Бензопилы союз как первый раз завести. Запуск и обкатка бензопилы после покупки. Настройка топливной системы

После покупки бензопилы владельцу не терпится поскорее испытать ее в работе.

Хорошо, если он уже имеет навыки обслуживания и безопасной эксплуатации этого инструмента. Если же такого опыта нет, то не следует спешить с первым пуском.

Потратив немного времени на изучение методики подготовки бензопилы к работе, уяснив приемы безопасного обращения с ней, вы убережете себя от травм и продлите жизнь своей механической помощнице.

Советы о том, как правильно пользоваться бензопилой, делятся на четыре группы:

  1. Подготовка.
  2. Запуск.
  3. Приемы работы и техника безопасности.
  4. Обслуживание.

В этом порядке мы и рассмотрим их в нашей статье.

Подготовка инструмента

Бензопила – моторизованный инструмент, основу которого составляет двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он не может работать на чистом бензине, поэтому для запуска требуется приготовить бензомасляную смесь.

Ее пропорция простая: на 1 литр бензина марки не ниже А92 (для дорогих импортных бензопил марка не ниже А95) берем 20 граммов специального моторного масла для бензопил. В инструкции эту пропорцию обозначают 1:50. Размешав в пластиковой емкости топливо и масло, открываем заливную горловину и наполняем бак горючей смесью.

Новичкам советуем быть внимательными, чтобы не перепутать горловину для топлива с горловиной для заливки масла, смазывающего цепь. На некоторых моделях бензопил они обе размещаются на одной стороне корпуса. Отличить их можно по специальной маркировке, нанесенной рядом с отверстием. На топливной горловине вы увидите значок бензоколонки. Рядом с маслозаливной горловиной наносится символ капли.

Хорошая смазка цепи – важное условие качественной работы бензопилы и долгой жизни пильной шины. Инструкция по эксплуатации бензопилы рекомендует использовать только фирменное масло производителя. Кроме него, допускается заливка качественного автомобильного моторного масла вязкостью W30-W40. Использовать для смазывания цепи грязную отработку и прочие нефтяные суррогаты мы не рекомендуем.

Отметка, до которой в бачок заливается цепное масло, всегда находится поблизости от заправочной горловины. Работая бензопилой, не забывайте периодически поглядывать на нее, чтобы не прозевать момент пополнения бачка. Кроме пильной цепи, изредка (1 раз в месяц) следует смазывать подшипник шины, расположенный на ее внешней концевой части. У некоторых шин там имеется специальное отверстие, в которое с помощью шприца вбрызгивают несколько капель масла. Заправку пилы топливом нужно делать только на горизонтальной твердой поверхности.

Запуск бензопилы

Залив топливную смесь и смазку цепи, можно приступать ко второму этапу – запуску бензопилы. Здесь вам также пригодится инструкция производителя.

В ней кратко и доступно описаны основные этапы данной операции:

  1. Проверка натяжения цепи (тянем за верхние средние звенья) . Если они поддаются с некоторым усилием, это значит, что цепь натянута достаточно хорошо. Если же пильная цепь провисает, то нужно воспользоваться натяжным механизмом и подтянуть ее.
  2. Тянем цепь вдоль шины . При нормальном натяжении она вращается легко. Если же вы перетянули цепь, то ее нужно немного ослабить. Попутно смотрим на положение цепного тормоза (широкий пластиковый щиток рядом с передней рукоятью). Он должен быть включен (отжат вперед от передней ручки, за которую держат пилу). При холостом ходе, когда двигатель прогревается, нам не нужно, чтобы цепь вращалась. Поэтому мы и ставим ее на тормоз.
  3. Устанавливаем бензопилу на ровную площадку . Переднюю ручку удерживаем левой рукой. На заднюю ручку ставим правую ногу, включаем кнопку зажигания, выдвигаем дроссельную заслонку и несколько раз резко дергаем за рукоятку стартера. Как только двигатель даст первую «вспышку», задвигаем дроссельную заслонку и снова резко вытягиваем рукоятку стартера до момента запуска мотора.
  4. Отключаем цепной тормоз, убедившись, что под пильной цепью нет посторонних предметов , которые она может подхватить, и пару раз нажимаем на газ, чтобы прогреть инструмент.
  5. Проверяем подачу смазки на цепь. Для этого подносим пилу к любому светлому объекту (лист бумаги, доска, срез пня). Если на нем появляется след от масла, значит, смазка в достаточном количестве поступает на цепь.

Описанная выше процедура запуска выполняется на холодном моторе. Если пила уже поработала некоторое время и была заглушена, то ее пуск делается рукояткой стартера без использования дроссельной заслонки.

Правила работы и техника безопасности

Цепная бензопила – травмоопасный инструмент. Этот факт не должен вызывать панического страха. Он призван побуждать владельца к постоянному контролю за своими действиями во время работы.

Итак, что требует техника безопасности при работе бензопилой?

Во-первых, не пожалейте денег на покупку комплекта спецодежды (перчаток, защитного шлема, костюма и специальной обуви). Он станет надежной защитой от повреждений.

В частности, перчатки для таких пил хорошо защищают пальцы рук от травмирования. Их ткань при контакте с цепью наматывается на нее и блокирует, спасая пальцы от острых зубьев. Защитный шлем не даст щепкам повредить глаза и защитит голову от падающих веток.

Обувь лесоруба снабжена стальными пластинами. При неожиданном отскоке пилы они принимают на себя режущий удар.

Во-вторых, не держите пилу прямо перед собой. Удерживайте ее так, чтобы ваши ноги находились сбоку от линии реза.

В-третьих, держите пилу крепко, обхватывая рукоятки всеми пальцами. При этом правую руку нужно держать на задней ручке, а левую – на передней.

Дополнить эти три базовых правила нужно другими не менее важными пунктами:

  • Осторожно вставляйте работающую пилу в сделанный пропил.
  • Остерегайтесь пилить кончиком шины (высока вероятность обратного удара).
  • Удалите из зоны работы все посторонние предметы, о которые можно споткнуться и упасть.
  • Выполняя резку, не наклоняйтесь очень низко, чтобы не потерять равновесие.
  • Не работайте, держа бензопилу выше плеч.
  • Не держите инструмент слишком далеко от себя, чтобы при долгой работе спина и руки не напрягались и не уставали.
  • Спину всегда нужно держать прямой, а ноги широко расставленными.
  • Распил можно вести обеими сторонами шины. При этом нужно учитывать, что при резке нижним краем цепь уводит пилу вперед, а при работе верхней частью она тянет пилу назад.
  • Перед тем, как перенести пилу на новое место работы, заглушите двигатель или поставьте цепь на тормоз (холостой ход).

Хорошее правило – работать не в одиночку, а с напарником, который сможет оказать первую помощь.

Перед спиливанием дерева, нужно встать справа от него и выполнить подпил (под углом 45 градусов на глубину не более ¼ диаметра ствола). Подпил делают со стороны падения дерева (направление естественного наклона ствола). После этого с другой стороны делается горизонтальный подрез – основной валочный пропил. Его на несколько сантиметров не доводят до наклонного подпила, чтобы дерево не рухнуло раньше времени (рисунки 1 и 2).

Для исключения зажима шины пилы в основном пропиле, в него вставляют деревянный клин.

Рис. №1 схема резки ствола бензопилой
Рис. №2 (1, 2 – верхний и нижний подпилы, 3 – основной валочный пропил)

При работе нужно следить за тем, куда движется ствол. Это правило поможет избежать серьезных травм, если ствол упадет в незапланированном вами направлении.

Когда дерево начинает падать, нужно быстро извлечь из разреза пилу, выключить ее двигатель и покинуть зону работы.

Повалив дерево, не следует расслабляться, поскольку основное количество травм статистика фиксирует именно на стадии обрезки веток.

Для безопасного выполнения данной работы следуйте таким правилам:

  • фиксируйте ствол подкладками, чтобы он не сдвинулся и не покатился;
  • стойте слева от поваленного дерева, а начинайте резку – с нижних веток;
  • толстые ветви спиливайте, начиная с их конца и постепенно продвигаясь к стволу.

Если при распиливании упавшего дерева бензопилу заклинило, не дергайте ее, пытаясь извлечь. Сначала отключите мотор и с помощью толстых веток-рычагов попытайтесь приподнять или наклонить ствол, чтобы расширить рез.

Обслуживание инструмента

Это показатель профессионализма владельца. Если за бензопилой организован своевременный и качественный уход, то работать она будет надежно и долго.

Закончив работу, инструмент нужно очистить от опилок и мусора. Не забывайте проверить степень натяжения цепи и уровень смазки. Правильное обслуживание бензопилы предполагает регулярную проверку состояния воздушного фильтра. Если не следить за его чистотой, то вам гарантированы проблемы с пуском.

Быстрее всего на данном инструменте изнашивается цепь, шина и ее ведущая звездочка. Поэтому их состояние также нужно постоянно контролировать.

Если в баке осталось топливо, то его нужно слить в отдельную емкость. Инструкция производителя рекомендует вырабатывать приготовленную смесь в течении 2-3 недель.

Практически каждый человек, проживающий в частном доме или имеющий дачный участок, время от времени пользуется бензопилой, работающей на бензиновом двигателе внутреннего сгорания. У новичков в этом плане часто возникает вопрос о том, как правильно заводить бензопилу. Тут стоит отметить, что профессиональные, полупрофессиональные и бытовые инструменты заводятся примерно одинаково. Как именно это делать - будет рассказано в материале.

Особенности запуска инструмента

Для запуска инструмента нужно, чтобы несколько процессов произошли одновременно:

  • под поршень двигателя должна быть подана топливная смесь;
  • она должна максимально сжаться;
  • в этот момент для воспламенения и запуска должна быть подана искра.

Каждый из перечисленных процессов происходит в момент, когда вы тянете ручку стартера. При использовании новой бензопилы нужно не забыть про обкатку.

Однако на деле все не так просто. Топливо для запуска инструмента в режиме горячего и холодного двигателя должно отличаться по качеству воздушной смеси . Так, горячий двигатель может заработать с нормальным уровнем воздуха, который обеспечит его стабильную работу и будет нормально держать обороты холостого хода. Однако аналогичного количества воздуха будет много для приведения в работу холодного двигателя. Перед запуском бензопилы стартер потребуется потянуть порядка 10 раз и, возможно, больше.

Чтобы снизить количество воздуха и увеличить подачу топлива в карбюраторе бензопилы, устанавливается специальная заслонка, отвечающая за вопрос регулировки количества воздуха при запуске двигателя . Заводить двигатель посредством пилы получится быстрее, поэтому продолжительность работы стартера и пилы в целом будет увеличена.

Очень опасно выполнять запуск пилы в месте заправки.

Запуск согласно инструкции

Разные модели бензопил имеют свои особенности запуска и свои механизмы. Алгоритм запуска устройства мы рассмотрим на примере популярной модели бензопилы Stihl M. S. 180.

Перед началом процесса запуска нужно отметить, что в инструкциях к некоторым моделям бензопил написано, что перед тем, как завести инструмент, следует включить тормоз экстренной остановки для обеспечения дополнительной безопасности. Но при фиксированном тормозе запуск произвести будет сложнее .

Соответственно, его будет лучше расфиксировать.

Если все делать правильно, то ничего сложного не будет. В случае если вы переживаете, что без фиксации бензопила в момент запуска причинит вред, то лучше вообще не рисковать и не приниматься за работу. Итак, алгоритм запуска инструмента «Штиль» следующий:

  • Перед тем как приступить к заведению инструмента, рычаг регулировки заслонки следует перевести в нижнее положение. Помните, что он двигается на пиле до низа только при условии нажатия кнопки газа. Кнопку газа нажмите и переведите вниз рычаг. Так вы закроете карбюраторную заслонку и зафиксируете газ в нажатом положении;
  • Далее, энергичными движениями дергайте ручку стартера, пока не услышите характерный звук попытки заведения инструмента. Он тут же должен заглохнуть. Затем рычаг регулировки положения заслонки переводится на шаг вверх;
  • В данном положении опять дерните ручку стартера, пока пила не заведется. И если она заведется, то из-за того, что ручка газа зафиксирована нажатой, работа будет проходить на высоких оборотах;
  • Потом один раз нажмите и отпустите кнопку газа, чтобы рычаг регулировки заслонки автоматически принял рабочее положение, а обороты снизились;
  • В случае необходимости приведения в работу прогретой бензопилы нужно поставить рычаг в рабочее положение, а затем ее заводить;
  • Чтобы остановить работу двигателя машины, рычаг регулировки заслонки нужно привести в положение вверх.

Удержание инструмента

Чтобы правильно запустить бензопилу в работу, следует в момент запуска ее удерживать верным способом. Здесь очень важно расположение пилы. Удержание в момент пуска может осуществляться двумя способами.

В первом случае пилу устанавливают на ровную поверхность, левую руку при этом нужно держать прямо и удерживать ею инструмент за верхнюю рукоятку, правую ногу поставьте на защиту для второй руки, а сам инструмент прижмите к земле. В подобном положении выполнить запуск инструмента будет удобно, поскольку ваша правая рука свободна, а инструмент при этом зафиксирован вполне надежно.

Независимо от того, в каком положении планируется проводить запуск пилы, обязательно включите тормоз пильной цени.

Во втором варианте нужно занять положение стоя и удерживать верхнюю ручку инструмента левой рукой, а заднюю ручку зажмите между ног. Благодаря такой позиции вы с легкостью заведете маломощный инструмент, и он будет надежно зафиксирован, тем самым вы защитите себя от несчастного случая.

Запуск без стартера

Часто многие домашние мастера интересуются тем, можно ли привести в действие бензопилу без помощи стартера. Ответ очень простой: это сделать в принципе нельзя.

Ни один из производителей не предусмотрел других альтернативных способов запуска. Поэтому даже если вы снимете стартер и попробуете запустить машину как-то по-другому, работать она все равно не будет, поскольку в системе охлаждения произойдут нарушения. В данной системе стоит улитка для передачи потока холодного воздуха от крыльчатки маховика в сторону цилиндра. Если ее не будет, то двигатель будет перегреваться и в итоге заклинит.

Причины, по которым бензопила не заводится

Проводить запуск инструмента нужно строго согласно инструкции. Но если вы выполнили все перечисленные пункты, а пила так и не завелась, это означает, что с ней что-то не так. Причин, по которым она может не завестись, есть несколько:

  • отсутствует искра;
  • топливо не подается;
  • засор воздушного фильтра.

Итак, что же нужно делать, чтобы выявить истинную причину, по которой инструмент не работает?

Во-первых, нужно обязательно сказать, если инструмент не запустился, винты на карбюраторе ни в коем случае нельзя крутить . А если вы не являетесь профессионалом в данной области, то даже не пробуйте своими руками ничего настраивать или пытаться заводить инструмент .

Перечисленные ниже действия, необходимые для того, чтобы инструмент начал работать, нужно совершать в строго указанной последовательности. Начинать выполнять следующий пункт нужно лишь тогда, когда предыдущий не сработал. Действия таковы:

В приведенном выше материале было рассмотрено, как правильно завести бензопилу на примере одной из моделей «Штиль», а также то, как вести себя, если инструмент не может завестись. Если вы новичок в этом деле или столкнулись с проблемой, то такая информация может вам пригодиться в будущем.

На чтение 9 мин. Опубликовано 29.07.2019

Правильный запуск бензопилы – один из самых важных этапов работы с этим инструментом. От соблюдения правил зависит продуктивность пиления, износ движущихся элементов и общая продолжительность эксплуатации. При работе с любой моделью важно уметь проводить первый запуск, диагностировать основные проблемы, а также грамотно подбирать и заливать топливную смесь. Из статьи вы узнаете, как заводить бензопилу и самостоятельно проверять ее функциональность.

Устройства бензопилы и двухтактного двигателя

По конструкции все модели современных бензопил представляют собой механизм, запускаемый двигателем внутреннего сгорания. Обычно это одноцилиндровая двухтактная версия, в которой отсутствует классический редуктор. Его функцию выполняют одноступенчатая цепная передача, которая и приводит в действие пильную гарнитуру. Основные компоненты конструкции бензопилы:

  • карбюратор мембранного типа;
  • зажигание;
  • топливная система;
  • стартер;
  • блок очистки воздуха;
  • цепь и шина;
  • тормоз цепи (контактный и инерционный);
  • механизм натяжения;
  • система смазки.
Рисунок 1 – Внешнее устройство бензопилы

Бензопилы оснащаются сцеплением центробежного типа, которое срабатывает автоматически в зависимости от оборотов двигателя. При достаточной мощности специальные элементы прижимаются к внутренней стороне барабана, запуская в движение ведущую звездочку. Достоинство такого механизма – при заклинивании пилы в резе сцепление начинает проскальзывать, снижая риск поломки внутренних механизмов.

Важно ! ДВС в бензопилах имеет максимальные обороты до 13,5 тыс. в минуту. Качество его работы напрямую зависит от топливной смеси, масла.

Как заводить бензопилу?

У большинства европейских моделей система запуска и стартер имеют похожее устройство, механизм работы. Исключение – старые бензопилы отечественного производства (Урал, Лесник). На корпусе находится ручка, через которую пропущен тросик. Если ее поднять, трос сцепляется с барабаном храпового механизма, происходит несколько оборотов коленчатого вала. Одновременно с этим происходит выброс топливной и ее воспламенение с помощью свечи, после чего и начинается запуск бензопилы. Для упрощения старта в качественных моделях бензопилы могут быть реализованы следующие механизмы:

  • установка заслонки в карбюраторе для предварительного обогащения топливной смеси;
  • декомпрессионный клапан, снижающий рабочее давление в цилиндре двигателя;
  • пружина, которая во время перемещения тросика упрощает раскручивание коленчатого вала;
  • дополнительный насос для подкачки топлива (обычно встречается у американских производителей).

Стартер постоянно подвергается динамической нагрузке. Из-за этого он может в любом момент выйти из строя прямо во время запуска. При частой эксплуатации пилы рекомендуется проводить профилактику не реже одного раза в год. Замену шнура в стартере рекомендуется проводить только вдвоем, так как требуется надежно фиксировать пружину.

Подготовка к запуску

Перед первым запуском бензопилы следует проверить состояние пильной гарнитуры и качество натяжения болтов на корпусе. После этого подготовить топливную смесь в указанной производителем пропорции, правильно залить ее в бак инструмента. Нельзя начинать работу, не убедившись в полной исправности устройства – это может привести к поломке дорогостоящих элементов, серьезным травмам.

Приготовление топливной смеси


Рисунок 2 – Заправка топливной смесью

Как для обкатки, так и для постоянно работы требуется двухтактное моторное масло. Лучше приобретать марки, предназначенные для конкретных моделей бензопил. Пропорции для подготовки топливной смеси для каждой пилы указывают в инструкции по эксплуатации, в среднем смешивать рекомендуется из расчёта 1:33. Для старых отечественных бензопил смесь готовят в пропорции 1:15.

Важно ! Этилированное топливо используется для заправки бензопил с двигателем без катализатора. Его наличие можно определить по зеленой крышке бензобака, для моделей с катализатором требуется заливать неэтилированный бензин.

Заправка

Смесь для заправки рекомендуется готовить в металлической емкости. Сначала налить необходимый объем масла, а затем разбавить его бензином и довести до однородности. Аккуратно залить подготовленный состав в бак бензопилы, стараясь не запачкать корпус, плотно завинтить крышку. Готовую смесь можно хранить не более 30 дней, после чего запускается процесс окисления. Одновременно с заправкой рекомендуется проверить масляной бачок для смазки цепи, дополнить его при необходимости.

Проверка натяжения цепи

Чтобы проверить натяжение цепи на пильной гарнитуре, достаточно пальцами рук оттянуть ее в средней части шины. Хвостовики звеньев при правильной установке не должны выходить из пазов более чем на треть длины. Цепь должна спокойно перемещаться вдоль шины без сильных усилий, если движение затруднено – следует ослабить натяжение.


Рисунок 3 – Проверка натяжения цепи

Регулировать напряжение этого элемента в бензопилах несложно самостоятельно с помощью специального барашкового болта на корпусе. У некоторых моделей имеется два болта, реже требуется ключ для подтяжки – перед началом эксплуатации следует внимательно прочитать инструкцию.

Как включить бензопилу?

После подготовки инструмента к пилению и заправки топливного бака можно приступать непосредственно к запуску. Следует помнить, что после приобретения бензопилы требуется обкатка – запуск на холостом ходу, резка древесины (до 10 см в диаметре) на средних оборотах. Иностранные модели выходят на полную мощность после выработки 5-7 баков, старые отечественные пилы обкатываются с неполной нагрузкой в течение 24 часов (3-4 полных заправки). В течение этого периода категорически нельзя нагревать двигатель, допускать продолжительной работы вхолостую и давать максимальные нагрузки при распиловке.

Этапы запуска

После всех проверок можно запускать инструмент для последующей работы. Для этого пилу нужно установить на устойчивую поверхность, чтобы шина не касалась земли. Пошаговый алгоритм:

  1. Отключить цепной тормоз с помощью ручки на корпусе бензопилы.
  2. Включить зажигание, нажатием на кнопку или переключать (обычно это крайнее левое положение).
  3. Перевести заслонку подачи воздуха в закрытое положение. Вытянуть рычаг дроссельной заслонки, зафиксировать его в промежуточном положении.
  4. Взять переднюю ручку левой рукой, слегка прижать ее к низу. Ногой наступить на защитный щиток правой рукояти.
  5. Второй свободной рукой планов потянуть рукоять стартера к себе, пока собачки в храповом механизме не зацепят сцепление барабана. Сделать резкий рывок.
  6. После первой вспышки в камере зажигания повернуть воздушную заслонку в исходное положение. Еще раз запустить пилу.

После того, как двигатель запустится, дать полный газ и полностью отпустить рычаг дроссельной заслонки. В норме блок пускового механизма должен автоматически отключиться.

Важно ! Положение пилы при запуске зависит от конкретной модели, а также вашей ведущей руки. Компактные версии данного инструмента допускается заводить на весу.

Особенности запуска при холодном и горячем двигателе

Чтобы запустился двигатель, в устройстве одновременно происходит сразу несколько процессов. Начинается подача топливной смеси на поршень двигателя, она сжимается и воспламеняется от искры свечи. При этом качество воздушной смеси отличается при запуске при холодном и горячем ДВС.

Если в разогретом состоянии достаточно нормального уровня воздуха, то в холодном виде его не хватает. В такой ситуации требуется множество раз тянуть стартер, что приводит к износу его тросика. Для регулировки подачи воздушной массы в карбюраторе имеется специальная заслонка. В холодную погоду ее нужно полностью открыть, при необходимости накачать топливо непосредственно в карбюратор с помощью праймера. Это ускорит запуск бензопилы и снизит риск поломки ее основных компонентов.

Как держать инструмент?

Есть несколько методов удержания бензопилы для запуска. Наиболее простой вариант – установить инструмент на ровную поверхность, левой рукой схватить верхнюю рукоять, ногой придерживая защиту. Второй способ – удерживать рукой верхнюю ручку пилы, а заднюю часть закрепить между ног. Такая позиция подходит только для маломощных и компактных моделей бытовых бензопил.


Рисунок 4 – Как можно держать бензопилу

Проверка подачи масла

Для достижения скольжения цепи по гарнитуре в картере двигателя находится специальный масляный бак – он подает масло на шину. Его работа контролируется специальным насосом, который запускается при увеличении оборотов двигателя. Чтобы проверить подачу и работу смазочного процесса, требуется снять боковую защиту шины, завести инструмент. Если масло поступает на гарнитуру и убавляется в бачке (проверить с помощью щупа), то никаких действий не требуется. При недостаточном количестве смеси рекомендуется почистить или заменить фильтр, после чего отрегулировать подачу.

Отличительные особенности заводки разных марок

У некоторых моделей система запуска может несколько отличаться. Главное различие в расположении основных элементов на корпусе (наличие или отсутствие праймера, количество болтов для натяжки цепи и другие), а также в пропорции приготовления топливной смеси. После приобретения инструмента следует внимательно прочитать инструкцию, в которой всегда указан алгоритм первого запуска, обкатки и частота профилактических мероприятий.

Важно ! Особенно часто отличаются конструктивные элементы у китайских бензопил. При выборе такого инструмента следует заранее проверить наличие подробной инструкции.

Особенности запуска зимой

Перед началом работы зимой бензопилу рекомендуется сначала занести в теплое помещение на 10-15 минут. Если такой возможности нет, запустить инструмент на холостом ходу, выдвинув воздушную заслонку на среднее положение. Усиливать мощность двигателя только после предварительного прогрева. У некоторых моделей имеется возможность переключения забора воздуха в летнем и зимнем режиме – это оптимальное решение, если вы часто работаете в лесу в любое время года.

Можно ли завести без стартера?

Завести бензопилу без наличия стартера невозможно. При отсутствии этого элемента возникнут нарушения в процесс охлаждения двигателя, поскольку в нем находится так называемая «улитка, регулирующая поток холодного воздуха от крыльчатки маховика к цилиндру ДВС.

Что делать, если бензопила не заводится?

Есть множество факторов, почему бензопила не заводится при соблюдении технологии запуска. Наиболее распространенные причины и способы их устранения:

  • нет искры на свече зажигания – требуется замена или просушивание при попадании воды;
  • проблема с подачей бензина на фильтр – продув топливного шланга или фильтра, замена;
  • засор топливного или воздушного фильтра – нужна качественная очистка.

Если эти простые советы не помогают, нужна полная диагностика проблем. Рекомендуется отдать бензопилу в сервисный центр, где могут проверить компрессию цилиндра и картера, а также работу карбюратора.

Правильный запуск бензопилы обеспечивает стабильную и надежную работу этого инструмента. При старте перед началом пиления следует правильно подготовить и залить топливную смесь, отрегулировать основные элементы конструкции. Важно учитывать погодные условия, а также особенности конкретной модели.

Благодаря своей ценовой доступности бензопилы становятся достаточно востребованы на дачных участках и в частных домах. К сожалению, безграмотное их использование часто проводит к сбою в работе или к серьезным поломкам.

Если неисправности без вмешательства специалистов устранить невозможно, то многие проблемы, связанные, в том числе и с незапуском двигателя, пользователь может преодолеть самостоятельно.

Причины незапуска двигателя бензопилы

Проблемы незапуска любого двигателя внутреннего сгорания следует искать по двум направлениям: в схеме зажигания или в системе подачи топлива.

Основной же причиной того, что у простых обывателей не заводится бензопила, может стать нарушение порядка ее запуска. Работа с этим инструментом, как правило, эпизодична, и пользователи просто забывают включать зажигание (если аппарат снабжен такой кнопкой) или пропускают момент схватывания мотора при закрытой дроссельной заслонке и продолжают дергать шнур стартера. В обоих случаях результат один – камера сгорания перезаливается топливом и "запал" после того, как его включили и открыли дроссель, не может поджечь горючее.

Устранить проблему несложно. Для этого следует открутить защитную крышку цилиндра, выкрутить свечу. Ее состояние определит, из-за чего не запустился двигатель:

  • Мокрая, обильно залитая бензином говорит о том, что с подачей топлива все нормально и его отправили слишком много или случилось что-то с зажиганием. Свечку надо просушить, вставить в разъем высоковольтного провода, положить стальной частью на цилиндр (все металлические части ДВС подключены к "минусу" источника электроэнергии) и дернуть шнур. Если искра в ней появилась – и здесь проблем нет. Остается лишь слить излишки бензина. Для этого пилу переворачивают дырочкой вниз и небольшими подергиваниями того же поводка вхолостую проворачивают поршень. Искроизлучатель вворачивают на место и повторяют запуск, но уже с открытой заслонкой.

Нельзя держать свечу руками в процессе ее проверки.

  • Сухая – топливо не поступает, предстоит разбираться с этой системой, промыть топливный и воздушный фильтры, проверить карбюратор.
  • Забрызгана маслом, покрыта черной копотью – избыток топлива (богатая смесь), пропорции масляно-топливной смеси нарушены, использован смазочный материал, не предусмотренный производителем. В этом случае ее промывают бензином, зачищают контакты наждачной бумагой, выставляют необходимый зазор 0,5-0,6 мм и вкручивают на место, а дальше разбираются с составом горючего.

Следующая причина, по которой двигатель не запускается, является следствием использования некачественных горюче-смазочных материалов, когда нагар настолько забивает глушитель, что затрудняет выход отработанных газов. Если он разбирается, его следует раскрутить и промыть. В противном случае отсоединить, заткнув отверстие на моторе чистой ветошью, чтобы грязь не попала, вычистить отдельно и просушить феном. Как правило, чисткой только выхлопной системы дело в таких случаях не заканчивается – приходится промывать и всю топливную систему.

Забитый грязью сапун тоже не позволит завести мотор. Он находится на крышке топливного бака и представляет собой клапан, который выравнивает давление воздуха, чтобы топливо могло течь в карбюратор. Выявить неисправность просто, достаточно отсоединить от него топливный шланг, и если из трубки бензин течет плохо, прерывистой струей или совсем не бежит, значит забилось клапанное отверстие. Его прочищают иглой или продувают сжатым воздухом.

Завести бензопилу мешает также разрегулировка настроек, верными признаками которой являются:

  • двигатель не запускается или запускается и сразу же глохнет – не хватает топлива, воздушно-топливная смесь обеднена;
  • густой дым на выхлопе, большой расход топлива – происходит перенасыщение горючим, заливает свечи бензином (богатый состав).

Регулировка карбюратора своими силами

Отрегулировать карбюратор можно тремя винтами:

  • "L" – изменением подачи топлива регулирует малый газ.
  • "H" – меняет качество топливной смеси, от которой зависят высокие обороты.
  • "T" – регулирует обороты холостого хода сменой положения дроссельной заслонки. На немецких пилах "Stihl" и японских "Макита" он идет под литерой "S", а на шведской "Партнер" – "LA".

Вращение винтов по часовой стрелке наращивает обороты двигателя, в противоположную сторону – сокращает. На марках "Husgvarna" и "Партнер" они регулируют подачу воздуха, поэтому эффект от их поворота обратный.

Легче всего настройке поддаются аппараты российского производства: "Урал 2 Электрон" и "Дружба", которые легко регулируются на слух. Эта особенность позволяет использовать их в сложных климатических условиях и на больших расстояниях от сервисных центров.

Труднее настроить устройство китайских производителей. А шведы на своих "Husgvarna" намеренно ограничивают доступ пользователей к регулировочным винтам, набивая на них насечки, подобраться к которым можно только специальными отвертками.

На японских моделях открыт только один регулятор "S", при помощи которого осуществляются все настройки.

Настройка устройства

Регулировка производится в две стадии: первоначальная – на холодном заглушенном двигателе, последующая – при запущенном, "на горячую".

Очищенную от нагара, заправленную топливной смесью в соответствии с руководством бензопилу располагают цепью от себя на столе и производят регулирование. На первом этапе винты "H" и "L" плавно, не прилагая усилий, вкрутить по часовой стрелке до упора и затем вывернуть на установленное инструкцией число оборотов первичной регулировки (на "Husgvarna" это 1,5 витка). Завести двигатель и прогреть в течение 10 минут на средних оборотах.

На следующем этапе проводится настройка малого газа. Постепенно, увеличивая его винтом "L", достигнуть максимума и затем, уменьшив на 14 витка, сделать их оптимальными.

В завершении нужно отрегулировать максимальные обороты. Для этого они выводятся на текущий максимум, а потом поворотом винта "H" – на возможный предел (на слух он воспринимается как перебои в работе двигателя). Чтобы исключить повреждение инструмента, удерживать его на таком режиме можно не более 3 секунд. Поэтому сразу же по его достижении отворотом на 14 витка устанавливается оптимальный.

При окончательном тестировании, на перегазовке инструмент должен соразмерно даче "газа" устойчиво выходить на нужный режим, работая ровно, без срывов.

Такие регулировки проводят с использованием специальных тахометров. Выполненные на слух, они должны быть обязательно скорректированы инструментально в сервисе – это продлит их долговечность.

В ходе работы с бензопилой следует строго руководствоваться инструкцией по ее эксплуатации. Использовать только те горюче-смазочные материалы, которые рекомендованы. Дело в том, что каждый производитель при изготовлении изделий применяет металлы с только им присущими присадками и разрабатывает свои масла – это обеспечивает инструментам оптимальное функционирование и долговечность.

После каждого использования пилу тщательно очищают. При длительном ее хранении необходимо обязательно сливать масло и бензин.

Начинающим пильщикам, не имеющим навыков работы с бензопильной техникой, приходится вырабатывать навыки ее обслуживания самостоятельно. О том, как приготовить топливную смесь и как завести бензопилу, подробно описано в прилагаемой к инструменту инструкции.

На начальном этапе подготовки к первому запуску новая бензопила освобождается от консервирующей смазки, после чего следует убедиться в наличии ее полной комплектации, надежной затяжке резьбового крепежа, особенно в районе крепления гарнитуры, правильном натяжении .


Все современные бензопилы за редким исключением комплектуются компактными двухтактными ДВС, работающими на высокооктановом автомобильном бензине. В состав горючего вводится дозированное количество специального моторного масла в соотношении 40:1 или 50:1.

Требований к качеству бензина немного — это:

  • минимальное время хранения;
  • октановое число не менее 92;
  • отсутствие воды и посторонних примесей.

Критерии выбора моторного масла

Полноценной альтернативой рекомендованным фирменным маслам может быть аналогичная по рабочим характеристикам продукция ведущих производителей. В результате естественного отбора на неофициальных рейтингах потребительского спроса на протяжении многих лет лидируют моторные и цепные масла торговых марок Штиль и Хускварна.

  • Категорически запрещается использовать для приготовления горючей смеси для бензопилы дешевые аналоги неизвестного происхождения, а также, моторные масла для мопедов и лодочных моторов.
  • Для того чтобы избежать рисков приобретения более дешевого, но некачественного фальсификата, рекомендуется покупать расходные материалы в фирменных и лицензированных торговых предприятиях.

Рабочая смесь готовится в небольшом количестве, достаточном для выполнения одноразовой работы. Для длительного использования, более одного месяца, горючий состав не рассчитан из-за существенных ухудшений рабочих характеристик.

Смесь через мелкоячеистый фильтр или замшу заливается в бензобак, из которого бензопроводом подается на вход карбюратора.

Особенности первого и последующего запусков

Научиться правильно заводить бензопилу в принципе несложно. Нужные навыки приобретаются непосредственно в процессе эксплуатации.

Запуск бензопилы производится шнуровым стартером, в большинстве современных моделей совмещенным с инерционной или пружинной системой легкого запуска. Правильно отрегулированный механизм снижает необходимое для запуска двигателя усилие, практически наполовину.

Поскольку завести бензопилу без стартера невозможно, для продления его ресурса необходимо выработать плавный, с небольшим ускорением рывок шнура, не создающий на конструкцию пускового устройства больших нагрузок.

  • Для первого запуска заправленный топливом и инструмент следует установить на ровное основание, разблокировать систему предотвращения случайного запуска и тормоз аварийной остановки пильной гарнитуры. При наличии праймера следует подкачать топливо в карбюратор.
  • Для запуска двигателя следует установить гашетку газа на режим малых оборотов и, удерживая инструмент за рукоятку потянуть ручку стартера. Завести первый раз бензопилу, что называется с пол-оборота, скорее всего не получится. Даже полностью исправный и отрегулированный инструмент «схватывает» с 3-4 попытки.
  • На режиме холостого хода поршневая группа и шатунно-кривошипный узел работают в условиях масляного голодания, поэтому время работы холостого хода необходимо ограничить до минимума.

Настройка топливной системы


Заводская производится по усредненным параметрам, поэтому необходимые коррективы в работу топливной системы вносятся в процессе эксплуатации бензопилы.

Последовательность самостоятельной настройки топливной системы силами самого владельца приведена в инструкции. Для вывода двигателя на оптимальный по тяге и экономичности расхода ГСМ, желательно выполнить регулировку с помощью специального оборудования, которым оснащаются сервисно-ремонтные службы.

Работающий двигатель проверяется на отсутствие перебоев системы зажигания, посторонних шумов, перегрева картера и других недостатков. Полноценная притирка нагруженных деталей и узлов новой бензопилы производится в рабочем режиме с умеренными нагрузками. С небольшими перерывами на охлаждение двигателя можно пилить древесину диаметром 100-150 мм.

Причины неудачного запуска

Для поиска характерных для ДВС отказов имеются разработанные алгоритмы, помогающие обнаружить и устранить неисправность с небольшими затратами рабочего времени.

В более простом варианте — это затрудняющий поджиг смеси избыток топлива в камере сгорания, неотрегулированный зазор в свече зажигания, подсос воздуха в системе топливопитания.

Также не исключается отсоединение привода управления заслонкой карбюратора, загрязнение жиклеров и наличие в поплавковой камере водного конденсата.

Запуск бензопил китайского производства

Значительная часть китайского бензопильного инструмента – это копии известных европейских брендов, при этом, не всегда удачные. Для того чтобы завести китайскую бензопилу специальных навыков не требуется.

Особенность работы с китайскими бензопилами — это рекомендации по применению фирменных моторных и цепных масел. Ведущие китайские производители разработали широкий ассортимент специальных присадок, которые положительно сказываются на рабочих характеристиках и долговечности китайских бензопил бытового и профессионального класса.

Обкатка

Многие модели бытовых и профессиональных бензопил проходят в заводских условиях. Тем не менее, опытные специалисты советуют на протяжении первых заправок эксплуатировать инструмент на щадящих режимах и на топливе с увеличенным содержанием моторного масла.