Хвойные растения: их распространение и основные характеристики. Отдел голосеменные растения


Общие признаки

К семейству голосеменных относится около 700 видов. Голосеменные размножаются семенами. Стало быть, это семенные, а не споровые растения. Однако их семязачатки и семена располагаются более-менее открыто. У них нет пестиков, как у цветковых растений, отсутствуют завязи и плоды.

Общие признаки хвойных

Все хвойные - деревья, редко кустарники. Листья их игольчатые или чешуевидные, вечнозеленые (кроме лиственницы), слабо испаряющие воду. У них хорошо развита древесина, но настоящие сосуды отсутствуют. Вследствие этого вода передвигается медленнее, чем у цветковых растений, благодаря чему испарение влаги уменьшается. У всех хвойных образуется смола, заживляющая раны в местах повреждения. У хвойных имеются мужские и женские шишки.

В России в природе наиболее распространены следующие роды хвойных: ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.

Строение сосны и ели

Сосна - высокое стройное дерево. У старых сосен, выросших в лесу, самые нижние сучья располагаются не менее чем в 10 м от поверхности земли; у одиноких сосен ствол ниже и толще. Наиболее крупные ветви у сосны находятся в мутовках, по ним можно приблизительно установить возраст дерева (но не очень старого). Хвоинки располагаются по две, на сильно укороченных побегах. Они покрыты толстой кожицей; устьица находятся в углублениях. Сосудистых пучков всего два, и они не ветвятся. Подобное строение позволяет сосне, как и большинству других хвойных, экономить влагу (ведь у них нет настоящих сосудов).

Ель - не менее высокое дерево. Листья ели - тоже хвоинки, более короткие и колючие, нисбегающие на стебель.

Эколого-биологические особенности ели и сосны тоже различны. Сосна светолюбива, не может расти под пологом ели; хвоя существует 2 - 3 года; может расти на бедных почвах, песках, скалах, болотах; толстая пробка стволов позволяет переносить не очень сильные пожары; корневая система обычно стержневая (поверхностная только на болотах). Ель теневынослива, хорошо растет под пологом сосны; хвоя существует 6-8 лет (в горах - до 15 лет); хорошо растет только на богатых почвах; пробка тонкая, плохо защищает от пожаров; корневая система поверхностная.

Таким образом, сосна в одних отношениях более конкурентоспособна, чем ель, в других - менее. В целом это определяет их сложные взаимоотношения.

Размножение сосны

Мужские шишки мелкие, желтые, собраны помногу в группы ("сошишия"). Каждая шишка состоит из оси, на которой расположены чешуйки. На каждой чешуйке, с ее нижней стороны - по два пыльцевых мешочка, где созревает пыльца. Таким образом, чешуйки соответствуют тычинкам цветковых растений. Пылинка имеет два крупных воздушных мешка и легко переносится на десятки и даже сотни метров.

Женская шишка представляет собой ось, на которой располагаются чешуи. На верхней стороне каждой чешуи находится по два семязачатка, обращенных пыльцевходами к основанию чешуи. Когда пылинки попадают на женские шишки, последние имеют длину всего около 5 мм. Оплодотворение происходит только следующим летом. К этому времени внутри семязачатков образуются яйцеклетки, появляется питательная ткань - эндосперм. В пылинках образуются мужские гаметы - спермин. Они лишены жгутиков, как у цветковых растений.

После оплодотворения семязачаток превращается в семя. Оно состоит из семенной кожуры, эндосперма и зародыша, развивающегося из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы. Таким образом, семя сосны, да и других хвойных, в общем похоже на семя цветковых растений. Но эндосперм здесь другого происхождения. Он образовался из тела заростка.

Периодизация в размножении сосны следующая.

Первое лето. Женские шишки красноватые, около 5 мм длиной. В семязачатках еще нет яйцеклеток и эндосперма. Пылинки попадают на женские шишки.

Второе лето. Женские шишки зеленые, около 3-4 см длиной. В семязачатках образовались эндосперм и яйцеклетки. Происходит оплодотворение.

Ближайшая зима. Женские шишки бурые, около 5-6 см длиной. Семязачатки превратились в семена. В конце зимы семена, снабженные пленчатыми крылышками, распространяются ветром.

Следует иметь в виду, что у одной и той же сосны можно видеть одновременно женские шишки разного возраста.

Разнообразие хвойных. Примерно треть всех видов хвойных составляют сосны. У всех сосен укороченные побеги, но не обязательно с двумя хвоинками - их бывает 3, 4 и 5. (Например, 5 хвоинок у кедровых сосен, дающих "кедровые орешки". В Сибири и на Дальнем Востоке, где они растут, население называет их кедрами, что неточно) Настоящие кедры в России в диком состоянии не произрастают. Сосны различаются друг от друга также длиной хвоинок (до 30 см длиной), формой и размерами шишек (у некоторых сосен массой до 2 кг).

Пихта. Дико растет в Сибири, на Урале, Кавказе, в Карпатах. Немного похожа на ель, но хвоя плоская (у ели трехгранная), а шишки стоят как свечи (у ели свисают).

Лиственница. Дико растет главным образом в Сибири. Хвоя в пучках, мягкая. Листопадное дерево, часто разводится в городах.

Можжевельник обыкновенный. Охраняемая, медленно растущая и во многих районах исчезающая древесная порода. Шишки с очень сочными чешуями, похожи на ягоды.

Кипарис. На территории нашей страны встречается только в культуре на Кавказе. Хвоя не игольчатая, а в виде чешуек.

Туя. Встречается и в средних широтах, но также и в культуре. Похожа на кипарис, но побеги кажутся сплюснутыми.

Отметим некоторые рекордные показатели, свойственные хвойным.

Секвойя вечнозеленая (США, районы близ Тихого океана) - самое высокое дерево мира (до 120 м).

Пихта Нордманна (Кавказ) - самое высокое дерево в России (до 60-70 м).

Сосна остистая (США, Калифорния) - самое долгоживущее дерево мира, почти до 5000 лет.

Значение хвойных. Хвойные имеют колоссальное значение как лесообразующие породы. В умеренно холодных районах Северного полушария большая часть лесных площадей занята именно хвойными лесами. Их ценнейшая древесина используется для строительства. Хвойные леса часто хищнически вырубаются. Важнейшая задача лесоводства - восстановление хвойных лесов.



Ботаника__Вопросы и ответы уровня «С»

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превраща-ются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.

Какие признаки характерны для хвойных растений?

1) размножение семенами, которые лежат открыто на чешуйках шишек

2) для оплодотворения не нужна водная среда

3) листья чешуевидные или игольчатые, покрытые восковым налетом

В чем заключаются основные отличия мхов от папоротников?

Мхи не имеют ни корней, ни корневищ. У мхов гаплоидная фаза развития (гаметофит) преобладает над диплоидной (спорофитом). Спорангии мхов — это коробочки со спорами, а у папоротников — сорусы, расположенные на нижней стороне листьев. У низкоорганизованных мхов еще нет расчленения на органы. Более организованные мохообразные имеют ризоиды, стебли и листья. У папоротников есть корневища, стебель, листья, полностью сформированные проводящие ткани

Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

1) корни, как и другие органы растения, осуществляют процесс дыхания и нуждаются в кислороде, на сфагновых болотах из-за плохой аэрации его недостаточно;

2) росту корней мешает также закисление воды и почвы болот;

3) а в воде и почве сфагновых болот скапливаются токсические вещества, мешающие развитию растений.

В чём особенность питания одноклеточных водорослей?

Особенность в том, что они способны поглощать растворенные органические вещества через поры оболочки.

Какие характерные признаки растений вы знаете?

Характерные признаки растений:

1. Клетки растений покрыты толстой плотной целлюлозной клеточной стенкой (оболочкой), которая придает им форму.

3. Растениям характерен процесс фотосинтеза - образования органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. Поэтому по способу питания большинство растений относится к автотрофам.

4. Клетки растения содержат вакуоли с клеточным соком, они регулируют осмотическое поступление воды в клетку, а также в них скапливаются запасные питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.

В чём заключается значение фотосинтеза для жизни на Земле?

Значение процесса фотосинтеза для жизни на Земле заключается в следующем: фотосинтез обеспечивает все живые организмы необходимыми им органическими веществами. В ходе фотосинтеза световая энергия превращается в доступную для живых организмов химическую энергию. В световой фазе фотосинтеза выделяется побочный продукт — молекулярный кислород, необходимый для дыхания большинству организмов.

Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

При избытке воды в почве возникает недостаток кислорода, который необходим для дыхания растения. Прорастающие семена большинства растений значительную часть кислорода получают из свободных пространств почвы, а не из воды.

Почему покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?

1) Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками, травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность.

2) Вегетативные органы (корни, листья, побеги) имеют многочисленные видоизменения и

3) являются самыми специализированными по строению и функциям.

4) Семена покрытосеменных защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению.

5) Для оплодотворения не требуется вода, а способы опыления очень разнообразны (насекомыми, ветром, самоопыление и т.д.).

6) Они распространяются с помощью ветра, воды, животных или человека.

Какую роль играют устьица в жизни растений?

Устьице — высокоспециализированное образование эпидермиса растений, состоящее из двух замыкающих клеток и межклетника (устьичной щели) между ними. Через устьице осуществляется транспирация и газообмен. Транспирация — испарение воды растением. Транспирация регулирует водный и температурный режим растения.

Как можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?

С появлением многоклеточное появились разные функции у органов растения, а эти функции могли выполняться только специальными образованиями — тканями. К органам, далеко располагающимся друг от друга, необходимо проводить вещества, это делают проводящие ткани. Излишки веществ накапливаются в клетках основной ткани и т.д.

Известно, что перед пересаживанием в грунт молодых растений проводят их пикировку (отщипывают кончик главного корня). Зачем это делают?

Элементы ответа:

1) при пикировке растений активизируется рост придаточных и боковых корней;

2) из-за увеличения общего количества придаточных и боковых корней улучшается минеральное питание растения, что и стимулирует его рост.

На приведенной схеме подпишите основные части цветка.

Элементы ответа:

1 — пестик, 2 — тычинка, 3 — лепесток, 4 — чашелистик, 5 — цветоложе.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения ошибок.

1. Цветок - орган размножения покрытосеменных растений.

2. Цветок представляет собой видоизмененный лист.

3. Функции цветка - это половое и бесполое размножение

4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

5. В цветке имеются пестики и тычинки.

Элементы ответа:

1) цветок — это видоизмененный побег;

2) цветок — это орган полового размножения, к бесполому размножению он отношения не имеет;

3) не все цветки содержат пестики и тычинки, имеются раздельнополые (пестичные и тычиночные цветки), кроме того пестик в цветке может быть один.

При введении картофеля в культуру в России возникли картофельные бунты. Почему крестьяне не хотели выращивать это растение?

Элементы ответа:

1)крестьяне не знали, что в пищу необходимо употреблять клубни, и ели зеленые ягоды;

2)ягоды картофеля ядовиты и вызывают тяжелые отравления.

Каковы основные особенности строения клеток растений?

Элементы ответа:

1) наличие жесткой целлюлозной клеточной стенки;

2) наличие вакуолей с клеточным соком;

3) наличие пластид.

Каковы основные отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?

Элементы ответа:

1) приспособленность к размножению в наземной среде;

2) наличие хорошо дифференцированных тканей и органов;

3) органы размножения многоклеточные.

На рисунке изображен поперечный разрез корня в зоне всасывания: Подпишите части, обозначенные цифрами.

Элементы ответа:

1 — осевой цилиндр, 2 — сосуды ксилемы, 3 — флоэма, 4 — корневой волосок, 5 — эндодерма

Найдите ошибки в тексте, укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.

1.Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

2.Двудольные растения произошли от однодольных и у них много общих черт.

3.Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.

4.Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным и дуговым жилкованием.

5.Однодольные растения обычно имеют мочковатые корни, трехчленный тип строения цветка.

6.В основном это травянистые растения.

Ошибки допущены в предложениях 1,4.

1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии.

1. Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2. Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3. Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.

4. Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5. В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

Элементы ответа:

1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой.

2)При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления и роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).

Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений.

Элементы ответа:

1) Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков (изменчивость и лучшая приспособленность).

2) Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем.

Какая ткань цветковых растений связывает его органы в единое целое?

Проводящая ткань (ксилема и флоэма)

Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

Элементы ответа:

1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов 2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков

3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни

4) их тело состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу

5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена

Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

Элементы ответа:

1) наличие цветка

2) наличие плодов с семенами

3) двойное оплодотворение

4) большое разнообразие экологических форм и групп

С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.

Какие признаки характерны для царства растений?

1) Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез

2) Наличие в клетке оболочки из клетчатки и вакуолей с клеточным соком

3) Растут в течение всей жизни, большинство не перемещается с одного места на другое.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 2 - среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;

2) 3 -среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);

3) 4 - клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Элементы ответа:

1) возникновение покровной ткани - эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните .

Элементы ответа:

1) из корня в листья вода и растворенные в ней минеральные соли передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току растения способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Элементы ответа:

1) способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;

2) способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;

3) увеличивает поступление кислорода к корням.

Каковы характерные признаки царства грибов?

Элементы ответа:

1) тело грибов состоит из нитей - гифов, обра-зующих грибницу;

2) размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием);

3) растут в течение всей жизни;

4) оболочки клеток содержат хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество -гликоген.

Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

Элементы ответа:

1) передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;

2) передвижение органических веществ происходит по ситовидным трубкам луба;

3) вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;

4) органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации и давления.

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

2.Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3.При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4.Они растут только в первый годы жизни.

5.Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

Элементы ответа:

1)3- при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 - растения растут в течение всей жизни;

3) 5 - не все растения образуют семена

В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предвари-тельно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы расте-ния, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

Элементы ответа:

1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;

2) в процессе фотосинтеза используются вода и углекислый газ, которые поступают из внешней среды.

Чем отличаются корнеплод и корневые клубни?

Корнеплод образуется из главного корня и нижнего участка стебля, корневые клубни — из боковых и придаточных корней.

В чём значение для растений средних широт листопада?

1)Листопад — это приспособление растений к уменьшению испарения воды осенью и зимой.

2)А так же уменьшается вероятность обламывания ветвей под тяжестью снега.

3)Кроме того, так из растения удаляются вредные накопившиеся за лето вещества.

Каковы отличительные особенности бурых водорослей?

Элементы ответа:

2) основным запасающим продуктом является ламинарии;

3) в жизненном цикле присутствуют подвижные стадии;

4) все бурые водоросли многоклеточные.

Какие существуют способы распространения плодов и семян?

Элементы ответа:

1) с помощью ветра;

2) с помощью воды;

3) с помощью животных и человека;

4) саморазбрасыванием.

Чем отличаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Элементы ответа:

1) у двудольных зародыш обычно имеет две семядоли, у однодольных — одну;

2) у двудольных зародыш симметричный — почечка занимает верхушечное положение, а семядоли располагаются по бокам зародыша, у однодольных — зародыш асимметричный — семядоля занимает верхушечное положение, а почечка находится сбоку;

3) у двудольных семядоли обычно прорастают надземно, у однодольных — обычно подземно.

В чем состоит экологическое значение клубеньковых бактерий для растений?

Клубеньковые бактерии образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям.

Почему лишайники очень выносливы?

Выносливость лишайников объясняется возможностью как автотрофного, так и гетеротрофного питания, а также способностью впадать в состояние анабиоза, при котором организм сильно обезвоживается.

Как человек использует бактерии?

Элементы ответа:

1) в очистных сооружениях;

2) в быту и пищевой промышленности;

3) в микробиологическом синтезе;

4) для получения ряда лекарств.

Чем грибы отличаются от растений?

Элементы ответа:

1) гетеротрофный способ питания;

2) запасное питательное вещество гликоген;

3) наличие в клеточных стенках хитина.

Что называют двойным оплодотворением?

У цветковых растений, кроме слияния гаплоидных гамет — одного из спермиев с яйцеклеткой и образования диплоидной зиготы, из которой развивается зародыш семени, происходит слияние второго спермия с диплоидной вторичной клеткой и образование триплоидных клеток, из которых образуется эндосперм.

Назовите отличительные признаки царства грибов от царства растений.

Элементы ответа:

1) грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу

2) грибы отличаются клеточным строением: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество - гликоген;

3) тело грибов образовано гифами.

Почему псилофиты первыми освоили сушу

Элементы ответа:

1)появление покровной ткани - эпидермиса с устьицами - способствующей защите от испарения;

2)появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3)появление механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4)образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Какой вред березе приносит гриб-трутовик?

В чем проявляется сходство и отличие плодов растений семейства Сложноцветные и семейства Злаковые?

Элементы ответа: общие признаки:

1) односеменные сухие невскрывающиеся плоды;

различия:

2) у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных - семянка;

3) у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.

Назовите приспособления растений к жизни в засушливых условиях.

Элементы ответа:

1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

Найдите ошибки в этом ответе ученика и прокомментируйте их.

Растения семейства Бобовые имеют правильный пятичленный цветок, плод стручок и мочковатую корневую систему.

Элементы ответа:

1)цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток парус, парные лепестки весла и сросшиеся лепестки - лодочка;

2)корневая система стержневого типа;

3) плод - боб, а не стручок.

Какое значение в жизни растений имеет выставление пчеловодами ульев на поля гречихи?

Пчёлы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрёстное опыление, что повышает урожайность растений.

Докажите, что корневище ландыша - видоизмененный побег.

Элементы ответа:

1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3)от корневища отходят придаточные корни;

4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?

Элементы ответа: разные типы цветков в соцветии сложноцветных выполняют различные функции:

1) привлечение насекомых - ложноязычковые и воронковидные;

2) образование семян - трубчатые и язычковые цветки.

Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются.

Мелкие семена содержат мало питательных веществ, недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

Какие особенности строения плода - костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?

Элементы ответа:

1) костянка - односеменной плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных;

2) костянки поедаются птицами или млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале животного и с пометом удаляются наружу

Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?

Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля.

В каких процессах жизнедеятельности растений участвует вода?

Вода участвует в корневом питании, передвижении веществ внутри растения, фотосинтезе и испарении, охлаждая поверхность листь-ев и оберегая их от ожогов.

Почему лишайники могут жить в бесплодных местах, где другие организмы не выживают?

Лишайник — это симбиотический организм. Его тело (слоевище) состоит из гриба и водоросли. Лишайники могут расти на камнях, на стенах, на песке. Им не нужна почва. Гифы гриба поглощают влагу дождей, росы и туманов всей своей поверхностью. Одноклеточные водоросли, содержащие хлорофилл, вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

Почему выход растений из воды на сушу стал возможен с появлением тканей?

На суше условия жизни растений более жесткие, чем в воде. Чтобы к ним приспособиться, необходимы специа-лизированные ткани. Так, механическая ткань поддержива-ет растение. Покровная ткань защищает от высыхания и сол-нечных ожогов. Всасывающая ткань обеспечивает поступле-ние воды из почвы. Проводящая ткань распространяет воду и растворенные в ней вещества по всему растению. Таким об-разом, эти ткани компенсируют недостатки наземно-воздушной среды: низкую плотность, нехватку воды, высокую интен-сивность освещения.

Для чего производят прищипку главного корня у некоторых культурных растений?

Чтобы стимулировать рост придаточных и боковых корней, развивающихся в верхнем, более плодородном, слое почвы.

Что представляют собой споры растений и грибов?

Размножение спорообразованием характерно для водорослей, мхов, папоротникообразных, грибов. Споры — специальные клетки, часто покрытые плотной оболочкой, защищающей их от неблагоприятных внешних воздействий. Обычно споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает их распространение ветром и животными. Вследствие малых размеров спора содержит лишь минимальный запас питательных веществ. Из-за того, что многие споры не попадают в подходящее для прорастания место, их потери очень велики. В благоприятных условиях среды оболочка споры раскрывается, клетка многократно делится и дает начало новому организму.

Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых растений» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы - яйцеклетки. 3.Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. 4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия. 5. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает. 6. Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением.

Элементы ответа:

1) 2 - Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются мужские гаметы- спермии

2) 4 - В зародышевом мешке содержится яйцеклетка и центральное ядро.

3) 5 - Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй спермий с центральным ядром.

К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

К загрязнению окружающей среды.

Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Деревья вступают в симбиоз с грибами, отчего растения хорошо приживаются, легче переносят неблагоприятные условия, особенно засуху, т.к. корни растений получают дополнительное питание.

Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

Поглощает энергию солнечного света и преобразует её в химические связи органических веществ.

С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

При удалении зоны деления и зоны роста главного корня, ак-тивизируется деление и рост клеток на кончиках боковых корней. За счет разрастания боковых корней увеличивается площадь по-верхности всасывания питательных веществ.

Ответ: Для увеличения числа боковых корней, что приводит к увеличению площади питания растений.

Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?

В рыхлой почве содержится больше кислорода, необходимо-го для дыхания растений. Кроме того, при рыхлении нарушаются почвенные капилляры, по которым вода легко поднимается к по-верхности и затем испаряется. Таким образом происходит удержа-ние влаги в почве (именно поэтому рыхление часто называют су-хим поливом).

Ответ: Чтобы улучшить дыхание корней и уменьшить испа-рение воды из почвы.

Какова роль мхов в природе?

Мхи - представители царства растений. Ответ должен отра-жать роль растений в природе и специфическую роль мхов, связан-ную с их способностью накапливать воду и формировать торфяные отложения.

Ответ:

1) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород;

2) накапливают и удерживают воду, вызывают заболачивание почвы;

3) способствуют образованию торфа;

4) являются продуцентами в экосистеме и звеном в цепи пи-тания.

Опытные садоводы удобрения вносят в почву по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему?

Корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня. Корни с развитой зоной всасывания -корневыми волосками - находятся по краям приствольных кругов.

Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела.

Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке и через мембрану путем осмоса

1) Обработка семян перед посевом ядохимикатами.

2) Применение севооборота.

3) Посев устойчивых к головнёвым грибам сортов растений.

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

1) Грибы - одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей - гифов.

3) Размножение грибов: спорами, частями грибницы - вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение у некоторых грибов

  • Продолжить углубление представлений учащихся об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия.
  • Формирование знаний о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений.
  • Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
  • Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о разнообразии и размножении хвойных голосеменных, гербарные экземпляры побегов и шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных работ.

    I. Домашнее задание. П. 42, завершить лабораторную работу.

    П. Актуальность

    • Органы растения.
    • Отделы растений.
    • Характерные черты водорослей . Представители.
    • Характерные черты мхов . Представители.
    • Характерные черты папоротникообразных . Представители.

    Ш. Изучение нового матеериала

    Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения .

    Как происходит размножение папоротников, мхов ?

    Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

    Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Все современные голосеменные – это деревья и кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках. Травянистых форм среди голосеменных нет.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите основные признаки голосеменных.

    1. Размножение посредством семян.
    2. Не образуют плодов.
    3. Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
    4. Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
    5. Чаще всего вечнозеленые растения.
    6. Настоящие сосуды отсутствуют.
    7. Разнополые растения.
    8. Оплодотворение происходит без участия воды.

    Наличие семян является большим эволюционным шагом , дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

    В чем заключается это преимущество?

    (В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание).

    Преимущество семян.

    1. В семенах имеется запас питательных веществ для зародыша.
    2. Внутри семени зародыш защищен.

    Назовите хвойные растения.

    Закрепление знаний и умений.

    Лабораторная работа

    Тема. “Изучение внешнего вида хвойных растений”.

    Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

    Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

    Ход работы

    1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

    2. Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

    3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер. Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину. Отметьте особенности хвоинок.

    4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия.

    5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от семян.

    8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

    1 вариант описывает сосну.

    2 вариант - ель.

    Сравнительная характеристика сосны и ели.

    Закрепление.

    Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки . Шишки представляют собой видоизменнный побег . У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка , в каждом из них образуется яйцеклетка.

    Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы . Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка , в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии . Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька , наполненных воздухом . Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

    В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление к перекрестному опылению).

    Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.

    Слайд цикл развития сосны (Приложение)

    После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

    При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

    Закрепление знаний и умений.

    1. В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
    2. Каково строение женской и мужской шишек сосны?
    3. Чем отличается строение женской шишки от мужской?
    4. Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
    5. Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
    6. Какими способами распространяются семена сосны?
    7. В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
    • Использование древесины в строительстве и как поделочный материал.
    • Получение бумаги (древесина ели).
    • Сырье для промышленности (получение спирта, пластмасс, лаков).
    • Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины сосны).
    • Получение витаминов (витамин С, каротин).
    • Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование ее семян в пищу.
    • Изготовление мебели, музыкальных инструментов.
    • Получение смолы и ее производных: скипидара, канифоли.
    • Использование для закрепления почв и прекращения эрозии (сосна).
    • Озеленение дворов и улиц.
    • Декоративное значение.

    Знакомство с некоторыми представителями хвойных.

    (Это интересно – сообщения учащихся)

    IV. Выводы

    • Голосеменные – в основном древесные растения, реже кустарники.
    • Размножаются с помощью семян, которые развиваются в семязачатках, лежащих открыто на чешуях женских шишек.
    • Оплодотворение происходит без помощи воды.
    • Мужские гаметы – неподвижные спермии.

    Ответы к школьным учебникам

    Исключительно древесные формы - деревья, кустарники и лианы; в стволах на поперечном срезе различают кору, древесину и сердцевину;

    Листья разнообразны как по внешнему виду, так и по строению; у хвойных - игольчатые (хвоинки), у других - похожи на листья папоротников или пальм;

    Корни хорошо развиты; у некоторых с микоризой;

    При размножении образуются семена - многоклеточные образования, содержащие зародыш и значительный запас питательных веществ;

    В жизненном цикле господствует спорофит; мужской и женский гаметофиты потеряли самостоятельность и живут на спорофите.

    3. Какие растения относятся к хвойным?

    Отдел голосеменных растений содержит классы: Саговниковые, Гингковые, Хвойные и Гнетовые (включающие группу Эфедовые). К классу саговниковых относят саговник поникающий, завитой, Туара, гребневидный, Румора, неколючий, средний; стангерию и лепидозамию.

    Типичные представители класса гнетовых - эфедра, вельвичия и гнетум.

    Класс хвойных представлен большим количеством форм: ель, лиственница, сосна, пихта, секвойя, туя, кипарис, можжевельник, агатис и др.

    Единственным современным представителем класса гинкговых является гинкго двулопастный.

    4. Назовите особенности строения хвойных.

    Хвойные имеют такие особенности строения:

    Корень обычно стержневой, от которого отходят боковые; кроме длинных корней имеются короткие, сильно разветвленные корни, они часто содержат микоризу;

    Стебель включает кору, древесину и слабо выраженную сердцевину;

    В коре и древесине имеются смоляные ходы (каналы), заполненные эфирными маслами и смолой, выделяемыми выстилающими канал клетками;

    У большинства в стволе имеются кольца прироста древесины, обусловленные сезонной периодичностью активности камбия; по числу колец на распиле дерева можно определить его возраст;

    Листья своеобразны: у листопадных видов (лиственница и некоторые другие) они мягкие, плоские, располагаются спирально или пучками; у большинства видов листья вечнозеленые, жесткие, игольчатые по форме и очень разной длины.

    Так, у североамериканской сосны болотной они достигают 45 см в длину, покрыты слоем кутикулы; клетки эпидермы имеют сильно утолщенные стенки. Под эпидермой лежат 1-3 слоя толстостенных клеток, играющих роль своеобразного наружного скелета. Устьица глубоко погружены в ткань листа, что уменьшает испарение воды.

    Древесина голосеменных (в частности, хвойных) состоит из трахеид - мертвых веретенообразных клеток с толстостенными оболочками, выполняющих проводящую и опорную функции. Паренхимы в древесине очень мало или она совсем отсутствует. У многих видов в древесине и коре имеются смоляные каналы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами. Испарения этих веществ создают характерный аромат хвойного леса.

    6. Опишите процесс размножения сосны.

    Пыльца - мужской гаметофит с гаметами - спермиями попадает на женскую шишку с помощью ветра и прилипает к смоле. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки (яйцеклетка и эндосперм - это женский гаметофит) и сливается с ней (у сосны между опылением и оплодотворением проходит 12-14 месяцев). После оплодотворения женские красные шишки заклеиваются смолой и начинают расти, сначала превращаясь в зеленые, а потом в деревянистые коричневые. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с диплоидным набором хромосом - зиготу, первую клетку спорофита. После оплодотворения яйцеклетки из семязачатка развивается семя с запасом питательных веществ, которое одето защитными оболочками. У сосны семена созревают через 1,5 года, высыпаются и разносятся ветром через 2 года после опыления.

    7. Что такое семя? Чем семя отличается от споры?

    Семя - высокоспециализированный орган размножения и расселения растений по земной поверхности. Семя защищает зародыш от неблагоприятных воздействий внешней среды, обеспечивает его питательными веществами на ранних этапах развития. В отличие от споры, семена многоклеточны, содержат значительное количество питательных веществ; имеют тройную природу: эндосперм гаплоиден - это часть женского гаметофита; зародыш диплоиден - это дочерний спорофит; семенная кожура диплоидна - это материнский спорофит.

    8. Как устроены мужские и женские шишки сосны?

    Мужские шишки расположены у основания молодых побегов. Они имеют ось, к которой прикреплены чешуйки. На нижней стороне чешуек находятся по два пыльцевых мешка, в них образуются микроспоры (мужские споры) с одинарным (гаплоидным) набором хромосом. Из микроспор формируются мужские га- метофиты - пыльцевые зерна, несущие спермии.

    Маленькие красноватые женские шишки, сидящие на верхушках молодых побегов, тоже состоят из оси, на которой расположены чешуйки. Чешуйки женских шишек попарно срастаются, и между ними развивается семязачаток. В нем берет начало гаплоидная мегаспора (женская спора). В результате ее многократного деления образуется женский гаметофит - яйцеклетка и эндосперм, впоследствии питающий зародыш.

    Голосеменные растения являются основой растительного покрова ряда биогео- графических зон нашей планеты, например сибирской тайги. Они поставляют в атмосферу Земли значительное количество кислорода. В России около 90% лесов представлены различными видами голосеменных растений. Семенами сосен и елей питаются многие птицы (клесты) и млекопитающие (белки и другие мелкие грызуны).

    Ю. В чем заключается хозяйственное значение голосеменных растений?

    Хвойные широко используются в хозяйственной деятельности человека. Например, сосна наиболее широко используется как сырье для целлюлозно-бумажной промышленности. Кроме того, из сосны получают бумагу, картон, скипидар, канифоль, ацетатные волокна. В прежние времена так называемые корабельные сосны, имеющие длинный прямой ствол, использовались в кораблестроении. Особой прочностью и долговечностью отличается древесина лиственницы, которая устойчива к гниению. Очень прочна и красива древесина тиса, не содержащая смоляных ходов, и кипариса. К кипарисовым относится секвойя, или мамонтово дерево, отличающаяся исключительной долговечностью. Некоторые деревья достигают высоты 80-100 м, их возраст насчитывает 3-4 тыс. лет. Секвойя обладает самой ценной древесиной (красное дерево) и употребляется как строительный и столярный материал.

    Кедровые орешки (семена кедровой сосны) идут в пищу, из них получают масло.

    Представители класса саговниковых также издавна использовались человеком в пищу. Название «хлебное дерево» отражает употребление сердцевины саговниковых как источника крахмала для приготовления особого продукта - саго. Употребляются в пищу и семена саговниковых. В медицине также используют голосеменные растения. Например, шишко-ягоды можжевельника обладают лекарственными свойствами, а эфирные масла очищают воздух от микробов, т. е. обладают бактерицидными свойствами.

    Глава 2. Многообразие растительного мира

    Хвойные леса России образованы разными видами ели, пихты, сосны и лиственницы. Общая площадь хвойных лесов пашей страны превышает 500 млн га, а запас древесины в них составляет 5,8 млрд м 3 . Расчётная лесосека (объём безопасной вырубки) в России составляет около 1 млрд м 3 древесины. Древесина хвойных используется не только для строительства и изготовления мебели, но и является сырьём для производства бумаги, спирта, пластмассы, канифоли, скипидара и других материалов.

    Характерные признаки хвойных

    Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья чешуйчатые. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Большинство хвойных - вечнозелёные растения, но есть среди них и листопадные, например лиственница. Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

    Сосна (рис. 36) светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло. Там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья, на которых ветви остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, па болотах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых они укореняются.

    Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов: зеленовато-жёлтые мужские и красноватые женские. Через два года после оплодотворения из женских шишек высыпаются семена. У большинства видов сосны они имеют плёнчатые крылышки, благодаря которым могут распространяться ветром.

    У зародыша сосны семядолей не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше - 4-7. Всходы сосны имеют своеобразный вид. Это маленькие растеньица, у которых стебелёк короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька - пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек-семядолей.

    Молодые ветви сосны несут мелкие чешуйчатые бурые листочки, в пазухах которых сидят очень короткие побеги. На каждом из этих побегов у сосны обыкновенной развиваются по два сизозелёных игловидных листа, т. е. по две хвоинки. Хвоинки живут 2-3 года, а затем опадают вместе с коротким побегом. Поэтому опавшие хвоинки соединены по две. При благоприятных условиях сосны достигают 30-40 м в высоту и живут до 350-400 лет.