Факторная теория личности Х. Айзенка. Основные типы личности В теории айзенка личность характеризуется следующими параметрами

Курсовая работа

Тема: "Теория типов личности Ганса Айзенка "

Введение

1. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

1.2 Основные типы личности

1.3 Нейрофизиологические основы черт и типов

2. Измерение черт личности

2.1 Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi

2.2 Различия между интровертами и экстравертами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность и потенциальная измеримость Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов. В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия – интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Гансом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.

Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например, дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Айзенк пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Таким образом, автор данных психологических концепций считал, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Он разработал специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Цель данной курсовой работы – раскрыть основные положения теории типов личности Г. Айзенка.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей в точности похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.


1 Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго. Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности .

Айзенек считает, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность других психологов факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории. Айзенк убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень – это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта. Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения»

Четвертый, высший уровень организации поведения, – это уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип. (Приложение А).

В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями – такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности, которая обычно существует совместно с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия (Приложение Б).

Курсовая работа

Тема: " Теория типов личности Ганса Айзенка "

Введение

1. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

1.2 Основные типы личности

1.3 Нейрофизиологические основы черт и типов

2. Измерение черт личности

2.1 Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi

2.2 Различия между интровертами и экстравертами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность и потенциальная измеримость Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов. В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия – интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Гансом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.

Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например, дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Айзенк пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Таким образом, автор данных психологических концепций считал, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека. Он разработал специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Цель данной курсовой работы – раскрыть основные положения теории типов личности Г. Айзенка.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей в точности похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.

1 Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка

1.1 Иерархическая модель

Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго. Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности 1 .

Айзенек считает, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность других психологов факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории. Айзенк убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень – это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта. Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения»

Четвертый, высший уровень организации поведения, – это уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип. (Приложение А).

В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями – такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности, которая обычно существует совместно с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия (Приложение Б).

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия – это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип» 1 .

Ганс Айзенк является самым знаменитым английским психологом. Он написал около 45 книг и множество статей по проблемам интеллекта и психологии личности, наибольшую известность ему принесла теория типов личности и опросник, рассчитанный на их диагностику.

По его мнению, структура личности построена по иерархическому типу и включает три уровня. К верхнему уровню Г. Айзенк относит экстраверсию – интроверсию, нейротизм и психотизм. На среднем уровне находятся черты личности, на самом нижнем - привычные реакции личности, реально наблюдаемое поведение. Таким образом, различные структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.

В отличие от Р.Кеттелла, который стремился дать описание личности через большой набор индивидуальных черт (факторов), Г. Айзенк считал более продуктивным характеризовать личность через два глобальных параметра: экстраверсиию-интроверсию и нейротизм. Психотизм отражает степень нормальности человека, т.е. психотики это люди с некоторыми психическими отклонениями. Экстраверты – это люди, импульсивные, склонные к риску, общительные, активные. Интроверты – люди, склонные к уединению, замкнутые, направленные на свой внутренний мир. По мнению Г.Айзенка, эти различия обусловлены отношениями между корой и подкорковыми отделами мозга. У интровертов кора оказывает более тормозное воздействие на центры активности, что приводит к меньшей двигательной активности и меньшей возбудимости. Нейротизм характеризует эмоциональную возбудимость человека. Люди с высокими значениями по этой шкале обладают повышенной тревожностью, эмоциональной возбудимостью и быстрой сменой эмоций. На противоположном конце этой шкалы находятся люди с пониженной эмоциональностью, которых характеризует пассивность, неспособность к глубоким переживаниям. Экстраверсия и нейротизм независимы друг от друга, поэтому они могут образовывать четыре сочетания или типа личности. Их часто соотносят с четырьмя типами темперамента.

Стабильный экстраверт (сангвиник) : беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный, лидирующий.

Стабильный интроверт (флегматик) : спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Невротичный интроверт (меланхолик): тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий, с быстрой сменой настроения.

Невротичный экстраверт (холерик): активный, оптимистичный, агрессивный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, беспокойный, ранимый.

Типология Г.Айзенка завоевала большую популярность во всем мире. Ее применяют в ситуациях профотбора, определения совместимости между собой разных людей, при индивидуальном консультировании.

Г. Айзенк считал, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по нейротизму, психотизму и экстраверсии – интроверсии.

Дальнейшие исследования последователей Г.Айзенка показали, что интроверты и экстраверты различаются по большому числу поведенческих признаков, начиная от распорядка дня до выбора профессии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Зарубежные теории личности

Тема основные положения теории психоанализа з фрейда з фрейд в статье для британской энциклопедии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные положения теории психоанализа З.Фрейда
З.Фрейд в статье для Британской энциклопедии 1922 года заявил, что психоанализ это: 1) способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; 2) метод лечения невротич

Основные направления неофрейдизма
Неофрейдизмом называют все теории, сформировавшиеся на основе отдельных идей и положений теории Фрейда, но внесшие существенные изменения в понимание природы человека по сравнению с

Индивидуальная психология А.Адлера
Еще до знакомства с З.Фрейдом А.Адлер заинтересовался проблемой влияния физической неполноценности ребенка на его развитие. Будучи терапевтом, он заметил, что часто дети с физическим недостатком, к

Аналитическая психология Карла Юнга
К.Юнг начал создавать собственную теорию еще до встречи с З.Фрейдом, и эта работа непрерывно продолжалась в период их сотрудничества, поэтому уход из кружка Фрейда был предопределен

Типология личностей по К.Юнгу
В основе выделенных К.Юнгом типов лежат два основания: доминирующая установка и ведущая психическая функция. Он различал две основных установки или ориентации личности – установку экстраве

Теория личности Э. Фромма
Большое влияние на формировании взглядов Фромма оказало то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывала

Теория личности Карен Хорни
Основным побудительным мотивом поведения людей К.Хорни считала стремление к безопасности. Чувство тревоги и беспокойства, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизн

Персонологическая теория личности Г.Мюррея
Генри Мюррей предложил термин «персонология», под которым он понимал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком направлении работал он сам, стремясь вскрыть пр

Теория черт личности Г. Оллпорта
Он известен тем, что первым в США начал читать курс по психологии личности. Это произошло в 1924 году в Гарвардском университете на факультете социальной этики, а в 1937 году он опу

Факторная теория личности Р. Кеттела
Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов

Теория самоактуализации личности А.Маслоу
А.Маслоу является выдающимся представителем гуманистического направления исследований личности, которое выступило в противовес идеям бихевиоризма и фрейдизма. По мнению А.М

Структура потребностей по Маслоу
Он выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1) потребность в жизнеобеспечении (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности); 2)

Теория логотерапии В.Франкла
В.Франкл (1905 -1997) представитель экзистенциальной психологии, основатель нового направления психотерапии, которое получило название логотерапии. Эта терапия основана на поиске смысла жизни для к

Теория личности К.Левина
Его часто относят к представителям гештальтпсихологии, что верно только отчасти. Он, действительно, опирался на некоторые теоретические положения гештальтпсихологии, но начинал свою профессиональну

Теория личностных конструктов Дж. Келли
Главная функция человеческой психики, по мнению Дж. Келли, заключается в исследовании реальности, а именно, в прогнозировании будущего и контроле над своим поведением. Поскольку психика выполняет и

Список основной рекомендуемой литературы
1 Виттельс Ф., Фрейд. Его личность учение и школа. Л.: Эго, 1991 (репринт с издания 1925 г.) . 2 Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. 3 Лейбин В.М. Фрейд,

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне -типы, на следующем уровне - черты, ниже - уровень привычных реакций, внизу -специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и экстраверсию-интроверсию.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности - по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:
интроверсия - экстраверсия
нейротизм (нестабильность) - стабильность

Айзенк пытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из суперчерт личности.

Айзенк полагает, что в основе интроверсия - экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других - сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о. для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить.

Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции. По этой причине они избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

Экстраверт - индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм - связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Люди с высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности. У них более обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности.

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:
1. стабильный интроверт;
2. невротический интроверт;
3. стабильный экстраверт;
4. невротический экстраверт.

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

Стабильный интроверт - спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Стабильный экстраверт - лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротический интроверт - тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Невротический экстраверт - ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Большинство людей ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.

Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов. Типы личности не являются дисркретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.

Айзенк сконструировал личностный опросник для определения индивидуальных различий по основным суперчертам. Он утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников и лабораторных процедур.

«Теория типов личности» Ганса Юргена Айзенка (1916-1997) также основывается на факторном анализе. С самого начала своей научной деятельности Г. Айзенк был убежден, что большинство теорий личности одновременно и слишком сложны, и слишком вольно сформулированы. Испытав влияние те­оретических представлений европейских типологов, таких как К. Юнг и Э. Кречмер, он в ранних работах старался определить первичные измерения личности.

Г. Айзенк соглашался с Р. Кеттелом в том, что целью пси­хологии личности является предсказание поведения. Однако Г. Айзенк использовал факторный анализ несколько иначе, чем Р. Кеттел. Основной чертой подхода Г. Айзенка следует считать использование факторного анализа в рамках обозначения теоре­тической системы координат. В отличие от Р. Кеттела, он был убежден, что для объяснения большей части поведенческих про­явлений человека необходимо не более двух-трех суперчерт (ко­торые он называет типами). В серии исследований нормальных и невротических субъектов он обнаружил посредством техники факторного анализа два фундаментальных измерения личности: нейротизм/стабильность и экстраверсию/интроверсию.

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Типы представляют со­бой континуумы, на которых между двумя экстремумами распо­лагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большин­ство людей не подпадает под крайние категории (например, абсолютный экстраверт либо абсолютный интроверт). Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому понятие «экстраверсия» представля­ет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри кото­рого находятся люди, в соответствии с выраженностью данно­го качества. Таким образом, экстраверсия, или нейротизм, - это не дискретный количественный по­казатель, а некий континуум Г. Айзенк рассматривает лич­ность как иерархическую организа­цию. На самом верхнем уровне вы­деляются суперчерты, или типы, такие, например, как экстраверсия, которые оказывают мощное влия­ние на поведение. На следующем уровне - черты (исходные черты поР. Кеттеллу относятся к этому уровню). Ниже - уровень привыч­ных реакций, внизу иерархии - специфические реакции или ре­ально наблюдаемое поведение (рис. 2).



Каждая из суперчерт построена из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более по­верхностные отражения основополагающего типа, либо специфи­ческие качества, присущие этому типу. Черты состоят из много­численных привычных реакций, которые, в свою очередь, форми­руются из множества специфических реакций.

На уровне типов Г. Айзенк анализирует личность по трем на­правлениям: нейротизм/стабильность, экстраверсия/интровер-сия и психотизм - сила «СуперЭго». Наиболее обширная эмпи­рическая работа проделана с первыми двумя факторами. Эти два измерения личности ортогональны, то есть статистически не за­висят друг от друга.

Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию вы­сокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с вы­сокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа (табл. 1). Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступ­ки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.

Таблица 1 Типы личности

При рассмотрении этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормаль­ное распределение, являются непрерывными и предусматрива­ют, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представля­ют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть бли­же к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому полу­чают не столь экстремальные характеристики.

В своей теории Г. Айзенк гораздо большее значение, в отличие от Р. Кеттела, придавал генетическим факторам в развитии лично­сти. Он был убежден в том, что черты личности и типы определя­ются прежде всего наследственностью. В глубине его теории лежит допущение о том, что люди различаются - на основе наследствен­ности - по реактивности автономной нервной системы, скоро­сти и прочности условных реакций. Эти индивидуальные разли­чия соответственно соотносятся с личностными измерениями нейротизма (невротичности) и экстраверсии/интроверсии.

Индивидуальные различия по стабильности-нейротизму отража­ют силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В осо­бенности Г. Айзенк связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведе­ние. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на бо­лезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные сти­мулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обна­руживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Нейротичный индивид склонен при соответствую­щих условиях, к возникновению невротических нарушений.

Интроверсия/экстраверсия тесно связана с уровнями корко­вой активации. Г. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстрему­ма (например, состояние паники). Интроверты легко формиру­ют условные реакции, а у экстравертов это происходит с опреде­ленными трудностями. Он полагал, что интроверты чрезвычай­но возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствитель­ны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствитель­ны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоян­но выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Несмо­тря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздей­ствие генетики на поведение, многие психологи полагают, что, возможно, в этом вопросе Г. Айзенк прав.

Г. Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологиче­ских и генетических факторов в объяснении индивидуальных по­веденческих различий. Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Г. Айзенком, тес­но связана с его теорией психопатологии. В частности, различ­ные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функциониро­вания нервной системы. Однако он добавляет, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетиче­ской предрасположенности.

Г. Айзенк был убежден в том, что, хотя индивиды и могут раз­личаться по тому, насколько они конституционально предраспо­ложены к развитию невротических состояний, в целом невротиче­ское поведение является результатом научения, в основе которо­го лежат реакции страха и тревоги. В связи с этим Г. Айзенк высказал мнение об эффективности поведенческих методов психоте­рапии, называемых поведенческими терапиями. Предложенные им методы основаны на прямом приложении к проблемам невро­тиков принципов научения. Считая, что несовершенство психиа­трии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагно­стикой, Г. Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Хотя большая часть работы Г. Айзенка посвящена психологии личности в клинической сфере, следует также отметить его вклад в области криминологии, образования, психопатологии и изме­нения поведения. Он также провел исследования, относящиеся к таким темам, как юмор, аттитюды, эстетика и интеллект.

Отличительной особенностью диспозиционального направле­ния в психологии личности является то, что люди обладают не­кими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, под­черкивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по сво­им характерологическим признакам. Наряду с этим теории лич­ности, основанные на факторном анализе, отражают также совре­менный интерес психологии к количественным методам и, в свою очередь, находят отражение в огромном количестве специально организованных исследований личности. В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, внесли несомненный вклад в область теоретической и прикладной пси­ходиагностики личности.