Дыхательная гимнастика от заикания. Упражнения дыхательной гимнастики при заикании

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Дыхательная гимнастика

Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

в) вдох носом;

г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9 . Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

При котором человек, страдающий от данного недуга, произносит слова с запинками, как правило, на первом звуке. Поговорим о том, как избавиться от заикания самостоятельно. Эта тема весьма актуальна, поскольку заики (особенно взрослые) зачастую просто стесняются идти на прием к врачу.

Как избавиться от заикания: традиционный метод

Традиционным методом в лечении заикания является использование комплекса специальных дыхательных упражнений. Вспомните, что некоторые известные люди, занимающиеся пением, поют свободно и естественно притом, что обычная их речь сопровождается заиканием, запинками или картавостью.

Приведем для примера пару упражнений, которые являются частью «Дыхательной гимнастики Стрельниковой» и которые каждый человек, страдающий от заикания, может без проблем выполнять в домашних условиях. Выполняя эти и другие дыхательные упражнения из комплекса, вы узнаете, как избавиться от заикания, не обращаясь за помощью к врачу.

1. «Насос». Встав прямо, опустите руки. Немножко наклонитесь вперед, округлив при этом спину. Руки и голова должны быть опущены, а шею расслабьте. Быстро и шумно вдохните в конечной точке наклона, словно вы нюхаете пол. Слегка приподнимитесь, но полностью не выпрямляйтесь. В этот момент выдохните носом либо ртом. Снова сделайте наклон вперед, вдохните и т.д. Делается упражнение легко и не оказывает нагрузку на поясничный отдел. За один подход повторите упражнение 8 раз, затем отдохните секунд 5 и сделайте еще один подход. Нормой выполнения упражнения «Насос» является 12 таких подходов. Однако нагрузку до данной цифры следует увеличивать постепенно.

2. «Поворот головы». Прямо встаньте и поставьте ноги по ширине плеч. Руки опустите по бокам. Повернув голову влево, быстро и шумно вдохните. Затем поверните голову вправо и сделайте еще один вдох. Выдыхать следует в промежутке, когда вы поворачиваете голову слева направо. При этом никакой остановки посередине делать не следует. Во время того, как выполняется это упражнение, шея не должна быть напряжена, а туловище и руки должны оставаться в неподвижности. Подход состоит из 8 вдохов, а норма, к которой вы должны со временем прийти - это 32 таких подхода.

Как избавиться от заикания: нетрадиционные методы

Альтернативная медицина предлагает использовать для того, чтобы помочь страдающему от заикания с его проблемой. Сразу хотим отметить, что такой массаж - дело сложное и по времени продолжительное, поэтому сразу настройтесь на то, что вам придется пройти несколько курсов, каждый из которых включает в себя 15 процедур. Затем необходим двухнедельный перерыв.

В первую очередь вам необходимо найти необходимую точку. Поиск производится «методом тыка», в прямом смысле этого слова. Найдите в Интернете или специальной литературе, посвященной акупунктуре, изображения активных точек. Надавите подушечкой своего пальца на предполагаемое место. Если вы ощутили ломоту и некоторую боль, то вы нашли нужную точку. Далее начинаем массировать точку, совершая подушечкой указательного или большого пальца постепенно увеличивая а затем уменьшая ее. Массаж каждой точки должен длиться от 3 до 5 минут. В это время вы должны быть полностью расслаблены.

Есть и еще один нетрадиционный метод, как избавиться от заикания в домашних условиях - это гипноз. Однако мы не рекомендуем применять его самостоятельно, поскольку, при отсутствии необходимых знаний, опыта и практики, это может оказаться опасным для здоровья.

Как избавиться от заикания: современный метод

Сегодня, в век высоких технологий, справиться с заиканием вам могут помочь специально разработанные компьютерные программы, в частности «Speech corrector». Суть данной разработки в том, что она синхронизирует речь и слуховые центры человека. Страдающий от заикания наговаивает в микрофон, а программа на долю секунды автоматически задерживает его речь. Так, заика, слыша собственный голос с небольшой задержкой, стремится подстроиться под него. Речь его со временем становится непрерывной и плавной. Таким образом, можно уменьшить дефект речи на 75-80 %.

К сожалению, заикание нельзя вылечить медикаментозно. При этом огромное количество людей страдают от этого заболевания. Заикание осложняет речевую деятельность, подчас делая общение невозможным или просто осложняя повседневную жизнь. Врачи рекомендуют лечить его с помощью логопедов и психологов, принимая дополнительно медикаменты для нормализации работы нервной системы. Существуют и другие методы лечения. Например, дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой. Комплекс ее упражнений подходит как взрослым, так и детям. Дыхательные упражнения при заикании – отличный метод чтобы проводить лечение от заикания в домашних условиях.

Заикание может возникнуть по разным причинам. Специалисты делят его на три типа:

Возникшее вследствие каких- то нарушений в функционировании нервной системы. Может быть связано с травмой, полученной во время родов или в раннем детстве, а также с частыми болезнями.

Возникшее при нарушении соотношения между полушариями мозга – когда у праворукого человека ведущим глазом является левый глаз. Такое возможно при переучивании ребенка левши к письму правой рукой.

Возникшее при сильном стрессе или переутомлении. Чаще всего проявляется на людях и при публичных выступлениях.

Дыхательные упражнения способны помочь при любом типе заикания. Гимнастика при этом направлена на оптимизацию и координацию дыхания, как ртом, так и носом. Обязательно активное участие диафрагмы.

Общие правила для выполнения упражнений

Вдох резкий и короткий, похож на хлопок.

Выдох спокойный и продолжительный, без усилий. Он должен быть бесшумным.

Вдох сопровождается движениями. При выдохе их нет.

И движения и вдох должны происходить в ритме марша.

Проводить гимнастику можно в любом удобном вам положении – стоя, лежа или сидя.

Какие выполнять упражнения при заикании?

1. Станьте прямо, согнув руки в локтях (направив их вниз), показывая при этом ладони. Сгибая ладони, выполните короткий вдох, хватая воздух. Произведите нешумный выдох. Рекомендуется повторить упражнение дважды, проводя по четыре вдоха. Между ними нужно делать паузу в четыре секунды.

2. Станьте прямо, сжав кулаки и прижав их к талии. Вдыхая, толкайте кулаки вниз и вытягивайте руки к полу, одновременно напрягая плечи. Повторите 8 раз.

3. Станьте прямо, ноги расположите на ширине плеч. Тянитесь прямыми руками к полу, наклоняясь вперед и вдыхая. Спина должна быть округлой, а не прямой. Представьте, что вы накачиваете шину насосом. Повторите 12 раз. Помните, что выдох должен быть мягким. При различных заболеваниях не стоит наклоняться слишком низко.

4. Станьте прямо, руки вытяните вдоль туловища, ноги расположите на ширине плеч. Присядьте, одновременно повернувшись вправо. Во время приседания происходит шумный вдох. На выдох – поднимитесь, выпрямившись. Затем присядьте, повернувшись влево. Повторите двенадцать раз.

5. Стоя, согните руки в локтях. На вдох – обхватите себя резко руками за плечи, на выдох – расслабьтесь, примите исходное положение. Повторите 12 раз. При выполнении упражнения можно немного откидывать голову назад.

6. Стоя, ноги расположите чуть шире плеч. Наклонитесь, потянувшись руками к полу – вдох, вернитесь в исходное положение – выдох. Наклонитесь, прогнувшись назад – вдох. Исходное положение – выдох.

7. Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Поворачивайте голову вправо – резкий вдох, медленно поворачивайте влево – выдох и снова резкий вдох. Постарайтесь выполнять без перерывов и пауз, не задерживая голову посередине. Повторите 12 раз.

8. Станьте прямо, ноги расположите чуть шире плеч. Наклоняйте голову вправо, касаясь ухом плеча – вдох, во время перехода – выдох, к левому плечу – вдох. Смотрите прямо перед собой. Повторите 12 раз.

9. Стоя, ноги на ширине плеч. Максимально опустите голову, смотря в пол – вдох, при переходе – выдох, поднять голову, смотря в потолок – вдох.

10. Станьте, выставив левую ногу вперед, а правую назад на носок. Присядьте на правую ногу – вдох, затем медленный выдох, перенос тяжести на левую ногу – снова вдох.

11. Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Подымите левую ногу, согнув ее в колене, до уровня пояса. Носок тяните в пол, как при балете. Подъем ноги сопровождается вдохом. Вернитесь в исходное положение – выдох. То же повторите правой ногой. Выполните 8 раз.

12. Стоя, резко отведите назад левую ногу, одновременно присаживаясь немного на правой – вдох, вернитесь в исходное положение – выдох. Повторите с другой ногой. Выполните упражнение 8 раз.

Если предложенные упражнения выполнять в домашних условиях каждый день – через месяц дыхание начинает меняться. Происходит массаж диафрагмы и ее тренировка. Воздух учится свободно проходить через связки, а это способствует исчезновению мышечных спазмов. Так как вдох становится глубоким, заикание начинает пропадать. Ежедневные упражнения помогут избавиться от заикания и дадут возможность вести полноценную жизнь.

Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.

Задания дыхательной гимнастики

Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:

  • активизация мышц;
  • регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
  • освоение техники диафрагмального дыхания.

Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.

Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.

Виды дыхательной гимнастики

Существует такое разделение упражнений:

  • статистические – выполняются без движений;
  • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

Существует несколько поз для их выполнения:

  • лежа на спине;
  • сидя на стуле;
  • стоя;
  • в движении.

Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

  1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
  2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
  3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
  4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
  5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
  6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

Упражнения метода А. Н. Стрельниковой

Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.

Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).

Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.

Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.

«Погончики»

Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.

«Насос»

Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.

«Обнять плечи»

Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.

«Кошка»

Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.

«Маятник»

Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.

Другие упражнения

Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

  1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
  2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
  3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
  4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
  5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

Артикуляционная гимнастика

Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

  • надувание щек – сначала вместе, потом - по отдельности;
  • похлопывание губами (движения рыбы);
  • поочередное надавливание языком на щеки;
  • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
  • «чистка» зубов языком;
  • покусывание губ.

Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

Противопоказания

Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38˚С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:

  • черепно-мозговая травма;
  • повреждение позвоночника;
  • патологии внутренних органов;
  • высокое внутричерепное давление;
  • сильная близорукость;
  • сердечное недомогание.

Заключение

Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго. Детям не всегда хватает терпения для этого.

Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость». Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.