Домик как в сказке стиль викторианский. Самые красивые дома: экскурсия по удивительному викторианскому дому Хаас-Лилиенталь в Сан-Франциско

— («Victorian style») — условное название длительного периода в истории искусства Англии, связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901). Изначально стиль возник в буржуазной среде. И служил для того чтобы подчеркнуть статус владельца дома. Благодаря индустриализации, появлению железных дорог и массовому производству, стиль широко распространился и проник «в народ». В период правления королевы Виктории, Англия переживала промышленный подъем. Появился так называемый средний класс, который стремился окружить себя атрибутами роскошной жизни. Часто можно услышать, что викторианский стиль это стиль «подделок». Так как средний класс использовал детали для дома и интерьера массового производства, а не эксклюзивные как настоящая буржуазия.

Можно сформулировать основные задачи, на которые должен был отвечать стиль дома в тот исторический период:

1. Дом должен был быть роскошным и богатым.

2. Стиль дома формировался буквально за обеденным столом. Так как количество времени на общение было действительно невероятным для нашего времени. Приемы устраивались от 2 до 5 раз в неделю. И это не было чем-то необычным.

Поэтому в доме должно быть много места для приема гостей.

3. Окружающий социальный круг видел дом часто и поэтому дом должен был быть впечатляющим, построенным по последней моде. Дом для успешной викторианской семьи был больше чем просто дом, это было заявление вкуса, богатства, образования.

4. Особенностью людей того времени можно назвать «боязнь пустого пространства», что отразилось в богатстве декора дома внутри и снаружи. В современное время, кажется, существует другая крайность- «боязнь не пустого пространства».

5. И дом должен отличаться от остальных. И действительно, невозможно встретить два одинаковых по декору дома викторианской эпохи.

2 викторианских домa массового производства

Как правило, дом начинается с плана. И план дома в каждую эпоху имел свои особенности. Планы викторианских домов не исключение.

Размеры в нижеследующих планах не викторианские, обращайте внимание только на панировку.

Более современный вариант дома с гаражом

Маленький дом в викторианском стиле

Основные особенности планировки:

1. Использование эркеров.

2. Большое количество встроенных шкафов, кладовых.

3. Большие помещения кухни и гостиной, и маленькие спальные комнаты.

4. В буржуазных домах обязательно было три просторных помещения: кухня, столовая и гостиная.

4. Часто присутствует камин, и даже несколько каминов, особенно в более ранних периодах стиля.

5. Необычные и разнообразные планировки, часто с перегородками под углом 45 градусов.

6. Просторные холлы, либо гости попадают сразу в гостиную.

7. Очень маленькие санузлы.

8. Коридоров практически не было. Иногда можно встретить проходные комнаты.

9. И основная особенность стиля — обязательно была терраса с колоннами, и часто не одна.

Викторианский дом в Tunkhannock

Кирпичный викторианский дом

Основные черты викторианского стиля:

Для нас важны основные черты, используя которые можно спроектировать дом, по духу напоминающий викторианский.

1. Активное использование сочного, насыщенного цвета и сочетания цветов.

2. Большое количество резного декора на фасаде. (Деревянные элементы массово производились на фабриках).

3. Сложные ломаные кровли со слуховыми окнами. Кровли чаще с острыми углами, как подражание готической архитектуре.

4. Башенки, выступы, балкончики.

5. Множество узких окон различной формы.

6. Терраса перед входом в дом с характерным декором.

7. Сложный объем дома. Игра отдельными деталями объема дома.

8. Использование сочетаний различных по фактуре и цвету отделочных материалов. Гонт, деревянный сайдинг, кирпич разной фактуры и цвета.

В стремлении украсить свой дом викторианская архитектура достигала большого размаха. Появлялись целые замки, которые сейчас мы можем видеть в американских фильмах.

Один из примеров буйства викторианского стиля — .

В каталоге компании ПАРФЕНОН представлены проекты домов разработанных в самых разнообразных стилях и архитектурных направлениях, характерных для современного загородного малоэтажного строительства. Элегантные особняки в стиле неоклассики, смелые проекты в стиле хай-тек, стильные дома шале, неотразимые коттеджи в стиле фахверк, стилизованные под сельский дом стиль кантри и неотразимый шарм домов в стиле модерн. И сегодня мы представляем вам ставшую в короткий срок чрезвычайно популярной серию усадебных домов и особняков "Версаль", спроектированных по мотивам столь популярного в IXX веке Викторианского стиля.

Наша справка:
"Викторианский стиль" относится к эпохе правления королевы Виктории (1819-1901 гг.), которая короновалась в 1837 году. Англичане называют этот период кратко: "victorianism" и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для "английского стиля". Большинство существующих "готических" зданий Лондона построено в викторианскую эпоху. Среди них величественное сооружение - здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом "Большой Бен" - произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860).

Пусть вас не смущает название знаменитого замка французских королей и стиль, названный в честь английской королевы. Последователи этого стиля в архитектуре были не только подданные королевы с туманного Альбиона. Распространившийся по всей континентальной Европе, а также Америки Викторианский стиль обогощался колоритом и национальными мотивами местных архитектурных стилей. Так возникли викторианская неоготическая, итальянская, мансардная, народная, галечная, романская, королевы Анны архитектура .
Представленные ниже проекты усадебных домов выполнены в викторианском стиле королевы Анны с характерными для этого стиля украшениями башенками, оригинальными балконами, эркерами и выразительной лепниной.

Проект двухэтажного с подвалом и мансардой особняка КИ 347-85


В этом проекте привлекает пропорциональность форм и изысканность декоративного оформления. Три выступающих объема особняка, два из которых - эркеры, имеют очень элегантное завершение кровли. Декоративные фризы на фронтоне и межэтажном поясе придают особняку своеобразие и красоту дворцовой постройки. Вертикальная балюстрада балконов, лестниц и веранды пространственно уравновешена горизонтальной поребрикой углов особняка и оформлением декоративного карниза по периметру всей крыши здания. Форма оконных рам соотнесена с решеткой веранды и поребрикой углов. Входные порталы и лестницы впечатляют торжественностью.
Внутренняя планировка особняка на всех трех уровнях очень проста и удобна. Грамотное расположение технических служб в цокольном этаже, прекрасно продуманное для отдыха и приема гостей пространство первого этажа, комфортное расположение спален второго этажа, а также возможное использование площадей мансарды предполагают очень высокую оценку этого проекта особняка в викторианском стиле.

Проект двухэтажного с подвалом и мансардой особняка КИ 324-5


Особняк, очень похожий на усадебный дом КИ 347-85. Однако, внешняя цветовая гамма здания придает проекту другой вид. Здание выглядит не таким легким и воздушным, оно более монументально и значительно, но при этом не теряет своей красоты и элегантности. Внутреннее пространство всех трех уровней такое же комфортное и грамотно спланированное.

Проект дома с гаражом на 2 авто КИ 329-5


В сравнении с другими проектами серии этот усадебный дом выглядит не так компактно. Декоративное оформление здания отвечает стилю этой серии в упрощенном варианте, что продиктовано наличием гаражной пристройки. С внешней стороны гараж выглядит жилой частью дома, на чердаке которого вполне можно обустроить жилое помещение с мансардным окном. Безусловно, наличие гаража в доме, тем более на 2 машины, очень удобно. Внутреннее пространство дома имеет прекрасное решение на всех этажах. Наличие всех технических служб, планирование гостевой зоны и спальных помещений делает проект очень привлекательным.

Проект дома с гаражом и зимним садом КИ 373-3


Это, безусловно, самый функционально "богатый" проект из всех представленных домов серии "Версаль" с точки зрения внутренних планировок. В цокольный этаж вынесены все технические помещения с расположенным в них инженерным оборудованием для отопления дома, хозяйственных нужд, а также прачечной и комнаты отдыха. Украшением и изюминкой первого этажа дома стал зимний сад расположенный в одном из двух эркеров дома. Открытая терраса со стороны сада, гостиная с камином, гостевая комната, просторный холл, гардеробная, а также пристроенный гараж на два автомобиля - идеальные планировки первого этажа. Второй этаж спроектирован для спокойного отдыха хозяев дома: две спальни с отдельными санузлами, а также жилое помещение, позиционированное как кабинет. Также на этаже имеется балкон.

Дом в викторианском стиле. Звучит по-королевски, не находите? Да, но это не дворец. Хотя внешне дом выглядит статусно, надежно. Да и викторианская эпоха пришлась на век индустриализации, на вторую половину 19-го столетия. А название направлению в архитектуре и интерьере дала королева Виктория, которая и правила в этот период.

Викторианские дома были у именитых и богатых буржуа. Но как раз благодаря индустриализации, массовому производству такие дома стали доступны и простым людям. И пусть это была имитация буржуазного, то есть настоящего викторианского стиля, и размер домов был компактным, но условности были соблюдены.

Внешне даже каркасные дома в этом стиле выглядели красиво и дорого. Это, конечно же, грело душу простым обывателям, а буржуа укоризненно называли такие жилища «подделками».

Если вы смотрели сериал «Все женщины ведьмы» о трех сестрах ведьмочках, то помните их родовое гнездышко. Это и есть пример стиля, о котором мы вам сейчас расскажем.

Проект дома в викторианском стиле, как и проект одноэтажного дома 10×10 , должен учитывать некоторые особенности, которые являются общими для таких зданий.

Этими особенностями являются:

  • Сочные, но не режущие глаз цвета для отделки фасада и крыши.
  • Черепица на крыше.
  • Различные материалы для отделки фасада от кирпича и штукатурки до сайдинга.
  • Сама кровля ломаная и многоступенчатая.
  • Разноплановый декор на фасаде в большом количестве.
  • Узкие окна со ставнями и без них, слуховые окна на крыше, служащие больше декором, чем проемом в мир.
  • Большие окна, в том числе и панорамные.
  • Крыльцо и обязательная терраса при входе.
  • Колонны, поддерживающие крышу террасы.
  • Балконы с колоннами, выступы с окном, башенки под остроугольной крышей.

Создается ощущение, что был дом и к нему постепенно пристраивались новые помещения, которые в итоге и образовали столь сложный объем.

Если планируется компактный дом, сложным объемом можно пожертвовать. Но терраса с колоннами, разновеликие и различной формы окна быть должны непременно. А выбрав для отделки сочные, но светлые тона, можно зрительно увеличить размеры дома.

Задача владельца викторианского дома была выделиться, показать свой вкус, продемонстрировать образованность (не каждый сможет сфантазировать проект), богатство. Поскольку людей с одинаковым представлением проекта и плана не существует теоретически, встретить два одинаковых по внешнему оформлению, архитектуре дома весьма проблематично. Интерьеры могут быть чем-то схожи – помните про массовость производства предметов обихода?

Внутреннее убранство

План дома в викторианском стиле предусматривает множество помещений, перетекающих одно в другое. Представляем несколько из них.

Размеры, указанные на плане, можно варьировать по своему усмотрению, но места в доме должно хватать всем.

  • От входа сразу попадаешь в просторный светлый холл с высоким потолком или гостиную.
  • Нет коридоров или их минимум. Но могут быть проходные комнаты.
  • В гостиной и других комнатах есть эркеры (снаружи они выглядят, как выступы).
  • Много технических помещений и уголков, как то котельная, кладовая, встроенные шкафы, прачечные.
  • Санузлов может быть несколько, но все они малы по площади.
  • Холл, гостиная, столовая и кухня поражают своими размерами, чего не скажешь о гостевых и спальных комнатах.
  • В гостиной стоит камин – в домах, владельцы которых могли себе это позволить.
  • Стены могут не образовывать прямой угол, а идти под углом в 45 градусов.

Современная адаптация стиля может еще вписать в проект и гараж.

Статус дома в викторианском стиле

Поскольку главной задачей жителей такого дома было продемонстрировать свой статус (хотя бы внешне), то образ жизни должен был соответствовать такому намерению.

  • Внутренне убранство дома богатое и роскошное, чтобы было что показать гостям.
  • А гости были часто и в большом количестве. Ведь приемы в викторианскую эпоху устраивали часто. Вот и объяснение просторным гостиным и столовым. А на просторной кухне проще приготовить обед для оравы голодных гостей.
  • Обед – непременная составляющая подобных приемов. Разомлевшие от вкусных яств гости явно положительно были настроены оценить и хозяев, и обстановку.
  • Несоответствие маленьких отхожих, спален и просторных гостиных, столовых заставляло людей декорировать все, что только можно – от фасадов дома до стены над камином (чтобы скрыть пустое пространство). Эхо буквально тонуло во всем этом великолепии.

Тем, кому нравится свободное пространство, кто предпочитает не захламлять свой дом ненужными, нефункциональными вещами, викторианский стиль не придется по душе. Хотя…

Вариации викторианского стиля

Настоящие викторианские дома в исконном виде сохранились разве что в Англии, где стиль и зародился. В других странах он претерпел изменения. Создавались новые проекты, детали в которых были позаимствованы в других направлениях.

Представляем фото домов в викторианском стиле в различных вариантах.

Неоготический викторианский стиль. Это средневековые окна, арки над ними, кирпич и дерево. По верху стен шли небольшие башенки Они даже отдаленно напоминают средневековые замки среднего класса.

Народный стиль. Простые люди не могли себе позволить такую роскошь, как буржуа. Поэтому они не строили не кирпичные, а каркасные дома, а потом преображали их сайдингом, отделочными материалами.

Но внешне дом обладал теми же характеристиками, что и классические дома в викторианском стиле.

Викторианский стиль от итальянских архитекторов. Такие дома быстро распространились до Северной Америки. От английских их отличают невысокие крыши, кронштейны, поддерживающие крыши, широкие карнизы.

Галечный стиль. Такие дома не выглядят роскошно, хотя в них присутствуют черты викторианского стиля. Но войдите внутрь. Снаружи лаконичность и строгость. Внутри – интерьер состоятельных людей.

Мансардный стиль. По названию понятно, что в доме есть мансарда, а то и не одна. И крыша по этой причине соответственная – скошенная.

Романский стиль был применим к нежилым помещениям, хотя и частные дома также встречались. Это могли быть и большие и компактные дома с каменной отделкой фасадов, похожие на замки.

  • Пятница, 6 Май 2016 10:21
  • Vitaliy R
  • Любой архитектурный стиль отражает характер той эпохи. В которой он был сформирован, а также царящие тогда нравы и традиции. И одним из самых интересных с этой точки зрения является викторианский стиль. Викторианской принято называть достаточно продолжительную эпоху в истории искусства Англии, связанную с годами правления королевы Виктории (1819-1901). Данный стиль возник в буржуазной среде, а его главнейшая задача заключалась в том, чтобы подчеркивать статус владельцев больших роскошных особняков.

    Благодаря индустриализации, промышленному производству и появлению железных дорог, данный стиль широко распространился и постепенно начал проникать, что называется, в народ. Буи его популярности приходится на период формирования среднего класса, который стремился окружить себя всевозможными атрибутами богатой жизни. Даже сегодня в определенных кругах бытует мнение, что викторианский стиль – это стиль подделок. И это не удивительно, поскольку в период своего расцвета викторианская архитектура очень часто использовала элементы массового производства, а не эксклюзивные изделия, как это было принято у настоящей буржуазии.

    Среди основных черт викторианского стиля можно отметить:

    • активное использование насыщенных, сочных цветов и оттенков;
    • большое количество резного фасадного декора ( массово изготовлялись на фабриках);
    • слуховые окна и ломаные кровли, чаще всего с острыми углами как подражание готической архитектуре;
    • наличие башенок, балкончиков и выступов;
    • большое количество узких окон разной формы;
    • присутствие терраса перед входом в дом с вычурным декором;
    • сложный объем дома;
    • использование сочетаний различных по цвету и фактуре отделочных материалов (гонт, сайдинг из дерева, кирпич различной фактуры).

    Сегодня викторианский архитектурный стиль признан наиболее успешным в стремлении украшать дома. А наглядным подтверждением его напыщенной роскоши служат сохранившиеся до наших дней огромные замки, которые очень часто мелькают в американских фильмах.

    Проект дома в викторианском стиле

    Любой дом начинается с плана. И в каждую эпоху планы имели свои уникальные особенности. Проект викторианского дома также не является исключением из правил, а среди его главных особенностей можно выделить следующее:

    • использование эркеров;
    • большое количество кладовых и встроенных шкафов;
    • просторные гостиные и кухни в сочетании с маленькими спальнями;
    • обязательное наличие большой по площади столовой;
    • наличие нескольких каминов, что было обязательным на заре становления стиля;
    • необычные и разнообразные , часто с перегородками под углом 45 градусов;
    • просторный холл.
    • Санузлы минимальной площади;
    • отсутствие коридоров, которые лишь иногда замещали проходные комнаты;
    • обязательное наличие террасы с колоннами, причем, часто террас было несколько.

    И самое главное, дом в истинном викторианском стиле должен иметь уникальную архитектуру. Это наглядно подтверждается и сегодня, поскольку встретить два одинаковых коттеджа викторианской эпохи просто нереально.

    Викторианский дом. Снаружи и внутри.

    Викторианская архитектура, дизайн, интерьеры, мебель.

    Для того, чтоб понять как зародился викторианский стиль в интерьере обратимся к викторианского стилю в архитектуре.

    Истоки Викторианского стиля.

    Викторианский стиль – эпоха в английской архитектуре 1840 – 1910, названная по имени королевы Виктории.

    В конце 19 века наиболее был распространен архитектурный стиль - историзм, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Так же это получило название – эклектика.

    Долгое правление королевы Виктории (1837 - 1901) совпало с историзмом, смешением стилей, «битвой стилей», промышленной революцией и эстетическим направлением в Англии.

    В истории искусства «викторианский стиль» - это направление в английском и американском дизайне 19 века, которое характеризуется излишней декоративностью. Многие критики и специалисты в области архитектуры ХХ века отрицают значение викторианского стиля, называя его безвкусным.

    Но викторианский стиль отличается энергией, живостью и свободой, которых иногда не хватало стилям предшествующих и последующих эпох.

    В некоторых вариантах стиля декор сдержанный или вовсе отсутствует. Викторианский стиль как бы распадается на два направления: стиль с пышной отделкой (правительственные или административные здания, церковная архитектура) и строгий стиль (промышленность, транспорт).

    На картинке из издания 1862 года «Иллюстрированные лондонские новости» изображен майоликовый фонтан Минтона – характерный пример викторианской эстетики. В основе этого ослепительного стиля – неоклассические мотивы, однако все подчинено свойственному эпохе требованию функциональности и, одновременно, экстравогантности.

    БРИТАНИЯ

    Неоготика просуществовала вплоть до 1880-х гг. как один из стилей, который пользовался успехом у новой буржуазии, которые жаждали иметь такие же особняки как у знати. Дворцы эпохи Тюдоров, королевы Елизаветы, королей Якова I и Карла II служили образцами, иногда приобретались даже лежащие в руинах замки, в результате старина смешивалась с новоделом.

    ОСОБНЯКИ

    Архитекторы, строившие дома для английских нуворишей, были хорошо знакомы с историческими стилями, которые они и воссоздавали. Викторианские особняки представляли собой большие сооружения с парадными залами, капеллами, десятками спален и служебными флигелями, в которых размещались слуги.

    Фахверковые дома с остроконечными крышами, башни с зубчатыми стенами и часовые башни, видимые на много миль вокруг, были излюбленными элементами. В некоторых построенных по заказу особняках, напоминающих средневековые замки, наблюдается смешение разных стилей.

    Например, преобладает готический стиль, но эркеры и башенки не похожи на средневековые.

    Похожий на средневековый кардиффский замок в Уэльсе был "улучшен" в конце 19 века архитектором Уильямом Борджесом. И создатель замка и его хозяйка маркиза Бьютская, разделяли страсть к декоративному искусству прерафаэлитов (направление возникшее в начале 1850-х годов в английской поэзии и живописи), считавшемуся "сказочным".

    Интерьеры в этих домах отделаны псевдоготическими резными украшениями и разноцветной плиткой, заставлены мебелью в разных стилях, стены покрыты орнаментами, вдоль них расставлены вазы и керамические изделия из Китая и Японии.

    ДОМА СРЕДНЕГО КЛАССА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ

    Георгианский загородный дом

    Городские дома, которые выбирали для себя богатые люди, обычно были построены в стиле георгианского классицизма.

    А интерьеры являли собой пример художественного беспорядка.

    Трудно представить, как жильцы умудрялись передвигаться по комнатам или находить место, где присесть

    Викторианский интерьер. Несмотря на непритязательную и уютную атмосферу, общее впечатление, которое производит эта комната, весьма эклектично.

    Интерьеры более скромных домов так же были загромождены, а все поверхности отделаны узорами, но все же наблюдалась некоторая сдержанность, объяснявшаяся или вкусом или стесненностью в средствах, в любом случае результатом становилась уютная обстановка.

    «Комната в Челси», Карлайлс-хаус, Лондон, 1857 г.

    На этой картине изображена комната в доме, где жил Томас Карлайл, в викторианском стиле в лучшем его проявлении. Простой интерьер типичен для лондонского дома.

    Приемная дома, принадлежавшего писателю Томасу Карлайлу, в Лондонском Челси. По ней можно судить о том, что представляли собой жилища среднего класса в середине ХIХ века.

    В викторианскую эпоху вокруг крупных городов разрастались пригороды. Там для людей со скромным достатком строились дома рядовой застройки, для более обеспеченных возводились «виллы». Снаружи они были выдержаны в стиле Регенства или неоготики, иногда с элементами викторианского стиля. Жильцы обустраивали интерьеры в соответствии с модой викторианской эпохи, руководствуясь собственными вкусами и чувством меры.

    Большинство публичных помещений, клубов, ресторанов, театров, гостиниц и железнодорожных станций украшали ковры, драпировки и подушки, которые придавали интерьерам особый комфорт, типичный для эпохи «газового освещения», именно в таких интерьерах герой Артура Конан Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, распутывал загадочные преступления..

    Ричард Норман Шоу – английский архитектор (1831-1912) за свою карьеру создал много проектов в викторианском стиле. Его раннее творчество связано с неоготикой. Для загородных домов архитектор использовал фахверковые конструкции и каменную кладку (так называемый старый английский стиль). Построенные в этом стиле загородные дома и лондонские особняки имели сложные планы. Красный кирпич и выкрашенные белой краской деревянные элементы – основные элементы фасада, окна большого размера в мелкую расстекловку. Очень популярными становятся эркеры. В проектах присутствует намек на неоготику и голландский ренессанс, но в целом стиль Шоу уникален и неповторим. Интерьеры в его домах отличаются уютом и комфортом.

    Ричард Норман Шоу, гостиная, Сван-Хаус, набережная Челси, Лондон, 1876 г.

    На фотографии 1884 г. запечатлен викторианский интерьер с очаровательными деталями: стульями в стиле королева Анны, орнаментами, характерными для направления «Искусства и ремесла», с прялкой эпохи Георгов. Влияние Уильяма Морриса прослеживается в обоях и рояле фирмы «Моррис и Ко».

    Клиенты Шоу и он сам в своем доме заполняли комнаты в стиле королевы Анны картинами, мебелью и безделушками, которые были столь любимы в эпоху королевы Виктории.

    Загородные дома Шоу обычно имели хаотичный план, комнаты располагались, исходя из соображений удобства и наружного вида, некоторые отличались большими размерами.

    Гостиная Крэгсайд Хаус, Нортум-берленд.

    Мраморный камин – выдающийся пример стиля неоренессанс. Включенный в интерьер архитектором Ричардом Шоу в 1883 – 1884 годах. Камин украшен резьбой с купидонами, гирляндами и арабесками.

    ВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ. МЕБЕЛЬ

    РАННЕВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ

    Дизайн английской мебели середины ХIХ века был весьма неоднозначным. Воссоздавались стили трех ключевых исторических эпох – античной, готической и рококо. Но реальные формы создаваемой мебели отличались от оригиналов простыми и стандартными решениями. Большое внимание уделялось «украшательству» поверхности.

    Викторианская неоготика была «мужским» стилем, повторяющим линии мебели Тюдоров.

    Женственное рококо было очень распространено в модных гостиных.

    Частое использование позолоты объяснялось тем, что так мебельные мастера пытались скрыть убогость форм.

    Античный стиль был простым и цельным, освежающе свободным от излишних декоративных элементов.

    Застой в мебельной отрасли хорошо иллюстрирует то обстоятельство, что «Лондонская книга правил для мастеров мебели», где были собраны основные формы и элементы декора, переиздавалась без изменений с 1836 по 1866 год.

    Эта ситуация ухудшалась нарождающимся новым средним классом, представители которого предпочитали полагаться на старое и проверенное.

    В то время как обеспеченный покупатель 18 столетия заказывал мебель, которая отвечала его собственным вкусам, викторианский джентльмен за покупкой шел в салон известного мастера, где ассортимент состоял из мебели одинаковых округлых форм, как знаменитое викторианское кресло с круглой спинкой, основа викторианского дома того времени.

    Постепенная механизация труда все больше разделяла роли производителя и дизайнера, так происходило в крупных городах.

    Традиционная роль мебельщика сохранялась в провинции, и мебель разных районов часто имела свои особенности. Например, в Ланкашире стулья со спинками из поперечных планок делали из травленого ясеня, а в Лондоне – из красного дерева.

    Группы ремесленников по всей Британии создавали виндзорские кресла с характерными местными особенностями.

    ПОЗДНЕВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ

    Вторая половина 19 века была временем оживления исторических стилей. В Англии викторианский интерьер включал воспроизведения предметов времен готики, Ренессанса, рококо; их производство шагало в ногу с индустриализацией. Особый акцент делался на комфорте, выражением которого служили круглящиеся очертания и мягкая обивка.

    В этот период разница между массовой мебелью и тем, что называется «мебельным искусством», т.е. предметами, выполнявшимися специализированными фирмами по проектам художников и дизайнеров, с каждым годом увеличивалась все больше.

    Краснодеревщики продолжали делать мебель с гнутыми ножками и закругленными спинками, как и много лет назад. Появились и новые элементы – угловые и каминные полки для различных безделушек. Мебель старались выделить в каком-то одном определенном стиле.

    Мебельные мастера Британии по-своему реагировали на заморское влияние. Выход Японии из многовековой изоляции вызвал огромный интерес к культуре и традициям искусства этой страны.

    Многие мебельщики воспользовались этим для создания «англо-японских» вещей, добавляя японский колорит к традиционной мебели.

    Очень популярным стало использование бамбука: этот материал очень прочный, кроме того, он дешевле экзотических пород древесины.

    Фаворит исторических стилей, готика, не выходила из моды на протяжении всей викторианской эпохи.

    Многие из англичан Викторианской эпохи не очень жаловалисовременную мебель и обставляли свои гостиные в неоклассическом духе прошлого столетия. Мастера прошлых эпох оставили книги, где тщательно зарисовали модели и узоры, элементы декора, так что повторить их творения было несложно. В 1867 году Райт и Мансфилд воссоздали комод работы Кроссе, что объяснялось вспыхнувшим интересом к неоклассическому стилю. Комод сделан из сатинового дерева с инкрустацией, позолотой и медальонами. Сейчас он находится в музее Виктории и Альберта.

    Полукруглый комод из сатинового дерева в стиле Шератона. Комод расписан гирляндами цветов и женскими фигурами в неоклассическом стиле. Комод имеет встроенный ящик над центральной дверцей и стоит на квадратных в сечении ножках.

    Воссоздание предметов, сделанных Чиппендейлом, Шератоном, Адамом становилось все более популярным к концу 19 века. Многие из вещей были сделаны так тщательно, что и сейчас их трудно отличить от оригиналов.

    Кресло Чиппендейла из красного дерева. Рама кресла украшена сквозным плетеным декором и увенчана пучком акантовых листьев. Передние ножки украшены резьбой и заканчиваются когтистой лапой с шаром.

    Позолоченное настенное зеркало в стиле Адама. Прямоугольное зеркало с боков обрамлено панелями с узором из переплетающихся гирлянд, сверху венчает композиция из урны и цветочных гирлянд.

    Мебельные формы всегда были органически связаны с архитектурой определенных исторических периодов, элементы которой находили отражение в мебели. Формы мебели в отдельные эпохи находились под таким сильным влиянием архитектурных форм, что мебель даже называют «малой архитектурой».

    В статье использованы материалы:

    6000 лет истории архитектуры и дизайна. Джон Пайл; пер. с англ. О.И. Сергеевой. - М.: Астрель, 2012. - 464 с.: ил.

    Мебель. Все стили от древности до современности. Джудит Милер; предисл. Дэвида Линли. - М.; АСТ: Астрель, 2011. - 559 с., ил.

    Справочник коллекционера антиквариата. Периодизация по детали. Пол Дэвидсон. Изд-во АРТ-РОДНИК, 2002. - 224 с., ил.

    Стили мебели. Д.Кес. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2008. - 272 с.