. Умирал он не как великий поэт, а как великий человек.

И: Суд по поводу дуэли приговорил Дантеса к смертной казни, но постановил ходатайствовать о смягчении этого наказания. Приговор суда был Высочайше утвержден18 марта 1837г: Дантес разжалован в рядовые и на другой день, 19 марта, выслан до границы в сопровождении жандармского унтер-офицера. В так называемом большом свете многие соболезновали не о смерти поэта, а о высылке авантюриста; многие, напротив, были убеждены, что высылкой Николай I хотел спасти жизнь Дантеса, так как среди русской либеральной молодежи могли найтись мстители за Пушкина.

Л: В 6 главе «Евгения Онегина» Пушкин изобразил дуэль между Ленским и Онегиным. Условия этой дуэли, к нашему удивлению, были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было.

Слайд №15

Каковы причины этой дуэли? Случайная ссора – только повод для дуэли, а причина ее гораздо глубже: Ленский с его наивным взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения» Носитель этой силы – Зарецкий

Честь, долг, патриотизм – все это недоступно Зарецкому. Он готов снова попасть в плен, чтобы только опять пьянствовать в долг у французского ресторатора! Многочисленные уменья Зарецкого – «весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить» - все эти уменья подлые, гнусные, но они ценятся тем обществом, в котором и Пушкину приходится жить.

Почему О. и Л. не могут примириться? (11строфа)

Начинается дуэль. Кто стреляется – друзья или враги?

Отношение Пушкина к дуэли Онегина и Ленского. 32строфа (Зачитать отрывок)

Подведение итогов. Обмен мнениями. «Чем была дуэль в XIX веке: жестоким убийством или честным поединком?» Слайд №16

Домашнее задание .

Письменно обосновать свой взгляд на дуэль.

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

"На пистолетах на рассвете!". Вызов брошен.
Отклонение вызова заклеймит вас трусом на всю жизнь. Вы встретитесь на выбранном месте, и между вами будет 20 шагов. Ваши дуэльные пистолеты заряжены. Кто-то из вас может быть серьезно ранен или убит. Врачи стоят рядом, готовые оказать первую помощь, а ваши друзья смотрят друг на друга с опаской. Из-за чего все это?

Потому что вы высмеяли его шляпу.

Дуэль один на один (чаще всего на шпагах или пистолетах) является неотъемлемой частью общества, формировавшая образ жизни многих тысяч дворян, рыцарей, крестоносцев, политиков и ковбоев с Дикого Запада. Но кроме общественного явления, дуэль является доведенным до абсурда инстинктом конкурировать и побеждать. Мужчины готовы убивать и умирать за сущий пустяк.

Основы дуэли

Дуэль – это жестко контролируемый вид борьбы. Она дает равные шансы обоим мужчинам (женщины принимают участие только в исключительных случаях). Дуэль проводится согласно правилам в заранее оговоренном месте и в заранее оговоренное время. Само слово «дуэль» происходит от латинского слова «duellum», которое происходит от duo (два) и bellum (война).

Дуэли редко проводятся спонтанно. Обычно первый участник бросает вызов второму, который уточняет все возникшие вопросы у секунданта. Секундант – это друг дуэлянта, который следит за соблюдением правил, готовит оружие и обеспечивает безопасность во время дуэли. Также секунданты перед поединком должны попытаться примирить стороны, попытавшись разрядить ситуацию, которая привела к дуэли. Но зачастую секунданты сами дрались наравне с дуэлянтами. После вызова секунданты утрясают все детали дуэли, зачастую тратя на это несколько дней.

После объявления поединка может быть использовано любое оружие по решению вызываемого или вызывающего в зависимости от варианта правил. Дуэльные правила от 1777 гласят, что «вызываемый имеет право выбирать оружие по своему усмотрению, если он не фехтовальщик. При этом вызывающий может отказаться или предложить другой вариант оружия».

Долгое время выбор оружия ограничивался различными типами мечей. Но со временем, когда пистолеты стали использоваться для дуэлей, в правилах стали указывать, что разрешается использовать только гладкоствольные пистолеты. Нарезные запрещались, так как они увеличивали точность и дальность выстрела. Многие правила дуэлей предназначены для того, чтобы уменьшить вероятность гибели или увечья. Например, для этого в некоторых сборниках требовали, чтобы дуэлянты стояли спиной друг к другу и поворачивались только по сигналу. Это снижало время на прицеливание и уменьшало возможность попадания.

Проигравшему участнику оставалось надеяться на милость победителя, который выбирал, оставить его в живых или убить. При этом дуэльный кодекс разрешал победителю осквернить тело проигравшего, например, отрезав голову и разместив её в общественном месте.

Бросок перчатки

Вызов на дуэль может быть сделан на месте бросанием в лицо или на землю перчатки до того, как это сделает соперник.

Правила дуэли

В 1777 году комитет ирландцев составил свод дуэльных правил, который стал широко использоваться в Европе и Америке. Это привело к настолько большой его популярности, что люди во всем мире приняли его за «официальный» дуэльный кодекс. Этот свод правил входил в «Руководство гардемарина» ВМФ США вплоть до запрета дуэлей между морскими офицерами в 1862 году.

Кодекс включал в себя правила извинений, благодаря которым можно было отменить поединок, требования к поведению участников дуэлей, роль и обязанности секундантов, в каких случаях дуэль считается законченной и многое другое.

Извинения

Извинения с оскорбляющей стороны могут предотвратить поединок, но важно принести их правильно. Большинство дуэлей произошло потому, что один человек оскорбил честь другого. Поэтому достаточно было извинений, чтобы решить возникший конфликт до поединка. В дуэльном кодексе однозначно определено, в каком порядке должны приноситься извинения. Правило № 1 гласит, что «тот, кто первым оскорбил, должен первым извиниться, хотя ответные реплики могли быть более оскорбительны. То есть зачинщик должен первым признать свою вину. При этом он может потребовать пояснений ответным репликам».

Кодекс также определяет, в каком случае словесных извинений достаточно, а когда их не хватит для компенсации оскорблений. Правило № 5 гласит, что «так как драка недостойна настоящего джентльмена, то любой удар считается серьезным оскорблением. Его нельзя загладить словесными извинениями. Если оскорбивший не хочет доводить дело до поединка, то он должен дать оскорбленному свою трость, которая будет использоваться для нанесения ударов. Во время экзекуции он должен просить прощения у потерпевшего».

Этикет дуэли

Дуэль – это не драка. Это битва за честь. Поэтому она должна проводиться таким образом, чтобы не уронить достоинства обоих участников. Правило № 13 описывает поведение во время дуэли, и оно является самым нарушаемым, так как многие дуэлянты выходят на линию с желанием защитить свою честь, а не убивать или калечить.

Итак, правило гласит, что стрельба в воздух недопустима. Вызов дается только в случае реального оскорбления, но должна быть попытка принести свои извинения до начала дуэли. Поэтому недопустимо превращать такое действие в игру или развлечение для детей, это является бесчестьем для обоих участников.

Поскольку самого факта поединка достаточно для удовлетворения, дуэлянты могут заранее объявить об использовании фиктивных пуль, стрельбе в воздух или какую-либо неопасную часть тела противника. Дуэльный кодекс отрицательно относится к такому поведению.

Это необходимо для того, чтобы избежать горячности при решении дела.

Секунданты

Обязанности секундантов описаны в правилах № 18 и № 21, согласно которым «секунданты заряжают оружие в присутствии друг друга. Секунданты должны попытаться примирить стороны перед дуэлью и после проведения достаточного количества выстрелов».

Дуэльный кодекс допускает вмешательство секундантов в ход поединка. Но это очень специфичная ситуация и регламентируется правилом № 25: «При желании и по согласию секундантов возможна дуэль между ними. При этом она должна проводиться в это же время, и они должны стоять на линии, перпендикулярной линии основных дуэлянтов».

Окончание дуэли

Дуэль до смерти не желательна с точки зрения кодекса, так как это поединок для восстановления чести, а не для убийства. Тем не менее такой исход допускается.

Кодекс предлагает пять вариантов окончания дуэли: до смерти, до первой крови, до потери сознания, разоружения или после того, как агрессор не попросит прощения. Правило № 22 однозначно определяет окончание дуэли как «любую серьезную рану, из-за которой могут дрожать руки, или мешающую движениям».

Возможно, самое главное правило кодекса определяет не сам процесс дуэли, а те слои населения, которые могут выяснять отношения в поединке. В средневековой Европе дуэль была действием для благородных по происхождению мужчин. Хотя среди простолюдинов вспыхивали драки, которые можно было отнести к дуэлям, фактически участниками дуэли могли быть только лица дворянского происхождения. Несомненно, что одной из причин была экономическая составляющая. Мечи были не по карману крестьянину. Кроме этого, дуэль отделяла верхние слои населения от нижних. Во многих странах были законы, запрещающие поединки между простолюдинами, при этом аристократы зачастую были обязаны принимать в них участие.

Дуэль между дворянами

Дуэль напрямую переплетена с понятием чести. Тем не менее средневековое понятие о чести разительно отличается от современного. Если сейчас слово означает хорошее качество и положительные стороны человека, то раньше оно было связанно с происхождением. Таким образом, если у вашей семьи были заслуги перед правящей династией, она обладала титулом, то, независимо от вашего поведения, вы являлись честным человеком.

Благородное происхождение накладывало строгие требования по защите своей чести. Любая попытка в ней усомниться должна была закончиться вызовом. Кроме того, защите подлежала честь семьи на несколько поколений в прошлое. При этом потерять свою честь можно было в любой момент. Чаще всего это следовало из-за обвинения в трусости. Самый простой способ избежать обвинения в трусости и последующей потери чести заключался в бросании вызова по любому поводу и приему всех вызовов, предлагаемых вам. В противном случае противник мог рассказать о вашем поступке всем вокруг, сообщить об этом церкви и своим друзьям. Последствия такого поступка были разными, зачастую семья лишалась расположения монарха, трус лишался права голоса, отлучался от церкви или мог быть заключен в тюрьму. Поэтому было проще погибнуть в поединке, чем отказаться от него и жить без чести.

Особенность благородного происхождения заключалась в том, что дворяне не работали. Работа или занятие куплей-продажей были недопустимыми для дворянина и могли стать причиной для потери чести. Основной доход дворянских семей составляла рента с земельных наделов. Поэтому большую часть времени дворяне предавались скуке. Из-за этого с течением времени дуэли из защиты чести переросли в спортивное состязание. Если причин для вызова не было, то они сами оскорбляли окружающих. Иногда основанием для дуэли считали простое столкновение в толпе или недостаточную вежливость. Если в компании была дама, то её честь считалась настолько хрупким понятием, что любое недостаточно вежливое обращение могло послужить обвинением в бесчестье и стать поводом для вызова на поединок.

При этом победитель считался лучше проигравшего. Не важны были личные качества, самого факта победы в дуэли считалось достаточным основанием для этого. Причем он считался лучше во всем. Он был честнее, умнее, мудрее и был Богом для проигравшего.

Дуэль среди простолюдинов

Простолюдины также принимали участие в поединках. На ранних стадиях так определяли виновность или невиновность. До XII века для доказательства невиновности можно было пройти испытание на невиновность, одним из вариантов был судебный поединок. Противником в этом случае выступал обвинитель или специальный боец, назначаемый судом. В случае победы подсудимого все обвинения снимались, так как считалось, что Бог защитил его.

Многие дуэлянты бросали вызов из практических соображений. Для человека, уверенного в своем мастерстве, это было решением любой проблемы. Долги можно отдать, просто убив кредитора. Земельные споры легко решались с помощью дуэли. Конкуренты в работе или политике могут быть устранены с помощью меча, а не на выборах с помощью голосов.

В довоенной Миссури политические дуэли стали нормой жизни. В своей работе «Дуэли и корни насилия в Миссури» Дик Стюард подчеркивает следующее: «Непосредственная цель (дуэли) была в устранении политического конкурента». Дуэль стала одним из инструментов политических споров. Первый губернатор Калифорнии Питер Бернетт так отзывался о политике в Миссури: «Желательно убить своих политических конкурентов, чтобы наверняка устранить их со своего пути».

Эволюция дуэли

Дуэль тесно переплетается с рыцарскими соревнованиями Средневековья. Создание и развитие дуэльного кодекса могут быть связаны с рыцарскими кодексами чести, которые использовали благородные воины. Рыцарский турнир – это дуэль на лошадях, формальные правила которого требуют от участников благородного происхождения. Перед началом сражения оба рыцаря встречались в центре и поднимали забрала своих шлемов, раскрывая свою личность. Такое действие гарантировало благородное происхождение участников. В настоящее время этот жест перерос в воинский салют.

Появление огнестрельного оружия на полях сражений привело к исчезновению рыцарей в тяжелой броне, так как она не давала защиту от пуль. Поэтому массивные мечи больше были не нужны, стало развиваться легкое клинковое оружие, которое позволяло легче с ним управляться.

Когда произошло смещение акцента на легкие мечи, появились дуэлянты, занимающиеся фехтованием не из-за поединков, а в качестве спорта. Появились соревнования на количество касаний кончиком оружия до противника. Так как травмы происходили достаточно часто, итальянцы стали размещать защиту на остриях клинков. Это позволило обезопасить бойцов. И до сих пор искусство фехтования с некоторыми ограничениями практикуется в спорте.

Когда пистолеты приобрели большую популярность, они еще существенней повлияли на характер дуэлей. Изменилась доступность дуэли, так как пистолеты стали дешевле меча. Поэтому, чтобы участвовать в пистолетной дуэли, не было необходимости в покупке меча и дорогостоящем обучении у итальянского мастера фехтования. Поединки стали доступны всем слоям населения.

В Соединенных Штатах врачи, редакторы газет, политики и юристы сражались на дуэлях раз за разом. Это окончательно открыло доступ к дуэли всем желающим. Поединки не теряли своей популярности по всей территории Европы и Соединенных Штатов вплоть до ХХ века.

Смерть дуэли

Дуэль погибла не внезапно. Фактически первые попытки запретить дуэль были давно. Христианские лидеры не любили дуэли, так как они явно нарушали одну из божьих заповедей. Кроме того, такое решение возникших конфликтов лишало их некоторой доли власти, терять которую они не хотели. Противостояние церкви и дуэли длилось много веков плоть до окончательной смерти последней. Монархи и военачальники также были против дуэлей, так как молодые дворяне могли стать офицерами в армии, а не гибнуть просто так.

В 1800 году многие политики, писатели и судьи активно выступали против дуэли. Марк Твен, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин были против дуэлей, считая их тратой жизни. Во многих странах были приняты законы против дуэлей, но на протяжении многих лет присяжные не находили состава преступления в поединке.

Смерть дуэли была обусловлена совокупностью культурных факторов. Она была популярна на протяжении многих веков, потому что была доступна только благородному сословию и служила ярким отличием высших слоев общества от низших. Когда она стала доступна всем, то потеряла эту функцию. И одновременно с этим деструктивный характер дуэли стал вызывать недовольство общества. Кроме того, кровопролитные войны XIX и XX веков, такие как Гражданская война в США и Первая мировая в Европе заставили людей задуматься о массовой гибели молодого поколения. Так дуэль стала терять свою привлекательность во многих слоях общества.

Сейчас дуэли все еще существуют, но в менее кровавых формах. В чистом виде поединок один на один превратился в бокс и борьбу, они наследовали дух дуэли, а искусство фехтования переродилось в спортивную дисциплину. Практически любая встреча лицом к лицу руководствуется правилами этикета, который можно считать наследием дуэльного поединка. При этом она может быть в любом месте: за покерным столом, в корпоративном зале, на теннисном корте или в видеоиграх…

Сегодня можно оскорбить любого человека с помощью Интернета. Спорят порой незнакомые люди, не выбирая слов. Только вот ответить обидчику можно только лишь с помощью такого же «виртуального» оружия, не причиняя ему реального вреда.

А ведь в былые времена вопрос оскорблений решался намного проще. Если мужчины ругались друг с другом, то они назначали поединок или дуэль. Сперва оружием являлись мечи и шпаги, а потом их заменили пистолеты. И такое решение проблемы было куда убедительнее, чем нажать кнопку «пожаловаться».

А самое интересное, что дуэли в некоторых странах и в некоторые периоды истории были вполне законным средством выяснения отношений. Правда, разгоряченных мужчин зачастую не останавливал даже запрет на такие поединки. И хотя дуэли являлись благородным способом выяснить защитить честь, бои эти порой оказывались довольно смешными и нелепыми.

Шарль Огустен Сент-Бёв против Поля-Франсуа Дюбуа. Дуэли объяснимы, когда сталкиваются в споре два злейших врага. Но порой ситуация выходит из-под контроля и между старыми друзьями и коллегами. Именно так и произошло с Сент-Бёвом и Дюбуа, чей поединок состоялся 20 сентября 1830 года. Сент-Бёв был литературным критиком, который создал свой метод оценки работ писателей. Он полагал, что все их повести и романы на самом деле в той или иной степени отражают их собственную жизнь и опыт. Дюбуа же являлся редактором газеты «Le Globe». Пол-Франсуа мало того, что обучал знаменитого критика в лицее Карла Великого, так и нанял его на работу в свое издание. О чем точно они спорили, так и осталось загадкой. Но результатом стала дуэль, назначенная в лесу около Роменвиля. Проблемой стал сильный дождь. Сент-Бёв заявил, что не против умереть, однако отказывается промокнуть при этом. Критик взял в руки зонтик вместо пистолета. В итоге так никто не погиб, а два литератора позже снова стали друзьями. Сам Сент-Бёв вспоминал о Дюбуа, как о замечательном и душевном человеке. А вот издатель за глаза называл критика «маменькиным сынком, боящимся дождя».

Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова. Эта история о том, как политик был готов отстаивать свои убеждения, чего в современном мире просто не встретить. Отто фон Бисмарк являлся прусским министром, объединившим Германию и ставшим ее канцлером. В 1865 году он столкнулся с лидером Либеральной партии, Рудольфом Вирховым. Этот ученый и оппозиционер считал, что политик излишне раздул военный бюджет Пруссии. В результате чего страна погрузилась в нищету, перенаселенности и эпидемии. Бисмарк не стал оспаривать взгляды своего оппонента, а просто вызвал его на дуэль. При этом политик великодушно предоставил своему противнику выбрать оружие. Но Вирхов поступил нестандартно, он решил сражаться с помощью сосисок. Одна из них была сырой, зараженной бактериями. Бисмарк понимал, что при использовании холодного или огнестрельного оружия у Вирхова просто не было шансов. А вот сосиски уравнивали возможности. Тогда Бисмарк заявил, что герои не имеют права наедаться до смерти и отменил дуэль. История мало того, что веселая, она примечательно еще и тем, что глава страны вызвал оппозиционера. Обычно все случается наоборот.

Марк Твен против Джеймса Лэрда. Твен являлся известным противником дуэли. Писатель считал их неразумным и опасным способом выяснить отношения. По мнению Твена это к тому же греховно. Если кто-то бросил бы ему вызов, то писатель обещал с максимальной учтивостью и вежливостью отвести противника в тихое место и там убить. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что когда он вызвал редактора конкурирующей газеты на дуэль, то всячески старался ее предотвратить. Описывая так и не состоявшийся поединок, Твен вспоминал, что пребывал в ужасе. Дело в том, что его противник был известным стрелком. Но как только Лэрд со своим секундантом подошли к месту поединка, секундант Марка Твена, Стив Гиллис, с 30-метров поразил голову пролетавшей птицы. Лэрд изумленно спросил, кто же так метро выстрелил? Тогда Гиллис сказал, что сделал это Твен, превосходный снайпер. К счастью для писателя Лэрд предпочел не рисковать жизнью и отменил поединок.

Марсель Пруст против Жана Лоррена. Цифровые технологии мешают писателям бороться с разгромными рецензиями на их творения. Борьба сводится к бесконечным комментариям, перепостам и лайкам. В 1896 году Пруст издал сборник новелл «Утехи и дни», но поэт и романист Жан Лоррен выпустил на этот счет разгромную рецензию. К тому же критик назвал самого автора «мягкотелым» и позволил себе сделать замечания о его личной жизни. Дуэль назначили на 5 февраля 1897 года. Единственной просьбой Пруста было не начинать поединок до полудня, так как он являлся ярко выраженным «совой». Тем не менее писатель прибыл на дуэль безукоризненно одетым. Оба литератора выстрелили и оба промахнулись. Тогда секунданты согласились с тем, что честь была восстановлена. Стоит сказать, что такая реакция на рецензию все же являлась чрезмерной, но с помощью дуэли оба писателя смогли урегулировать свои разногласия. Хорошо еще, что оба они оказались плохими стрелками, в противном случае литература сильно бы обеднела.

Леди Альмерия Брэддок против миссис Эльфинстоун. Эта дуэль вошла в историю, как «юбочный поединок». Две дамы решили пойти в выяснении своих отношений немного дальше, как это было принято у француженок. А ведь ничто не предвещало такой развязки обычного чаепития между двумя подругами - миссис Эльфинстоун и леди Брэддок. Просто первая стала описывать внешность хозяйки с помощью прошедшего времени: «Вы были красивой женщиной». Леди Альмерия Брэддок так оскорбилась этими словами, что тут же назначила поединок в соседнем Гайд-парке. Первоначально было решено стреляться на пистолетах. После того, как пуля попала в шляпу леди Брэддок, та все еще настаивала на продолжении дуэли. Тогда дамы взяли в руки шпаги. И только когда лети Брэддок смогла легко ранить свою обидчицу, она согласилась на письменные извинения с ее стороны. Дуэль закончилась, но представляла она собой необычайно зрелищное действо.

Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси. Эта дуэль может показаться смешной, но нельзя отказать его участникам в изобретательности. В 1612 году в поединке на территории феодальной Японии сошлись два бойца, принципиальных противника. Они не сошлись во взглядах на искусство фехтования. Есть немало различных описаний того поединка. Самая распространенная версия гласит, что Мусаси опоздал на три часа, к тому же вместо меча он явился с обтесанным веслом. Это был психологический удар по противнику. Мусаси улыбался своему противнику, бросающему в него оскорбления. А когда Кодзиро был ослеплен лучами восходящего солнца, то ударил его своим импровизированным оружием, убив его. Оказывается, победить легендарного воина оказалось можно с помощью опоздания и лодочного весла.

Франсуа Фурнье-Сарловез против Пьера Дюпона. Фрнье-Сарловез был очень импульсивным человеком, который прибегал к шпаге при каждом удобном случае. Не останавливало его и то, что дуэли во Франции в XVII веке находились под запретом. Самый известный поединок Фурнье-Сарловеза растянулся на долгих 19 лет. Эти события даже легли в основу романа Джозефа Конрада «Поединок» и фильма Ридли Скотта «Дуэлянты». А началось все в 1794 году. Пьер Дюпон, армейский курьер, доставил сообщение Фурнье. Но тому не понравилось послание. Слово за слово, виноватым оказался незадачливый курьер, которого тут же задира и вызвал на поединок. Тот согласился и сумел ранить Фурнье, но не смертельно. Выздоровев, тот предложил реванш. На этот раз ранение получил Дюпон. В третий раз ранения получили оба. На протяжении следующих 19 лет дуэлянты сходились около 30 раз, пытаясь доказать что-то друг другу. Они даже заключили договор, что дуэль не может состояться, только если между ними окажется расстояние свыше ста километров. И хотя французы называли друг друга заклятыми врагами, они переписывались и даже порой обедали вместе после поединка. В 1813 году Дюпон решил жениться, а застарелая вражда ему была ни к чему. Он предложил окончательно решить вопрос. Решающая дуэль состоялась в лесу. Дюпон решил схитрить - он повесил свой камзол на ветку, куда и разрядил заряды Фурнье. Тогда жених заявил, что стрелять не будет, но в следующий раз сделает это дважды. Так Фурнье прекратил преследование своего давнего врага.

Хамфри Ховард против графа Бэрримора. Опытные дуэлянты знают, что всегда надо предпринимать некоторые меры предосторожности перед поединком. В 1806 году между двумя почтенными английскими джентльменами, членом парламента Хамфри Ховардом и Генри Барри, восьмым графом Бэрримором, разгорелся спор, который привел к дуэли. Но Ховард, бывший армейский врач, знал, что именно попавшая в открытую рану инфекция и становится чаще всего смертельной. Именно поэтому он решил, что одежда является самым предметом. И если граф, как настоящий джентльмен, явился в бой в сюртуке и цилиндре, то его оппонент благоразумно разделся догола. Говорят, впрочем, что Ховард принял такое решение под влиянием алкоголя. Но граф оказался достаточно трезвым, предпочтя замять дело. Велика ли честь - убить голого человека или же, напротив, самому погибнуть от рук нудиста? Ховарда такое решение вполне устроило, и джентльмены разошлись по домам.

Алексей Орлов против Михаила Лунина. Когда человек соглашается принять вызов на дуэль, хорошо бы обладать какими-то навыками к этому. Алексей Орлов к поединку оказался не готов. Он был хорошим генералом, проявившим себя в наполеоновских войнах. Но это не говорит о том, что он умел метко стрелять. Орлов никогда не дрался ни с кем на дуэли, что стало поводом для шуток молодежи. Лунин предложил генералу испытать новое для него ощущение, по сути, вызвав на поединок. Отказаться от такого, пусть даже и шутливого вызова было нельзя. Уязвимость Орлова стала заметной во время дуэли с куда более опытным и умелым кавалеристом Михаилом Луниным. Тот настолько провоцировал генерала, что Орлов реально захотел убить обидчика. Первый выстрел достался неопытному дуэлянту, но пуля только сбила эполет Лунина. Тот в ответ лишь посмеялся и выстрелил в воздух. Тогда разъяренный Орлов выстрелил снова, попав на этот раз в шляпу. Лунин рассмеялся и снова выстрелил в воздух. Он находил удовольствие в опасности. Разъяренный Орлов хотел было снова зарядить оружие, но бессмысленную дуэль прекратили. Лунин предложил своему противнику уроки стрельбы. И хотя молодой офицер не выиграл дуэль, в битве он одержал вверх - Орлов был унижен.

Месье де Грандпре против месье де Пике. Кажется, что дуэли - нечто французское, кто, как не они, знают в этом занятии толк и блюдут определенный стиль. В 1808 году одна оперная примадонна влюбила в себя двух почтенных месье. Соперники решили, что нет лучше возможности отвадить конкурента от своей пассии, кроме как стреляться с ним. Да и сама победа должна была положительно воздействовать на ту самую даму. Мужчины решили для пущей эффектности осуществить дуэль на воздушных шарах, высоко в небе. Противники поднялись вверх над парижским садом Тюильри, прихватив с собой мушкеты с порохом и свинцовыми пулями. Помогали управлять шарами вторые пилоты, которым была отведена незавидная участь. Как только шары сблизились на расстояние выстрела по команде Грандпре и Пике выстрелили друг в друга. Шар Пике загорелся и упал вниз. Вместе с дуэлянтом погиб и его второй пилот. Самое интересное, что примадонна не оценила такой жертвы и сбежала с другим поклонником.

Андре Маршан против собаки. Эта удивительная история случилась в XIV веке. Андре Маршан отправился на охоту со своим другом, Жаком Шевантье. Приятели не смогли найти себе третьего попутчика, прихватив зато дружелюбного пса. Во время охоты Жак Шеваньте куда-то исчез. Никто бы и не заподозрил в исчезновении мужчины Маршана, вот только пес пропавшего, бывший очевидцем событий, буквально заходился лаем при виде друга своего хозяина. Знакомые Шевантье пришли к оригинальному выводу - пес хочет вызвать Маршана на дуэль, вместо пропавшего Шевантье. Для того чтобы сохранить честь, Маршану пришлось принять вызов. Но револьвер он выбрать не мог, его тогда еще попросту не существовало. Тогда дуэлянт решил сражаться с помощью палицы с железными клыками. Они как раз напоминали собачьи клыки. У пса же не было особого выбора, как положиться на свое природное оружие - зубы и когти. Поединок оказался на удивление коротким. Как только пса спустили с поводка, он тут же вцепился в шею противнику. Маршан даже не успел воспользоваться своей палицей. Говорят, что умирая, бедняга успел сознаться в убийстве друга. Но скорее всего эта легенда была придумана организаторами столь дикого поединка, чтобы оправдать свое безумство.

Граф Калиостро против доктора Созоновича. Знаменитый европейский чародей граф Калиостро в XVIII веке побывал в России. Тут ему оказали теплый прием - у мага нашлось множество поклонников и клиентов. Но при дворе оказались и те, кто открыто называл заезжего гостя шарлатаном. Самый серьезный конфликт разразился у Калиостро с доктором Созоновичем, придворным врачом императрицы Екатерины II. Произошел любопытный случай - у князя Голицына заболел его единственный десятимесячный сын. Официальная медицина развела руками, а вот Калиостро всего за месяц сумел его излечить. Сплетники шептали, что граф попросту подменил младенца. Тогда оскорбленный Созонович вызвал Калиостро на дуэль. Тот заявил, что раз речь касается медицины, то оружием должен выступить собственноручно приготовленный яд. Враги должны обменяться пилюлями и победит тот, у кого окажется лучше противоядие. Позже Калиостро хвастался, как у всех на глазах сумел подменить яд шариком шоколада. А вот доверчивый Созонович выпил яд, пытаясь приглушить его действие несколькими литрами молока. К счастью, оба дуэлянта остались живы. Возможно, хитрый итальянец решил пощадить своего противника и не дал ему яда. Ведь Калиостро после той дуэли отписал Созоновичу, что в пилюле было лишь усиливающее потенцию средство.

Джек Робсон и Билли Бэкхем. Времена меняют оружие дуэлянтов. Сперва это были мечи и шпаги, позже - огнестрельное оружие. Как видно, даже воздушные шары принимали участие в выяснении отношений. В данном случае два американских фермера решили выяснить отношения с помощью своих автомобилей. Повод для дуэли был банален - оба парня влюбились в некую красотку. Американцы решили, что в середине XX века и оружие должно быть соответствующее, вот почему они выбрали автомобили. С утра пораньше соперники съехались на край плато, где за честностью поединка должны были наблюдать секунданты - врач и механик. Да и сам предмет спора - очаровательная леди, явилась на место дуэли. По команде машины с огромной скоростью помчались друг навстречу другу. Но в последнее мгновение дуэлянты свернули, избежав мгновенной смерти. Мужчины решили изменить тактику - теперь они пытались столкнуть машину противника в пропасть. Победителем оказался Джек Робсон, но его призом стало не сердце девушки, а 15 лет тюрьмы. Сама же красавица вышла замуж за водителя автобуса, который любезно подвез ее домой после страшной дуэли.

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.