Что такое транспортная характеристика грузов. Транспортная характеристика и транспортное состояние груза. Склады класса «D»

ГРУЗОВЕДЕНИЕ

Понятие груза. Составляющие транспортной характеристики

На разных этапах экономического цикла: производство – перевозка – потребление, результат труда каждый раз предстаёт в новом качестве . На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт , обладающий потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром . На втором этапе (перевозка) продукт обретает новое качество: он становится грузом , то есть объектом транспортировки. Грузом на транспорте называетсялюбая продукция, находящаяся в процессе перевозки, то есть с момента её приёмки к перевозке до момента сдачи грузополучателю. На третьем этапе – при реализации потребительской стоимости – груз опять выступает в роли продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости перевозки. В процессе перевозки груза основными участниками данного процесса становятся не производитель и потребить продукта, а грузовладелец и транспортная организация (перевозчик). Объективно перевозка повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому следует всемерно сокращать транспортные издержки, но не в ущерб сохранности, своевременности и безопасностидоставки груза.

Любая продукция еще до того, как попасть на транспорт, уже обладает нужным набором свойств, то есть определённым качеством, которое в процессе перевозки не должно изменяться или, в любом случае, ухудшаться с точки зрения потребителя.

Все те полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и заключительном этапах экономического цикла. На этапе перевозки многие потребительские свойства продукта, характеризующие его как товар, оказываются не существенными, так как не влияют на процесс перевозки. На первый план при этом выступают те свойства товара, которые связаны с процессом перевозки и составляют транспортную характеристику груза.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В транспортную характеристику грузавходят: физико-химические, биохимические, теплофизические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тараи упаковка, в которой транспортируется груз; маркировка; режимы транспортировки, хранения и перегрузки. Изменение транспортной характеристики груза приводит к необходимости изменения технического обеспечения и/или технологииперевозочного процесса. Например, переход от перевозки цемента навалом к перевозке в таре (бумажных мешках) потребует использования других типов подвижного состава, складови средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), а также применения упаковочных материалов и средств пакетирования.



Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза. Например, при перевозке цемента в мешках транспортное состояние данного груза складывается из следующих составляющих: по физико-химическим свойствам – подвержен распыляемости, абразивности, слёживаемости, гигроскопичности; по объёмно-массовым показателям – имеет объёмную массу 1,7 т/м 3 ; по опасным свойства – является пылящим и вызывает заболевания; по таре и упаковке – транспортируется в бумажных мешках с указанием наименования «портландцемент строительный» и массы груза (50 кг).

Сохранность груза и безопасностьего транспортировки обеспечиваются, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если:

  • - находится в кондиционном состоянии (имеет необходимое качество);
  • - соответствует требованиям государственных стандартов и условиям перевозки (имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки и необходимую маркировку);
  • - надёжно защищен от неблагоприятного внешнего воздействия.
.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В понятие «транспортная характеристика груза» входят: физико-химические, биохимические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тара и упаковка, в которой транспортируется груз; условия (режимы) транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Совокупность определенных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза, сформировавшихся для конкретной перевозки, называется транспортным состоянием груза .

Физико-химические, биохимические и опасные свойства, присущие определенному грузу, определяют условия его перегрузки, транспортирования и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза. Описание данных свойств и их влияние на организацию транспортного процесса приведено в работах . При этом биохимические свойства (процессы) протекают в грузах растительного и животного происхождения и вызваны взаимодействием груза с кислородом воздуха, либо присутствием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью. Наличие опасных свойств свидетельствует о транспортной опасности груза. Перевозка опасных грузов осуществляется с соблюдением особых условий, устанавливаемых в общем случае Правилами перевозок опасных грузов, утвержденными для различных видов транспорта.

Определение объёмно-массовых показателей груза необходимо для оценки использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава, в котором может перевозиться груз, а также для расчета параметров складов и погрузочных механизмов, массы груза. При этом для грузов разного вида данные показатели различаются: плотность характеризует наливной груз, объемная (насыпная) масса – насыпной и навалочный грузы, удельный объем – генеральный.

Тара и упаковка может применяться при перевозке различных генеральных грузов. Грузы, которые по своим характеристикам могут быть упакованы и пакетированы, должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары. В результате упаковывания продукции создаются упаковочные единицы – товары, упакованные в потребительскую упаковку для продажи и грузовые единицы – грузы, упакованные в транспортную упаковку для перевозки. Грузовые единицы иначе называют транспортными единицами или грузовыми местами . Каждый вид тары характеризуется определённым кодом.

Условия транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ должны определяться на основании действующих правил перевозок грузов, утвержденных для различных видов транспорта. Эти условия должны учитывать те физико-химические, биохимические и опасные свойства, которые присущи перевозимому грузу. При предъявлении груза к перевозке необходимо указывать его наименование и код, которые в общем случае принимают согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

Описание груза в договоре перевозки. Наименование, состояние и количество груза являются наиболее существенными его характеристиками, которые должны найти отражение в договоре перевозки, поскольку в зависимости от этих данных решаются вопросы о возможности приема груза к перевозке, обеспечении надлежащих условий для погрузки (выгрузки) груза, его перевозки и хранения, размере фрахта, а также о характере и объеме несохранности грузов, за которую на перевозчика может быть возложена ответственность. Определение подлежащего перевозке груза производится в зависимости от вида перевозки и заключенного договора.
В коносаменте характеристика груза должна быть полной и точной. Сведения о грузе, подлежащие включению в коносамент, предусмотрены в КТМ: наименование груза, имеющиеся на нем марки, число, мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза. В Конвенции о коносаменте 1924 г. требование о включении в коносамент данных о внешнем виде и состоянии груза в отличие от КТМ сформулировано в безусловной форме. Конвенция исходит из того, что данные о внешнем виде и стоянии груза должны быть внесены перевозчиком в коносамент.

Проверка перевозчиком состояния груза, его упаковки и маркировки. Данные о грузе вносятся в коносамент на основе сведений, содержащихся в погрузочном ордере, по результатам проверки, осуществляемой перевозчиком в соответствии с действующими на морском транспорте правилами приема грузов. Составленный на основании проверенных перевозчиком данных погрузочного ордера коносамент является важнейшим доказательством действительного количества и состояния принятого к перевозке груза. Поскольку перевозчик обязуется доставить в сохранности вверенный ему груз, получатель вправе предъявить ему претензию, если доставленный груз не будет соответствовать его описанию в коносаменте. Кроме того, включение в грузовые документы правильных сведений о грузах способствует сохранности грузов при их хранении, погрузке (выгрузке) и перевозке.
Проверка перевозчиком состояния принимаемого груза, его упаковки и маркировки производится путем наружного осмотра. Перевозчик, как правило, не обязан проверять качество принимаемого груза, т. е. его внутренние свойства (сортность, влажность и т. п.). Оговорка в коносаменте «качество неизвестно» означает, что перевозчику неизвестны внутренние свойства груза, поскольку он не мог их обнаружить путем наружного осмотра груза. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, обусловленную скрытыми недостатками самого груза, его свойств, а так же незаметными по наружному виду недостатками тары и упаковки.
При осмотре груза перевозчик проверяет наличие и соответствие имеющихся на грузах марок данным погрузочного ордера и их четкость. Состояние тарных и упакованных грузов определяется по внешнему виду и состоянию тары и упаковки. Соответствие тары и упаковки предъявляемым к ним требованиям и исправность устанавливается также по наружному осмотру, т. е. без нарушения их целостности. Внутренняя упаковка грузов проверке не подлежит. В случаях, когда перевозчику вместе с грузом должны быть переданы документы, удостоверяющие качество груза, перевозчик должен проверить соответствие данных этих документов требованиям, предъявляемым к морской перевозке данного груза.
Оговорки о состоянии груза и их значение. В большинстве форм коносаментов, содержится положение о том, что груз принят «в хорошем по наружному виду состоянии» (in apparent good order and condition). Наличие этого положения в коносаменте лишает перевозчика права ссылаться на недостатки груза и его упаковки, которые могли быть им замечены при приеме груза, если держателем коносамента является третье лицо. Поэтому, если при приеме груза выявлено ненадлежащее состояние груза либо его упаковки, перевозчик вносит в штурманскую расписку, а затем в коносамент соответствующие оговорки, отражающие действительное состояние принятого груза. Практикой торгового мореплавания выработаны общепринятые формулировки оговорок, указывающих на недостатки в состоянии груза или его упаковки, «пример: «ящики, бывшие в употреблении» (second hand cases), мешки имеют пятна» (bags stained), «упаковка кип порвана» (cover of bales torn), «бочки текут» (barrels leaking) и т. п. Наличие в коносаменте оговорок, отрицающих хорошее состояние груза, не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза, однако, возлагает на получателя бремя доказывания того, что груз был принят перевозчиком в надлежащем состоянии, а ущерб грузу был причинен во время его перевозки. Однако такие последствия наступают лишь в случае, если утрата или повреждение груза обусловлены отмеченными в коносаменте недостатками груза или его тары. Так, оговорка в коносаменте «мешки порваны» не будет принята во внимание, если ущерб, причиненный грузу, связан с его подмочкой морской водой.
В связи с тем, что оговорки снижают значение коносамента как товарораспорядительного документа, грузоотправители нередко просят перевозчика выдать «чистый» коносамент, т. е. без оговорок, порочащих состояние груза, и предлагают гарантийное письмо обязательством возместить перевозчику все убытки, могущие возникнуть вследствие включения в коносамент данных, не соответствующих действительности.

Транспортная характеристика груза - физико-химические и механические свойства, объемно-массовые показатели, линейные размеры, виды и параметры тары и упаковки, контейнеры и пакеты, основные условия и правила перегрузки, хранения и перевозки.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств, складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т. п.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если:

находится в кондиционном состоянии;

соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

надежно защищен от неблагоприятного внешнего воздействия;

не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

1.2.1 Свойства грузов

Гигроскопичность - способность груза легко поглощать влагу из воздуха - объясняется следующими причинами, так карбид кальция (негашеная известь) поглощает влагу вследствие своей химической активности. Гигроскопичность соли и сахара объясняется их сильной растворимостью в воде. Интенсивность поглощения влаги возрастает с повышением температуры, влажности и скорости движения воздуха, а так же прямо зависит от площади поверхности груза, соприкасающейся с воздухом, от пористости и скважистости вещества.

Процесс поглощения называется абсорбцией, выделения - десорбцией.

Влажность определяет процентное содержание влаги в массе груза. Влага может содержаться в массе груза в свободном и связанном состоянии. Различают абсолютную и относительную влажность груза, которая необходима для пересчета массы груза.

Относительной влажностью груза (W, %), называется отношение содержашейся в грузе массы жидкости (М ж , кг), к массе влажного груза (Мв.г. , кг):

W=(М ж / М в.г.)100,

где М в.г. =М ж + М с.г. ,

М с.г. - масса сухого груза, кг.

Абсолютная влажность груза (W*, %), представляет собой отношение содержащейся в грузе массы жидкости к массе сухого груза:

W*=(М ж / М с.г.)100.

В теории чаще используют понятие абсолютной влажности, а на практике ― относительной, более точно отражающей содержание влаги в массе продукта. Для перевода относительной влажности в абсолютную и наоборот можно использовать следующие формулы:


W=(100W*) / (W* +100);

W*=(100W) / (100 ― W).

Зная нормированные и фактические значения относительной и абсолютной влажности груза, можно рассчитать нормируемую массу груза М н следующим образом:

М н = М ф (100 ― W ф) / (100 ― W н),

М н = М ф (100 + W н *) / (100 + W ф *),

где М н - нормируемая масса груза, кг;

W ф, W ф * - соответственно фактическая относительная и абсолютная влажность груза,

W н, W н *- соответственно нормируемая относительная и абсолютная влажность груза, %.

Смерзаемость способность груза терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц продукта в сплошную массу. Смерзаемости подвержены руды металлов, каменный уголь, минерально-строительные и формовочные материалы, глина и др.

Прочность и глубина замораживания массы груза зависят от температуры и длительности воздействия окружающей среды, гранулометрического состава, влажности и теплопроводности продукта. Наибольшей смерзаемости подвержены при прочих равных условиях грузы с повышенной влажностью и неоднородным гранулометрическим составом. Процесс замораживания и размораживания навалочных грузов происходит достаточно медленно вследствие низкой их теплопроводности.

Стандартами и техническими условиями для различных грузов установлены пределы безопасной влажности, при которой груз не смерзается: каменный уголь - 7 %, бурый уголь - 30 %, песок - 1,3 %, медные руды - 2 %.

Морозостойкость - способность груза выдерживать воздействие низкой температуры, не разрушаясь и сохраняя свои качественные характеристики при оттаивании. Особенно неблагоприятно низкая температура воздействует на свежие овощи и фрукты, жидкие грузы в стеклянной таре, некоторые металлы и резинотехнические изделия.

Спекаемость - способность частиц некоторых грузов сливаться при повышении температуры продукта. Спекаемости подвержены гудрон, асфальт, агломераты руд. Предотвратить спекаемость практически невозможно.

Теплостойкость - способность веществ противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению или самовозгоранию под действием высокой температуры. Наиболее неблагоприятное воздействие высокая температура оказывает на грузы растительного и животного происхождения, каменный уголь, торф, сланцы, легкоплавкие вещества.

Огнестойкость - способность груза не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочность, цвет, форма) под воздействием огня. Огнестойкость характерна для ограниченного числа грузов, большинство же грузов под воздействием огня сгорают, разрушаются или теряют свои первоначальные свойства.

Химические свойства грузов определяют их особенность взаимодействия с внешней средой и характеризуют протекающие в них процессы.

Самонагревание и самовозгорание происходит под действием внутренних источников теплоты ― химических и биохимических процессов, протекающих в массе груза и повышающих его температуру. Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, жмых, торф, сланцы, каменный и бурый уголь и др.

Самонагревание грузов сельскохозяйственного производства объясняется наличием процесса дыхания продуктов, жизнедеятельностью микроорганизмов и сельскохозяйственных вредителей. Вследствие малой теплопроводности таких грузов их температура повышается, что в конечном итоге приводит к порче, обугливанию или самовозгоранию продукта.

Создание благоприятных условий перевозки и хранения, активная вентиляция груза позволяют предотвратить или замедлить биохимические процессы, снизить интенсивность жизнедеятельности микроорганизмов и вредителей, обеспечить своевременное удаление выделяющихся углекислого газа и теплоты.

Процесс самонагревания руд, рудных концентратов, торфа и. других веществ объясняется химической реакцией взаимодействия с кислородом, содержащимся в воздухе. Реакция окисления сопровождается выделением и накоплением теплоты в массе груза, что ускоряет реакцию окисления. Если не обеспечить отвод теплоты из массы груза, его самонагревание может привести к самовозгоранию. Температура груза, при которой начинается бурный процесc окисления с последующим самовозгоранием, называется критической температурой.

Окислительные свойства грузов ― способность легко отдавать кислород другим веществам. Примесь окислителей может вызвать возгорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха; это необходимо учитывать при взаимном размещении мест хранения и грузовых фронтов по переработке горючих материалов и окисляющих грузов и при организации их перевозки.

Некоторые окислители вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара (жидкие щелочи, соли, кислоты,минеральные удобрения, пероксид водорода).

Перевозка активных окислителей требует принятия мер к нейтрализации их коррозирующего воздействия на металлические части и детали машин.

Коррозия - разрушение металлов и металлоизделии вследствие их химического или электрохимического воздействия с внешней средой. Скорость коррозии увеличивается с повышением влажности и температуры воздуха, его загрязнения угольной пылью, золой, хлоридами или газами (особенно сернистыми). Повышенная загазованность крупных городов, кроме негативного воздействия на здоровье людей, приводит к ускоренному выходу из строя металлических частей машин, строительных конструкций и архитектурных памятников в результате коррозии.

В целях защиты от коррозии в процессе перевозки металлы и металлоизделия тщательно упаковывают, покрывают антикоррозионным смазочным материалом открытые части, не допускают совместную перевозку с грузами, являющимися активными окислителями. Для перевозки используют закрытый подвижной состав.

Распыляемостъ ― способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза. Яркий пример этого явления ― пыление при перегрузочном и перевозочном процессах угля, цемента, муки, зерна, торфа и других грузов.

Пыль обладает повышенной способностью адсорбировать из окружающей среды газы, пары и радиоактивные материалы, что особенно вредно при повышенной радиации и наличии в воздухе отравляющих веществ. Сильное пыление грузов затрудняет работу людей, вызывает необходимость применения марлевых повязок, респираторов, противогазов. Органическая и металлическая пыль вопределенной концентрации способна к воспламенению и взрыву под действием любого внешнего источника огня. Кроме того, распыление приводит к значительным (до 5...8%) потерям продукции и загрязнению окружающей среды.

Для предотвращения распыления грузов необходимо совершенствовать тару и упаковку, создавать специализированные средства и машины, устанавливать фильтры в вентиляционных устройствах складов пылящих грузов, укрывать поверхности грузов и т. п.

Абразивность способность груза истирать соприкасающиеся с ним поверхности тары, ПС (подвижной состав), ПРМ (перегрузочные машины) и сооружений. Абразивность зависит от твердости частиц груза, которая оценивается по шкале Мооса. Так, по шкале Мооса тальку соответствует твердость 1, алмазу ― 10. В зависимости от твердости частиц, грузы бывают малоабразивные с твердостью до 2,5, среднеабразивные ― 2,5 ― 5, высокоабразивные ― свыше 5. Высокой абразивностью обладают цемент, минерально-строительные материалы, апатиты, бокситы. При работе с абразивными грузами необходимо принимать меры к предотвращению пыления и попадания частиц груза на трущиеся поверхности.

Слеживаемость ― способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к поверхности тары, бункеров, силосов и друг к другу и образовывать достаточно прочную монолитную массу. Слеживаемость характерна для многих насыпных и навалочных грузов.

Основными причинами слеживаемости являются спрессовывание частиц груза под давлением верхних слоев, кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одного состояния в другое, химические реакции в массе продукта. Слеживаемости подвержены руды различных наименований, рудные концентраты, уголь, минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, различные соли, торф, цемент, сахар. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с такими грузами необходимо прежде всего восстановить их сыпучесть.

На степень слеживания оказывают влияние режим хранения и местные климатические условия, свойства и характеристики самого груза: размеры, форма и особенности поверхности частиц вещества; характеристика его внутренней структуры, например, волокнистость; однородность гранулометрического состава; наличие и свойства примесей; влажность и гигроскопичность продукта.

Так, с увеличением размера частиц груза уменьшается число точек соприкосновения между частицами, а следовательно, снижается степень слеживания. При неоднородности гранулометрического состава мелкие частицы груза располагаются между крупными, число точек соприкосновения возрастает и повышается степень слеживания. Для снижения степени слеживания необходимо стремиться к тому, чтобы груз имел гранулометрически однородный состав, а его отдельные частицы ― гладкую поверхность и близкую к шарообразной форму.

Способность груза к слеживаемости возрастает при наличии в его массе примесей, растворимых в воде. Если слеживаемость продукта обусловлена давлением его поверхностных слоев, степень слеживания увеличивается с ростом влажности груза. В хорошо растворимых грузах повышение влажности приводит к образованию насыщенного раствора, при высыхании которого образуется прочная корка. В некоторых грузах влага стимулирует химические процессы, способствующие слеживаемости продукта. Сильному слеживанию подвержены все гигроскопичные, растворимые в воде грузы. Прочность и степень слеживания продукта находятся в прямой зависимости от времени хранения или перевозки и высоты штабеля груза. Особенно заметно, что с увеличением высоты штабеля возрастает степень слеживания малогигроскопичных грузов. Быстрота слеживания продукта зависит от его температуры. При резкой смене температуры и влажности окружающей среды слеживаемость груза усиливается.

Для предотвращения или замедления процесса слеживания грузы хранят в уменьшающих поглощение влаги условиях, гигроскопичные вещества упаковывают во влагонепроницаемую тару, поверхность груза покрывают брезентом, пленкой и т. п.

Сводообразование процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса или кузова, характерный для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя.

Вязкость ― свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами и объясняется силами молекулярного сцепления. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость.

Динамическая вязкость µ , Па с, определяет коэффициент внутреннего трения. Сила внутреннего трения F между двумя слоями жидкости

F=μ S dv / dx,

где S ― площадь слоя жидкости, м 2 ; dv / dx ― градиентскоростидвиженияслоев жидкости в направлении х 3 перпендикулярном направлению движения, с -1 .

Кинематическая вязкость v , м 2 /с, определяется соотношением динамической вязкости жидкости к ее плотности:

ν=μ / ρ

где ρ – плотность жидкости, кг/м 3 .

На практике для оценки текучести жидкости чаще используют понятие условной вязкости. Условная вязкость жидкости измеряется в градусах Энглера, которые определяют отношение времени истечения, с, 200 см 3 продукта из вискозиметра ко времени истечения, с, из того же прибора 200 см 3 дистиллированной воды при температуре 20 °С.

С понижением температуры вязкость жидкостей увеличивается. При достижении температуры застывания уровень жидкости в пробирке, наклоненной к горизонту на 45°, остается неподвижным в течение 1 мин. Температура застывания жидкостей зависит от их химического состава.

Повышенная вязкость наливных грузов вызывает снижение скорости их перекачки и увеличивает потери продукта в результате налипания частиц на внутренние поверхности кузова ПС.

По степени вязкости и температуре застывания жидкие грузы подразделяют на четыре группы (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификация жидких грузов по степени вязкости

Определение груза. В каком случае товар становится грузом и наоборот.

Груз – это товар, находящийся в процессе перевозки. Товар становится грузом, когда товар находится в процессе перевозки, а товаром он становится, когда он находится на складе производителя или магазина.

Чем различаются понятия: продукт, товар, груз.

Груз – это товар, находящийся в процессе перевозки. Товар становится грузом, когда товар находится в процессе перевозки, а товаром он становится когда он находится на складе производителя или магазина и к нему добавляется некая стоимость за хранение. Изделие – это продукт, изготовленный на предприятии.

4.Транспортная характеристика грузов. Категория грузов.
Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки, перегрузки и хранения и определяет этот процесс. Транспортная характеристика грузов определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Даже частичное изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению отдельных технических или технологических элементов перевозочного процесса.

Дать определение плотности груза, пористости и скважистости.

Плотность – это масса груза отнесенная к его объему.

Пористость – отношение свободных пространств (пор и капилляров) к объему частиц груза.

Скважистость - это отношение объема свободных пространств между отдельными частицами груза к самому объему груза.

6.Дать определение габаритного объема места и удельного объема груза. Привести примеры.
Габаритный объем места – это произведение максимальных геометрических размеров с учетом выступающих частей: Vм=lмbмhм;
Удельный объем груза - это отношение объема груза к его массе: v=V/m; измеряется в метрах кубических деленных на килограммы (тонны);

7.Гигроскопические свойства грузов. Дать определение, привести примеры

Гигроскопическими называются грузы, которые имеют в своем составе влагу и могут ее отдавать или дополнительно принимать. Пример – уголь, руда, строительные материалы.

Специфические свойства грузов. Спекаемость и смерзаемость грузов.

Спекаемость – это слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом тугоплавкие материалы (гудрон, асфальт), а так же агломераты руд, поступающие на транспортное средство в горячем состоянии. Выгрузка таких грузов затруднена, поэтому их следует перевозить в таре или наливом с подогревом и только в отдельных случаях – при низких температурах навалом.

Смерзаемость – свойство грузов превращаться в плотную массу и терять свою сыпучесть при отрицательной температуре. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результату они одинаковы. При смерзаемости происходит слипание частиц груза, которое тем больше, чем меньше и шероховатее частицы груза, больше влажность и пористость его.

Смерзаемости подвержены рыхлые, пористые, мелкозернистые руды и полезные ископаемые.

Специфические свойства грузов. Самосогревание и самовозгорание грузов.

Самосогреванием называется процесс повышения температуры груза, вызванный действием внутреннего источника тепла – химических и биохимических процессов, протекающих в грузах. Самосогреванию поддержаны грузы растительного происхождения (зерновые, волокнистые, рыбная мука); некоторые ископаемые (торф, каменный уголь, древесный уголь); некоторые руды (пирит, концентраты сульфатов меди, свинца, цинка, железа).

Самовозгорание. Сущность этого процесса подобна самовоспламенению, только этот процесс происходит при обычных окружающих температурах. Самовозгорающимися называются вещества, способные самопроизвольно воспламеняться от теплоты, выделяющейся при химическом, физическом или биохимическом процессах при обычно встречающихся температурах. К таким грузам относят вещества, имеющие температуры до 100 градусов по цельсию.

Ядовитость и инфекционная опасность грузов.

Многие грузы представляют непосредственную угрозу здоровью и жизни людей, связанную с хранением и перевозкой. Реальная опасность ядовитых веществ при перевозке зависит от их возможности создавать опасные концентрации в воздухе при условии нарушения герметичности упаковки. Образование постоянных концентрация ядовитых паров в воздухе происходит из-за неплотности укупорки тары и диффузии вещества. Концентрация паров вещества зависит от интенсивности поступления их в грузовое помещение, скорости диффузии в воздухе, плотности паров и вентиляционного режима грузового помещения.

Инфекционная опасность возникает при перевозке живого груза, сырых животных продуктов или бактериологических препаратов. Перевозка этих грузов осуществляется под наблюдением, контролем и на основании правил и инструкций соответственных органов.

Теплофизические свойства грузов.

Методы теплофизики позволяют разработать оптимальные условия хранения грузов, выбрать рациональные средства для их поддержания, построить математические модели для изучения конкретных вопросов. Следовательно, теплофизические свойства составляют значительную часть транспортной характеристики грузов и во многом определяют их транспортное состояние.

Основные теплофизические свойства грузов:

· Теплопроводность

· Теплоемкость

· Диффузия

· Массообмен

· Гигроскопические свойства

· Абразивность

· Хрупкость

· Вязкость

· Сводообразование

Виды тары и упаковки.

По своему назначению тара делится на потребительскую, дополнительную и транспортную. В зависимости от конструкции тары и способности сохранять свою первоначальную форму на жесткую, полужесткую, мягкую.

19.Тара и упаковка. Основные понятия и определения.

Тарой называют изделие, предназначенное для размещения и укладки в ней продукции.

Под упаковкой понимается комплекс защитных мер по подготовке готовой продукции к транспортированию, хранению, для обеспечения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния.

Теория удара применительно к упакованному грузу.

Удар – мгновенное изменение скорости движения тела.

21.Виды нагрузок, воспринимаемых тарой и упаковкой при перевозке на основных видах транспорта. На грузы, которые находятся в процессе перевозки, действуют статические и динамические нагрузки. При транспортировке любым видом транспорта, в частности, жд, автомобильным и т.д. на тару с грузом действует вертикальная Рв и горизонтальные (продольная Рпр и поперечная Рп) инерционные силы. Следовательно, элементы тары должны быть проверены на восприятие нагрузок, которые составляют: Рв= авМ(пв -1); Рпр= апрМ(ппр -1); Рп= апМ(пп -1), где ав, апр, ап – соответственно вертикальное, продольное, поперечное ускорение, м/с^2, или доли ускорения g; пв, ппр, пп – число грузовых единиц соответственно в вертикальном, продольном, поперечном направлениях штабеля, размещенного на транспортном средстве.

Транспортная характеристика и транспортное состояние груза.

Транспортная характеристика грузов – свойства товара, которые проявляются в процессе транспортировки, перегрузки, складирования и определяет этот процесс. Определяет режим, способы перевозки, перегрузки, хранения, а так же выдвигает требования к транспортному средству, погрузочно-разгрузочным работам, способу хранения на складе. Есть грузы, которые можно перевозить открытым или закрытым способом.

Транспортное состояние груза – это вид груза имеющего упаковку или отсутствие таковой.