Что означает синий семафор на железной дороге. III. Светофоры на железнодорожном транспорте

110. Применение семафоров: входных, выходных, проходных и прикрытия в качестве постоянных сигналов допускается на малоинтенсивных участках железных дорог, не оборудованных путевой блокировкой, и на железнодорожных станциях, не имеющих электрической централизации стрелок.
Места установки семафоров определяют на основании общих требований для постоянных сигналов, предусмотренных Правилами.

111. Семафор состоит из мачты и укрепленного в ее верхней части крыла, которое по отношению к мачте может занимать горизонтальное или поднятое вверх под углом 135 град. положение. Горизонтальное положение крыла соответствует запрещающему показанию семафора, поднятое крыло — разрешающему.
Ночью положение крыла семафора (горизонтальное или поднятое) указывается соответствующими сигнальными огнями.

112. В необходимых случаях могут применяться двухкрылые семафоры. Второе крыло семафора нормально расположено вдоль мачты.

113. Однокрылыми семафорами подаются сигналы:
1) днем — поднятым вверх крылом под углом 135 град. к мачте, а ночью — одним зеленым огнем — путь свободен (рис. 204).
Так сигнализируют входные семафоры при приеме поезда на главный железнодорожный путь с готовностью остановиться на железнодорожной станции, а также выходные и проходные семафоры и семафоры прикрытия;

2) днем — горизонтальным положением крыла семафора, а ночью — красным огнем — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 205).

114. Двухкрылыми семафорами подаются сигналы:
1) входными — двумя поднятыми крыльями под углом 135 град. к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию на боковой железнодорожный путь с готовностью остановиться на железнодорожной станции (рис. 206);
2) выходными — двумя поднятыми крыльями под углом 135 град. к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью — разрешается поезду отправиться на ответвление (рис. 206).

115. Для контроля со стороны железнодорожной станции положения крыльев входного семафора ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нем со стороны железнодорожной станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни по числу крыльев, а при открытом — зеленые огни соответственно числу открытых крыльев. Выходные и проходные семафоры, как правило, контрольных огней не имеют. Если пункт управления семафором расположен за ним по направлению движения, на семафоре должен быть контрольный прозрачно-белый огонь закрытого положения. Открытое положение этих семафоров контрольного огня не имеет.

116. Показания входных и проходных семафоров и семафоров прикрытия должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления приближающегося поезда на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и максимально реализуемой скорости, но не менее 1000 м.
Сигналы выходных семафоров должны быть отчетливо различимы: с главных железнодорожных путей на расстоянии не менее 400 м, с боковых — не менее 200 м.
117. Не включенные в действие семафоры должны быть приведены в закрытое положение и закрещены двумя планками (рис. 207).
Сигнальные огни недействующих семафоров не зажигаются. Оповестительные щиты, стоящие перед не включенными в действие семафорами, также должны быть закрещены двумя планками или сняты.

С первых лет жизни мы учим детей переходить дорогу только на разрешающий сигнал. Благо современные города оборудованы огромным количеством светофоров, призванных обеспечивать безопасность всех участников движения. Смена цветов на сигнальном приборе выступает для нас руководством к действию. Другое дело семафор, который является чем-то диковинным и необычным. Большинство людей считают его аналогом светофора, но установленным не на автомобильной, а на железной дороге. Так ли это на самом деле? Попытаемся разобраться, чем отличается светофор от семафора.

Определения

Светофор – оптическое устройство, регулирующее движение пешеходов и транспортных средств (автомобилей, поездов, трамваев, речных и морских судов и т. д.). Принцип действия основан на подаче световых сигналов. История устройства насчитывает порядка 150 лет. Первый светофор был установлен в столице Британии неподалеку от здания парламента в 1868 году. Поскольку его создатель являлся специалистом в области разработки железнодорожных семафоров, новое устройство немногим отличалось от своего прообраза. Оснащенное двумя подвижными стрелками, оно имело ручное управление.

Светофор

Сигналы, подаваемые светофором, были предназначены исключительно для транспортных средств и использовались с целью обеспечения безопасности пешеходов. Регулировка движения в темное время суток осуществлялась при помощи вращающегося газового фонаря, загоравшегося красным и зеленым цветами. В 1869 году данный элемент устройства взорвался, нанеся осколочные ранения полицейскому.

Первый светофор автоматического типа с не подсвеченными надписями «Stop» и «Proceed» был запатентован в Америке в 1910 году. Что же касается аналога современного трехцветного устройства, то он появился на улицах Нью-Йорка и Детройта спустя десять лет. В Россию данное новшество пришло лишь в 1930 году. Первый светофор был установлен в Ленинграде, второй, спустя несколько месяцев, – в Москве.

Семафор – сигнальный прибор стационарного типа, используемый на железных дорогах. Представляет собой высокую мачту с закрепленными на ней подвижными крыльями (от одного до трех), положение которых является ориентиром для машиниста. В темное время суток и при отсутствии хорошей видимости на приборе загораются сигнальные огни красного, зеленого и желтого цветов. Последний, наряду с опущенными дополнительными (вторым и третьим) крыльями семафора, свидетельствует о необходимости снижения скорости поезда.

Семафор

Горизонтальное положение верхнего указателя и запрещающий красный сигнал являются призывом к остановке транспортного средства. Тогда как расположенное под углом 135 градусов основное крыло и зеленый «маячок» говорят о том, что путь свободен. Стоит отметить, что семафоры на железной дороге были широко распространены в СССР до 1950-х годов. Во второй половине XX века им на смену пришла светофорная сигнализация. Впрочем, на некоторых участках путей по-прежнему используются устаревшие приборы.

Сравнение

Как видно из определений, рассматриваемые сигнальные приборы обладают целым рядом отличий. Начнем с того, что светофор является более современным и универсальным устройством для регулировки движения. Он используется как на автомобильных и железных дорогах, так и для подачи сигналов водному транспорту. Тогда как семафор – это устаревший прибор. Сегодня им оснащены лишь малодеятельные промышленные участки железнодорожных путей. Если сигналы светофора распространяются на всех участников движения, то семафор предназначен только для машинистов. В зависимости от положения стрелки водитель локомотива предпринимает определенные действия или же спокойно продолжает путь.

Еще одно отличие светофора от семафора заключается в конструкции устройств. Первое является прибором оптической сигнализации. Он состоит из корпуса и закрепленной на ней линзовой головки, испускающей свет от светодиодов или ламп накаливания. Сигналы подаются в круглосуточном режиме. Семафор же – это мачта с крыльями. Последние используются для подачи визуальных сигналов. Подсветка указателей включается лишь в темное время суток и в условиях плохой видимости. В остальное же время она не функционирует.

Подведем итог, в чем разница между светофором и семафором.

| Семафор

Семафор - механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.

А теперь познакомимся с историей семафора и чем он отличается от светофора .

История

В середине XIX века красный цвет разрешал движение поездов. История сигнальных устройств на Российских железных дорогах насчитывает 175 лет. Чуть раньше, чем в нашей стране, сигналы появились в Великобритании.

На заре существования железных дорог движение на них происходило с незначительной скоростью, и надежной гарантией безопасности движения являлось точное соблюдение установленного расписания. Однако уже на открытии линии Ливерпуль – Манчестер произошел несчастный случай. Один из членов парламента, ярый сторонник сооружения железной дороги, решил обменяться рукопожатием с герцогом Веллингтоном, сидевшем в вагоне, и попал под двинувшийся состав. Локомотив в то время не подавал сигналы.

Отец английских железных дорог Джордж Стефенсон вынужден был задуматься над необходимостью применения каких-либо сигналов, без которых невозможно говорить о безопасности железнодорожного движения. По его указанию были введены сигналы, которые подавали сторожа: днем – флажками, ночью – ручными фонарями. Машинистам выдали рожки, которые в 1835 году заменили паровыми свистками.

Вскоре после открытия движения на Николаевской железной дороге в ноябре 1851 года, шары, предназначенные для указания отправления поезду, были заменены на диски, располагавшиеся на вокзальных зданиях (станции I и II классов) или на водоемных зданиях (станции III класса). Если диск был развернут вдоль стены (с поезда не различим), то отправление запрещалось. Разворот диска поперек пути (хорошо виден из паровоза) означало разрешение отправления (сквозной проход). Диски окрашивались в красный (со стороны поезда) либо зеленый (с противоположной стороны) цвета. Ночью они подсвечивались фонарем.

В 1872 году были изданы «Единые правила о сигналах», которых обязали придерживаться все железные дороги. Это было вызвано тем, что железные дороги закупали разные системы сигнализации, поэтому, скажем, в Мге и на Полтавщине сигналы и сигнальные приборы отличалась друг от друга.

Крупным шагом вперед в деле обеспечения безопасности движения поездов стало введение блокировки, посредством которой путевые семафоры запирались на время, пока на соответствующем участке пути находился поезд. Первой практически удовлетворительной системой блокировки была система Тейера, появившаяся в 1852 году в Англии и примененная спустя 16 лет в России. В конце 80-х годов XIX столетия английскими инженерами Веббом и Томсоном были изобретены жезловые аппараты для регулировки движения поездов на однопутных дорогах. С 1897 года они получили распространение в Российской империи.

Семафорами оборудовались станции на участках железных дорог как с электрожезловой системой, так и полуавтоматической блокировкой. Суть этих систем – не допустить нахождения более одного поезда на перегоне. Только при электрожезловой системе семафоры были необязательны, поскольку отправление поездов производилось путем передачи машинисту жезла на право занятия перегона. При полуавтоматической блокировке перегон разрешал занимать открытый семафор.

Закрытый входной семафор запрещал прибытие поезда на станцию. Входные семафоры держали закрытыми на случай маневров или другой работы на станции, когда прибывающему поезду создавалась помеха.

Семафоры на железной дороге были широко распространены в СССР до 1950-х годов. Во второй половине XX века им на смену пришла светофорная сигнализация. Впрочем, на некоторых участках путей по-прежнему используются устаревшие приборы.

Разница между светофором и семафором

Cветофор является более современным и универсальным устройством для регулировки движения. Он используется как на автомобильных и железных дорогах, так и для подачи сигналов водному транспорту. Тогда как семафор – это устаревший прибор. Сегодня им оснащены лишь малодеятельные промышленные участки железнодорожных путей. Если сигналы светофора распространяются на всех участников движения, то семафор предназначен только для машинистов. В зависимости от положения стрелки водитель локомотива предпринимает определенные действия или же спокойно продолжает путь.
Светофор Семафор
Состоит из корпуса с линзовой головкой, испускающей свет от светодиодов или ламп накаливания Представляет собой мачту с крыльями и дополнительной подсветкой
Световые сигналы подаются в круглосуточном режиме Подсветка включается лишь в темное время суток
Используется как на автомобильных и железных дорогах, так и на воде Применяется лишь на железной дороге
Сигналы распространяются на всех участников движения (водителей, велосипедистов, пешеходов) Указатели предназначены только для машинистов
Представляет собой современное и универсальное устройство Является устаревшим прибором, встречается крайне редко

На сегодняшний день существует множество источников освещения. Одними из самых популярных и востребованных среди них являются светодиодные лампы http://www.navigator-light.ru/lamps/led.html . Их используют не только в домах и квартирах, но также в офисах, производственных помещениях. Нередко такими лампочками оснащают светильники, установленные вдоль улиц и дорог, а также в парках и скверах.

Преимущества и недостатки ламп

Большая популярность такого источника освещения в первую очередь связана с его низким энергопотреблением. Оно в разы меньше по сравнению с лампой накаливания. Срок эксплуатационной службы у качественных светодиодных устройств составляет 30-50 тысяч часов. Но заявленная цифра обычно соответствует эксплуатации светодиодов в лабораторных условиях, т. е. в реальности она обычно меньше.
Важным преимуществом является также экологичность. Дело в том, что в лампах со светодиодами не используются вещества с содержанием ртути. Поэтому в случае повреждения колбы или выхода из строя лампочки она не будет представлять опасности. Но учтите, что далеко не все производители соблюдают необходимые нормы, поэтому в их лампочках могут содержаться токсичные электролиты, пластики и др. Ещё одно преимущество светодиодной лампы заключается в низкой температуре нагревания корпуса.
Основным недостатком является высокая стоимость. Помимо этого, большинство таких лампочек освещает исключительно в одном направлении, что не всегда удобно. Также минусом является деградация элементов устройства. Она представляет собой необратимый процесс постепенного уменьшения уровня их светового потока. Выходит, что чем дольше работает такая лампочка, тем менее яркой она будет становиться. σήμα - знак, сигнал и φορός - «несущий») - средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах , оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.

Семафор состоит из металлической мачты, несущей одно, два или три сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих зарубежных системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов(на семафорах стран бывшего СССР цветные стёкла-линзы закреплены в специальных, опускаемых вниз для удобства обслуживания, люнетах). Перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги. Нормальным положением семафора считается закрытое, при котором верхнее крыло расположено под углом 90° к мачте, а ночью со стороны приближающегося поезда виден один красный огонь (сигнал «Стой»). При открытом положении семафора верхнее крыло поднято под углом 135° к мачте, а ночью со стороны приближающегося поезда виден зелёный свет (сигнал «Путь свободен»). Вторые и третьи крылья устанавливаются для подачи дополнительных указаний поезду о снижении скорости и т. д. В нормальном положении они расположены вдоль мачты, в открытом находятся под углом 135° к мачте.

В настоящее время семафоры почти повсеместно вытеснены светофорами .

Ссылки

  • Сигнализация в конце XIX века (из энциклопедии Брокгауза и Ефрона ; иллюстрации)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Семафор (железная дорога)" в других словарях:

    Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском городском округе и Ловозерском районе Мурманской области. Железная дорога была открыта в 1967 году. Примерно на… … Википедия

    Железнодорожный мост на участке Айкувен Ловозеро Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском город … Википедия

    Железная дорога Айкувен Ловозеро ведомственная железная дорога протяжённостью 87 километров, находившаяся в Кировском городском округе и Ловозерском районе Мурманской области. Железная дорога была открыта в 1967 году. Примерно на трети… … Википедия

    Транспортная трасса постоянного действия, отличающаяся наличием пути (или путей) из закрепленных рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. Понятие железная дорога включает в себя не только подвижной … Энциклопедия Кольера

    Кировская жд … Википедия

    Годы работы: 1985 настоящее время Страна: Бельгия Город управления: Басроде (Дендермонде) Состояние … Википедия - Блокировка: Блокировка в энергетике компактная компоновка основных (энергоблоков) и вспомогательных сооружений ТЭС или АЭС. Блокировка (СУБД) Блокировка (железнодорожный транспорт) (см.Блокировка //ЭНЭ и Семафор (железная дорога)) Блокировка… … Википедия