Цветовая палитра древесины. Породы дерева

Натуральное дерево имеет ряд преимуществ:

  • теплоизоляция;
  • экологичность;
  • практичность;
  • сочетание со всеми цветами, фактурами и другими отделочными материалами.

Дерево в интерьере отлично сочетается с камнем, кирпичом, кожей, штукатуркой. Допустимы зеркала и нежелательны металлические вставки.

Стены

Дорогостоящее дерево на стене в интерьере не боится влажности и смотрится роскошно, кроме того, массив пород всегда наполняет помещение приятным ароматом. Деревянные панели обрабатывают лаком, воском и масляными морилками для большего срока службы.

Более экономичный вариант отделки использование вагонки и ламината. Панели могут покрывать все или одну стену, использоваться как декоративные вставки у подоконников, телевизора, кровати.

На фото гостиная в натуральных оттенках с деревянной отделкой пола, которая плавно переходит в отделку стены. Белый цвет делает интерьер светлее, а текстура дерева добавляет уюта.

Горизонтальное размещение досок на стене (как на фото) сделают комнату шире, а вертикальное - выше.

Пол

Деревянный пол - это проверенное веками покрытие, может быть из массивной, паркетной доски, пробки или ламината.

На фото в спальне диагональная укладка ламината, поможет расширить пространство.

Цвет дерева: красное, белое, серое

Дерево может быть не только коричневым и бежевым, но и других цветов. Доска, паркет и ламинат представлены в разных оттенках, чем можно воспользоваться для создания определенного стиля в жилом и офисном помещении.

  • Красное дерево в интерьере подойдет для создания роскошного стиля ампир в гостиной. Мебель может быть с узорами и изгибами, а фактурные стены и ковровый пол создадут атмосферу уюта и богатства. Сочетается с кирпичным цветом (оттеняет дерево, но не выделяется на его фоне), а также с фисташковым в небольшом количестве.

  • Белое дерево в интерьере создает простор и ощущение чистоты. Наиболее часто встречается в современном стиле и минимализме. Белый пол подчеркивает яркость стен, деревянный потолок делает комнату длиннее, белая мебель подходит для спальни, столовой, реже гостиной и кухни.

  • Серое дерево в интерьере успокаивает, вызывает чувство прохлады. Серый ламинат хорошо подойдет для пола в спальне, гостиной. Такой пол в зависимости от рисунка напоминает состаренное дерево и уместен для ретро и кантри. Подходит для комнат с двумя контрастными цветами. Мебель венге и другие холодные оттенки хорошо сочетаются с серой отделкой в современном интерьере.

Сочетание с камнем и кирпичом

Сочетание с разными материалами в интерьере: стекло, камень, пластик, дает разный конечный результат, но неизменно то, что дерево является универсальной и популярной отделкой.

  • Камень и дерево в интерьере как два природных материала дополняют друг друга. Теплая и мягкая древесина с крепким камнем незаменимы для создания эко стиля, прованса и кантри. Мозаика из гальки и дощатый пол, фрагменты из декоративного камня, паркетная доска и балки прекрасно сочетаются и подходят для любого интерьера.

На фото деревянная стена и камин из дикого камня напоминают об истоках и наполняют комнату уютом.

  • Кирпич и дерево в интерьере или имитация кирпичной кладки подходит для коридора, гостиной, лестницы. Кирпич может быть выбеленным, состаренным, однотонным и разнокалиберным, такие вариации создают разный образ комнаты. Использование дерева в интерьере с кирпичом необходимо для создания необычного оформления загородного дома: деревянные рамы и двери, лестница, перегородки и пол из красных пород в сочетании со старинными комодами.

Дерево в интерьере кухни

В интерьере кухни уместно в виде мебели, акцентной стены в обеденной зоне.

  • В качестве напольного покрытия лучше выбрать кафель или линолеум.
  • Деревянная посуда создаст уют и подойдет для стиля прованс, кантри, рустик.
  • Светлая эргономичная мебель, глянцевые поверхности и зеркальные вставки подходят для небольшого помещения.
  • Балочный потолок подойдет для создания деревенского стиля.
  • Глубокие темные оттенки уместны на кухне с большим окном и широким пространством.

Мебель нейтральных натуральных цветов сочетается с яркими цветами столешницы, холодильника и т.д. Например, сочетание цвета дерева и зелени выглядят естественно и уместно на кухне любого размера.

На фото кухня увеличена за счет объединения с балконом и правильному подбору цветов. Деревянный стол и светлый ламинат хорошо сочетаются с белой мебелью. Эко стена из доски и травы является объектом внимания для всех гостей.

Отделка гостиной

Дерево в интерьере гостиной смотрится всегда очень эффектно и уместно почти в любом оформлении. Если это скандинавский стиль, то использование светлых пород делает акцент на связь с природой, деревянная мебель пастельных оттенков подходит для прованса. Небольшие и простые детали из дерева уместны в минимализме и хай-тек.

На фото необычная полка, имитирующая ветку, создает современный стиль гостиной в нейтральных природных оттенках.

На фото интерьер гостиной в классическом стиле, для отделки подойдут деревянные панели с резьбой и паркет с небольшим ковром.

Пни и крупные спилы в интерьере гостиной могут играть роль журнального столика и стать главным предметом внимания гостей. Из спилов и гальки можно сделать акцентную стену у телевизора, из обработанных палок и веток - карниз, светильник и другие аксессуары.

На фото стена из спилов в гостиной. Натуральное дерево способствует расслаблению, кроме того приятно пахнет и долго хранит аромат эфирных масел.

Использование дерева в спальне

Для спальни лучше выбирать светлые породы и покрывать матовым лаком для того чтобы подчеркнуть натуральность дерева.

Можно выбрать краску и подчеркнуть фактуру, или нанести ее в 3 слоя и перекрыть натуральный цвет. Лучше отдать предпочтение натуральным оттенкам бежевого, фисташкового, горчичного, древесного. Но если порода дерева темная, то не нужно красить ее в светлые цвета.

Деревом можно обшить все или только одну стену, пол и потолок. Как много может быть дерева в пределах спальни завит от размера комнаты и требований ее стиля.

На фото простой матрац на поддонах и изголовье из спилов смотрится необычно в современной квартире. Такая простота сочетается с экологичностью и стилем одновременно.

Допустимо центральное освещение, но лучше сделать рассеянное за счет нескольких источников света. Сукно, лен, бязь и вязаные пледы отлично сочетаются с деревом в интерьере дома.

Сочетание эко стиля и хай-тек порождает притягательную эклектику. На фото стволы березы служат эффектным акцентом. Важно помнить, что натуральную древесину стоит обрабатывать маслами и лаком во избежание появления плесени

Дерево в детской

Данный материал в интерьере детской наиболее уместен с точки зрения экологичности. Желательно использовать дерево как для отделки, так и в декоре. Если стены не обязательно должны быть деревянными, то пол и мебель просто необходимо подобрать из древесных материалов.

Пол из светлого ламината украсит самодельный рисованный ковер, для развития подвижности ребенка можно повесить гамак и веревочную лестницу. Для необычного образа можно использовать ветки в интерьере для создания небольших композиций, органайзера украшений, фото и записок, ими также можно обыграть настенные полки.

На фото светлое дерево в интерьере детской хорошо сочетается с легкими римскими шторами, его цвет легко изменять с помощью краски, или освежать с помощью лака.

Светлые тона, нежный текстиль, яркие игрушки и темный пол подойдет для оформления детской как девочки, так и мальчика.

Оформление ванной

Дерево в интерьере ванной создает ощущение сауны или русской бани. Деревянные стены и каменный пол, или наоборот, создают уникальный дизайн. Для отделки ванной нужно подбирать устойчивые к влаге породы (бразильский орех или бамбук, как на фото ниже).

На фото ванная с массивными дверьми и подвесными цепями. В качестве материала для такого столика подойдет давно срубленное дерево.

Для ванной в квартире можно использовать кафель под дерево, деревянные аксессуары и вставки.

Фото галерея

Ниже представлены фото примеры использования дерева в отделке комнат различного функционального назначения.

Нет, это дерево не облили краской. Это так задумала природа.

Очень яркие, очень красивые и не менее необычные деревья можно увидеть на Филиппинских островах. Называются эти деревья радужный эвкалипт.

Слово радуга в названии этого удивительного растения присутствует не случайно — их кора переливается почти всеми цветами радуги: желтым, оранжевым, синим, зеленым, фиолетовым и коричневым. Даже при близком знакомстве с эвкалиптом кажется, что его кору словно разрисовал абстракционист. Однако разноцветные полосы и пятна имеют природное происхождение и даже служат чем-то вроде индикатора возраста коры.

Радужный эвкалипт (лат. Eucalyptus deglupta) (англ. Rainbow Eucalyptus, Rainbow Gum, Mindanao Gum) - удивительное дерево, растущее до 70 метров в высоту, а его кора может быть окрашена в желтый, зеленый, оранжевый и даже фиолетовый цвет. Радужный эвкалипт — это единственный вид эвкалипта который произрастает в северном полушарии. Естественные места обитания этого дерева, т.е.его ареал лежит в Индонезии, Новой Гвинеи и Филиппинах. В настоящее время радужный эвкалипт можно встретить в Южной Америке, Малайзии, Шри-Ланке, Китае и некоторых других странах, где это дерево также культивируется.

В 1929 году радужный эвкалипт был впервые обнаружен на Гавайских островах, где отдельные деревья в высоту могут достигать 75 метров. Самое примечательное и необычное явление — наличие разноцветной коры объясняется тем, что эта самая кора отслаивается в разное время, а различные цвета ее - это своеобразные индикаторы возраста коры. Когда дерево недавно потеряло свою кору, то на этом месте на стволе новая внешняя кора будет иметь ярко-зеленый цвет. В течение длительного времени кора постепенно темнеет и изменяет свой цвет от синего до фиолетового. Еще позже она становится темно-бордовой или оранжевого цвета.

Таким образом на стволе можно обнаружить практически все цвета радуги. Взглянув на фотографию ствола радужного эвкалипта, создается впечатление, будто этот узор нарисовал какой-то художник абстракционист и совсем не верится что это прекрасное творение природы.

К большому сожалению радужные эвкалипты, несмотря на всю их красоту вовсе не охраняются, так как они широко используются по всему миру для создания качественной белой бумаги. Это самое идеальное дерево, в результате переработки которого получается особый ингредиент для создания бумаги. При этом древесина эвкалипта механически и химически перерабатывается в специальный сухой волокнистый материал, который позже размачивается в воде и используется в технологическом процессе.

Переработка дерева в бумагу в последние несколько лет увеличилось. Из всех деревьев эвкалипта, перерабатываемых в бумагу, лишь 16% были выращены специально. 9% –это старые леса, а 75% – леса третьего поколения, и выше. Эти деревья росли не одно десятилетие, чтобы в итоге быть переработанными на небольшое количество бумаги.

Кроме того, приятная по цвету светлая древесина радужного эвкалипта с успехом используется в малом судостроении и производстве мебели. Именно из-за стопок бумажных листов, столов и лодок сотни деревьев ежегодно вырубаются по всему миру, затрагивая при этом не только новые насаждения, но и естественные леса.

Однако в последнее время наблюдается и положительная тенденция увеличения культивирования радужных эвкалиптов и восстановления лесных массивов Если вы хотите увидеть живой Радужный Эвкалипт во всей его красе, вам нужно поехать в Индонезию, Папуа-Новую Гвинею или Филиппины – естественные места обитания этого дерева. Однако дерево было также культивировано в Южной Америке, Малайзии, Шри-Ланке, Китае и некоторых других странах

Гораздо более интересным является вопрос о том, что делает стволы радужных эвкалиптов настолько яркими и необычными. Это кажется настоящим чудом. Словно ствол был облит в несколько слоёв разными красками, при этом выбирали их специально – наиболее контрастные.

Но если присмотреться, то становится ясно, что это – результат своеобразной «линьки» тонкой коры. Подобное явление мы можем наблюдать и в наших широтах в сосновом лесу. Как и сосны, радужный эвкалипт, сменяет старую кору, которая облазит узкими полосками, закручиваясь и отпадая, на новую.

А вот цвет коры радужного эвкалипта напрямую зависит от возраста. Молодая кора имеет яркий салатный оттенок, постепенно она темнеет, становясь тёмно-зелёной, но на этом перемена цвета не ограничивается и вот уже полоски коры постепенно перелинивают в голубовато-серебристый, почти синий, фиолетовый, из него – в пурпурный, оранжевый, темнея в итоге до тёмно-бордового.

Именно эта потрясающая игра цветов коры и почти фантастическая красота радужных эвкалиптов может стать отправной точкой в стремлении человека сохранить такие великолепные деревья. Сейчас их уже стали выращивать просто возле дома. Да и кому не хотелось бы обзавестись собственной радугой за окном?

Рдужный эвкалипт родом с филиппинского острова Минданао. Примечателен не только этот факт. Как и у других эвкалиптов, кора этого дерева имеет свойство отслаиваться (обычно в виде узких полосок). На месте старой коры, образуется новая. По мере старения кора меняет окраску. Сначала она ярко-зеленая и темно-зеленая, затем оттенки становятся от голубоватой до пурпурной, следующий цвет — розово-оранжевый. В своей самой поздней стадии кора становится коричнево-малиновой.

На своей родине — Филиппинах — радужный эвкалипт растет во влажном тропическом лесу. Это вечнозеленое дерево, достигающее высоты 36 м. В 1929 году эвкалипт был интродуцирован на Гавайские острова, а затем в Южную Флориду.

С середины 20-го века радужный эвкалипт начали выращивать другие страны: Бразилия, Конго, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Фиджи, Гондурас, Малайзия, Пуэрто-Рико, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Китай. Несмотря на то, что поверхность радужного эвкалипта самых разных цветов, древесина у него самая обычная по цвету - светлая, которая со временем темнеет, становясь красно-коричневой. Большинство плантаций радужного эвкалипта в мире предназначены для производства целлюлозы. Древесина также используется для производства ДСП, ДВП и древесной ваты. Из древесины эвкалипта можно изготавливать мебель, полы, лодки.

Также радужное дерево еще является и одним из самых высоких в мире, до гигантских секвой, растущих в Соединенных штатах ему, конечно, далеко, но отметку в 70 метров они покоряют спокойно, а отдельные экземпляры достигали почти 90 метров. А еще эвкалипты очень быстро растут — до 10 метров в год.

В дереве заключены неограниченные возможности для создания форм, рассчитанных на рельеф, силуэт, движение, пространственную композицию. При изготовлении изделий из дерева или резьбе по дереву важно пралильно выбрать породу дерева для лучшей передачи характера поделки. Ниже приводятся свойства и характеристики различных пород дерева.

ХВОЙНЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ

Сосна. Принадлежит к мягким породам, древесина прямослойная с желтоватым оттенком, плотная и прочная, среднеусыхающая. Она легко обрабатывается, если не очень смоляниста, относительно хорошо склеивается, но плохо отделывается и окрашивается. Мало пригодна для мелкорельефной резьбы. Часто используется для резных украшений домов.
Ель. Древесина мягкая, легкая, блестящая, отличается исключительно равномерным распределением волокон, хорошо колется. Она легче сосновой, не так смолиста и уступает ей в прочности. Из еловой древесины делают скрипки и другие струнные инструменты, потому что ни одно дерево не дает такого резонанса, как ель.

Лиственница. Ее древесина не имеет равных. Она очень тяжела, прочна, трудна в обработке, зато долговечна. В Германии, Польше, других странах Европы постройки из лиственичных бревен стоят более 500 лет. Ценное качество лиственницы - она не гниет от сырости. Здания города на воде возводились на сваях из лиственницы еще в средние века и стоят ныне. Лиственница идет и на паркет - прочный, красивый, от природы красноватый, он не нуждается в окраске.
Тисс. Ядровая порода с узкой желтовато-белой заболонью, резко ограниченной от буровато-красного ядра; годичные слои извилисты, хорошо заметны на всех разрезах. Древесина плотная, твердая, тяжелая, почти не гниет. Хорошо обрабатывается, окрашивается и полируется. Это один из лучших материалов для столярных, отделочных и токарных работ. Удивительно красива древесина тисса по цвету - розовая, красная, пунцово-фиолетовая до глубокой черноты. Благодаря цвету и волнистости годичных слоев имеет красивую текстуру на тангенциальных разрезах. Тисс входит в ту сотню древесных пород, что называют "красным деревом". На стволах тисса нередко образуются капы больших размеров, древесина которых очень ценится как отделочный материал и для изготовления мелкой пластики.
Можжевельник обыкновенный (кустарник). Ядровая порода без смоляных ходов, имеющая неширокую заболонь розовато-белого цвета и светлое желтовато-бурое ядро, нередко отграниченное от заболони. Годичные слои волнистые, заметные на всех срезах: ранняя древесина переходит в позднюю постепенно. Сердцевидные лучи не видны. Древесина тяжелая, прочная, твердая, мало усыхает, стойкая к гниению, долго сохраняет приятный запах, хорошо обрабатывается режущим инструментом, легко подкрашивается и полируется. Срезы получаются чистыми и глянцевитыми, с очень красивой текстурой. Засохший можжевельник - ствол, ветви, корни - отличный материал для резных, токарных и столярных работ. Такая древесина намного красивее на срезе, чем у живого дерева. Ее не нужно специально сушить, так как она уже выдержана годами в лесу. Древесина можжевельника с успехом применяется для очень тонкой и , различных художественных изделий, украшений.
Древесина кедра, пихты по своей структуре близка к древесине сосны и широко используется для резных работ. Полосатая текстура древесины хвойных пород хорошо смотрится на гладких полированных поверхностях: панно, фоновых досках и панелях в виде косого спила, вазах, тарелках, светильниках из досок с , в других изделиях с контурной резьбой, когда решающим в форме является не рельеф, а силуэт.

ЛИСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ (кольцесосудистые)

Дуб. Древесина прочная, плотная, имеет выразительную текстуру, усыхает средне, мало растрескивается и коробится, практически не подвержени гниению. Выдержанный долгое время в воде дуб приобретает черный цвет и становится очень твердым. Из мореной древесины дуба в прошлом делали дорогую мебель. Дуб легко поддается крашению и тонированию в протравах, отделке мастиками. Обработка дубовой древесины требует большой силы и отлично заточенного инструмента. Дуб широко применяется для резьбы, точения, облицовывания, мозаичных работ.
Ясень. Древесина отличается высокой прочностью и вязкостью, малой склонностью к растрескиванию, хорошей способностью к изгибу. Легко обрабатывается, незначительно изменяется в объеме при высушивании, отлично полируется. Широкая заболонь имеет прекрасный светло-желтый цвет, красивый рисунок волокон. В сочетании с темно-бурым ядром она смотрится очень эффектно. Древесина ясеня ценится наравне с красным деревом. Ясеневой фанерой отделывают мебель, музыкальные инструменты. Наросты на ясене - капы - используют для изготовления небольших по размерам, но ценных поделок.
Вяз. Древесина его с желтовато-белой заболонью и темно-бурым ядром имеет красивую структуру, крепка, тверда, упруга, хорошо поддается изгибу, вязка и долговечна. Применяется в столярных работах. Высоко ценятся для токарных поделок наплывы на вязах - капы.
Акация белая. Ядровая порода с очень узкой заболонью желтоватого цвета, резко отграниченной от зелено-серого или желтовато- серого ядра. Зона ранней древесины занята кольцом крупных сосудов; мелкие сосуды в поздней древесине образуют группы в виде точек, черточек или коротких извилистых линий. Древесина с красивой текстурой и цветом. По физико-механическим свойствам значительно превосходит дуб и ясень. Стойка к гниению.
Шелковица. Древесина с очень узкой и желтовато-белой заболонью, резко отделяющейся от красновато-бурого ядра; на свету темнеет и становится темно-бурой. Сосуды образуют на срезе группы светлых точек, сердцевинные лучи узкие, но хорошо заметные. Древесина твердая, тяжелая, с красивой текстурой, цветом и блеском.
Яблоня. Древесина твердая, тяжелая, однородного строения, достаточно вязкая, обладает высокой прочностью и износоустойчивостью. Высушить ее не просто, так как она сильно усыхает, но зато изделие потом никогда не трескается и не коробится. Древесина хорошо окрашивается, прекрасно шлифуется, полируется и поддается лощению. Пропитанная льняным маслом или олифой, приобретает большую прочность и глубокий темно-коричневый цвет. Оригинальной текстурой отличается древесина яблонь, растущих винтообразно, комлевой части ствола и корней. Режущие инструменты оставляют на древесине гладкий глянцевый срез. Особенно хороша древесина яблони для тонкой резьбы миниатюрной скульптуры.
Рябина. Древесина красновато-бурого цвета, трудно обрабатывается, но обладает высокой прочностью, тяжелая, твердая. Свежесрубленную рябину следует сушить осторожно, в щадящем режиме, так как она сильно усыхает. Изделия из рябины хорошо окрашиваются, протравливаются, шлифуются и полируются, приобретая красивый шелковистый блеск. Плотная и однородная древесина рябины - отличный материал для токарных и резных работ. Прочная, с выразительной свилеватой текстурой древесина рябины раньше широко применялась для резных и долбежных изделий (детали ткацкого станка, чаши, ложки, ковши). Корень рябины - прекрасный материал для скульптуры, ветви - достаточно гибкие для плетения.
Черемуха. Древесина тяжелая, крепкая, плотная и гибкая, боится влаги и при высыхании не коробится и не растрескивается. Хорошо протравливается, окрашивается, полируется. Молодая древесина белого цвета, старая - красно-бурого, имеет запах миндаля. Хотя древесина черемухи усыхает мало, сушить ее следует осторожно, тогда она не будет растрескиваться и коробиться. Благодаря однородности строения отлично режется во всех направлениях, при лощении приобретает стекловидный блеск. Всегда пользовалась успехом у столяров, токарей, резчиков по дереву.
Орешник. Издавна использовался для мелких токарных, столярных, резных работ. Из него вытачивали и вырезали шахматы, пеналы, карандаши, челноки, чубуки трубок, рукоятки инструментов. Тонкие, гибкие витви шли на плетение, обруча, удилища.
Сирень. Древесина с красивой текстурой, при окраске слабым раствором соляной кислоты приобретает пурпурный цвет.
Древесина крушины, жимолости, боярышника твердая, похожая на кость, не растрескивается, хорошо полируется.

ЛИСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ (рассеяннососудистые)

Липа. Древесина мягкая, светлая, достаточно вязкая. Благодаря однородности строения отлично обрабатывается во всех направлениях вручную и на токарном станке, хорошо держит форму. Широко применяется для изготовления предметов, украшенных рельефной ажурной и скульптурной резьбой (однако мелкую резьбу из липы стараются не делать). Липа не растрескивается, хорошо склеивается, окрашивается, удовлетворительно полируется.
Осина. Древесина мягкая, светлая, непрямослойная, но легко обрабатывается, при строгании задирается. Хорошо режется стамеской, легко полируется поперек волокон. Влажную древесину трудно пилить вдоль волокон. По цвету осина бывает чисто белая или зеленоватая, что немаловажно при выполнении мозайки (маркетри) и инкрустации (интарсии). Она не боится влаги, не коробится и не трескается. Не колется от удара, хорошо лущится, надежно склеивается. Из нее делают легкие игрушки, посуду, другие мелкие предметы и украшают их резьбой. Выдержанная в течение нескольких лет осина отлично шлифуется и полируется.
Ольха. Древесина легкая, мягкая, среднеусыхающая, дает незначительное коробление при сушке, хорошо режется, склеивается, окрашивается и полируется. Используется для резных работ, а также для имитации черного и красного дерева, грецкого ореха. Природный цвет ольхи - от белого до бледно-коричневого, на воздухе быстро изменяется до красно-бурого.
Тополь. Древесина легкая, мягкая и формоустойчивая, хорошо обрабатывается и склеивается, удовлетворительно отделывается. Малостоек против гниения. Цвет - от беловатого, желтовато-бурого до красно-коричневого. Текстура красивая, крупнослойная. Из всех разновидностей тополя ценится тополь серебристый.
Ива. Ядровая порода с широкой белой заболонью, нерезко отграниченной от буровато-розового ядра. Древесина рыхлая и оттого легкая, свежая, очень мягкая, используется на мелкие хозяйственные постройки. Ива хороша для плетения корзин, мебели, циновок. Тальник, краснотал, белотал, чернотал, верба, ветла, ракита, шелюга - вот далеко не полный перечень народных названий различных видов ивы.
Береза обыкновенная. Древесина средней плотности и твердости, однородна по строению, прочна, достаточно вязкая, легко режется во всех направлениях, очень хорошо сверлится, склеивается, полируется и окрашивается. Недостатки - подверженность растрескиванию, короблению, сильной усушке, поражению червоточиной и загниванию. Древесина березы бородавчатой и пушистой отличается высокой прочностью, по твердости стоит на границе между мягкими и твердыми породами.
Береза карелская. По внешнему виду не отличается от обыкновенной, но древесина у нее совсем другая: светло-охристая по цвету, она густо "разрисована" небольшими темными включениями, которые на перламутровом фоне создают муаровый перелив. Сочетание изломанных сердцевидных лучей и волнистых годичных слоев дает в разрезе красивую крапчатую поверхность. Древесина вязкая, хорошо режется, почти не крошится.
Бук. Безъядровая порода. Древесина белого цвета с желтовато-красным оттенком; годичные слои хорошо видны на всех разрезах; сердцевидные лучи широкие и узкие. Отличается высокой прочностью, красивой текстурой на радиальном разрезе, но малостойка к гниению. По механическим свойствам - плотности, прочности, твердости - бук близок к дубу. В пропаренном состоянии хорошо поддается изгибанию. Благодаря красивой текстуре используется для производства строганного шпона, паркетной фризы, музыкальных инструментов, в мозаичных работах, резьбе, имитации розового и красного дерева, грецкого ореха.
Грецкий орех. Одна из немногих пород, обладающая богатой цветовой и тональной гаммой и многообразием текстуры. Цвет - от светлых коричневато-сероватых тонов до серо-коричневых, почти черных. Древесина умеренно твердая, усыхает не сильно, держит форму, легко обрабатывается, прекрасно режется во всех направлениях, хорошо склеивается и отделывается. Применяется для различной резьбы, в мозайке, для облицовывания.
Граб. Древесина белая с сероватым оттенком, блестящая, тяжелая, крепкая, вязкая, часто свилеватая, трудно колется, режется, плохо полируется, но легко окрашивается, имитируя черное дерево. Используется для изготовления музыкальных инструментов и на различные поделки.
Платан. Древесина легкая, умеренно твердая, но неоднородное строение затрудняет ее обработку. Относится к числу наиболее декоративных. Широкие и довольно частые лучи на срезе древесины образуют необычайно красивую текстуру, поэтому хорошо полированные изделия выглядят очень нарядными. Используется для изготовления паркета, мебели, ценных поделок.
Груша. Древесина плотная, прочная и твердая, практически не коробится и не растрескивается, хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и отделывается. После тонировки имитирует черное дерево. Применяют грушу в основном для мелкой и средней резьбы со сложным рельефом, для накладной и ажурной резьбы, мозаичных работ.
Клен. Древесина не только плотная, прочная и твердая, но и красивая. Строение ее тонкое, а белые сердцевидные лучи блестят, особенно на продольном срезе. Она трудно, но ровно колется, неплохо обрабатывается, склеивается, окрашивается. В основном служит для резных работ (особенно для накладной резьбы). Клен "птичий глаз" хорош для наборного декора в маркетри и для облицовывания. Высоко ценятся также "струйчатая" древесина клена с волнистым расположением волокон и капы.
Красное дерево. Ряд тропических древесных пород (махагони, санговое дерево и др.). Древесина красного, красно-бурого, светло-вишневого или светло-розового цвета, с красной текстурой, очень прочная, хорошо полируется. Издавна используется для изготовления высококачественной мебели. Иногда красным деревом называют древесину тисса, черной ольхи, секвойи.
Черное дерево. Несколько видов тропических деревьев, главным образом семейства эбеновых. Древесина темного или черного цвета, очень плотная, тяжелая, прочная, хорошо поддается обработке. Из нее изготовляют ценную мебель, резные и токарные изделия, музыкальные инструменты. Под черное дерево легко отделывается древесина граба, самшита, тисса, сливы, березы. Черную древесину имеет мореный дуб.

Все фото из статьи

Без использования дерева при строительстве и обстановке дома сложно обойтись. Даже если все несущие конструкции выполнены из металла либо бетона, все равно будут использоваться отделочные материалы из дерева, либо мебель будет деревянная. На сегодняшний день приобрести можно практически любую древесину, включая ценные породы, так что не лишним будет разобраться в цветовой палитре.

О цветовой гамме

Оттенков можно выделить не один десяток, при этом для обозначения каждого из них используется название соответствующей . Например, цвет дерева махагон означает красновато-коричневый оттенок. Сама древесина махагони со временем приобретает более насыщенный цвет и становится еще красивее.

Довольно близка к махагони обычная вишня, в зависимости от возраста древесины, условий произрастания древесина может иметь оттенок от темно-красного до светлого с золотистым. Так что цвет дерева вишня часто путают с красным деревом.

Древесина сама по себе имеет отличный внешний вид, поэтому часто при обработке достаточно просто проявить текстуру и защитить поверхность от выцветания, хотя обработку краской никто не отменял. Иногда с помощью того удается добиться великолепного визуального эффекта.

При выборе подходящего оттенка нужно понимать, что даже в рамках одного и того же цвета оттенков масса.

К тому же они могут отличаться в зависимости от производителя:

  • например, цвет дерева орех в случае с паркетной доской предусматривает изменение оттенка от бежевого до «черного кофе» . Но при обозначении краски под этим обозначением понимается насыщенный коричневый оттенок;
  • под обозначением «сосна» в палитре находится насыщенный желтоватый цвет;

Обратите внимание! Могут встречаться обозначения «молодая сосна» — более легкий цвет и «старая сосна» — насыщеннее и чуть темнее.

  • а вот под обозначением «махагон» скрывается насыщенная краска с темно-красным оттенком . Древесина этого вида имеет именно такой оттенок, отсюда и название;
  • также популярен в отделке цвет венге, эта древесина отличается насыщенностью, но до полной черноты немного не дотягивает и при ближайшем рассмотрении видна оригинальная текстура . Краска такого эффекта, конечно, не даст, но по оттенку она весьма близка к этой древесине;
  • цвет эбеновое дерево максимально близко подбирается к чисто черному . Древесина эбенового дерева может встречаться как угольно черной, так и насыщенного серого цвета, в этом вопросе многое зависит от возраста, а также от того, как близко от сердцевины ствола был взят образец. Оттенки красок в этом случае находятся в диапазоне от насыщенного серого до почти черного.

При выборе ЛКМ нужно понимать, что вовсе не обязательно окрашивать поверхность до получения однотонной поверхности. Иногда гораздо лучше просто подчеркнуть текстуру, возможно, тонировать поверхность, но не закрашивать полностью

О технологии покраски

Помимо правильного выбора цвета красок для дерева большое значение имеет технология окраски. Только в этом случае краска не отслоится через несколько месяцев после покраски.

Выбор цвета и покраска дерева

При наружной и внутренней покраске придется выбирать между лессирующими и кроющими составами. Первые защищают древесину от влаги и воздействия насекомых, но при этом текстура остается видна. Что касается кроющих составов, то они формируют на поверхности непрозрачный слой.

Выбор цвета краски зависит от многих факторов, при окраске поверхностей внутри дома цветовая гамма красок по дереву подбирается с учетом общего оформления комнаты. Например, при оформлении кухни брусового дома в стиле прованс предпочтение отдается светлым оттенкам, а вот темные оттенки (махагони, эбен, венге и т. д.) не используются совсем.

При наружной покраске дома вариантов больше, возможны такие варианты как:

  • светлые спокойные тона (бежевый, белый и т. д.). Финские дома обычно оформляются именно в такой цветовой гамме;

Обратите внимание! При использовании светлых оттенков можно комбинировать его с темными вставками. Так дом будет выглядеть эффектнее.

  • допускается использование насыщенных оттенков, например, цвет дерева тик даст после окраски красноватый оттенок;
  • можно применить и другие оттенки, например, зеленый. Нужно только учесть, что расход краски должен быть повыше, чтобы из-под нее не проглядывала текстура древесины.

Также при выборе цвета деревянных домов стоит учитывать и окружающую обстановку. Если цвета соседних построек выдержаны в спокойных светлых тонах, то имеет смысл выбрать такой же оттенок. Использование в таком случае ярких оттенков будет лишним, дом просто будет смотреться нелепо на фоне соседних.

Что касается покраски дерева своими руками, то при наружных работах следует придерживаться таких рекомендаций:

  • не бросать работу на полпути, потом будет заметна граница между участками;
  • красить при нормальных условиях – влажность невысокая, на краску не попадают прямые солнечные лучи;
  • до нанесения следующего слоя дождаться высыхания предыдущего.

При работе внутри дома инструкция требует:

  • обеспечить хорошую вентиляцию;
  • тщательно отшлифовать поверхность перед окрашиванием;
  • для того, чтобы краска не впитывалась в дерево сначала его нужно прогрунтовать;
  • для получения ровного насыщенного цвета может понадобиться 3 и более слоев краски. Время высыхания каждого слоя зависит от типа краски.

Важно понимать, что конечный результат во многом зависит от типа поверхности. Например, цвет ореховое дерево нанесенный на доску с выразительной текстурой в 1 слой даст интересный эффект – текстура дерева будет видна, так что создастся впечатление, что доска действительно из ореха. Но есть краску нанести на лист ДСП, то получим сплошной ровный цвет.

Эксперименты с краской

Иногда нужный эффект невозможно получить простым окрашиванием либо нанесением лака на деревянную поверхность. В таком случае приходится экспериментировать и комбинировать разные составы.

Обратите внимание! Эксперименты желательно проводить на ненужном куске дерева. Иначе цена такого творчества будет слишком высокой.

Такой прием часто применяют при необходимости состарить дерево либо получить эффект беленого дерева.

Для получения нужного эффекта нужно:

  • сперва металлической щеткой для того, чтобы удалить мягкие древесные волокна;

  • очистить поверхность от мелких опилок;
  • дальше начинается самое интересное – наносится 1 тонкий слой светлой краски, дожидаемся пока он высохнет;
  • выступающие твердые волокна останутся неокрашенными, имитируя старую поверхность. Поверх можно нанести пару слоев лака для защиты поверхности от истирания и выцветания.

Возможна и комбинация оттенков с той же целью. Имеется ввиду не смешивание разных красок, а последовательная окраска в разные оттенки. Таким способом могут комбинироваться любые цвета красок по дереву, главное – добиться того, чтобы один проглядывал из-под другого, создавая иллюзию потертостей, полученных за годы эксплуатации.

В завершение

Выбор подходящей краски для дерева, да и работа с ней – целая наука. Подобранный оттенок должен идеально вписывать в интерьер дома, добиться этого иногда бывает сложно. К счастью цветовая палитра современных ЛКМ настолько богата, что проблемы с выбором возникнуть не должно.

На видео в этой статье описываются нюансы покраски деревянного дома снаружи.Любые вопросы по выбору краски для дерева вы можете задать в комментариях к этой статье.

Каждый мастер по дереву быстро начинает отличать породы дерева, ориентироваться в свойствах древесины. Я использую более 30 пород, в основном это деревья средней полосы России.

В столярном деле одними из самых широкоиспользуемых пород являются хвойные . В основном это связано с их доступностью и легкостью обработки. Самые распространенные хвойные породы: сосна и ель.

Сосна имеет древесину бело-желтого цвета с оранжево-красными смолистыми прожилками. Сучки дают интересную и выразительную текстуру. Древесина мягкая, легко поддается обработке, но легко повреждается и скалывается, требует острого инструмента. Широко применяется в изготовлении столярных изделий. Используется в качестве основы под шпонирование. Для резьбы плохо пригодна.


Ель имеет светлую беловатую древесину с едва заметными годовыми кольцами. Сучки у ели разбросаны хаотично. По свойствам напоминает сосну, но более мягкая.


Лиственница имеет древесину светло-коричневого цвета с красноватым оттенком. Дерево содержит много смолы, вследствие чего тяжело обрабатывается, забивая наждачку. Очень прочное, практически вечное, не поддающееся гниению дерево.


Можжевельник -распространен на Кавказе и в Крыму. Имеет плотную древесину с очень красивой текстурой, из-за чего торцевые спилы часто используются для инкрустации. Можжевельник хорошо обрабатывается и полируется. Правда толщина ствола не превышает 10 см. Запах можжевельника необыкновенно приятный и долговечный (часто из него делают подставки под горячее).


Кипарис похож по свойствам на можжевельник, но древесина более темная и серая. Имеет необычайно приятный запах, который сохраняется десятилетиями. Кипарис мало трескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для изготовления икон.

Наиболее популярны у мастеров лиственные породы дерева . Предпочтение конечно отдается дубу.


Дуб -очень декоративное темное и твердое дерево средней полосы. Имеет пористую структуру с радиально расположенными лучами. Дуб очень прочен, с трудом обрабатывается и тупит резцы, поэтому требует инструмента хорошей закалки. Дуб хорошо пригоден для крупной резьбы.


Ясень имеет светлую, похожую на дуб текстуру дерева. В отличие от дуба, у него нет радиальных лучей. Древесина прочная, но при распарке хорошо гнется. Ясень не любит морения, оно портит его внешний вид.


Вяз имеет древесину с хорошо заметными годовыми кольцами и темным центром. Особенно красив вяз в комлиевой части. По свойствам близок к дубу. Часто из вяза изготавливают ручки инструментов по дереву.


Клен русский, черноклен имеет светлую древесину кремово-коричневого оттенка плотную и достаточно однородную без выраженных волокон. Благодаря этому клен широко используется в изделиях с мелкой резьбой, в изготовлении деревянной посуды и утвари. Клен хорошо полируется и поддается обработке морилками и лаками.


Бук имеет серовато-розоватую текстуру дерева с темными черточками. Бук очень прочен, имеет однородную структуру, благодаря чему хорош для резьбы. Бук мало трескается, часто идет на изготовление столярных инструментов. Хорошо поддается морению.


Береза -наиболее распространенная порода дерева в России. Имеет бело-сероватый цвет древесины, твердую структуру. Береза легко поддается обработке, хороша для резьбы и морения, пирографии. Хорошо гнется в распарке. Из нее делают посуду, черенки инструментов, мебель. Березовые доски сильно коробятся при сушке, поэтому их лучше сушить под грузом. Березовый кап чрезвычайно декоративен.


Орех грецкий имеет серовато-бурую древесину с красноватыми прожилками. Плотен, хорошо поддается полировке. Очень декоративен, идет на инкрустацию.


Граб произростает на юге России. Имеет очень твердую древесину серовато-белого цвета.Хорошо поддается обработке. Часто используется в изготовлении столярного инструмента.


Акация белая имеет очень красивую текстуру зеленоватого цвета с выраженными годовыми слоями. Древесина акации очень прочна, хорошо полируется, но сильно трескается. Акация широко используется в инкрустации.


Фруктовые породы-яблоня,вишня,груша,абрикос,слива это прекрасный поделочный материал. Текстура очень богата оттенками, декоративная и плотная. Хорошо обрабатывается, полируется и поддается морению. Идет на резьбу, инкрустацию. Древесина фруктовых пород, особенно абрикоса сильно растрескивается при сушке.


Рябина -дерево с прочной структурой, имеет красивый неравномерный рисунок. При полировке хорошо скользит, используется для изготовления подошв рубанков.


Крушина - «красное дерево» средней полосы России. Имеет очень плотную как кость древесину. Склонна к растрескиванию.


Боярышник имеет очень твердую древесину красивого желтовато-бурого цвета. Максимальная толщина кустарника 15 см.


Липа, ольха, осина, ива деревья со светлой древесиной, мягкие и легко поддающиеся обработке, не трескаются, хорошо морятся. Широко используются в резьбе.