Чем интересна повесть собачье сердце современному читателю. Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова. Культ «Артиста» как главный симптом болезни времени
- Новое!
1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце». 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение является отражением...
М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский...
В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных...
Повесть «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное...
Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы,...
Стать бесстрастно над красными и белыми. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков - мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков...
Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.
Повесть “Собачье
Сердце” отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.
В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.
И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий
Гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. “Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первое произнесенное им слово было “буржуи”. А потом – ругань: “не толкайся!”, “Подлец”, “…слезай с подножки”. Это был омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…”; “Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!” – негодует профессор. “Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?”
Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.
Люмпен Шариков инстинктивно “учуял” главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто.
Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его “служба” в отделе чистки города от бродячих животных.
Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, “строчит” донос на профессора.
На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой.
Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, “кто был никем”, стал “всем”, но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.
Сочинения по темам:
- Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...
- В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...
В Собачьем сердце автор всячески высмеивал пролетариат и, на мой взгляд, одна из наиболее очевидных и явных трактовок заключается в неспособности принять пролетариатом более высокие идеи. Различные светлые идеалы коммунизма, новые возможности для простых людей могут восприниматься как человеческое существование по сравнению с «собачьим» бытием угнетенного рабочего. Только вот, когда он оказывается вне этих угнетающих рамок, то не может ничего воспринять, он требует за собой контроля.
На самом деле Булгаков, вероятно, писал и в целом про человеческую природу и поэтому повесть актуальна и в настоящие дни, да и вообще практически всегда. Немного шовинистически Михаил Афанасьевич разделяет человеческих существ на достойных и воспитанных и недостойных, таких, которые по своей природе являются еще животными, собаками. Такие аналогии используются во многих традициях, к примеру в индуизме человека, который интересуется только животными делами и удовольствиями, называют чанчала или пашу, даже православные старцы писали о разных типах людей, в том числе и таких, которые суть – просто псы, обличенные человеческим телом.
Если посмотреть на настоящие дни, ситуация не особенно поменялась, да и, вероятно, не поменяется. Ведь, когда разумные люди размышляют зачем, животные – размножаются. Как пел известный панк-музыкант Игорь Летов: «В мире правят собаки, тела населяют собаки, в мозгах завывают собаки и здесь останутся только собаки». Весьма точный диагноз человечеству как процессу, подобный диагноз ставит и Преображенский, когда отчетливо заявляет: «Клим, Клим Чугункин» имея в виду даже не негативное воздействие собачьей природы, но суть забулдыги Чугункина, который влачил собачью жизнь, по сути.
Безусловно, все эти концепции с градациями, кто является животным и кто является аристократом несут нередко деструктивные элементы. К примеру, подобное миропонимание может выливаться в крайне непродуктивные формы, которые также могут наблюдаться в отмеченной выше Индии, хотя,в целом, кастовая система там весьма разумна.
Булгаков иронизировал не только над собако-людьми, он критически относился и к представителям интеллигенции, если разобраться, поэтому повесть и актуальна, она многогранно исследует человеческое общество и взаимоотношения между различными его представителями и пластами.
Сочинение 2
В произведении Булгакова «Собачье сердце» два главных героя: профессор Преображенский и Шариков – искусственный человек, созданный профессором и его помощником доктором Борменталем из уличной собаки Шарика. Сама задумка профессора была гениальна: очеловечить собаку путем пересадки ей важной железы внутренней секреции – гипофиза. Ожидания от операции были огромны: новый человек должен был быть гораздо лучше и развитее, чем все остальные. Но что-то пошло не так: хотя сердце у Шарикова осталось собачьим, мозги явно работали по-пролетарски. Видимо, сказывалось влияние пересаженного гипофиза, взятого у пьяницы Клима Чугункина.
Шариков превращался в человека очень быстро: быстро вылезла лишняя шерсть, отпал хвост, появились зачатки осмысленной речи. И поначалу ученых все радовало: стал курить и есть селедку, как человек. Разрешил надеть на себя брюки. Но положительные эмоции на этом и закончились. Очеловечившись, Шариков стал вести себя нагло и бесцеремонно, считая, что вокруг ему все должны: должны кормить, так как он где-то должен столоваться, должны прописать, так как у него самого нет жилья. Нищий Клим Чугункин ничего не нажил за свою недолгую жизнь и ничему не научился. Единственное, что он мог, это – играть на балалайке по трактирам. Но ему ничего больше и не было нужно! Зачем напрягаться, если можно отнять у богатых все и поделить между такими же бедными. Вот это будет справедливо! Все мастерство нетрезвого пролетария и его мировоззрение передается Шарикову. И он пытается «все поделить», тем более, что у него куча единомышленников – Швондер и его компания.
Действие происходит после революции в двадцатые годы прошлого века. Начинается «уплотнение» богатых и дележ их имущества: для начала в квартиры подселяют бездомных, которые начинают топить паркетом печки и гадить в туалетах. Это, к сожалению, долгое время считалось нормой и признавалось большинством. Ведь сколько храмов были просто загажены и разрушены. «Мир – хижинам, война – дворцам». Вот лозунг того времени. А почему все должны разрушить дворцы и жить в хижинах, сказать трудно.
Шариков со своим мировоззрением неожиданно для профессора и Борменталя «идет в гору»: он даже находит работу «по специальности» - очищает город от бродячих животных, ненавистных ему котов. За ним начинают присылать машину, он начинает носить «кожанку», так модную тогда среди руководящих работников. Но это еще полбеды: он пишет на профессора и доктора Борменталя кляузу. И их спокойный мир рушится: мало того, что нарушено спокойствие, возникает еще и куча физических неудобств, доставляемых Шариковым. Но Шариков нагло объясняет все происходящее: да, затопил ванную, так ведь хотел проучить кота! И проучил, несмотря ни на что. Все можно, все дозволено. И ничего за это не будет.
Пословица гласит: бойся гнева терпеливого человека. И терпеливый профессор Преображенский и не менее терпеливый Борменталь прогневались со всеми вытекающими отсюда последствиями: они превратили вредного Шарикова обратно в собаку. Причем, пес был добрый и ласковый, по словам профессора. Значит, всему виной не собачье сердце, а гены Клима Чугункина, как сейчас принято говорить.
Это сказка, а сказки всегда кончаются хорошо. Все получили по заслугам. И карета превратилась обратно в тыкву, а наглый Шариков – в доброго пса, благодарного, в отличие от Шарикова, за все сделанное ему профессором.
В СССР это произведение Булгакова длительно замалчивалось, потому что симпатию вызывал не пролетарий Шариков, как этого бы хотелось, а буржуазный Филипп Филиппович – умный, интеллигентный и образованный. Да и революционные деятели не вызывали доверия. А это в корне противоречило учению марксизма-ленинизма и верному курсу партии, которым наша страна шла долгие годы. С момента написания «Собачьего сердца» прошло почти сто лет, но этот шедевр Булгакова стал не менее, а более актуальным и востребованным: сюжет с налетом фантастики, чудесный язык и торжество справедливости делают это произведение одним из лучших произведений мировой классики. Как, впрочем, и все остальные произведения Булгакова.
Алеко - главное действующее лицо поэмы Александра Пушкина «Цыганы». Он является образом цивилизованного человека. Юноша постоянно критикует жизнь в городе.
Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть писателя.
Все, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам воспитания нового человека. Для него это было вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строителя социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгельса дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наследственность?..
Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем».
Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он - его идеолог, его «духовный пастырь». Парадокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское время и особенно тридцатые годы... Да и в наши дни такое встречается.
Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор - наукой, Шарик - собачьей службой профессору.
Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас.
Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депутат, который при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою истинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в таких людях всегда живет животное.
Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.
Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть писателя. Все, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам воспитания нового человека. Для него это было вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим произведением и предупреждает читателей. В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и высоких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строителя социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгельса дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наследственность?.. Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем». Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он - его идеолог, его «духовный пастырь». Парадокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское время и особенно тридцатые годы... Да и в наши дни такое встречается. Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом: профессор - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депутат, который при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою истинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в таких людях всегда живет животное. Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.